Праздники которые возникли под влиянием сезонности
СЛАВЯНЕ
Праздники времен года
К языческому культу относится и ряд празднеств и обрядов, исполнявшихся в различные времена года. Отчасти эти празднества были связаны с культом умерших предков, и в основе их лежало почитание предков, но большей частью это были празднества космологические, посвященные окончанию зимы и приходу весны, зимнему и летнему солнцестоянию, окончанию полевых работ, и возникали они, как правило, в связи с обстоятельствами хозяйственного порядка. Шла ли речь о наступлении весны, о солнцестоянии или о начале зимы — всюду за этим скрывались причины хозяйственного порядка, побуждавшие народ к тому, чтобы определенными обрядами и молитвами обращаться к тем духам и богам, которых именно в этот момент приходилось принимать во внимание.
Прежде всего это было солнце, оказывавшее решающее значение на жизнь и хозяйство древних славян. Отсюда и возникло ведущее значение солнечных богов и годовых празднеств, связанных с определенными временами года, особенно началом весны, когда солнце оживляет природу, затем периодом летней и осенней уборки урожая, которым солнце, по представлению славян-язычников, завершало свои хозяйственные функции. А обряды, сопровождавшие эти празднества, являлись не чем иным, как актами колдовства или магии, цель которых заключалась в том, чтобы оказать влияние на космические силы и получить богатый урожай. Вместе с тем необходимо отметить, что древние источники об этих культах говорят очень мало, и мы можем судить о них главным образом по тому, как они отложились в историческом и современном славянском фольклоре. Однако этот вопрос не разработан еще настолько, чтобы мы могли сказать, что в современные обряды и празднества перешло из языческих верований славянства, что уже в древнее время перешло из чужеземных культов и что, наконец, привнесено в эти празднества уже позднее в историческое время.
К группе зимних празднеств относится прежде всего коляда (koleda), то есть хождение от дома к дому с наряженной фигурой. Хождение сопровождается соответствующими песнями и поговорками. Коляда упоминается у славян уже в языческий период, но по своему происхождению этот обряд не славянский, а является заимствованным из Рима новогодним празднеством colendae, из названия которого и образовалось славянское коляда. Празднества эти проникли к славянам еще до принятия христианства, но пережитки их сохранились и по сегодняшний день, причем определенные римские календы, о чем свидетельствуют различные обряды, в частности в России, например обряд, называемый усень, овсень, слились с остатками каких-то славянских празднеств в честь зимнего солнцестояния. Другой древний обычай и праздник, известный под названием крачун и широко распространенный среди славян, засвидетельствован на Руси уже в XII веке. Но и он, по всей вероятности, такого же происхождения, как и коляда, а название его образовалось, по-видимому, от латинского creatio — рождение Пана Бога Крачуна, Коляды или Усена в славянской мифологии не было; все это лишь наименования празднеств.
К весенним празднествам относится главным образом «вынесение смерти», которое у западных и восточных славян называлось Марена (чешск. Маржена, наряду с Морена, польск. Саржана, укр. Марена) До сих пор у всех славян, но главным образом у западных и восточных, в первые дни весны делают фигуру из соломы (местами используют небольшое деревце), которую с песнями проносят по селению и бросают в воду. Этот обряд, хотя непосредственно он нигде не засвидетельствован, несомненно, был известен уже в языческий период и распространен почти у всех славян, а чешские и польские источники XIV и XV веков упоминают о нем как об очень древнем языческом обряде. Обряд вынесения Марены — смерти, — бесспорно, связан с уходом зимы и приходом весны и скорее всего является пережитком жертвоприношений, приносившихся весенней воде, освободившейся от льда. Жертва, приносившаяся воде и называвшаяся Марена, первоначально была настоящей и лишь позднее заменена чучелом. Никакой богини Марены в том смысле, в каком это истолковывает Длугош, не было.
