концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени
Понятие бытия. Концепции бытия.
Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования. Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».
Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия: — бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;
— бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания; — бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.
Концепции бытия. Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий:— между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений; — между единством мира и его многообразием в этом его единстве; — между независимостью существования мира от человека и включенностью человека в мир, его существованием как проявлением мира.
Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей. В решении этой проблемы сформировались три концепции.
1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание.
2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).
3. Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).
Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.
Материализм —это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.
• по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый;
• по способу мышления на диалектический и метафизический;
• по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный;
• с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль — продукт деятельности мозга);
К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.
Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало. Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм. Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм). Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.
Материя и формы ее существования.
Классическим считается определение материи, данное В. И. Лениным: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется материальным. Материя противопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолюта, Бытия и т.д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью. Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признается принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение содержания законов объективного мира и законов мышления. Объясняется это согласование следующим образом: мышление – продукт человеческого мозга; человек и его мозг – продукт природы, следовательно, в конечном счете мышление – продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира. Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и парменидовское понятие «бытие», теологическое Абсолют, бог пантеистов и т.д. Оно выступает гарантом существования мира в его единстве, хотя речь идет о материальном единстве. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.
Основные типы движения материи. Изменения бывают скрытые и явные. Первые не фиксируются простым наблюдением, так как не изменяют внешних качественных характеристик предметов, вещей и явлений. Так, наука доказала, что все тела состоят из атомов, внутри которых происходят бесконечные процессы взаимодействия элементарных частиц: электронов, позитронов и т.д. Это внутренние процессы. Второй тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюдений. Сюда относятся явления гибели – смерти предметов неживой и живой природы, переход предметов из одного состояния в другое (например, вода при замерзании превращается в лед, а металл при нагревании становится жидким), возникновение новых объектов (например, ученые фиксируют возникновение новых звезд; из материалов природы люди научились производить объекты, существующие в естественной природе). Кроме типов движения материи, выделяют формы движения материи. Идея о формах движения материи, их взаимосвязи и соответствии формам материи была сформулирована Ф. Энгельсом. Он выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.Основные качественные характеристики неживой природы определяются взаимодействием физической и химической форм движения материи; в живой природе преобладающей является биологическая форма движения, находящаяся во взаимодействии с химической формой движения. Социальная форма движения присуща обществу.
Природа и сущность человека
В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьезных источников. Сторонники первого, утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности». Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, согласно которой большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, непотизм (семейственность), что, в данном случае означает приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию и др. При этом нужно иметь в виду, что когда речь идет о названных формах человеческого поведения, соответствующие термины употребляются метафорически.
26. Философские и естественно-научные представления о свойствах и структуре материи.
Пространство и время – формы бытия материи. Движущаяся материя включает в себя сосуществование многообразных объектов мира внешних друг другу. Но эта внешность особого рода: как реально существующие эти внешние друг другу объекты составляют единство. Если бы мир не имел дискретной структуры, если бы он не состоял из разнородного многообразия объектов, которые в свою очередь состоят из элементов, связанных между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, в их возникновении и уничтожении. Такая форма существования движущейся материи есть время. С помощью понятия «время» характеризуются длительность протекания процессов изменения, их скорость, ритм и темп. Понятие времени помогает описать, выразить непрерывность взаимодействия объектов, когда вещи не только постоянно изменяются, но также возникают и гибнут, разрушаются, давая начало новым объектам. Категории пространства и времени – предельно общие абстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменение объектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи, организуют ее содержание: качественное и количественное. Вне пространства и времени материя не существует. Но верно и обратное: сами пространство и время не могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи. Опираясь на философию Гегеля, Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику – учение о развитии природных, общественных и духовных явлений. Наука и диалектический материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые сами одновременно являются гарантом и обоснованием собственной устойчивости и бесконечной воспроизводимости.
29. Происхождение человека и уникальность его бытия.
И. Кант пришел в свое время к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И покрываются все три, как он писал незадолго до смерти в своей «Логике», одним вопросом: что такое человек?
В трудовой теории антропосоциогенеза, разработанной в марксистской литературе, главным фактором формирования человеческого сознания является целенаправленный труд. Использование орудий труда и их совершенствование является главным отличием человека от животных. Осуществление трудовой деятельности стало возможно благодаря переходу отдельных видов обезьян к прямохождению, передние конечности освободились, и стала развиваться кисть руки. В то же время существует много неясных моментов – например, таких, как антропный принцип. В соответствии с антропным принципом Вселенная содержит такой точный набор констант, которые приводят на определенной стадии к появлению человека. Можно сказать, она «запрограммирована» на человека.
В философской литературе слово «тайна» употребляется в нескольких смыслах. Наиболее часто этим словом обозначается то, что еще не познано, но принципиально вполне познаваемо. Можно ли в этом смысле говорить о тайне человека? Можно, но только отчасти, ибо уж очень необычен сам предмет. Человек, обращал внимание Тейяр де Шарден, – самый таинственный и сбивающий с толку объект. Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не могут быть вполне применены рожденные в недрах рационализма формулы «понять предмет значит построить его» (Спиноза), «понять значит выразить в понятиях» (Гегель) и другие того же рода. Более реалистичны констатации, одной из которых является вывод М. М. Бахтина: «Человек не может быть понятием». За ним стоит понимание того, что логико-понятийная дискурсия носит вещный характер, она способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэтому, по словам Бахтина, это область открытий, откровений, узнаваний, сообщений, здесь важна и тайна, нельзя переносить на них категории вещного познания.
Концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени
Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)
Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и способов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности.
Какие виды бытия существуют?
В философии различают бытие как объективную и субъективную реальности.
Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.
Субъективная реальность — это сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвязаны. Субъективная реальность отражает объективную реальность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.
Какие уровни бытия выделяются в философии?
В философии различают актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие.
Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, прежде всего, бытие естественных вещей и процессов.
Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.
Какие формы бытия существуют?
В философии различают природное и социальное бытие.
Какие концепции бытия существуют?
В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием понимают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существующих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.
Что такое субстанция?
Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.
Субстанция в обычном понимании — синоним материи и вещества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые меняются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.
В философии субстанция трактуется по-разному, в соответствии с разным видением мира. В монистическом учении основой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым началом всех явлений.
Наряду с монистическими толкованиями в философии существуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и духовное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.
Материя — это вещество. В материализме материя понимается как основа всей действительности.
Понятие материи возникло в то время, когда древнегреческие мыслители пытались объяснить единство мира.
Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и в сознании. Материя не существует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.
Каким образом человек может познать материю?
Материя существует в бесчисленном множестве конкретных форм, и познать ее можно только через познание отдельных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.
Какую структуру имеет материя?
Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархическом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту структурную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни организации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.
Каким образом существует материя?
Длительное время считалось, что материя — некое застывшее образование, из которого возникают вещи. В ходе развития философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.
Какие формы движения материи существуют?
Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение.
Что является началом всякого превращения?
Основой и началом всякого превращения является самодвижение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.
Как понимают пространство и время в философии?
В философии сложились два подхода в толковании пространства и времени — субстанциональный (от лат. «сущность») и реляционный (от лат. «относительный»).
Субстанциональный подход в общем виде был сформулирован еще Демокритом, он получил свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое пространство, которое непрерывно по своей природе. Благодаря пустоте в пространстве осуществляется движение материальных тел. Пространство и время — это нечто постоянное, неизменное, они составляют абсолютную систему отсчета, в которой распределены тела, движение которых осуществляется благодаря внешне привнесенному действию (идея «божественного первотолчка»).
Что такое реляционный подход?
Такой подход наметился еще в трудах Аристотеля, его развивали Декарт и Лейбниц, и в дальнейшем он получил название реляционного подхода. Его сторонники подчеркивали относительный характер пространства и времени. Лейбниц, например, называл пространство «порядком существования», а время — «порядком последовательностей».
Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?
Пространство и время в диалектическом материализме воспринимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.
Пространство — форма существования вещей, их структурность и протяженность.
Время — форма протекания всех механических, органических и психических процессов. Время характеризует взаимодействие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.
Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?
Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для пространства это гомогенность (однородность), изотропность (одинаковость свойств) и кривизна; для времени — однородность.
Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.
Концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени
Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек.
По Гераклиту, бытие пронизано борьбой противоположностей, их взаимодействием. В нем есть огонь и вода, теплое и холодное и т.д. Борьба есть «отец» всего, и из нее и рождается самая прекрасная гармония в мире. Бытие изменчиво, динамично. «Все течет, все изменяется», — учил Гераклит.
Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Движение, сталкивание и соединение различных атомов порождает многообразие этого мира. Кроме бытия есть и небытие, представляющее собой пустое пространство.
Платон в своем учении выделял мир идей как подлинное (реальное) бытие, вечное и неизменное. А мир вещей, по его мнению, преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает. Это неподлинное бытие, бледная тень мира идей.
В средние века господствовало религиозное мировоззрение и бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир. Считалось, что Бог есть вершина, цель и смысл всего сущего, «наисовершеннейшая реальность» (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.).
С эпохи Возрождения и особенно с Нового времени начинается быстрое развитие естественных наук (механика, математика, физика). Бытие стало рассматриваться как физическая реальность. Считалось, что бытие — это прежде всего природа как объект естествознания и практической деятельности человека. Она воспринималась как сложный механизм, работающий по определенным законам. Человек предстал в это время как высший продукт природы, сложная машина. В рамках пантеизма считалось, что в природе растворено божественное начало, некая «мировая душа». В это время Д. Бруно развивал идею множественности миров. В философии и искусстве утверждается идея величия и всесилия человека в этом мире. Большой вклад в теорию бытия внесли такие ученые, как Н. Коперник, И. Ньютон.
Немецкая классическая философия соединила борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия — идеалистического и материалистического. Так, Г. Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего сущего. Напротив, Л.Фейербах сводил бытие к природе, уникальным творением которой является человек.
В марксистской философии учение о бытии продолжало традиции философского материализма и естественных наук. Большой вклад в это внес Ф. Энгельс в ходе осмысления им философских проблем естествознания. В своих работах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» он развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, исследовал процесс происхождения человека в ходе труда.
Русская религиозная философия при исследовании бытия активно использовала основные положения христианства, идеи Платона, Гегеля, Шеллинга и других мыслителей. Подчеркивалось, что бытие духовно. В нем есть не только Хаос, но и Гармония, не только Зло, но и Добро. Человек рассматривался как некая точка пересечения мира материального и духовного, земного и божественного.
Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что бытие — это философское понятие для обозначения всего того, что существует, имеет место. Оно охватывает собой бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений без какого-либо исключения. Кратко говоря, бытие есть все то, что реально существует. Оно является органическим единством «мира вещей» и «мира духа», тленного и вечного. Данное понятие в философии является предельно широким, так как охватывает собой все виды реальности, уже известные и еще пока неизвестные. Бытие — это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое.
Мы уже отмечали, что в истории философии длительное время имели место два альтернативных подхода к осмыслению бытия. Так, для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится природа как объект познания и практической деятельности человека. Все остальное рассматривается как продукт ее длительной эволюции. Естественные науки являются надежными союзниками этого философского направления. В философском же идеализме («линия Платона») на первый план всегда выдвигается Дух в различных формах его проявления. С позиций идеализма, мир есть воплощение духовного начала или же совокупность человеческих представлений. Философский идеализм дал много весьма ценного в области психологии, логики и теории познания, истории и теории религии.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ
Бытие в его современном философском понимании — это все то, что реально существует. Бытие включает в себя четыре основные формы: 1) бытие природы; 2) бытие общества, 3) духовное бытие, 4) бытие человека.
Рассмотрим особенности бытия различных форм.
Бытие природы делится на бытие «первой природы» и бытие «второй природы».
О бытии первой природы можно прежде всего утверждать, что оно существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа бесконечна в пространстве и времени. Природа многие миллиарды лет существовала без человека, она не «страдает и не переживает за род людской». Будут ли люди или их не будет вовсе — ей безразлично. Для природы существовать, «быть» — вовсе не значит быть воспринимаемой человеком. Огромные пространства Вселенной никогда не воспринимались человеком, и он не может охватить не только восприятием, но даже воображением всю Вселенную. Бытие отдельных предметов сменяется их небытием. Особенность бытия «первой природы» — диалектика преходящего и непреходящего бытия.
Долгое время люди не понимали, что между первой и второй природой могут быть отношения не только взаимосвязи, но и конфликта. Сегодня возник конфликт энергетический, экологический и т. д. При сравнении первой и второй природы обнаруживается не только их единство, но и их различие. Первая природа в целом — безграничное, непреходящее бытие, где существование отдельного человека является моментом времени. Вторая природа — бытие, связанное с деятельностью человека, с социальным бытием.
Первая природа — мир бесконечный, необозримый, неисчерпаемый, и осваивается он человеком в очень небольшой его части.
Бытие общества представляет собой устойчивую систему социальных связей и отношений между людьми. Оно проявляется во взаимодействии и развитии основных общественных сфер: экономической, социальной, политической, духовной.
Данная форма бытия проявила в последнее время следующие тенденции: а) технологизация; б) глобализация; в) информатизация.
Технологизация означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.
Глобализация заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. (Под глобализацией ныне принято понимать процесс интенсификации экономических, социальных, политических и культурных связей и взаимодействий, осуществляющихся поверх государственных границ).
Информатизация выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов.
Духовное бытие включает в себя бытие индивидуализированного духовного и бытие объективированного духовного.
Индивидуализированное духовное бытие — это духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов. Оно включает в себя, прежде всего сознание индивида. Оно «живет» в нас, это неотъемлемая часть нашего существа, нашего «Я». С помощью сознания мы ориентируемся в мире и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» понаблюдать за ним. То есть сознание — одновременно и самосознание, осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, самого себя как уникальной, неповторимой личности. Самосознание не существует отдельно от сознания; человеческое «Я» и самосознание неразрывны. Сознание дает идеальный образ объективного мира, может воспроизводить время, в котором человек не жил, «рисовать» будущее, мгновенно «перемещать» человека в пространстве и времени. Погибнет ли индивидуализированное духовное после смерти тела? На этот вопрос нет однозначного ответа.
Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное.
Результаты деятельности сознания конкретного человека могут отделяться от него самого и как бы выходить «вовне». И тогда возникает духовное второго типа — объективированное (внеиндивидуальное) духовное.
Бытие объективированного духовного — это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведения, ценностей, нравов, мотивов и т. д., оторванных от индивидуального бытия человека. Платон приводил такой интересный и весьма поучительный пример: ткацкий челнок может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имеется в виду хорошо продуманный принцип его изготовления и работы) непреходяща в том смысле, что может служить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изготовить.
В глубокой древности человек придумал идею колеса. Но как только были созданы и опробованы первые колеса и тем самым подтверждена плодотворность идеи, эта идея сначала воплотилась, «опредметилась» в реальных колесах и потом стала вести и относительно самостоятельное существование. Идея колеса стала одной из самых успешных идей в развитии технического знания людей. Смертные люди породили бессмертную идею.
А существует ли идеал красоты, справедливости, истины? Да, конечно. И как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного и научного творчества.
На примере плодотворных идей можно видеть, что они действительно свободны и широко «шествуют» в мире человеческой жизни. Но «шествуют» они не сами по себе, а вместе с развитием конкретных индивидов, поколений людей, для которых идеи становятся общезначимыми принципами поведения. Ценные идеи отбираются, накапливаются, образуя в совокупности духовное богатство человеческой цивилизации и культуры.
Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека — тело природы. Наличие тела делает человека конечным, смертным существом. Любое возможное в будущем увеличение длительности жизни не отменит существования тела человека как тела природы. Тело человека, погибнув, переходит в другие состояния первой природы (вспомним: атом — Демокрита, воду — Фалеса, воздух — Анаксимена. Нельзя уничтожить ни единого атома. «На землю дождем выпадем»).
Первая предпосылка существования человеческого тела — удовлетворение необходимых материальных потребностей. Чтобы жить, необходимо иметь пищу, одежду, жилище и т. д. Это право человека на жизнь в прямом смысле слова. Но человек должен удовлетворять и духовные потребности. У человека есть то, что материализм называет психикой (чувства, эмоции, настроения, переживания и т. д.), а идеализм и религия более емко — душой. Бытие отдельного человека — единство тела и души.
МАТЕРИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают все остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили название философский монизм (от греч. monos — один, единственный). Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis — двойственный). И, наконец, если более двух — плюрализмом (от лат. pluralis — множественный).
С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма распространенных подхода к пониманию природы субстанции — материалистический и идеалистический. Первый из них, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Милетской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его последователей.
Вопрос о субстанции не может оставить без внимания ни один философ, так как в этом случае любые его рассуждения, какой бы темы они ни касались, в философском контексте как бы «повисают в воздухе», ибо всегда возникает вопрос о предельных основаниях того, о чем идет речь. Даже если, например, обсуждается тема морали, казалось бы, далекая от выяснения того, что лежит в основе мира, нельзя оставить без внимания тот факт, что она непосредственно связана с сознанием и только в тесной взаимосвязи с ним и может рассматриваться. Но вопрос о происхождении сознания в истории философии решается по-разному и, скажем, для представителя религиозной философии источником и первоосновой нравственности, как и самого сознания, будет Бог, в то же время, для атеиста эта задача будет иметь принципиально иное решение.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
В поисках более адекватного описания мира следующее поколение древнегреческих материалистов приходит к признанию множественности начал. Такими началами Эмпедокл считал четыре элемента — огонь, воздух воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Анаксагор пошел еще дальше. Его гомеомерии — «семена» всевозможных веществ — так же качественно разнообразны, как и вещества природы.
Новой синтезирующей попыткой найти начало всех вещей, не сводя их к одному единому, явилось атомистическое учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Учение об атомах было одним из самых плодотворных завоеваний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атомистическая идея просуществовала более 20 веков. Она позволяла объяснить множество природных процессов. Достаточно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, периодическую систему элементов Д.И. Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Важно заметить, что атомистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и другую идею, которая получила развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Но следует сказать, что в этот, более чем двухтысячелетний, период развития философии наметились и зачатки иного подхода. Так, уже древнегреческий философ Анаксимандр рассматривал первоосновой всего существующего бесконечную неопределенную и беспредельную, непрерывно меняющуюся, субстанцию — «апейрон». Преодолеть существовавшую долгие столетия подмену понятия материи одним из ее видов удалось французскому материалисту Нового времени П. Гольбаху. Он полагал, что «по отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различных. изменениях, производимых в нас этими веществами». Если у Анаксимандра трактовка материи была лишена чувственной конкретности первовеще- ства, то в определении П. Гольбаха мы встречаемся с принципиально новым подходом — понимание материи в ее отношении к сознанию. Свое завершение такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом истолковании материи.
МАТЕРИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕРИЯ
Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуация наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. — млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.
В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложено В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита у некоторых других мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).
Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя как таковая вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Материя как таковая тождественна природе. Понятие же материи — только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще — не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее.
Итак, материя — прежде всего объективная реальность, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена через ощущения (разумеется, чувственное отражение может быть непосредственным или опосредованным приборами — будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.
Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.
Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.
Основные свойства материи
Одним из основных свойств материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать независимо от сознания человека.
Кроме этого свойства, материя обладает фундаментальными свойствами сохранения, неисчерпаемости и отражения. Свойство сохранения проявляется в несотворимости и неуничтожимости материи. Это свойство в его конкретных проявлениях изучается естествознанием, которое открыло закон сохранения энергии и вещества, закон сохранения массы, закон сохранения электрического заряда и т. д.
Неисчерпаемость материи состоит в ее несводимости к какому-то первоэлементу. Успехи квантовой физики стали блестящим подтверждением философской идеи неисчерпаемости материи. Самые «элементарные» частицы элементарны только условно. Они тоже являются сложными структурными образованиями, обладают множеством свойств. Известные сегодня свойства и характеристики элементарных частиц — только часть многообразных их особенностей, и задача науки состоит в дальнейшем их изучении.
Всей материи присуще также свойство отражения. Отражение есть способность любой материальной системы фиксировать, хранить следы отраженного объекта. Так, песок фиксирует следы прошедшего по нему человека, камень приобретает температуру окружающей среды и т. д. Исторически наиболее ранней формой отражения является отражение в неорганической природе. Оно имеет здесь свои особенности.
Во-первых, пассивность тел в процессе взаимодействия; здесь нет восприятия информации (происходит лишь перераспределение энергии, импульса и других характеристик), нет ее использования. То есть здесь нет активности, идущей от самого отражающего тела, которая выражалась бы в избирательности, в сохраняемости и т. д.
Во-вторых, отражение в неживой природе как бы вплетено в акт взаимодействия и трудно от него отличимо. Имея эти, а также некоторые другие особенности отражения в неживой природе, говорят, что отражение в ней происходит скорее в потенциальной, нежели в актуальной форме.
Как бы примитивно ни было отражение в неживой природе в сравнении с сознанием, но именно оно является его исходным моментом. Свой «высший цвет» материя при
обрела не прямо и далеко не сразу из простого отражения, присущего неорганической природе. Ей потребовались многие миллионы лет для того, чтобы возникла жизнь, а потом сознание.
СТРУКТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА
Из биологических и социальных систем материи нам известны только те, которые представлены на Земле. Хотя не исключено, что в других планетных системах бесконечной Вселенной, там, где есть благоприятные условия, также может быть высокоорганизованная жизнь. Возможен и разум. По крайней мере, этого теоретически никто исключить не может.
Все три указанные формы материи можно классифицировать и по структурным признакам. Это прежде всего вещество — совокупность микро- и макротел, обладающих определенной массой покоя. Оно включает в себя элементарные частицы, ядра, молекулы, живые организмы, землю и т. д. К невещественным формам материи относятся электромагнитное поле, кванты, которые никогда не бывают в состоянии покоя. Есть много теоретических данных в пользу того, чтобы считать гравитационное поле особой формой материи. Невещественные формы материи не обладают конечной массой покоя, они имеют лишь массу движения.
По современным представлениям, материя выступает в единстве прерывных (дискретных) и непрерывных (волновых) свойств. Внутренняя противоречивость лежит уже в основе материи, ибо каждая элементарная частица существует как единство корпускулярных и волновых свойств. То есть установлено, что материя может существовать в форме вещества и поля. Поле стали рассматривать как физическую реальность. Современной физике известны электромагнитные поля, нуклонные поля, возникающие между протонами и нейтронами, мезонные поля и т. д. Поля передают взаимодействия между частицами вещества. В изучении полей большое значение имела гипотеза М. Планка о квантах. Кванты света, фотоны стали рассматриваться как реальные физические объекты.
Было установлено, что частицы подчиняются специфическим закономерностям и прежде всего соотношению неопределенностей. Невозможно измерить координату и импульс микрочастицы одновременно. Этот эффект объясняется двойственной природой микрообъектов.
Таким образом, наряду с материальной точкой и ее движением изучается нового рода физическая реальность, а именно — поле. Исходя из механических представлений, сначала пытались рассмотреть поле как некоторое механическое состояние (движения или напряжения) гипотетической среды (эфира), заполняющей пространство. Но, несмотря на настойчивые попытки, такая механическая трактовка не увенчалась успехом, и потому постепенно привыкли рассматривать «электромагнитное поле» как последний, не сводимый ни к чему другому структурный элемент физической реальности. Это изменение понятия реальности является наиболее глубоким и плодотворным из всех тех, которые испытала физика после Ньютона.
Поля порождаются наличием частиц.
Нет локализации в пространстве. Нет границ, хотя действие может быть столь малым, что в практических расчетах им можно пренебречь.
Суперпозиция. Накладывание одного поля на другое.
Поле сплошь заполняет ту область, в которой оно находится.
Поле имеет квантовую природу.
Распространение осуществляется со скоростью света в вакууме.
Поле не обладает массой покоя. Оно характеризуется динамической массой, сопоставимой с энергией.
Философию принято называть учением о всеобщем — о предельных основаниях мироздания. Предельно общим понятием, которое вбирает в себя все сущее, является «бытие». Бытие проявляет себя и постигает себя благодаря своему внутреннему раздвоению на две взаимодействующие стороны — материю и душу человека. Материя и душа в рамках универсального бытия — это нерасторжимое единство, но в то же время они являются специфическими образованиями и могут стать самостоятельными объектами философского анализа.