Праздники в честь диониса

Дионисии — праздник Диониса — с 9 по 14 Элафеболиона (с 11 марта 2022 года)

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Дионисии — великий афинский праздник, который проводился в честь бога Диониса. Празднество предполагало проведение театральных выступлений: сначала только трагедий, а с 487 г до н.э. — и комедий.

Что это за праздник

Дионисии — второй по значимости праздник (после Панафинеи). Фактически дионисии состояли из двух праздников: сельские (малые) дионисии и большие (городские) дионисии, которые проходили в разное время года.

Примерный график мероприятий:

Также дионисии были неотъемлемой частью дионисийских мистерий.

Элементы дионисий встречались на минойском Крите, начиная с середины 2 в до н.э. Нет никаких свидетельств того, что это была новая традиция ахейских варваров. К этому времени были установлены традиции протодионисийского культа. По этой причине можно говорить о дионисиях как о древнейшей, доиндоарийской религии Крита.

Дионис — вечно новый бог, но при этом — очень древний. В библиотеке Пилоса была обнаружена табличка, на которой было начертано имя этого божества.

Культ Диониса имеет родопское происхождение: дионисийские мистерии проходили уже в эпоху Ликурга. В 5 в до н.э., Фивы (согласно преданию, именно там был зачат Дионис) был главным центром поклонения этому божеству.

Сельские дионисии

Первоначально это был сельский праздник в Аттике. Вероятно, фестиваль проводился в честь выращивания виноградных лоз. Некоторые историки, культурологи и мифологи полагают, что это древнейший праздник, изначально не связанный с Дионисом.

Сельские (малые) дионисии отмечались зимой, в месяце Посейдеоне. Деревенское население праздновало дионисии в честь первого разлива и дегустации свежего вина.

Одно из живых и колоритных описаний фестиваля дал Аристофан в своей комедии “Ахарняне”. Он описывает торжественную процессию с целью жертвоприношения, в которой принимали участие несколько уважаемых семей.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

На сельских дионисиях население веселилось вовсю. Танцоры танцевали, сопровождая эффектные “па” смешными телодвижениями, и шутили (многие из этих шуток были на грани фола). Эти деревенские увеселения, как ни странно, были предтечей драматической поэзии.

Странствующие актеры, собравшиеся в труппы, разыгрывали пьесы. Обычно брались за основу пьесы, которые уже ставились в городе, и имели успех, но странствующие актеры показывали ее по-своему — так, чтобы сюжет был понятен простодушным сельским жителям.

Одним из самых забавных увеселений на сельских дионисиях были асколии. Потехи ради мальчики-подростки на одной ноге прыгали по мехам, вымазанным маслом.

Одновременно в столице Греции и в Элевсине проводился фестиваль алоя (пожинки). На этом празднике Дионис чествовался одновременно с Деметрой и Персефоной.

В разных городах Аттики празднества проводились в разные дни. При этом за весь сезон зрители могли посещать сразу несколько праздников. Афинские граждане имели возможность выехать за город, если в другое время у них не было такой возможности.

В месяце гамелионе праздновали ленеи — особый фестиваль, который был своеобразным продолжение сельских дионисий. Изначально ленеи были сельским фестивалем ленейского округа, но с течением времени его начали праздновать и в Афинах, и в афинских окрестностях. Центром фестиваля был пир, который устраивался за счет государства. Щедро лилось вино, разыгрывались трагедии и комедии.

Истоки фестиваля

Вероятно, фестиваль начал праздноваться во времена тирании Писистрата, в 6 в до н.э. Вероятно, он проводился с 10 по 16 элафеболиона (это лунный месяц, который совпадает с весенним равноденствием. По солнечному календарю это март-апрель).

Вероятно, праздновался конец зимы.

Помпа и проагон

Считается, что помпа занимала большую часть первого дня празднования. Когда солнце садилось, наступало время для комоса — веселого праздничного шествия.

На второй и третий день проходили состязания детских и мужских дифирамбических хоров. Затем, в течение 3-4 дней проводились драматические агоны, и это была кульминация праздника.

В дифирамбических хорах принимали участие знаменитые поэты (Пиндар, Симонид) и лучшие флейтисты. В завершение этих соревнований совершалось жертвоприношение — в жертву приносили молодых бычков. Мясом угощали всех присутствующих.

А далее начинался пир. Это было не только веселое, но и достаточно опасное время, поскольку толпы пьяных людей, изображающих свиту Диониса, в угаре были способны даже на преступление.

На следующий день, когда в городе более-менее наводился порядок, драматурги объявляли названия ставящихся пьес. Они выбирались судьями по жребию (проагону). Примерно в середине 5 века н.э. проагоны проводились у подножия Акрополя.

Драматические и комедийные представления

В ходе дионисийских торжеств люди наряжались сатирами — так назывались божества, похожие на козлов (с рогами, бородой, хвостом и копытами). Ряженые исполняли песни, прославляющие бога Диониса.

В 5 в до н.э. в Греции появились профессиональные драматурги — они и сочиняли театральные пьесы. Ими создавались как комические, так и трагические произведения.

Трагедия считалась высоким жанром, и было принято смотреть именно трагические пьесы, которые как правило заканчивались не очень хорошо. Во время дионисий часто ставились пьесы, написанные “отцом греческого театра”, Эсхилом.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Комедии в древней Греции считались относительно низкопробными произведениями: целевой аудиторией был простой народ. Наверное, только произведения Аристофана дошли до наших дней. По мнению культурологов, его комедии были близки древним грекам (и нам) по причине своей актуальности: иносказательно Аристофан обличал и высмеивал невежество, коррупцию, алчность и прочные пороки.

Греческий театр состоял из трех частей:

В драматических и комедийных представлениях во время дионисий участвовали только мужчины. Для обозначения определенных (в том числе и женских) ролей греческие актеры надевали маски.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Таких греческих масок до нас дошло немало. Они были самыми разными. За все время исполнения своей роли в пьесе актер мог сменить десяток таких масок.

Маски могли изображать женщину/ребенка/старика — кого угодно: актер мог играть, просто сменив маску.

Во время дионисий стали использоваться и первые “спецэффекты”. Например, для изображения божества актеры надевали высокие сандалии — котурны. С их помощью создавалась иллюзия очень высокого роста: такой рост мог быть только у божества.

Немногим позже котурны использовались и вне дионисий — во время “обычных” театральных представлений.

Театрализованные представления характеризовались реалистичностью. Существовало так называемое “правило трех единств”:

Действие в представлении проходило в одно и то же время, что оно проходило бы и в жизни. Если герои пьесы проживали 5-12 часов, это означало, что и зрителям придется смотреть спектакль такое же время. Поэтому представления во время дионисий часто начинались рано утром, а заканчивались — с заходом солнца.

В представлении участвовали не только актеры, но также и хор. В обязанности хористов входило разъяснение зрителям смысл происходящего. Также хор мог спорить с актерами, выражать собственное мнение. Поэтому такое представление было как бы состязательным: у актеров была своя партия, а у хора — своя. Было в этом и что-то назидательное — особенно когда в пьесе обыгрывались события из жизни небожителей.

Нет бесспорных сведений о распределении пьес по отдельным дням. Согласно традиционной точке зрения, до 5 в до н.э драматические представления на больших дионисиях продолжались 3 дня. По некоторым данным, они продолжались до 4 дней.

В первый день показывались 3 комедии. В следующие дни давалось по одной тетралогии.

Начиная с 2 половины 4 века порядок состязаний был такой:

Также в эти дни показывались комедии (до 5 комедий).

Дионисийские мистерии

Феномен дионисийских мистерий (оргий, вакханалий), шествий менад, не разгадан до сих пор. До сих пор неясно, что стояло за этим культом, и каковы были его движущие силы.

Вакханалии — мистические празднества в честь Диониса (Вакха). Проводились они тайно, под покровом ночи. Эти празднества характеризовались совершенно исступленным разгулом: в людях просыпались самые низшие, животные страсти. Очень часто вакханалии сопровождались изнасилованиями и убийствами.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Вино текло рекой, оно бодрило и раскрепощало. Музыканты исполняли ритмичную музыку, танцовщики сходились в ритуальном танце.

В основном использовались некие трансовые техники: пение, раскачивание, круговые танцы. Люди, участвовавшие в этом индуцировали друг друга, и как будто передавали друг другу свою энергию. Круговой экстатический танец назывался у греков “дифирамбос” — отсюда же пошло знаменитое слово “дифирамб”.

