Праздничные антифоны двунадесятых праздников текст
ОТДЕЛ I. НЕПЕРЕХОДЯЩИЕ ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ
БОГОРОДИЧНЫЕ И ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Богослужение в дни великих двунадесятых праздников посвящается празднуемому событию, что выражается в изменяемых частях богослужения – чтениях, молитвословиях, песнопениях.
Богослужение в эти дни, сообразно со светлостью и величием воспоминаемых событий, совершается со всей торжественностью. Церковь «облекается в одежды светлыя» (во «весь светлейший сан», как говорится в Уставе о Пасхальном облачении) и совершает богослужение при полном освещении храма. Священнослужители облачаются в священные одежды соответствующего празднику цвета: в Господские праздники – золотого (символ торжества), в Богородичные – голубого или белого (символ невинности и девственной чистоты).
В Господские праздники, в целом, принято золотое облачение, но на праздники Богоявления, Преображения и Вознесения Господня – облачения белого цвета, на Воздвижение Креста Господня – фиолетового или красного, а на вечерне в день Пятидесятницы – цвет зеленый, «в цветах». На Пасху цвет облачения – белый и красный. В ангельские праздники облачения белые, в апостольские – желтые, в святительские – золотые (в Киево-Печерской Лавре – голубые), в преподобнические праздники цвет облачения – зеленый (символ надежды и мирного подвига среди зеленых пустынь и лесов), в мученические – красный (символ страданий).
В богослужении великих праздников пение – как выражение радостного состояния души – преобладает над чтением. В некоторые двунадесятые праздники Церковь с глубокой древности определила не совершать коленопреклонений, ибо торжествующим приличнее стоять прямо, чтобы тем самым подчеркивать высокое значение торжества. В Уставе так и указано: «При богослужении в Неделю и во Владычний праздник и в Пятидесятницу колена не преклонять» (Типикон, гл. 2).
Церковь приносит свою духовную радость и торжество праздника в дома христиан, ослабляя или совсем разрешая пост в эти дни.
ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ДВУНАДЕСЯТЫХ ПРАЗДНИКОВ
Во все великие праздники положено совершать всенощное бдение, причем на утрене всегда поются каноны только праздничные, из Минеи (в средние праздники с бдением читается кроме праздничного также канон Богородице).
Если Господский праздник случится в воскресенье – воскресная служба отменяется, и поется только служба празднику по Минее или Триоди. Если в воскресенье случится великий Богородичный праздник, то его служба совершается в соединении со службой воскресной (см. Типикон, последование под 8 сентября, 14 сентября, 6 августа и др.). При этом схема воскресного всенощного бдения и Литургии остается без изменений, но к воскресным стихирам, тропарям и канонам присоединяются стихиры и другие молитвословия Богородичного праздника.
Если Богородичный праздник случится в воскресенье, то богослужение имеет следующие особенности.
На вечерне, на входе вместо догматика поется стихира праздника; затем читаются паремии праздника, и служится лития. На благословении хлебов поется трижды тропарь праздника.
На «Бог Господь» поется тропарь воскресный дважды, на «Слава, и ныне» – тропарь праздника Богородицы.
После полиелея поется величание праздника с избранными стихами, затем – воскресные тропари «Ангельский собор удивися».
Степенны антифоны поются рядового гласа (а не первый антифон 4 гласа, как в том случае, если бы Богородичный праздник пришелся в будний день); затем поется прокимен праздника.
Евангелие читается праздника, а не воскресное утреннее.
Поется Воскресная песнь по Евангелии «Воскресение Христово видевше», но вместо «Воскрес Иисус от гроба» во все двунадесятые Богородичные праздники в воскресенье поется стихира праздника.
После канона воскресного (на 4 с ирмосом) поется канон Богородице из Октоиха (на 2) и затем – праздника из Минеи (на 8). Крестовоскресный канон Октоиха опускается.
По 8 песни канона в воскресенье на утрене поется «Честнейшую Херувим», но на Литургии поется задостойник.
После великого славословия – тропарь воскресный гласа.
Перед первым часом на «Слава, и ныне» поется стихира евангельская.
На часах – тропарь воскресный, на «Слава» – праздника; кондаки – попеременно.
На Литургии после малого входа – тропарь воскресный и тропарь Богородичного праздника, затем – кондак воскресный и праздника, прокимен воскресный (дважды) и праздника (один раз), Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен – воскресные и праздника.
В отличие от Богородичных праздников в Господский праздник, если он случится во вторник, в среду, четверг, пятницу и субботу, на великой вечерне не стихословится Псалтирь. Если Господский праздник случится в воскресенье, то стихословится первая кафизма, а если в понедельник, то на великой вечерне поется первый антифон первой кафизмы («Блажен муж»).
На великой вечерне стихиры на «Господи, воззвах» обычно поются на 8.
По полиелее всегда бывает величание праздника (за исключением Кириопасхи, когда не поется полиелей и не бывает величания Благовещению).
Перед Евангелием поется первый антифон 4 гласа – «От юности моея» (кроме воскресных дней, в которые случится двунадесятый Богородичный праздник, когда поются антифоны текущего гласа).
В Господские праздники Вознесения Господня и Воздвижения Креста Господня и в Богородичные праздники, случившиеся в воскресенье, после Евангелия поется песнь «Воскресение Христово видевше».
Каноны праздника по Уставу следует петь с ирмосами на 14 или на 16 (например, тропари читаются на 12, ирмосы поются дважды в начале и в конце каждой песни), а катавасия для каждой песни – это те же ирмосы или ирмосы, особо указанные в службе праздника.
На утрене по 8 песни во все двунадесятые праздники «Честнейшую Херувим» не поем, а поется припев и ирмос 9 песни (или только один ирмос), за исключением Богородичных праздников, которые приходятся на воскресенье.
Во все двунадесятые Господские праздники (а также на Пасху и в Пасхальную седмицу) на Литургии, вместо изобразительных, поются антифоны праздничные (Типикон, га. 21). Они поются только в самый день праздника. В попразднство же и на отдание праздника поются антифоны изобразительные («Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа» и «Блаженны»). В те праздники, когда поются антифоны праздничные, на малом входе на Литургии всегда возглашается «Входное», или «Входный стих» праздника (исключением являются праздники Сретения и День Святого Духа, когда на Литургии полагается «Входное», но праздничные антифоны не поются).
При архиерейском служении Литургии в день Господского праздника на малом входе после входного стиха хор поет «Приидите, поклонимся» – причем, припев берется из второго антифона Литургии. Например, на Рождество Христово: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуиа». После этого поются тропарь и кондак праздника.
В двунадесятые Господские праздники произносится особый праздничный отпуст (указанный в Служебнике), где нет поминовения седмичных святых (напр.: Небесных сил, или Предтечи, или Честного Креста). Малый отпуст (напр., в конце 1 часа) произносится обычный, без праздничного начала.
В воскресные дни отпуст (и великий и малый) всегда воскресный, кроме случаев, когда на воскресенье приходится Господский праздник; тогда великий отпуст произносится с праздничным началом, а малый – как в будние дни.
На Литургии во все двунадесятые праздники (даже при совпадении с воскресными днями) вместо «Достойно» поется задостойник – припев с ирмосом 9 песни или один ирмос (в праздники Входа Господня во Иерусалим и Пятидесятницы).
В Киево-Печерской Лавре в праздник Пятидесятницы на Литургии задостойник поется с припевом (см. о празднике Пятидесятницы). Указан припев к ирмосу и в Бахметьевском нотном обиходе.
В самый день Господского праздника, вечером положено служить великую вечерню со входом и пением особого великого прокимна.
Но если двунадесятый Господский праздник случится в субботу, то в эту субботу вечером (т.е. в самый праздник) на вечерне поется великий прокимен воскресный «Господь воцарися», а великий прокимен, который обычно поется в вечер праздника, поем под праздник на всенощном бдении – «в пяток вечера».
Общей особенностью всех двунадесятых праздников является то, что они имеют дни предпразднства, попразднства и отдания праздника (за исключением праздника Входа Господня во Иерусалим, который этих дней не имеет). Предпразднства и попразднства появились в Церкви в глубокой древности. Попразднства и отдания были приняты в IV веке преимущественно для главных праздников: Пасхи, Пятидесятницы и Рождества Христова. В дальнейшем Церковь для большей торжественности богослужения присоединила их и к другим великим праздникам.
Предпразднство как бы пророчески предуказывает на день великого праздника и самим богослужением подготавливает верующих к достойной встрече праздника.
В последованиях Минеи для дней предпразднства в соединении со службой святым находятся стихиры, тропари и иногда каноны в честь наступающего праздника, которые отчасти заменяют собой песнопения Октоиха. Октоих в дни предпразднства и попразднства не поется. Песнопениями праздника заменяются также Богородичны как Октоиха, так и Минеи.
Все двунадесятые праздники (кроме праздников Рождества Христова, Богоявления (Крещения Господня), Пятидесятницы) имеют по одному дню предпразднства. Предпразднство Рождества Христова имеет 5 дней, Богоявление – 4 дня; праздник Пятидесятницы предпразднства не имеет.
Попразднство – это продолжение праздника. На следующий день после многих Господских и Богородичных праздников чтутся и прославляются участники события, воспоминаемого в день праздника. Так, после праздника Рождества Пресвятой Богородицы следует праздник в честь Святых Богоотец Иоакима и Анны; после праздника Рождества Христова – Собор (т. е. собрание верующих на славословие) Пресвятой Богородицы; после праздника Крещения Господня – Собор Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; после праздника Сретения Господня совершается память святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; после Благовещения Пресвятой Богородицы – Собор Архангела Гавриила.
В последованиях Минеи в дни попразднства вместе с песнопениями святому помещаются песнопения самого праздника или песни попразднственные, прославляющие событие праздника. В дни попразднства, как и в дни предпразднства, Октоих не поется.
Число дней попразднства вместе с днем отдания может быть от одного до восьми. Причиной неравномерного установления Церковью дней попразднства служит разное соотношение праздников и других дней богослужения. Например, небольшой временной промежуток, отделяющий один праздник от другого (Рождество Пресвятой Богородицы, празднуемое 8 (21) сентября, и Воздвижение Креста Господня, празднуемое 14 (27) сентября), или периода поста (например, Благовещение).
Последний день попразднства называется отданием праздника. Отдание отличается от дней попразднства более торжественной службой и тем, что в этот день поется последование праздника с большей частью тех молитв и песнопений, которые пелись в самый праздник. Но на отдание, в отличие от службы праздника, не положено всенощного бдения, на вечерне нет входа и чтения паремий,на утрене нет полиелея и чтения праздничного Евангелия. На отдание вместо «Честнейшую Херувим» поется запев и ирмос 9 песни (кроме воскресных дней). Утреня служится на отдание с великим славословием. На Литургии нет праздничных антифонов, не читается праздничный Апостол; только в Богородичные праздники читается праздничное Евангелие (на Господских – не читается).
На Литургии в отдание праздника поются задостойник, прокимен, аллилуарий и причастен праздника. В день отдания праздника поется служба только тем святым Минеи, которым по Уставу положено бдение, полиелей или великое славословие. Данные о числе дней предпразднства и попразднства двунадесятых праздников для наглядности приведены в таблице:
Праздник | Число и месяц | Протяженность праздника | Число дней предпразднства | Число дней попразднства (с отданием) | Отдание праздника |
Рождество Пресвятой Богородицы | 8/21 сентября | 6 | 1 | 4 | 12/25 сентября |
Введение во храм Пресвятой Богородицы | 21 ноября/4 декабря | 6 | 1 | 4 | 25 ноября/8 декабря |
Благовещение | 25 марта/7 апреля | 3 | 1 | 1 | 26 марта/8 апреля |
Сретение Господне | 2/15 февраля | От 2-х до 9 | 1 | От 0 до 7 | От 3/16 февраля до 9/22 февраля |
Успение Пресвятой Богородицы | 14/27 августа | 10 | 1 | 8 | 23 августа/5 сентября |
Рождество Христово | 25 декабря/7 января | 12 | 5 | 6 | 31 декабря/13 января |
Богоявление | 6/19 января | 13 | 4 | 8 | 14/27 января |
Преображение | 6/19 августа | 9 | 1 | 7 | 13/26 августа |
Воздвижение Креста Господня | 14/27 сентября | 9 | 1 | 7 | 21 сентяря/4 октября |
Вход Господень во Иерусалим | – | 1 | – | – | За Неделю до Пасхи |
Вознесение Господне | – | 10 | 1 | 8 | В пятницу 7-й седмицы |
Пятидесятница | – | 7 | – | 6 | В субботу, следующую за праздником |
Остановимся более подробно на особенностях богослужения в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, случившихся в седмичные дни (когда нет праздника с бдением, полиелеем или великим славословием).
Стихиры на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни, на хвалитех и на стиховне утрени поются не Октоиха, а предпразднства или попразднства, обычно в соединении со стихирами святому Минеи. На «Слава, и ныне» – всегда стихиры праздника, но в субботу поется догматик настоящего гласа (кроме предпразднства и попразднства Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и отдания Пятидесятницы).
После «Ныне отпущаеши» поется тропарь предпразднства или попразднства; иногда первым поется тропарь святому и на «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства или попразднства (в воскресные дни – «Богородице Дево, радуйся» (дважды), а затем – тропарь предпразднства или попразднства). На отдание праздника в седмичные дни – только тропарь праздника (трижды).
На утрене на «Бог Господь» после «И ныне» поется всегда тропарь предпразднства или попразднства, даже в воскресные дни.
Вместо канонов Октоиха (а в воскресные дни вместо канона крестовоскресного из Октоиха) – канон предпразднства или попразднства.
Если в воскресенье празднуется и полиелейный святой, то канон Богородице из Октоиха не читается (начиная с шестеричной службы), а читается вместо него канон святому. По 3 песни канона – кондак и икос предпразднства или попразднства.
В попразднство (в седмичные дни) до отдания поется «Честнейшую Херувим» (за исключением 26 декабря и 7 января), но на отдание вместо «Честнейшую Херувим» поется припев и ирмос 9 песни (кроме воскресных дней).
На Литургии поются антифоны изобразительные. Прокимен праздника (трижды) поется вместо дневного прокимна в попразднство и на отдание. На малом входе в попразднство Господских праздников поется «Приидите, поклонимся» с особым праздничным припевом в конце; припев берется из второго антифона Литургии праздника.
В предпразднство и попразднство Богородичных праздников (но не Господских) на Литургии Апостол и Евангелие праздника читаются после рядовых зачал. Причастен поется празднику в попразднство (но не в предпразднство) и на отдание. На Литургии задостойник поется во все дни попразднства до отдания включительно, в том числе и в воскресенье.
В дни попразднства до отдания праздника включительно полагается отпуст праздника полный, но без дневных молитвенных обращений, таких, как «Бесплотных сил», так как Октоих в попразднство не поется (см. Указание в Служебнике «Отпуст дневной во всю седмицу»). Но в воскресные дни бывает отпуст воскресный, а не праздника.
Антифоны двунадесятых праздников и св. Пасхи
Воздвижения Честного Креста
Антифон 1-й. Стих 1. Боже, Боже мой, вонми ми, Вскую оставил мя еси. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.
Стих 2. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Припев: Молитвами Богородицы и т. д.
Слава, и ныне: Молитвами Богородицы.
Антифон 2-й. Стих 1. Вскую Боже отринул ны еси до конца. Припев. Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: Аллилуия.
Стих 2. Помяни сонм Твой, его же стяжал еси исперва. Припев. Спаси ны, Сыне Божий.
Рождества Христова
Антифон 1. Стих 1. Исповемся Тебе. Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Припев: Молитвами Богородицы Спасе спаси нас.
Стих 2. В совете правых и сонме, велия дела Господня. Припев. Молитвами Богородицы Спасе.
Слава, и ныне: Молитвами Богородицы.
Антифон 2. Стих 1. Блажен муж бояйся Господа в заповедех Его восхощет зело.
Припев: Спаси ны, Сыне Божии, рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуия.
Стих 2. Сильно на земли будет семя его, род правых благословится. Припев: Спаси ны.
Крещения Господня
Антифон 1. Стих 1. Во исходе Израилеве от Египта дому Иаковля из людей варвар. Припев: Молитвами Богородицы Спасе.
Стих 2. Бысть Иудея святыня Его, Израиль область Его. Припев: Молитвами Богородицы.
Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы…
Антифон 2. Стих 1. Возлюбил, яко услышит Господь глас моления моего. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: Аллилуия.
Стих 2. Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Припев: Спаси ны, Сыне Божий.
Неделя Ваий
Антифон 1. Стих 1. Возлюбил, яко услышит Господь глас моления моего. Припев: Молитвами Богородицы Спасе.
Стих 2. Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Припев: Молитвами Богородицы.
Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы.
Антифон 2. Стих 1. Веровах, тем же возглаголах аз же смирился зело.
Припев: Спаси ны, Сыне Божий, возседый на жребя, поющия Ти: Аллилуия.
Стих 2. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Припев: Спаси ны, Сыне Божий.
Св. Пасхи
Антифон 1. Стих 1. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Припев: Молитвами Богородицы.
Стих 2. Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Припев: Молитвами Богородицы.
Слава, и ныне: Припев. Молитвами Богородицы.
Антифон 2. Стих 1. Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуия.
Стих 2. Да познаим на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое.
Припев: Спаси ны, Сыне Божий.
Вознесения Господня
Антифон 1. Стих 1. Вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Припев: Молитвами Богородицы.
Стих 2. Яко Господь вышний страшен, Царь велий по всей земли. Припев: Молитвами Богородицы.
Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы.
Антифон 2. Стих 1. Велий Господь и хвален зело, во граде Бога нашего, в горе святей Его. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуия.
Стих 2. Горы Сионския, ребра северова, град Царя великаго. Припев: Спаси ны, Сыне Божий.
Пятидесятницы
Антифон 1. Стих 1. Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает тверд. Припев: Молитвами Богородицы Спасе.
Стих 2. День дни отрыгает глагол, и нощь ноши возвещает разум. Припев: Молитвами Богородицы.
Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы.
Антифон 2. Стих 1. Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Припев: Спаси ны, Утешителю Благий, поющия Ти: Аллилуия.
Стих 2. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Припев: Спаси ны, Утешителя.
Преображения Господня
Антифон 1. Стих 1. Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Припев: Молитвами Богородицы.
Стих 2. Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную, подвижеся и трепетна есть земля. Припев: Молитвами Богородицы…
Слава, и ныне. Припев: Молитвами Богородицы.
Антифон 2. Стих 1. И внедя я в гору святыни Своея, гору сию, юже стяжа десница Его. Припев: Спаси ны, Сыне Божий, преооразивыйся на горе, поющия Ти: Аллилуия.
Стих 2. Гору Сионю, юже возлюби, и созда яко единорога святилище Свое. Припев: Спаси ны, Сыне Божий.
Блаженны
Глас 1-й. Во царствии Твоем | помяни нас, Господи, | егда приидеши во Царствии Твоем.
1. Блажени нищий духом, | яко тех есть царство небесное.
2. Блажеии плачущий, | яко тии утешатся.
3. Блажени кротцыи, | яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущий и жаждущий правды, | яко тии насытятся.
5. Блажени милостивии, | яко тии помиловани будут
6. Блажени чистии сердцем, | яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы, | яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнани правды ради, | яко тех есть Царство Небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, | и изженут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради.
– Радуйтеся и веселитеся, | яко мзда ваша многа на небесех.
«Блаженны» – 8 гласов
Глас 1. Снедию изведе из рая враг Адама: | крестом же разбойника введе Христос в он, | помяни мя, зовуща, | егда приидеши во Царствии Твоем.
Глас 2. Глас Ти приносим разбойнич, | и молимся: | помяни нас, Спасе, во Царствии Твоем.
Глас 3. Отвергшаго Христа заповедь Твою, | праотца Адама, | из рая изгнал еси, | разбойника же, Щедре, | исповедавша Тя на кресте, | в он вселил еси, зовуща: | помяни мя, Спасе, во Царствии Твоем.
Глас 4. Древом Адам рая бысть изселен: | древом же крестным разбойник в рай вселися. | Ов убо вкушь, заповедь отверже Сотворшаго: | ов же сраспинаем, | Бога исповеда таящагося, | помяни мя, вопия, во Царствии Твоем.
Глас 5. Разбойник на кресте, | Бога Тя быти веровав, Христе, | исповеда Тя чисте от сердца: | помяни мя Господи, вопия, | во Царствии Твоем.
Глас 6. Помяни мя, Боже Спасе моя, | егда приидеши во Царствии Твоем, | и спаси мя, яко един Человеколюбец.
Глас 7. Красен бе и добр в снедь | иже мене умертвивый плод: | Христос есть древо животное, | от Негоже ядый не умираю, | но вопию с разбойником: | помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Глас 8. Помяни нас, Христе Спасе мира, | яко же разбойника помянул еси на древе: | и сподоби всех, едино Щедре, | небесному Царствию Твоему.
Приидите поклонимся и припадем ко Христу. | Спаси нас Сыне Божий, воскрссый из мертвых, поющия Ти: Аллилуия.
На Архиерейском служении
1. Святейший Правительствующий Синод | на многа лета.
2. Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго Великаго ГОСУДАРЯ нашего ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА. | Супругу Его Благочестивейшую ГОСУДАРЫНЮ ИМПЕРАТРИЦУ АЛЕКСАНДРУ ФЕОДОРОВНУ. | Матерь Его Благочестивейшую ГОСУДАРЫНЮ ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ ФЕОДОРОВНУ | на многа лета.
3. НАСЛЕДНИКА Его Благовернаго Государя ЦЕСАРЕВИЧА и Великаго Князя АЛЕКСИЯ НИКОЛАЕВИЧА и весь Царствующий Дом | на многа лета.
4. Высокопреосвященнейшаго митрополита Санктпетербургскаго и Ладожскаго и священноархимандрита Владимира | на многа лета.
5. Преосвященнаго (кто служит) епископа (такого-то) | на многа лета.
6. Преосвященный Митрополиты, Архиепископы, и Епископы | на многа лета.
7. Благоверныя Правительствующий Синклит, | военачальники, градоначальники, Христолюбивое воинство и вся православныя хрнстианы | на многа лета.
– Тон деспотин | не архиереа имон, | кирие филатте | исполла эти деспота, | исполла эти деспота, | исполла эти деспота.
Прокимны воскресны. 8-ми гласов
Гл. 1. Буди, Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Ти.
Гл. 2. Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение.
Гл. 3. Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте.
Гл. 4. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси.
Гл. 5. Ты Господи сохраниши ны и соблюдаши ны от рода сего и во век.
Гл. 6. Спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое.
Гл. 7. Господь крепость людем своим даст, Господь благословит люди Своя миром.
Гл. 8. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему.
Прокимны дневные
В Понедельник, гл. 4. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный.
Во Вторник, гл. 7. Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него.
В Среду, гл. 3. Величит душа Моя Господа; и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
В Четверг, гл. 8. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.
В Пятницу, гл. 7. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко Свято есть.
В Субботу, гл. 8. Веселитеся о Господе и радуйтеся праведнии.
За упокой, гл. 6. Души их во благих водворятся.
Прокимны (общие) святым и на разные празднества
Святителем: гл. 1. Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум.
В неделю Мясопустную и Фомы, гл. 3. Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа.
В неделю Праотец и Св. Отец, гл. 4. Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославленно Имя Твое во веки.
Пророком, гл. 4. Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову.
Мучеником и Бессребреником, гл. 4. Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения Своя в них.
Преподобным женам и Мученицем, гл. 4. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев.
На освящение церкве, гл. 4. Дому Твоему подобает Святыня, Господи, в долготу дний.
Убрусу, гл. 4. Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь.
Младенцем, 29 декабря, гл. 6. Хвалите отроцы Господа, хвалите имя Господне.
В Субботу по Рождестве Христове, гл. 6. Помяну имя Твое во всяком роде и роде.
Священномученику, Преподобномучеником и Исповедником, гл. 7. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих.
Херувимская песнь
Иже херувимы | тайно образующе | и Животворящей | Троице | трисвятую песнь припевающе, | всякое ныне | житейское | отложим попечение.
Аминь. Яко да Царя всех | подымем | Ангельскими невидимо | дориноснма чинми. | Аллилуия (3-жды).
Отца и Сына и Святаго Духа, | Троицу единосущную | и нераздельную.
Символ веры
Верую | во единаго Бога Отца Вседержителя, | Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, | единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, | рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. | Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, | и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. | Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. | И воскресшаго в третий день, по писанием. | И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. | И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. | И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, | Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | Исповедую едино крещение во оставление грехов. | Чаю воскресении мертвых, | и жизни будущаго века. Аминь.
Милость мира, жертву хваления.
Достойно и праведно есть
поклаиятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, | Троице единосущней | и нераздельней.
Свят, Свят, Свят | Господь Саваоф, | исполнь небо и земля славы Твоея. | Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, | осанна в вышних!
Тебе поем, | Тебе благословим, | Тебе благодарим, Господи, | и молимтися, Боже наш.
Глас 8. Достойно есть яко воистину | блажити Тя Богородицу, | присноблаженную и принепорочную | и Матерь Бога нашего. | Честнейшую Херувим | и славнейшую без сравнения Серафим, | без истления Бога Слова рождшую, | сущую Богородицу Тя величаем.
На Литургии Св. Василия Великаго. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, | Ангельский собор и человеческий род: | освященный храме и раю словесный, | девственная похвало, | из Екяже Бог воплотися, и Младенец бысть, | прежде век сый Бог наш; | ложесна бо Твоя престол сотвори, | и чрево Твое пространнее небес содела. | О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, | слава Тебе.
Задостойники
На Рождество Богородицы
На Воздвижение Честного Креста
На Введение во храм Пр. Богородицы
На Рождество Христово
На Крещение Господне
На Сретение Господне
На Благовещение Пр. Богородицы
На Вознесение Господне
В Неделю Пятидесятницы
На Преображение Господне
На Успение Божией Матери
– Един Свят, | един Господь | Иисус Христос | в славу Бога Отца. Аминь.
Причастны
В Воскресенье. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуия (3-жды).
В Понедельник. Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный.
Во Вторник. В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.
В Среду. Чашу спасения прииму, и Имя Господне призову.
В Четверг. Во всю землю изыде вешание их, и в концы вселенныя глаголы их.
В Пятницу. Спасение соделал еси посреди земли, Боже.
В Субботу. Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала.
За упокой. Блажени яже избрал и приял еси Господи, и память их в род и род.
Глас 2. Видехом свет истинный
прияхом Духа небеснаго, | обретохом веру истинную, | нераздельней Троице покланяемся: | Та бо нас спасла есть.
Глас 2. Да исполнятся уста наша ( хваления Твоего, Господи, | яко да поем славу Твою, | яко сподобил еси нас причаститися | Святым Твоим Божественным, бессмертным и животворящим Тайнам, | соблюди нас во Твоей святыни, | весь день поучатися правде Твоей. | Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.
Благочестивейшаго
Самодержавнейшаго Великаго Государя нашего ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА всея России; | и Супругу Его Благочестивейшую Государыню ИМПЕРАТРИЦУ АЛЕКСАНДРУ ФЕОДОРОВНУ; | Матерь Его Благочестивейшую Государыню ИМПЕРАТРИЦУ МАРИЮ ФЕОДОРОВНУ; | Наследника Его Благовернаго Государя, ЦЕСАРЕВИЧА и Великаго Князя АЛЕКСИЯ НИКОЛАЕВИЧА и весь Царствующий Дом; | Святейший Правительствующий Синод, и Господина нашего Высокопреосвященнейшаго Владимира Митрополита Санктпетербургскаго и Ладожскаго, | и вся православныя христианы, | Господи, сохрани их на многая лета.
Источник: И.Г. Айвазов. Для клира и народа. – С.-Петербург: Тип. «Колокол», 1914г.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»