рейтинг симфонических оркестров россии
Составлен рейтинг лучших оркестров
Королевский оркестр Концертгебау
Престижный журнал Gramophone, посвященный классической музыке, составил собственный топ-20 лучших оркестров мира. Как передает The Times, российские коллективы заняли в нем три места – 14, 15 и 16-е.
Первое отведено Королевскому оркестру Концертгебау ( Royal Concertgebouw Orchestra / Koninklijk Concertgebouworkest ) из Нидерландов. 14-ю строчку рейтинга занимает оркестр Мариинского театра, за ним идут Российский национальный оркестр и Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. В списке семь американских оркестров и четыре немецких.
Топ-20 лучших оркестров мира по версии Gramophone :
1. Royal Concertgebouw Orchestra;
2. Berlin Philharmonic Orchestra;
3. Vienna Philharmonic Orchestra;
4. London Symphony Orchestra;
5. Chicago Symphony Orchestra;
6. Bavarian Radio Symphony;
7. Cleveland Orchestra;
8. Los Angeles Philharmonic;
9. Budapest Festival Orchestra;
10. Dresden Staatskapelle;
11. Boston Symphony Orchestra;
12. New York Philharmonic;
13. San Francisco Symphony;
14. Оркестр Мариинского театра;
15. Российский национальный оркестр;
16. Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии;
17. Leipzig Gewandhaus Orchestra;
18. Metropolitan Opera Orchestra;
19. Saito Kinen Symphony Orchestra;
20. Czech Philharmonic.
Рейтинг симфонических оркестров россии
Мы решили продолжить оркестровую тему, начатую в материале Homo orchestrus. В этот раз с высот мировых спустимся в российские безбрежные пространства. Однако там все гораздо туманнее и с трудом переводится на язык простых и четких цифр.
По имеющимся данным, всего в России 71 симфонический оркестр. Из них 11 – в Москве, 7 – в Питере (оперные тут не в счет). Но даже Минкульт не может собрать более детальную информацию. Оркестры принадлежат областям. И область иногда может быть заинтересована в том, чтобы эту информацию выдать, а иногда нет. А если совсем честно, то выдать или не выдать информацию зависит от директора филармонии, оркестра или даже главбуха.
Весной 2010 года в Екатеринбурге состоялся первый симфонический форум Союза концертных организаций России. Эта общественная организация обратилась к филармониям с призывом: коллеги, давайте же наконец соберем общую картину. Раскрыли статистику, и то неполно, 44 оркестра, то есть 60 процентов от существующих в России. На основании полученной информации можно сказать следующее.
После 1990 года количество оркестров фактически удвоилось, что вроде бы не может не радовать. Но количество концертов, которые они дают в год, варьируется от 132 (это норма до 1990 года) до 10. Точнее: 35 процентов оркестров дают более 70 концертов в год, 21 процент – от 50 до 70, 44 процентв – менее 50.
Только 14 оркестров полностью укомплектованы. Пять оркестров укомплектованы не более чем на 20 процентов. Например, город Абакан имеет симфонический оркестр, в котором 33 процента вакансий. В Костроме – четверть вакансий, столько же во Владивостоке, Рязани, Минеральных Водах.
Средняя заработная плата в российских оркестрах варьируется от 4000 до 83 500 рублей, что напоминает среднюю температуру по больнице. Гораздо серьезнее тот факт, что средняя зарплата оркестранта в 50 процентах случаев сегодня на 20–60 процентов ниже, чем средняя зарплата в регионе, где расположен оркестр.
Ситуацию комментирует один из редких ее знатоков – музыкальный социолог Евгений Дуков:
Есть оркестры, которые собираются, что называется, по звонку. Как правило, это в Москве, где денег много, а концертное пространство не заполнено. Здесь есть оркестры, которые проводят 8–10 концертов в год.
Оркестры с именами или хотя бы с городом, к которому они приписаны (Москва, Питер), стараются побольше ездить на гастроли. Это дает им возможность как-то существовать.
