Акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (Нижний Тагил) входит в Концерн «Уралвагонзавод». На протяжении многих лет лидирует в отечественном грузовом железнодорожном машиностроении. Предприятие известно в мире как производитель бронетанковой техники.
Днём рождения Уралвагонзавода считается 11 октября 1936 года, когда с его конвейера сошли первые грузовые полувагоны. Сегодня один из крупнейших научно-производственных комплексов России включает в себя металлургическое, вагоносборочное, механосборочное, ремонтно-механическое, инструментальное и другие производства, позволяющие обеспечивать замкнутый цикл выпуска продукции. Четыре конструкторских бюро, в том числе головное в отрасли грузового вагоностроения, и два института дают возможность корпорации осваивать современные технологии, успешно разрабатывать и внедрять в серийное производство новые модели транспорта и спецтехники.
В проходящей полномасштабной реконструкции производства корпорация сотрудничает с ведущими отечественными и мировыми фирмами. На эти цели ежегодно инвестируется от полутора до двух миллиардов рублей собственных и привлеченных средств. Динамично развиваясь, Уралвагонзавод добился устойчивости, которая позволяет и в кризисные времена успешно двигаться по намеченному курсу.
Генеральными партнерами Уралвагонзавода являются крупнейшие отечественные перевозочные компании, а также Министерство обороны РФ и ОАО «Рособорнэкспорт».
Миссия акционерного общества предусматривает улучшение качества жизни заводчан. Для достижения этого во всех структурных подразделениях активно улучшаются условия труда, развивается социальная сфера – дворцы культуры, водного и ледового спорта, стадион, медицинские учреждения, базы отдыха.
На Уралвагонзаводе выполняется ряд социально значимых программ, охватывающих все стороны жизни трудящихся. Это профилактика и лечение заболеваний, оздоровление и отдых, в том числе и детей, развитие физкультуры и спорта, организация досуга, поддержка ветеранов и молодежи.
ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“ имени Ф.Э. Дзержинского»
Тип
Грузовые вагоны, цистерны, танки, трактора, экскаваторы, погрузчики и запасные части к ним
90 млрд руб. (2011 год)
10 млрд руб. (2011 год) [1]
27,6 тыс. человек (2010 год)
ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“ имени Ф. Э. Дзержинского» — российская корпорация, занимающаяся разработкой и производством военной техники, дорожно-строительных машин, железнодорожных вагонов. В корпорацию входят научно-исследовательские институты, конструкторские бюро и производственные предприятия. Головное предприятие — завод «Уралвагонзавод», расположенный в Нижнем Тагиле Свердловской области. 100 процентов акций корпорации принадлежат государству.
Содержание
История
«Уралвагонзавод» был создан во время пятилетки 1931—1936 годов. С 1936 года носит название «Уральский вагоностроительный завод». Изначально производил тяжёлые железнодорожные вагоны — первый вагон выпущен 11 октября 1936 года.
В послевоенное время завод снова сосредоточился на производстве вагонов, но быстро расширил свою деятельность и начал выполнять заказы военного, сельскохозяйственного, строительного и авиационно-космического характера. 19 марта 1946 года началось производство большегрузных платформ. В 1947 году завод приступил к производству полувагонов, в 1948 году — крытых вагонов. Опыт конвейерного производства танков, новейшие технологии, оборудование были использованы в период восстановления вагонного производства на «Уралвагонзаводе».
В 1952 году «Уралвагонзавод» получил задание на производство железнодорожных цистерн для транспортировки жидкого кислорода. В начале 60-х годов КБ криогенного машиностроения «Уралвагонзавода» совместно с учеными ВНИИ криогенного машиностроения разработали изотермические цистерны на основе вакуумно-порошковой изоляции. На этой основе на «Уралвагонзаводе» за 50—80-е годы XX века разработаны десятки модификаций изотермических железнодорожных и стационарных цистерн, широко использующихся в различных отраслях промышленности.
В 50-е — 60-е годы заводом были созданы и выпускались танки Т-54, Т-55, Т-62 и их модификации.
На «Уралвагонзаводе» был разработан и с 1974 года производится танк третьего поколения Т-72 — один из лучших танков второй половины XX века, состоящий ныне на вооружении в армиях нескольких десятков стран мира.
В 1974 году с конвейера сошёл последний вагон с деревянной обшивкой.
С 1984 года завод носит название «Уралвагонзавод».
В 2010 году в Корпорации был создан центр корпоративного управления (ЦКУ), основной функцией которого является управление предприятиями, входящими в интегрированную структуру ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“», а также всеми остальными дочерними и зависимыми обществами.
Слияния и поглощения
Собственники и руководство
Директора
Деятельность
Показатели деятельности
В 2009 году выручка компании составила 36,3 млрд руб., чистый убыток — 7,2 млрд руб. [24]
Один из крупнейших машиностроительных комплексов России
В линейку продукции предприятий интегрированной структуры УВЗ, входят изделия самого разнообразного назначения для армии, железных дорог и городской инфраструктуры, дорожно-строительного и сельского хозяйства, космической, авиационной и нефтегазовой промышленности.
Генеральный директор концерна – Александр Валерьевич Потапов.
История концерна
В 2007 году вышел указ президента России о создании корпорации на базе нижнетагильского Уралвагонзавода. Решение об объединении предприятий было принято «в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала в создании перспективных комплексов бронетанкового и артиллерийского вооружения, рационализации оборонного производства и повышения конкурентоспособности производимой продукции».
В конце 2016 года в соответствии с указом президента Российской Федерации АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» вошло в состав Госкорпорации Ростех.
В 2020 году в соответствии с решением наблюдательного совета Госкорпорации Ростех АО «Концерн «Уралвагонзавод» определено головной организацией холдинговой компании, в состав которой включены АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле и другие предприятия, ранее входившие в его периметр.
На сегодняшний день в интегрированную структуру УВЗ входит более 25 промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Своими инновационными разработками концерн вносит весомый вклад в развитие отечественного машиностроения.
К 100-летнему юбилею танковой промышленности России, который отмечается в 2020 году, Уралвагонзавод выпустил более 100 тысяч танков. Кроме того, было произведено свыше 1 млн 100 тыс. железнодорожных вагонов, большое количество другой техники, которая по достоинству оценена потребителями как в России, так и за рубежом.
Концерн Уралвагонзавод – единственный в России производитель танков. Холдинг, являясь одним из крупнейших производителей инновационных вагонов повышенной грузоподъемности, также выпускает широкую линейку специализированных изделий, многие из которых уникальны: вагоны-хопперы, вагоны-термосы, лесовозы, платформы для атомной промышленности, цистерны для нужд российской космической отрасли. Важное направление деятельности концерна – выпуск полностью низкопольных трамваев на инновационной тележке собственной разработки.
Концерн сегодня
За последние несколько лет концерн «Уралвагонзавод» сделал огромный шаг вперед, продемонстрировав высочайший научно-технический и кадровый потенциал. Сегодня УВЗ котируется в международных рейтингах производителей вооружений и военной техники, показав самый быстрый рост среди предприятий российского ОПК.
В настоящее время, кроме новейших боевых машин на платформе «Армата», специалистами УВЗ разработаны и успешно испытываются такие перспективные системы, как САУ «Коалиция-СВ», система ПВО «Деривация», орудия и минометы «Дрок», «Флокс» и «Магнолия». Военные изделия марки «УВЗ» оказали беспрецедентное по своей значимости влияние на развитие оборонно-промышленной отрасли и мирового вооружения, стимулировали развитие смежных отраслей.
Уралвагонзавод не останавливается на достигнутых успехах. Перед концерном стоят сложные задачи по созданию перспективных изделий как военного, так и гражданского назначения, укреплению существующих позиций и завоеванию новых рынков.
В состав холдинга входят:
АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского»
Волчанский механический завод – филиал АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э. Дзержинского.
Рубцовский филиал АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»
АО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения»
ООО «Уральское конструкторское бюро вагоностроения»
АО «Омский завод транспортного машиностроения»
АО «Всероссийский научно-исследовательский институт транспортного машиностроения»
АО «Уральский завод транспортного машиностроения»
АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения»
ООО «Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК»
АО «ЦНИИ «Буревестник»
АО «НПО «Электромашина»
АО «Машиностроительная компания «Витязь»
АО «Томский электротехнический завод»
АО «Научно-исследовательский институт двигателей»
АО «Центральный научно-исследовательский институт материалов»
АО «Муромское специальное конструкторское бюро»
АО «61 бронетанковый ремонтный завод»
АО «560 бронетанковый ремонтный завод»
АО «81 бронетанковый ремонтный завод»
АО «192 Центральный завод железнодорожной техники»
Строительство Уралвагонзавода началось в 1931 году в системе Урало-Кузбасского военно-промышленного центра.
11 октября 1936 года с конвейера сошли первые большегрузные вагоны. Этот день считается днём рождения предприятия. Только за предвоенный период Уралвагонзавод изготовил 35 400 платформ, полувагонов (гондол), крытых вагонов. Это в два раза больше, чем выпустили все вагоностроительные предприятия СССР за годы первой и второй пятилеток.
В августе 1941 г. по решению Государственного комитета обороны на базе Уралвагонзавода и 12 эвакуированных предприятий был создан Уральский танковый завод № 183 им. Коминтерна. Всего за 2 месяца производство было перестроено на выпуск военной продукции. Практически каждый третий танк, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. Всего за годы войны на площадях УТЗ было собрано 25 тысяч боевых машин. Это больше, чем на всех заводах Германии (23 тыс. танков), вместе взятых.
За вклад в победу коллектив УТЗ № 183 им. Коминтерна был награждён орденами Трудового Красного Знамени (1942), Красного Знамени (1943), Отечественной войны 1 степени (1945). В 1944 г. танковое КБ награждено орденом Ленина.
С танка Т-34 фактически началась отечественная конструкторская школа танкостроения, которая развилась и окрепла в стенах Уралвагонзавода. Послевоенные танки от Т-44 до Т-62 сохраняли боевые традиции «тридцатьчетверки». Огонь, броня, маневр воплощены в самом массовом танке современности Т-72, составляющем основу сухопутных войск многих стран мира. За его создание и организацию производства Уралвагонзавод был награждён орденами Ленина (1970) и Октябрьской Революции (1976).
Новая генерация российских танков – ракетно-пушечный танк Т-90С с реактивной броней и оптико-электронной системой подавления огня по совокупности боевых и технических характеристик не только не уступает лучшим танкам других стран, но и по многим параметрам их превосходит.
Продолжением конструкторской мысли танкостроителей стали машины технического обеспечения инженерного вооружения, которые используются не только в военных, но и в мирных целях: помогают в ликвидации последствий аварий, катастроф, землетрясений.
Около 100 тысяч единиц бронетехники выпущено УВЗ, начиная с 1941 года, – и это безусловный мировой рекорд в танкостроении.
Cегодня УВЗ – многопрофильное машиностроительное объединение, выпускающее около 200 видов продукции.
На предприятии были разработаны и в 1990-е гг. введены в серийное производство самые современные образцы высокоэффективных дорожно-строительных и коммунальных машин.
В соответствии с задачами приоритетного национального проекта «Аграрно-промышленный комплекс», специалистами УВЗ был разработан и поставлен в серийное производство универсально-пропашной трактор РТМ-160. Несмотря на свой молодой возраст, он уже имеет награды престижных выставок, а главное – отлично зарекомендовал себя на полях страны.
Цистерностроение началось с криогенного производства объединения (создано в 1954 г.). УВЗ внес значительный вклад в проектирование и изготовление систем и оборудования для запуска искусственных спутников Земли (начиная с запуска первого 4 октября 1957 г.), и пилотируемых орбитальных кораблей, многоразовой космической системы «Энергия-Буран», а также участвовал в международной программе «Морской старт».
Выполнять масштабные проекты объединению помогает мощный интеллектуальный и технологический потенциал. На УВЗ сформирована сильнейшая научная школа, представленная Уральским конструкторским бюро вагоностроения, Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения, Уральским научно-технологическим комплексом, Центром исследований и испытаний материалов и другими опытно-конструкторскими подразделениями всероссийского уровня.
УВЗ – это предприятие с высокой культурой производства, основанной на сложившихся технологических и интеллектуальных традициях.
Сегодня Уралвагонзавод возглавляет интегрированную структуру, объединяющую около 40 промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро в пяти федеральных округах России и за рубежом.
Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: история и современность
Российский промышленный гигант – открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» входит в сотню крупнейших военно-промышленных компаний мира. УВЗ сегодня – единственный отечественный производитель, способный серийно выпускать танки и боевые машины на их базе, и является одним из основных исполнителей федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».
Российский промышленный гигант – открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» входит в сотню крупнейших военно-промышленных компаний мира. УВЗ сегодня – единственный отечественный производитель, способный серийно выпускать танки и боевые машины на их базе, и является одним из основных исполнителей федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года».
Сегодня научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» – это более 30 промышленных предприятий, конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, расположенных в пяти федеральных округах России и за рубежом. Объединение их началось в 2000-х годах по инициативе нижнетагильского Уралвагонзавода, который является головным предприятием машиностроительного комплекса.
ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» было создано указом президента Российской Федерации от 31 августа 2007 года. Изначально оно задумывалось как бронетанковый холдинг. Участники, вошедшие в состав корпорации, исторически работали в тесной кооперации друг с другом. Поэтому объединение стало абсолютно оправданным шагом: логично и более эффективно, когда практически все известные разработчики бронетехники и комплектаторы с наработанным опытом действуют в рамках одной корпорации. Впоследствии развитие продолжилось. В состав корпорации вошли и продолжают входить до сих пор новые участники. Сформированы дивизионы, деление на которые можно назвать условным, потому что зачастую предприятия являются многофункциональными. На промплощадках действуют производства и гражданского, и военного назначения. Всего дивизиона четыре: железнодорожной, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники, техники и оборудования для добывающей промышленности и энергетики и, конечно, спецтехники. Выпуск машин военного назначения остается ведущим направлением деятельности корпорации.
Начало
Сотрудничество предприятий, НИИ и КБ дивизиона спецтехники УВЗ началось задолго до 2007 года. Фактическим началом партнерских отношений и прототипом танкпрома стал созданный в 1932-м Спецмаштрест. Окончательно структура отрасли сформировалась в 1941 году, когда постановлением Совета народных комиссаров СССР был создан народный комиссариат танковой промышленности. В его состав вошли десятки как танкостроительных предприятий, так и ранее гражданских, например судоремонтные, станко- и вагоностроительные. В том числе и нижнетагильский Уралвагонзавод. Многим из них пришлось эвакуироваться на Урал и в кратчайшие сроки перестроиться на выпуск бронетанковой техники. Создание наркомата, перемещение и развертывание в восточных районах страны оборонной промышленности стали уникальной по своим масштабам и сложности операцией, аналогов которой не было в мире ни до, ни после Великой Отечественной.
13 сентября 1941 года в связи с приближением линии фронта к Харьковскому промышленному району вышло постановление СНК СССР об эвакуации Харьковского танкового завода № 183, Харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф. Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств начал свою работу Уральский танковый завод № 183, ставший одним из крупнейших оборонных комплексов страны.
Выбор УВЗ в качестве основного центра производства Т-34 не был случайным. Еще в середине 1940-го шел поиск предприятия-дублера для массового выпуска танков в военный период. Первоначально для этого предназначался Сталинградский тракторный завод, где в конце года уже началась их сборка. Однако Генеральный штаб Красной армии и Наркомат среднего машиностроения, возглавляемый будущим наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым, настояли на определении в качестве основного дублера Уральского вагоностроительного завода. Исходили из того, что УВЗ уже располагал мощным металлургическим производством, а также сильным энергетическим хозяйством и большими площадями сборочных цехов. Все это в соответствии с проектом еще незавершенного строительства завода могло быть существенно расширено. Для создания подобных площадей в другом месте потребовалось бы не менее 8–10 лет. Конечно, на УВЗ не было механообрабатывающих и термических цехов и сильного инструментального хозяйства, однако их можно было построить в течение нескольких месяцев. Кроме того, специалисты Харьковского завода еще в начале 30-х годов ознакомились с металлургической базой УВЗ на уровне первоначального проекта, а во второй половине 30-х предприятия занимались совместным выпуском колесных пар для вагонов.
Было привезено и установлено более трех с половиной тысяч единиц оборудования, эвакуированы около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.
С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестраивается на выпуск вагонов. Однако среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время Великой Отечественной, Уральский танковый завод продемонстрировал наибольшую эффективность. Принципы поточно-конвейерного производства предприятия как нельзя лучше подошли к технологиям массового выпуска танков. Поэтому правительственное решение о сохранении в Нижнем Тагиле танкостроения и после завершения военных действий было вполне обоснованным. Последующие танки разработаны входящим в состав корпорации Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения – правопреемником харьковского КБ. Т-54/55, самый массовый танк современности Т-72, знаменитый «летающий» Т-90 стали прорывом в мировом танкостроении и уникальной для своего времени разработкой. Все они, включая Т-34, до сих пор состоят на вооружении многих стран, а различные модификации Т-72 составляют основу сухопутных войск 40 государств мира. Можно сказать, что военные изделия УВЗ, стимулировав развитие отрасли, оказали огромное по своей значимости влияние на историю нашей страны, на процветание отечественной армии и развитие мирового вооружения. Всего около 100 тысяч единиц бронетехники выпущено Уралвагонзаводом за семьдесят лет – и это абсолютный рекорд в мировом танкостроении.
Наследники наркомтанкпрома
Во время Великой Отечественной войны еще одним производителем «тридцатьчетверок» стало другое предприятие наркомата, ныне входящее в состав корпорации УВЗ, – Омский завод танковой промышленности, сегодня – открытое акционерное общество «Конструкторское бюро транспортного машиностроения».
Конструкторское бюро транспортного машиностроения в 1942 году вместе с Ленинградским танковым заводом № 174 было эвакуировано в Омск. За годы войны выпущено семь тысяч танков. Затем, в мирное время по заказам управлений Министерства обороны специалистами КБТМ изготавливались танк Т-80, машины радиационной, химической и биологической защиты и многое другое.
В состав корпорации УВЗ ОАО «КБТМ» вошло в январе 2010 года. Сегодня это стабильное, динамично развивающееся предприятие оборонно-промышленного комплекса России, специализирующееся на выпуске продукции гражданского и оборонного значения. В рамках гособоронзаказа с головного предприятия УВЗ в Омск передана часть работ по модернизации танков Т-72, которую КБТМ успешно выполняет. Кроме того, омская площадка осуществляет ремонт по техническому состоянию танков Т-80БВ и производство и поставку в войска модернизированной транспортно-заряжающей машины ТЗМ-Т для модернизированной тяжелой огнеметной системы ТОС-1А.
Третьим предприятием Наркомата танковой промышленности и сегодня – корпорации УВЗ, где производились «тридцатьчетверки», а также тяжелые танки ИС, КВ и другие, стал Челябинский тракторный завод. Здесь было создано 13 типов новых танков и самоходных установок, шесть типов танковых дизель-моторов. Выпущено 18 тысяч танков и САУ, 48 с половиной тысяч дизель-моторов. Впервые в мировой практике танкостроения была поставлена на конвейер сборка тяжелого танка. Дизельными двигателями специального назначения ЧТЗ оснащаются все серийные танки Уралвагонзавода, в том числе Т-72 всех модификаций, Т-90А и Т-90С, а также инженерные машины БРЭМ-1, ИМР-3, самоходные гаубицы, различные колесные и гусеничные шасси. Двигатели полностью изготовлены из российских комплектующих и обладают улучшенными эксплуатационными характеристиками.
В составе корпорации – одно из старейших отечественных предприятий, которое ведет свою историю с 1817 года, – екатеринбургское ОАО «Уралтрансмаш». Сейчас это единственный завод в России, где производятся самоходные артиллерийские установки. Фундамент современного развития предприятия, как и у многих других, был заложен с началом Великой Отечественной войны, когда завод перешел на выпуск оборонной продукции. В октябре 1942 года здесь создали специальную конструкторскую группу, положившую начало Центральному конструкторскому бюро (ЦКБ) Трансмаш, ставшему в СССР и России головным КБ по созданию самоходной артиллерии дивизионно-армейского звена.
За многолетнюю историю специалистами ЦКБ разработано или модернизировано около десятка образцов военной техники. Более 20 боевых артиллерийских и инженерных изделий принято на вооружение Советской/Российской армии. Сегодня ОАО «Уралтрансмаш» является единственным отечественным предприятием по производству самоходных артиллерийских установок калибра 152 миллиметра (155 мм) – техники, широко известной и в России, и за рубежом.
Из последних разработок Уралтрансмаша – модернизированная самоходная гаубица «Мста-С». В рамках ГОЗ 2012 года екатеринбургская площадка корпорации выполняла сложнейшую задачу по ее постановке на производство и изготовлению. Кроме того, сложность этой машины вызвала необходимость проведения обучения войсковых специалистов непосредственно на предприятии. Это мероприятие было поддержано Министерством обороны России и в настоящее время организовано в соответствии с программами переподготовки.
Кроме того, в Вооруженные Силы РФ корпорацией УВЗ был поставлен такой современный образец вооружения, как подвижный разведывательный пункт ПРП-4А производства Рубцовского филиала.
В составе УВЗ открытое акционерное общество «Научно-производственное объединение «Электромашина» из Челябинска – один из крупнейших разработчиков и производителей электрооборудования и автоматизированных систем управления специального и общепромышленного назначения в России. Разработки «Электромашины» установлены на таких известных машинах, как Т-55, БМП-1, БМП-2, Т-72, Т-80, БМП-3, Т-90А. Всего насчитывается свыше 300 изделий, которые успешно применены на бронетехнике, находящейся в эксплуатации более чем в 50 странах мира.
Очевидно, что УВЗ является прямым наследником танковой промышленности СССР. Однако сегодня дивизион спецтехники корпорации включает в себя предприятия и других высокотехнологичных отраслей военной промышленности современной России.
Новые участники
Еще одна екатеринбургская площадка корпорации – открытое акционерное общество «Завод № 9». Это ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса страны по созданию и производству ствольной артиллерии. Созданные заводом артиллерийские системы, кроме России и стран СНГ, стоят на вооружении более шестидесяти стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки.
Начиная с 1942 года на Заводе № 9 создаются уникальные образцы артиллерийской техники. В годы Великой Отечественной войны он поставлял фронту буксируемые гаубицы – 122-мм орудия образца 1938-го М-30 и 152-мм орудия образца 1943-го Д-1, которые до сих пор стоят на вооружении некоторых стран. Пушками завода вооружались и самоходные установки СУ-85, СУ-100, СУ-122, ИСУ-152. Здесь была разработана артиллерия для лучших танков Второй мировой: 85-мм пушка Д-5Т для танков Т-34 и ИС-1, 122-мм пушка Д-25Т для танков ИС-2 и ИС-3.
В ОКБ-9 также были разработаны 122-мм гаубица 2А31 и 152-мм гаубица 2А33 для первых современных отечественных самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация», первые отечественные пушки с самодвижением 57-мм СД-57 и 85-мм СД-44. И такое всемирно известное орудие, как 122-мм гаубица Д-30 (2А18) с круговым обстрелом. Ее модификация – 122-мм гаубица Д-30А (2А18М) – одна из самых распространенных в мире. Одно из новейших изделий артиллерии Российской армии – гаубица 2А61. Кроме классических образцов ствольной артиллерии для защиты кораблей Военно-морского флота от подводных лодок и атакующих торпед на «девятке» поставлены на производство реактивные бомбометные установки РБУ-6000 (37УМ) и РБУ-1000 (38УМ).
Также новым участником корпорации является ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ» – одно из крупнейших предприятий, производящих авиационное электрооборудование. Свою историю завод ведет с 1931 года, когда в Кирове было начато строительство предприятия сугубо мирного профиля – фабрики учебных пособий. В октябре 1940-го предприятие передали в Наркомат авиационной промышленности для организации на нем производства авиационного электрооборудования. А с началом войны на территорию Кировского агрегатного завода прибыли два московских завода: имени Лепсе и имени Дзержинского. 5 ноября 1941 года было оформлено объединение трех предприятий в одно. Главной задачей в годы Великой Отечественной было серийное производство электрооборудования для пикирующего бомбардировщика Пе-2, а также выпуск магнето БСМ-14, без которого невозможно создание нового авиационного мотора. Кроме того, завод освоил изготовление корпусов ручных гранат.
Сегодня «ЛЕПСЕ» выпускает более 600 типов авиационных электроагрегатов, которые применяются на всех типах самолетов, вертолетов и на ракетно-космических объектах. Ни один российский летательный аппарат не обходится без продукции завода. Авиационная и специальная техника составляет 70 процентов от объема производства. На предприятии осуществляется полный цикл создания продукции – разработка, изготовление, испытания и сервисное обслуживание. Постоянно расширяется ассортимент товаров, осваиваются новые направления: автомобильная и медицинская техника, оборудование для атомной промышленности, нефтедобычи, железных дорог, танковой техники.
Научная база
Танкпром всегда опирался на мощнейший научно-технический задел. В состав корпорации входят известнейшие отечественные научно-исследовательские институты. В 2012 году в рамках гособоронзаказа продолжались работы по созданию научно-технического задела и выполнению этапов опытно-конструкторских работ в области перспективного вооружения. Их выполняли ОАО «ЦНИИ «Буревестник» (Нижний Новгород) – один из новых участников корпорации, головное предприятие России по артиллерийскому вооружению и ОАО «ВНИИТрансмаш» (Санкт-Петербург) – головной институт по бронетанковому вооружению, еще один наследник Танкпрома в составе УВЗ. Кроме того, в структуре корпорации санкт-петербургское ОАО «ЦНИИМ» – передовое предприятие в сфере разработки новых материалов и технологий, ОАО «Уралкриомаш» – разработчик криогенных цистерн и подвижных заправочных средств для ракет-носителей, а также многие другие известные НИИ России. Объединив под своим именем известнейших не только в России, но и за рубежом производителей изделий для военных, предприятия с богатейшими традициями в области разработки самого передового вооружения, научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» является достойным наследником Наркомата танковой промышленности, создание и деятельность которого стали беспрецедентным явлением в истории нашей страны.