рейтинг группы сектор газа
Сектор газа: вне времени
_Я полюбил их тогда, задув пять свечек на торте и получив кассету в подарок на день рождения. Я продолжаю любить их сейчас, имея специальность и повышая процент безработицы в стране своим бесцельным существованием. Эта статья ни перечисление фактов из википедии, ни биография коллектива и ни история его создания, пусть пара абзацев общей информации и имеется. Эта статья перенесённые на лист электронной бумаги мысли и моё отношение к группе, а также ответ на нападки в её стороны, услышанные мной в интернетах или от окружающих меня людей. Это статья, в конце концов, бессмысленный набор символов и знаков, не несущих в себе никакой познавательной ценности и какой-либо другой ценности тоже. _
Сперва эта статья задумывалась, как очередной выпуск ЖиЗЛ (жизнь замечательных людей), но персонаж, о котором пойдёт речь, выходил за рамки смысла, который мы вкладываем в прилагательное «замечательный», слишком много тёмных пятен и сомнительных решений в его, бесспорно, яркой истории. Ему многое можно простить, вспомнив то, что он создал и все то, чего он достиг, но ещё больше простить ему невозможно, задумавшись обо всём том, чего он лишился.
Водку я налил в стакан и спросил. И стакан граненый мне отвечал: “Сколько жил и сколько в жизни ты своей потерял?” Этого никогда я не знал.
— Юрий “Хой” Клинских. Из песни “Life”
Его имя стало нарицательным, он прослыл главным лицом, иконой русского панк-рока. Его песни, спустя больше десятка лет, до сих пор звучат из окон автомобилей, до сих пор нервируют соседей по всей нашей бескрайней стране.
Группа, которую он создал, словно живой организм, словно Франкенштейн из чёрно-белых ужастиков, жила своей жизнью, пережила как светлые моменты, так и тёмные и продолжила дышать, даже после того, как её основатель дышать перестал. Поэтому мы поговорим о коллективе под странным названием «Сектор газа», а не о человеке, его создавшем, и вспомним о Юрии (Клинских) Хое никак о главном герое этой статьи, а как о неотъемлемой части главной героини.
Как водится в рок музыке и вообще среди народных любимцев Юра был выходцем из простой семьи, где отец трудился инженером, а мать работала клепальщицей на заводе. Это вам не попса, в которой богатый папик и большие, красивые кхм… глаза служат главными факторами успеха. Хой добился всего с нуля, своими силами и своим талантом. Рок музыку он впитал, что называется, с материнским молоком. Этот жанр чаще остальных слушали в его семье. Уже в детстве он выражал себя в творчестве и имел горячую страсть к музыке, начинал писать первые стихи. Основам стихосложения его обучал отец, который сам этим не на шутку увлекался. В итоге творчество и увлечённость музыкой лишили юного Юры успехов в учёбе. Что, возможно, было к лучшему.
Родным городом для группы, будущей любимицы народа, был Воронеж. Там родился сам Юра, там был собран первый состав и там же находилось место, давшее название коллективу. Сектором газа Воронежцы прозвали индустриальный район своего города, в котором находилось огромное кол-во всевозможных заводов и фабрик, загрязняющих окружающую среду. Не знаю, задумывалось ли название, как аналогия, или было придумано просто так, но этот ярлык, как нельзя точнее, подходил к бедующим текстам группы.
Основным фактором удивительного успеха Сектора газа были песни, в которых читались все стороны жизни советского народа. Юра был простым человеком, прожил простую жизнь, отслужил в армии, несколько лет проработал в ГАИ, потом пахал фрезеровщиком и даже подрабатывал грузчиком. Но в отличие от других рокеров с подобной судьбой, того же Цоя – кочегара, эту жизнь обычного советского трудяги Хой впитал в свои стихи, в свою музыку. Песни, написанные им, были о вещах знакомых любому жителю советского союза. Они рассказывали истории, которые были для русского человека до боли знакомыми, практически фольклорными: будь то злая тёща или свидание, оборвавшееся из-за дырявых носков. Слушая эти песни, люди узнавали в них себя.
Для многих Cектор газа ассоциируется с похабщиной и пропагандой наркотиков, и хотелось бы сказать, что это не так, но утверждение это ушло не далеко от истины и в тоже время в корне не верно. Рассказывая о жизни народа, Юра Клинских не забывал и о тёмных сторонах этой самой жизни. И как не прискорбно это признавать, наркотики были неотъемлемой её частью, пусть и для сравнительного меньшинства в которое входил и сам Хой. А вот обвинять группу в похабностях – чистой воды лицемерие. Вся человеческая жизнь – один большой нецензурный анекдот, так почему бы не переложить его на текст песни? Тем более, Юрий делал это с каким-то странным изяществом, когда пошлости, присутствующие в его стихах, не вызывали при прослушивании никакого отвращения. Но, даже не смотря на это, подобные песни оставляли тёмные пятна на репутации группы, и поэтому администрации многих городов запрещали выступления и концерты, а на радио и телевиденье и вовсе путь был закрыт.
Всевозможные официальные органы и администрации,запрещают и всячески зажимают группу на людях, хотя сами слушают песни “Сектора” втихую, как порнуху.
— Юрий “Хой” Клинских
Говорят, что сколько людей, столько и мнений, и точек зрения о Секторе газа также великое множество. Кто-то называл его голосом поколения, легендой, кто-то обвинял в развращении молодёжи, а кто-то упрекал музыку и тексты Юрия Клинских в примитивности и излишней простоте.
СЕЙЧАС плохо отношусь. Примитивные тексты, 3-хаккордная музыка. Слушал, лет 13 назад. Нет, 15)
— Riffrider, пользователь сайта kanobu.ru
Заострю своё внимание на последнем. Как признавался сам Хой в одном из интервью, творчество его было таким простым по той лишь причине, что чего-то более сложного он написать был не в силах, за не имением музыкального образования. Я задам вопрос – знаете ли вы хоть одну русскую народную песню со сложной музыкой? Частушки? «Чёрный ворон»? Или может быть «во поле береза стояла»? А творчество сектора газа стало по настоящему народным, во многом благодаря этой самой простоте и понятности для любого человека.
Как я мог забыть о плагиате. Смертный грех, в котором обвиняют чуть ли не каждую Российскую рок группу. Но в отличие от большинства Сектор газа даже не пытались скрывать заимствования и откровенное копирование. Как пример, самый первый полноценный альбом группы открывает песня «вступление», которая является ничем иным, как переделкой на русский лад композиции «We Will Rock You» легендарного британского коллектива «Queen». Подобные переосмысления встречаются и в последующих пластинках группы с разной периодичностью. Альбом «Кощей бессмертный» представляющий собой сказочную панк-оперу, так и вовсе состоял из таких каверов чуть более чем полностью. В песне «Интродукция» с которой начинается повествование звучат строчки, предупреждающие о данном подходе:
«Нашим персонажам хорошо помогли:
Василисе – Фредди Меркьюри и группа «Queen»,
«Ace of Base» помогла бабе-яге,
Этой старой шлюхе и старой карге.
Графу Дракуле «Anthrax» помог слегонца,
Потому что Дракула нормальный пацан.
Ивану помогли группы: «AC/DC»,
«Red Hot Chili Peppers» – он их попросил,
«Песняры», «Сектор Газа» – они из Совка,
«Midi maxi», «Nirvana», всё нормально пока!»
Их можно было за это упрекать, можно было ругать и закидывать коллектив тухлыми помидорами, но тогда делать этого никто не стал. Ведь в своих каверах Хой приносил в зарубежные композиции русский, отечественный колорит и делал буржуйские песни понятными, доступными и интересными для простого, особо не сведущего в музыке, советского народа. К тому же преобладала в творчестве Юрия Хоя всё же музыка собственного сочинения, пусть она была примитивной и состояла из трёх аккордов.
Я практически не говорил о музыкантах группы. На то есть несколько причин. Во-первых, состав «Сектора» часто менялся, во-вторых, ко всему тому, что мы слышали и видели, имел отношение только Юрий Клинских, начиная идеями и текстом и заканчивая музыкой и аранжировками. Но про некоторых людей, тесно связанных с группой, я всё же обязан упомянуть, ведь именно они взяли в руки олимпийский огонь «сектора» и продолжили путь с ним после смерти основателя.
Последователи
После того, как Хой скончался, группа (не как люди, а как идея) не отправилась в могилу вместе с ним, вместо этого она разбилась на несколько самостоятельных проектов, некоторые из которых имели весьма опосредственную связь с первоисточником.
Как только я записал альбом мне говорят: Ты из “Сектор газа”, Татьяна из “Сектор газа”, вы записали альбом, вы бывшие участники “Сектор газа”, значит будете называться “Ex-Сектор газа”
— Игорь Кущев, Ex-Сектор газа
Первым таким проектом стал EX-Сектор газа, группа основанная гитаристом и бэк-вокалисткой сектора, которые участвовали в нём в разные временные периоды, Игорем Кущевым и Татьяной Фатеевой. В своих текстах Кущ всеми силами старался подражать стилю Юры Хоя и получалось у него это довольно странно. Больше всего Игорь походил своими творческими потугами на малолетнего школьника, засоряющего Youtube обзорами и летсплеями, в наивных попытках повторить успех Мэддисона. Вроде всё на месте: мат, пошлости и шутки про детородный орган, но слушать всё это совершенно не хочется, ведь за ними ничего не стоит ни ума, ни таланта, ни собственных идей. Но не буду голословным, может быть и вполне вероятно, что новоявленный солист Сектора газа человек не дюжей одарённости, но вот был направлен этот дар в совершенно ошибочное русло. Вместо подражания любимцу русского люда, Кущев должен был создать свой собственный проект, наполнить его своим видением музыки и своими мыслями. Этот проект вполне мог выстрелить и не закончить свой путь также печально, как EX-Сектор газа, который с трудом выпустил на полки магазинов четыре посредственных альбома. Печально, в первую очередь, для самого Игоря, ведь даже Татьяна покинула проект задолго до его бесславного конца. Ну а я хочу побыть эгоистом и вообще не хорошим человеком, порадовавшись неудаче второго состава.
СГА старается делать песни в стиле, который основал Юра Хой, то есть мы хотим работать и творить именно в стиле Сектор газа. Приходит много писем, одни хвалят, другие ругают и я понимаю, что наши песни не оставляют людей безразличными. Нас любят и ненавидят, значит, мы есть.
— Сергей Ким, Сектор газовой атаки
Вторым коллективом последователем, на мой взгляд, более удачным и очевидно, более успешным стала группа под длинным названием «Сектор газовой атаки», которую создал основатель первого официального фан-кулуба Сектора газа в России и хороший друг самого Юры, Сергей Ким. В этом проекте также приняла участие Татьяна Фатеева, к тому времени уже ушедшая из коллектива Игоря Кущева по причине их разногласий, недопонимания и расхождения во взглядах. Сергей, надо сказать, первоначально тоже выступал с EX-составом, но после выхода нескольких выпущенных альбомов покинул его вместе с Татьяной по тем же причинам, после чего они основали новую группу. Если Кущев казался мне подражателем, то Ким представлял из себя фанатичного поборника всего того, что закладывал в свою музыку Хой. Одним словом, не зря Сергей Ким основал Фан-клуб, то, что Юра является для него кумиром видно в каждой его песне, в каждом новом вышедшем альбоме. Сектор любили за совершенно разные вещи: кто-то за мистику, кто-то за похабности, кто-то за насущнее и всегда актуальное. Сергею, как и автору этого текста, нравилось все, и он продолжил и в какой-то мере развил затронутые Юрием темы. Из всех трёх продолжателей Ким наиболее близко подобрался к оригиналу и более всех своими текстами походит на него. Песни изобилуют знакомыми многим разносторонними темами вроде армии или сирени закрывающий вид из окна. Песни про армию появляются, чуть ли не в каждом новом альбоме, что выглядит весьма странновато, если учесть, что сам Ким не проходил через тяготы военной службы. Также, как и тот на кого он равняется, Сергей выпустил несколько панк-опер, но уже не про Кощея бессмертного, а про Илью Муромца. Даже записал новую версию частушек, в общем, если вы любили сектор газа в секторе газовой атаки вы найдёте всё того же самое, а уж насколько группы сравнимы по качеству исполнения решать только вам. На данный момент СГА живёт и продолжает развиваться, коллектив выпустил уже 12 альбомов плюс несколько переизданий и сборников лучших композиций.
Мы постараемся, чтобы в наших песнях, как и в песнях дяди, не было фальши, и каждый находил в них что-то своё. Заказуху писать не будем, всё пойдёт от сердца.
— Юрий Япрынцев, С.Г
Говорят, на детях талантливых людей природа отдыхает, к тому же Юрий Япрынцев является не прямым потомком Хоя, а сыном его брата. И тут ужасно предвзятые и катастрофически субъективные выводы напрашиваются сами собой, и отметать их почему-то нет никакого желания. Согласно нескольким интервью с очередным последователем колхозного панка дело было так. Бывшие музыканты того самого Сектора газа якобы случайно услышали, как юноша поёт, сходство с его почившим дядей показалось им невероятным и они решили на этом подзаработать. О последнем пункте истории они, разумеется, умолчали. Из всех трёх коллективов продолживших дело Сектора после смерти основателя, группа племянника заслужила моего внимания и уважения меньше всего. На то есть несколько причин. Во-первых, не Кущ, не Ким не позволяли себе роскоши перепевать песни Юрия на своих концертах. Киму даже приходилось несколько раз отказываться от крупных рок-фестивалей по этой причине. А вот племянничек не чурается подобного способа сорвать овации. Во-вторых, Кущ честно признал себя вторым, добавив к наименованию группы приставку «EX», Ким взял совершенно другое имя для своего коллектива, лишь отчасти напоминающее оригинал. А вот родственничек решил не заморачиваться с изменением названия и без тени скромности провозгласил себя новым солистом Сектора газа. Да что там говорить, он ведь даже собственное имя сплагиатил у дядечки (это, разумеется, шутка). К счастью, по каким-то юридическим причинам ему пришлось отказаться от классического названия и довольствоваться скромной аббревиатурой «С.Г.». Но, надо отдать должное, голос и правда похож на голос того самого Юры, но больше от него в племяннике нет ничего: ни таланта, ни харизмы, а всё его панковство кажется вымученным и наигранным, как и бездарные тексты, представляющие из себя жалкую пародию на хиты первоисточника. Стыдно, должно быть, стыдно! На данный момент коллектив записал всего один альбом.
И в заключение…
Не важно, как вы относитесь к Сектору газа, неважно любите его или презираете, слушаете его или нет, но невозможно отрицать, что группа созданная Юрием Клинских Хоем стала настоящим отечественным феноменом. Сектор газа не просто стал популярным, он создал целое течение в российском панк-роке, основал новый, не на что не похожий, музыкальный жанр – «колхозный панк». По прошествии тринадцати лет после выхода последнего альбома их продолжают помнить, старое поколение русских людей сменилось новым, магнитофоны уступили место музыкальным центрам, а из колонок по-прежнему доносится голос покойной легенды.
Люди! Желаю вам кайфа по жизни, а поклонникам “сектора газа” жизни по кайфу.
— Юрий “Хой” Клинских
Когда мат уместный и не вызывает недовольства. Юрий Хой жив, а ПЕРЕГАЗ тому доказательство. «Бомж», «30 лет», «Демобилизация», «Лирика» актуальны до сих пор у группы «Сектор газа».
Всем хай или Хой!
Для кого-то мой отзыв будет неким откровением или даже удивлением. Я тот человек, который слушает все направления музыки и в каждом из них найдется какой-то свой шедевр. Мне довелось попасть в эпоху, когда вокруг меня слушали «Сектор Газа» и пели песни группы под гитару. Мы собирались вечером на пустыре, разводили костер и начинался отрыв. Никакой интернет и игры на компьютере не променяю на то время, да и не было тогда еще никаких гаджетов, которые захватили мир теперь. Песни были понятными, а не теми, где набор слов с ахами-вздохами-мычаниями, телками, бабками и беспричинным матом. Даже у песен «Сектор Газа» все было в нормальных традициях и смысл существовал.
Самое удивительное, что Юра Хой не имел музыкального образования, сам научился играть на гитаре. Он писал музыку и слова с детства, которые были его хобби, но он творил то, что полюбил и принял народ. Талант же, тут ничего не скажешь. Умел он завести публику и был артистом с большой буквы, чего не хватает теперь многим на сцене. Не сказать, что группу «Сектор газа» часто крутили по телевизионным каналам, а она все равно стала популярной. Неужели вы не слышали ни разу «Демобилизация», «Колхозный панк», «Лирика», «Бомж», «Туман», «Пора домой» или «30 лет»? Что-нибудь да знаете. Я назвал только маленькую частичку хитов группы «Сектор газа». Что вам нравится из их творчества?
Песня «Лирика» вне конкуренции, вне плоскости, вне времени. Её можно слушать бесконечное количество раз и мне до сих пор не надоела. Я тот человек, который любит постоянство и стабильность, но не чураюсь и перемен, если они хорошие и пойдут на пользу. Композиция о любви и не похожа на рок, а лиричная и очень жизненная.
Ка́вер-ве́рсия, кавер (cover version, от англ. cover — покрывать), в популярной музыке — новое исполнение существующей (как правило, в аудиозаписи) песни кем-то другим, кроме изначального исполнителя.
«БОМЖ» и никто не знает, что будет в вашей жизни, а она длинная и короткая одновременно. Сегодня ты на вершине, завтра упал, оказался никому ненужным и не забываем об этом. Каждый может попасть в ситуацию, из которой выбраться трудно. Надо оставаться людьми и мы не знаем, почему человек стал БОМЖом. Мне жалко всех, вот такой я.
Когда уходят молодыми
Таланты нужны там, а здесь они остаются лишь на некоторое время, но они сделали многое на этой земле, чтобы о них осталась память. Юрий Хой ушел молодым. Ему было всего 35 лет, когда он умер от сердечного приступа. Случилось это в 2000 году. По сути и группа «Сектор газа» перестала существовать, но я читал, что её участники хотят возродиться и собраться вместе.
Иконы «Сектор газа»: гид по вселенной народной группы
В пятницу, 13-го, увидел свет альбом «Вой на луну», посмертная запись Юрия Хоя, лидера «Сектора газа» — самой массовой здешней низовой рок-группы 1990-х, повлиявшей на формирование российского коллективного бессознательного. «Афиша» переопубликовывает путеводитель по его жизни и творчеству.
«Моя смерть», одна из многочисленных песен Хоя на тревожную тему
На вопрос, является ли чертовщина сутью творчества группы «Сектор газа», Юрий Хой всегда отвечал самоочевидным «да». Как трудолюбивая пчела облетает всякого рода цветы, так и Хой облетал тему смерти — нам на пользу, себе на погибель. В 2000 году группе исполнилось 13 лет, она выпустила состоящий из 13 песен альбом «Восставший из ада» (тоже тринадцатый по счету). И именно в этом 2000 году, 4 июля, умер Хой — поклонники нумерологии могут подсчитать сумму цифр в дате смерти и вновь упереться в роковую цифру.
Воронеж
Воронеж,лето 1995г. на даче
Родной город писателей Платонова, Бунина и актера Сергея «Дукалиса» Селина дал стране и музыканта Юрия Клинских, прозвавшего себя затем Хоем. В 1990 году местная газета «Молодой коммунар» сообщала, что в городе не осталось ни одной стены, где бы не красовалось слово «Хой» или название его группы. Именно в честь одного из районов Воронежа, в котором расположилось множество промышленных предприятий, группа и была названа «Сектором газа». «Шинный, ТЭЦ, ВОГРЭС, СК — здесь не дожить до сорока», — таким образом перечисляются эти предприятия в песне «Сектор газа». Клинских умер в тридцать пять. «И не поет здесь соловей — он, задохнувшись, сдох», — говорилось в той же песне.
Глухов
Фанатское видео на песню «Life», участвовавшее в конкурсе «Прикольные клипы на песни группы «Сектор газа» на сайте CtrlAlt.ru
Гитарист Вадим Глухов родился в том же треугольнике вокруг завода СК имени Кирова, что и Хой. В группу пришел по приглашению Хоя, отработав до этого несколько лет в филармонии. В «Секторе газа» был сугубо концертным гитаристом и в записи альбомов не участвовал. Популярность группы Глухов считал заслугой конкретно Хоя и больше ничьей, главной задачей остальных участников он называл сопровождение Юры на гастролях. После смерти секторовского фронтмена Глухов сотрудничал в качестве сессионного гитариста с шансон-коллективами «Бутырка» и «Пятилетка», а кроме того, предпринял попытку воскресить группу, создав коллектив «С.Г.» с новым вокалистом — племянником Хоя Юрием Япрынцевым. Попытка, как водится в таких случаях, оказалась неудачной — после двух альбомов группа фактически прекратила свое существование. В январе прошлого года Глухов пропал без вести, а 9 апреля его тело было найдено на военном аэродроме Балтимор в Воронеже. Экспертиза показала, что Глухов отравился суррогатами алкоголя.
Дефицит
Емеля
Главное бездействующее лицо незаконченной сказки Хоя, впервые опубликованной в 2001 году в биографической книге Владимира Тихомирова «Хой! Эпитафия рок-раздолбаю». Сказка начинается с безобидно-сальных строчек «Хорошо в деревне летом, пристает говно к штиблетам» и продолжается в бодро заданном пасторальном ключе вплоть до вылова Емелей унитаза в пруду — тут повествование обрывается. И нет ничего удивительного в том, что ключевой герой русского фольклора Емеля оказался в центре внимания «Сектора газа» — группы, по-своему переосмыслившей жанровые каноны. Вурдалаки, Баба-яга, Кащей, Емеля — все это очень секторовское, очень а-ля рюсс на свой невзыскательный вкус.
Жириновский
То самое интервью минскому телевидению
Золотой состав
Помимо собственно Хоя жлоб-рок-команда в последние годы своего существования выглядела так: студийный гитарист Игорь Жирнов, концертный гитарист Вадим Глухов, клавишник Игорь Аникеев и звукорежиссер Андрей Дельцов. Именно этот состав причастен к выпуску самого хитового, десятого по счету альбома группы «Газовая атака», содержащего гремящие до сих пор «30 лет», «Туман» и «Life». Про пертурбации в составе своей группы Юрий Николаевич говорил, что не любит менять музыкантов, как Борис Гребенщиков, и считал, что «главное в коллективе — чтобы человек не был козлистым».
Кащей Бессмертный
«Сектор газа» — «Ария Ивана и лягушки»
Панк-опера, практически полностью состоящая из перепевок песен Ace of Base, AC/DC, Queen, Red Hot Chili Peppers и Nirvana. Единственной родной, секторовской песней на альбоме стала «Еду бабу выручать», названная там «Второй арией Ивана». Все персонажи в рок-опере — герои русских народных сказок, и большая их часть озвучена Юрием Клинских. «Кащей Бессмертный», эпический морбидный сказ о разнообразных перверсиях стандартных героев местного фольклора, — сильнейшее отроческое переживание поколения девяностых. На этом материале, как и на «Наркологическом университете миллионов», выросли и созрели действительно миллионы россиян.
Милиция
После возвращения из армии Хой отработал три года в ГАИ (позднее у него появится песня «ГАИ» — как раз об этом периоде жизни) и год во вневедомственной охране. Жена Галина Клинских в одном из интервью говорила, что это была работа вовсе не для Юрия — тот не любил придираться к людям и штрафовать просто так, ради выполнения нормы. А однажды, говорят, Юрий тормознул мэра Воронежа, проехавшего на красный свет. Конечно же, подобные вольности вряд ли могли прийтись по вкусу начальству. Отец музыканта вспоминает, что в последний день службы Юра выкинул форму на пол и стал ее яростно топтать. «Чтоб в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место», — спокойно объяснял ситуацию сам Хой.
Ночь страха
«Сектор газа» — «Ночь страха»
Последний, так и не снятый до конца клип на песню с последнего альбома «Восставший из ада». С детства питавший страсть к ужастикам и вообще неровно дышащий к мистике Хой в «Ночи страха» отпустил всех коней на волю — получилась мрачнейшая страшилка на ночь для взрослых. Воющий, как немощный баптист, ветер, полнолуние, лохи в кустах, премерзейшие нетопыри и сверкающая демоническим огнем церковь — все как положено. На съемки именно этого ролика собирался ехать Юрий Клинских в день своей смерти, 4 июля 2000 года. Находившаяся в тот момент рядом с ним Ольга Самарина вспоминала, что певец, которому внезапно стало плохо, произнес: «Блин, я как мертвец, даже гримировать не надо».
Перестройка
Считается, что благодаря перестройке остросоциальные, изобилующие обсценной лексикой песни «Сектора газа» смогли достучаться до сердца народа, а Хой таким образом получил популярность у публики, истосковавшейся по запретным темам. На выпущенных в 1988 году пятикопеечных почтовых марках так и было написано: «Перестройка — это опора на живое творчество масс». И кто, как не «Сектор газа», соответствовал этому горбачевскому лозунгу на все сто? В творческий путь группы уместилась и гласность, и перестройка, и тем более ускорение. Блудили по всем азимутам, так сказать.
Самарина
Ольга Самарина — московская любовница Юрия Клинских, одиознейшая фигура в жизни музыканта и своего рода Йоко Оно в глазах поклонников группы. По словам Самариной, Хой говорил, что они подходят друг другу, поскольку оба — раздолбаи. Молва приписывала ей вину в смерти Юры — дескать, именно Самарина посадила его на наркотики, из-за которых артист схватил гепатит C и неожиданно умер. Самарина же, в свою очередь, обвиняла во всем законную жену, Галину Клинских, якобы увлекавшуюся черной магией и ходившую к бабке, которая напророчила Хою большую беду, если тот не расстанется с Ольгой. В 1991 году только-только поступившая учиться на кондитера молодая Самарина познакомится с Хоем на концерте в «Лужниках», и так или иначе их встречи будут продолжаться вплоть до смерти Юрия в 2000 году. За эти девять лет, как выразится намного позднее Ольга в одном из интервью, Хой успел стать ей всем: и мамой, и папой, и мужем, и другом.
Трезвость
Утопленник
Крайне показательная для «Сектора» песня-фантазм о загробной жизни, жажде любви и русалках. Будет шуметь вода, будут лететь года, тятя, тятя, ваши сети притащили мертвеца. Наступающий ногой на ил Хой посиневшими губами поет этот медленный рок — и тьма зримо сгущается. Тот же Андрей Рублев у Тарковского должен был пропеть именно эту вещь отмечавшим языческий праздник Ивана Купалы обнаженным девицам — наваждение сняло бы как рукой.
Фольклор
Песня «Ночь перед Рождеством» стала настолько народной, что ее даже перепел Игорь Растеряев
Творчество «Сектора газа» часто называли псевдофольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры. Однако же кровная связь Хоя с русской деревней, почвой, красными углами лубяных изб не подлежит сомнению. Хой в охотку использовал в своих песнях элементы явно фольклорного происхождения, шаловливо шлифуя податливую народную мудрость на свой грубовато-пролетарский манер. В 1997 году Артемий Троицкий в беседе с Хоем и Надеждой Бабкиной называет секторовское творчество «экстремальной неформальной народной музыкой», и Хой соглашается с таким определением своих трудов. «Ведь «фольклор» от слова «народ», — рассуждает певец, — а раз народ поет наши песни, потому что я сам сто раз слышал на улице и везде, то значит, она считается народной». Не поспоришь. К текущему моменту «Туман», «Пора домой» и «Демобилизация» — это самый что ни на есть фольклор, народное, итить его, достояние.
Кто не слепой и не глухой, узнает сразу — Юра Хой! Но почему именно Хой? Откуда взялся этот псевдоним? Клинских неоднократно рассказывал, что это просто восклицание, которое он произносил во время исполнения песен еще на заре своей карьеры, — таким образом оно к нему и прицепилось. Будучи завсегдатаем воронежского рок-клуба, гаишник Клинских часто помогал с покупкой дефицитной водки выступавшим там музыкантам, поскольку имел милицейскую корочку. Именно там, как он сам говорил, довольно часто были слышны крики «хой». А наслушавшись «Гражданской обороны» и начав собственный музыкальный путь, Клинских и сам стал постоянно выкрикивать это восклицание на своих выступлениях. Вот тебе и Хой.
Элтон Джон любит карри из креветок, Игги Поп — стейки, а Юрий Хой души не чаял в щах. Любимому блюду артист посвятил одноименные гастрономические частушки, вошедшие в альбом «Ночь перед Рождеством». К своей потенциальной невесте тамошний лирический герой предъявлял лишь одно требование: «Пусть она кривая и в прыщах — лишь бы разбиралась в щах!» Примечательно, что любовь к исконно-посконному кушанью Хой пронес с детства — отец артиста позднее вспоминал написанные сыном в 9-м классе в подражание гекзаметру Гомера строки «Встала она и сварила мне щей ароматных./Щи те подобны нектару, которым питалися боги».
Язычество
К паган-фолку «Сектор газа» никак не причислишь, это понятно, но эхо языческой Руси в творчестве группы порой отдается так, что славянские волхвы начинают нетерпеливо сучить ножками в райском саду. Упыри с вурдалаками, торчащая из каждого куплета избушка Бабы-яги, ведьмы и колдуны — это тоже все по этой части. Учитывая важную роль наркотиков, алкоголя, секса и сельских сальностей в творчестве воронежских панков, понятийная карта «Сектора газа» получается крайне разнообразной. Выходит, недаром Хой определял стиль своей группы как фьюжн.
Альбом «Юрий Хой & «Сектор газа» «Вой на Луну. Лучшее и неизданное» вышел 13 ноября.