В экстатическое состояние участников мистерий вводило и молодое вино. Человек не чувствовал никакого голода, а в толпе себе подобных он ощущал необыкновенный духовный подъем. А самое главное заключалось в том, что он находился на празднестве не ради пьянки, и не с целью общения с другими людьми, а для соединения с Дионисом.

В тот момент, когда дифирамб достигал своего апогея, люди, вовлеченные в этот танец, ощущали себя “энтеос” — преисполненными божеством.

Далее к вакханкам присединялись мужчины с тирсами, и мистерия превращалась в оргию — именно поэтому слово “вакханалия” позже приобрело нарицательное значение.

Все вместе это способствовало экзальтации всех чувств. В итоге участники празднества доходили до состояния, которое граничило с безумием (отсюда пошли выражения “экстаз” и “эйфория”).

Особенно в этом смысле выделялись менады (от слова “мания” — безумие), которых также называли вакханками. Существует миф, согласно которому вакханки во время вот такой мистерии убили великого музыканта и певца, сладкоголосого Орфея.

По некоторым сведениям, в порыве “священного безумия” эти женщины могли голыми руками растерзать стадо быков.

Изначально дионисийские мистерии преследовали цель освобождения души от всего земного, и ее соединение в экстазе с вселенной. Таким образом доказывался факт того, что душа является бессмертной. Но с течением времени культ сводился к безумным оргиям, что приводило к удручающим последствиям.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Чтобы остановить волну насилия, власти приняли решение проводить дионисийские мистерии только на Парнасе, и только 1 раз в 2 года. В остальной Греции вакханалии были приурочены к праздникам садоводов/земледельцев. Время безумия прошло — легким напоминанием об этом служили только игры ряженых. Также со временем было решено отказаться от кровавых жертвоприношений — их заменили подношением Дионису плодов.

Еще во время дионисийских мистерий устраивались орибасии (танцы в горах). Этот ритуал был описан Еврипидом в “Вакханках”. Один раз в 2 года жрица Диониса уводила женщин далеко в горы. Ночью, в период зимнего солнцестояния, они скитались по горам в течение определенного времени, и нередко гибли там.

Странные “забеги” по горам и во время вакханалий объяснялись тем, что вакханки видели перед собой бегущего Диониса.

Значение мистерий

Для логичного, рационального мировосприятия греков фигура Диониса была нелепой, дикой, неожиданной и чудовищной. Его культ не прививался. Но именно по этой причине он, и, в частности, дионисийские мистерии и стали такими популярными. Как бы над этим божеством ни смеялись философы, народ любил вакханалии.

Нельзя было противиться Дионису. Противление этому божеству означало подавление в себе всех своих внутренних импульсов — всего того витального, живого, животного, что есть практически в каждом человеке.

Вакханалии позволяли человеку разнуздываться, вести себя не так, как того требует общество, а как хочется; они позволяли поддаться сексуальному импульсу, выйти из всех запретов, порвать все путы и сломать все оковы.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Согласно Еврипиду, никакого спасения в дионисиях (и в частности — в мистериях) не было. Он упоминал только о том, что природа часто оказывается сильнее разума. По его мнению, женщины были гораздо ближе к природу, витальности и естеству, и поэтому им дионисийская стихия открывалась гораздо быстрее. Недаром Дионис брал в свои поклонницы исключительно женщин.

Дионисийские вакханалии запомнились как кошмар и ужас (бегущих менад боялись так же сильно, как воинов и царей). Также они запомнились тем, что там были нарушены фундаментальные запреты человеческого бытия. Первым из этих запретов был сексуальный: на

оргиях менад, на вакханалиях никакие запреты не соблюдались. При этом женщина в сексуальном контакте выступала как активная сила, что для античной цивилизации было совершенно немыслимо.

Еще нарушался запрет на поедание сырого мяса, на съедение еще живого животного. Вакханки ели от живой плоти — причем, они разрывали животных, как это делают пираньи и акулы.

Согласно Диодору Сицилийскому, существовали посвящение в дионисийские мистерии — орфические посвящения. Согласно орфическому преданию, древнейшим жрецом Диониса был Орфей.

Также в предании рассказывается о том, что после рождения, Дионис был отдан на воспитание титанам. А те разорвали его на части и съели.

Источник

Значение Диониса для греческой культуры и религии нельзя переоценить. Его почитали во всех греческих полисах и за их пределами. Что привлекало людей в этой божественной ипостаси, и почему диоинсийскими торжествами нельзя было пренебрегать никому из достойных эллинов?

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Он освобождал человека от тоски и повседневных забот, являлся знаком того, что должно существовать время безграничной радости, веселья, праздника, который связан с услаждением плоти: питие, чревоугодие, сладострастие, танцы и песни.

Мудрые греки с их культом «ничего сверх меры» знали, что изредка необходимо высвобождать подавляемую цивилизацией и социальными правилами природную энергию и делали это во время дионисийских праздников.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Дионис из самого младшего поколения богов. Зевс, отец Диониса, нередко изменял своей божественной супруге Гере, она же сходила с ума от ревности и ненависти к соперницам и бастардам.

Весь груз этой ярости познала на себе мать Диониса, смертная женщина Семела.

Связь длилась не один месяц прежде чем Гера отомстила беременной любовнице мужа. По легенде она явилась к ней в образе кормилицы и посеяла в ее душе сомнение: вкрадчивыми речами она убедила Семелу попросить ее возлюбленного доказать, что он бог-громовержец.

Пусть, дескать, явится во всем своем сверкающем великолепии и докажет свой статус-кво.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Глупышка Семела пошла на поводу у хитрой богини, которая подучила ее, как сделать так, чтобы Зевс не смог отказаться. На любовном ложе она сначала уговорила поклясться водами реки Стикс (клятвой, которую даже боги не смели преступать), что он сделает все, что она попросит.

Получив согласие, она потребовала тех объятий, в которые он заключает свою божественную жену. Зевс, как ни уговаривал ее, все же должен был сдержать обещание. Игрушка в руках богов, смертная Семела сгорела заживо от божественного вида своего визави.

Пребывающий в отчаянии Зевс только и успел, что извлечь из бездыханного тела матери недоношенного младенца.

Чтобы он не погиб, отец сам решает его доносить: зашивает плод себе в бедро и таким образом спасает ребенка. Получалось, Дионис дважды рожденный: сначала Семелой, потом Зевсом.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Мстительная Гера не оставляет мальчика, Зевс, опасаясь за жизнь сына, отдает его на воспитание Ино, сестре погибшей Семелы, а для того, чтобы коварная супруга не опознала ребенка, убедил тетку его растить и одевать как девочку.

Но Геру так просто не проведешь, конечно, она все поняла и отплатила пасынку: как известно, когда боги хотят нас наказать, они лишают нас разума.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Дионис прежде всего бог виноделия, в своих странствиях он символизировал распространение виноградной лозы в Европе, Азии, северной Африке.

Одна из теорий, объясняющих значение и происхождение мифологии, говорит о том, что это своеобразная предыстория человечества, рассказ о том, как был устроен мир тогда, когда письменности и науки не существовало.

В связи с этой концепцией каждый поворот мифологического повествования – это символический рассказ об историческом событии или социальном устройстве.

Но вино — это еще иногда неумеренное пьянство, отсюда все буйства, сумасшедшие поступки Диониса и его свиты. Например, месть фригийскому царю Ликургу, который не признал в Дионисе отпрыска Зевса, и с позором прогнал его из Фригии. Наказанием стало безумие.

Таков был итог и фиванского правителя Пенфея, не пожелавшего склонит свою голову перед сыном Зевса.

Влияние Диониса сделало всех женщин Фив безумными, и они растерзали Пенфея, причем его мать собственноручно отрубила голову сыну.

Родной город Семелы наконец подчинился могуществу Диониса. Итог противоречивых земных странствий Диониса – это установление его культа на всех познанных древними греками территориях. Вино стало главным напитком.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Итак, Дионис – это страсть, буйство, опьянение, производительные силы природы, плотская любовь.

Нередко приводится противопоставление так называемого аполлонистического и дионисийского начал в культуре, искусстве или природе человека.

Если Аполлон – это отображение гармонии, порядка, закона и меры, то Дионис – это азарт, неуемность, физическое влечение.

Первый – это чистый свет и прозрачность разума, второй – тьма, скрывающаяся в каждом из людей, человеческие глубины подсознания с темными, животными страстями.

Но не все так однозначно. Как и в жизни, в мифологии нет чистых цветов белого или черного, хватает полутонов и оборотных сторон медали.

