концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени

Понятие бытия. Концепции бытия.

Бытие — это существование материальных и духовных объектов. Быть — значит существовать. Следовательно, категория «бытие» отражает только один признак мира — факт его существования. Противоположностью (антитезой) категории «бытие» является категория «небытие».

Формы бытия — это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. По этому основанию выделяются такие формы бытия: — бытие объективной реальности, включающее, в свою очередь, бытие природы, бытие «второй природы», то есть мира содеянных человеком вещей, а в объективно-идеалистических учениях — бытие мирового духа;

— бытие субъективной реальности (духовного мира человека), содержащее бытие индивидуального сознания и бытие общественного сознания; — бытие процессов и результатов взаимодействия объективной и субъективной реальности, то есть бытие человека и его культуры.

Концепции бытия. Философское содержание проблемы бытия составляет тот или иной способ понимания онтологических противоречий:— между вечностью, бесконечностью, непреходящим характером мира и не вечностью, конечностью, преходящим характером его конкретных проявлений; — между единством мира и его многообразием в этом его единстве; — между независимостью существования мира от человека и включенностью человека в мир, его существованием как проявлением мира.

Особое значение имеет противоречие между духовным и материальным, субъективным и объективным, сознанием и материей. В решении этой проблемы сформировались три концепции.

1. Монизм (греч. mono — один) — это философское учение, принимающее за основу всего сущего какое-либо одно начало — материю или сознание.

2. Дуализм (лат. dualis — двойственный) Сторонники этого направления считают материальную и духовную субстанцию равноправными, а первичность какой- либо из них недоказуемой (Аристотель, Декарт, Кант).

3. Плюрализм (лат. Plereles — множественный) — это философская позиция, признающая множество самостоятельных равнозначных субстанций: оснований бытия в онтологии, оснований и форм знаний в гносеологии (Лейбниц, Поппер).

Главный водораздел прошел между двумя направлениями монистов: материалистами и идеалистами.

Материализм —это течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию, природу, физическое начало, а вторичным — идеальные, духовные, субъективные факторы. Материалисты считают, что окружающая человека природа, космос никем не сотворены. Как результат вечного саморазвития бытия они существовали, существуют и будут существовать независимо от человека или божественной идеи.

по фундаментальности знаний на наивный и научнообоснованый;

по способу мышления на диалектический и метафизический;

по отношению к общественно-исторической практике на действенный и созерцательный;

с точки зрения использования достижений естествознания на научный и вульгарный (мысль — продукт деятельности мозга);

К известным материалистам относят Демокрита, Эпикура, Ф. Бэкона, Д. Локка, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбаха, К. Гельвеция, Л. Фейербаха, Н. Чернышенкого, К. Маркса Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина и многих других.

Идеализм — это течение в философии, которое первичным считает сознание то есть субъективное, или объективное идеальное начало. Он имеет две формы: объективный идеализм и субъективный идеализм. Согласно объективному идеализму, основу мировоздания составляет духовная субстанция, существующая вне и независимо от индивидуального сознания в виде идей, духа, мирового разума (Платон, Ф. Шелинг, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает, что материальный мир существует только в сознании человека. Объективная реальность является производной от субъективной реальности (Беркли, Юм, эмпиризм, сенсуализм, солипсизм, феноменализм). Вопрос о соотношении материи и сознания, мышления и бытия, духа и природы Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии.

Материя и формы ее существования.

Классическим считается определение материи, данное В. И. Лениным: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Во-первых, материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве, сообразно их общему свойству быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания отдельного человека и всего человечества. Такое единство называется материальным. Материя противопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолюта, Бытия и т.д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью. Во-вторых, если единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство «быть объективной реальностью», то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. В этом смысле все, начиная от гена и атома и кончая Галактикой, равноценно. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, материя как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. В-третьих, материя «копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями». Этим признается принципиальная познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение содержания законов объективного мира и законов мышления. Объясняется это согласование следующим образом: мышление – продукт человеческого мозга; человек и его мозг – продукт природы, следовательно, в конечном счете мышление – продукт природы, а потому его законы совпадают с законами объективного мира. Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и парменидовское понятие «бытие», теологическое Абсолют, бог пантеистов и т.д. Оно выступает гарантом существования мира в его единстве, хотя речь идет о материальном единстве. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы.

Основные типы движения материи. Изменения бывают скрытые и явные. Первые не фиксируются простым наблюдением, так как не изменяют внешних качественных характеристик предметов, вещей и явлений. Так, наука доказала, что все тела состоят из атомов, внутри которых происходят бесконечные процессы взаимодействия элементарных частиц: электронов, позитронов и т.д. Это внутренние процессы. Второй тип движения сопровождается качественными изменениями предметов, фиксируемыми на уровне наблюдений. Сюда относятся явления гибели – смерти предметов неживой и живой природы, переход предметов из одного состояния в другое (например, вода при замерзании превращается в лед, а металл при нагревании становится жидким), возникновение новых объектов (например, ученые фиксируют возникновение новых звезд; из материалов природы люди научились производить объекты, существующие в естественной природе). Кроме типов движения материи, выделяют формы движения материи. Идея о формах движения материи, их взаимосвязи и соответствии формам материи была сформулирована Ф. Энгельсом. Он выделил пять форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.Основные качественные характеристики неживой природы определяются взаимодействием физической и химической форм движения материи; в живой природе преобладающей является биологическая форма движения, находящаяся во взаимодействии с химической формой движения. Социальная форма движения присуща обществу.

Природа и сущность человека

В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьезных источников. Сторонники первого, утверждают, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности». Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, согласно которой большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, непотизм (семейственность), что, в данном случае означает приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию и др. При этом нужно иметь в виду, что когда речь идет о названных формах человеческого поведения, соответствующие термины употребляются метафорически.

26. Философские и естественно-научные представления о свойствах и структуре материи.

Пространство и время – формы бытия материи. Движущаяся материя включает в себя сосуществование многообразных объектов мира внешних друг другу. Но эта внешность особого рода: как реально существующие эти внешние друг другу объекты составляют единство. Если бы мир не имел дискретной структуры, если бы он не состоял из разнородного многообразия объектов, которые в свою очередь состоят из элементов, связанных между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, в их возникновении и уничтожении. Такая форма существования движущейся материи есть время. С помощью понятия «время» характеризуются длительность протекания процессов изменения, их скорость, ритм и темп. Понятие времени помогает описать, выразить непрерывность взаимодействия объектов, когда вещи не только постоянно изменяются, но также возникают и гибнут, разрушаются, давая начало новым объектам. Категории пространства и времени – предельно общие абстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменение объектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи, организуют ее содержание: качественное и количественное. Вне пространства и времени материя не существует. Но верно и обратное: сами пространство и время не могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи. Опираясь на философию Гегеля, Маркс и Энгельс разработали материалистическую диалектику – учение о развитии природных, общественных и духовных явлений. Наука и диалектический материализм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, которые сами одновременно являются гарантом и обоснованием собственной устойчивости и бесконечной воспроизводимости.

29. Происхождение человека и уникальность его бытия.

И. Кант пришел в свое время к выводу, что в философии существует всего три вопроса, на которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И покрываются все три, как он писал незадолго до смерти в своей «Логике», одним вопросом: что такое человек?

В трудовой теории антропосоциогенеза, разработанной в марксистской литературе, главным фактором формирования человеческого сознания является целенаправленный труд. Использование орудий труда и их совершенствование является главным отличием человека от животных. Осуществление трудовой деятельности стало возможно благодаря переходу отдельных видов обезьян к прямохождению, передние конечности освободились, и стала развиваться кисть руки. В то же время существует много неясных моментов – например, таких, как антропный принцип. В соответствии с антропным принципом Вселенная содержит такой точный набор констант, которые приводят на определенной стадии к появлению человека. Можно сказать, она «запрограммирована» на человека.

В философской литературе слово «тайна» употребляется в нескольких смыслах. Наиболее часто этим словом обозначается то, что еще не познано, но принципиально вполне познаваемо. Можно ли в этом смысле говорить о тайне человека? Можно, но только отчасти, ибо уж очень необычен сам предмет. Человек, обращал внимание Тейяр де Шарден, – самый таинственный и сбивающий с толку объект. Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не могут быть вполне применены рожденные в недрах рационализма формулы «понять предмет значит построить его» (Спиноза), «понять значит выразить в понятиях» (Гегель) и другие того же рода. Более реалистичны констатации, одной из которых является вывод М. М. Бахтина: «Человек не может быть понятием». За ним стоит понимание того, что логико-понятийная дискурсия носит вещный характер, она способна до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэтому, по словам Бахтина, это область открытий, откровений, узнаваний, сообщений, здесь важна и тайна, нельзя переносить на них категории вещного познания.

Источник

Концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени

Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени
(Онтологические основы философского учения)

Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и спо­собов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятель­ности.

Какие виды бытия существуют?

В философии различают бытие как объективную и субъек­тивную реальности.

Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.

Субъективная реальность — это сознание, мышление, ду­ховный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвя­заны. Субъективная реальность отражает объективную реаль­ность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.

Какие уровни бытия выделяются в философии?

В философии различают актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие.

Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что суще­ствует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, преж­де всего, бытие естественных вещей и процессов.

Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.

Какие формы бытия существуют?

В философии различают природное и социальное бытие.

Какие концепции бытия существуют?

В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием пони­мают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существую­щих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.

Что такое субстанция?

Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.

Субстанция в обычном понимании — синоним материи и ве­щества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые ме­няются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.

В философии субстанция трактуется по-разному, в соответ­ствии с разным видением мира. В монистическом учении осно­вой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым на­чалом всех явлений.

Наряду с монистическими толкованиями в философии су­ществуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и ду­ховное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.

Материя — это вещество. В материализме материя понима­ется как основа всей действительности.

Понятие материи возникло в то время, когда древнегрече­ские мыслители пытались объяснить единство мира.

Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и в сознании. Материя не суще­ствует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.

Каким образом человек может познать материю?

Материя существует в бесчисленном множестве конкрет­ных форм, и познать ее можно только через познание отдель­ных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.

Какую структуру имеет материя?

Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархи­ческом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту струк­турную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни органи­зации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.

Каким образом существует материя?

Длительное время считалось, что материя — некое застыв­шее образование, из которого возникают вещи. В ходе разви­тия философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.

Какие формы движения материи существуют?

Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и со­циальное движение.

Что является началом всякого превращения?

Основой и началом всякого превращения является самодви­жение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.

Как понимают пространство и время в философии?

В философии сложились два подхода в толковании простран­ства и времени — субстанциональный (от лат. «сущность») и реляционный (от лат. «относительный»).

Субстанциональный подход в общем виде был сформулиро­ван еще Демокритом, он получил свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое про­странство, которое непрерывно по своей природе. Благодаря пустоте в пространстве осуществляется движение материаль­ных тел. Пространство и время — это нечто постоянное, не­изменное, они составляют абсолютную систему отсчета, в ко­торой распределены тела, движение которых осуществляется благодаря внешне привнесенному действию (идея «божествен­ного первотолчка»).

Что такое реляционный подход?

Такой подход наметился еще в трудах Аристотеля, его раз­вивали Декарт и Лейбниц, и в дальнейшем он получил на­звание реляционного подхода. Его сторонники подчеркивали относительный характер пространства и времени. Лейбниц, например, называл пространство «порядком существования», а время — «порядком последовательностей».

Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?

Пространство и время в диалектическом материализме вос­принимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.

Пространство — форма существования вещей, их структур­ность и протяженность.

Время — форма протекания всех механических, органиче­ских и психических процессов. Время характеризует взаимо­действие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для простран­ства это гомогенность (однородность), изотропность (одинако­вость свойств) и кривизна; для времени — однородность.

Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.

Источник

Концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени

Основные формы бытия: природа, общество, дух, человек.

концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. картинка концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени фото. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени видео. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени.

По Гераклиту, бытие пронизано борьбой противополож­ностей, их взаимодействием. В нем есть огонь и вода, теплое и холодное и т.д. Борьба есть «отец» всего, и из нее и рожда­ется самая прекрасная гармония в мире. Бытие изменчиво, динамично. «Все течет, все изменяется», — учил Гераклит.

Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Движение, сталкива­ние и соединение различных атомов порождает многообра­зие этого мира. Кроме бытия есть и небытие, представляю­щее собой пустое пространство.

Платон в своем учении выделял мир идей как подлинное (реальное) бытие, вечное и неизменное. А мир вещей, по его мнению, преходящ и смертен. В нем нет ничего вечного, все в нем течет, разрушается и погибает. Это неподлинное бы­тие, бледная тень мира идей.

В средние века господствовало религиозное мировоззре­ние и бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир. Считалось, что Бог есть вершина, цель и смысл всего суще­го, «наисовершеннейшая реальность» (Фома Аквинский, Августин Блаженный и др.).

С эпохи Возрождения и особенно с Нового времени начи­нается быстрое развитие естественных наук (механика, ма­тематика, физика). Бытие стало рассматриваться как физи­ческая реальность. Считалось, что бытие — это прежде все­го природа как объект естествознания и практической дея­тельности человека. Она воспринималась как сложный ме­ханизм, работающий по определенным законам. Человек предстал в это время как высший продукт природы, слож­ная машина. В рамках пантеизма считалось, что в природе растворено божественное начало, некая «мировая душа». В это время Д. Бруно развивал идею множественности миров. В философии и искусстве утверждается идея величия и все­силия человека в этом мире. Большой вклад в теорию бытия внесли такие ученые, как Н. Коперник, И. Ньютон.

Немецкая классическая философия соединила борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия — идеали­стического и материалистического. Так, Г. Гегель подлин­ным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего сущего. Напротив, Л.Фейербах сводил бытие к приро­де, уникальным творением которой является человек.

В марксистской философии учение о бытии продолжа­ло традиции философского материализма и естественных наук. Большой вклад в это внес Ф. Энгельс в ходе осмысле­ния им философских проблем естествознания. В своих ра­ботах «Диалектика природы», «Анти-Дюринг» он развивал учение о материи, ее свойствах и формах существования, ис­следовал процесс происхождения человека в ходе труда.

Русская религиозная философия при исследовании бы­тия активно использовала основные положения христиан­ства, идеи Платона, Гегеля, Шеллинга и других мыслите­лей. Подчеркивалось, что бытие духовно. В нем есть не толь­ко Хаос, но и Гармония, не только Зло, но и Добро. Человек рассматривался как некая точка пересечения мира матери­ального и духовного, земного и божественного.

Подытоживая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что бытие — это философское понятие для обозначе­ния всего того, что существует, имеет место. Оно охватыва­ет собой бесконечное многообразие как материальных, так и духовных предметов и явлений без какого-либо исключе­ния. Кратко говоря, бытие есть все то, что реально существу­ет. Оно является органическим единством «мира вещей» и «мира духа», тленного и вечного. Данное понятие в филосо­фии является предельно широким, так как охватывает со­бой все виды реальности, уже известные и еще пока неиз­вестные. Бытие — это сложная совокупность всего сущего, мир как единое целое.

Мы уже отмечали, что в истории философии длительное время имели место два альтернативных подхода к осмысле­нию бытия. Так, для философского материализма («линия Демокрита») на первом плане находится природа как объ­ект познания и практической деятельности человека. Все остальное рассматривается как продукт ее длительной эво­люции. Естественные науки являются надежными союзни­ками этого философского направления. В философском же идеализме («линия Платона») на первый план всегда выдви­гается Дух в различных формах его проявления. С позиций идеализма, мир есть воплощение духовного начала или же совокупность человеческих представлений. Философский идеализм дал много весьма ценного в области психологии, логики и теории познания, истории и теории религии.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ

концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. картинка концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени фото. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени видео. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени.

Бытие в его современном философском понимании — это все то, что реально существует. Бытие включает в себя че­тыре основные формы: 1) бытие природы; 2) бытие обще­ства, 3) духовное бытие, 4) бытие человека.

Рассмотрим особенности бытия различных форм.

Бытие природы делится на бытие «первой природы» и бытие «второй природы».

О бытии первой природы можно прежде всего утверж­дать, что оно существует до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа бесконечна в пространстве и времени. Природа многие миллиарды лет существовала без человека, она не «страдает и не переживает за род людской». Будут ли люди или их не будет вовсе — ей безразлично. Для природы существовать, «быть» — вовсе не значит быть вос­принимаемой человеком. Огромные пространства Вселен­ной никогда не воспринимались человеком, и он не может охватить не только восприятием, но даже воображением всю Вселенную. Бытие отдельных предметов сменяется их не­бытием. Особенность бытия «первой природы» — диалекти­ка преходящего и непреходящего бытия.

Долгое время люди не понимали, что между первой и второй природой могут быть отношения не только взаимос­вязи, но и конфликта. Сегодня возник конфликт энергети­ческий, экологический и т. д. При сравнении первой и вто­рой природы обнаруживается не только их единство, но и их различие. Первая природа в целом — безграничное, непрехо­дящее бытие, где существование отдельного человека явля­ется моментом времени. Вторая природа — бытие, связанное с деятельностью человека, с социальным бытием.

Первая природа — мир бесконечный, необозримый, неис­черпаемый, и осваивается он человеком в очень небольшой его части.

Бытие общества представляет собой устойчивую систе­му социальных связей и отношений между людьми. Оно проявляется во взаимодействии и развитии основных обще­ственных сфер: экономической, социальной, политической, духовной.

Данная форма бытия проявила в последнее время сле­дующие тенденции: а) технологизация; б) глобализация; в) информатизация.

Технологизация означает, что в составе социального бы­тия все больший вес набирают технические средства адап­тации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни.

Глобализация заключается в растущей взаимозависимо­сти различных регионов мира, «сжатии» социального про­странства, неизбежной стандартизации образцов социаль­ного действия. (Под глобализацией ныне принято понимать процесс интенсификации экономических, социальных, по­литических и культурных связей и взаимодействий, осу­ществляющихся поверх государственных границ).

Информатизация выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смеща­ется активность людей. Структуру социальной реально­сти начинают определять не вещные (сырьевые, энергети­ческие и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взры­вообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру соци­ального бытия, увеличивая в нем долю и значение немате­риальных компонентов.

Духовное бытие включает в себя бытие индивидуализиро­ванного духовного и бытие объективированного духовного.

Индивидуализированное духовное бытие — это духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности ин­дивидов. Оно включает в себя, прежде всего сознание ин­дивида. Оно «живет» в нас, это неотъемлемая часть наше­го существа, нашего «Я». С помощью сознания мы ориенти­руемся в мире и способны повернуть к нему свое внимание, «изнутри» понаблюдать за ним. То есть сознание — одновре­менно и самосознание, осознание человеком своего тела, сво­их мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, самого себя как уникальной, непо­вторимой личности. Самосознание не существует отдельно от сознания; человеческое «Я» и самосознание неразрывны. Со­знание дает идеальный образ объективного мира, может вос­производить время, в котором человек не жил, «рисовать» бу­дущее, мгновенно «перемещать» человека в пространстве и времени. Погибнет ли индивидуализированное духовное по­сле смерти тела? На этот вопрос нет однозначного ответа.

Индивидуализированное духовное включает в себя и бессознательное.

Результаты деятельности сознания конкретного челове­ка могут отделяться от него самого и как бы выходить «во­вне». И тогда возникает духовное второго типа — объективи­рованное (внеиндивидуальное) духовное.

Бытие объективированного духовного — это духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь людей. Объективированное духовное представляется в виде языка, идей, норм поведе­ния, ценностей, нравов, мотивов и т. д., оторванных от ин­дивидуального бытия человека. Платон приводил такой ин­тересный и весьма поучительный пример: ткацкий челнок может испортиться или вовсе исчезнуть. Идея же челнока (имеется в виду хорошо продуманный принцип его изготов­ления и работы) непреходяща в том смысле, что может слу­жить везде и всегда, где и когда потребуется челнок изгото­вить.

В глубокой древности человек придумал идею колеса. Но как только были созданы и опробованы первые колеса и тем самым подтверждена плодотворность идеи, эта идея снача­ла воплотилась, «опредметилась» в реальных колесах и по­том стала вести и относительно самостоятельное существо­вание. Идея колеса стала одной из самых успешных идей в развитии технического знания людей. Смертные люди по­родили бессмертную идею.

А существует ли идеал красоты, справедливости, исти­ны? Да, конечно. И как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, все-таки сложились обобщен­ные представления, критерии и нормы, регулирующие про­цессы художественного, нравственного и научного творче­ства.

На примере плодотворных идей можно видеть, что они действительно свободны и широко «шествуют» в мире чело­веческой жизни. Но «шествуют» они не сами по себе, а вме­сте с развитием конкретных индивидов, поколений людей, для которых идеи становятся общезначимыми принципами поведения. Ценные идеи отбираются, накапливаются, обра­зуя в совокупности духовное богатство человеческой циви­лизации и культуры.

Первичной предпосылкой существования человека явля­ется жизнь его тела. Тело человека — тело природы. Наличие тела делает человека конечным, смертным существом. Лю­бое возможное в будущем увеличение длительности жизни не отменит существования тела человека как тела природы. Тело человека, погибнув, переходит в другие состояния пер­вой природы (вспомним: атом — Демокрита, воду — Фалеса, воздух — Анаксимена. Нельзя уничтожить ни единого ато­ма. «На землю дождем выпадем»).

Первая предпосылка существования человеческого тела — удовлетворение необходимых материальных потребно­стей. Чтобы жить, необходимо иметь пищу, одежду, жили­ще и т. д. Это право человека на жизнь в прямом смысле сло­ва. Но человек должен удовлетворять и духовные потребно­сти. У человека есть то, что материализм называет психи­кой (чувства, эмоции, настроения, переживания и т. д.), а идеализм и религия более емко — душой. Бытие отдельного человека — единство тела и души.

МАТЕРИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. картинка концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени фото. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени видео. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени.

Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают все остальную картину мира в многообразии его вещей и явлений, получили назва­ние философский монизм (от греч. monos — один, единствен­ный). Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis — двойственный). И, наконец, если более двух — плюрализмом (от лат. pluralis — множественный).

С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различ­ных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы, следует выделить два весьма рас­пространенных подхода к пониманию природы субстан­ции — материалистический и идеалистический. Первый из них, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим; он изначально материа­лен, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциальной природой и выводятся из материального как его свойство или проявления. Такие подходы в наибо­лее развитом виде мы обнаруживаем у представителей Ми­летской школы, Гераклита, Спинозы, Маркса и у его после­дователей.

Вопрос о субстанции не может оставить без внимания ни один философ, так как в этом случае любые его рассужде­ния, какой бы темы они ни касались, в философском кон­тексте как бы «повисают в воздухе», ибо всегда возникает во­прос о предельных основаниях того, о чем идет речь. Даже если, например, обсуждается тема морали, казалось бы, да­лекая от выяснения того, что лежит в основе мира, нельзя оставить без внимания тот факт, что она непосредственно связана с сознанием и только в тесной взаимосвязи с ним и может рассматриваться. Но вопрос о происхождении созна­ния в истории философии решается по-разному и, скажем, для представителя религиозной философии источником и первоосновой нравственности, как и самого сознания, будет Бог, в то же время, для атеиста эта задача будет иметь прин­ципиально иное решение.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. картинка концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени фото. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени видео. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени.

В поисках более адекватного описания мира следующее поколение древнегреческих материалистов приходит к при­знанию множественности начал. Такими началами Эмпе­докл считал четыре элемента — огонь, воздух воду и землю, соединяемые дружбой и разъединяемые враждой. Анакса­гор пошел еще дальше. Его гомеомерии — «семена» всевоз­можных веществ — так же качественно разнообразны, как и вещества природы.

Новой синтезирующей попыткой найти начало всех ве­щей, не сводя их к одному единому, явилось атомистиче­ское учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция. Уче­ние об атомах было одним из самых плодотворных завоева­ний человеческой мысли. Возникнув в V в. до н.э., атоми­стическая идея просуществовала более 20 веков. Она по­зволяла объяснить множество природных процессов. До­статочно вспомнить такие открытия, как законы Ньютона, молекулярно-кинетическую теорию тепловых процессов, пе­риодическую систему элементов Д.И. Менделеева и др. Да и сегодня трудно представить развитие различных областей естествознания без атомистики. Важно заметить, что ато­мистическая концепция материи выходит за рамки только вещного, субстратного толкования ее. Она содержит и дру­гую идею, которая получила развитие в Новое время. Это идея общности свойств и физического строения материи.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МАТЕРИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ

концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. картинка концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени фото. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени видео. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени.

Но следует сказать, что в этот, более чем двухтысяче­летний, период развития философии наметились и зачат­ки иного подхода. Так, уже древнегреческий философ Анак­симандр рассматривал первоосновой всего существующе­го бесконечную неопределенную и беспредельную, непре­рывно меняющуюся, субстанцию — «апейрон». Преодолеть существовавшую долгие столетия подмену понятия мате­рии одним из ее видов удалось французскому материали­сту Нового времени П. Гольбаху. Он полагал, что «по отно­шению к нам материя вообще есть все то, что воздейству­ет каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, при­писываемые нами различным веществам, основывают­ся на различных. изменениях, производимых в нас эти­ми веществами». Если у Анаксимандра трактовка мате­рии была лишена чувственной конкретности первовеще- ства, то в определении П. Гольбаха мы встречаемся с прин­ципиально новым подходом — понимание материи в ее от­ношении к сознанию. Свое завершение такой взгляд нашел в диалектико-материалистическом истолковании материи.

МАТЕРИЯ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕРИЯ

концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. картинка концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени фото. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени видео. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка оты­скать материю вообще как некое вещественное или бесте­лесное первоначало. Когда ставится цель отыскать едино­образную материю как таковую, то создается ситуация на­подобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. — млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое.

В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чув­ственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них, че­рез них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства ма­терии, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложе­но В.И. Лениным: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана че­ловеку в ощущениях его, которая копируется, фотографиру­ется, отображается нашими ощущениями, существуя неза­висимо от них». В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита у некоторых других мыслителей (в частности, у Н.Г. Черны­шевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление духов­ного и материального. Материя как таковая вечна, суще­ствует вне человеческого сознания и совершенно безразлич­на к тому, что мы о ней думаем. Материя как таковая тожде­ственна природе. Понятие же материи — только приближен­ное отражение этой объективной реальности. То есть поня­тие материи вообще — не формальное обозначение, не услов­ный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, суще­ствующая во всем и порождающая все существующее.

Итак, материя — прежде всего объективная реальность, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена через ощуще­ния (разумеется, чувственное отражение может быть непо­средственным или опосредованным приборами — будь то ми­кроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определе­ние материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса фило­софии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является пер­вичной по отношению к сознанию. Она не предполагает ни­какой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самой себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъ­естественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реали­зует свою сущность через бесконечную совокупность кон­кретных существований, начиная от элементарных объек­тов неживой природы и кончая сложнейшими социальны­ми системами.

Основные свойства материи

Одним из основных свойств материи является свойство быть объективной реальностью, то есть существовать неза­висимо от сознания человека.

Кроме этого свойства, материя обладает фундаменталь­ными свойствами сохранения, неисчерпаемости и отраже­ния. Свойство сохранения проявляется в несотворимости и неуничтожимости материи. Это свойство в его конкрет­ных проявлениях изучается естествознанием, которое от­крыло закон сохранения энергии и вещества, закон сохране­ния массы, закон сохранения электрического заряда и т. д.

Неисчерпаемость материи состоит в ее несводимости к какому-то первоэлементу. Успехи квантовой физики стали блестящим подтверждением философской идеи неисчерпае­мости материи. Самые «элементарные» частицы элементар­ны только условно. Они тоже являются сложными струк­турными образованиями, обладают множеством свойств. Известные сегодня свойства и характеристики элементар­ных частиц — только часть многообразных их особенностей, и задача науки состоит в дальнейшем их изучении.

Всей материи присуще также свойство отражения. Отра­жение есть способность любой материальной системы фикси­ровать, хранить следы отраженного объекта. Так, песок фик­сирует следы прошедшего по нему человека, камень приобре­тает температуру окружающей среды и т. д. Исторически наи­более ранней формой отражения является отражение в неор­ганической природе. Оно имеет здесь свои особенности.

Во-первых, пассивность тел в процессе взаимодействия; здесь нет восприятия информации (происходит лишь пере­распределение энергии, импульса и других характеристик), нет ее использования. То есть здесь нет активности, идущей от самого отражающего тела, которая выражалась бы в из­бирательности, в сохраняемости и т. д.

Во-вторых, отражение в неживой природе как бы вплете­но в акт взаимодействия и трудно от него отличимо. Имея эти, а также некоторые другие особенности отражения в не­живой природе, говорят, что отражение в ней происходит скорее в потенциальной, нежели в актуальной форме.

Как бы примитивно ни было отражение в неживой при­роде в сравнении с сознанием, но именно оно является его исходным моментом. Свой «высший цвет» материя при­

обрела не прямо и далеко не сразу из простого отражения, присущего неорганической природе. Ей потребовались мно­гие миллионы лет для того, чтобы возникла жизнь, а потом сознание.

СТРУКТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА

концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. картинка концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени фото. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени видео. концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция творческой роли божественного начала в бытии была характерна для какого времени.

Из биологических и социальных систем материи нам из­вестны только те, которые представлены на Земле. Хотя не ис­ключено, что в других планетных системах бесконечной Все­ленной, там, где есть благоприятные условия, также может быть высокоорганизованная жизнь. Возможен и разум. По крайней мере, этого теоретически никто исключить не может.

Все три указанные формы материи можно классифици­ровать и по структурным признакам. Это прежде всего ве­щество — совокупность микро- и макротел, обладающих определенной массой покоя. Оно включает в себя элемен­тарные частицы, ядра, молекулы, живые организмы, землю и т. д. К невещественным формам материи относятся элек­тромагнитное поле, кванты, которые никогда не бывают в состоянии покоя. Есть много теоретических данных в поль­зу того, чтобы считать гравитационное поле особой формой материи. Невещественные формы материи не обладают ко­нечной массой покоя, они имеют лишь массу движения.

По современным представлениям, материя выступает в единстве прерывных (дискретных) и непрерывных (волно­вых) свойств. Внутренняя противоречивость лежит уже в основе материи, ибо каждая элементарная частица суще­ствует как единство корпускулярных и волновых свойств. То есть установлено, что материя может существовать в фор­ме вещества и поля. Поле стали рассматривать как физи­ческую реальность. Современной физике известны элек­тромагнитные поля, нуклонные поля, возникающие между протонами и нейтронами, мезонные поля и т. д. Поля пере­дают взаимодействия между частицами вещества. В изуче­нии полей большое значение имела гипотеза М. Планка о квантах. Кванты света, фотоны стали рассматриваться как реальные физические объекты.

Было установлено, что частицы подчиняются специфи­ческим закономерностям и прежде всего соотношению не­определенностей. Невозможно измерить координату и им­пульс микрочастицы одновременно. Этот эффект объясня­ется двойственной природой микрообъектов.

Таким образом, наряду с материальной точкой и ее дви­жением изучается нового рода физическая реальность, а именно — поле. Исходя из механических представлений, сначала пытались рассмотреть поле как некоторое механи­ческое состояние (движения или напряжения) гипотетиче­ской среды (эфира), заполняющей пространство. Но, несмо­тря на настойчивые попытки, такая механическая трактов­ка не увенчалась успехом, и потому постепенно привыкли рассматривать «электромагнитное поле» как последний, не сводимый ни к чему другому структурный элемент физиче­ской реальности. Это изменение понятия реальности явля­ется наиболее глубоким и плодотворным из всех тех, кото­рые испытала физика после Ньютона.

Поля порождаются наличием частиц.

Нет локализации в пространстве. Нет границ, хотя действие может быть столь малым, что в практических рас­четах им можно пренебречь.

Суперпозиция. Накладывание одного поля на другое.

Поле сплошь заполняет ту область, в которой оно нахо­дится.

Поле имеет квантовую природу.

Распространение осуществляется со скоростью света в вакууме.

Поле не обладает массой покоя. Оно характеризуется динамической массой, сопоставимой с энергией.

Философию принято называть учением о всеобщем — о пре­дельных основаниях мироздания. Предельно общим поняти­ем, которое вбирает в себя все сущее, является «бытие». Бытие проявляет себя и постигает себя благодаря своему внутрен­нему раздвоению на две взаимодействующие стороны — мате­рию и душу человека. Материя и душа в рамках универсаль­ного бытия — это нерасторжимое единство, но в то же время они являются специфическими образованиями и могут стать самостоятельными объектами философского анализа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *