1) Краткое изложение, запись к.-л. сочинения, лекции, речи и др.;
2) одна из трансформаций текста, передающая его в сжатом виде. Один из видов изложений учащихся. Суть работы заключается в том, что в ходе чтения текста ученик письменно излагает краткое содержание предложенной для работы статьи.
К. обладает признаками текста: тематическим, смысловым и структурным единством. Тематическое и смысловое единство К. выражается в том, что все его элементы прямо или опосредованно связаны с темой высказывания, заданной первоисточником, и с установкой пишущего (зафиксировать индивидуально важную информацию с возможным последующим восстановлением ее). В К. также вьщеляются структурно-смысловые части (в большинстве случаев даже оформленные графически), но выбор таких смысловых частей, как и их порядок, произволен. Связность не является обязательным признаком К., так как опущенные связи существуют в памяти пишущего, могут быть восстановлены при «развертывании» информации.
по объему (по степени сжатия): краткие, подробные (или раз
вернутые) и смешанные. Для краткого К. отбираются лишь самые
важные положения, факты; в подробном К. фиксируются также
доказательства выдвинутых положений, пояснения, иллюстративные материалы; смешанный К. предполагает совмещение того или
другого способа предъявления информации, но допускает изложение некоторых элементов первоисточника в виде пунктов плана, тезисов, схемы и т. п.;
по количеству перерабатываемых источников: монографические (составленные по одному источнику) и сводные (или обзорные, составленные по нескольким источникам на одну тему);
по степени эквивалентности первоисточнику: интегральный и селективный. Интегральный К. передает все основные положения и
важнейшие смысловые связи, т. е. всю смысловую сетку первоисточника. Селективный К. включает отдельные элементы первоисточника, представляющие новизну и значимость для составителя, но в
совокупности не отражающие основных положений первоисточника. Селективный К. носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации.
К. может быть составлен для личного пользования (для себя) и для других.
— «Сценарий» открытого урока.
— Протокол институтской лекции.
— Что Шурик читал вместе с Лидой в киноновелле «Наваждение»?
— Краткое запись содержания материала.
— Доказательство присутствия на лекции.
Будучи составленным в виде конспекта; кратко, сжато.
Кратко, сжато, в общих чертах.
[Беридзе] в десять минут конспективно повторил доклад. Ажаев, Далеко от Москвы.
нареч, кол-во синонимов: 14
кратко, немногословно, лаконически, сжато, скупо, сокращенно, лаконично, в двух словах, в нескольких словах, вкратце, в немногих словах, телеграфным слогом, коротко
КОНСПЕКТИ́ВНОСТЬ, конспективности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к конспективный. Конспективность изложения.
Свойство по знач. прил. конспективный; краткость, сжатость.
2. Результат такого действия; краткая запись, краткое изложение содержания, конспект чего-либо (лекции, речи, какого-либо печатного произведения и т.п.).
2. Сложный и своеобразный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение (рецептивные виды речевой деятельности) с письмом (продуктивным видом речевой деятельности).
В зависимости от способа предъявления информации выделяются: К. печатного текста (К. на основе чтения); К. устной речи (К. на основе слушания, т. е. аудирования).
При первичном отборе информации конспектирующий, отсекая излишнюю информацию, продолжает аудирование или чтение до тех пор, пока не получит информацию, которую сочтет нужным зафиксировать; информация, отобранная для фиксации, подвергается вторичному отбору по признаку ее новизны, важности и т. п. (в зависимости от цели).
1. Процесс интеллектуальной обработки и письменной фиксации читаемого или воспринимаемого на слух текста в форме конспекта.
2. Сложный вид речевой деятельности, сочетающий аудирование или чтение с письмом. К. является объектом обучения и тренировки на занятиях по практике языка.
— Процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста.
Краткая характеристика книги, статьи, рукописи, раскрывающая её содержание, назначение и т.п.
Краткая характеристика книги, статьи или рукописи в плане их содержания, назначения, ценности и пр.
Аннотация на научную статью.
Подготовить аннотацию к новому изданию.
Аннотация может быть описательной или рекомендательной, общей или специализированной. Аннотированные библиографические указатели помогают читателю ориентироваться в выборе печатных материалов.
1. Краткая характеристика первичного документа, излагающая в максимально обобщенном виде его содержание и дающая иногда его оценку.
2. Предельно сжатая характеристика материала, имеющая чисто информационное (или справочно-биб-лиографическое) назначение. В отличие от реферата, аннотация не может заменить собой материал. Она лишь сообщает о наличии материала на определенную тему, указывает источник, где помещен материал, и дает самое общее представление о его содержании.
4. Краткая характеристика оригинала, излагающая его содержание в виде перечня основных вопросов, дающая иногда их критическую оценку.
5. Сжатое изложение источника с раскрытием его основного содержания по всем затронутым вопросам, сопровождаемое оценкой и выводами референта.
Краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.
на что и чего. Аннотация на вышедшие сборники. Аннотация опубликованных статей.
Памятники древнерусской письменности с изложением событий Ветхого Завета.
АБРЕЖЕ
Краткое изложение содержания раздела, главы.
Устное изложение учебного предмета.
РАССКАЗ
Словесное изложение каких-нибудь событий.
Краткое изложение содержания статьи.
Краткое изложение содержания произведения.
Краткое изложение какого-либо документа или выдержки из него.
ЛИБРЕТТО
Краткое изложение содержания оперы, балета.
Краткое изложение содержания балета.
Краткое изложение содержания пьесы, оперы, балета.
Рисунок или изложение, сделанные предварительно, в общих чертах.
Сводное, суммарное изложение различных взглядов по какому-либо вопросу.
Краткое изложение содержания раздела, главы.
БИОГРАФИЯ
Ирландский математик, давший точное формальное изложение теории комплексных чисел.
Краткое изложение христианского вероучения.
Изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов.
Сокращенное изложение отдела науки, сжатое руководство.
ИНФОРМАЦИЯ
Это слово происходит от латинского слова, означающего «изложение», «разъяснение», которое, в свою очередь, является производным от слова со значениями «формирую», «организую», «воспитываю».
Краткое изложение содержания раздела, главы.
Дипломатический документ с изложением взглядов на какой-нибудь вопрос.
Письменное изложение в оправдание поступка.
АВТОРЕФЕРАТ
Краткое изложение автором содержания диссертации.
Краткое изложение статьи автором.
Хронологическое изложение исторических событий (книжн., устар.).
Изложение мнений и воззрений древних философов и учёных в работах позднейших авторов.
Человек, занимающийся изложением музыки для исполнения её инструментальным ансамблем.
Изложение музыки в виде партитуры для оркестра.
СХЕМАТИЗАЦИЯ
ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ
Изложение научного или вообще сложного вопроса в общедоступной форме.
Упрощенное, общедоступное изложение сложных вопросов, напр. сути научных достижений.
Изложение дела сторонами и прения сторон во время процессуального разбирательства.
ИНСТРУМЕНТОВКА
Слишком долгое и подробное изложение (разг., просореч.).
Сложное и вычурное изложение мыслей.
ВУЛЬГАРИЗАТОРСТВО
Изложение материала в сжатом научном стиле, при этом достаточно полно, нейтрально и достоверно раскрывающем тему.
Автореферат – краткое изложение научного произведения, сделанное самим автором. Автореферат является разновидностью реферата. Автореферат отражает в очень кратком изложении основное содержание работы: объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования, краткие выводы и возможности применения результатов исследования. Таким образом, автореферат, составляемый соискателем учёной степени кандидата наук или доктора наук по своей диссертации, содержит основные научно-теоретические положения диссертационной работы.
Аннотация (от лат. annotatio – примечание, замечание) – это лаконическое краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому описанию. Аннотация означает дополнительные пояснения и сведения, присоединяемые к библиографическому описанию рукописи или книги. Содержание таких заметок может быть очень разнообразным, смотря по цели, преследуемой ими: содержание произведения, его характеристика, сведения об авторе, выдержки из рецензий или ссылки на них, указания литературы по данному вопросу, история данной книги и т. п. Аннотация может давать критическую оценку данного издания или рукописи, указывать их назначение, адресат, научную или художественную ценность. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер.
Резюме (от фр. resumer – излагать вкратце) – краткое заключительное изложение сути сказанного, написанного или прочитанного, т. е. речи, статьи, доклада, сообщения и т. п. Резюме представляет собой краткий вывод из сказанного, написанного. В ином понимании, резюме – это краткие сведения о себе, предоставляемые соискателем при приеме на работу.
Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, литературы по теме или их частей, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающее основные фактические сведения и выводы. Реферат представляет собой вторичную публикацию, кратко излагающую содержание первичной публикации. Он должен дать читателю представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования и его результатах, а в случае необходимости (когда такое сообщение имеет научный интерес) также о месте и времени проведения исследований. По реферату читатель должен ясно представить себе степень необходимости обращения к оригиналу. В реферате объективно излагается содержание первичной публикации. Реферат не должен отражать субъективных взглядов по излагаемому вопросу, а также оценки референтом освещаемой им публикации. Реферат показывает эрудицию исследователя, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах. В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях рефератом называют специально подготовленные сообщения учащихся на факультативных занятиях и др. Реферат, как правило, не публикуется.
— краткое изложение содержания книги, статьи и т. п.
— краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи.
— краткое изложение содержания книги, статьи и т. п., часто с критической оценкой ее.
— очень краткая характеристика содержания литературного или научного произведения.
— краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку.
— реферат, краткое изложение какого-нибудь исследования, написанное самим автором.
— краткое изложение автором содержания своего научного произведения.
— краткое изложение автором содержания своего научного произведения.
— краткое изложение научного произведения самим автором, например диссертации на соискание научной степени.
— краткое изложение научного произведения (работы) самим автором.
— краткое изложение научной работы, сделанное самим автором.
— краткий вывод из сказанного, написанного.
— 1) краткое изложение речи, статьи, краткий вывод; 2). Краткие сведения о себе, предоставляемые соискателем при приеме на работу.
— (фр. resume) – краткое изложение сути речи, статьи и т. п.; заключительный итог речи, доклада и т. п.; краткий вывод из сказанного.
— 1) краткое изложение сути речи, статьи и т. п.; 2) обобщение; заключительный итог речи, доклад; краткий вывод из сказанного.
— краткое заключительное изложение изложения сути сказанного, написанного или прочитанного. Резюме доклада, резюме прений.
— 1) доклад на определенную тему, включающий обзор литературных и иных источников; 2) краткое изложение в письменном виде содержания научного труда (трудов), литературы по теме.
— кратко письменное или устное изложение научных трудов или книги и т. п.
— кратко изложение содержания книги, статьи рукописи, обычно присоединяемое к библиографическому содержанию.
Аннотация (от лат. annotatio – примечание, замечание) – краткое изложение содержания книги, статьи и т. д.
Резюме (от фр. resume) – краткое заключительное изложение сути сказанного, написанного или прочитанного.
Реферат (от лат. referre – докладывать, сообщать) – краткое изложение научной работы, книги и т. п. Это доклад, основанный на обзоре литературных и других источников. Конспект.
Автореферат – краткое изложение собственной научной работы.
Аннотация – краткая характеристика какого-либо издания или рукописи, излагающая их содержание (обычно в виде перечня основных тем), указывающая их назначение, адресата, научную или художественную ценность.
Автореферат – краткое изложение научного произведения, сделанное самим автором.
Аннотация – в библиографии означает дополнительные пояснения и сведения, присоединяемые к библиографическому описанию рукописи или книги. Содержание таких заметок может быть очень разнообразным, смотря по цели, преследуемой ими: содержание произведения, его характеристика, сведения об авторе, выдержки из рецензий или ссылки на них, указания литературы по данному вопросу, история данной книги и т. п.
Реферат – краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, литературы по теме или их частей, включающее основные фактические сведения и выводы.
Разновидность реферата – автореферат. Реферат научного отчета (можно для ваксмана убрать фразу научного отчета, заменить ее на автореферат) отражает в очень кратком изложении основное содержание отчета (можно написать – книги, статьи): объем, количество и характер иллюстраций и таблиц, перечень ключевых слов, сущность выполненной работы, методы исследования, краткие выводы и возможности применения результатов исследования.
Реферат показывает эрудицию исследователя, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать существующую научную информацию. Реферат, как правило, не публикуется.
4. Большая энциклопедия: В 62 томах. Т.1. – М.: ТЕРРА, 2006. – 592 с.
5. Большая энциклопедия: В 62 томах. Т.3. – М.: ТЕРРА, 2006. – 592 с.
6. Большая энциклопедия: В 62 томах. Т.4. – М.: ТЕРРА, 2006. – 592 с.
Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. Рефераты, называемые также научными докладами, получили распространение в научно-исследовательских учреждениях, высшей школе, в системе политического просвещения, в народных университетах. В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях рефератом называют специально подготовленные сообщения учащихся на факультативных занятиях и др.
Автореферат, составляемый соискателем учёной степени кандидата наук или доктора наук по своей диссертации, содержит основные научно-теоретические положения диссертационной работы.
Реферат представляет собой вторичную публикацию, кратко излагающую содержание первичной публикации. Он должен дать читателю представление о характере освещаемой работы, методике проведения исследования и его результатах, а в случае необходимости (когда такое сообщение имеет научный интерес) также о месте и времени проведения исследований. По реферату читатель должен ясно представить себе степень необходимости обращения к оригиналу. В реферате объективно излагается содержание первичной публикации. Реферат не должен отражать субъективных взглядов по излагаемому вопросу, а также оценки референтом освещаемой им публикации.
В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т. д. Если при подробном И. сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом И. это необязательно. Так, сжатое И. публицистического текста в аннотации может быть написано в деловом стиле (см. сжатое изложение). По отношению к содержанию исходного текста различаются полные, выборочные И., а также И. с дополнительным заданием. В полных И. содержание исходного текста передается полностью (даже если это сжатое И.). В выборочных И. воспроизводится какая-то одна из подтем, как правило, находящаяся в разных частях исходного текста (например, описание наступления4 ночи, если это описание «рассыпано» и соответствующий материал надо выбирать). В И. с дополнительным заданием исходный текст несколько изменяется, перерабатывается или дополняется связанным по смыслу с исходным, но самостоятельным текстом, создаваемым автором И. В результате содержание И. не совпадает с содержанием исходного текста.
По восприятию исходного текста различаются:
а) И. прочитанного, воспринятого зрительно текста;
б) И. услышанного, воспринятого на слух текста;
в) И. воспринятого и на слух, и зрительно текста.
Эти виды И. учитывают необходимость развития разных способностей учащихся к восприятию текста, так как в жизни мы встречаемся с необходимостью воспроизводить содержание и прочитанного, и услышанного. По степени знакомства с исходным текстом различаются И. незнакомого, т. е. воспринимаемого впервые, текста и знакомого, т. е. воспринятого ранее, известного учащимся текста.