крестный ход вокруг храма в какую сторону
Крестный ход по солнцу или против?
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «К прообразам крестных ходов относят ряд описанных в Ветхом Завете историй:
1. путь евреев из Египта в Землю Обетованную;
2. торжественное семикратное обнесение Ковчегом Завета стен Иерихона;
3. торжественные перенесения Ковчега Завета царями Давидом и Соломоном при участии народа».
Крестный ход в Русской православной церкви совершается против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь), у старообрядцев — по движению солнца (посолонь).
1. Вы обратили внимание, что путь из Египта в Израиль лежит против солнца. За 40 лет исхода дошли только два человека из тех, кто вышел из Египта. Путь против солнца губителен.
Во времена Ирода, во время избиения младенцев Иосиф, Пресвятая Богородица и младенец Иисус бежали в Египет. Путь по солнцу спас нашего Господа.
2. Посмотрите, семикратный обход Иерихона против часовой стрелки, привёл к том, что стены Иерихонские пали, жители погибли. Крестные ходы против часовой стрелки привели к тому, что храмы были в 30-е разрушены, советская власть была только средством в руках Бога. Надо было крестных ходы совершать по солнцу.
3. Про перенос ковчега, у меня информации мало. Но если ковчег принесли в уже построенный храм, по его несли по солнцу, потому что вход в Храм Соломона был с восточной стороны.
Странно, что наша церковь этого не замечает.
А Вы как считаете, надо ли учитывать движение солнца в своей жизни и делах?
Крестный ход
Что такое Крестный ход
Что такое Крестный ход и для чего верующим надо идти в молитвенное шествие с иконой? Чтобы правильно пройти Крестный ход, надо понимать его смысл. Наша жизнь — это длинная дорога и, следуя по этому пути, мы можем, как возрастать в благочестии, так и совершать грехи. Многие события требуют самоотречения, умения преодолевать трудности, идти по длинному жизненному пути с молитвой. Крестный ход — это символическое шествие по жизненному пути. Мы говорим себе и другим, что хотим идти путем Христа, потому что пребывать с Господом — и есть главная цель нашей земной жизни. В это время мы не просто идем, надеясь, что шествие с иконой святого может каким-то волшебным образом подействовать на нас, мы молимся. Крестный ход — время молитвы и размышления о своей жизни, о своем пути и его смысле. Иисус сказал: «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них». Это также «общение святых», возможность ощутить единение со своими единоверцами. Проявить любовь и милосердие к тем, кому трудно идти. Вместе молиться. Крестный ход важен для верующих.
Люди организуют шествие с иконами, другими православными святынями, чтобы прославить Господа. Иконы несутся впереди, чтобы святые «возглавляли» шествие с молитвой. Крестные ходы могут проходить по любому маршруту. Иногда ими освящаются участки, которые печально известны трагическими событиями, иногда Крестный ход проходит по маршруту, который имеет для православных некое символическое значение. Но его суть не в расстоянии от точки А к точке Б, а в стремлении прославить Бога и святых Его, в молитве. Крестный ход иногда — прошение (о дожде, об улучшении жизненных условий, о помощи болящих, об упокоении усопших).
Православный Крестный ход: история и традиции на Руси
Древняя традиция Крестного хода начала возрождаться в России совсем недавно. До революции молитвенное шествие было распространенным явлением. В тяжелые времена русских людей поддерживали крестные ходы с иконой святых. Шли тогда не только простые богомольцы, но и высшее церковное духовенство, как это происходит и сейчас. Люди шли за поддержкой к Преподобному Сергию, к Соловецким угодникам, в монастыри и храмы. Великорецкий Крестный ход шел к месту явления иконы Николая Чудотворца. Этот Крестный ход — наверное, самый трудный в истории России. Люди 150 км идут по плохим дорогам, в тяжелых условиях, часть пути проходит по лесу, где дороги отсутствуют совсем. Во времена богоборчества паломников, которые собирались на крестный ход, задерживала милиция. Он был малочисленным. Сейчас же это — напротив одно из самых многочисленных собраний верующих.
Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.
После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.
Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.
Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.
Виды Крестного хода
Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой
Он может отличаться по маршруту. Как по длине маршрута, так и по форме. Так иногда верующие ходят по кругу. Такое шествие с иконой совершается не случайно. Круг — это символ бесконечности, Вечной жизни, которую дарует нам Господь.
Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.
Вместе с иконами на молитвенном шествии впереди люди несут Крест. Поэтому ход и называют «крестным». Этот обычай есть не только в православной, но и в католической церкви.
Крестный ход у католиков
Самым первым Крестный ход, не осознавая этого, совершил император Константин I великий. Он увидел в небе Крест и слова «Сим победиши». Император приказал изготовить знамена и щиты с изображением Распятия, и так его войско пошло на врага. Сейчас эту роль исполняют во время Крестного хода хоругви.
В основном Крестные ходы совершают:
Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.
Крестный ход обычно идет против солнца.
Молитвенное шествие сейчас совершается не только пешком. Так Крестный ход проводят православные байкеры на мотоциклах, трудные участки пролетают на вертолетах, а водные пути проплывают на катерах. Поэтому в данном случае слово «ход» имеет только формальное значение.
Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.
Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.
Ежегодные Крестные ходы в России
Крестный ход — молитвенное шествие с иконой
Великорецкий крестный ход
Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.
Георгиевский крестный ход
Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских
Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»
Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.
Волжский крестный ход
Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Пасхальный Крестный ход: правила и значение
Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.
Крестный ход проводится и на Пасху
Именно тогда начинается молитвенное шествие на Пасху. Храм обходят трижды, делая остановки у его дверей. Крестный ход стоит у дверей храма. Двери закрыты. Это — символ камня, которым был загорожен вход во Гроб Господень. На третий раз двери храма отворяются, камень падает, и мы слышим Светлую Заутреню. Праздничное пение колоколов во время Крестного хода на Пасху — один из самых сложных видов колокольного звона, который называют «трезвоном». Если вы слышали выражение «трезвон колоколов», то речь идет в первую очередь о Пасхальной службе и звоне во время молитвенного шествия. Колокола в храме «трезвонят» далеко не всегда.
Значение Крестного хода для православного человека
В Церковной жизни существуют внешние традиции и обряды, которые способствуют духовному росту внутри, в душе человека. Молитвенное шествие с иконой (крестный ход) — это новый духовный опыт для христианина, возможность многое переосмыслить, попросить у святых заступничества перед Господом, исцеления или ответа на вопросы, которые терзают человека. Этот опыт невозможно приобрести силой мысли, никакие знания не могут его дать, опыт, который даруют молитвы и единение с братьями и сестрами по вере абсолютно уникален. Во многом Крестный ход — это и жертва, которые христиане приносят Господу.
150 км пути Великорецкого крестного хода — непростое испытание. Крестный ход пробуждает в душах даже людей особое религиозное чувство. Нельзя оставаться христианином только на литургии, христианин верит в Господа и старается жить по его заповедям даже вне стен церкви. И, когда церковная жизнь выходит за стены храма, например, в молитвенное шествие с иконой, даже, если это трудный путь, верующему полезно в нем участвовать.
Крестный ход для верующих
Конечно, стоит оценить и свои физические возможности. Господь не требует от нас невозможного. И хочет «милости, а не жертвы». Богу нужно не слепое исполнение обрядности, а веление души. Поэтому идти на Крестный ход следует, если к этому стремится ваша душа.
Крестный ход. Читать на Правмире:
Крестный ход. Видео:
Великорецкий Крестный ход
Молитвенное шествие на Пасху. Валаам
Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Почему современная русская православная церковь совершает Крестный ход против часовой стрелки
Крестный ход синоидальная церковь в России совершает против часовой стрелки, навстречу Солнцу и Господу. Такая традиция сложилась давно и уже считается канонической. Но споры о правильном направлении процессии не утихают и поныне.
Когда совершается Крестный ход на Руси
С древних времен православные христиане на Руси совершали особое шествие – Крестный ход. Это торжественное богослужение, при котором процессия верующих во главе с религиозными деятелями совершает обход храма или обход каких-то определенных объектов.
Такие шествия совершаются по особым поводам, которые прописаны в церковных канонах, а также во время бедствий, которые вызваны природой или обществом. Это могут быть войны, эпидемии, засухи или, наоборот, наводнения.
Прописанные канонами дни совершения особых литургий (Крестных ходов):
Крестный ход может сопровождаться звоном колоколов, церковными песнопениями, выносом икон, хоругвей и креста. Движется торжественное шествие верующих против движения Солнца – против часовой стрелки.
Традиции церемониального обхода святынь против часовой стрелки пришли в христианство от иудеев и мусульман.
Направление движения Крестного хода вызывает жаркие споры
По поводу направления движения Крестного хода в русской церкви продолжается длительная полемика, уходящая корнями в дониконовские времена. Старообрядческая церковь, которая сохранилась до теперешнего времени, чтит свои традиции и совершает свои торжественные литургии по направлению солнечного движения (посолонь).
Старообрядцы считают свое видение совершения торжественного шествия единственно правильным. Они утверждают, что идя за Солнцем, они двигаются за Господом, а современная синоидальная церковь, шествуя навстречу Богу, идет не в ту строну, против Господа. В этом старообрядцы видят богоборческую диверсию и причину отхода от церкви народных масс. Если осуществлять Крестный ход в правильном направлении, то, по их мнению, народные массы вернутся в лоно церкви, а действие этой литургии будет наполнено особой, настоящей силой.
Религиозные процессии древних ариев двигались по траектории солнечного движения, по часовой стрелке. Также шествовали вокруг своих святынь или почитаемых людей в Индии (прадакшина), а также в Риме (дестракция).
Обход населенных пунктов во время их закладки, а также во время эпидемий происходил посолонь. Правая сторона (рука) была направлена к объекту почитания. По канонам, правая рука считается божьей, на правом плече всегда находится Ангел-хранитель. Левая же рука – место, где находится супостат.
В древние времена движение напротив Солнца считалось частью погребального шествия, а также воинских магических обрядов, преследующих цель объехать противника против часовой стрелки, тем самым причинить ему вред, уничтожить его (круг апасавьи) магически.
Когда мы проходим крестным ходом по большим праздникам, мы идем по часовой стрелке или против? НА ВОПРОСЫ РАДИОСЛУШАТЕЛЕЙ ОТВЕЧАЕТ ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ.
30.09.2013 07:50:10
Кульков Сергей Андреевич
Говорит радиостанция Радонеж. Православное вещание для России и соотечественников за рубежом.
Радио «Радонеж» в прямом эфире. Как обычно по воскресеньям у микрофона протоиерей Олег Стеняев. И сегодняшняя передача будет состоять из ответов на ваши вопросы. Вы можете звонить по телефону прямого эфира или задать свои вопросы по смс. И у нас уже есть телефонные звонки и вопросы, которые мы получили по почте. И вот первый вопрос.
-В чем главная причина церковного раскола 17-го века. И как его преодолеть?
-Первый вопрос. Что можно ответить на него? Ну прежде всего нужно понять, что раскол, который произошел в 17-ом веке, он ужасно сказался на всей последующей истории русского государства. Потому что возникла целая группа людей, который смотрели на представителей высшей государственной и церковной власти как на отступников от старого обряда и даже как на еретиков. Не случайно, что когда большевики выпускали газету Искра, о они выпускали отдельные номера, которые были прямо обращены к раскольникам и сектантам разных направлений. И в свое время Солженицын сказал, что если бы не было раскола в 17-ом веке, то не было бы революции 17-го года.
Но если говорить о самом расколе, то надо понять, что раскол был осуществлен поспешными реформами патриарха Никона и обеспечен поддержкой царя Алексея Михайловича. Поэтому можно сказать прямо так, что главные зачинщики этого раскола были патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Но в расколе оказалась та часть русского населения, общества, которые усвоили за собой наименование старообрядца. Потому что именно эта часть населения осталась без епископов. А как известно церковь не бывает без епископов. Конечно кто-то может спросить, а зачем патриарху Никону и царю Алексею Михайловичу нужны были эти поспешные реформы. Кстати, нет пожалуй ни одного русского историка, который положительно оценил бы деятельность царя Алексея Михайловича и патриарха Никона накануне раскола. И митрополит Макарий, в своем фундаментальном многотомном труде по истории русской церкви, он называет период правления патриарха Никона самым бедственным периодом. Каптерев написал мощнейшее исследование о расколе и доказал, что эти реформы не были ничем оправданы. Доброклонский тоже очень маститый русский историк отрицательно отзывался об этих реформах. Голубинский придерживался позиций Каптерева по этому вопросу.
Мы не имеем ни одного историка церковного, я имею ввиду ученого, который дал бы положительную оценку поведению патриарха Никона. Хотя все эти историки не были старообрядцами. Вот что интересно. Но будучи учеными они высказали свою позицию так, как они смогли сделать выводы из исследований научных, которые они проводили по истории русской церкви. Единственный автор, который претендовал на роль истории старообрядчества, что он как бы историк, это Субботин. Он писал положительно о реформе Никона и царя Алексея Михайловича. Но Субботин не был историком в таком полном смысле этого слова. Он был миссионер. И он выполнял тот заказ, который получил от правительства.
И сама трагедия заключалась в том мотивация этих реформ царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, она была не религиозная. Это была чисто политическая мотивация. Они хотели начать вести войну против османской империи, напасть на турок, захватить Стамбул и восстановить в статусе Царьграда, чтобы Алексей Михайлович стал православным царем над всеми православными землями. А Никон похоже хотел стать вселенским патриархом. И вот имея такую мотивацию, очень заносчивую мотивацию, они решили унифицировать обряд. Зачем им это надо было делать? Мы как-то уже касались этого вопроса. Приезжали к нам разные греки из Антиахии, из Иерусалима, с Афона, из самых разных мест. И когда они приезжали, то они говорили: у вас служат не так как у нас. И царь, и патриарх они задумались. Почему? Кстати они претендовали на роль освободителей всей греческой церкви и им нужен был унифицированный обряд, который бы устраивал всех греков.
Но им было невдомек, что в Антиахии служили не так как в Александрии, в Александрии не так как в Иерусалиме, в Иерусалиме не так как на Афоне. Потому что никогда в церкви не было такого определенного обрядового однообразия. Естественно везде существовали свои традиции. Даже в рамках нашей церкви Московского патриархата мы можем наблюдать некоторые особенности украинского богослужения, белорусского богослужения. Да что говорить: даже на Дальнем Востоке, в Сибири есть какие-то свои традиции и обычаи. Даже московские храмы имеют особенности проведения молебнов. Например я помню, когда покойный патриарх царствие ему небесное, Алексий Второй приезжал служить на Ордынку, он спрашивал у покойного настоятеля отца Бориса Кузнякова: вы мне подскажите как у вас молебен служится, я знаю, что он у вас особенный, отличается от того, как везде. И отца Бориса Кузнякова быыла книжка молебна перед иконой Всех скорбящих радостей, до революционное издание, дозволено цензурой, и там были свои особенности. Реально были свои особенности. И покойный патриарх к этому всегда прислушивался.
То есть однообразия обрядов не было. Поэтому то, что начал делать Никон с царем заведомо было провально. Они не могли создать такой обряд, провести такую реформу обрядовую, чтобы она устроила всех. И вот эти амбиции политические в конце концов раскололи народ. Когда Никон собрал команду справщиков книг, эти справщики его просто обманули. Они ему сказали, что они будут исправлять наши книги, богослужебные прежде всего по древнейшим афонским рукописям. А вместо этого сюда всякие иностранные проходимцы, которые занимались справкой книг, они завезли книги, которые были отпечатаны в Венеции, во Флоренции на тамошних станках для униатов южно-русских земель. И по этим книгам вели справу.
Потом уже значительно позже священноначалие пыталось выбраться из этой ситуации и неоднократно проводили какие-то изыскания по поводу этих книг, чтобы немножко их выправить, потому что кривизна такая обозначилась.
В результате общество наше раскололось. Причем старообрядцы были в большинстве до середины 18-го века. Ситуация начала достаточно резко меняться уже во второй половине 18-го века, когда Екатерина Вторая решительно начала борьбу со старообрядчеством. Старообрядцев монахов стали стричь, то есть расстригать и забирать на воинскую службу, в солдаты стали забирать. И стали детей отнимать у старообрядцев, чтобы их воспитывать совсем в другом духе. И вот здесь конечно ситуация поменялась. А весь 17 век, начало 18-го века конечно старообрядцы были в большинстве. А масса, которая пошла за этими реформами, ну кто это был? Бояре, князья, воеводы, в общем служивые люди, которые чтобы сохранить свои места, они начинали придерживаться вот этих реформ. И были страшные гонения, было уничтожен протопоп Аввакум, кстати блестящий русский писатель. Он считается именно русским писателем, потому что его язык это русский язык. Целая плеяда поленистов была уничтожена. Их сжигали, их казнили, выдирали ноздри, ссылали в Сибирь, морили голодом.
И чем это кончилось? В 1971-ом году был подписан поместный собор нашей церкви, русской православной церкви Московского патриархата. И на этом соборе сняли все клятвы, которые были наложены на старообрядцев. И признали, что обряды равноблагодатные. Сразу возникает вопрос: а за что тогда жгли, пытали, убивали людей? Ссылали в Сибирь, мучили, непонятно…
И конечно следующий щаг должен был быть это принести покаяние. Это не правильно все было. Если эти обряды равноблагодатные и за верность им они страдали, то наверное надо как-то выразить свое отношен е к ним. И русская православная зарубежная церковь, она это сделала. А так как мы соединились с русской православной зарубежной церковью, то можно сказать, что через нее все таки какая-то форма раскаяние за те репрессии, которые терпели строобрядцы, вот она была проявлена. И нельзя думать, что только советская власть из преследовала. Нет Возьмите ро….веры, веры святителя Дмитрия Ростовского, почитайте других авторов, которые писали именно на эту тему с полемической псевдомиссионерской точки зрения и вы увидите, что это было просто натравливание советской власти на эти группы ревнителей благочестия.
Но раскол есть раскол. Несмотря на то, что они страдальцы были и на то что они терпели муки великие, они не сохранили епископат. Или можно сказать, что их епископат был уничтожен. Потому что те немногие епископы, которые выступили против Никона, они были уничтожены. Павел Коломенский и другие. И в результате в расколе оказались люди, которые ревновали за древнее благочестие. И первый признак раскола: раскол всегда раскалывается. И они раскололись на такое количество разных толков, разногласий. Конечно многие толки и разногласия прекратили свое существование. Но основное направление они действуют.
И вот вы спрашиваете, как преодолеть все это? Я думаю, что важный шаг был сделан, когда был проведен поместный собор, когда избрали патриарха Пимена. И вот этот шаг это было начало. И вот когда зарубежная наша церковь она сделала это раскаяние перед старообрядцами. Я думаю, что на уровне архиерейского собора можно было бы вновь реанимировать Эту тему, для того, чтобы искать единство с этими людьми. Мне очень по этому вопросу нравится позиция митрополита Иллариона, который посещал Рогожскую слободу, и он говорил, что во время этих реформ был нарушен принцип духовной идентификации нации, когда людей заставляли отрекаться от обрядов отцов, дедов, прадедов. То есть это была все-таки духовная катастрофа, трагедия, но с божьей помощью она может быть изжита.
-У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.
Но проблема заключается в чем? Она заключается в том, что в Ветхом Завете на иврите есть три разных слова, которые переводятся на русский язык одним словом душа, или одним словом дух. Это слово несешь. Несешь- это слово душа или та душа, которая в крови из библейского контекста. Это роах. Роах это дух человека. его внутренний мир. И это нешама. Нешама это то, что Бог вдохнул в человека, как в книге бытия во второй главе читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Душа живая это хаяне феш. И вот то, что Бог вдыхает в человека. Это нине феш. И по учению нашей церкви это нетварная божественная энергия, или то, что мы называем благодатью. И вот Бог вдохнул это в человека и человек стал душою живою не только в физиологическом смысле, но и прежде всего в духовном смысле. То есть он стал душою живою, действенной, освященной, благостной душой. Ибо когда Бог создал человека, а до этого он говорил, что все хорошо-хорошо-хорошо, а когда он создал человека, он сказал весьма хорошо.
А если говорить о движении адвентистов седьмого дня, это движение появляется в 19 веке. Был такой Вильям Миллер. В начале 19-го века этот человек очень усердно изучал книгу пророка Даниила. Он вычитал по этой книге, что Христос должен прийти в сороковых годах в начале 19-го века. И там была названа дата, установленная им. И было создано движение, ожидающее второе пришествие. Они назывались милериты, то есть последователи это Вильяма Миллера, потом их стали называть адвентистами. И очень много людей поверили в это пророчество Вильяма Миллера. И это движение вначале было надконфессиональное, то есть там и католики принимали участие и баптисты, и методисты, то есть самые разные верующие. А потом, когда они пережили великое разочарование, когда долгожданный день наступил, а никакого пришествия не было. А многие распродали свои жилища, пошили белые одежды, чтобы встречать Христа, с цветами вышли, гимн специальный сочинили. И когда никакого пришествия не произошло, это движение могло бы развалиться окончательно. И в общем-то Миллер потерпел фиаско. Он не смог оправиться после этого и вскоре умер.
Но появилась женщина по имени Елена Голден-Вайт и вот она реанимировала движение миллеритов, муж у нее был проповедник, и она заявила вот о том, что она имеет пророческие дары. Она начинает говорить о своих опытах духовных, о своих видениях. И к ней присоединились эти осколки миллеритского движения, те, которые стали называться адвентистами, ожидающими второе пришествие. И она была такая очень писучая женщина, она много писала. ЕЕ полное собрание это по-моему 90 томов. И ее мировоззрение было спроецировано на этих людей. Они считали ее пророчицей. И в конце концов возникло вот это движение, которое называется адвентисты седьмого дня. Почему седьмого дня? Потому что Едена Вайт сказала, что не надо праздновать воскресный день, будем праздновать еврейскую субботу. То есть они заняли такую позицию совершенно не понятно почему, и это движение существует до сих пор.
-У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.
-Здравствуйте отец Олег. Вас беспокоит раба божия Галина из Ногинска. Благословите, батюшка.
-Бог вас благословит.
-Батюшка, вот у нас такая ситуация. Очень проблематично благословиться, когда служит настоятель в нашем храме. Почему-то работники храма начинают нас разгонять по сторонам, по углам. И даже если приходится подойти к священнику, он отказывается благословлять. Вот скажите пожалуйста как нам быть, потому что вы знаете, искренне говорю, честное слово, не хочется иногда туда приходить соборно молиться. Почему вот так происходит?
-У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.
-Здравствуйте отец Олег. Это раб божий Константин из Подмосковья. Я вот что хотел узнать. Вот о той истории, которую вы рассказали, относительно правления патриарха Никона. Вопрос вот какого плана. Если столько было сделано неправильного и неверного, сегодня наше крестное знамение, которым мы крестимся, оно вообще правильно ли? Вот Серафим Саровский, это конечно было давно в 18 веке, но ведь он тоже при крестном знамени крестился?
-Наша церковь учит, что обряды равноблагодатны. Я уже это сказал. Что значит равноблагодатны? Вы можете креститься тремя перстами во имя живоначальной Троицы. Если все ваши предки были старообрядцами вы можете креститься двумя перстами, во имя двух естеств Иисуса Христа. Он был истинный Бог и истинный человек одновременно. У старообрядцев есть даже какая-то своя логика. Они говорят не Троица была распята, а был распят Богочеловек Иисус Христос. Поэтому они говорят, мы крестимся двумя перстами. А три перста у них сложены внизу. Это таинство Святой Троицы. А у нас наоборот: мы крестимся троеперстием, а два пальца, которые символизируют божество Иисуса Христа и его человечество, они у нас пригнуты к ладони. Но по нашему учению православному, вот то, что совершает Христос на Голгофе, к этому причастен и Бог отец, и Бог сын, и Бог святой дух. Как причастен Бог отец? К тому, что произошло на Голгофе. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Отдал его в жертву.
Но коль скоро наша церковь признала, что наши обряды равноблагодатны, то я здесь не вижу какого-то глубинного противоречия между одной и другой традицией. И опять же надо понять, что это трагедия и катастрофа. И если мы будем будоражить эту ситуацию в том смысле, что мы опять какую-то полемику разведем по отношению к старообрядцам, прежде всего надо просить у них прощения за то, что произошло. И это у же делается на достаточно высоком уровне, когда поднимаются эти вопросы. Опять же я вспоминал, как митрополит Илларион посещал Рогожскую слободу, какие тезисы он там высказал. Я думаю, что со временем осмысление это трагедии оно осуществится и тогда мы сможем находить пути сближения. Как было с русской православной зарубежной церковью 20 лет назад. Ну никто не мог предполагать, что они объединятся. Было такое взаимно напряженное отношение. Полное неприятие с одной и с другой стороны. А Господь это уврачевал, Господь послал дух любви. Люди стали молиться об объединении, и это объединение состоялось. И когда мы молимся об объединении всех христиан, мы и просим Господа о том, чтобы эти исторические раны, которые на теле Христовом, они врачевались бы, и церковь обрела бы единство. И чады, которые отпали, смогли как-то вернуться к э тому единству. И в чем мы были не правы по отношению в ним, мы бы тоже принесли какой-то акт покаяния.
-У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.
-Здравствуйте батюшка, вот такой вопрос. Одна женщина при мне рассказывала, что протестант пришел в православный храм и попросил…хотел подать записку и обратился к ней. А она сказала, что нельзя подавать. А теперь она переживает, ч то она может неправильно поступила. Хотя она вежливо ему сказала. Но теперь она переживает, что может неправильно она поступила? Потому что мы все христиане вроде бы.
-Ну во-первых, добрый вечер. Как я могу ответить на этот вопрос? Если она подавала записку за своих усопших православных сродников, никто не имеет право такую записку не принять. Другая ситуация, если она просила помолиться за нее в храме и подавала записку. Вот здесь ей надо было очень вежливо объяснить, что в храме мы молимся за своих. Это не потому что мы к другим очень плохо относимся, нет. Просто богослужение в храме только для православных. Для некрещенных у нас существует определенная часть богослужения. Они могут на все вечерние службы ходить и могут стоять на литургии верных. Литургия верных это до дьяконского восклицания: оглашенные, изыдейте. В этот момент они должны уходить.
Поэтому здесь очень важно, когда мы видим движение к нам со стороны людей не наших, проявить любовь к этим людям. Проявить любовь и заботу об этих людях. Ведь Христос неоднократно рассказывал о том, что ради одной пропавшей овцы, можно оставить 99 и идти ее искать. Ради одной пропавшей монеты, можно генеральную уборку начать дома, взять светильник и искать пока не найдешь. Ради сокровища, найденного на поле, можно все продать и купить только это поле. Вот так Христос подчеркивал ценность души каждого человека, когда человек может обрести царствие божие внутри себя. То есть оказаться в мире с Богом. И поэтому мы должны желать блага спасения всем людям, в том числе людям другой веры. Мы не можем с ними молиться, нам не рекомендуется есть вместе с ними, хотя мы должны их кормить, если они будут в этом нуждаться. И мы обязаны молиться за них и мы это делаем на каждом утреннем правиле. Но есть как бы такие моменты, когда мы воздерживаемся от общения с ними, то есть не входим в зависимость от них, но когда они приходят к нам и просят помолиться, кто же их оттолкнет? И здесь конечно может женщина растерялась? И отказав ей в возможности принять ее записку, она поспешила? Надо объяснить ей, что Господь хочет чтобы все спаслись. Агрессивные чувства по отношению к людям другой веры, это порочное чувство, противоестественное чувство для православной христианской души.
В свое время святитель Иоанн Златоуст в своих беседах о статуях, он произнес такую фразу, там тоже была группа православных, которые сказали: мы не будем общаться с еретиками. У нас нет с ними ничего общего. И Златоуст говорит: не говори мне таких слов, что нет ничего общего с ними. У нас нет ничего общего только с дьяволом. С каждым же человеком, живущим на земле, мы имеем даже очень много общего. Населяем мы одну и ту же землю, питаемся одной и той же пищей, имеем одного и того же отца небесного. Поэтому не говори, что у нас нет ни чего общего. У нас ничего общего нет только с дьяволом. И если кто-то говорит, что нет ничего общего с этими людьми, это говорю дословно: дьявольское бесчувствие и сатанинская бесчеловечность. Вот так Златоуст говорил про тех православных, которые не хотели общаться с заблудшими людьми и с людьми другой веры. Мы должны кстати испытывать комплекс вины по отношению к ним. Ведь 90 процентов этих сектантов это люди, которые в детстве были крещены в православие. И то, что они от нас ушли, может потому что мы грубо обошлись с ними. Или мы, священники, были не достаточно внимательны к этим людям. Или своим каким-то поведением мы оттолкнули этих людей от истинной церкви. Мы должны испытывать комплекс вины, себя винить за это.
-У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.
-Добрый вечер батюшка.
-Низкий, низкий вам поклон за ваши авторитетнейшие ответы. Это Владимир, Москва. Отец Олег, у меня такой вопрос, даже два, если позволите. Первый вопрос такой: почему монахи одевают черное одеяние, если сам наш Бог Иисус Христос ходил в светлом? И второй вопрос: когда мы проходит крестные ходы по большим праздникам, мы идем по часовой стрелке или против часовой. Почему не против часовой? Скажем так.
Если говорить о крестном ходе, то ходят по солнцу или против солнца. Вот здесь у нас различия со старообрядцами. Они придерживаются старинной русской традиции, а у нас вот во времена Никона произошло изменение по этому вопросу. Если говорить о монашеских одеждах, почему они черные? Ну во-первых, монах это человек, который умирает для своей жизни. Он как бы погребается для этой мирской жизни для того, чтобы воскреснуть в иной жизни для монашеского служения. Пост, молитвы, покаяние, борьба со всеми недостатками, пороками, беззаконием. В общем такое сложное действование. Как отцы говорили, что монашеский путь самый короткий в царствие небесное, но самый трудный по сравнению с мирским путем, спасаемым мирянина. Поэтому здесь скорее всего эти черные тона подчеркивают то покаянное настроение монашествующих. Тем более, что они совершают свое покаянное служение не только за себя, но и за всех тех людей, за кого они молятся. И вот если у нас не достает такого покаянного чувства, мы должны спрашивать молитвы у этих людей, потому что монашествующие это молящаяся часть церкви, которая не перестает молиться. Эти люди избрали такое служение, и они его совершают.
Тут можно сказать о воздержании от брака. Насколько это оправдано. Апостол Павел сказал, что это оправдано. Апостол Павел учил, что тот, кто служит Богу, ему лучше служить в состоянии безбрачия. И Павел выразил это так: женатый думает о том, как угодить жене, а неженатый думает о том, как угодить Господу. Апостол Павел был неженат как известно и апостол Павел даже говорил: подражайте мне, как я подражаю Христу. И мы знаем, что Христос тоже не имел семьи. И вот апостол Павел говорил: если конечно не можете выдержать, чтобы не разжигаться, женитесь. И тут же высказывал фразу: очень мне вас жаль. Будете иметь скорби во плоти. Потому что действительно людям бывает трудно найти общий язык друг с другом, когда они годами живут вместе. Но монашество не перечеркивает святости семейной жизни. Монашество это та часть нашего христианского общества, молящаяся часть, которая дополняет те пробелы, которые есть у нас. У белых людей, не так как у чернолицых…даже говорят: белое священство, черное священство. Подчеркивая, что одни приняли монашескую веру, этот дух покаяния за себя и за других, а другие все-таки не терзают себя таким сложным, тяжелым, ответственным путем, но который тем не менее наиболее приближен к царству божьему.
-У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.
-Добрый вечер батюшка.
-Батюшка, мы всегда молимся о вас, о вашем здоровье.
-Да. У меня сахарный диабет. И в последнее время ноги болят очень. Поэтому и спрашиваю ваших молитв.
-Спасибо, батюшка. Вот такой вопрос. Когда расправлялись со старообрядцами, то вы говорите, что очень многие служивые люди в этом принимали участие. А ведь заставить людей убивать себе подобных, да еще из своего рода, очень сложно. Это немыслимо пока в этих людей не вселят бесов вражды. И вот сейчас сколько времени прошло, а бес вражды все еще сидит в людях. И вы не скажите, батюшка, кто-нибудь еще есть из странствующих отцов нашей церкви, которые имеют дар божий изгнать бесов вражды, как это делали раньше блаженные матроны, блаженный Макария, и как делал это батюшка из Петербурга, который недавно почил. Может вы что-то скажите? Потому что вот наши священники ничего не говорят об этом. Только говорят о тех, кто уже почил. А о здравствующих ныне ничего не говорят.
-Я думаю, что в этой ситуации, мы должны раскаяться не в том, что люди делали в 17-ом веке. Потому что, как можно каяться за тех, которые умерли. Но вот за то, что может быть мы допускали иногда какие-то высказывания резкие по поводу этих людей. И может быть мы поддерживали как бы внутренне, когда читали об этих событиях. Как бы оправдывали это зло в собственных глазах. За это конечно надо раскаяться. А если говорить о святых людях, которые имели вот такую силу духа, что они могли вражду прекращать между людьми, такие люди всегда сохраняются. И собственно говоря мир сохраняется благодаря немногим праведным, которые существуют в мире. Помните, как Авраам молил Господа за город Содом. Он просил Господа помиловать этот город. И он приводил причину, почему надо помиловать город, и он спрашивал: а если там 50 праведных? Ты неужели Господи истребишь их? А если там 20 праведных? А если там 30 праведных? А если там 10 праведных? Дальше он уже не спрашивал. Почему? Потому что известно, что во дни потопа только восемь душ выжили в ковчеге. То есть их оказалось недостаточно (восьми душ), чтобы мир продолжал свое существование. Поэтому Авраам дальше не спрашивал. Но похоже, если мир наш существует, он не уничтожается в огне, если первый мир погиб в водах потопа, то сказано, что второй мир, мир в котором мы живем, он сберегается для огня. Возможно для ядерного Армагеддона. Если он еще сохраняется, значит есть эти 10 праведных, последний рубеж, число 10, потому что дальше уже Авраам не снижал эту цифру. Иначе бы мир не существовал, если бы не было праведных. Тех людей, которые останавливают поток зла, которые несут любовь людям, бодрое отношение друг к другу. Поэтому сам факт, что мир существует, свидетельствует о том, что такие люди есть.
Кстати по учению нашей церкви, большая часть святых, самых таких святых, их тайна будет раскрыта только в день воскресения мертвых. То есть те святые, которых мы знаем, это то, что Бог нам показал, чтобы дать людям надежду. Как сказано, что зажегший свечу, не ставит под сосуд, он ставить в подсвечник, чтобы светила всем в доме. Но есть святые, которые молили Бога о том, чтобы вот это их общение с Богом оставалось их каким-то таким личным как бы достоянием, хотя именно благодаря именно таким святым тоже мир выживает. Потому что их молитва всегда была молитвой за других. И только на страшном суде, когда было воскресение, когда Бог отделял одних от других, мы узнаем этих тайных святых, благодаря которым мир еще продолжает свое существование. Как я вот вам сейчас зачитаю пророка Исайи. Сейчас открою этот текст. Есть такие слова, это книга пророка Исайи первая глава 9 стих: Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре. Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! Вот это слово Господне говорит, что мир сохраняется ради остатка. Остатка. Иначе бы мир немедленно уподобился бы Содому и Гоморре. А ведь это уже сказано было Исайей уже после потопа. Исайя как пророк знал, что мир обречен к огню. А Содом и Гоморра погибли в огне. То есть как только оскудеет мир праведный, сразу мир будет уничтожен. И по милости божьей остаток сохраняется. Такие люди они есть и это для нас очень важно это осознавать всегда. Что подвижницы божии они существуют в мире. Поэтому мир и продолжает существовать.
-У нас телефонный звонок в студию. Говорите мы вас слушаем.
-Добрый вечер батюшка.
-Раба божия Татьяна. Я вот с прошлой передачи, для меня это очень важно назвали причину, по которой в России не отменили электронный учет населения, как это сделали в Молдавии. Объясняя это тем, что Молдавия является моно государством. А в России этого сделать нельзя, так ка много живет иностранных нацменьшинств. И поэтому ради них православное большинство просто обязано быть или изгоями, или губить свою душу. Но по международному праву Россия моно конфессиональное моно государство, так ка русские православные составляют более 60 процентов населения. Так по какой же причине у нас не хотят отменить электронный учет?
-Наше общество не может быть названо православным. Увы. Если брать только русское население. Во-первых количество абортов, количество разводов нем не позволяет идентифицировать наше общество как православное. Это очевидно. Храмы посещает регулярно меньше пяти процентов от населения. Поэтому утверждать, что наша страна моно религиозна я бы не спешил. Это было бы слишком беспечно. Тогда бы это означало, что православные делают аборты, православные разводятся со своими женами и мужьями, бросают своих детей. Нет. Мы не считаем этих людей православными, которые делают аборты, мы не считаем православными людей, которые допускают разводы по неуважительным причинам. Ни какого отношения к православию они не имеют.
Поэтому здесь надо просто понять, что наше государство оно светское. И светский характер нашей власти не позволяет им занимать позицию определенной какой-то группы. Но мы должны бороться за то, чтобы права наши были защищены. И церковь за это борется. Я неоднократно об этом говорю. Вот эти решения архиерейских соборов, когда церковь поднимает эти вопросы сама на самом высоком уровне, чтобы у людей, которые не хотят принимать эти электронные документы и не хотят этого электронного рабства, чтобы у них была бы альтернатива. Но у нас сейчас свободный рынок в стране. Мы можем добиться, что не будет ограничения для таких людей со стороны государственных служб. Но как вы добьетесь от предпринимателя, от частного лица, работодателя, чтобы он придерживался этих принципов? И зачастую люди, которые от всего от этого отказываются, они остаются без работы и в тяжелейших условиях. Поэтому церковь, идя им навстречу, она добивается, чтобы была бы альтернатива для этих людей на всех уровнях власти. Чтобы куда бы не поступал человек на работу, он был бы защищен. И в этом смысле православное общество оно должно развивать свои юридические начала. Нам надо иметь своих адвокатов, нам потребуется армия адвокатов, чтобы в каждом отдельном случае нам защищать верующих людей. Но коль скоро эти решения принимаются на уровне архиерейского собора, то есть когда церковь добивается альтернативы для верующих, надо всегда задействовать епархиальных юристов. Если вас уволили с работы за то, что вы не встали на электронный учет, надо просить епархию, чтобы она вас защитила. Если в епархии вы не найдете понимания к себе, то напомните им, что на уровне архиерейских соборов церковь добивается, чтобы у вас было право на альтернативную регистрацию. Напомните им, что это общецерковная позиция. В данном случае любая епархия должна вас поддерживать в этой ситуации. Надо молится конечно о том, чтобы Россия возродилась как монархическое государство. Если у нас будет царь, монарх, конечно он будет покровителем нашей веры. Потому что здесь возможна православная монархия. Он будет защитником веры и конечно в такой ситуации все изменится. Но почему мы наказаны Богом и мы потеряли царя? Потому что мы оказались недостойны такой формы правления. Мы не ценили то, что имели. Мы совершали разные грехи, преступления. Мы не поддерживали наших государей в их лучших устремлениях. Поэтому мы имеем то, что имеем и несем то, что несем. И сколько это будет продолжаться? Трудно даже сказать. Но это вот такая реальность. Поэтому я всем сердцем хочу поддержать таких людей, которые борются за возможность альтернативы при электронном учете, чтобы у них было это право. Что можно сделать? Надо молиться.
Наша передача подошла к концу. И как всегда я спрашиваю ваших молитв за то служение словом и евхаристии, которое я совершаю. Спаси вас всех Господь!