Более богатой является группа летних празднеств, так как на летний период падало наибольшее количество сельскохозяйственных работ и летнее солнцестояние в условиях теплой погоды давало больший простор для различных игр и развлечений на лоне природы, чем холодное зимнее солнцестояние. Празднества, связанные с солнцестоянием, действительно заметно выделяются среди других. Они полны шумного веселья и танцев, и главным действием в них являются прыжки через огонь (очевидно, с целью очищения), а затем различные гадания, а кое-где и какие-то драматические сцены, аналогичные утоплению Марены, то есть вторичное умерщвление или захоронение символической фигуры, носившей различные названия. Подобные известные под различными названиями празднества в период солнцестояния, чаще всего накануне праздника Иоанна Крестителя (23-24 июня), издавна отмечаются у всех славян; на Руси мы знаем праздник купало (либо во множ. числе купалы), в Польше — соботка, в Чехии — купадло, в Словакии — купадло, вайануо (vajanuo), у словинцев — крес, у сербов — Ивандан или крес, у болгар — Иван-ден и т.д. Празднества, которые сопровождались не только плясками и весельем, но и драматическими представлениями захоронения чучела, имели место в России в день Купалы. В отдельных местностях вместо Купала фигурируют Ярила, Кострома, Кострубонка, у болгар — Калоян, Скалоян (и Герман). Однако подобное драматическое действие, по всей вероятности, не относилось к собственно купальскому празднеству, которое поэтому значительно различается как хронологически, так и по своей форме. В нем также явственно различимы влияния греческих и восточных культов.
В остальном же эти празднества носят древний характер и косвенно засвидетельствованы уже в XI—XII веках, о чем можно судить по тому, что летописец Козьма Пражский и биограф епископа Оттона Бамберского упоминают о больших языческих празднествах у чехов и поморян, происходивших в июне (Троицын день). Названия купало и соботка впервые появляются только в XIII веке, но уже с этого времени мы можем проследить их вплоть до сегодняшнего дня.
Значение этих празднеств не вполне ясно, однако в основе их, видимо, лежало чествование природы в момент ее наибольшего рас цвета, накануне сбора урожая, а с этим, по всей вероятности, были связаны и сильные эротические эмоции, которыми эти празднества сопровождались и которые накладывали на них отпечаток древнего гетеризма. К купальским празднествам как по времени их празднования, так и по характеру относятся и празднества русальные (празднества роз).
Как под влиянием римских росалий (rosalia, pasha rosarum) возникли у славян эти празднества, в основе которых лежало олицетворение предков, я уже упоминал выше. У южных славян из росалий возник праздник, называвшийся ружичало (дружичало). Подобно этому и русская радуница возникла от греческого; затем возникли представления о русалках и, наконец, и летние праздники, распространенные среди всех славян и называвшиеся русалие, рисале, русадла, которые, несомненно, являются не чем иным, как римскими росалиями. Римско-эллинистическое влияние здесь в принципе бесспорно. Нельзя лишь сказать пока, что в нынешних формах русалий является по своему происхождению заимствованным, а что — частью какой-то собственной обрядности, с которой праздник росалий слился.
Основным мотивом празднества повсюду является вождение наряженной девушки (живой или чучела) и маскарад со звериными масками, сопровождающийся разговорами, песнями, плясками и символическим сражением. Такие русальные игрища известны на Руси уже в ХІ-ХІІ веках. Они представляли собою эксцентричные народные игры, против которых ожесточенно, но, разумеется, безуспешно выступала церковь. Известны они и на Балканском полуострове, где большое исследование о русальных игрищах опубликовал в 1920 г. М. Арнаудов, а также в Чехии, Моравии в Словакии, где они упоминаются еще в конце XVI века.
Последней большой группой летних и осенних обрядов были в языческий период все обряды и празднества, связанные с уборкой урожая и вообще с окончанием всех сельскохозяйственных работ. Таких обрядов у славян и по нынешний день много, а что они существовали уже и в языческий период, мы видим по празднику Святовита в Арконе, описанному Саксоном Грамматиком. Праздновался он один раз в год, по окончании жатвы, и жрец Святовита после многих жертвоприношений предсказывал по количеству вина в чаше, находившейся в руках бога Святовита, урожай на будущий год. Этими праздниками, очевидно, заканчивался сельскохозяйственный сезон и серия просительных и магических актов, с которыми древний славянин обращался к богам, дарившим хороший урожай. Частично эти акты удержались и по нынешний день.
Праздники которые возникли под влиянием сезонности
Ближайший журнал
Научно-методический и теоретический журнал
20-20.11.2021
Идёт приём материалов
Искусствоведение История Культурология Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Филология Философия Экономика
Литературный журнал «Четверговая соль»
Сезонные праздники и обряды в земледельческом календаре русского крестьянина
Е. А. Петрушина Научный сотрудник
Музей «Археология Симбирского края»,
г. Ульяновск, Россия
На протяжении длительного исторического периода сельскохозяйственная деятельность крестьянского населения России находилась практически в полной зависимости от природных условий. Такое положение обусловило пристальное наблюдение за ходом сезонных изменений и попытки установить связи и зависимости природных и метеорологических явлений. Зная «сигналы» природы, земледельцу было легче определять оптимальные сроки проведения работ (пахоты, сева, уборки урожая). Представления крестьянского населения о сезонах года, связанных с ними циклах сельскохозяйственных работ, агрономические знания, разнообразные приметы, череда праздников аграрного характера и связанных с определенными датами обрядов сосредоточились в народном календаре.
Календарем называют систему счисления промежутков времени, по продолжительности превышающих сутки. Календарь – это способ деления года на удобные периодические интервалы времени [7, с. 152]. В основе лежит периодическое движение небесных светил, проявляющееся в периодических явлениях природы. Основные функции календаря – это измерение интервалов времени, фиксация дат периодических и непериодических природных явлений, регистрация в хронологической последовательности исторических и общественных событий, определение дат религиозных праздников.
«Календарное время – это всегда время какого-нибудь события из жизни природы (циклически проходящей через все этапы – от пробуждения до замирания) или связанной с нею хозяйственной деятельности человека» [1, с. 20]. Первоначально народный календарь носил ярко выраженный аграрный характер. Определенное воздействие на народный календарь оказало христианство, и в результате соединения церковного и народного календарей возник народный месяцеслов, в котором, тем не менее, «сохранилось главное – дохристианское мировоззрение крестьянства, придавшее образам святых функцию божеств плодородия» [4, с. 4]. Святые стали восприниматься как покровители того или иного рода деятельности крестьянина, в связи с чем получили прозвища, связывающие их образы с крестьянскими полевыми и домашними работами, погодными условиями или явлениями природы того или иного дня. В частности, святые Косма и Дамиан (14 ноября) [здесь и далее даты приводятся по новому стилю, кроме специально оговоренных случаев] назывались в народе рукомесленниками, выступали покровителями женских рукоделий, так как с этого дня женщины принимались за пряжу, и покровителями кузнечного дела. День памяти Космы и Дамиана, в народном календаре – Кузьминки, считался первым зимним праздником. «Кузьма-Демьян – с гвоздем, мосты гвоздит», т.е. с этого дня зима заковывает землю и воду.
Основой народного времясчисления была смена времен года. Ключевыми моментами, делящими год на части, являются весеннее и осеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. На время весеннего равноденствия приходился праздник Благовещения, на осеннее равноденствие – праздник Воздвижения. Две другие праздничные даты – Рождество Христово и Рождество св. Иоанна Предтечи, более известное как Иван Купала (24.VI ст. ст., 7.VII нов. ст.), почти совпадали с днями зимнего и летнего солнцестояний.
Сезоны года выделялись по характерным явлениям в природе, таким как прилет и отлет птиц, появление листьев на деревьях, цветение растений, заморозки, листопад, установление снегового покрова и т. д. Начало и окончание каждого сезона в народном календаре было связано с определенными датами, которые могли различаться в разных областях в зависимости от климатических условий. Например, началом весны считали Егорьев (Юрьев) день 6 мая – «Пришел Егорий – и весне не уйти», «Юрий на порог – весну приволок». Выделялись и переходные периоды, в течение которых фиксировались перемены в природе. «Алексей – человек Божий – с гор воду сгонит (17 марта [здесь ст. ст. – авт.] пройдет), Федул (5 апреля) тепла надует, Василий Парийский землю запарит, святой Пуд (15 апреля) вынет пчелу из-под спуда, а мужик все весне не верит – пускай, говорит, земля преет, а и погожу полушубок снимать: придет Егорий – сам, батюшка, с плеч сымет» [3, с. 206].
В восприятии крестьянина-земледельца сезоны по длительности отличались от календарных. Весна представлялась как период пробуждения природы и связывалась с характерными для этого времени сельскохозяйственными работами, такими как пахота, сев. Лето – период созревания хлебов, осень – время уборки урожая. Зима была самым длинным сезоном в году для многих регионов страны. В народном календаре особо выделялись даты, связанные с фенологическими или метеорологическими явлениями. Отметим, что фенология – это наука о сезонных явлениях в живой природе, изучающая изменения в растительном и животном мире, обусловленные сменой времен года и погодными условиями [8]. Развитие этой науки было обусловлено практическими потребностями человека.
Начало и окончание фенологического сезона определяется наблюдениями за природой, а не календарными датами. В частности, начало фенологической весны относят к прилету грачей, окончание – ко времени отцветания яблонь и сирени [2, с. 15]. Начало лета соответственно относят ко времени отцветания яблонь и сирени, конец связывают с появлением первых заморозков на почве [2, с. 31]. Осень начинается с первых заморозков и листопада, заканчивается с установлением прочного снегового покрова [2, с. 49]. Наступление зимы считают с замерзания водоемов и установления прочного снегового покрова, конец зимы относится к появлению проталин и прилету грачей [2, с. 67].
В народном аграрном календаре содержались сведения о циклических, сезонных изменениях в природе и времени наступления таких изменений, а также сведения об отмечаемых в связи с ними особых датах, праздниках, проведении обрядов. М. Забылин указывал, что «чествовать предметы своего благоговения праздниками сродно человеку, для которого верование заключает в себе протекшее и будущее, божество и мир духовный, природу и его самого» [6, с. 69].
Благовещенье (7 апреля) завершало предвесенние праздники и начинало череду весенних. В этот день не работали. В канун праздника сжигали старые соломенные постели, окуривали дымом домашний скарб, жгли белье больных. В южных губерниях молодые переходили в холодную клеть-горницу, в теплой избе оставались только старики и дети. Запасались «благовещенскими просфорами», крошили их и смешивали с посевными семенами, а при первом севе освященные просфоры прикрепляли к сеялке, в надежде обеспечить хороший урожай. Праздновали приход весеннего тепла, выпускали на волю птиц [3, с. 160–163].
30 апреля с особой молитвой обращались к святым Зосиме и Савватию, считавшимся покровителями пчел и заступниками пчеловодов, служили молебны на пчельниках, кропили освященной водой пасеки, в церковь приносили мед.
Большим праздником воспринимался первый выгон скота в поле, приуроченный к Егорьеву дню (6 мая). Выгоняли на пастбище коров, коней оставляли без выпаса до Николы. Но в этот день в корм коням подмешивали кусочки крестов из ржаного теста, испеченных на Крестопоклонной неделе Великого поста. Георгий Победоносец (в народном календаре Егорий, Юрий) считался покровителем домашнего скота, хозяином лесных зверей, покровителем земледелия. На Егорьев день заказывали молебны, испрашивая у святого благословения нивам и огородам. Запахивали пашню, высаживали рассаду, сажали морковь и свеклу. Примечали, что погода на Егорьев день в разных регионах различается.
В зависимости от климатических условий сев начинали 10 мая на Семена-ранопашца, в течение недели после праздника Георгия Победоносца и недели после дня Еремея-запрягальника (14 мая), в день Бориса и Глеба-сеятелей (15 мая). На Иоанна Богослова (Ивана-пшеничника) готовили пашню под пшеницу. Сев пшеницы народный календарь рекомендовал осуществлять, когда зацветет черемуха. Ячмень, поздний овес и пшеницу сеяли на Пахома-бокогрея 28 мая. Поздний посев яровых приходился на Иванов день (7 июня). 13 июня – Еремей-распрягальник. «Пришел севу край – коня распрягай». 18 мая на Арину-рассадницу женщины с особым заговором сажали капусту. На Николу-вешнего 22 мая нужно было сажать картофель. Николин день считался мужским праздником, в этот день первый раз парни и ребята-подростки ехали в ночное пасти лошадей. Привозили угощение, после заката с девушками водили хороводы, пели. 23 мая на Симона Зилота почитали именинницей землю. В этот день крестьяне не работали на земле, опасаясь нарушить ее покой. 27 мая, в день Сидора-огуречника, приходился первый посев льна. Заканчивали сев хлебов, сеяли лен, гречиху, сажали огурцы в день святых равноапостольных Константина и Елены (в народе день называли Олены-Ленничи, Олена-льносейка).
22 июня церковь отмечает день преподобного Кирилла, чудотворца Белозерского. Астрономически это день летнего солнцестояния, и по народному календарю отмечался весне конец, почин лету.
Главным летним праздником в народе считался Иванов день или Иван Купала, канун праздника Рождества Иоанна Крестителя, 7 июля. День летнего солнцеворота был древнейшим праздником благодарения солнца. На Купалу открывался большой сенокос.
14 июля, на летние Кузьминки, женский праздник, пропалывали огород, снимали первые овощи. С 21 июля (летняя Казанская) готовились к жатве, начинали уборку ржи. С самой сильной жарой начинались зажинки – один из важнейших земледельческих праздников. Первый сжатый сноп называли именинником, его вносили в избу и ставили в красный угол перед божницей, где он находился до времени дожинок, когда его обмолачивали отдельно. Умолот освящали в храме и затем подмешивали к семенам при засеве озимого поля. Соломой от этого снопа подкармливали больной скот [3, с. 270].
2 августа – Ильин день – считался днем перелома лета, первым осенним праздником. «На Илью до обеда лето, после обеда – осень». В народном представлении Илья-пророк подобен Перуну-громовержцу, и, опасаясь его гнева, в этот день не работали в поле, не косили, не убирали сена, какая бы погода не стояла на дворе. Пророк Илия почитался крестьянами как благодетель, дарующий земле изобилие плодов, считалось, без его воли не будет урожая.
Август был периодом начала ежегодных осенних работ. Отмечались три праздника, которые не были для крестьян днями отдыха – три Спаса. В народном календаре указан Медовый Спас (14 августа), когда производили откачку меда, Яблочный Спас (19 августа) – начало сбора яблок и Ореховый Спас (29 августа), названный так потому, что в центральных регионах России поспевает лесной орех. Этот Спас назывался также Спасом на полотне, хлебным или ржаным. К 19 августа, празднику Преображения Господня, приурочивалось окончание жатвы. Начинались осенины – встреча осени. Праздник Успения Пресвятой Богородицы 28 августа называли дожинками или оспожинками. Заканчивали уборку и посев озимого хлеба. Повсеместно в полосе оставляли несжатые колосья, завязывали их узлом, обвязывали лентами, пригибали к земле. Оспожинки считали большим праздником и справляли его, как правило, несколько дней.
11 сентября – день Усекновения главы Иоанна Предтечи – в народе стал днем Ивана постного, Ивана полетовщика. В этот день соблюдался строжайший пост (отсюда название «постный»). С Ивана постного осень считалась на деревенской Руси вступившей во все свои неотъемлемые права. «Иван постный – осени отец крестный», «Иван-поститель пришел, лето красное увел» [3, с. 310]. Окончание летнего периода отмечал и день Симеона Столпника 14 сентября, (в народе – Семен-летопроводец). Начинались бабьи супрядки, посиделки. К 21 сентября относили вторую встречу осени, праздник урожая. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее сам праздник [5, с. 227]. Третья и последняя встреча осени приходилась на праздник Воздвижения 27 сентября. Крестьяне верили, что в этот день нельзя начинать никакого важного дела. С Воздвижения начинали рубить капусту. Молотьбу начинали на Феклу-заревницу, 7 октября. По обычаю молотильщикам подносили угощение.
К церковному празднику Покрова пресвятой Богородицы заканчивались все полевые работы. Крестьяне начинали утеплять свои избы, топили печи. Скармливали скоту последний сноп с последней полосы – пожинальник, связанный из колосьев, оставленных ранее «Илье на бороду», чтобы умилостивить пророка. Таким образом надеялись предохранить скот от зимней бескормицы.
Зиму отсчитывали с 4 ноября – на праздник Зимней Казанской Богоматери приходились первые заморозки. «До Казанской не зима, с Казанской не осень». 14 ноября отмечали первый зимний праздник, день памяти святых Космы и Дамиана. Михайлов день 21 ноября был первым зимним днем: «Зима стоит, земля мерзнет». Пробные выезды на санях делали на праздник Введения. Тогда же ожидали перемены погоды. Гонки на санях по обычаю устраивали в день Екатерины-санницы 7 декабря. Характер зимы определяли по приметам на Егория холодного. Первыми серьезными морозами считались никольские. День Николы Чудотворца 19 декабря особо почитался крестьянами, празднество «Никольщина – братчина» справлялось в складчину с пивом и брагой из зерна нового урожая. На Николу зима – за морозы, а мужик – за праздники.
25 декабря, в день Спиридона-солнцеворота солнце поворачивает на лето, зима – на мороз, прибывает день. В этот день определяли, каков будет урожай. После Спиридона-солнцеворота следовал длительный праздничный период, включающий Рождество, Васильев день, Крещенский сочельник, Крещение.
4 февраля – Тимофей-полузимник, прошла половина зимы. По погоде судили о весне. 15 февраля отмечали Сретение Господне, понимаемое крестьянским населением как день встречи зимы с летом. По приметам этого дня судили о том, какая будет весна, об урожае хлебов и трав. Начинался переходный период к весеннему сезону. День Симеона и Анны (16 февраля) называли починками, начинали чинить летнюю сбрую [5, с. 113]. Завершали зиму Власьевские морозы. День великомученика Власия в народном календаре назывался «бокогреем», так как солнце начинало сильно пригревать. Власий ассоциировался с языческим Велесом – «скотьим богом». В этот день старались не работать, чтобы охранить скот от падежа. Крестьяне устраивали специальные молебны, обходили с иконой святого Власия больных животных. Границу между зимним и весенним периодами обозначал праздник Масленицы, обряды которого были посвящены плодородию. Так завершался один и начинался следующий годовой цикл.
Таким образом, народный календарь представлял собой свод результатов наблюдений, примет, сведений об особо отмечаемых днях в году, множество поверий и обрядов русских крестьян-земледельцев. Сведения из народного календаря помогают воссоздать целостную картину восприятия человеком природы и климата, его трудовой и духовной жизни.
Презентация «Сезонные народные праздники»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект «Сезонные праздники русского народа» Подготовили учащиеся 4 «В» класса
Цель: Приобщение к истокам народной культуры, исследование знаний учащихся об обычаях русских праздников.
Основополагающий вопрос: Какие праздники отмечал наш народ? Проблемные вопросы Какова роль обычаев и традиций в жизни нашего народа? А нужно ли молодежи знать обычаи и традиции своих предков?
Праздничных дней в России было много: 140-150 в году. Обычаи, обряды, проведение праздников передавались из века в век, от старших к младшим.
В старину на Руси было много праздников, большинство из которых были связаны с сезонными изменениями в природе и трудом людей. Издавна год образно представлялся на Руси в виде круга-колеса, которое движется по ходу солнца. Отсюда в нашу речь вошло выражение «круглый год».
Сороки. Встреча птиц
Выводы Малая Родина, это не только ее география, история, экономика, но и обычаи, традиции, обряды. Чтобы понять смысл вековых традиций и обычаев надо изучать их истоки. Каждый народ любит свои обычаи и очень высоко их ценит. Если мы не будем почитать традиции своих предков, то через несколько десятков лет просто потеряем свою культуру, а значит и уважение других народов.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-507832
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения подготовило проект плана по модернизации детских лагерей в России
Время чтения: 3 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.