Но очень многое тут зависит от менеджмента. Например, Удмуртский симфонический оркестр, где очень хороший директор, примерно половину года проводит за границей, в Европе, даже перед папой римским выступал. Остальное время дома, работает со своей публикой. Московские оркестры живут примерно так же, 20 концертов в год – дома, дальше едут на заработки.
В Екатеринбурге, правда, оркестранты не очень рвутся на гастроли, потому что средства, которые они получают дома, уже сопоставимы с теми, что они получают на международных гастролях. Но там усилиями менеджмента создана уникальная ситуация.
А, как правило, на периферии оркестранты ищут себе какую-то дополнительную деятельность, ведь те деньги, которые они получают за концерты, не позволяют выжить даже одному, я не говорю о семье с детьми. Кто-то в музыкальной школе работает, кто-то даже нянечками и медсестрами. Люди не занимаются тем, чем должны заниматься. А если все оркестранты где-то рыщут и только иногда можно собрать полный состав, то, естественно, очень много времени уходит на подготовку программы. Оркестров, которые работают почти каждый день (как часть столичных оркестров и Екатеринбургский), очень мало.
Оркестров, ведущих жизнь, похожую на жизнь настоящих профессиональных коллективов, считаные единицы. Среди «периферийных» с ходу можно назвать оркестры Новосибирской, Кузбасской, Самарской и некоторых других филармоний. Там директора имеют полное право требовать от оркестрантов качество.
В других местах директор говорит оркестрантам примерно следующее: «Я вас нанимаю на работу, буду платить положенные копейки, но зато оставлять вам время, которым вы можете распорядиться, чтобы выжить. Как вы им воспользуетесь – будете убивать людей или играть на скрипке в переходе, – мне не важно. Единственное обязательство – иногда надо приходить на работу, репетировать и изредка выступать». И музыканты с высшим образованием идут на это, потому что оставить специальность после почти двух десятков лет каждодневного тренинга сложно. Я уже не говорю о любви к музыке.
В результате мы имеем растущее число профессиональных коллективов. Но по экономическим стандартам и, увы, качеству – часто это чистая «профессиональная самодеятельность».
С 2003 газета «Музыкальное обозрение» проводит проекты «Симфоническая карта России» и «Камерата России»: мониторинг репертуара и состояния сезонов российских симфонических и камерных оркестров.
Вопросы деятельности оркестров с первых лет выпуска газеты были одним из приоритетов в нашей работе. Мы первыми стали публиковать материалы о конкурсах дирижеров за рубежом, о том, как устроен менеджмент американских и европейских оркестров. «МО» организовало первые в России мастер-классы для молодых дирижеров симфонического оркестра. Своими композиторскими проектами (коллективные сочинения Концерт для оркестра «10 взглядов на 10 заповедей»; «Посвящение. К 100-летию Д. Шостаковича; «Вологодские кружева» — три из семи сочинений проекта; Kyrie eleison К. Бодрова) газета пополнила современный репертуар симфонических оркестров.
Предложив оркестрам участие в мониторинге, вовлекая оркестры в этот проект, мы стремились объединить оркестровое хозяйство страны, приблизиться к общему пониманию базовых принципов, дать дирижерам, оркестрантам, директорам оркестров и филармоний возможность увидеть друг друга на страницах «МО».
В том же 2003, когда мы начали свой проект, были впервые учреждены президентские гранты для симфонических оркестров (в то время трех: ГАСО им. Светланова, БСО им. Чайковского и ЗКР Санкт-Петербургской филармонии). Сегодня федеральные гранты получают около 20 ведущих симфонических, камерных, народных оркестров Москвы и Санкт-Петербурга. Многие региональные оркестры получают губернаторские гранты.
Колоссальную работу по развитию и анализу состояния оркестрового дела ведет Союз концертных организаций России.
Вместе с СКОР мы работаем в этом направлении.
Продолжаем проводить ежегодный мониторинг. Печатаем эксклюзивные материалы о менеджменте и принципах работы оркестров за рубежом: оркестра Баварского радио, Чикагского симфонического, оркестра Романдской Швейцарии, совсем недавно — Сиэтлского симфонического. Огромный резонанс вызвала публикация «Кодекса оркестрантов Германии» в четырех номерах 2012–2013 гг., а несколькими годами ранее — перепечатка уникальнейшего документа: «Правил», разработанных для музыкантов ЗКР АСО Ленинградской филармонии п/у Евгения Мравинского. Документ, которому в нынешнем году исполняется 40 лет, актуалени сегодня.
Одно из недавних достижений специалистов «МО» — формирование репертуара юбилейного 80-го сезона Ростовского академического симфонического оркестра.
Опубликованы десятки интервью, аналитических статей, информационных материалов об оркестровой жизни России
В общем, объемный том Библиотеки «МО» под названием «Оркестр» давно готов и ждет выхода в свет.
В плену проблем
Вместе с тем, основываясь на наших данных (в т.ч. и на данных многолетнего мониторинга), мы не можем сказать, что оркестровое хозяйство России прогрессирует.
Большинство оркестров по-прежнему варятся в собственном соку, не предпринимая усилий по активному вхождению в российскую концертную жизнь. При тяжелой экономической ситуации, низких зарплатах жизнь в них течет чаще всего по инерции.
При этом «бунта на корабле» не предвидится. Редкие всплески недовольства связаны с совсем уж откровенным невежеством и административным беспределом (в частности, в Волгоградской и Крымской филармониях). Людей можно понять: когда ничего не меняется, из года в год балансируешь на грани выживания, у них просто опускаются руки.
Безусловно, есть образцы выдающегося по меркам России менеджмента: ГСО Татарстана, Уральский филармонический оркестр. В Москве — Госоркестр, Капелла Полянского. Событием последних лет стало создание Тюменского симфонического оркестра, объявившего о большом плане развития на несколько лет вперед.
Как правило, если речь идет о нестоличных оркестрах, то их успехи, стабильность и благополучие во многом связаны с покровительством высших властей региона. Примеры — УАФО и Э. Россель, ГСО Татарстана и Р. Минниханов, Тюменский оркестр и В. Якушев. Музыкантов Новосибирского оркестра в сложный момент его истории (уход из жизни А. Каца) поддержал губернатор В. Толоконский. Воронежский губернатор А. Гордеев также уделяет значительное внимание симфоническому оркестру.
Но таких примеров немного. Большая часть оркестров страны находится в трудном положении. Речь не только о финансах, но и внутреннем творческом, хозяйственном и организационном состоянии.
На разных полюсах
Многое в оркестровой жизни вызывает вопросы, а порой недоумение. К примеру, почему такой коллектив, как ЗКР, чье искусство, чье звучание можно поставить в пример всем московским и петербургским оркестрам, выступает в Москве в лучшем случае раз в год — на фестивале М. Ростроповича. А когда приезжал в столицу второй филармонический оркестр Петербурга — уж и не вспомнить.
А как часто московские коллективы гастролируют в северной столице? Вопрос риторический. Такое ощущение, что симфонические Москва и Санкт-Петербург — как разные планеты, как Запад и Восток из баллады Киплинга, которым «не встретиться никогда».
В то же время оркестр Татарстана дает в Москве чуть ли не по 10 концертов в сезон, при том, что расстояние от Казани до Москвы — больше, чем от Москвы до Питера.
Или почему в рамках Пасхального фестиваля гастролирует только один симфонический оркестр, да и тот — оперного театра?
Почему лучшие маэстро страны, в отличие от западных коллег, дирижируют исключительно своими оркестрами и почти никогда — другими оркестрами России? Дело в финансах или в чем-то еще?
Зачем региону симфонический оркестр, если в нем 45–50 человек, а зарплаты —15–20 тыс. руб., и регион не может обеспечить достойную оплату труда людям, 20 лет учившимся своей профессии? Симфонический оркестр — дорогое удовольствие, оно не может стоить копейки. Дорогие «игрушки» дешево не продаются.
