рейтинг городов с самыми большими пробками
Где в России самые большие пробки на дорогах
И как с ними можно бороться
По данным исследования производителя GPS-навигации TomTom, в 2020 году Москва заняла первое место по загруженности дорог среди всех городов мира.
Российская столица опередила по этому показателю даже азиатские мегаполисы, которые в предыдущие годы удерживали лидерство в рейтинге. В этой статье расскажем, почему московские дороги стали самыми загруженными в мире и в каких еще городах России есть серьезные проблемы с пробками.
Как Москва выглядит на фоне других городов мира
Исследователи анализировали движение 600 млн автомобилей в крупных городах по всему миру. Москва заняла первую строчку: в среднем поездка здесь занимает на 54% больше времени, чем если бы машина двигалась по пустым улицам. Например, если убрать со столичных дорог все машины, то путь из точки А в точку Б займет 30 минут, но заторы удлиняют его до 46 минут.
Второе место в рейтинге делят индийский Мумбаи, колумбийская Богота и филиппинская Манила — с показателем 53%. Дальше — Стамбул и Киев: здесь время поездки увеличивается на 51%.
До 2020 года первые места в рейтинге занимали города Индии: в 2017 и 2018 — Мумбаи, в 2019 — Бангалор. Но все четыре года, что проводится исследование, российская столица стабильно попадала в десятку мегаполисов с самыми большими пробками. В 2017 и 2019 годах Москва занимала шестую строчку списка, в 2018 — пятую.
Рейтинг публикуют с 2017 года, и самый большой уровень загруженности городских улиц зафиксировали в 2019 году: в Бангалоре и Маниле он достиг 71%. В предыдущие два года этот показатель не превышал 66%.
В какое время года в Москве самые большие пробки
В департаменте транспорта Москвы объяснили лидерство в рейтинге TomTom тем, что в России коронавирусные ограничения сняли раньше, чем в других странах. Осенью 2020 года уровень трафика на дорогах столицы уже вернулся к показателям 2019 года, пока в большинстве крупных городов мира продолжался локдаун.
Если верить TomTom, в 2020 году среднестатистический московский водитель простоял в пробках 200 часов. Проще всего по улицам столицы было передвигаться во время коронавирусных ограничений, в мае 2020 года. Тогда уровень загруженности дорог был равен 6%.
Что касается 2021 года — таких жестких ограничений, как в 2020, уже не было. И, например, в мае уровень загруженности дорог составил 44%. Самый низкий показатель зафиксировали в июле: 30%. Середина лета — разгар отпусков и дачного сезона, и многие москвичи покидают город.
Однако пиковое время, судя по всему, в этом году еще не наступило. Самые большие пробки в Москве традиционно случаются перед Новым годом. Так, нагрузка на столичные дороги 25 декабря 2020 года составляла 95%.
Как обстоят дела в других городах России
TomTom по-разному выбирает города из разных стран для своего исследования. Например, в рейтинг попадают даже небольшие населенные пункты США, в России же учитывается ситуация только в 11 городах-миллионниках. По итогам 2020 года все они попали в первую сотню рейтинга.
Так, девятое место в мире по количеству пробок занял Новосибирск с показателем 45%. На 12-м месте — Санкт-Петербург: 44%. Меньше всего загружены улицы Томска: в рейтинге TomTom этот город занимает 70-е место с показателем 28%.
Как решить проблему с пробками в Москве
Как правило, загруженность трасс прямо пропорциональна численности населения и уровню его обеспеченности автомобилями. Среди успешных примеров борьбы с пробками обычно выделяют европейские мегаполисы: Барселону, Париж, Лондон, Берлин и Амстердам. В середине 20 века эти города тоже столкнулись с высоким уровнем автомобилизации.
По словам автора телеграм-канала «Новый дептранс» Даниила Баева, большинство жителей европейских городов не используют личный автомобиль каждый день. Поэтому в Европе пробок меньше. Как правило, местные жители там пользуются каршерингом, такси или другим транспортом. Дорожная ситуация современной Москвы скорее напоминает европейские города шестидесятых.
В мире есть и более успешный опыт борьбы с пробками. В ОАЭ зарегистрировано около 3,4 млн автомобилей. Абу-Даби, столица этой страны, — город-миллионник с самой низкой дорожной нагрузкой: 399 место в рейтинге TomTom, уровень загруженности дорог составил всего 10%. Для сравнения, в одной только Москве 3,8 млн машин. Для борьбы с пробками власти Абу-Даби популяризировали общественный транспорт, а использование личного автомобиля сделали максимально неудобным. Например, ввели платный проезд в обе стороны на въездах в город.
Можно ли пересадить автомобилистов на велосипеды и общественный транспорт
Есть люди, которым очень удобно пользоваться автомобилями, они никогда не пересядут на другие виды транспорта. Точно так же есть пользователи общественного транспорта, велосипедисты и другие, кто никогда не захочет отказываться от привычного способа передвижения. Но есть и много колеблющихся, они пользуются просто тем, что удобнее или быстрее. Например, кто-то выбирает такси, потому что так комфортнее, а на следующий день едет на метро, потому что такси встало бы в пробке. Пересадить население на альтернативные виды транспорта действительно возможно, но для этого они должны быть удобными, быстрыми и безопасными.
На пробки влияет много факторов: частота использования автомобиля, протяженность дорог и их пропускная способность, география города и даже правила дорожного движения. Например, в Москве в последние годы строят много мостов и тоннелей через железные дороги, так как районы оторваны друг от друга. Небольшая эстакада может уменьшить перепробеги.
Кроме того, нельзя обеспечить каждого москвича машино-местом: под эти цели понадобится слишком много площади. Нужно еще учитывать, что место нужно и у дома, и около работы. Если делать парковки платными, то снизится спрос на личные автомобили, а вместе с ним и количество пробок.
Почему не нужно поддаваться индуцированному спросу, можно узнать на примере США, где десятилетиями уничтожали кварталы ради шоссе. Теперь эти шоссе на 10—18 полос стоят в пробках, вместо кварталов домов — кварталы парковок, а проблемы те же, что и сто лет назад.
12 городов мира с самыми большими дорожными пробками
Многие жители больших городов ежедневно сталкиваются с пробками на дорогах. Особенно остро это ощущается в утренние и вечерние часы. По утрам все куда-то спешат: кто на работу, кто в институт, кто развозит детей по садикам и школам. Вечером все устремляются домой. Когда речь заходит о возможных пробках в дороге, приходится дополнительно учитывать время простоя и прибавлять его к общему времени пути.
Фото: Pixabay.com
Ситуацию на дорогах периодически ухудшают неблагоприятные погодные условия и аварии. Власти городов стараются решить проблему заторов, проводят транспортные реформы, чтобы разгрузить машинный поток. Но не смотря на оптимизацию маршрутов, расширение дорог, выделение специальных линий для общественного транспорта, пробки не теряют актуальность. Чем больше население города, тем больше количества машин выезжает на его дороги.
Нидерландская компания TomTom, занимающаяся разработкой технологий и устройств автомобильной и персональной GPS-навигации, ежегодно проводит анализ автомобильного движения во всем мире. Получая информацию от миллионов водителей, которые используют технологию TomTom в своих навигационных устройствах, составляется индекс трафика загруженности дорог.
В 2020 году рейтинг был составлен на основании данных о 416 городах из 57 стран мира. Он показывает уровень пробок в каждом исследуемом городе. Если сравнивать 2019 и 2020 года, то становится видно, что практически везде плотность трафика на дорогах снизилась. На этот показатель сильно повлияло введение жестких карантинных мер. Часть городов значительно сдали свои позиции. Например, город Индии Пуна, занимавший в 2019 году 5 место в 2020 году опустился на 15 строчку. Город Индонезии Джакарта с 10 позиции ушел на 29.
В сегодняшнем рейтинге мы представляем вам 12 городов с самыми большими дорожными пробками. Он был составлен по данным портала tomtom.com на конец 2020-го года.
Рейтинг | Страна |
---|---|
1. Москва | Россия |
2. Мумбаи | Индия |
3. Богота | Колумбия |
4. Манила | Филиппины |
5. Стамбул | Турция |
6. Бангалор | Индия |
7. Киев | Украина |
8. Нью-Дели | Индия |
9. Новосибирск | Россия |
10. Бангкок | Таиланд |
11. Одесса | Украина |
12. Санкт-Петербург | Россия |
12 Санкт-Петербург
Открывает сегодняшний рейтинг культурная столица нашей страны, город Санкт-Петербург. Его населяют более пяти миллионов человек. Являясь самым крупным узлом северо-западной части России, Петербург ежедневно утопает в пробках.
Последние 10 лет здесь наблюдается прирост населения. Город растет, а вместе с ним увеличивается и количество автовладельцев. Треть из них предпочитает добираться до работы на машине. Рост числа пробок усугубляет регулярное проведение ремонтных работ дорожного полотна. В этот период проезд по некоторым участкам закрывают или ограничивают, меняются схемы движения.
Сеть наземного транспорта включает в себя более 300 автобусных, 40 трамвайных и более 40 троллейбусных маршрутов. Метро насчитывает более 70 станций. Главной проблемой остается отсутствие транспортно-пересадочных узлов, объединяющих различные транспортные инфраструктурные сети. Наличие таковых позволило бы пассажирам быстро и беспрепятственно менять в пути один вид транспорта на другой.
В 2020 году власти Санкт-Петербурга планировали провести реформу общественного транспорта. Предполагалось отказаться от большей части маршрутных такси и заменить их более вместительными автобусами, возвести новые остановочные комплексы, ввести новые маршруты. Однако реформу пришлось перенести.
11 Одесса
На одиннадцатой строчке находится украинский город с численностью населения чуть больше миллиона. Заторы на дорогах случается в часы пик из-за плохого состояния и узости дорожного полотна, недостатка светофоров и указателей. Отсутствие достаточного количества парковочных мест приводит к незаконным парковкам вдоль дорог, что мешает проезду транспорта.
Летом наблюдается увеличение количества автотранспорта из-за притоков внутренних туристов. Властями неоднократно поднимался вопрос о строительстве метрополитена в городе. Его появление значительно снизило бы нагрузки на дороги. Однако, все до сих пор остается только на стадии обсуждений и планов.
Общественный транспорт представлен автобусами, маршрутками, троллейбусами и трамваями. Самым популярным средством передвижения для одесситов считается маршрутка. Основной проблемой остается неудобство многих маршрутов и их дублированность, изношенность подвижного состава и отсутствие выделенных линий под общественный транспорт.
В 2020 году в стране была запущена программа «Большое строительство». Она предполагает в том числе и ремонт дорог во всех городах Украины.
10 Бангкок
Бангкок занимает десятую позицию рейтинга по версии TomTom. Его населяет более 5 миллионов человек. Особенностью города является наличие не только наземного транспорта, но и водного. Речные трамвайчики, паромные переправы и моторные лодки перевозят жителей и туристов по реке Чаупхрая. По дорогам передвигаются автобусы, автомобили и мотоциклы. В городе есть надземное метро, часть из которого проходит под землей.
С каждым годом количество автотранспорта Бангкока увеличивается, а строительство новых дорог не может угнаться за этими темпами. Для большого количества мотоциклистов существую специальные выделенные полосы. Но даже на платных шоссе автомобилистам приходится простаивать в пробках. Для того, чтобы хоть как-то урегулировать заторы, которые вдобавок усугубляют постоянные аварии, было принято решение увеличить число полицейских подразделений на дорогах.
Отсутствие достаточного количества парковочных мест затрудняет движение не только для автотранспорта, но порой даже пешеходам сложно протиснуться между плотно стоящими машинами, оставленными дожидаться своих хозяев.
9 Новосибирск
За год с 23 места на 9 строчку переместился российский город Новосибирск. Из года в год состояние его дорог ухудшается, увеличивается количество ям и выемок от колес машин. На данный момент среди крупнейших городов страны именно здесь одни из самых худших дорог. Для изменения сложившейся ситуации властями города запущен проект «Безопасные и качественные автодороги».
Качество дорожного полотна не единственная проблема возникновения пробок. Как не странно, но наличие большого количества светофоров на некоторых участках, а также их неэффективная работа замедляет движение автомобилей и создает заторы даже днем. Эта проблема может сочетаться с узостью дорожного полотна, которое не способно пропустить большое количество машин. В зимние периоды ситуация ухудшается из-за постоянных снегопадов.
Для уменьшения количества пробок на дорогах требуется не просто ремонт, а реконструкция дорожного полотна, внедрение велодорожек. Политика властей ориентирована на развитие общественного транспорта, для того чтобы люди отдавали предпочтение именно ему, а не личному автомобилю. Еще один из методов борьбы с коллапсом на дорогах – создание платных парковок в центре города.
8 Нью-Дели
Восьмую позицию второй год подряд занимает Нью-Дели. Приезжая в этот город впервые, удивляешься тому, насколько непредсказуемо здесь может быть движение. Многие водители подрезают друг друга, мотоциклисты могут ехать по встречной полосе. Движение на дорогах сопровождаются постоянными сигналами автомобилей тех, кто нарушает и тех, кто чуть не сталкивается с нарушителями. Порой пешеходам приходится перебегать дорогу из-за отсутствия светофоров. Скопление большого количества автомобилей значительно ухудшает и качество воздуха, город порой задыхается от смога.
Для того, чтобы минимизировать нависшие проблемы на дорогах, власти Нью-Дели обратились к опыту других стран. В частности, рассматривалось введение интеллектуальной транспортной системы, которая широко применяется в Москве.
На данный момент основными объектами наземного общественного транспорта являются автобусы, рикши. Доехать до места назначения можно на такси В городе также есть метрополитен, который соединяет не только его районы, но и города-спутники в Национальном столичном округе. Поскольку ситуация с дорожной безопасностью стоит достаточно остро, властями было принято решение увеличить в несколько раз стоимость штрафов за нарушение правил дорожного движения.
7 Киев
Киев с количеством населения почти в 3 миллиона расположился на седьмом месте рейтинга. Рост количества автотранспорта на дорогах приводит к прогрессивному увеличению числа заторов. Ежедневно в часы пик люди вынуждены простаивать в пробках, для того чтобы попасть в место своего назначения.
Власти активно пытаются решить возникшую проблему. Расширяются дороги, внедряются новые развязки, постепенно появляются камеры интеллектуальной транспортной системы, которые призваны анализировать загруженность дорог и прогнозировать движение транспортных потоков. Однако, это не приводит к нужным результатам. Скорее наоборот, улучшение комфорта на дорогах приводит к тому, что пользователи общественного транспорта пересаживаются на автомобили. Низкие штрафы за парковки в неположенных местах, в т.е. и вдоль проезжей части, приводят к росту числа нарушителей.
Нежелание граждан пересаживаться с личного транспорта на общественный обусловлено рядом причин. В частности, ими являются изношенность подвижного состава, низкая безопасность, отсутствие современных технологий в управлении транспортом. Активное решение проблем на дорогах тормозит отсутствие достаточного количества средств в бюджете.
6 Бангалор
Продолжает рейтинг крупный город Индии Бангалор с численностью населения более 10 миллионов человек. Общественный транспорт здесь представлен автобусами, рикшами, метро и такси. Метро является по большей части наземным и пользуется наименьшим спросом. До него трудно добраться из большинства районов городов. Если мы привыкли, что поезда метрополитена отличаются высокой скоростью, то здесь они курсируют медленно, а на входе в метро необходимо пройти обязательный досмотр. Автобусы считаются основным видом общественного транспорта, однако они составляют менее 0,1 процента от общего числа транспортных средств.
Основная проблема большого количества пробок в Бангалоре – низкая плотность дорог. Город испытывает нехватку в сквозных магистральных дорогах. Качество дорожного полотна остается на низком уровне и требует ремонта. И если в центральной части их состояние пытаются поддерживать, то в отдаленных районах зачастую они сильно разбиты.
Львиную долю транспортных средств составляют мотоциклы, в городе зарегистрировано более 55 миллионов.
5 Стамбул
Пятую позицию занимает Стамбул. Турецкий город населяют более 11 миллионов человек. Такое большое количество жителей и отсутствие достаточного количества дорог приводят к большому количеству пробок. Проблематичным становится передвижение не только по самому Стамбулу, но и выезд за его пределы.
Власти всеми силами пытаются решить возникшую проблему, инвестируют в развитие транспорта и внедрение интеллектуальных технологий. Уже на данном этапе предпринятые действия способствуют некоторому снижению числа заторов. Для того чтобы разгрузить дороги, в городе с 2019 года часть линий метро и автобусных маршрутов были переведены на круглосуточный режим работы.
Трамваи – один из видов транспорта, который не страдает от пробок, т.к. его движение происходит по отдельной полосе. Автобусы, маршрутки отличаются своим хорошим состоянием. В некоторых видах общественного транспорта есть бесплатный Wi-Fi.
Для стоянок автомобилей предусмотрены платные парковочные площадки, однако вопрос наличия свободных мест на них остается актуальным. Поэтому жителям и гостям города приходится оставлять свои машины в т.ч. и на обочинах дорог.
4 Манила
На четвертом месте находится еще один мегаполис. По сравнению с 2019 годом Манила опустилась на 2 строчки ниже. Самое большое скопление машин и нескончаемые пробки свойственны для всех дорог вокруг аэропорта. Джипни считается самым дешевым общественным транспортом. Более комфортным в передвижении является метрополитен, однако его стоимость вдвое дороже, да и народа в часы пик достаточно много. На многомиллионный город наличие всего 3 веток метро катастрофически мало, поэтому данный вид транспорта не способен в достаточной мере разгрузить дороги.
С каждым годом растет число машин. Население приобретает небольшие автомобили, которые являются самыми доступными по цене. В итоге это приводит к увеличению нагрузки на дороги.
Наличие недостаточного количество способов передвижение, плохо продуманная инфраструктура определяют большое число пробок. Дороги просто не справляются с огромным потоком транспорта. Большая их часть находится в разбитом состоянии и власти города не предпринимают попыток исправить ситуацию. Это не только затрудняет движение, но и способствует большому количеству аварий.
3 Богота
Тройку лидеров второй год подряд открывает столица Колумбии Богота. Удивительно, но в этом многомиллионном городе нет метро. Из-за нехватки денежных средств оно здесь не построено. Поэтому властями было принято решение о создании метробуса и специальной выделенной полосы под него. Наличие комфортных скоростных автобусов породило огромную популярность на них, что привело не только к заторам на линии, но и к многочисленным авариям. Это произошло из-за частого движения транспорта и быстрой скорости. Поэтому данная мера, направленная на решение вопроса с перегруженностью дорог, не решила ее.
Не смотря на внедрение нового вида общественного транспорта, многомиллионный город продолжает испытывать острую проблему транспортной системы. Власти города все-таки планируют построить метро, однако в эксплуатацию его планируют ввести только в 2028 году.
Личный автотранспорт среди местных жителей широко распространен, в связи с чем им приходится сталкиваться не только с перегруженностью дорог, но и с отсутствием парковок. Долгое время действия властей игнорировали данную проблему, а их деятельность была направлена на отказ от строительства новых дорог. Вместо них были сделаны велодорожки, парки и скверы, а также новые пешеходные зоны.
2 Мумбаи
На второй позиции располагается город, который неоднократно занимал в рейтинге лидирующие позиции. В Мумбаи ежегодно растет количество машин, а вместе с этим и количество аварий. В часы пик город накрывают огромные пробки. Открытыми остаются проблемы парковок. Из-за нехватки финансирования проект строительства огромного подвесного моста, который мог бы помочь разгрузить дороги, так и остался проектом.
Около половины дорог города находятся в плохом состоянии. Из-за большого количества дождей они подвержены размытию. Власти решили активно бороться с этой проблемой и внедрили специальную систему, с помощью которой любой житель города мог бы сообщать о наличии ям на дорожном полотне, что в свою очередь позволит дорожным службам своевременно устранять эти проблемы. Еще одна мера по снятию нагрузки с дорог – появление скоростных катеров. Вместо того, чтобы часами стоять в пробках, жителям и туристам города предлагается совершать водные поездки.
Для того, чтобы снизить дорожный хаос были установлены «умные светофоры». В затяжных пробках водители Мумбаи часто прибегают к использованию автомобильного сигнала. С появлением новых светофоров красный цвет на них не сменится зеленым до тех пор, пока уровень шума будет предельно высоким.
1 Москва
Венчает сегодняшний рейтинг столица России Москва. С шестого места она стремительно поднялась вверх и впервые за 4 года заняла первое место по итогам 2020-го года. Основные проблемы дорожных заторов: обилие личного транспорта на дорогах, острая нехватка парковок и переполненность общественного транспорта.
Особую значимость в транспортной системе представляет метро. Оно связывает отдаленные районы с центром, до сих пор продолжает расширяться, строятся и открываются новые станции. Что же касается наземного транспорта, то оно уступает своей несовершенностью: периодически вводятся дублирующие и неактуальные маршруты, часто возникает проблема со сбоями интервалов между составами, отсутствие комфорта в салонах вызывает еще больше желания приобрести личный автомобиль.
Ранее попытка пересадить автомобилистов на общественный транспорт не дала никаких существенных результатов, поэтому власти города планируют по-прежнему развивать метро, внедрять новые железнодорожные маршруты, так называемые центральные диаметры, и разобраться с необходимостью внедрения искусственного интеллекта.
Москву назвали городом с самыми большими пробками в мире
Московская городская агломерация заняла первое место в мировом рейтинге загруженности дорог в 2020 году. Такие данные приводят специалисты из TomTom — голландской фирмы, занимающейся производством навигационных систем и составлением карт. В прошлогоднем рейтинге столица России занимала шестое место.
С 2019 г. компания использует новую систему расчетов — дорожная ситуация анализировалась не только в самой столице, но и в части Московской области. При этом общий уровень загруженности Московской агломерации снизился с 59% до 54% по сравнению с 2019 годом, а загруженность автомагистралей снизилась на 5%.
По данным компании TomTom, в среднем каждый водитель терял в московских пробках 200 часов ежегодно. Самый загруженный трафик (97%) наблюдался в Московской агломерации в пятницу 25 декабря. При этом апрель стал месяцем с самой лучшей дорожной ситуацией (весной в столице и области начали действовать ограничительные меры из-за пандемии COVID-19). Загруженность трасс тогда составляла в среднем 8%.
Наибольшее количество пробок фиксируется в Москве с 18:00–19:00 в четверг. Ежедневно автомобилисты простаивают в дорожных заторах от 22 до 30 минут.
«На фоне мировых городов, уровень транспортных потоков в Московской агломерации восстановился достаточно быстро ввиду того, что Москва, как административный, финансовый и транспортный центр страны, должна была поддерживать свою жизнедеятельность и производственную активность, поэтому даже введение удаленного режима работы зачастую охватывало только часть работников во многих организациях», — прокомментировал результаты исследования вице-президент TomTom по вопросам дорожного движения Ральф-Петер Шефер.
Втрое место в рейтинге занимает Мумбаи. В этом городе транспортная загрузка составляет 53%. Такой же показатель зафиксирован в Боготе и Маниле.
Департамент транспорта Москвы уже прокомментировали исследование TomTom в своем Telegram. В ведомстве подчеркнули, что данные голландцев сложно оценить из-за различных мер по борьбе с пандемией, принимаемых в городах мира.
«В то время, как в Европе практически весь год продолжаются ограничения, Москва почти полностью восстановилась, а режим самоизоляции в столице продлился лишь с апреля до начала июня», — подчеркнули в департаменте транспорта.
В ведомстве объяснили, что уровень загруженности дорог снизился, несмотря на рост числа автомобилей на дорогах. Количество машин, по данным ЦОДД, на дорогах выросло на 4% — это плюс 155 тыс. новых транспортных средств. При этом уровень загруженности дорог все равно снизился в годовом значении на 5%.
В Москве с середины апреля 2020 года действовал целый ряд ограничительных мер и-за пандемии COVID-19. Так, для передвижения на личном или общественном транспорте необходимо было оформлять специальный цифровой пропуск. В это время люди стали заметно реже выезжать на трассы, а многие горожане уехали за пределы столицы. Ограничительные меры были сняты в столице в середине июня.
Кроме этого загруженность дорог в Москве значительно упала этой осенью в связи с переходом части сотрудников предприятий на удаленный режим работы. Такие меры были приняты во время второй волны пандемии в столице.