коррекция физиологического и фонационного дыхания какой этап
Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития физиологического и фонационного дыхания у детей дошкольников»
Елизавета Медведева
Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития физиологического и фонационного дыхания у детей дошкольников»
Физиологическое и фонационное дыхание
Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на всех детей-логопатов, а также детей с хроническими заболеваниями лор-органов.
Дыхательные и голосовые упражнения
Цель дыхательных упражнений – формирование правильного диафрагмального дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.
У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих детей и у детей с патологией лор-органов необходимо сначала сформировать правильное физиологическое дыхание, так как у них вдох и выдох ослаблены и как следствие, речь приглушенная: не хватает силы воздушной струи для проговаривания ряда звуков родного языка. Кроме того, таким детям трудно на одном выдохе произносить длинные фразы, что часто приводит к нарушению плавности речи (ребенок вынужден «добирать» воздух по середине фразы).
Развитие дыхания включает в себя работу над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, то и осуществляется на логопедических, музыкальных и физкультурных и других занятиях (сначала без речи – формируется физиологическое дыхание, а затем с речью – воспитывается речевое дыхание).
Работа над дыханием может предварять пение песен (муз. занятие, а может быть и самостоятельным видом работы на других занятиях и во время закаливающих процедур. Ниже предлагаются упражнения на развитие диафрагмально–брюшного дыхания, выработку продолжительного речевого выдоха, тренировку согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
Сначала дыхательные упражнения выполняются лежа (в этом положении легче правильно дышать, держать паузу, а затем в положении сидя, стоя. Во время вдоха, если ребенок лежит, брюшная стенка должна подниматься вверх; если сидит или стоит – выдвигаться вперед, при выдохе живот должен втягиваться.
(Рекомендуется проводить во время закаливающих процедур после дневного сна).
В фонетической ритмике используется следующие исходные упражнения для автоматизации дыхания, коррекции неправильного физиологического дыхании:
встать, ноги вместе руки опущены, встать, ноги вместе, левую руку положить на область диафрагмы, правую отвести в сторону. Это помогает сконцентрировать внимание на работе мышц дыхательного аппарата. В дальнейшем дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, поворотами туловища, наклонами вправо, влево, наклонами и поворотами головы. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Начинать необходимо с 3 – 4-х поворотов. Часть упражнений сопровождается счетом, а другая часть может выполняться под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ кратким пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движения каждого ребенка.
Упражнения на развитие физиологического дыхания
«Поиграем животиками»
Вариант 3. То же, но в положении сидя на стуле.
Упражнения с дозированным сопротивлением
Вариант 1. Дыхание в положении лежа на спине с дозированным сопротивлением, которое оказывают руки педагога, расположенные в области живота (в области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки).
Вариант 2. Дыхание в положении лежа с укладыванием на область живота (его верхнего квадрата) мешочка с песком весом 0,5-1 кг
Вариант 3. То же, но с использованием надувных игрушек, мячей.
Вариант 2. Дети принюхиваются к воображаемому предмету (имитируют щенка, ищущего лакомство, котенка, почувствовавшего опасность, и т. д.).
«Носик и ротик поучим дышать!»
Ребенок учится контролировать вдох и выдох, осуществляя их разными способа-ми: вдох и выдох через нос, вдох через нос, выдох через рот, вдох через нос, выдох через правую (левую) ноздрю, вдох через рот, выдох через нос, вдох и выдох через рот.
Сделав вдох через нос, ребенок постепенно и медленно выдыхает воздух через рот, произнося звук «а» (без голоса). Выдох контролируется: левая рука на животе (живот втягивается, правую руку надо поднести ко рту тыльной стороной ладони, чтобы почувствовать теплую воздушную струю.
Сначала педагог показывает детям, как надо дуть: спокойно, медленно, продолжительно, не надувая щек, так чтобы игрушка (плоскостной утенок, выполненный по принципу палатки) заскользила (побежала) по поверхности стула или стола, но не упала. Потом каждый ребенок делает то же самостоятельно.
«Дуем, дуем, задуваем!»
Вариант 2. Дети встают в круг, держа в руке пособие, руки опущены. На вступление поднимают руки и плавно покачивают ими над головой в такт музыке.
На сильную долю каждого такта I части дети дуют на пособие.
На такты // части бегут по кругу на носочках, держа пособие перед собой («летят» за ним).
Когда упражнения по развитию и коррекции физиологического дыхания будут освоены, переходим к работе над фонационным дыханием. Сначала при выполнении этих упражнений левая рука ребенка должна находиться на диафрагме, правая выполнять плавное простое движение в воздухе. Затем движения сопровождаются более сложными двигательными сериями.
Упражнения на развитие фонационного дыхания
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепотку, у левой щеки, а затем начинают опускать ведущую руку вниз, имитируя движения плетения пряжи, одновременно пропевая гласный звук («тянут длинную нить»). Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую звуковую ниточку (до 1 секунды, а затем длинную звуковую нить (от 3 до 6 секунд).
«Клубок для котенка»
Дети имитируют наматывание звуковой нитки на клубок с пропеванием гласных звуков. В процессе автоматизации звуков предлагаем ребенку наматывать ниточку на клубочек и тянуть согласные звуки: с, з, ш, ж, р.
Детям дают задание называть цвета, числа, дни недели с условием, что каждый следующий ребенок повторяет то, что сказал предыдущий, и продолжает ряд.
Дети сидят вокруг стола, на котором разложены игрушки или музыкальные инструменты. Педагог шепотом называет один из них рядом сидящему ребенку, тот также шепотом передает это название следующему и так далее (по цепочке). Последний ребенок подходит к столу, берет названный предмет и громко называет его.
Педагог показывает детям, как можно изменить высоту голоса, произнося по слогам фразу: «Вот иду я вверх (голос повышается, вот иду я вниз (голос понижается)». Упражнение выполняется как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Пение песен, чистоговорок
Пение очень полезно для детей: оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос, певческую интонацию и слуховые и мышечные ощущения. Кроме того, пение поднимает настроение, развивает художественный вкус и творческие способности.
Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.
Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.
Игры на развитие физиологического дыхания «Осторожные птицы». Цель. Закрепление представлений по теме «Птицы» Оборудование. Музыкальные духовые игрушки: дудочки, саксофоны и т. п.
Консультация для родителей и педагогов «Игры-упражнения для развития воображения детей с ОВЗ» 1. Некукольный театр. Соберите коробку разнородных предметов домашнего обихода – дуршлаг, коробку из-под обуви, бумажные стаканчики, фонарик,.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.
Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей». В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь.
Упражнения для развития дыхания для младшего дошкольного возраста 1. Снежинки Возьмите кусочек ваты, порвите её на маленькие (кусочки) снежинки. Положите маленькие снежинки на одну руку (на обе руки). Снежинки.
Коррекция физиологического и фонационного дыхания какой этап
Ермакова Виолетта Валентиновна.
Аннотация. В статье приводятся краткие характеристики нарушения голоса при ринолалии. Предлагается обзор фонопедических приемов, используемых при коррекции ринолалии различными авторами.
Ключевые слова: ринолалия, фонопедия, резонанс, резонирование, ортофонический метод.
В последние годы область применения фонопедии значительно расширилась. Явно обозначилась необходимость не только устранения собственно голосовых расстройств, но и голосовых нарушений, входящих в структуру речевого дефекта при ринолалии, дизартрии, заикании.
Нарушения голоса при ринолалии одновременно может быть и органическим и функциональным. При врожденных незаращениях неба голос нарушается значительно: у него назализирован тембр, снижена сила, выражена осиплость. Нарушение баланса ротового и носового резонирования обусловлено органической причиной – расщелиной неба; все другие признаки дефекта голоса являются функциональными и развиваются постепенно. И.И. Ермакова указывает три причины функциональной недостаточности голосового аппарата у подростков и взрослых с небными расщелинами:
функциональные изменения в мышцах неба и глотки, которые в норме являются рефлекторными возбудителями голосовых складок;
формирование артикуляции некоторых звонких согласных лирингеальным способом;
характерологические особенности людей с расщелинами.
По данным исследований И.И. Ермаковой [4, c. 8] у 70 – 80% людей с врожденными расщелинами неба отмечается функциональные расстройства в виде гипотонуса голосовых складок и фонастении. Звучание голоса и механизм фонации при расщелинах неба настолько специфичны, что М. Зееман [5, с. 100–112] выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство и назвал его палатофония. А современная фониатрия вообще классифицирует ринолалию как голосовое расстройство.
Логопедическая работа по коррекции ринолалии начинается в детском возрасте и на ранних этапах представляет собой не что иное, как специально подобранные фонопедические упражнения. К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции неба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и неба. После операции работа над голосом включает в себя дыхательную гимнастику, удлиняющую выдох, активизирующую подвижность диафрагмы, усиления небно-глоточного смыкания, постановки сбалансированного резонанса, выработки правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, кроме того, компенсации расстройства двигательной функции гортани. Такая работа подчинена общедидактическим принципам: последовательности, систематичности, активности, мотивированности, в ней также необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
В фонопедической работе при коррекции ринолалии выделяют три этапа: подготовительный; формирование нового механизма голосообразования; закрепление и автоматизация речевого стереотипа.
Первый этап – ослабление патологических связей, подготовка дыхательного и голосового аппарата к последующим голосовым упражнениям. На данном этапе целесообразно применение дыхательной гимнастики для дифференциации носового и ротового выдоха, физиомеханотерапевтического воздействия на мышцы мягкого неба, задней стенки глотки, массаж мягкого неба, а также психотерапии.
Второй этап – формирование навыков речевого дыхания, нового стереотипа голосообразования. Особое внимание на втором этапе уделяют специфическим приемам, направленным на активизацию движений мягкого неба при нарушениях носового резонанса. Работа над резонированием играет огромную роль при коррекции ринолалии и включает в себя несколько составляющих:
настройка резонаторно-артикуляционной системы с помощью слуховых и вибрационных ощущений;
укрепление резонаторно-артикуляционной системы;
совершенствование системы резонирования звучания.
Следующее направление работы на втором этапе фонопедической коррекции это расширение диапазона звучания:
развитие силы голоса;
развитие высоты голоса;
развитие тембра голоса;
совершенствование интонационной стороны речи.
Третий этап – закрепление полученных навыков.
У детей с ринолалией, как правило, недостаточная активность грудного резонирования. В этом случае рекомендованы голосовые упражнения с произношением гласных звуков а, э, о, и, у с ориентацией на степень подъема и напряжения небной занавески, которые усиливают искусственно вызванной вибрацией (например, постукиванием по грудной клетке). По методике И.И. Ермаковой ребенок повторяет гласные за логопедом. Логопед произносит гласные громко, но не напряжено, на мягкой атаке, с открытым звучанием. Количество гласных в сочетании постепенно увеличивается до трех звуков. Произнесение гласных проводится в порядке ориентации на степень подъема небной занавески.
Увеличение силы голоса и расширение его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Начиная с распевания терций или трезвучий. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок. Применение вокальных упражнений в коррекционной работе с детьми с небно-глоточной недостаточностью основано на филогенетической и функциональной связи мягкого неба и гортани. При пении мышечный тонус неба резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое небо рефлекторно поднимается и примыкает к задней части глотки. Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют: меняют тональность, поют то тихо, то громко.
У детей с ринолалией полностью отсутствует опыт многих примитивных действий: дутья, прорыва смычек, ощущения повышенного давления внутри рта и т. д., что значительно снижает формирование навыков самоконтроля. В этом плане уникальна система В.В. Емельянова [3, с. 37–39]. Упражнения выстроены по принципу от простого к сложному и базируются на том, что активизация голосовой функции приводит к формированию новых каналов обратной связи, неосознаваемых для самого ребенка, при помощи которых будет эффективна работа над коррекцией звукопроизношения.
После вокальных упражнений определяется основной, наиболее естественный тон голоса ребенка. Определение наиболее удобного тона происходит при повторении ребенком за логопедом по подражанию звука «м» на разной высоте, с фиксацией внимания на носовом резонансе и мягкой голосовой атаке. Задача логопеда – дать ребенку почувствовать и запомнить этот тон, который станет для него опорным. Выбор фонемы «м» как исходной при постановке голоса определяется ее физиологической основой, удобной для правильной фонации. При произнесении «м» с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка, небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но потом удлиняют звучание.
Как только дети начнут ощущать кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, можно приступать к последующим упражнениям.
Очень важно, что коррекция звукопроизношения у детей с ринолалией будет успешной только, если ей предшествует фонопедическая коррекция.
Наиболее эффективным методом реабилитации детей с ринолалией является ортофонический метод, предложенный Е.С. Алмазовой [1, c. 182], составной частью которого является фониатрическое воздействие. Основной целью ортофонического метода является восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, получение громкого, звонкого, «полетного» звучания голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка.
Коррекция физиологического и фонационного дыхания какой этап
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дыхание является физиологическим базисом речевой деятельности. Именно от него зависит сила голоса и способность к смене интонаций.
Статья:
Дыхание является физиологическим базисом речевой деятельности. Именно от него зависит сила голоса и способность к смене интонаций. Цель речевого дыхания заключается во взаимосвязи дыхания с артикуляцией и голосообразованием. Кроме того, правильное физиологическое и речевое дыхание способствует общему оздоровлению и является одним из элементов произвольной саморегуляции.
Как показывает практический опыт логопедии дети с нарушением речи не всегда перед началом фразы делают правильный вдох и зачастую начинают говорить с остаточного выдоха. Обучение диафрагмальному дыханию производится поэтапно (цикл упражнений подразделяется на фазы).
Дыхательные фазы содержат равное количество секунд — от 3 до 7. Начинать работу следует с 3-секундных фаз, постепенно удлиняя до 7.
В зависимости от возрастных и индивидуальных физиологических возможностей длительность вдоха и выдоха могут быть различны.
Развитие четырехфазного диафрагмального дыхания
Постановка и развитие у детей речевого дыхания происходит на всех логопедических занятиях в процессе развития общеречевых умений и навыков. Данную работу можно структурировать следующим образом:
Постановка четырехфазного дыхания осуществляется в положении лежа на спине, желательно сразу после сна в хорошо проветренном помещении. Ребенок помещается на ровную поверхность, одна его рука кладется на диафрагму, другая — на грудь. Поверх логопед кладет свои руки. При выдохе слегка нажимают руками на область диафрагмы, далее на грудную клетку. При вдохе руки «отпускают» сначала диафрагму, затем грудную клетку. Ни в коем случае не следует переутомлять ребенка и не допускать резких действий.
В дальнейшем логопед контролирует правильность выполнения упражнения с помощью своих рук. Необходимо следить за тем, чтобы верхний плечевой пояс находились в расслабленном состоянии. Дыхательное упражнение выполняют под счет до трех. Постепенно длина фаз увеличивается до 7 секунд.
С детьми, имеющими ярко выраженные дыхательные расстройства, следует применять метод «парадоксального дыхания»: на вдохе живот и грудная клетка прижимаются руками, приподнимая диафрагму и опуская ребра. На выдохе живот медленно наполняется вдыхаемым воздухом, отодвигая диафрагмальную мышцу вниз. После того как ребенок несколько раз выполнил такое упражнение, можно поинтересоваться у него, удобно ли так дышать, и после чего вернуться к правильной технологии дыхания.
Дифференциация носового и ротового дыхания
После того как навык диафрагмального дыхания сформирован в положении лежа, затем сидя, выполняются следующие упражнения (по четырехфазной схеме).
В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания можно тренировать при выполнении физических упражнений (махи руками, ходьба, легкий бег, наклоны, повороты туловища и др.)
Физиологическое дыхание осуществляется непроизвольно. Основная его функция — это выполнение газообмена в клетках тканей организма человека.
Отличие физиологического дыхания от речевого (таблица)
Фонационное, или речевое, дыхание отличается ритмикой. Если при физиологическом дыхании пропорции вдоха и выдоха соответствуют 1:1, то при фонационном происходят изменения в соотношении 1:10, 1:15.
Развитие речевого дыхания у дошкольников
Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя внимание постановке правильного речевого дыхания малыша в раннем детстве, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. В этой статье мы расскажем Вам об особенностях речевого дыхания и о способах его развития у детей дошкольного возраста.
Особенности речевого дыхания у дошкольников
Речевое дыхание у детей дошкольного возраста отличается от дыхания взрослых людей и имеет свои особенности:
Недостаточное развитие дыхательного аппарата. Если вдох и выдох слабые, то речь ребенка будет звучать тихо и неразборчиво. Иногда из-за нехватки воздуха дети не договаривают фразы до конца. Бывают случаи, когда малыш пытается успеть произнести всю фразу на вдохе, поэтому говорит быстро и не соблюдает логических пауз. Слабое развитие дыхательного аппарата может быть связано с наличием у ребенка хронических заболеваний дыхательных путей, таких как синуситы и гаймориты, а также малоподвижным образом жизни.
Нерациональное распределение выдыхаемого воздуха. У детей, которые недавно научились говорить, часто запас воздуха заканчивается на первом слоге, поэтому конец слова или фразы они произносят значительно тише или вовсе «проглатывают».
Неумение распределить дыхание по словам. Чтобы восполнить запах воздуха, ребенку приходится брать паузу, во время которой он может забыть, о чем он хотел сказать.
Из-за неправильно выдыхаемого воздуха могут искажаться звуки речи.
Речевое дыхание у большинства детей дошкольного возраста несовершенно. Но зачастую родителям сложно это заметить из-за того, что они общаются с малышом постоянно.
Существуют примерные нормы количества произносимых на выдохе слов, на которые можно ориентироваться при оценке речевого дыхания малыша:
Возраст ребенка
Количество слов на выдохе
Как правильно дышать?
При диагностике речевого развития логопеды всегда обращают внимание на то, как ребенок дышит во время разговора, какой силы и продолжительности его вдохи и выдохи, как он расставляет паузы. Формирование речевого дыхания – это один из первых этапов коррекционной работы с малышом, имеющим какие-либо речевые нарушения. Правильное речевое дыхание имеет следующие признаки:
Развитие речевого дыхания тесно связано с функционированием физиологического дыхания.
Физиологическое дыхание
Речевое дыхание
Вдох и выдох осуществляется одним импульсом.
Вдох осуществляется одним импульсом, выдох – несколькими (в зависимости от содержания высказывания).
Только научившись правильно дышать (глубокий короткий вдох и плавный длинный выдох) ребенок сможет в полной мере овладеть своим голосом. Наиболее эффективными методами работы с дошкольниками являются дыхательные упражнения. Условно их можно разделить на две большие группы, в зависимости от их цели:
Развитие речевого дыхания у дошкольников позволяет:
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
Очень важно дозировать количество дыхательных упражнений и выполнять их в умеренном темпе, чтобы избежать гипервентиляции.
Упражнения для развития силы и длительности выдоха
Следите за тем, чтобы ребенок делал плавные и длительные выдохи. Постепенно усложняйте упражнения, увеличивая расстояние между лицом и сдуваемым объектом.
Упражнения для отработки правильного произношения звуков и слогов
Чтобы научить малыша правильно произносить гласные и согласные звуки, слоги и звукосочетания, нужно тренировать их произнесение на одном выдохе. Предложите крохе спеть «песенки», имитирующие различные звуки:
Чтобы увлечь ребенка, создайте игровую ситуацию, используя на занятиях любимые игрушки малыша. Подкрепляйте речь соответствующими действиями, и пусть кроха повторяет за Вами.
Выводы
Формирование речевого дыхания – важнейший этап на пути становления связной и правильной речи дошкольника. Наиболее эффективным способом его развития у детей дошкольного возраста являются дыхательные упражнения, которые способствуют формированию плавного и достаточно длительного выдоха и отработке произнесения звуков и слогов.
Заключение
Ускорить процесс развития речи у детей дошкольного возраста помогут систематические занятия с логопедом. Специалисты детского Монтессори-центра «Созвездие» также обязательно поделятся с Вами идеями интересных логопедических игр и упражнений и помогут Вашему малышу говорить красиво и четко. Вы всегда рады видеть Вас в нашем клубе!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения