квадраты никитина 1 уровень с какого возраста
Методика раннего развития детей с помощью квадратов Никитина
Педагог, счастливый отец и дедушка Борис Никитин разработал полезное учение о том, что творчество в жизни детей обязано присутствовать с самого рождения. Идя вслед за идеей Ушинского о развивающей среде, он создал много интересных игр. Знаменитые квадраты Никитина дают ребенку возможность самостоятельно постигнуть важность умственного труда, развить смекалку и способность логически мыслить.
Суть методики Бориса Никитина
По мнению Никитиных, общаясь с ребенком, родители впадают в две крайности. Первая — это сверхзабота, постоянные занятия, игры, кружки и т. д. Получается, что самостоятельно ребенок ничего не делает. Второй крайностью является недостаток полноценного общения с ребенком. Оно происходит на бытовом уровне: накормить, одеть, уложить спать (хорошо, если кто-то из родителей сказку на ночь расскажет).
Основами воспитания по методике Никитиных являются естественные отношения, труд, связь с природой и творчество. Ребята должны быть хозяевами самим себе и своему времени. Мать и отец насильно делать ничего не заставляют, но оказывают помощь в решении сложных проблем. К основным принципам творческого развития относятся:
Методика раннего развития Никитиных до сих пор вызывает много споров. Противники этой системы обвиняют педагога в том, что в развивающих играх нет места эстетике и нравственному воспитанию.
Особенности интеллектуальных игр
Никитин является автором и разработчиком целого ряда интеллектуальных игр для детишек разного возраста. Без навязывания каких-то правил ребенок вместе со сказкой входит в этот удивительный игровой мир и сам выбирает, с чего начать. Конечно, вначале ему потребуется помощь старших, затем задачи выполняются самостоятельно. Малышу не надо ничего подсказывать. При возникновении непонятных вопросов можно вернуться к более простым заданиям или предложить другую игру.
Развивающие задания педагога — это многофункциональные игры и необъятный мир творческих задумок. В эти игры могут играть все члены семьи, большие и маленькие, при этом сразу несколько человек. Малышам нравится, когда взрослые с ними на равных обсуждают правильное решение и прислушиваются к мнению каждого. Задания в игровой схеме располагаются от простого к сложному, и дети получают удовольствие от умственного труда. Чтобы перейти к следующему этапу, нужно пройти настоящий — это заставляет ребенка добиться цели.
Задачи в играх решаются при использовании кубиков, кирпичиков, квадратов и всевозможных конструкторских деталек. Задавшись целью познакомить детей с различными методами передачи информации, автор предлагает свои задачи в виде моделей, рисунков, чертежей. По уровню сложности игры самые разные, поэтому интересны будут как двухлетнему ребенку, так и взрослому человеку. Родители, выбравшие этот способ развивающих занятий, должны знать, что требовать от ребенка мгновенного выполнения задач нельзя, иначе интерес к ним пропадет и вряд ли потом возобновится.
В интернете есть сайт семьи Никитиных, где его взрослые дети и внуки рассказывают о своих семьях, делятся опытом воспитания, размещают фотографии и с любовью вспоминают о своем папе и дедушке. Там множество интересных, вдумчивых рекомендаций и отзывов не только о методике, но о книгах, фильмах, играх.
Описание развивающих заданий
Все развивающие игры Б.П. Никитина можно приобрести на семейном продающем сайте, а также в магазинах. Начать знакомство с развивающими играми можно с разрезного квадрата Никитина. Игра называется «Сложи квадрат».
Собрать квадрат Никитина интересно будет всей семье, так как игра вызывает настоящий спортивный азарт. Кажется, что сложить фигуру уже не удастся никому, но отчаяние, возникающее в процессе семейного состязания, дает надежду победы и заставляет добиться цели. Игра больше предназначена для дошкольников и призвана развить:
В наборе 36 квадратов разного цвета. Один является образцом, остальные порезаны различными способами от простого к сложному. Цель: из отдельных частей сложить квадраты.
Одной из любимых игр малышей является «Сложи узор». Детям интересно, как из отдельных кубиков получается замечательный узор. Играть можно с двухлетнего возраста. У малышей развиваются:
В комплект игры входит 16 деревянных кубиков одного размера с окрашенными в разные цвета гранями, а также задания. Ребенок играет в кубики и одновременно складывает красивый узор. Самым маленьким можно использовать приложение к игре — альбом, где рисунки укрупнены, а каждое задание располагается на своей странице.
В игру «Уникуб» могут играть дети с 3—4 лет, но много радости она дает и более старшим ребятам, а папы просто от нее без ума. Она понравится всем, кто хочет проверить свою смекалку и сообразительность. В коробке 27 кубиков, которые окрашены всего в три цвета: желтый, синий и красный. В инструкции 60 заданий-головоломок.
Затем задача усложняется: теперь малыш должен видеть и внутреннее содержание модели. Самое сложное задание — нужно поставить кубик, беря во внимание уже все шесть сторон.
Отзывы родителей и педагогов
Анна Викторовна, Грязи
Как видите, квадраты Никитина привлекают малышей, если их не навязывать. Наберитесь терпения и ориентируйтесь на естественное развитие детей. Ребенок сам выбирает, с чего начать, однако вначале ему нужно помочь, затем интеллектуально задачи он сможет выполнять самостоятельно.
Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина
Гульназ Закирова
Использование инновационных подходов в образовании дошкольников. Головоломка «Сложи квадрат» по методике Б. П. Никитина
России вряд ли можно встретить семью с детьми, в которой не слышали бы фамилию Никитиных. Педагоги Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины очень много сделали в области воспитания подрастающего поколения и раннего детского развития. В частности, они создали множество уникальных развивающих и обучающих пособий, которые до сих пор, несмотря на то, что прошло уже более полувека с момента их изобретения, не потеряли своей актуальности и практической пользы.
Самыми известными из пособий Никитиных являются «Уникуб», «Дроби», а также набор «Собери узор» и, конечно, оригинальный развивающий комплект «Сложи квадрат». Раньше его можно было сделать только своими руками, а теперь Квадрат Никитиных выпускается игровой промышленностью в больших количествах и во всех возможных вариантах.
Принцип игры напоминает сложение пазла – из отдельных разрозненных частей необходимо сложить нечто целое. Этим целым является каждый из 24 квадратов, входящих в состав игры. Квадраты окрашены в разные цвета, а способ их нарезки изменяется от простого к сложному.
Игра обучает самостоятельно мыслить, придумывать, творить. В процессе игры ребенок постигает такие понятия, как часть и целое, активно развивая способности к синтезу и анализу, пространственное воображение, учится комбинировать детали, собирая из них целое, учится вырабатывать алгоритм игры, разбивая сложную задачу на несколько простых этапов.
Уникальность набора «Сложи Квадрат», как отмечал Борис Павлович Никитин, заключается именно в его универсальности. Любой взрослый, занимающийся с малышом, может легко адаптировать это пособие под возраст конкретного ребенка! Ведь у развивающего Квадрата нет одного единственного задания или «правильного» варианта сборки.
Я занимаюсь с воспитанниками группы «Солнышко» собиранием Квадрата Никитина со средней группы. Использую как на занятиях по математике, также в плоскостном конструировании.
Также использую в индивидуальной работе, для закрепления цвета, формы, хорошо развивает ориентировку в пространстве. Хорошо помогает в освоении детьми цифр до десяти и выше, это если вы усложняете игру.
Это игра, действительно, на все времена! Очень интересна, вариативна, можно усложнять и придумывать свои задания.
Главное, чтобы маленький человечек смог самостоятельно сложить квадрат, почувствовать уверенность в своих силах и удовольствие от полученного результата.
С пособием «Сложи квадрат», воспитанники постигают основы конструирования, учатся собирать целое из частей различной формы. Более того! Через Никитинский квадрат ребенок приходит к пониманию того, что он может самостоятельно сложить все, что угодно, тем самым, повышается уверенность в себе! Даже самый фантастический образ, подсказанный богатым детским воображением.
Казалось бы! Совсем несложные составляющие квадрата могут с легкость образовывать сложнейшие логические конструкции. И процесс этот настолько занимателен, что малыш, при предоставляемом мною выборе, практически всегда предпочитает Квадрат Никитина самым ярким и «крутым» игрушкам.
Этот комплект «растет» вместе с ребенком! Постепенно задания усложняю, а набор остается неизменно интересным для своего маленького сборщика. Он готов «кроить и перекраивать» его без устали.
Ребенок обожает собирать. Все, что угодно! Это его естественная природная потребность, начиная с самого раннего возраста. И чем больше возможностей для сборки будет у малыша, тем лучше. Квадрат Никитина, в этом смысле, незаменимая для детского развития и обучения вещь.
Традиционно Квадрат Никитина подразумевает три уровня сложности.
• 1 уровень – квадрат состоит из 2-3 частей для детей до 4-х лет;
• 2 уровень – квадрат состоит из 3-5 частей для детей до 5 лет;
• 3 уровень – квадрат состоит из 4-7 частей для детей до 7 лет.
Чем выше уровень, тем больше частей предлагается ребенку для фигурного складывания. А авторский образец существует всего один.
Следует отметить, что Квадрат Никитина предлагает детворе поэкспериментировать не только с формой, но и с цветом. Ведь детям предлагаются разноцветные детали для сборки. Таким образом, в игровом развивающем процессе участвуют несколько отделов сенсорной системы в сознании ребенка. И в том числе, те, что «отвечают» за развитие речи и расширение памяти.
Помимо самого пособия, Никитины предлагали схему занятия с ним. Ее можно придерживаться досконально, а можно отойти немного в сторону, импровизировать. На выбор взрослого, который занимается с ребенком. И выбор его должен быть сделан, исходя из возраста малыша, уровня его развития и особенностей характера.
1. Рассортировать по цветам все кусочки картона и разложить на 23 кучки (первый квадрат так и остаётся целым). При этом, ребенок учится различать как цвета, так и их оттенки и, значит, развивает цветовосприятие.
2. Далее, нужно правильно сложить из каждой кучки кусков свой квадрат. Это значит решить 23 задачи постепенно возрастающей сложности. Ведь первые 3 квадрата разрезаны на 2 части, затем 8 квадратов составляются уже из 3 частей, затем из 4 и, наконец, из 5.
3. Постепенно усложняйте задачу. Сначала дайте ребенку детали от одного квадрата. Потом добавьте детали от второго, третьего и т. д. – перемешивайте детали.
4. Когда ребенок научится складывать все квадраты, то можно заинтересовать его игрой «на время».
1. Можно сделать акцент на развитии воображения и творческих способностей – предложите ребенку, используя все части, «нарисовать» ими животных, предметы.
2. Предложите ребенку разложить квадраты в последовательности солнечного спектра (радугой, разложить по холодным и теплым цветам.
3. При помощи деталей разных квадратов можно заполнять нарисованные на бумаге силуэты.
4. Познакомьте ребенка с таким понятием, как симметрия. Выложите простейшую фигуру, например, стрелку, и предложите ребенку выстроить свою в зеркальном отображении.
5. Потренируйте память – постройте фигуру, дайте ребенку на нее посмотреть, а потом измените одну деталь, предложив ему найти, что именно изменилось.
Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.
Использование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.
Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».
Использование инновационных технологий в детском саду Воспитатель групп дошкольного образования\r\nПханаева Клавдия Владимировна Здоровье — дороже золота. Шекспир У. Использование инновационных.
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.
Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.
Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Головоломка «Собери квадрат» Данный мастер класс будет интересен педагогам дошкольного и педагогам младшего школьного возраста и родителей. В ДОУ ориентирован для детей.
Дидактическая игра «Сложи узор» по книге Б. П. Никитина «Ступеньки творчества» В этом году мы набрали малышей. Такие чудесные милые детки и как много хочется им дать. Достали всё что у нас было по возрасту оказалось.
Методики Никитиных для раннего развития детей: описание, преимущества и недостатки
Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утрачивает актуальности методика Никитина, которая направлена на развитие и воспитание детей в игровой форме.
Цель и задачи
Как полагали супруги Никитины, ключевая цель воспитания малыша – развитие творческой личности, именно на нее и опираются основные принципы методики. Аналогичным образом можно сформулировать и цель разработанной ими системы.
Задачи методики таковы:
Многие развивающие задания семьи Никитиных появились во время их непосредственного общения с детьми, при участии последних, поэтому доступны для малышей, полезны и интересны им.
