рейтинг рггу среди российских вузов 2020

Эксперты назвали российские вузы с самыми сильными абитуриентами

рейтинг рггу среди российских вузов 2020. картинка рейтинг рггу среди российских вузов 2020. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 фото. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 видео. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг рггу среди российских вузов 2020.

За последний год доля бюджетных мест в российских вузах выросла с 60 до 64%, однако поступить на бесплатные места стало сложней. Об этом говорится в докладе «Качество приема в российские вузы: 2020», подготовленном Высшей школой экономики (есть у РБК).

Как отметили эксперты, сохраняется тенденция на сокращение доли абитуриентов, которых по итогам Единого государственного экзамена (ЕГЭ) можно назвать троечниками. Если еще пять лет назад она составляла четверть приема, то теперь упала до 15%. Наоборот, число вузов, где для поступления необходимо 70 баллов и больше, выросло со 120 до 134, причем большинство таких учебных заведений расположены в регионах.

Число вузов с очень высоким качеством приема (80+) также выросло — с 54 до 56.

Как проводилось исследование

ВШЭ и «Яндекс» при поддержке Минобрнауки и Рособрнадзора ежегодно проводят исследование итогов летней приемной кампании в российские вузы. Качество приема оценивается исходя из среднего балла абитуриентов, зачисленных на первый курс бакалавриата по итогам ЕГЭ. Мониторинг проводится с 2010 года.

Вузы с наивысшим качеством приема

В топ-25 вузов по качеству бюджетного приема вошли исключительно государственные вузы: 17 столичных учебных заведений, пять петербургских, два из Нижегородской области и один вуз из Новосибирска. В девяти из них средний балл для поступления превысил 90. Первую строчку в рейтинге занимает МФТИ (97,6), за ним следуют МГИМО (96,2), НИУ ВШЭ (95,2) и МИФИ (95,0). При этом качество абитуриентов чуть выросло в МФТИ, МИФИ, университете ИТМО.

МГУ в рейтинге занял девятое место (90,8 балла), строчкой выше оказался Санкт-Петербургский государственный университет (91,9 балла). В случае со старейшими вузами страны средний балл немного снизился по сравнению с прошлым годом.

РГГУ в рейтинге оказался на 24-м месте, РУДН — на 36-м. За пределами второй сотни из крупных федеральных вузов, например, Российский государственный аграрный университет (66,7 балла для поступления на бюджет), Российский государственный геологоразведочный университет (67,9 балла).

В самом низу рейтинга оказались Брянский государственный аграрный университет (48,8 балла) и Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет (46,0).

рейтинг рггу среди российских вузов 2020. картинка рейтинг рггу среди российских вузов 2020. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 фото. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 видео. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг рггу среди российских вузов 2020.

Похожая картина и с платным приемом. Лидерами рейтинга являются те же МФТИ, МГИМО и НИУ ВШЭ (Москва), за которыми следуют НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург), МГУ и Московская высшая школа социальных и экономических наук. Средний балл у первых шести лидеров списка все равно остается высоким (80+), при этом качество приема у них по сравнению с прошлым годом выросло.

рейтинг рггу среди российских вузов 2020. картинка рейтинг рггу среди российских вузов 2020. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 фото. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 видео. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг рггу среди российских вузов 2020.

Отдельный рейтинг авторы исследования составили для вузов, где на бюджетное отделение принимали менее 100 человек. Лидерами здесь оказались университет Иннополис в Татарстане (средний балл ЕГЭ при поступлении — 95,7), Одинцовский филиал МГИМО (92,5), Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (90,8).

Качество студентов в регионах

Проанализировав результаты приемной кампании, эксперты также сделали прогноз, что растущее перетекание абитуриентов из регионов в Москву и Санкт-Петербург в ближайшее время может приостановиться. Объясняется это в том числе реализуемой политикой поддержки университетов в регионах. Остается высоким качество приема в Томской, Свердловской, Новосибирской областях, Татарстане и Краснодарском крае. При этом отмечается, что если в 2019 году в 34 регионах отсутствовали вузы со средним баллом ЕГЭ зачисленных на бюджетные места более 70 баллов, то в 2020 году таких регионов 31.