Оркестры «имени маэстро»
Одна из проблем российских коллективов — несменяемость, отсутствие ротации главных дирижеров. Составы оркестров меняются гораздо чаще.
Впрочем, так было и в СССР. Ни в одной стране оркестры не называют по фамилии главного дирижера — только у нас. Были оркестры Светланова, Мравинского, Кондрашина, Каца. Сегодня — Темирканова, Федосеева, Плетнева, Спивакова, Когана, Башмета… А как иначе, если дирижер десятилетиями занимает свою должность?
А. Кац возглавлял Новосибирский симфонический оркестр чуть более 50 лет,
Е. Мравинский руководил Заслуженным коллективом 49 лет,
Е. Светланов Госоркестром — 35 (хотя фактически меньше),
И. Гусман работал в Горьком 30 лет,
Э. Серов в Волгограде — 29.
В. Вербицкий в Воронеже 45 лет,
В. Федосеев в БСО — 43,
А. Дмитриев в АСО Санкт-Петербургской филармонии — 40.
Ю. Темирканов работает в ЗКР 29 лет,
П. Коган в оркестре имени себя — 28,
М. Плетнев в РНО — 27,
М. Щербаков в Самаре — 26,
В. Полянский в Госкапелле — 26,
Д. Лисс в УАФО — 22…
В Европе и США сменяемость дирижеров более частая.
С другой стороны, есть оркестры, где дирижеры не задерживаются больше 2–3 лет. И немало случаев, когда уходят они не в связи с окончанием контракта, а в результате неразрешимых конфликтов, часто сталкиваясь с некомпетентным начальством.
Между тем в России выросло поколение дирижеров XXI века, готовых быть не только ассистентами и «вторыми». Многие из них уже имеют награды конкурсов, опыт художественных руководителей, выступлений с лучшими оркестрами страны: А. Богорад, Д. Васильев, Д. Власенко, Д. Ботинис, В. Валеев, В. Валитов, М. Голиков, И. Дербилов, М. Емельянычев, А. Иоффе, А. Кашаев, В. Кирьянов, С. Кондрашев, С. Кочановский, Д. Крюков, В. Кузовлев, В. Куликов, Т. Курентзис, Ф. Леднев, М. Леонтьев, Д. Лотоев, М. Максимчук, И. Манашеров, А. Сладковский, В. Урюпин, Ф. Чижевский, К. Чудновский, А. Шабуров, Энхе…
Сколько у нас оркестров? Этого не знает никто!
Все симфонические оркестры, а тем более камерные, то возникающие, то исчезающие и вновь «восстающие из пепла», не может подсчитать ни «МО», ни СКОР — только эти две институции следят за оркестровой картой России. О существовании того или иного коллектива можно узнать порой лишь по косвенным сведениям или вовсе случайно.
В одной только Москве оркестров, по подсчетам «МО», около 40.
Из них около 20 симфонических:
ГАСО им. Светланова (худ. рук. В. Юровский),
АСО МГАФ (худ. рук. и главный дирижер Ю. Симонов),
БСО (В. Федосеев),
РНО (М. Плетнев),
НФОР (В. Спиваков),
«Новая Россия» (Ю. Башмет),
МГАСО п/у П. Когана,
ГАСК п/у В. Полянского,
«Русская филармония» (Д. Юровский),
РГСО кинематографии (С. Скрипка),
МГСО п/у Д. Орлова.
Оркестры театров:
ГАБТ (муз. рук. Т. Сохиев),
МАМТ (главный дирижер Ф. Коробов),
«Новой оперы» (Я. Латам-Кениг),
«Геликон-оперы» (с марта 2017 В. Кирьянов),
театра им. Сац (А. Иоффе),
театра «Кремлевский балет» (в нем играют музыканты «Новой России»).
Два оркестра радио «Орфей» (симфонический — главный дирижер С. Кондрашев и АБКО им. Силантьева — А. Клевицкий).
Концертный оркестр Московской консерватории (А. Левин).
Musica viva, выступающий большей частью с симфоническими программами (А. Рудин).
Симфонический оркестр Министерства обороны,
Президентский оркестр,
Симфонический оркестр МВД России,
Центральный концертный образцовый оркестр им. Римского-Корсакова ВМФ России.
Смешанные коллективы в воинских Ансамблях песни и пляски, в которых играют на всем, вплоть до синтезаторов
(им. Александрова,
Национальной гвардии,
«Красная звезда» РВСН и др.).
Коллективы, собираемые «по случаю»:
им. Рахманинова,
им. Прокофьева,
«Глобалис» и др.
Народные оркестры:
НАОНИР им. Осипова (худ. рук. и главный дирижер В. Андропов),
АОРНИ им. Некрасова ВГТРК (дирижер А. Шлячков),
«народно-симфонический» «Боян»,
Государственный духовой оркестр (о нем практически ничего не слышно).
Камерные — ГАКОР (худ. рук. А. Уткин),
«Вивальди-оркестр» (С. Безродная),
«Виртуозы Москвы» (В. Спиваков),
«Времена года» (В. Булахов),
Cantus firmus (А. Хургин).
Ансамбли «Солисты Москвы» (Ю. Башмет)
и «Академия старинной музыки» (Т. Гринденко),
также фактически в статусе оркестров.
Камерный оркестр эстрадной и джазовой музыки им. Лундстрема.
Оркестры Санкт-Петербурга:
ЗКР АСО Санкт-Петербургской филармонии (Ю. Темирканов),
АСО Санкт-Петербургской филармонии (А. Дмитриев),
Симфонический оркестр Капеллы им. Глинки (А. Чернушенко),
Санкт-Петербургский Государственный академичсекий симфонический оркестр (А. Титов),
«Северная симфония» п/у Ф. Мастранджело,
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга («Петербург-концерт») (С. Стадлер),
«Таврический» (М. Голиков),
«Классика» (А. Канторов),
Губернаторский оркестр Санкт-Петербурга (худ. рук. С. Горковенко, главный дирижер И. Пономаренко).
Оркестр Мариинского театра (В. Гергиев),
Оркестр Михайловского театра (М. Татарников),
Оркестр театра «Зазеркалье» (главный дирижер театра П. Бубельников),
Оркестр театра «Санкт-Петербург опера»,
Камерный оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург камерата» (рук. Ф. Мастранджело),
«Дивертисмент» (рук. И. Иофф),
«Солисты Санкт-Петербурга» (рук. М. Гантварг).
Народные —
им. Андреева,
Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга,
Оркестр баянистов Дома Культуры профтехобразования…
Все ли это — точно не знают даже наши петербургские коллеги.
А что в регионах? Много ли мы слышим об оркестрах в Ставрополе, Орле, Калуге, Владикавказе, Махачкале, Ижевске, Чечне, Калмыкии, Хакассии, Тыве, ряде других городов и регионов? Сколько концертов они дают за сезон, где выступают, с каким репертуаром?
А сколько в России муниципальных симфонических оркестров?
Дубна, Жуковский, Калининград, Череповец, Тольятти — те, что «на слуху».
Вероятно, про многие другие широкой оркестровой общественности просто не известно.
Рейтинг ведущих оркестров Москвы
15.06.2009 Оставьте комментарий Просмотры: 1 424
В Колонном зале Дома союзов завершился фестиваль симфонических оркестров мира, ежегодно подпитывающий Москву выступлениями коллективов, выделяющихся в мировом музыкальном пространстве.
А вместе с его завершением музыкальный обозреватель «Независимой Газеты» пристально вгляделась в наши, московские коллективы и дерзнула составить их рейтинг.
Каковы критерии отбора, спросит читатель. При отборе оркестров мы опирались на объективные факторы: количество сыгранных концертов, гастролей по городам России и за рубежом, выступления с именитыми солистами и дирижерами, интересные программы, внимание ведущих критиков, отзывы профессионалов (высказаны в неофициальном порядке, потому имена и цитаты не приводятся). Но, конечно, решающим был субъективный фактор, то есть собственное мнение обозревателя «НГ».
Стоит отметить попутно, что рейтинг этот несовершенен. Простое распределение по строчкам все же не отражает картину в полной мере: между некоторыми из этих позиций – пропасть, другие разделяет между собой только необходимость ранжира.
Итак, открывает рейтинг лучших московских оркестров Российский национальный оркестр. Этот оркестр входит в рейтинг лучших оркестров мира (составленный солидным британским журналом Gramophone), а потому настоящая позиция в дополнительных комментариях не нуждается. Можно только добавить, что РНО – фаворит и профессионалов, и любителей (у РНО есть своя постоянная публика).
Вторую строчку занимает Национальный филармонический оркестр России. В составе НФОР – отличные музыканты, которые при любом раскладе (в политике этого оркестра – частые выступления с разными дирижерами) выдают качественную игру.
Вопросы стиля и сыгранности (не менее важные, чем качество) зависят от вкуса и мастерства стоящего за пультом и от количества репетиций. Но, возможно, именно на этом этапе оркестру не хватает сильного дирижера, который бы много времени проводил с этим оркестром.
Итак, два молодых коллектива – один был создан в начале 90-х, другой отыграл только несколько сезонов (НФОР учрежден в 2003 году) – опережают солидные, именитые коллективы, коллективы с богатейшей историей и наследственностью.
Большой симфонический оркестр им. Чайковского и Государственный академический оркестр России им. Светланова занимают в нашем рейтинге третью и четвертую позиции. Заметим, что эти коллективы были поддержаны президентом России еще в 2000 году, когда НФОР еще и в помине не было.
Президентский грант помог коллективам – к счастью – выжить, но – к сожалению – не более того. Выдающихся результатов ни тот, ни другой оркестр не продемонстрировали. Стоит задуматься.
Тем более что вслед за ними идет оркестр Большого театра, всего лишь несколько сезонов назад «выползший» из оперной ямы на симфоническую эстраду, и очень преуспел. Факт творческого роста этого коллектива налицо, наличие зарубежных гастролей лишь прибавляет уверенности и смелости отдать этому оркестру пятую строчку рейтинга.
Оркестр «Новая Россия» привлекает, пожалуй, своей открытостью к экспериментам и гибкостью: огромное количество новой музыки, частые выступления с вокалистами (эта область требует определенных навыков), участие в детских программах, среди определенных удач в работе со сторонними дирижерами – опыт сотрудничества с Теодором Курентзисом.
Государственная академическая симфоническая капелла России привлекает внимание прежде всего программами: в ее репертуаре – неизвестные и редко звучащие сочинения, в основном оперного плана. Оговоримся попутно: в составе коллектива есть певческий корпус – хор и солисты: это, конечно, отличает данный коллектив от конкурентов.
Именно с этим оркестром чаще всего выступает в Москве Геннадий Рождественский, что привлекает к нему внимание общественности и позволяет участвовать в настоящем рейтинге.
Наконец, Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Благодаря хорошему менеджменту (филармония активно инвестирует в этот проект) оркестр принимает участие в интересных проектах российского и международного масштаба, выступает с молодыми и перспективными, а также уже с именитыми солистами.
Художественный результат пока оставляет желать лучшего, но потенциал все-таки ощутим: оркестр обновил состав, разрабатывает привлекательные программы, и это позволяет замкнуть этим коллективом рейтинг ведущих симфонических оркестров Москвы.
Рейтинг ведущих оркестров Москвы
Российский национальный оркестр в рейтинге «НГ» занял верхнюю строчку.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В Колонном зале Дома союзов завершился фестиваль симфонических оркестров мира, ежегодно подпитывающий Москву выступлениями коллективов, выделяющихся в мировом музыкальном пространстве. А вместе с его завершением музыкальный обозреватель «НГ» пристально вгляделась в наши, московские коллективы и дерзнула составить их рейтинг.
Каковы критерии отбора, спросит читатель. При отборе оркестров мы опирались на объективные факторы: количество сыгранных концертов, гастролей по городам России и за рубежом, выступления с именитыми солистами и дирижерами, интересные программы, внимание ведущих критиков, отзывы профессионалов (высказаны в неофициальном порядке, потому имена и цитаты не приводятся). Но, конечно, решающим был субъективный фактор, то есть собственное мнение обозревателя «НГ».
