корветтен капитан звание какому званию соответствует
Перешагнувшие предел
Вечная сырость, отвратительный воздух, насыщенный малоприятными запахами, качка, срочные погружения и всплытия, не всегда хорошее питание, глубинные бомбы и прочие «прелести» службы на боевых субмаринах далеко не лучшим образом сказывались на моральном и физическом состоянии немецких подводников. Всё это неизбежно приводило к большому нервному напряжению и физическому износу, а могло закончиться и вовсе печально. Где же был предел человеческих возможностей при длительном пребывании на подводной лодке?
Очень ярко подобные моменты показаны в фильме «Лодка» (Das Boot), снятого в 1981 году по одноимённому роману Лотара-Гюнтера Буххайма (Lothar-Günther Buchheim). Вероятно, многие поклонники этой картины помнят сцену, где старый служака, машинист Йохан впадает в истерию во время преследования лодки эсминцем. Антиподом Йохана в этой ситуации выступает «Старик», командир субмарины. Он являет собой образец стойкости и эмоционального равновесия и даже готов пойти на крайние меры, чтобы взять ситуацию под контроль.
Логично предположить, что командир подлодки должен быть крепче духом, чем любой член своего экипажа, но каков был его запас прочности и как долго он мог выдерживать такие стрессы? Чтобы ответить на этот вопрос, обратим внимание на сроки службы командиров немецких подлодок в боевых условиях.
«Запрашиваю разрешение вернуться на базу»
Но такое напряжение не проходило бесследно, и даже самые лучше командиры-асы становились жертвами нервного перенапряжения. Этому факту уделил внимание и Лотар-Гюнтер Буххайм, писавший в своём романе следующее:
«…Асы! Их осталось немного. У Эндрасса сдали нервы. Но Старик всё ещё в норме, образец абсолютного спокойствия. Замкнут. Не увлекается выпивкой. Выглядит полностью расслабленным и сидит, погруженный в свои мысли…
…Эндрасс больше не может выходить в море – не в том состоянии. Он полностью выжат. Но командующий подлодками словно ослеп. Он не видит этого или не хочет видеть. Асы дают ему результат, их успехи – материал для победных сводок».
Писатель был недалёк от истины: такие случаи действительно имели место. Одним из «перегоревших» оказался кавалер Рыцарского креста с Дубовыми листьями капитан-лейтенант Генрих Бляйхродт (Heinrich Bleichrodt).
Этот подводный ас прославился при разгроме союзного конвоя SC-7 осенью 1940 года, а затем в операции «Паукеншлаг». Бляйхродт сумел продержаться на фронте очень долгое время, командуя боевыми субмаринами более двух лет. В начале сентября 1940 года он принял под своё командование знаменитую U 48, сменив капитан-лейтенанта Герберта Шульце (Herbert Schultze), и спустя полтора месяца был награждён Рыцарским крестом. Позже он командовал U 67 и U 109. За это время Бляйхродт потопил 24 судна на 151 260 брт и один противолодочный корабль.
Ничего не предвещало беды, пока 26 декабря 1942 года штаб подводных сил не принял с U 109, месяц находившейся в море, радиограмму следующего содержания:
«Командующему от U 109: командир страдает уже примерно 10 дней депрессией и отсутствием энергии, вызванными состоянием сильной психической подавленности. Запрашиваю разрешение вернуться на базу».
Это сообщение вызвало изрядный переполох в штабе, но Дёниц не разрешил прервать поход и отправил в ответ следующую радиограмму:
«Командующий — U 109: Предусматриваю продолжение похода, но без попыток снабжения (для продления похода. — Прим.авт.). В крайнем случае, лодку принимает под командование первый вахтофицер. Медицинский совет: Давать командиру три раза в день люминал и кормить лёгкой пищей».
Однако состояние Бляйхродта не улучшилось, и нервный срыв сломал его окончательно. U 109 прервала поход и пошла на встречу с «дойной коровой» U 463, где Бляйхродта осмотрел врач. После этого U 109 начала возвращение на базу. По приходу во Францию Бляйхродт был госпитализирован, а после выздоровления переведён на береговую должность, получив назначение в учебную флотилию. Он пережил войну, встретив капитуляцию Германии в звании корветтен-капитана.
Стоит отметить, что к тому моменту Бляйхродт совершил восемь походов и провёл в море 405 суток. Этого хватило, чтобы его списали на берег по состоянию здоровья. Был ли этот временной промежуток пределом для других? Чтобы понять это, проведём небольшое исследование, в котором разберём детали карьеры других командиров немецких подлодок.
Люди, живущие в море
Фрегаттен-капитан Вильгельм Доммес (Wilhelm Dommes). Командовал U 431 и U 178, в дальнейшем — командующий группой подлодок «Муссон» в Индонезии, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 410 суток в течение 11 походов. Пережил войну и скончался в 82 года.
Капитан-лейтенант Вальтер Шуг (Walter Schug), командир U 86. Провёл в море 415 суток в течение восьми походов. Погиб 29 ноября 1943 года вместе со своей лодкой.
Корветтен-капитан Гюнтер Мюллер-Штёкхайм (Günther Müller-Stöckheim), командир U 67, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 423 дня в течение семи походов. Погиб 16 июля 1943 года вместе со своей лодкой.
Корветтен-капитан Асмус-Николай Клаузен (Asmus Nicolai Clausen), командовал U 142, U 37, U 129, U 182, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 424 дня в течение восьми походов. Погиб 16 мая 1943 года вместе со своей лодкой.
Капитан-лейтенант Харальд Гельхауз (Harald Gelhaus), командовал U 143 и U 107, в дальнейшем — офицер штаба командующего ВМС и офицер-наставник в учебных флотилиях, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 425 суток в течение 10 походов. Пережил войну и скончался в возрасте 82 лет.
Корветтен-капитан Альберт Ахиллес (Albrecht Achilles), командир U 161, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 435 суток в течение шести походов. Погиб 23 сентября 1943 года вместе со своей лодкой.
Капитан-лейтенант Гюнтер Крех (Günther Krech), командир U 558, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 437 суток в течение 10 походов. Взят в плен 20 июля 1943 года после потопления его лодки. Пережил войну и скончался в 85 лет.
Корветтен-капитан Адольф-Корнелиус Пининг (Adolf Cornelius Piening), командир U 155, в дальнейшем — командир 7-й подводной флотилии, кавалер Рыцарского креста. Провёл в море 459 суток в течение восьми походов. Войну пережил и скончался в 73 года.
Капитан-лейтенант Хорст Упхоф (Horst Uphoff), командир U 84. Провёл в море 461 день в течение восьми походов, что является наибольшей продолжительностью нахождения в море командира лодки VII серии. Погиб 7 августа 1943 года вместе со своей лодкой. Стоит отметить, что U 84 Упхофа и U 86 Шуга были единственными лодками типа VIIB, которые так долго продержались на «линии фронта» в Атлантике.
А теперь обратим внимание на четвёрку рекордсменов, которые, говоря словами известного киногероя, были «высечены из кремня и стали» и провели в море более 500 суток каждый.
Корветтен-капитан Роберт Гизе (Robert Gysae), командир U 98 и U 177, впоследствии — командир 25-й флотилии, кавалер Рыцарского креста и Дубовых листьев. Провел в море 506 суток в течение восьми походов. Стоит отметить, что Гизе имел семимесячный перерыв между походами, в течение которого испытывал новую U 177, тренировал её экипаж и лечился в госпитале после ранения, полученного во время воздушного налёта. Поэтому его 506 суток можно разделить на две части: 194 дня в шести походах на U 98, и ещё 312 — в двух походах на U 177. Гизе пережил войну и скончался в возрасте 78 лет.
Корветтен-капитан Айтель-Фридрих Кентрат (Eitel-Friedrich Kentrat) последовательно командовал U 8, U 74 и U 196, стал кавалером Рыцарского креста. Провел 561 день в море в течение 10 походов. Стоит отметить, что, проведя в море 188 суток за время восьми походов на U 8 и U 74, Кентрат затем год находился вне зоны боевых действий. Четыре месяца он служил в штабе командующего подводными силами, а затем ещё восемь месяцев готовил экипаж новой U 196. После выхода в море в марте 1943 года он совершил на этой лодке 225-суточный поход, поставив рекорд для субмарин Второй мировой войны по длительности нахождения в море. Следующий поход U 196 под его командованием длился 148 суток. Кентрат пережил войну и скончался в 67 лет.
Прав ли был Буххайм?
Впрочем, ошибочно думать, что возможности командиров подлодок были беспредельны. На примере того же Люта видно, что в причинах его загадочной гибели одну из главных ролей сыграла накопившаяся усталость. Лют, не сломавшийся под глубинными бомбами в море, дал сбой уже на земле.
Ответы пришлось искать у известного подводного аса Эриха Топпа (Erich Topp), который пережил войну. Топп и Эндрасс были близкими друзьями и много времени между походами проводили вместе. Топп опроверг слова Буххайма, сказав, что он не заметил у Эндрасса признаков нервного кризиса, как это описано в романе. Оба они прекрасно понимали, что любой поход может стать для подводника последним, но не впадали от этого в глубокие депрессии. Поэтому Буххайм в этом случае доверия не заслуживает, хотя образ своего «Старика» как командира немецкой подводной лодки и человека с большим запасом прочности он создал верный.
Подводные лодки · Подводная война · Битва за Атлантику · Войсковая разведка Красной Армии
byaroslavtsev
Just another WordPress.com site
Фрегаттен-капитан Целлариус, Таллинн, водопад и усадьба Бенкендорфов-Волконских в Кейла-Йоа – 4
Разведшкола в м. Кейла-Юа
Организована в марте 1942 г. в 30 км от Таллина в м. Кейла Юа и условно именовалась «Лагерь № 2». Орган подчинялся АНСТ «Таллин» и размещался в двухэтажном здании на берегу Финского залива. Начальниками школы последовательно были лейтенант Грандт и капитан Казе (Казик).
Агенты вербовались из числа советских военнопленных-моряков в лагерях Таллина, Хельсинки и Эбенроде. Заброска производилась в Архангельскую и Ленинградскую области и в Ленинград. Из агентов также создавались диверсионные и разведывательные десантные группы для захвата и подрыва маяков, береговых батарей и других объектов на побережье Балтики, Финского залива и Ладожского озера.
Большинство агентов находились в школе с момента ее организации до отчисления в мае 1944 г. в части РОА, т. е. в течение 2 лет их готовили для десантных операций, и лишь незначительное их число использовалось на практике.
В сентябре 1942 г. весь личный состав школы (80 человек) отбыл в Финляндию. Эта группа предприняла неудачную попытку высадить морской десант для подрыва маяка в Шепелевском заливе.
В конце 1943 г. весь личный состав школы готовился к десантной операции на остров Левансаа-ри с целью уничтожения базы подлодок Балтийского флота и в район Долгово-Корнево для подрыва береговых батарей.
Для высадки десанта в Таллинском порту была подготовлена самоходная баржа «Ферия» и другие суда, однако часть агентов на подютовленных штурмботах перешла на советскую сторону, вследствие чего операция была отменена. Причиной этого стала работа в немецкой школе А. М. Добрянского. Бывший капитан-лейтенант советского ВМФ, командир отряда торпедных катеров, он был захвачен в плен 1 июня 1942 г. во время Соомерской операции. В плену Добрянский согласился на сотрудничество с немецкой разведкой. Закончив школу в Кейла Юа, Добрянский, остался служить здесь инструктором военно-морского дела, т. к. имел высшее военно-морское образование. В 1943 г. он был назначен командиром плавбазы штурмовых ботов, а с января до марта временно замещал коменданта школы. Добрянским бьша создана подпольная группа (12 человек), занимавшаяся выявлением агентов, готовившихся к заброске в советский тыл. Члены группы распропагандировали не одного агента, которые впоследствии сразу являлись с повинной в особые отделы СМЕРШа.
В марте 1944 г. сдалась целая группа агентов-выпускников школы и передала ценные сведения о деятельности школы. 2 члена подпольной группы возвратились в Таллин для связи с Добрянским, но к тому времени он уже был арестован немцами и содержался в тюрьме. 15 августа 1944 г. во время конвоирования на расстрел ему удалось бежать.
В мае 1944 г. часть личного состава и преподаватели из числа бывших военнопленных были направлены в части РОА в г. Намюр (Бельгия). Школа провела набор 20 агентов-эстонцев из числа бывших военнослужащих Эстонской армии. В это же время школа перешла в подчинение АК-166М и начала подготовку агентов-разведчиков и радистов для морской разведки и готовила их на оседание в Эстонии.
В сентябре 1944 г. школа вместе с абверкомандой передислоцировалась в м. Бальга, в январе 1945 г. — в м. Гарнекопф и влилась в состав Варшавской разведшколы (Е-лагерь). В конце января 1945 г. объединенные школы переместились в район г. Цвиккау, при этом АК-166М вместе с агентами выделилась из Е-лагеря и переехала в м. Нойхаген близ Ростока, где находилась до конца войны
Разведшкола в м. Летсе
Организована в апреле 1942 г. АНСТ «Таллин» восточнее г. Палдиски (Эстония). Начальником школы был капитан Пууранд (или Пурманд, кличка Заяц Вернер).
Школа готовила разведчиков и радистов для действий в советском тылу и кадры диверсионных групп для операций на Балтийском побережье, островах и берегу Финского залива.
Агенты в школу вербовались в лагерях военнопленных в Таллине и Вильянди. Подбор агентов вел комендант разведшколы в м. Мыза Кумна Ха-лапсин и инструктор радиодела Зиновьев. Одновременно в школе обучалось до 50 агентов. Срок обучения установлен не был, но большинство агентов находились в школе 6 месяцев. Все курсанты школы были разбиты на 2 группы — радисты и разведчики. Обучение велось по общей программе и совместно, кроме разведдела.
Для выявления истинного настроения агентов им во время занятий разрешалось задавать вопросы в письменном виде и без подписи. Если суть вопроса не внушала полного доверия к агенту, его без труда определяли по почерку. Для этого же разрешалось слушать советские радиопередачи и вести разговоры на политические темы. В августе 1942 г. по доносу были арестованы 7 курсантов за антинемецкие высказывания. Тогда же советскими контрразведчиками были захвачены три агента-выпускника спецшколы, от них была получена информация о наличии в школе подпольной группы.
Общение курсантов с населением было запрещено, иногда агентов отпускали по личным делам в Таллин или Палдиски.
После завершения обучения агенты-разведчики направлялись в АК-104, часть агентов отбывала в разведшколу в м. Стренчи для дальнейшего обучения, остальные — забрасывались в глубокий и ближний тылы Северо-Западного, Ленинградского, Волховского и Калининского фронтов самолетами и пешим порядком. Агентов забрасывали группами по 2–3 человека и 1 радист (старший группы), некоторые группы снабжались резервными радиостанциями. Агенты, заброшенные в Архангельскую область, имели задание уведомлять по рации о прибытии и местах стоянок судов в Архангельском порту.
Летом 1942 г. 12 агентов школы были включены в состав десантной группы, сформированной из курсантов школ Мыза Кумна, Кейла Юа и Летсе. Группу пытались неоднократно перебросить на рыбацких лодках через Ладожское озеро в Ленинград.
В начале 1943 г. все агенты активно занимались лыжной, тактической и стрелковой подготовкой, тренировались захватывать ДОТы, изучали подрывное дело. В марте весь личный состав выехал в разведшколу в м. Кейла Юа, где влился в состав десантного отрада, сформированного из курсантов разведшкол в м. Кейла Юа, Мыза Кумна и Летсе. После этого школа не действовала.
8 октября 1943 г. в район Летсе были заброшены два советских контрразведчика, ранее окончившие эту школу. В их задачу входило привлечение к сотрудничеству с советскими спецслужбами патриотически настроенных лиц из числа курсантов».
«…в двух разведшколах абвера в оккупированной Эстонии. Оба этих объекта размещались в районе Таллина – в Кейла-Юа и Мыза-Кумна. Школа в Кейла-Юа под условным наименование «Лагерь №2» была сформирована 6 марта 1942 года и подчинялась разведоргану «Ревель». Немецкое название – «Abwehrnebenstelle Revel».
Этот орган был создан в середине 1939 года в Хельсинки как филиал абвера. После оккупации немцами Эстонии «Ревель» передислоцировался в Таллин. Один из филиалов данного разведоргана размещался в Риге на улице Койдула, в домах 3 и 4. Он скрывался под вывеской «Бюро по вербовке добровольцев».
Однако « Abwehrnebenstelle Revel » больше известно историкам спецслужб и специалистам как «Бюро Целлариуса» − по фамилии возглавлявшего его с 1941 года начальника. Целлариус – фигура весьма примечательная в истории германской военной разведки. Как и глава абвера адмирал Канарис, Александр Целлариус носил морскую форму. Да и звание у него было не «сухопутное»: фрегатен-капитан (капитан 2 ранга).
Целлариус как нельзя лучше подходил для своей должности начальника « Abwehrnebenstelle Revel ». Во-первых, он поднаторел в подрывной деятельности против России еще в Первую мировую. Об этом, кстати, упоминает писатель Валентин Пикуль в своем романе «Честь имею». Во-вторых, в 1939-1940 гг., вплоть до установления советской власти в республике, он был прикомандирован к разведотделу генштаба Эстонии в качестве офицера связи. Так что хорошо знал местные условия. Тесно взаимодействуя с финскими спецслужбами, Целлариус поставил на поток формирование шпионско-диверсионных групп, работавших против СССР.
Хотя в подчиненные ему разведшколы в Кейла-Юа и Мыза-Кумна любимец Канариса приезжал редко, он был полностью в курсе того, как готовилась к заброске в советский тыл группа из четырех агентов, в состав которой был включен и Стефановский. Целлариус одобрил план заброски в Архангельскую область. Задача – вывести из строя электростанцию, снабжавшую электричеством предприятия по выпуску и ремонту подводных лодок. Но главное, фрегатен-капитана и его берлинских начальников очень интересовала информация о поставках западными союзниками СССР вооружений по ленд-лизу. А точнее, эффективность действий немецких субмарин, атаковавших союзные конвои, следовавшие с военными грузами в Архангельск».
Валентин Пикуль в романе «Честь имею. Исповедь офицера Генштаба» написал о Целлариусе так:
«Энгельгардт признал, что работал на Германию с 1933 года, его резидентура засылала агентов даже на Чудское озеро, вся собранная информация поступала к главному резиденту германской разведки – Целлариусу. Я сказал, что мне нужны каналы для личной связи с Целлариусом. Энгельгардт предостерег:
– Я бы не советовал вам с ним связываться.
– Целлариус раскусит вас сразу, будто орех.
– А вот это уж не ваше дело(…)
Целлариус повел себя со мною так, будто он мой начальник, даже покрикивал, но встреча с ним была выгодна для нашей разведки, ибо заводила нас в темные дебри абвера».
«- Так вот, – продолжал я, подходя к главной цели этого допроса. – Когда ты прибудешь на место, не забудь сказать майору абвера Целлариусу, что я, старый агент российского Генштаба, а ныне ответственный работник Генштаба советского, согласен передавать абверу интересующие его сведения(…)
Вербицкий через «окно» пропущен за рубеж и, как мне стало известно, уже был принят в Миккеле, на личной даче Маннергейма, затем появился в Кенигсберге… Наверняка он доложил Целлариусу о моем желании «сотрудничать» с германской разведкой, которую я весьма охотно насыщал бы разной чепухой о вооружении РККА до тех пор, пока абвер не облопался бы ею, как удав».
Звания немецкого военно-морского флота до 1945
Университетское формирование: Команды не несли клапаны плеча (исключая морской артиллерии, эта как армия и в алое нан удар) и никакие петлицы.
Знаки различия были пронесены в левом верхнем рукаве. Сверх того, команды несли соответствующий знак карьеры как золотой Ауфнэер о знаке различия. Имелись для всех команд и унтер-офицеров, кроме всего прочего, карьеры:
— Морская служба
— Морская служба измерения
— Морская санитарно-медицинская служба
— Морская служба сигнала
— Морская государственная служба
— Карьера штурмана
— Морская артиллерия
— Матрос: никакого знака различия
Звания команды:
— Matrosengefreiter (Капрал моряков): золотой угол на темном основании
— Matrosenobergefreiter (Моряки обер-ефрейтор): 2 вдвинутых друг в друга золотых угла
— Matrosenhauptgefreiter (Матросенхауптгефрайтер): 3 вдвинутых друг в друга золотых угла
— Matrosenstabsgefreiter (Матросенштабсгефрайтер): сплетённый золотой угол, об этом золотая 4-более зубчато звезда
— Matrosenoberstabsgefreiter (Матросеноберштабсгефрайтер): 2 вдвинутых друг в друга сплетённых золотых угла и золотая 4-более зубчато звезда об этом
Звания команды немецкого морского флота
Matrosengefreiter (Капрал моряков) (1), Matrosenobergefreiter (Моряки обер-ефрейтор) (2), Matrosenhauptgefreiter (Матросенхауптгефрайтер) (3), Matrosengefreiter UA (abgeschlossen) (Сосватанный матросом кандидат унтер-офицера (заключенный)) (4), Matrosengefreiter UA (nicht abgeschlossen) (Сосватанный матросом кандидат унтер-офицера (не заключено)) (5), Matrosenstabsgefreiter (Матросенштабсгефрайтер) (6), Matrosenoberstabsgefreiter (Матросеноберштабсгефрайтер) (7)
Унтер-офицеры без Портепее
— Maat (Маат): Знаки различия: На петлице золотая поперечная полоса. Знаки карьеры: Боцманмат (золотых якорей)
— Obermaat (Верховный маат): Звание: На петлице 2 золотых поперечных полосы. Знаки карьеры: Верховный боцманмат
(золотой якорь, под ним золотой угол)
— Maat (Маат): Знаки различия: На петлице золотая поперечная полоса. Знаки карьеры: Маат штурмана
(золотой двойной якорь)
— Obermaat (Верховный маат): Звание: На петлице 2 золотых поперечных полосы. Знаки карьеры: Верховный маат штурмана
(золотой двойной якорь, под ним золотой угол)
Унтер-офицеры без Портепее немецкого морского флота
Bootsmannsmaat (Боцманмат) (7), Oberbootsmannsmaat (Верховный боцманмат) (8), Steuermannsmaat (Маат штурмана) (9), Obersteuermannsmaat (Верховный маат штурмана) (10)
Унтер-офицеры с Портепее
Унтер-офицеры с Портепее несли как армию клапанам плеча с нашивкой и звездами, причем нашивка была золотая. Кроме того, они несли на клапанах плеча соответствующий знак карьеры. Унтер-офицеры с Портепее карьеры штурмана назывались штурманом, верховным штурманом и т. д. В морской карьере звания фельдфебеля назывались как указано ниже:
— Bootsmann (Боцман): звезда и знак карьеры
— Stabsbootsmann (Боцман штаба): 2 звезды и знаки карьеры, звезды рядом
— Oberbootsmann (Верховный боцман): 2 звезды и знаки карьеры, звезды друг над другом
— Stabsoberbootsmann (Боцман официанта штаба): 3 звезды и знаки карьеры
Кандидат офицера в степени унтер-офицера
— Seekadett (Курсант военно-морского училища): круглая золотая нашивка, в том числе для офицеров морского флота типичную 5-зубчатую золотую т. н. морскую звезду
— Fähnrich zur See (Прапорщик к морю): Кусок плеча как офицеров, его, однако, меньше выведено и без звезд
— Oberfähnrich zur See (Верховный прапорщик к морю): как прапорщик, но с 2 4-зубчатыми звездами.
Кроме того, верховные прапорщики несли кепку офицеров.
Кандидат офицера в степени унтер-офицера немецкого морского флота
Bootsmann (Боцман) (1), Stabsbootsmann (Боцман штаба) (2), Oberbootsmann (Верховный боцман) (3), Stabsoberbootsmann (Боцман официанта штаба) (4), Fähnrich zur See (Прапорщик к морю) (5), Oberfähnrich zur See (Верховный прапорщик к морю) (6)
Куски плеча военно-морского флота соответствовали у всех офицеров им в армии, причем основание было синее. Петлицы выпадали. Офицеры морской службы несли уже упомянутую морскую звезду о полосе в костюме. Сверх того, имелись для офицеров карьеры:
— Техническая служба: золотая шестерня
— Санитарно-медицинская служба: золотой Эскулапштаб
— Морская служба оружия: перекрещенные золотые трубы
— Блокировочная служба оружия: золотой Райсе
— Морская служба информации: золотая молния
— Морская артиллерия
Звания офицера:
— Leutnant zur See (Лейтенант к морю): никакой звезды. Рукав: шириной как средство полоса
— Oberleutnant zur See (Старший лейтенант к морю): золотая звезда. Рукав: 2 шириной как средство полосы
— Kapitänleutnant (Лейтенант капитана): 2 звезды. Рукав: 2 шириной как средство полосы, между тем тонкая полоса
— Korvettenkapitän (Капитан третьего ранга): никакой звезды. Рукав: 3 шириной как средство полосы
— Fregattenkapitän (капита́н второ́го ра́нга): золотая звезда. Рукав: первоначально 4 шириной как средство полосы, для с 1 августа 1940 отправленные 3 шириной как средство полосы; с 1 апреля по 1 июля 1944 шириной как средство полоса, тонкая полоса и 2 шириной как средство полосы.
— Kapitän zur See (Капитан к морю): 2 золотые звезды. Рукав: 4 шириной как средство полосы
Офицеры немецкого морского флота
Kapitän zur See (Капитан к морю) (8), Fregattenkapitän ab Herbst 1944 )Капитан второго ранга с осени 1944) (9), Fregattenkapitän bis Herbst 1944 (Капитан второго ранга до осени 1944) (10), Fregattenkapitän (капита́н второ́го ра́нга) (11), Korvettenkapitän (Капитан третьего ранга) (12), Kapitänleutnant (Лейтенант капитана) (13), Oberleutnant zur See (Старший лейтенант к морю) (14), Leutnant zur See (Лейтенант к морю) (15)
Адмиралы несли те же самые куски плеча как генералы армии, но с синим основанием. Петлицы выпадали также здесь.
— Kommodore (Коммодор)
— Konteradmiral (Контр-адмирал)
— Vizeadmiral (Вице-адмирал)
— Admiral (адмирáл)
— Generaladmiral (Генеральный адмирал)
— Generaladmiral Oberbefehlshaber (Генеральный адмирал главнокомандующий)
— Großadmiral (Гросс-адмирал)
Адмиралы немецкого морского флота
Kommodore (Коммодор) (7), Konteradmiral (Контр-адмирал) (6), Vizeadmiral (Вице-адмирал) (5), Admiral (адмирáл) (4), Generaladmiral (Генеральный адмирал) (3), Generaladmiral Oberbefehlshaber (Генеральный адмирал главнокомандующий) (2), Großadmiral (Гросс-адмирал) (1)