какую симфонию чайковского вместо гимна
Концерт Чайковского стал гимном России на Олимпиаде. В редакции бежавшего в США музыканта
Статья опубликована в газете под заголовком: «Концерт Чайковского стал гимном России на Олимпиаде»
В ближайшие два года Россия из-за санкций CAS выступит на крупных соревнованиях с альтернативным гимном — вступлением к концерту №1 Петра Чайковского. Этот вариант сегодня был утвержден МОК.
Композиция станет шестым гимном для отечественных спортсменов на олимпиадах. Первую нашу победу на Играх одержал еще в 1908 году Николай Панин-Коломенкин, который мог бы услышать «Боже, царя храни», хотя тогда практики исполнения гимна не было — да и исполнить его можно было разве что на граммофоне, патефоне или вживую. СССР появился на олимпиадах уже в момент, когда гимном была музыка Александрова — вместо «Интернационала».
В 1992 году гимном Объединенной команды СНГ был олимпийский гимн. Затем на несколько лет победы России сопровождала «Патриотическая песня» Глинки. К ней не успели утвердить слова, хотя уже был готов проект. В 2001 году нам вернули гимн Александрова, но с новыми словами Сергея Михалкова. Но в 2021-2022 годах его на олимпиадах мы не услышим.
Авторы идеи — конькобежцы, которые придумали его в последний момент
На замену временно пришел Первый концерт Чайковского — музыка, которая раньше часто исполнялась на крупных официальных мероприятиях. Любопытно: такую замену предложили сами российские спортсмены — если быть точным, конькобежцы. Исполнительный директор Союза конькобежцев России Варвара Барышева рассказала «СЭ», что музыка была «выбором команды» перед чемпионатом мира.
— Кто автор идеи? Петр Ильич Чайковский, — смеется Барышева. — Команда уже находилась в соревновательном «пузыре» в голландском Херенвене, и буквально перед стартом чемпионата мира мы среди прочих требований и комментариев узнали, что используемая в качестве гимна альтернативная музыка может быть предложена нами. Мы находились в постоянных консультациях с ОКР. И поскольку предложенная им «Катюша» на тот момент не прошла никаких освидетельствований на предмет ее применения, они не могли нам посоветовать. У нас была возможность сделать выбор. И наша комиссия спортсменов выбрала наиболее узнаваемую композицию, с прямым отсылом к нашей стране. Получается, решение, принятое в последний момент, оказалось верным.
— Но за отсылки к России «Катюшу» как раз и забанили.
— В общем, часто решения, принимаемые «на флажке», самые эффективные.
— Мы старались (смеется). Гимн России мог придумать Кулижников. Или Голикова с Фаткулиной на пару. Потом его же взяли себе фигуристы — и выиграли под Чайковского три золота из четырех на чемпионате мира. В общем, музыка для нас счастливая.
Американский след
Американский журналист Филип Херш, известный своей критикой российского фигурного катания, уже успел поиздеваться над выбором.
Интересно, что исполняют Первый концерт почти везде, в том числе и на последних спортивных мероприятиях, не в редакции Чайковского. С вариантами музыки связан небольшой скандал. Настоящий автор самого распространенного варианта произведения — Александр Зилоти, русский пианист. При жизни Чайковского он уговаривал мэтра внести в музыку изменения, но тот не согласился. Хотя за первую редакцию его наставник, Николай Рубинштейн, первоначально разнес Петра Ильича в пух и прах. Но позже смилостивился и исполнял произведение сам.
А вот Зилоти решил все проще — он опубликовал свой вариант после смерти Чайковского, и именно его взяло на вооружение большинство исполнителей. После революции в России Зилоти сопротивлялся большевикам, организовал забастовку в Мариинском театре. Его арестовали, но после беседы с Феликсом Дзержинским отпустили под обязательство отмечаться в советских органах. Зилоти предпочел бежать и обосновался в США. Большевики бы сказали — музыкальный Родченков. Если бы знали про существование Григория Михайловича.
Причем Зилоти в интервью New York Times (еще одно пересечение с беглым ученым) подчеркивал свою роль в создании новой редакции концерта. В письмах брату Чайковского Модесту он говорил, что Петр Ильич согласился на нововведения, хотя их личная переписка свидетельствует об обратном.
Впрочем, и сам Чайковский много путешествовал по миру. С Первым концертом он лично открывал легендарный Карнеги-холл в Нью-Йорке. Его же он играл и на последнем своем концерте в Петербурге — после которого пришел в гостиницу, попросил стакан воды. Поскольку вода была некипяченая, у композитора началась холера, от которой случились осложнения, закончившиеся летальным исходом.
МОК отверг «Катюшу», но в Чайковском отсыла к России не заметил
До Чайковского основным претендентом на замену гимна России была «Катюша» — но ее Международный олимпийский комитет не одобрил на основании того, что песня «ассоциируется с Россией». Правда, ни одного слова с этим корнем в песне нет — видимо, МОК на самом деле не понравились яблони и груши. Первый концерт Чайковского ассоциаций с нашей страной у чиновников не вызвал. Хотя большего патриота России, чем Чайковский, было не найти. Вот что писал он сам:
— Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь вообще и в ее великорусские части в особенности. Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, — он любит потому, что такова его натура, потому, что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголке Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше.
Теперь дело за российскими спортсменами. С Чайковским у наших уже четыре золота чемпионатов мира. На олимпиадах хотелось бы побольше. А если пойдут успехи — может, к этой музыке кто-нибудь и текст решит написать. Удивляться и так уже нечему.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
В Токио с Чайковским и фан-зоны по всей России
Статья опубликована в газете под заголовком: «В Токио с Чайковским и фан-зоны по всей России»
Для всего олимпийского движения 2020-й выдался непростым — пандемия, сорванный график отборочных турниров перед главным стартом четырехлетия, да и вообще остановка почти всех спортивных стартов. И, наконец, перенос на год самих Олимпийских игр.
Но теперь, спустя ровно год, Международный олимпийский комитет и японские власти полны решимости все-таки провести Игры в Токио. Пусть с оговорками и соответствующими противоэпидемиологическими мерами. И российские спортсмены тоже готовятся к турниру, который обещает стать самым необычным в истории мирового олимпийского движения.
— Сейчас завершаются последние отборочные соревнования, и наши спортсмены на них достаточно успешно выступают, — напомнил журналистам после заседания исполкома глава ОКР Станислав Поздняков. — Мы на днях получили лицензию в женском гандболе, в полном составе на Играх выступят мои коллеги-фехтовальщики. Старты идут одни за другими, чтобы завершить период квалификации, прерванный год назад пандемией.
«Команда ОКР» под музыку Петра Ильича
А ведь как могло не быть самой Олимпиады в Токио, так могло не быть на ней и российских атлетов. По крайней мере такой была позиция Международного антидопингового агентства, требовавшего на несколько лет отстранить Россию от участия в любых международных стартах высокого уровня. Дело, напомним, решалось в конце декабря в Спортивном арбитражном суде (CAS), который заметно поумерил аппетиты ВАДА.
Напомним, что спортсменов было решено допустить без каких-либо оговорок. Ограничения коснулись национальной символики — флага, гимна и самого наименования «сборная России». О том, как идет процесс согласования альтернатив, Поздняков рассказал журналистам.
— Как вы уже знаете, флаг Олимпийского комитета России был утвержден в качестве официального для нашей делегации на Игры в Токио, а сборная будет называться «команда ОКР», — сказал четырехкратный олимпийский чемпион. — Также МОК был одобрен проект дизайна экипировки, которая будет использоваться на турнире в Японии.
По словам Позднякова, ОКР проведет официальную презентацию формы российских олимпийцев. Церемония запланирована на 14 апреля, когда до Игр останется ровно 100 дней. В переговорах с МОК на данный момент остается согласовать только мелодию, которая заменит наш национальный гимн.
Ранее комиссия спортсменов ОКР предложила использовать в качестве такой композиции на различных протокольных и торжественных мероприятиях всемирно известную песню «Катюша». Но этот вариант международные структуры отвергли. Причину глава национального олимпийского комитета в четверг озвучил.
— Международный олимпийский комитет попросил разъяснений у CAS, а арбитраж в ответ сказал, что «Катюша» напрямую ассоциируется с Россией, — пояснил Поздняков. — Таким образом, суд применил более широкую трактовку своего же решения.
В то же время ряд национальных федераций уже столкнулся с этой проблемой в ходе проведения чемпионатов мира в январе и феврале. На некоторых использовался гимн международных организаций, но был создан и удачный прецедент. Международный союз конькобежцев (ISU) согласовал для российских федераций по конькобежному спорту и фигурному катанию в качестве альтернативного гимна фрагмент из Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. По этому же пути решил пойти и ОКР.
— Мы предварительно проговорили этот вариант с коллегами из международных организаций, — отмечает Поздняков. — Чайковский — наш соотечественник, великий русский композитор, эта торжественная мелодия будет уместна во время официальных мероприятий. Хотя Петр Ильич тоже напрямую ассоциируется с Россией, но его творчество является безусловной частью мирового культурного наследия. Поэтому мы надеемся, что в ближайшее время МОК согласует наше предложение.
Вакцины для спортсменов и фан-зоны для болельщиков
Как уже было сказано, Олимпиада в Токио состоится, но с рядом ограничений. Например, уже ясно, что для всех участников, будь то спортсмены, тренеры либо члены национальных делегаций, будет действовать очень строгий медицинский протокол. Кроме того, уже известно, что МОК и оргкомитет Игр рекомендовали всем будущим гостям Японии вакцинироваться от COVID-19.
В России этот процесс уже запущен, и каждая федерация сама его регулирует. Как отметил Поздняков, принуждать к прививкам никого не будут, но рекомендацию вынесут.
— Безусловно, вакцинация членов олимпийской делегации будет добровольной — каждый для себя решает этот вопрос, — подчеркнул он. — Но, конечно, практика проведения соревнований в последнее время показывает, что случаи заражения спортсменов коронавирусом по-прежнему случаются. И не хотелось бы повторения ситуаций, подобных возникшей недавно в ходе отбора — одна из команд накануне ответственного старта понесла потери. Ведь такая же проблема может возникнуть уже в ходе Игр.
Могут случиться совсем неприятные истории — кто-то сдаст положительный тест на коронавирус, а люди, контактировавшие с ним, могут быть отправлены на карантин прямо накануне своего выступления, если у них нет справки о вакцинации. И даже не заболев, спортсмен пропустит свой старт. Поэтому я рекомендую всем кандидатам в олимпийскую команду, тренерам и другим специалистам пройти вакцинацию. Она организуется ФМБА, сделать прививку можно без каких-либо сложностей.
Также руководитель ОКР напомнил о прошедшем в онлайн-формате совещании с участием национальных олимпийских комитетов под руководством президента МОК Томаса Баха по вопросам «Повестки 2020+5» и предстоящих Олимпийских игр в Токио и Пекине. На нем обсуждались и меры по борьбе с коронавирусом, и стало известно, что Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки (АНОКА) обратилась к ОКР с просьбой посодействовать приобретению российской вакцины «Спутник-V».
— Мы вышли с инициативой ответить на запросы ряда национальных олимпийских комитетов и обеспечить их вакцинами российского производства, — сказал Поздняков. — Отмечу, что министерство спорта активно включилось в процесс. И с некоторыми странами переговоры уже находятся в финальной стадии. Российское олимпийское движение является лидером не только в спортивном плане, но и в гуманитарном.
Еще одно важное и в то же время грустное ограничение — японские власти решили не допускать на Олимпиаду иностранных болельщиков. Тем из них, кто уже успел купить билеты на соревнования, оргкомитет гарантировал возврат денег.
— Конечно, мне жаль, — сказал Поздняков. — Я как спортсмен выступал на нескольких Олимпиадах, в том числе далеко от дома — Атланта, Сидней, но даже те немногочисленные российские болельщики, которые присутствовали на этих соревнованиях, создавали неповторимую атмосферу, добавляли мотивации и сил. В этой связи мы готовимся открыть фан-зоны в ряде регионов России с учетом эпидемиологических требований. Очень надеюсь, что ситуация к лету позволит нам это сделать.
С другой стороны, все спортсмены будут в одинаковых условиях. И хорошо, что у них есть такая возможность, ведь Игры в Токио могли вообще не состояться. Безусловно, сейчас большая нагрузка ляжет на СМИ, которые должны стать основным проводником между атлетами и болельщиками. МОК тоже сейчас ищет новые подходы к освещению Олимпиады — чтобы и эмоциональная составляющая побед атлетов передавалась по разным каналам коммуникации. Ситуация нетривиальная, неоднозначная, и к ней нужен особый подход. Но уверен, что и в таком формате Игры станут праздником спорта.
Уже известно, что центральная площадка, которую ОКР готовит вместе с коллегами из Москомспорта, разместится неподалеку от штаб-квартиры комитета, на территории спорткомплекса «Лужники».
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Концерт №1 Чайковского – наш гимн в спорте. Композитора разгромили за эту музыку, и сейчас звучит вариант, который он не одобрял
В ближайшие два года на чемпионатах мира и Олимпиадах точно не прозвучит гимн России (все из-за санкций WADA) – и ему наконец-то нашли замену – концерт №1 для фортепиано с оркестром композитора Петра Чайковского. Вы слышали эту музыку, даже если пока не очень соотносите с названием.
Почему выбор именно такой? И что за история у концерта?
Задумка с Чайковским появилась еще до запрета «Катюши». Концерт играл на ЧМ-2021 по фигурке
Идею использовать концерт №1 Чайковского впервые предложил Союз конькобежцев России (СКР) – музыку захотели ставить вместо гимна на церемониях награждения чемпионата мира по конькобежному спорту-2021.
10 февраля стало известно, что Международный союз (ISU) предложение одобрил.
«Нам хотелось, чтобы музыка была торжественной, узнаваемой во всем мире и при этом отсылала к богатейшему культурному наследию нашей страны», – рассказывала исполнительный директор СКР Варвара Барышева.
Интересно, что это случилось еще до того, как CAS запретил использовать «Катюшу». Тогда выбор музыки на замену гимну только обсуждался, хотя «Катюша» и считалась приоритетным вариантом.
Как именно наказали Россию? Объясняем кратко
В Олимпийском комитете России (ОКР), который и продвигал «Катюшу», к идее СКР с Чайковским отнеслись осторожно, без явного одобрения: «Любой выбор и его оценка всегда субъективны. Детальных критериев решением CAS определено не было, как и какого-то унифицированного для всех варианта, поэтому некоторые коллеги пробуют импровизировать», – отметила председатель комиссии спортсменов ОКР Лада Задонская.
Впервые концерт Чайковского прозвучал на награждении конькобежцев 12 февраля – в честь победы Ангелины Голиковой на дистанции 500 м.
В тот же день с выбором СКР согласилась и Федерация фигурного катания России – новый «гимн» одобрили топ-тренеры: Елена Чайковская, Тамара Москвина, Татьяна Тарасова и Алексей Мишин.
Важно понимать: к тому моменту на Чайковского поставили только конькобежцы и фигуристы, а ОКР в это время ждал решения CAS по «Катюше», которая виделась заменой гимна для всех сборных на всех ЧМ и Олимпиадах. 12 марта суд отказал России в «Катюше».
России запретили «Катюшу» вместо гимна. Почему и какие теперь варианты?
На поиск нового варианта ушло две недели. Но 25 марта ОКР подтвердил – теперь вместо гимна будет играть Чайковский, если идею одобрит МОК. Министр спорта Олег Матыцин предложение оценил: «Я с уважением отношусь к инициативе ОКР, насколько я знаю, это вопрос, предварительно согласованный со спортсменами.
Для нас очень важно, чтобы в период санкций наши победы, а такие, я уверен, будут на Олимпийских играх в Токио и Пекине, сопровождала значимая музыка, которая ассоциируется с культурой нашей страны, традициями нашей страны. Поэтому если эта инициатива будет поддержана со стороны Международного олимпийского комитета, будем только рады».
Ну а на ЧМ-2021 по фигурному катанию в Стокгольме концерт Чайковского звучал трижды – в честь трех золотых медалей сборной.
Покровитель Чайковского разнес концерт: играть его невозможно, музыка украдена
Петр Чайковский приступил к написанию концерта №1 для фортепиано с оркестром в 1874 году. Композитору хотелось, чтобы его будущее произведение первым исполнил пианист-виртуоз Николай Рубинштейн, который всячески помогал Чайковскому, когда тот был молод и мало зарабатывал.
Работа не шла, Чайковский в письме брату признавался, что концерт «туго и плохо дается». Но в том же году произведение удалось закончить, и Чайковский показал его Рубинштейну, ожидая восторженной реакции.
Но слова Рубинштейна шокировали композитора (стиль сохранен):
«Из уст Николая Григорьевича полился поток речей, сначала тихий, потом все более и более переходивший в тон Юпитера-громовержца. Оказалось, что концерт мой никуда не годится, что играть его невозможно, что как сочинение это плохо, пошло, что я то украл оттуда-то, а то оттуда-то, что есть только две-три страницы, которые можно оставить. Посторонний человек, попавший бы в эту комнату, мог подумать, что я — маниак, бездарный и ничего не смыслящий писака, пришедший к знаменитому музыканту приставать с своей дребеденью», – вспоминал Чайковский через три года после того неприятного дня.
С мнением Рубинштейна он все-таки не согласился и затаил обиду, убрав посвящение пианисту из первой рукописной страницы партитуры.
Впервые концерт №1 прозвучал 25 октября 1875 года в Бостоне – играл пианист Ганс фон Бюлов с оркестром под управлением Бенджамина Ланга. Произведение одобрительно встретили как зрители, так и критики. В России премьера состоялась 1 ноября того же года – в Санкт-Петербурге сыграл Густав Кросс (и Чайковскому его исполнение не понравилось).
А Рубинштейн все же пересмотрел отношение к концерту №1 и позже часто его исполнял.
Концерт играют в третьей редакции, которую не одобрял Чайковский; этот вариант распространился после его смерти
Музыка набрала популярность еще при жизни композитора. Чайковский часто исполнял концерт в ходе гастролей по США, а также сыграл в честь открытия Карнеги-холл в Нью-Йорке.
В наше время концерт №1 играют в третьей редакции – Чайковский не одобрял этот вариант и, несмотря на уговоры, отказывался уходить от более ранней версии. После смерти композитора третью редакцию опубликовал пианист и дирижер Александр Зилоти – она здорово разошлась и теперь звучит по миру в подавляющем большинстве случаев.
Произведение состоит из трех частей и длится около 35 минут, но, конечно, на награждении российских спортсменов звучит только самое начало.
Концерт №1 стал одним из самых известных и часто исполняемых классических произведений в мире. Он часто использовался (и используется до сих пор) на торжественных мероприятиях, что нравится далеко не всем музыкантам.
Вот, например, мнение известного российского пианиста Андрея Гаврилова: «Это бесконечное повторение дискредитировало, измучило прекрасное, нежнейшее произведение. Злоупотребление первым концертом в СССР и в России на всяческих торжественных, в прошлом — коммунистических, сейчас — патриотических, празднествах привело к тому, что у многих русских людей концерт набил оскомину, а за рубежом его зачастую даже принимают за некий музыкальный апофеоз русского великодержавного шовинизма.
А ведь это музыкальное сочинение, как бы сотканое из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения.
Для исполнения первого концерта Чайковского нужно быть не только технически совершенным пианистом, но и обладать соответствующим жизненным опытом, быть в ладах с замечательной русской культурой XIX века, нужно глубоко понимать русскую религиозную философию или, как ее иначе называют, органическую жизненную мудрость»
Интересно, что выбор России на замену гимну успели раскритиковать в США.
Авторитетный журналист Филипп Херш (тот самый, что писал в ISU из-за коронавирусных нарушений на Кубке России по фигурке) удивляется в соцсетях: «Ирония этого события меня поразила. Страна с отталкивающими антигомосексуальными законами и институционализированной гомофобией празднует свои спортивные успехи музыкой гения, который был геем».
Кстати, вопрос об ориентации Чайковского очень спорный – до сих пор нет четких фактов о том, что он действительно был гомосексуалистом, а многие доводы в пользу этого предположения основаны на слухах.
Почему вместо гимна России на Олимпиаде будет звучать именно Чайковский
Почему вместо гимна России на Олимпиаде будет звучать именно Чайковский
Международный олимпийский комитет утвердил в качестве альтернативы гимну России вступление к концерту №1 Петра Чайковского. Этот опус из-за санкций спортивного арбитражного суда (CAS) будет олицетворять победы наших спортсменов на Играх в Токио, и сопровождать церемонии их награждения.
Сразу же оговорюсь – ничего против Чайковского не имею. Более того, считаю его первый концерт одним из лучших в мире произведений для фортепиано с оркестром за все времена. Звучит красиво и трогательно. Но здесь-то и кроется проблема. Под такую музыку хочется наслаждаться прекрасным, творить, созидать, но никак не вырывать зубами победы у соперников.
Понятно, что наши композиторы создали гораздо более уместные для подобных случаев произведения. Первое что приходит на ум, это, конечно же, седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, три части которой написаны в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде. Или «Прощание славянки», под которую наши солдаты уходили ещё на Первую мировую. Или легендарная «Катюша», собственно, и предложенная отечественными чиновниками от спорта, но не одобренная МОКом.
Все эти произведения совершенно точно вдохновили бы российских атлетов на спортивные подвиги куда сильнее, чем лиричный Чайковский. Да и не только их, а всех россиян, следящих за выступлениями наших чемпионов по телевизору. Следствием, вне всяких сомнений, стал бы резкий всплеск патриотизма и тяги к здоровому образу жизни. А там недалеко и до всеобщего бойкота американских гамбургеров, потребление которых, как известно, ведёт к ожирению.
Но всё это – фантазии. Никакого Шостаковича, «Прощания славянки» и даже «Катюши» на Олимпиаде не будет. Какие бы эмоции ни вызывал Пётр Ильич, пусть и не те, которые побуждают «вставать на смертный бой», решение МОКа – это уже данность. Во время награждения наших олимпийцев будет звучать именно вступление к концерту №1 Чайковского.
Но почему именно он? В прошлом году американская киноакадемия ввела новые рекомендации к картинам, претендующим на премию «Оскар». Теперь хотя бы один из исполнителей главных ролей или ролей второго плана должен иметь азиатское, афро- или латиноамериканское происхождение. Треть актёров второго плана и массовки должна быть женщинами, представителями небелого населения или ЛГБТ-сообщества. А основная сюжетная линия фильма должна быть связана с одной из этих групп населения.
Биржа Nasdaq также в прошлом году предложила компаниям, чьи акции торгуются на этой площадке, ввести в свои советы директоров хотя бы одну женщину и одного представителя «недостаточно представленного меньшинства». В будущем ценные бумаги тех фирм, которые не захотят следовать данной рекомендации, могут быть сняты с торгов.
Как известно, в истории российской культуры был потомок мавра, вписавший туда своё имя золотыми буквами. Речь, естественно, об Александре Пушкине. А вот среди выдающихся композиторов, к сожалению, представителей азиатских или африканских народностей не нашлось. Возможно, именно поэтому предпочтение было отдано Петру Ильичу? Потому что он чуть ли не единственный кандидат, отвечающий представлениям современного западного мира о толерантности, семье и естественности однополых отношений?
Как всё-таки хорошо, что у нас есть Чайковский! И дай Бог, чтобы его опус звучал на Олимпиаде почаще. Ведь мы, как известно, «самая прекрасная страна на свете, а все остальные страны нам просто завидуют». Вот поэтому и строят всевозможные козни, на которые мы будем отвечать единственно действенным способом – победами. Пусть и не под ту музыку, к которой привыкли.
Только представьте: несмотря на все «происки Запада», отсутствие флага, гимна и прочих государственных символов наши триумфально выигрывают Олимпиаду в Токио.
Чем не ответ Баху? Не Иоганну Себастьяну, конечно…