Стоит отметить попутно, что рейтинг этот несовершенен. Простое распределение по строчкам все же не отражает картину в полной мере: между некоторыми из этих позиций – пропасть, другие разделяет между собой только необходимость ранжира.
Итак, открывает рейтинг лучших московских оркестров Российский национальный оркестр. Этот оркестр входит в рейтинг лучших оркестров мира (составленный солидным британским журналом Gramophone), а потому настоящая позиция в дополнительных комментариях не нуждается. Можно только добавить, что РНО – фаворит и профессионалов, и любителей (у РНО есть своя постоянная публика).
Вторую строчку занимает Национальный филармонический оркестр России. В составе НФОР – отличные музыканты, которые при любом раскладе (в политике этого оркестра – частые выступления с разными дирижерами) выдают качественную игру. Вопросы стиля и сыгранности (не менее важные, чем качество) зависят от вкуса и мастерства стоящего за пультом и от количества репетиций. Но, возможно, именно на этом этапе оркестру не хватает сильного дирижера, который бы много времени проводил с этим оркестром.
Итак, два молодых коллектива – один был создан в начале 90-х, другой отыграл только несколько сезонов (НФОР учрежден в 2003 году) – опережают солидные, именитые коллективы, коллективы с богатейшей историей и наследственностью. Большой симфонический оркестр им. Чайковского и Государственный академический оркестр России им. Светланова занимают в нашем рейтинге третью и четвертую позиции. Заметим, что эти коллективы были поддержаны президентом России еще в 2000 году, когда НФОР еще и в помине не было. Президентский грант помог коллективам – к счастью – выжить, но – к сожалению – не более того. Выдающихся результатов ни тот, ни другой оркестр не продемонстрировали. Стоит задуматься. Тем более что вслед за ними идет оркестр Большого театра, всего лишь несколько сезонов назад «выползший» из оперной ямы на симфоническую эстраду, и очень преуспел. Факт творческого роста этого коллектива налицо, наличие зарубежных гастролей лишь прибавляет уверенности и смелости отдать этому оркестру пятую строчку рейтинга.
Оркестр «Новая Россия» привлекает, пожалуй, своей открытостью к экспериментам и гибкостью: огромное количество новой музыки, частые выступления с вокалистами (эта область требует определенных навыков), участие в детских программах, среди определенных удач в работе со сторонними дирижерами – опыт сотрудничества с Теодором Курентзисом.
Государственная академическая симфоническая капелла России привлекает внимание прежде всего программами: в ее репертуаре – неизвестные и редко звучащие сочинения, в основном оперного плана. Оговоримся попутно: в составе коллектива есть певческий корпус – хор и солисты: это, конечно, отличает данный коллектив от конкурентов. Именно с этим оркестром чаще всего выступает в Москве Геннадий Рождественский, что привлекает к нему внимание общественности и позволяет участвовать в настоящем рейтинге.
Наконец, Академический симфонический оркестр Московской филармонии. Благодаря хорошему менеджменту (филармония активно инвестирует в этот проект) оркестр принимает участие в интересных проектах российского и международного масштаба, выступает с молодыми и перспективными, а также уже с именитыми солистами. Художественный результат пока оставляет желать лучшего, но потенциал все-таки ощутим: оркестр обновил состав, разрабатывает привлекательные программы, и это позволяет замкнуть этим коллективом рейтинг ведущих симфонических оркестров Москвы.
Рейтинг лучших оркестров Москвы:
1. Российский национальный оркестр
2. Национальный филармонический оркестр России
3. Большой симфонический оркестр им. Чайковского
4. Государственный академический симфонический оркестр России им. Светланова
5. Симфонический оркестр Большого театра
6. Государственный симфонический оркестр «Новая Россия»
7. Государственная академическая симфоническая капелла России
8. Академический симфонический оркестр Московской филармонии