Есть и регионы, где поступить в вуз можно, получив менее 60 баллов. Это Забайкальский край, Бурятия, Тува, Калмыкия, Камчатский край. В Чечне средний балл для попадания на бюджет составил 59,9 балла. Чукотский автономный округ, где в прошлом году средний балл для поступления составлял 45,5 балла, в этом году поднялся сразу на несколько позиций, до 64 баллов.

рейтинг рггу среди российских вузов 2020. картинка рейтинг рггу среди российских вузов 2020. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 фото. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 видео. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг рггу среди российских вузов 2020.

Региональной особенностью является также меньший разрыв между баллами ЕГЭ студентов, зачисленных на бюджетные и платные места. Если в случае с Москвой и Санкт-Петербургом этот показатель превышает десять баллов, то в 17 регионах (в том числе в Томской, Свердловской и Орловской областях) он варьируется от семи до десяти баллов, в 25 регионах (в том числе в Нижегородской области, Краснодарском крае и Татарстане) разница составляет от пяти до семи баллов. При этом есть и два региона, где средний балл ЕГЭ на платные места превысил средний балл ЕГЭ на бюджетные места — это Брянская область и Кабардино-Балкария.

Востребованность по специальностям

В этом году Минобрнауки начало активно корректировать контрольные цифры приема в соответствии с наблюдаемыми тенденциями спроса работодателей. По ряду направлений контрольные цифры изменились на 20%. Это, однако, как отмечают авторы исследования, привело к балансированию спроса и предложения далеко не по всем группам направлений высшего профессионального образования.

Лидерами бюджетного приема стали «Здравоохранение» (27 869), «Информатика и вычислительная техника» (26 305) и «Педагогическое образование» (24 528). При этом направление «Информатика и вычислительная техника» практически не потеряло платный набор (9524 против 9783), в то время как другие лидеры сильно его сократили. Предполагается, что «порог насыщения» по направлениям «Медицина» и «Педагогика» перейден.

Четвертое место по численности бюджетного набора традиционно держит «Сельское и рыбное хозяйство», далее следуют «Строительство», «Энергетика и энергетическое машиностроение», «Электронная техника, радиотехника и связь», «Транспортные средства».

В семи группах направлений цифры бюджетного набора оказались низкими: от 98 до 314 человек на всю страну. Как указывают авторы исследования, недостаточно покрываются потребности общества в специалистах в таких областях, как «Почвоведение», «Издательское дело» и «Теория искусств».

рейтинг рггу среди российских вузов 2020. картинка рейтинг рггу среди российских вузов 2020. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 фото. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 видео. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг рггу среди российских вузов 2020.

Что касается платного зачисления, то уникальным назван 15-процентный рост зачисленных на «Рекламу и связи с общественностью» при высоком среднем балле — 69,2 (вырос на 1,2 балла). Отмечается, что, хотя в этом году Минобрнауки выделило на это направление 955 бюджетных мест, это все еще не соответствует потребностям экономики и спросу абитуриентов. Наоборот, в группе «Педагогическое образование» рост бюджетных мест на 1897 перекрыт более сильным падением платного приема — на 2303 места. «Профессия учителя, повысив свой экономический и социальный статус в 2012–2017 годах, не стала объектом ажиотажного спроса, граждане чувствуют пределы успешного трудоустройства в школах», — говорится в исследовании.

На направлениях «Экономика» и «Юриспруденция» платный прием по-прежнему больше бюджетного в три-четыре раза, однако в этом году он существенно сократился, а его качество возросло. При этом авторы исследования уточняют, что на этих направлениях работает группа вузов — лидеров рынка (ВШЭ, МГИМО, МГУ, СПбГУ, РАНХиГС, Финуниверситет и РЭУ), которые и привлекают основной контингент подготовленных платных студентов. Без этих вузов картина будет меняться гораздо более радикально.

Авторы исследования указывают, что есть и направления, где для поступления необязательно набирать высокий балл на ЕГЭ. Например, для учебы по направлению «Сельское и рыбное хозяйство» средний балл составил 57,4 балла (притом что зачислили на бюджетные места более 17 тыс. человек), «Морская техника» — 59,4 балла, «Лесное дело» — 60,4 балла.

Источник

Лучшие факультеты и вузы Москвы
по версии hh.ru 2020–2021

Рейтинг факультетов московских вузов в девяти профессиональных сферах по версии hh.ru 2020–2021

В рейтинге hh.ru не учитываются научные степени и исследовательская работа в вузах. За основу мы взяли востребованность выпускников на рынке труда — то, что в первую очередь волнует поступающих. На верхних строчках списка находятся факультеты, которые готовят самых успешных специалистов. Эти выпускники получают больше приглашений на собеседования, им предлагают более высокую зарплату, и они чаще ищут работу по специальности по сравнению с конкурентами.

Как мы считали?

Аналитики hh.ru проанализировали базу резюме выпускников московских вузов 2020-2021 гг. на сайте hh.ru. В рейтинг вошли 9 профессиональных сфер, по которым имелись наиболее полные данные: в каждой размещено не менее 1100 резюме с корректно указанным учебным заведением и опубликовано не менее 20000 вакансий в Москве, что говорит о востребованности этих специализаций на рынке труда.

В рейтинге московских факультетов 2020-2021 от hh.ru приняли участие следующие профессиональные сферы:

Подробнее о методологии — в последней части исследования.

Итак, оглашаем список победителей, выпускающих на рынок труда самых востребованных специалистов!

(типичные профессии: юрист, адвокат, судебный пристав, судья, юрисконсульт)

‘, ‘Экономика и финансы’: ‘

(типичные профессии: экономист, бухгалтер различного уровня, банкир, финансист, финансовый аналитик, аудитор, кредитный аналитик, коллектор, пенсионный агент, специалист по МСФО, финансовый контролер, казначей, операционист и пр.)

(типичные профессии: менеджер по персоналу, инспектор по кадрам, рекрутер, специалист по подбору персонала, специалист по компенсациям и льготам, специалист по обучению, экономист по труду, специалист по корпоративным коммуникациям, инженер по охране труда, бизнес-тренер, кадровый делопроизводитель и пр.)

(типичные профессии: маркетолог, маркетинговый аналитик, бренд-менеджер, медиапланер, специалист по рекламе, рекламный агент, интернет-маркетолог, email-маркетолог, маркетолог-аналитик, аналитик по исследованию рынка, event-менеджер, PR-менеджер и пр.)

(типичные профессии: врач различной специализации, медсестра, медбрат, фармацевт, провизор, фельдшер и пр.)

‘, ‘Туризм и гостеприимство’: ‘

(типичные профессии: администратор гостиницы, управляющий гостиницей, хостес, менеджер по туризму, оператор службы приема и размещения, менеджер банкетной службы, менеджер по бронированию, визовый менеджер, менеджер ресторана, MICE-менеджер, повар, кондитер, пищевой технолог и пр.)

(типичные профессии: журналист, корреспондент, репортер, редактор, PR-менеджер, корректор, GR-менеджер и пр.)

Источник

Топ-100 вузов России

Деcятый, юбилейный рейтинг

Наилучшую динамику в рейтинге 2021 года продемонстрировали медицинские и педагогические университеты.

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило юбилейный десятый рейтинг вузов России. Пять лидеров рейтинга сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев рейтинга (качество образования, востребованность выпускников работодателями и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников работодателями. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы России, кроме МГУ. В топ-10 рейтинга два изменения: МГТУ им. Н.Э. Баумана опередил МГИМО, и занял шестую позицию, а на восьмое место поднялся Томский политехнический университет, обошедший СПбПУ Петра Великого. Рост Бауманки объясняется повышением уровня зачисленных абитуриентов, а также интенсификацией сотрудничества вуза с работодателями. Что же касается Томского Политеха, то он продемонстрировал более динамичный рост статистических показателей образовательной деятельности, чем его визави из Санкт-Петербурга.

