краснотурьинск это какая область
Краснотурьинск – маленький Ленинград на Урале
Краснотурьинск – небольшой городок на севере Свердловской области, скрывающий множество секретов. Посетив город, вы узнаете, чья кровь лилась здесь при строительстве БАЗа; почему местные власти запретили назвать город в честь знаменитого российского изобретателя А.С. Попова, и как Краснотурьинск связан с Ленинградом.
Набережная городского пруда. Автор фотографии: Егор Харламов
История Краснотурьинска
В середине осени 1758 года на берегу реки Турьи развернулась стройка – строился первый медный рудник, получивший название Васильевский. Владельцем рудника и инициатором стройки был купец Максим Походяшин. Позже с его указки здесь же будет построено еще 4 рудника – Николаевский, Першинский, Суходойский, Фроловский. Они, вместе с Васильевским рудником и горняцким поселком, образовали первое поселение, получив название Турьинские рудники.
Следующие 30 лет поселение жило тем, что добывало железную руду (с 1800 года) и золото (с 1823 года). В 1833 году от рудников до Богословского завода (сейчас это Карпинск) была проведена узкоколейная железная дорога, а в 1886 году узкоколейка была проложена в противоположном направлении – к городу Серов (тогда его называли Надеждинск).
Первая узкоколейная железная дорога. Источник фото: vsenaural.ru
Богословский алюминиевый завод и немцы
Новый виток в жизни города начался в 1931 году, когда были обнаружены залежи бокситов. В конце осени 1940 года на берегу реки Турья вновь развернулась стройка – на этот раз строился Богословский алюминиевый завод (БАЗ). По завершению строительных работ завод прославился как один из лучших в России производителей первичного алюминия, его продукция была известна и за пределами страны – в том числе, в Европе и США.
Богословская ТЭЦ. Источник фото: vsenaural.ru
Однако, как и многие другие «стройки социализма», БАЗ имеет оборотную сторону медали – сюда отправлялись заключенные «исправительного» учреждения НКВД. В основном – раскулаченные крестьяне и этнические немцы с Поволжья. Смертность на промстройке была чудовищная – по минимальным оценкам из 15 тысяч немецких трудармейцев погибло около 20%. «Не было за нами конкретной вины, кроме нашей национальности и того обстоятельства, что мы говорили на языке врага» – эти слова, записанные когда-то одним из трудармейцев, увековечены в музее Краснотурьинска. Также в память о тех временах, на берегу водохранилища установлен памятник погибшим на стройке этническим немцам.
Удивительно, но часть бывших трудармейцев решила остаться в городе, вместо того, чтобы вернуться на родину в 90-е годы, как сделала большая часть их соотечественников. На сегодняшний день 10% жителей Краснотурьинска – немцы. Кстати, самый продолжительный срок в качестве мэра города занимал именно немец – Виктор Михель, который занимал этот пост 19 лет подряд. В плане национального состава Краснотурьинск вообще достаточно пестрый город: русские, украинцы, белорусы составляют около 80% горожан, башкиры и татары – 10%, остальное – немцы. Не удивительно и большое разнообразие религиозных общин: здесь и православные, и протестантские, и католические и мусульманские общины.
Маленький Ленинград
В период войны ленинградскими зодчими проектировался архитектурный ансамбль Краснотурьинска, который на сегодняшний день выделяет его среди типичных Уральских городков. За получившийся облик в стиле ампир город получил второе название – «маленький Ленинград». Сходство с культурной столицей Краснотурьинска в большей мере проявляется на Центральной площади – она имеет полукруглую форму и по ее периметру располагаются дугообразные здания, что придает ей сходство с Дворцовой площадью в Санкт-Петербурге.
Краснотурьинск – почему не Поповск?
27 ноября 1944 года поселок Турьинские рудники получил статус города и должен был получить новое название. Однако с последним все оказалось не так просто. Соседние города – Серов и Карпинск – были названы в честь известных людей, родившихся на этой земле. Бывший Турьинский рудник должна была ждать та же участь – предполагалось назвать город в честь, родившегося здесь русского изобретателя Попова – Поповском. Однако власти, ведущие политику атеизма, испугавшись быть непонятыми, отвергли данный вариант. Оставлять прежнее название тоже не хотелось. Тогда к названию реки Турья было добавлено прилагательное «красный», отражающее революционные настроения этой эпохи – так и появился современный город Краснотурьинск.
Достопримечательности города
Несмотря на свое расположение и население в 59 тысяч человек, Краснотурьинск и его окрестности богаты на красивые и необычные достопримечательности.
Волчанский трамвай
Волчанск находится всего в 20 километрах от Краснотурьинска. В городе можно много чего посмотреть, однако наиболее интересной достопримечательностью Волчанска является его междугородний трамвай.
Волчанск не имеет внутреннего деления, однако фактически является объединением двух жилых массивов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга: Лесная Волчанка (северо-восточная часть города, которая считается ядром развития Волчанска) и Волчанка (юго-западная часть города, расположенная недалеко от угольного разреза).
Волчанский трамвай благодаря данной структуре становится междугородним (ведь фактически он проезжает несколько населенных пунктов), делая его своеобразной достопримечательностью. Средняя скорость вагона составляет 15 км/ч – совсем не ахти для средства передвижения, но «самое то» для туристического вагончика, чей путь пролегает через густую тайгу и заливные луга. Здесь мы рассказываем о волчанском трамвае подробнее.
Бывший Богословский округ вообще примечателен своим отношением к трамваям – здесь находится самое большое скопление маленьких трамвайных городов. Волчанск (население 10 тысяч человек), Краснотурьинск (59 тысяч человек), до середины 90-х годов трамвай ходил и в Карпинске (30 тысяч человек), а в 1960-х годах ходил междугородний трамвай от Карпинска до Волчанска и обратно.
Музей радио
Не смотря на то, что назвать город в честь знаменитого изобретателя российского радио – А.С. Попова, краснотурьинцам не удалось, они все же отдали ему дань уважения. В его честь была названа улица, на которой организован Мемориальный дом-музей А.С. Попова.
Музей представляет собой одноэтажный просторный дом, характерный для священнослужителя XIX века. Большая часть музея посвящена детству в этом доме А.С.Попова – многие из интерьеров в комнатах полностью восстановлены, в том числе, столовая и кабинет. На стенах большое количество фотографий и документов, рассказывающих о жизни Попова и его семьи. Отдельная экспозиция посвящена изобретению радио.
Мемориальный дом-музей входит в состав Краснотурьинского краеведческого музея. Также среди филиалов музея есть геологический музей, выставочный зал и главное здание. Музей находится по адресу: Краснотурьинск, ул. Попова 70.
Музей горной машинерии
Музей горной машинерии в Краснотурьинске — это самый северный интерактивный музей Свердловской области, где под открытым небом показаны способы добычи полезных ископаемых.
На территории музея можно увидеть устье штольни, шурф, карьер, драгу, элементы быта добытчиков и даже чурка 300-летнего кедра. Подробнее о музее можно узнать в нашем материале «Музей горной машинерии в Краснотурьинске». Найти музей можно по адресу: Краснотурьинск, ул. Октябрьская 45.
Часовня Александра Невского
Небольшая квадратная часовня из белого камня в Краснотурьинске появилась в 1870-х годах в честь отмены крепостного права. Более ста лет она стояла в первозданном виде, однако со временем ей все же потребовалась реставрация: церковь перекрасили, установили новый крест и купол. Спустя еще некоторое время у часовни появился и свой отличительный знак — специальное полотно с изображением Александра Невского.
Недалеко от православной часовни находится мечеть «Нур». Найти часовню можно по адресу: Краснотурьинск, ул. Октябрьская 53/1.
Каменский карьер
Каменский карьер (или карьер Белая глина) находится недалеко от города Краснотурьинска. Большинство водоемов, провалы, небольшие горы и скалы вокруг Краснотурьинска образовались за последний век в результате добычи различных полезных ископаемых или для их переработки.
Еще недавно здесь велась активная работа, добывали глину, которая очень ценилась за свои огнеупорные качества. Сегодня же — это бело-желтая пустыня с красивым водоемом, которая постепенно вновь зарастает лесом.
GPS-координаты: 59.683258, 60.334295
Конжаковский хребет
Конжаковский горный массив находится в южной части Северного Урала на территории Свердловской области. Сам массив можно поделить на две основных части: Конжаковский хребет на западе и Серебрянский хребет на западе.
Конжаковский хребет являет собой целую россыпь горных образований, большая часть которых превосходит по высоте Серебрянский камень, и, как правило, имеет выраженную вершину. В состав хребта входят пики: Трапеция (1253 метра), Южный Иов (1311 метра), Северный Иов (1263 метра), Конжаковский Камень (1570 метра), Тылайский Камень (1471 метра), Острая Косьва (1403 метра).
Но настоящей изюминкой Конжаковского хребта являются красивейшие альпийские луга, Йовского плато, а так же Йовский провал, по ущелью которого начинает свой путь река Полудневая.
GPS-координаты: 59.63171, 59.13505
Общая информация о Краснотурьинске
Краснотурьинск — город областного подчинения в Свердловской области России. Крупный промышленный и культурный центр Северного Урала. Административный центр городского округа Краснотурьинск и Северного управленческого округа.
6 октября 1758 года на берегу реки Турьи началось строительство первого медного рудника — Васильевского. Владельцем рудника был верхотурский купец Максим Походяшин. Кроме Васильевского, в скором времени, началось строительство и других рудников, принадлежащих купцу: Николаевского, Першинского, Суходойского, Фроловского. Все вместе эти рудники, а также горняцкий посёлок, образовавшийся на их базе, получили название «Турьинские рудники».
В 1931 году открыто месторождение бокситов. 27 ноября 1940 года Главалюминием была утверждена площадка для строительства завода вблизи посёлка Турьинские рудники и дано ему название — Богословский алюминиевый завод (БАЗ). Сюда в первые месяцы войны было эвакуировано оборудование, демонтированное на Тихвинском глинозёмном, Волховском и Днепропетровском алюминиевых заводах. Первый алюминий Богословский завод дал 9 мая 1945.
27 ноября 1944 года посёлок Турьинские рудники преобразован в город областного подчинения, которому было присвоено наименование Краснотурьинск.
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» город включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением».
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2016 года № 942 получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
Площадь городского округа Краснотурьинск составляет 309,5 кв. км, площадь города Краснотурьинска – 71,9 кв. км.
Население городского округа в 2016 году составляло 58 тысяч человек. Русские, украинцы, белорусы составляют вместе приблизительно 80 % горожан, башкиры, чуваши и татары — 10 %, и ещё 10 % — немцы.
Город Краснотурьинск, как и вся Свердловская область, находится в часовом поясе Екатеринбургское время. Смещение относительно UTC составляет +5:00. Относительно московского времени часовой пояс имеет постоянное смещение +2 часа и обозначается в России как MSK+2.
Свердловская область расположена на территории Среднего и Северного Урала в четвертом временном поясе и занимает площадь 194,3 тыс. кв. км, что составляет 1,1 % от территории Российской Федерации.
Большая часть этой территории покрыта смешанными лесами (65,5 %). Реки, большинство из которых не судоходные, относятся к типу с четко выраженным весенним половодьем и летне-осенними дождевыми паводками.
Десятки населенных пунктов области находятся в зоне возможного затопления в случаях разлива рек, подъема паводковых вод и аварий на гидросооружениях. Все это обуславливает необходимость и особую значимость осуществления комплекса мероприятий по подготовке населения, территорий и объектов, как в условиях военного времени, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
27 ноября 1944 года посёлок Турьинские рудники преобразован в город областного подчинения, которому было присвоено наименование Краснотурьинск.
Горный щит, расположенный на западе, предохраняет город от сильных северо-западных ветров. Господствующие ветра западные и северо-западные. Максимальной силы ветра́ достигают в марте, апреле, декабре.
Летом температура редко бывает выше +30 °C, зимой ниже −40 °C. Глубина промерзания почвы составляет 2м.
На территории городского округа Краснотурьинск имеются взрывопожароопасные объекты, химически опасные объекты, а также гидротехнические сооружения, биологически опасные объекты отсутствуют.
Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» город включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением».
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2016 года № 942 получил статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
История
Историческая справка о Краснотурьинске
Датой возникновения первого поселения, на базе которого впоследствии вырос город Краснотурьинск, можно считать 6 октября 1758 года, когда на левом берегу реки Турья был заложен первый медный рудник – Васильевский. Максим Походяшин, верхотурский купец, владелец рудника, стал активно строить и другие, среди которых – Николаевский, Першинский, Суходойский, Фроловский. Эту группу рудников и образовавшийся на их базе горняцкий поселок назвали Турьинскими рудниками. Первыми работниками и жителями поселка были приписные крестьяне Чердынского уезда.
С открытием золотых приисков в начале XIX века в поселке появилась новая отрасль, в которой была занята значительная часть населения. К тому же многие медные шахты пришли в негодность. Возрождение добычи медных руд началось с конца XIX века, чему способствовало детальное геологическое исследование края. В 1883 году была построена узкоколейная железная дорога, соединившая рудник с Богословским заводом (ныне город Карпинск). Вторая ветка узкоколейки (1886 год) соединила его с Надеждинском (ныне город Серов). Начала развиваться кустарная промышленность. По числу жителей (около 9 тысяч человек в 1910 году) поселок Турьинские рудники в Богословском округе уступал одному Надеждинску. В поселке было 4 церкви (среди них – Максимовская), 2 клуба, 4 училища, окружное горное училище, геологический музей (с 1894 года), 48 торговых лавок, земская больница, почта.
Во время Гражданской войны медные рудники были разрушены и затоплены. С 1930 года началось их восстановление и реконструкция. В 1934 году заработал Фроловский рудник. Позже вступили в строй Богословский, Башмаковский и другие. С начала 30-х годов началась разработка железных руд, огнеупорных глин, золота. Открытие бокситов на Северном Урале коренным образом изменило судьбу старого поселка.
В 1940 году было принято постановление СНК СССР о строительстве ряда заводов цветной металлургии, в том числе и алюминиевого завода на базе североуральских бокситов. 27 ноября 1940 года Главалюминием была утверждена площадка для строительства завода вблизи поселка Турьинские рудники и дано ему название – Богословский алюминиевый завод (БАЗ). Строительство объектов завода было поручено НКВД. В апреле 1941 года на площадке будущего завода обосновалась первая строительная организация – “Базстрой” НКВД СССР. В первые месяцы войны сюда было эвакуировано оборудование, демонтированное на Тихвинском глиноземном, Волховском и Днепропетровском алюминиевых заводах. 6 мая 1943 года были получены первые 30 тонн гидрата окиси алюминия и отправлены на Уральский алюминиевый завод. В 1944 году 17 апреля получен первый глинозем, 28 сентября того же года пущен первый турбогенератор Богословской ТЭЦ, 9 мая 1945 года получен первый алюминий.
Приказом Президиума Верховного Совета РСФСР № 614/26 от 27 ноября 1944 года рабочий посёлок Турьинские рудники был выделен из состава пригородной зоны города Карпинска Свердловской области и преобразован в город областного подчинения, которому было присвоено наименование Краснотурьинск.
В 1946 году был принят первый генплан застройки Краснотурьинска.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 апреля 1947 года населённый пункт Воронцовка Серовского района был отнесён к категории рабочих посёлков и подчинён Краснотурьинскому городскому Совету.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1948 года рабочий посёлок Рудничный передан в административное обслуживание Краснотурьинского городского Совета.
В соответствии с решением исполнительного комитета Свердловского областного Совета депутатов трудящихся № 855 от 13 ноября 1959 года посёлок Чёрная (Чернореченск) был оставлен в административно-территориальном подчинении Краснотурьинского городского Совета.
В послевоенные годы развитие получило коммунальное хозяйство, сформировалась городская инфраструктура.
Важную роль в экономике города продолжает играть горнорудная промышленность – ведется добыча железной руды (ОАО “Богословское рудоуправление”), золота, платины и серебра (ЗАО «Золото Северного Урала», производственная артель старателей “Южно-Заозерский прииск”).
На территории муниципального образования расположены пять газокомпрессорных станций газовых магистралей, перекачивающих недра из северных районов Тюменской области в Европейскую часть страны. АО «ГАЗЭКС» поставляет природный и сжиженный газ по всему Северному Уралу.
Открытие Турьинского рудника связано с именем талантливого рудознатца Г.Н. Постникова. Из среды интеллигенции поселка вышли гениальный изобретатель радио А.С. Попов, известный отечественный физиолог Н.А. Миславский, выдающийся геолог Е.С. Федоров, основавший в поселке геологический музей, талантливые горные инженеры В.В. Воронцов (его имя носит поселок Воронцовка) и А.А. Ауэрбах (его именем названо месторождение железных руд), А.П. Карпинский, “отец русской геологии”. В поселке Воронцовского рудника (сейчас он входит в городскую черту) родился А.К. Серов, один из первых летчиков – Героев Советского Союза (его имя носит город Серов).
Краснотурьинск
один из двух участков североуральского «трамвайного заповедника»,
Так что значение города в пределах региона даже несколько выросло, и со своими 58 тысячами жителей он занимает в Свердловской области 11-е место.
В принципе, Краснотурьинск, как и почти все остальные североуральские города, сейчас переживает не лучшие времена; но здесь, как и в соседнем Карпинске, всё весьма ухожено и благоустроено.
Портики придают площади какой-то немного южный вид:
Площадь незаметно переходит в уютный бульвар Мира:
Бульвар спускается к реке, на нём хватило места и военному мемориалу с часовней:
В принципе, весь город спускается сверху вниз, к реке; большая часть города расположена на левом, северном берегу реки Турьи; городские кварталы постепенно поднимаются по склону вверх.
Восточнее этой основной части расположены малоэтажные районы;
Вокруг Центральной площади можно заметить элементы радиально-кольцевой планировки, но в целом город имеет обычную в таких случаях прямоугольную сетку улиц.
Город просторный, машин и людей мало.
Интересно, что краснотурьинская Центральная площадь находится в стороне от крупнейших магистралей, автовокзала, железнодорожного вокзала и других пассажирообразующих узлов, как бы в глубине кварталов.
Конечно, город небольшой по площади и это не проблема, это стимулирует передвижение пешком и препятствует образованию пробок, но явно затрудняет грамотную организацию городского транспорта, с чем у нас и так в стране определённые проблемы.
Единственная сохранившаяся линия краснотурьинского трамвая проходит чуть выше площади и чуть ниже автовокзала, протянувшись на 3.5 км от Богословского алюминиевого завода
через северную часть центра
и лежащие восточнее кварталы многоэтажек на западе до изгиба реки Турьи на востоке.
Почти вся линия проходит по улице Попова, сейчас это не самый центр города, но встречающиеся здесь двухэтажки, возможно, самые старые жилые дома Краснотурьинска.
Два или три работающих вагона КТМ-5 ходят редко и медленно.
Зато такой вот раскрашенный вагон.
На нём написано, что внутри есть вайфай, но это неправда.
В 2011 г. была закрыта вторая трамвайная линия север-юг, ещё менее загруженная, чем первая. Она была построена в 1959 г., начиналась на юге у больничного городка,
старательно огибала Центральную площадь, пересекала линию запад-восток и шла далеко на север, в отдалённые цеха Богословского алюминиевого завода.
наверно, самая приятная краснотурьинская улица.
Тут имеется лютеранская церковь довольно современного вида.
Миниатюрный трамвайный парк недалеко от пересечения двух линий:
Вообще, трамвайная сеть строилась специально для подвоза рабочих к алюминиевому заводу; вся трамвайная система была построена и вплоть до 1999 г. принадлежала заводу, и сначала её переход в собственность города, а потом постепенный переход на подвоз рабочих к проходным автобусами во многом привёл к теперешнему невесёлому состоянию городского трамвая.
Вверх по склону, над городом находится Богословский алюминиевый завод.
Он выстроен к западу от старого города в лучших раннесоветских традициях, и очень часто выхлопы несёт на центр и северные кварталы Краснотурьинска. Это, конечно, не ЦБК в Коряжме и не НЛМК, но тоже весело. Мне как раз повезло.
Практически под трубами завода находится автовокзал.
Потом идут почти заполярные на вид пятиэтажки (вообще у города местами очень северный облик):
Ещё восточнее, ближе к реке Турья многоэтажки сменяются частным сектором, Он тянется за реку ещё на несколько километров.