Герой беспринципно бросил девушку на одном из островов в Эгейском море, не желая законных отношений с ней.

Дионис, влюбившись, не только женился, но еще и привел молодую супругу из смертных на Олимп – из ряда вон выходящий случай. Они жили долго и счастливо, и было у них много детей.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Когда с земными храмами и жертвами в его честь все установилось, Дионис позаботился и о своей горемычной матери. Он спустился в Аид и, повлияв на Персефону, жену царя подземного мира, вызволил Семелу из обители мертвых, привел ее на божественную вершину. Вся семья наконец оказалась в сборе.

Праздники Диониса

Образ Диониса был бы неполным без упоминания праздников в его честь, которых было в году четыре, все они были связаны с периодами созревания и сбора винограда.

Празднования – это процессии, мистерии, жертвоприношения. Дионисии для эллинов – возможность собраться всем вместе, выпить вина, поесть мяса (в жертву приносились кости, внутренности, жир, остальное съедали сами жертвователи), совершить необходимые обряды.

Главным символом Диониса во время этих мистерий было изображение фаллоса.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Не обходились греки и без скабрезных шуток и песен, иногда оргий. Считалось, что Дионису это очень по сердцу.

Центральное место занимали в ритуалах песни-дифирамбы – восхваления Диониса, под аккомпанемент флейты или кифары.

Частью праздников были и разыгрываемые сценки из жизни богов. Из этого наследия возник впоследствии древнегреческий театр, и все европейское лицедейное искусство.

Дионисийские праздники – это данность, к которой в античности относились с глубоким почтением. Бытовало предание о дочерях царя Миния, которые слишком ревностно относились к работе и не желали отвлекаться от хозяйства и детей на разгул и утехи.

Дионис, рассерженный этими приоритетами, покарал их безумием, в приступе которого Миниады разорвали собственных малюток как дикие звери.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Культ бога виноделия прошел долгий тернистый путь, учреждался он с трудом, это можно проследить по мифологии, но, в конце концов, Дионис занял почетное место в сонме богов.

Он символ природы, естественных сил, а, следовательно, и человеческого естества, это роднит его с людьми, культ его давал возможность человеку почувствовать себя свободным от любых общественных ограничений и ощутить собственные преимущества.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Малые (сельские) дионисии — Праздник Диониса — 7 Посейдона (12 декабря 2021 года)

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Малые (сельские) дионисии проводились сначала на окраинах Аттики, а потом пришли в Афины. По некоторым данным, это более древний фестиваль, нежели Великие Дионисии, и их празднование восходит к временам неолита.

Во Фракии культ Диониса сопровождался особенно шумными и неистовыми празднествами. Здесь малые дионисии праздновались во время зимнего солнцеворота, в месяце посейдонии.

Что представлял собой праздник

Это был в большей степени деревенский фестиваль (отсюда же его название — Сельские Дионисии). Праздник проводился в честь первой пробы молодого вина.

Этот день был насколько веселым, настолько же и страшным, поскольку сопровождался “мистериями”, которые в большей степени были похожи на жуткие оргии.

Фестиваль представлял собой процессию, возглавляемую служителями культа этого божества. Направляясь к храму бога, селяне вели с собой жертвенного козла, несли изображения мужских половых органов и пели похабные песни, прославляющие бога.

Фаллос был одним из символов этого божества, и поэтому важнейшей частью Малых Дионисий были фаллофории.

На алтаре божества козла приносили в жертву, после чего все население начинало пировать. На пиру часто проводились игры, и далеко не все они были пристойными.

Геродот полагает, что в большей степени малые дионисии имеют египетское происхождение: есть вероятность, что они связаны с культом Осириса.

Диониса также называли Дифирамбом (“Дважды рожденный”), и, соответственно, ему пелись восторженные дифирамбы.

Процессия была (если можно так выразиться) красивой. Одним из главных “действующих лиц” была увитая зеленью амфора с вином. Также участники процессии несли:

После жертвоприношения на алтарь божества возлагались плоды и ставилось вино.

Пиршество

На пиру главную роль играли ряженые — селяне, одетые в козьи шкуры и прикрывавшие лица масками. Согласно традиции, они изображали свиту божества, сатиров. Вели они себя довольно буйно, часто выходя за рамки приличия. Но до начала пира в их обязанности входило воспроизведение в танцах и песнях различных эпизодов из жизни Диониса.