рейтинг рггу среди российских вузов 2020. картинка рейтинг рггу среди российских вузов 2020. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 фото. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 видео. рейтинг рггу среди российских вузов 2020 смотреть картинку онлайн. смотреть картинку рейтинг рггу среди российских вузов 2020.

Александр Шестаков, ректор Южно-Уральского государственного университета

Рейтинги – хороший инструмент для анализа развития университета. Они отражают текущее положение вуза, демонстрируют области, в которых есть перспективы развития. Мы очень рады, что Южно-Уральский государственный университет входит в топ лучших университетов России по версии рейтингового агентства RAEX. Ежегодное нахождение ЮУрГУ в топе говорит о стабильности развития университета в целом. Хотя рейтинги и позволяют университету двигаться вперед, они не являются самоцелью образовательной организации. Приоритеты ЮУрГУ — развитие науки, качественное образование и влияние на социально-экономическое развитие региона. Университет уделяет большое внимание развития личности, предоставляя каждому возможности для формирования навыков и раскрытия способностей.

Всего в рейтинг RAEX-100 вошли университеты из 31 региона России. Явным лидером по количеству участников рейтинга является Москва: 32 вуза из первой сотни находятся в столице (31 годом ранее). Широко представлены Санкт-Петербург (11 учреждений), Московская и Томская области (по 5 вузов) и Татарстан (4 вуза). По три университета из числа лучших расположены в Воронежской, Курской, Ростовской, Самарской и Тюменской областях.

Рост доступности

За прошедший год доступность высшего образования в целом по стране повысилась. Доля первокурсников в вузах из рейтинга RAEX-100, зачисленных на бюджетной основе, выросла: в 2020/21 году она составила в среднем 58,4%, тогда как годом ранее – 56,8%. Что же касается платного обучения, то впервые за всё время составления рейтингов RAEX средняя стоимость учебы на первом курсе в вузах-участниках рейтинга не выросла.

Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга RAEX, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах из рейтинга RAEX доля бюджетного приема за год выросла с 67,0% до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7% до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться очень высоким. Это наглядно иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых «дорогих» вузов нет ни одного технического университета.

Социальный вектор

Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медицинские вузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста в рейтинге 2021 года добились оба вуза сельскохозяйственного профиля, представленные в рейтинге RAEX: РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.

Но главным бенефициаром нового выпуска рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции в рейтинге улучшили все семь вузов, специализирующихся на подготовке учителей. Этому сопутствует благоприятный информационный фон, который в последние годы стал складываться для данной сферы. Российскому правительству предписано «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей». В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится, превысив прошлогодний показатель более чем на четверть (38,4 тыс. мест очной формы обучения против 30,5 тыс. мест годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 млрд. рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педагогических университетов.

Наблюдаемый рост вузов педагогического профиля в рейтинге RAEX 2021 года связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приёма – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ, чем в ходе приемной кампании 2019 года. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев «сотрудничество с работодателями».

Публикации превыше всего

Данные рейтингов RAEX последних лет свидетельствуют: наибольшего прогресса российские вузы достигли в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах. За пять лет количество публикаций на одного научно-педагогического работника в среднем по топ-100 вузов России выросло в 3,5 раза. Еще более стремительная динамика наблюдается в области цитирования научных работ: среднегодовое количество цитирований на одного НПР по топ-100 за последние пять лет выросло примерно в семь раз. К слову, такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению.

Международная интеграция сбавила обороты

Еще один показатель, демонстрировавший уверенный рост все последние годы, – доля иностранных студентов. Как известно, этот параметр прочно зашит в систему показателей популярных глобальных рейтингов, и стремление вузов нарастить иностранный контингент не в последнюю очередь продиктовано мотивами улучшения позиций в международных табелях о рангах. За пять лет, с 2014 по 2019 год, среднее значение по топ-100 увеличилось более чем на треть – с 8,1% до 11,7%, при том что наращивание доли было свойственно не только лидерам, но и середнякам рейтинга. В 2020 году из-за эпидемических ограничений рост показателя значительно замедлился: средний результат составил 11,9%. Вместе с тем, год назад участники рейтинга давали более печальный прогноз и даже ожидали радикального снижения показателя. Однако этого не произошло – сохранить международную интеграцию помогли дистанционные образовательные технологии и онлайн-форматы. Так, Северо-Кавказский федеральный университет дистанционно привлек 130 иностранных преподавателей и экспертов для чтения лекций, проведения летних/зимних школ, мастер-классов и семинаров для сотрудников и студентов, реализации совместных образовательных программ, участия в конференциях, рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. НИУ ВШЭ, несмотря на пандемию, увеличил набор иностранных студентов на 12%, переведя все процессы по привлечению в цифровой формат. «Мы подписали около 20 новых международных соглашений, запустили программы международной студенческой онлайн-мобильности, провели в онлайн-формате международную олимпиаду для школьников на 4 тысячи участников, ведем переговоры по заключению новых программ двух дипломов и ежемесячно проводим научные конференции с участием зарубежных ученых», – сообщил проектор НИУ ВШЭ Иван Простаков. А в Университете ИТМО отмечают, что интерес иностранных абитуриентов к поступлению в университет и обучению в России не уменьшился, но вопрос в формате обучения. «Большинство абитуриентов ориентируются на приезд в Россию и обучение в оффлайн-формате. В это же время, отмечается тенденция активного развития сетевых программ. В частности, в Китае отмечаются интерес к тому, чтобы по иностранным программам учиться внутри Китая, никуда не выезжая», – говорит Марина Серова, директор Центра обучения иностранных студентов Университета ИТМО.

Что в минусе: болевые точки

Главная проблема в развитии высшей школы в России – кадровые сокращения. Исторически советские (и затем российские) вузы выгодно отличались от зарубежных конкурентов тем, что были лучше обеспечены кадровыми ресурсами – в России на одного преподавателя вуза приходилось меньше студентов, чем в большинстве зарубежных университетов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию, сообщалось в аналитических материалах рейтинга «Три миссии университета» 2020 года. Однако российские вузы имеют риск потерять это конкурентное преимущество. Снижение соотношения численности профессорско-преподавательского состава (ППС) в расчете на 100 студентов – длительный долгосрочный тренд, затронувший всю высшую школу России. Если взять за точку отсчета 2013 год – период, сопряженный со стартом проекта 5-100, – то тогда на 100 студентов российских вузов в среднем приходилось 8,33 преподавателя. Впоследствии показатель участников рейтинга RAEX ежегодно ухудшался, и к 2020 году данное соотношение снизилось до 6,94.

Объяснений данной тенденции можно найти множество, но почти все они так или иначе связаны с деньгами. Это и новые правила подушевого финансирования вузов, и «майские указы», требовавшие повышения доходов преподавателей. Не последнюю роль в негативной тенденции сыграли и зарубежные рейтинги, на которые ориентировались университеты. Чтобы получить лучшую оценку по удельным показателям, вузам было выгодно иметь низкую численность НПР.
Данные RAEX фиксируют устойчивое падение количества штатных преподавателей в расчете на 100 студентов, и есть основания полагать, что предел еще не достигнут. В частности, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно считает, что оптимизация кадрового состава продолжится: «С учетом использования IT-технологий, которое было резко стимулировано пандемией COVID-19, российские вузы постепенно увеличивают соотношение числа студентов и преподавателей, соответственно, сокращая обратное соотношение – число преподавателей на одного студента. Это естественный процесс, который будет продолжаться еще несколько лет».

Еще одна негативная тенденция – на этот раз краткосрочная – снижение в 2020 году объема средств, полученных вузами от программ дополнительного профессионального образования. Этот показатель войдет в число критериев Минобрнауки для оценки успешности участия вузов в широко обсуждаемой сейчас программе «Приоритет-2030». По данным RAEX, выручка от реализации программ ДПО в среднем по топ-100 вузов за год сократилась с 142,7 до 130,7 млн рублей. Интересно, что сегодня наиболее востребованы программы экономических вузов – один вуз за счет программ ДПО в среднем зарабатывает около 700 млн рублей, тогда средняя цифра для технических вузов составляет всего около 100 млн рублей.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, говорит, что падение объема дохода от ДПО можно объяснить как минимум двумя факторами.

«Основные заказчики ДПО – это компании, организующие переобучение или повышение квалификации своих сотрудников. В 2020 году у многих компаний вследствие влияния пандемии был ограничен бюджет, и компании выбирали расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности, а не на дополнительное образование сотрудников», – говорит Рудской. Второй фактор – ограниченность ресурсов: весной 2020 года все силы преподавателей СПбПУ были брошены на удержание качества образования по основным программам при переводе их в дистанционный формат, что оттянуло их внимание и время от традиционных курсов ДПО. «В 2020 г. многие дополнительные программы готовились к полноценному переводу в онлайн. Полагаем, что в этом году они выйдут на рынок и сбалансируют потери прошлого года», – заключает Рудской.
Сейчас рынок ДПО постепенно восстанавливается, в целом ожидания от 2021 года находятся примерно на уровне 2019 года, отмечает Дмитрий Штыхно. Дмитрий Волков, первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, также считает, что рынок будет расти, но при этом мы никогда не вернёмся к той ситуации, которая была до ковида: «Рынок очистится от многих неэффективных игроков. Исключительно очного формата обучения больше не будет, а многие работали в этом формате».

Государство меняет приоритеты

Выход десятого, юбилейного выпуска рейтинга вузов RAEX совпал с изменением приоритетов развития высшей школы России – как ожидается, 2020-е годы будут сильно отличаться от прошедшего десятилетия. 2010-е годы прошли под девизом форсированного развития научных исследований и углубления международной интеграции. Правда, полноценно участвовать в предложенной инициативе смогли далеко не все вузы – когорта вузов, вовлеченных в программу повышения конкурентоспособности и получавших дополнительное финансирование от государства, была ограничена 21 вузом, участвовавшим в проекте «5-100» с совокупным бюджетом свыше 80 млрд. рублей. Рейтинг RAEX свидетельствует, что участники проекта закрепились на ведущих позициях по части развития научных исследований – в топ-10 субрейтинга по научно-исследовательской деятельности вошли сразу 8 фигурантов проекта «5-100» (а также МГУ и СПбГУ, которые в проекте не участвовали). В целом, вузы из проекта «5-100» достигли значительного отрыва от основной массы российских вузов. По количеству научных публикаций в расчете на НПР участники программы повышения конкурентоспособности в 4,3 раза превосходят остальные вузы России. Значительным выглядит превосходство и по средней численности аспирантов в расчете на 100 студентов – у вузов, участвовавших в программе «5-100», показатель составил 4,93, тогда как по остальным университетам значение этого параметра ниже в 1,7 раза – 2,82.

Теперь, похоже, практика раздачи привилегий для узкого круга избранных уходит в прошлое. В этом году стартует программа «Приоритет 2030», которую Минобрнауки называет самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России. В «Приоритете» будет намного больше участников, чем в проекте «5-100». Так, по условиям программы не менее чем 100 образовательных организаций будут получать гранты в размере не менее 100 млн. рублей в год (и это только базовая часть гранта). К участию допускаются не только классические, но и отраслевые вузы – транспортные, медицинские, аграрные, педагогические и др. На сегодняшний день подробные детали реализации новой инициативы еще не известны. Но уже сейчас официально объявлено, что фокус внимания будет направлен на поддержку региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Впрочем, ответить на вопрос, в какой степени это поможет сократить разрыв между вузами, возможно будет ближе к 2030 году – сроку, на который рассчитана программа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *