Праздники в третьем рейхе
Национальные праздники Третьего рейха
Содержание
Значение праздников [ править | править код ]
Насколько важна была организация праздников для нацистов, показывает то обстоятельство, что партийное руководство создало специальное «Ведомство по организации торжеств, досуга и праздников», а также специальный журнал «Новая общность» ( нем. Die neue Gemeinschaft ). Не случайно уже на второй год существования нацистского режима часть публичных мероприятий получила государственный статус и финансировалась государством.
Важнейшим отличием циклических годовых и официальных праздников, отмечавшихся в вильгельмовские и веймаровские времена, от праздников нацистских времен было то, что на последних социальные различия и барьеры не имели никакого значения. Именно подчеркнутый демократизм нацистских праздников в наибольшей степени обеспечил им огромную популярность.
Циклические годовые праздники [ править | править код ]
В Третьем рейхе сложился собственный календарный набор национальных празднеств.
30 января. День взятия власти. Отмечался в честь годовщины провозглашения Гитлера канцлером Германии 30 января 1933 года.
16 марта. Национальный день траура. Нацисты отмечали его как День памяти героев ( нем. Heldengedenktag ). Эти торжества были постоянно закреплены за 16 марта, вместо обычного пятого воскресенья перед Пасхой. В этот день также отмечалось введение всеобщей воинской повинности в 1935 году и ремилитаризация Рейнланда в 1936 году.
20 апреля. День рождения Гитлера. В этот день по всей Германии и в окне почти каждого дома выставляли и вывешивали миллионы фотографий и портретов фюрера, фасады домов украшали красно-бело-черными флагами, устраивались грандиозные факельные шествия, массовые выступления фольклорных коллективов, происходили обряды посвящения. О масштабах торжеств говорит то, что военный парад в Берлине в 1939 г. длился 4 часа, на трибунах находилось 20 тыс. почетных гостей, полки проходили по 12 человек в шеренге.
1 мая. Национальный день труда. Отмечался как праздник немецкого рабочего класса. В этот день в городах происходили манифестации и факельные шествия. В сельской местности устраивали танцы вокруг майского дерева, разжигали огромные костры. В этот день ежегодно устраивались военные парады.
май (четвёртое воскресение поста). Материнское воскресенье.
21 июня (в високосные годы 20 или 21 июня). День летнего солнцестояния.
сентябрь/октябрь (первое воскресенье после Дня святого Михаила — после 29 сентября). День благодарения и праздник окончания уборки урожая ( нем. Erntedankfest ). «Праздник урожая» [2] отмечали при колоссальном стечении народа у горы Бюкельберг [3] между Ганновером и Гаммельном.
9 ноября. Годовщина «Пивного путча» 1923 года. Все основные церемонии проводились в этот день в столице движения — Мюнхене. Эффектной была заключительная церемония праздника, которая называлась «последняя перекличка»: руководитель церемонии по очереди выкрикивал имена погибших партийных активистов, а из колонн формирований партии в ответ на каждое имя звучала соответствующая церемониальная фраза — «Здесь!». «Последняя перекличка» в обязательном порядке транслировалась по радио. Идею «последней переклички» Геббельс заимствовал у итальянских фашистов, которые таким образом чтили память своих погибших товарищей.
Политические утренники [ править | править код ]
Самой важной частью повседневности тоталитарного общества были политические утренники (Morgenfeierf) которые по различным поводам каждая местная партийная группа обязана была проводить по крайней мере один раз в месяц, затем планировалось проводить утренники каждые 15 дней, а потом — раз в неделю. Эти утренники призваны были конкурировать с христианскими богослужениями и заменять их.
По распоряжению Розенберга они начали проводиться «в один день, в один час, во всех гау и во всех местных партийных организациях одновременно и на одну тему». Тематика утренников могла быть различной: юбилейные даты, связанные с великими немцами, воспитательно-мировоззренческие темы, поминовение погибших героев. Часто утренники сопровождались патетическими декламациями, тщательно подобранной музыкой.
Памятные даты [ править | править код ]
Нацисты использовали и некоторые национальные памятные даты: день гибели (26 мая 1923 г.) героя антифранцузского сопротивления в Руре Лео Шлагетера, день Ютландского (1916) морского сражения — 1 июня; с 17 марта 1935 г. стали отмечать день, когда в 1813 г. королевским указом Пруссия была призвана к оружию, в этот же день Гитлер объявил о введении всеобщей воинской повинности; день рождения Фридриха Великого. До 1937 года такие праздники обычно проводились в рамках Тинг-движения.
Кроме упомянутых, были и второстепенные нацистские праздники, например, 28 марта было объявлено в 1936 г. «Немецким народным днем чести, свободы и мира».
Организация народных гуляний [ править | править код ]
Унификацией сферы народного досуга занялся отдел «народность/обычай» ведомства «Праздник» в «Kraft durch Freude». Функционеры аргументировали необходимость реформ тем, что народные развлечения якобы являются «плоскими», они не представляют собой подлинно народного праздника, но являются «развлечением отдельных людей в неорганизованной толпе».
Нацистское «обновление» народных праздников преследовало цель придать развлечениям политический характер, сделать их «праздниками общности». С этой целью предполагалось придавать каждому народному гулянью политико-идеологический смысл. Нацистские организаторы придавали большое значение украшению праздников: киоски, торговые места, открытые концертные площадки украшались в крестьянском стиле соответствующих земель, в качестве строительного материала использовались дерево, солома, камыш, черепица, то есть традиционные крестьянские материалы. Культивировались народные танцы в местных нарядах, представления самодеятельных театров, кукольных театров, самодеятельных хоров и оркестров (как отмечали посторонние наблюдатели — высокого художественного уровня), показательные выступления и соревнования спортивных клубов.
Нацистские праздники
Для замены традиционных религиозных праздников и пропаганды националсоциалистических идей в Третьем рейхе были введены собственные праздничные дни:
30 января. День взятия власти. Отмечался в честь годовщины провозглашения Гитлера канцлером Германии 30 января 1933.
24 февраля. День основания НСДАП. Несмотря на то, что свое официальное название гитлеровская партия получила 1 апреля 1920, все-таки отмечался именно этот день.
16 марта. Национальный день траура. До 1933 этот день отмечали как день ухода за немецкими военными кладбищами. Нацисты дали ему новое название — День памяти героев. Эти торжества были постоянно закреплены за 16 марта, вместо обычного пятого воскресенья перед Пасхой. В этот день отмечалось также введение всеобщей воинской повинности в 1935 и ремилитаризация Рейнланда в 1936.
20 апреля. День рождения Гитлера. Один из наиболее важных дней в ритуале культа фюрера. В этот день по всей Германии выставляли и вывешивали миллионы фотографий и портретов фюрера, фасады домов украшали красно-бело-черными флагами, устраивались грандиозные факельные шествия, массовые выступления фольклорных коллективов, происходили обряды посвящения.
1 мая. Национальный день труда. Нацистский аналог социалистического Первомая. Отмечался как праздник немецкого рабочего класса. В этот день в городах происходили манифестации и факельные шествия. В сельской местности устраивали танцы вокруг майского дерева, разжигали огромные костры, выступали народные коллективы в национальной одежде. Также в этот день ежегодно устраивались военные парады.
Второе воскресенье мая. Материнское воскресенье. В этот день во время всенародных торжеств происходило награждение многодетных матерей Крестом славы. Лето. День летнего солнцестояния. В этот день разжигали огромные костры, в которые бросали венки в честь партийных «мучеников» и героев войны. Устраивались танцы, выступали хоровые коллективы, участники праздника прыгали через костры, устраивали факельные шествия. Партийные руководители к этому дню готовили особые «огненные речи».
Сентябрь. Годовщина Имперского партийного съезда в Нюрнберге. Ежегодные торжества, кульминацией которых были трехдневные фестивали в старинном Нюрнберге. Под сенью партийных знамен огромные колонны маршировали мимо трибуны, где находился Гитлер, и затем происходило самое главное — выступление фюрера.
Осень. День благодарения (День урожая). Отмечался в честь сбора урожая и как дань уважения германским крестьянам.
9 ноября. Годовщина «Пивного путча» 1923. Самый священный день нацистского режима. Оставшиеся в живых участники провалившегося государственного переворота в Мюнхене проходили торжественным маршем по улицам Мюнхена, где произошло «освящение кровью», повторяя свое тогдашнее шествие к Фельдхернхалле.
Зима. День зимнего солнцестояния. Был введен нацистскими властями, чтобы конкурировать с христианскими рождественскими праздниками, однако празднование самого Рождества не заменял.
Читайте также
Праздники
Праздники Церковный календарь изобиловал праздниками отмечавшимися в честь событий из жизни Христа, или посвященными культу различных святых. Некоторые из этих праздников, называвшиеся главными, были днями отдыха, хотя церковными правилами предписывалось
XIX Праздники
XIX Праздники Праздники были временем отклонения от обычного порядка ежедневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в домашней жизни. Благочестивые люди вообще почитали приличным ознаменовать праздничное время делами благочестия и христианского
Праздники
Праздники Христианский мир обязан клюнийцам введением праздника Всех Святых (1 ноября) и праздника Поминовения всех усопших (2 ноября: commemoratio omnium fidelium defimctorum). Следует также вспомнить о Божием мире – с вечера среды по утро понедельника в память о Страстях Господних
Тюрьмы нацистские и тюрьмы коммунистические
Тюрьмы нацистские и тюрьмы коммунистические И. Ньеште, участник венгерского Сопротивления, после войны — глава одной молодежной организации; отказался вступить в коммунистическую партию. Пройдя через судебный процесс, он отбыл наказание в лагере принудительных работ
XIX Праздники
XIX Праздники Праздники были временем отклонения от обычного порядка ежедневной жизни и сопровождались разными обычаями, укоренившимися в домашней жизни. Благочестивые, люди вообще почитали приличным ознаменовать праздничное время делами благочестия и христианского
Праздники
Праздники Жизнь для населения Месопотамии, даже для рабов, не была непрекращающимся трудом. В древности, как и в наши дни, были святые дни – праздники, и вся работа отнюдь не редко прерывалась религиозными празднованиями, коих было по несколько дней в каждом месяце, хотя и
V. БЕЛЫЙ ПИАР: НАЦИСТСКИЕ АГИТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ
V. БЕЛЫЙ ПИАР: НАЦИСТСКИЕ АГИТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ 1. Гитлер-освободитель Немецкая агитационная брошюра. Предположительный год публикации – 1941-й. Текст приводится по изданию: Гитлер-освободитель. – Б.м., б.д. – 15 с.Крестьяне и рабочие!Как часто вы задавали
II. Праздники и выходные дни
II. Праздники и выходные дни Первый день Нового года был не только праздником богини Сопдет – его отмечали по всей стране. В храме Упуаута слуги дома подносили в этот день подарки своему хозяину.[60] Под этим следует понимать, что жрецы совершали жертвоприношения своему
Раздел 8. Нацистские фабрики смерти
Нацистские путчисты в Австрии
Нацистские путчисты в Австрии Теперь, когда руководители СА, превратившиеся в помеху, были ликвидированы, у Гитлера освободились руки для осуществления своей внешнеполитической концепции. Он хочет завоевать «жизненное пространство» для Германии, что на языке нацистов
О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ НАЦИСТСКИЕ АРХИВЫ
О ЧЕМ РАССКАЗАЛИ НАЦИСТСКИЕ АРХИВЫ Мог ли я не вспомнить давнюю сделку винницких сионистов с петлюровскими погромщиками, скажем, в мае 1945 года, когда капитулировал фашистский гарнизон Берлина?Ведь после первого же, самого беглого осмотра архивов «дома Гиммлера», как
Расистские и нацистские интерпретации происхождения языка и нации
Расистские и нацистские интерпретации происхождения языка и нации Мы подошли к главному пункту всей лингвистической эпопеи, не утратившему эмоциональной остроты и в наше время. Сталин не мог не знать ни в 30-х, ни тем более в послевоенных 50-х годах о расистских и
Нацистские СМИ
Нацистские СМИ Украинская журналистика — это нечто невообразимое. Из них рядовой украинец узнает, что Россия произвела ядерную бомбардировку Луганска, что ополченцы сами себя обстреляли в Донецке, а в Одессе сами себя сожгли заживо антифашисты. Такого вранья не видел
1. праздники
1. праздники Религиозные представления требовали со стороны человека соблюдения религиозных актов ритуальных церемоний, культовых обрядов. Изучение религиозных культовых ритуалов дает возможность собрать богатейший и ценный материал, проливающий свет на сущность