История создания
Система появилась во второй половине 60-х годов ХХ столетия и сразу привлекла к себе всеобщее внимание, поскольку подход Никитиных существенно отличался от норм и принципов, царивших в советской дидактике. Первая публикация педагогов увидела свет в 1962 году, а позднее предложенные новаторства заинтересовали специалистов за рубежом – в Германии и Японии.
Методика Никитиных была разработана теми людьми, для которых проблема воспитания малышей являлась актуальной, ведь у супругов Лены Алексеевны и Бориса Павловича их было семеро. Они не только предложили другим родителям познакомиться с собственным опытом, но и, будучи профессиональными педагогами, активно использовали свои знания. Дети Никитиных приступали к изучению математики и письма в возрасте 3-4 лет. Супруги старались воспитывать своих ребят в условиях, максимально приближенных к естественным, уделяли большое внимание закаливанию, физической активности, предоставляли детям полную свободу движения с рождения.
Плюсы и минусы
К числу преимуществ методики можно отнести следующее.
Следует отметить, что методика не лишена и отельных недостатков.
Отметим, что недостатков у методики гораздо меньше, чем положительных моментов, и они могут быть без проблем сняты заботливыми родителями, которые дадут возможность своему ребенку пообщаться с ровесниками, поиграть с ними так, как того хочет сам малыш, отдохнуть.
Главные принципы
Свою позицию супруги объясняли так: их задача – воспитание не гениев, а самодостаточных и гармоничных личностей, для которых свойственны познавательное начало, живой интерес, стремление творить, наличие собственной позиции.
Методика Никитиных базируется на «трех китах» — основополагающих принципах.
Опираясь на эти принципы и используя развивающие пособия супругов Никитиных, родители смогут помочь своим детям вырасти гармоничными и одаренными личностями, не испытывающими проблем в общении и социализации.
Основные труды
Супруги Лена и Борис Никитины написали большое количество развивающей литературы, которая может быть использована современными родителями.
Перечислим наиболее известные пособия:
Согласно их методике, ребенок должен был начать свое обучение с раннего возраста, причем речь идет не только о физическом, но и об умственном развитии. Вот почему для детей расставлялись всевозможные спортивные снаряды, в свободном доступе были книги, наглядные пособия. При этом никто не должен ограничивать выбор ребенка, только он сам мог определить, чем именно будет заниматься. В современной жизни полностью придерживаться такой методики довольно сложно, ведь она ориентирована на постоянное нахождение дома и ребенка, и его мамы, но родители могут смело использовать элементы интеллектуальных и развивающих игр, которые помогут подготовить малыша к школе, улучшить его мышление, фантазию, память.
Лучший возраст для занятий
Комплекс развивающих игр Никитиных можно использовать для дошкольников всех возрастов, поскольку, изменяя задания, легко повысить уровень сложности самой игры. Начинать тренировки с кубиками можно с 1,5 лет, это будет способствовать развитию мелкой моторики. Для самых маленьких достаточно использовать кубики одного цвета, просто раскладывать их, стараясь создать «дорожку». В 3–4 года можно смело предлагать ребятам разноцветные кубики и усложнять задание, просить сложить узор.
Основные пособия
Методика супругов Никитиных предполагала комплексное развитие физической силы и выносливости, интеллекта и творческого потенциала, поэтому и включала в себя большое количество пособий.
Активно используется и конструктор. Работать с пособиями просто – малышу дается определенное задание, которое он должен выполнить.
Интеллектуальные игры
Развитие творческого начала ребенка предполагает развитие у него и интеллекта, поэтому в методике супругов Никитиных большое значение имеют всевозможные игры, которые интересны ребенку и в то же время полезны ему. Методика Никитиных удобна тем, что не только содержит теоретические обоснования правил работы с малышами, но и предлагает комплект конкретных игровых пособий, которые родители могут включать в режим дня своего ребенка. Вариантов множество.
Рамки Монтессори и вкладыши
Этот набор предназначен для детей от года. Представляет собой 16 рамок и соответствующие им геометрические фигуры, от малыша требуется понять, какая именно фигура подходит к конкретной рамке, и поместить ее «на место». Для самых юных задание существенно упрощается – им дают саму рамку и фигуру (например, круг) – ребенок должен понять, как их объединить. Для детей 4-5 лет можно разнообразить упражнение – обводить по контуру и рамки, и вкладыши, закрашивать их.
Уникуб
Направлен на развитие мышления и внимательности малыша, представляет собой набор из 27 кубиков, грани которых окрашены в различные цвета. Задача взрослого – дать ребенку конкретное задание (его можно придумать самостоятельно, например, выстроить из кубиков дом, сложить несколько кубиков так, чтобы стали видны лишь красные грани, или же посмотреть в иллюстрированной книжке-инструкции). Развивающая игра будет интересна и полезна детям от 1,5 лет. До трех лет можно предлагать самые простейшие действия, например просто поместить кубики в коробку.
Супруги Никитины категорически не рекомендуют вмешиваться в процесс решения задачи, от родителей требуется лишь похвала за успех, а справиться с поставленной целью малыш должен самостоятельно. Если взрослым кажется, что ребенок действует «неправильно», следует все равно дать ему свободу творчества. Неправильных решений нет, но вполне возможны нестандартные.
«Сложи узор»
Этот игровой набор пользуется заслуженной популярностью. Состоит он из 16 кубиков одинакового размера, грани которых выкрашены в четыре различных цвета. Есть грани однотонные, двухцветных в двух вариациях (фрагменты различного окраса размещены диагонально или по прямой линии), 3- и 4-цветные. Задача ребенка – сложить из них узор, при этом на начальном этапе можно использовать готовые варианты из книжки-инструкции, а после – проявлять фантазию, самостоятельно придумывать всевозможные комбинации. Лучший возраст для выполнения упражнений с узорами – от 4 до 8 лет.
Развивающее пособие при необходимости можно создать самостоятельно, используя обычные деревянные кубики и цветную бумагу.
Борис Павлович Никитин предлагал идти путем «от простого к сложному» и использовать следующие виды и формы работы:
Количество «узоров», сложенных за одну игру, зависит от способностей и желания ребенка. Для одного будет достаточно и 4-5 различных вариаций, другой ребенок не успокоится, пока не соберет более 10. Цель родителей – не навязывать свою волю, но и не ограничивать стремление.
Игра «Сложи узор» интересна детям, помогает развить в них интеллект, способность к анализу и синтезу, умение мыслить логически, комбинировать цвета и формы.
«Сложи квадрат»
Дидактический материал имеет три уровня сложности, представляет собой набор из 12 квадратов, каждый из которых окрашен в собственный цвет и причудливым образом разрезан на части. Задача ребенка проста – собрать целый квадрат, от него потребуется выбрать «кусочки» необходимого цвета и сложить из них правильную фигуру. Начинать работу с самым простым вариантом головоломки «Сложи квадрат» можно с двух лет.
Следует действовать по принципу «от простого к сложному»: сначала предложить ребенку собрать квадрат из трех частей, потом перейти к более сложному варианту – квадрату, разделенному на 5 или 6 фрагментов. Наконец, самым сообразительным можно предложить создать целое из 7 частей.
Набор «Дроби»
Сделать его можно своими руками, используя плотный картон или фанеру, или приобрести готовый вариант.
«Дроби» представляет собой 12 кругов, окрашенных в различные цвета:
В зависимости от возраста и способностей можно предложить ребенку несколько вариантов игры с набором «Дроби»:
Набор помогает не только развить мышление и сообразительность, но и получить первые знания о дробях, что, несомненно, поможет в процессе обучения – ведь, как отмечают педагоги, тема дробных чисел чаще всего дается неподготовленным детям с трудом. Заниматься с набором лучше всего в возрасте от 3 до 7 лет.
Если у ребенка возникли непреодолимые трудности, рекомендуется не подсказывать, а отложить игру на пару месяцев, предложить ему альтернативный вариант.
Методика раннего развития детей, созданная супругами Никитиными, позволяет не только подготовить малыша к школе и в ненавязчивой легкой форме пояснить ему то, что потом будут требовать учителя, но и научить ребенка самостоятельности, развить стремление решать задачи, полагаясь только на себя, на собственный интеллект.