Веселье разгоралось постепенно. Сначала на пиру звучали только флейты и свирели. Затем кто-нибудь из пирующих, уже приобщившийся к дарам веселого бога, заводил песню. Текст таких песен был незатейливым, и сводился к одному — как хорошо на свете жить, веселиться и предаваться плотским утехам.

Также проводились различные импровизации, шутились шутки, читались эпиграммы, направленные как на друзей, так и на неприятелей. По мнению культурологов, именно так и начинался греческий театр, покровителем которого считают Диониса: уже потом некоторые ритуалы Малых Дионисий были переняты горожанами, и “облагорожены”.

Другие ритуалы

Одним из важнейших ритуалов Малых Дионисий была игра в асколию. Один из участников (менее пьяный, чем другие) балансировал на одной ноге на козлином мехе, который предварительно надувался и смазывался оливковым маслом. Удержаться на нем было достаточно сложно, а в пьяном состоянии — практически невозможно. Однако, находились ловкачи, которым это худо-бедно удавалось. Победители получали в качестве награды этот же мех с вином. Вино обычно делилось поровну.

В самый разгар пира появлялись ряженые-сатиры. Рассыпаясь по толпе, они бросались к девушкам и толкали их в объятия молодых людей. Обычно они проделывали это по отношению к уже сложившимся парам, но иногда таким образом люди знакомились.

А затем начиналась торжественная трапеза. Главным героем на пиршественном столе было молодое вино. Оно было невероятно крепким, но греки умудрялись “пробовать” его до самого вечера.

Одним из элементов празднества были хоры. Они возглавлялись и управлялись запевалами-эксархами. Эти песни иной раз резко контрастировали с обычными хмельными напевами: в них необузданное веселье порой сменялось мрачным предчувствием смерти, или неумолимости рока. Но потом мрачные настроения рассеивались, и вновь звучали шутки.

По мнению историков и культурологов, таким образом древние греки стремились задобрить Диониса: считалось, что милость этого божества помогает приумножить урожай.

“Качели”

Этот фестиваль является одним из разновидностей Малых Дионисий. Он проводился тогда, когда виноградные гроздья только-только начинали окрашиваться.

Праздники в честь диониса. картинка Праздники в честь диониса. Праздники в честь диониса фото. Праздники в честь диониса видео. Праздники в честь диониса смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Праздники в честь диониса.

Есть известный миф о том, как Дионис в образе смертного посетил царя Икара. Добрый царь хорошо принял его, и тогда божество приняло свой облик. Икар испугался, но Дионис успокоил его, и преподнес ему в дар (в знак благодарности за гостеприимство) мех с дорогим вином. Он посоветовал царю хорошо спрятать его, но тот не успел. Благородный напиток нашли пастухи. Они опустошили мех, и начали бесноваться. В результате благородный Икар был убит…

Протрезвев, пастухи горько сожалели об этом, но сделанного было уже не исправить: Икар отправился в царство теней. А вслед за отцом туда спустились его дочери, которые не вынесли горя.

Легенда гласит, что с тех пор греки никогда больше не пили неразбавленное вино. В память об убитом царе и проводился праздник “Качели”. Он выглядел следующим образом: юные девушки изготавливали кукол, которые изображали дочерей Икара. Этих кукол девушки рассаживали на ветви деревьев. Затем они садились на качели, и, под собственный жалобный напев, качались на них.

Линей

Этот праздник был также посвящен Дионису, и отчасти перекликался с Малыми Дионисиями. Праздновали его в январе-фервале, на протяжение нескольких дней.

Это был очень пышный и даже несколько пафосный фестиваль. Его проводили в Афинах. Именно во время этого фестиваля стали проводиться театральные состязания. Им было еще далеко до “настоящих” театральных состязаний, которые проводились на Великих Дионисиях, но тем не менее, здесь также участвовали певцы, хоры и чтецы.

Одним из ярких представлений было изображение прибытие Диониса в Афины. Согласно легенде, божество прибыло в город на “корабельной колеснице”. Кстати, именно отсюда произошло слово “карнавал” (от лат “каррус навалис”). Такие колесницы (красочные, величественные) изображались на вазах. Сохранилось несколько типов такой вазописи, и некоторые находки были сделаны на черноморском побережье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *