концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году

Концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году

от 14 октября 2010 года N 1772-р

(с изменениями на 23 сентября 2015 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 2010 года N 1772-р

КОНЦЕПЦИЯ
развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

(с изменениями на 23 сентября 2015 года)

I. Общая характеристика и современное состояние уголовно-исполнительной системы

По состоянию на 1 января 2010 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 864 тыс. человек, в том числе:

в 226 следственных изоляторах и 164 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при колониях, 131,4 тыс. человек;

в 62 воспитательных колониях 5,9 тыс. человек.

В учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 69,1 тыс. женщин. При 11 из 47 исправительных колоний, предназначенных для отбывания наказания женщин, имелись дома ребенка, в которых проживало 846 детей.

В 2467 уголовно-исполнительных инспекциях состояло на учете 534,4 тыс. человек, осужденных условно или к отбыванию наказаний, не связанных с изоляцией их от общества.

Конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, обеспечивают специальные подразделения по конвоированию (32 управления и 39 отделов), которые ежегодно перемещают более 2 млн. человек.

Медицинскую помощь осужденным и лицам, содержащимся под стражей, осуществляют медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, а также 131 больница (различного профиля), 59 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом и 9 лечебно-исправительных учреждений для больных наркоманией.

Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 313 федеральных государственных унитарных предприятий, 505 центров трудовой адаптации осужденных, 37 лечебно-производственных и 40 учебно-производственных трудовых мастерских.

Руководство учреждениями, исполняющими наказания, осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, Федеральная служба исполнения наказаний, находящаяся в ведении Министерства юстиции Российской Федерации.

Штатная численность работников уголовно-исполнительной системы составляет 350,7 тыс. человек, в том числе имеющих специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы 259,7 тыс. человек.

Медицинскую помощь личному составу уголовно-исполнительной системы осуществляют 47 медицинских организаций, в том числе 25 центров медицинской и социальной реабилитации, 13 больниц, 6 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

Профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава, а также научно-исследовательское обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 образовательных организаций высшего образования с 7 филиалами, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации и 2 научно-исследовательских института с 3 филиалами.

Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

Совершенствуется нормативная правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.

Вместе с тем, несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2010 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 115 тыс. человек, или на 18,6 процента.

Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.

Более 80 процентов осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.

В связи с этим значительно возросла нагрузка на работников уголовно-исполнительной системы, участились связанные со служебной деятельностью случаи угроз в их адрес и нападений на них.

Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, связанных с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, то есть угроз со стороны находящихся на свободе криминальных «авторитетов» и угроз «внутри учреждения», исходящих от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности.

Служба в уголовно-исполнительной системе не считается престижной среди населения страны. Заработная плата в уголовно-исполнительной системе в крупных городах и промышленно развитых регионах Российской Федерации существенно меньше среднего дохода населения в этих регионах. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является основным мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и снижения требовательности к персоналу.

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

II. Общие положения, цель и задачи Концепции

Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются:

совершенствование деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с учетом международных стандартов и потребностей общественного развития;

сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы, проведение в местах лишения свободы мероприятий в целях адаптации в обществе освободившихся осужденных, в том числе с участием гражданского общества;

гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов в соответствии с международными стандартами.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

совершенствование уголовной и уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;

создание условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях, в том числе в приоритетном порядке в воспитательных колониях;

осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;

изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;

разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;

модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;

повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;

обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;

внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;

совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы;

обеспечение прозрачности уголовно-исполнительной системы, расширение сотрудничества с гражданским обществом;

развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

III. Основные направления развития уголовно-исполнительной системы

1. Совершенствование уголовной и уголовно-исполнительной политики

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:

совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации (в том числе в части создания условий для постепенного снижения количества осужденных, содержащихся в одном жилом помещении в исправительных учреждениях);

поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;

дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;

дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);

Источник

Стали известны детали большой реформы российских тюрем: всем телевизор

Новшества заложены в проект Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года

В ближайшее время, как мы выяснили, будет утвержден документ, который определит путь российский тюрьмы на новое десятилетие – Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года. Минюст РФ вносит последние коррективы. Грандиозных изменений ждать не стоит – так не появятся частные тюрьмы, не будут сняты решетки на окнах камер и колючая проволока на заборах по периметру. Но все же жизнь арестантов станет легче, особенно если поправки правозащитников (в первую очередь СПЧ) примут во внимание.

Как работала старая концепция и что даст новая – в материале обозревателя «МК», члена Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году. картинка концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году. концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году фото. концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году видео. концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году.

Фото: Наталья Мущинкина

Меньше арестантов – лучше условия. Эту аксиому поняли еще в XVIII веке. Небольшой экскурс в историю. Когда знаменитый поэт Гавриил Державин был назначен губернатором Тамбовской области (конец 1785 года), сразу же отправился осматривать тюрьмы. Державин ужаснулся условиям содержания заключенных: «Повержены и заперты без различия вин, пола и состояния в смердящие и опустившиеся в землю, без света, без печей, в скверные хлевы… Согревает их одна теснота, а освещает между собой одно осязание». Державин отметил, что такая тюрьма сама по себе является настоящей казнью, отмененной в то время за общие преступления. И уже в те годы был сделан вывод: от количества узников зависят условиях их жизни.

И все же не только. Концепция 2010-2020 года ставила перед собой задачу сделать наши тюрьмы больше приближенными к европейским стандартам. Что произошло за эти десять лет?

Снизилась смертность за решеткой в два раза: с 4774 случаев (в 2010 году) до 2400 (в 2020 году).

Осужденные к пожизненному сроку получили право на длительные свидания.

Разработан порядок свиданий заключенных в СИЗО с их представителями в Европейском суде по правам человека.

На водворение в карцер должен давать разрешение медик.

Появилась возможность отбывать наказание в регионе по месту жительства (пока случаи перевода из одной в колонии в ту, что поближе к дому, редки, но механизм только начал отрабатываться).

Сами осужденные могут теперь обращаться в суд за УДО.

Беременные и женщины с детьми должны содержаться отдельно (работает этот принцип только в части матерей, а беременные в основном по-прежнему в общих камерах).

Присутствие в исправительных учреждениях представителей религиозных организаций.

Произошло увеличение денежных сумм, которые может по закону потратить осужденный в колонии.

Отсрочка наказания для тех, у кого есть ребенок до 14 лет, и кто является единственным родителем этого ребенка (работает очень плохо).

Из того, что не удалось, можно составить еще более длинный перечень. В первую очередь, не удалось отремонтировать и привести в достойный вид все наши колонии и достичь показателя 4 кв. метра на человека в СИЗО. Прекрасная идея с исправительными центрами почти не работает – суды предпочитают давать реальный срок, а не направляют на принудительные работы, мотивируя это тем, что центров мало и они не обустроены. Сотрудники получают мало, престиж службы в глазах общества не вырос.

концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году. картинка концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году. концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году фото. концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году видео. концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году.

Фото: Наталья Мущинкина

Собственно, все это и станет главными задачами новой концепции. Если говорить конкретнее, то по зарплате тюремщиков приравняют к полицейским, будет увеличено количество разрешённых посылок, звонков и свиданий для осужденных, а во всех камерах СИЗО будет телевизор, холодильник и вентилятор, а также отгороженный перегородкой с дверью туалет и т.д.

Вообще в концепции много всего, что реально могло бы улучшить жизнь арестантов. Ну вот, к примеру, вошло в нее то, о чем просили правозащитники много лет: чтобы тюремные врачи сами по общей базе данных получали историю болезни заключенного с воли.

Правозащитники (члены СПЧ, в том числе автор этих строк) предложили внести в проект Концепцию дополнения и разрешить женщинам-заключенным мыться каждый день и запретить помещать их в большие камеры (на 30-50 человек).

Среди предложений правозащитников: упростить порядок передачи книг, звонки и свидания с близкими в СИЗО без разрешения следователя, услуга «электронное письмо» во всех без исключения учреждениях, и право на получении высшего образования за решеткой.

Источник

Реформирование российской уголовно-исполнительной системы

В уголовно-исполнительной практике, как правило, характер лишения свободы определяется видом учреждения, в котором осужденный непосредственно отбывает наказание.

Лишением свободы признается вид уголовного наказания, заключающийся в принудительной изоляции осужденного от общества в специализированном учреждении с характерным режимом отбывания наказания. Анализируя систему данных специализированных учреждений, можно прийти к выводу, что структура российских учреждений отличается от западных, в силу того, что на западе исторически сложилась преимущественно «тюремная» система исполнения наказаний (например, в США, Норвегии, Швейцарии).

Тюремная система западных стран исходила из следующих положений:

В настоящее время основным и максимально эффективным средством достижения исправления заключенного является режим специализированного учреждения, который обеспечивает раздельное содержание осужденных, а так-же действие в указанных учреждениях института ресоциализации осужденного, который готовит заключенного к жизни в обществе после отбывания наказания, а также занимается его перевоспитанием.

Согласно официально опубликованным данным Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 1 марта 2017 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 627 702 чел.

Приведенные данные позволяют констатировать, что уголовно-исполнительная система России в настоящее время состоит преимущественно из колоний. Такая система была характерна для социализма, основной ее идеей было массовое привлечение осужденных к труду. Основным воспитательным моментом, оказывающим огромное влияние на исправление и перевоспитание осужденных тех лет, была государственная идеология социализма. Уровень постпенитенциарного рецидива в советское время не превышал 28 %.

В настоящее время в России сложилось противоречие между общественно-политическим строем и системой мест лишения свободы, потому что пенитенциарная система на данный момент остается «колонийской», что характерно для социализма, однако в стране уже не используется труд осужденных для решения экономических задач.

Самое главное отличие колонийской системы от тюремной заключается в том, что в колониях осужденные проживают не в отдельных камерах, а в общих помещениях. В колониях часто возникают ситуации, когда в одном исправительном учреждении могут совместно отбывать наказания различные категории осужденных, что накладывает негативный отпечаток на процесс исправления. Разделение осужденных на отряды и их совместное проживание в одних помещениях способствует повышению квалификации преступников, вследствие того, что при совместном проживании происходит обмен преступным опытом, а также могут формироваться преступные группировки с целью совершения новых преступлений после отбывания наказания.

Следует сделать вывод, что заключенный в начале срока отбывания наказания представляет гораздо меньшую опасность для общества, чем при освобождении из такого учреждения. По причине переполненности колоний также не представляется возможным в полной мере осуществлять индивидуально-воспитательную работу с каждым заключенным, чтобы уменьшить вероятность совершения нового преступления этим лицом. В исправительных учреждениях надлежит создать эффективный институт ресоциализации для того, чтобы осужденный после отбывания наказания мог вернуться в социум.

Российская Федерация является участницей основных международных актов, посвященных рассматриваемой области. Основным универсальным международным документом, регулирующим вопросы содержания заключенных, являются Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые на первом Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, который состоялся в Женеве 30 августа 1955 г. В соответствии со ст. 57 данного акта заключение и другие меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку они лишают его свободы. Поэтому тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения.

В результате работы Совета Европы 12 февраля 1987 г. были утверждены Европейские тюремные правила. Они по своей сути дублируют основную мысль Минимальных стандартных правил: «Заключение в тюрьму путем лишения свободы является само по себе наказанием. Поэтому условия заключения и тюремные режимы не должны, кроме как в случае оправданной изоляции или для поддержания дисциплины, ухудшать страдание заключенных». Статья 9 Минимальных стандартных правил устанавливает, что каждый заключенный должен обладать отдельной камерой или комнатой, помещать двух заключенных в одно помещение нежелательно. Даже если допускается размещение двух или более лиц в одной камере, следует удостовериться, что они способны жить в одной камере. Таким образом, можно сделать вывод, что колонийская система исполнения наказаний не соответствует некоторым положениям международных стандартных правил, что является нарушением прав осужденных.

Анализируя недостатки этой системы, также следует отметить, что уровень рецидива в настоящий момент в исправительных колониях достигает критически высокого уровня, а именно 70-75 %. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости реформирования уголовно-исполнительной системы России и её постепенного перехода от «колонийской» к «тюремной».

Бывший руководитель ФСИН РФ Ю. Калинин признавал, что основная масса заключенных, которая содержится в местах лишения свободы, не перевоспитывается вследствие недостатков сложившейся уголовно-исполнительной системы.

Также свое мнение относительно данной ситуации высказал министр юстиции А. Коновалов:

«Результаты плохо видны из-за чрезвычайной запущенности ситуации в системе».

«Мы должны делать так, чтобы человек после выхода из тюрь-мы или из исправительно-трудового учреждения все-таки превращался в нормального, подготовленного к обычной жизни человека. Для этого нужно менять и систему исполнения наказаний, и систему их назначения».

Реформа пенитенциарной системы уже началась. Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г. в Российской Федерации планируется создание комфортабельных тюрем с тремя видами содержания. Предполагается построить значительное число учреждений нового типа: 58 особого, 180 усиленного, 210 общего для мужчин и 55 для женщин. Также началась разработка типовых проектов перепрофилирования обычных зон в тюрьмы на тысячу человек.

Следует отметить, что реформа не предусматривает упразднение таких учреждений, как исправительные колонии, вследствие того, что законодательство обязывает направлять туда осужденных впервые за преступления небольшой и средней тяжести. В настоящее время в условиях переполненности исправительных учреждений сотрудники ссылаются на отсутствие лишних мест и зачастую отступают от уголовно-исполнительных норм, что является нарушением прав заключенных.

Итак, процесс реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации идет. Для того, чтобы достичь намеченных целей реформирования, надлежит постепенно преобразовывать часть исправительных колоний в многопрофильные тюремные учреждения по западному типу. При переходе к преимущественно тюремному режиму содержания заключенных будет проще организовывать воспитательную работу с осужденными, также снизится вероятность обмена криминальным опытом. С увеличением числа исправительных учреждений решится проблема переполненности, и это даст возможность раздельно содержать впервые осужденных и лиц, уже отбывавших ранее наказание в виде лишения свободы.

Источник

Концепция реформы уголовно исполнительной системы в россии принята в каком году

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года.

2. Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией Концепции, утвержденной настоящим распоряжением, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ФСИН России в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на указанные цели.

3. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации учитывать положения Концепции, утвержденной настоящим распоряжением.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 29 апреля 2021 г. № 1138-р

КОНЦЕПЦИЯразвития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года

I. Итоги и достижения деятельности уголовно-исполнительнойсистемы в период с 2010 по 2020 год

В период с 2010 по 2020 год разработаны и приняты законодательные акты, направленные в том числе на гуманизацию законодательства Российской Федерации, решение проблем, связанных с исполнением уголовных наказаний и исправлением осужденных, соблюдение прав и улучшение условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, которыми:

установлено совершенствование компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях;

установлена возможность направления (перевода) осужденного к лишению свободы (принудительным работам) в исправительное учреждение (исправительный центр), расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника;

осужденным предоставлено право самостоятельно обращаться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания;

усовершенствован институт отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, мужчинам, имеющим ребенка и являющимся единственным родителем, до достижения ребенком 14-летнего возраста;

установлено право осужденных женщин на дополнительные свидания с ребенком и выезды для свидания с ребенком;

закреплена возможность применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким его видом после фактического отбытия осужденной беременной женщиной и женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося в доме ребенка при исправительном учреждении, не менее одной четверти срока наказания, назначенного за преступление небольшой тяжести;

установлены отдельное содержание женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, и беременных женщин от остальных подозреваемых и обвиняемых, а также перемещение осужденных беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, по заключению врача о возможности перемещения (при необходимости в сопровождении медицинских работников);

определены нормы санитарной площади в камере следственного изолятора на каждого ребенка в возрасте до 3 лет, находящегося вместе с матерью, в размере не менее 4 кв. метров;

в срок отбывания наказания в виде лишения свободы зачтено время содержания лица под стражей до вступления в законную силу приговора суда;

закреплено право осуществления членами общественных наблюдательных комиссий кино-, фото- и видеосъемки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в целях фиксации нарушения их прав;

предоставлена возможность создания в исправительных учреждениях попечительских советов, в состав которых могут входить в том числе представители общественных объединений и граждане;

утвержден порядок создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое;

обеспечены возможность присутствия представителей религиозных организаций в местах лишения свободы, установление порядка предоставления осужденным личных встреч со священнослужителями и проведение религиозных обрядов и церемоний в учреждениях, исполняющих наказания;

установлены обязательное проведение медицинского осмотра и выдача медицинского заключения о возможности нахождения осужденных в штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах;

установлен порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском Суде по правам человека;

увеличен размер денежных средств, разрешенных к ежемесячному расходованию осужденным на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;

установлен порядок предоставления осужденным к пожизненному лишению свободы длительных свиданий, а также увеличение времени прогулки.

В 2012 и 2018 годах приняты федеральные законы, регулирующие вопросы социального обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также кадровые, правовые, организационные и финансово-экономические основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе.

В результате проводимой государственной политики, расширяющей возможности применения альтернативных уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества (ограничение свободы, принудительные работы), численность лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, продолжает последовательно снижаться.

По состоянию на 1 января 2021 г. в уголовно-исполнительных инспекциях состояли на учете 463,7 тыс. человек.

Проведены мероприятия по оптимизации сети учреждений уголовно-исполнительной системы, установлены социальные гарантии ее сотрудникам, в том числе увеличено их денежное довольствие, введена в эксплуатацию система электронного мониторинга подконтрольных лиц.

С учетом проводимой государственной политики, в том числе в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, предполагается, что к 2024 году в мировом рейтинге пенитенциарных служб уголовно-исполнительная система может занять 30-е место с последующим прогнозируемым снижением к 2030 году.

II. Вызовы, стоящие передуголовно-исполнительной системой

В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации перед уголовно-исполнительной системой стоят следующие вызовы:

необходимость дополнительного совершенствования нормативно-правового регулирования, направленного на обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

выработка системного подхода при планировании размещения учреждений уголовно-исполнительной системы;

модернизация инфраструктуры, которая позволит создать достойные условия содержания в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

рациональное расположение учреждений уголовно-исполнительной системы в населенных пунктах, исключающее возможность негативного влияния на городскую среду и распространение среди молодежи криминальной субкультуры;

совершенствование производственной деятельности для обеспечения необходимого уровня занятости осужденных и возможности обращения взыскания по исполнительным документам на заработную плату осужденных;

развитие сети исправительных центров, обеспечивающих исполнение наказаний в виде принудительных работ;

совершенствование системы оценки эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы;

повышение уровня мотивации при прохождении службы и формирование здоровой морально-психологической обстановки, исключающей противоправное поведение сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, не адаптированы к жизни в гражданском обществе. Отсутствие системы пробации приводит к потере социальных связей, отсутствию востребованности профессиональных навыков, жилья, средств к существованию таких лиц и, как следствие, влияет на рост рецидивной преступности.

III. Цели Концепции

Целями Концепции, основанными на принципах обеспечения верховенства закона, соблюдения и защиты прав и свобод человека, укрепления государственности, являются:

обеспечение прав лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и гуманизация условий отбывания наказаний и мер пресечения;

совершенствование правового регулирования в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний с учетом международных обязательств Российской Федерации и общепризнанных норм международного права, профилактика совершения преступлений;

исправление осужденных, предполагающее обеспечение исполнения наказания в условиях, не унижающих человеческого достоинства, соответствующих законодательству Российской Федерации и международным стандартам, совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития;

повышение эффективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала;

повышение уровня открытости и формирование положительного мнения о деятельности пенитенциарной системы.

IV. Основные направления совершенствованияи развития уголовно-исполнительной системы

Основными направлениями развития современной уголовно-исполнительной системы до 2030 года являются:

совершенствование уголовно-исполнительной политики в целях ее гуманизации, включая нормативно-правовое регулирование;

учет особенностей содержания отдельных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

совершенствование организации деятельности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее:

организационно-структурное построение уголовно-исполнительной системы;

разработку и реализацию проекта создания учреждения объединенного типа;

развитие сети исправительных центров;

совершенствование производственно-хозяйственной деятельности;

проведение цифровой трансформации и научно-техническое развитие;

установление основных показателей эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы;

создание и развитие системы пробации;

обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы;

совершенствование служебной деятельности, предусматривающее условия несения службы (выполнение работы) и социальную защищенность сотрудников уголовно-исполнительной системы;

повышение уровня взаимодействия с институтами гражданского общества, включая обратную связь с гражданами и средствами массовой информации, международное сотрудничество.

V. Совершенствование и гуманизацияуголовно-исполнительной политики

Развитие и систематизация законодательства Российской Федерации в сфере реализации мер пресечения и исполнения уголовных наказаний, повышение эффективности обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей и отбывающих наказания, предусматривают:

совершенствование законодательства Российской Федерации в целях улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, включая содержание отдельных категорий осужденных, подозреваемых и обвиняемых, в том числе женщин, а также медицинское обеспечение лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;

создание условий для лиц, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также избрание мер пресечения, не связанных с содержанием под стражей, для успешной адаптации в обществе после освобождения;

изменение подхода к условиям содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах с учетом того, что вина их в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда;

обеспечение безопасности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, пресечение фактов применения к ним сотрудниками уголовно-исполнительной системы недозволенных методов воздействия, бесчеловечного, жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения, а также неправомерного применения физической силы и специальных средств;

создание условий содержания с учетом международных стандартов, в том числе улучшение условий содержания инвалидов и лиц, не способных или ограниченно способных обслуживать себя самостоятельно.

VI. Совершенствование организационно-структурногопостроения учреждений уголовно-исполнительной системы

о разработке и реализации проекта создания учреждения уголовно-исполнительной системы объединенного типа;

о разработке и реализации типовых проектов создания современных учреждений уголовно-исполнительной системы в целях достижения соответствия помещений для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых правилам проектирования;

о снижении издержек на содержание уголовно-исполнительной системы;

о передислокации учреждений уголовно-исполнительной системы за пределы городов в районы с доступными коммуникациями и транспортной логистикой;

о ликвидации ветхих объектов в целях улучшения условий содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых;

об организации взаимодействия с органами государственной власти регионов и муниципалитетов по вопросам дальнейшего использования имущества учреждений уголовно-исполнительной системы, деятельность которых прекращена;

о развитии имеющейся производственной базы учреждений уголовно-исполнительной системы, а также о создании дополнительных рабочих мест для привлечения к оплачиваемому труду осужденных;

о создании условий для обеспечения реализации закрепленного на законодательном уровне принципа отбывания осужденными наказания в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены либо в котором проживает их семья.

В целях оптимизации учреждений уголовно-исполнительной системы к 2024 году из 900 учреждений ликвидации подлежат 88.

VII. Проект создания учреждения объединенного типа

Проект предполагает создание учреждения объединенного типа в одном регионе или на межрегиональной основе и включает в себя подготовку технической документации, финансово-экономического обоснования, создание правовых и организационных условий для функционирования такого учреждения, в рамках которого планируется сосредоточить исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре, модернизировать и унифицировать имеющиеся технологии в сфере обеспечения режима и развития производственного сектора, а также предусмотреть клиентоцентричный подход к созданию условий для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, предоставления свиданий с их родственниками, осуществления деятельности адвокатов и общественных организаций, включая оборудование помещений для предоставления свиданий, а также для осуществления деятельности судов, органов прокуратуры Российской Федерации, следователей, включая оборудование помещений для осуществления их деятельности.

Разработку и реализацию проекта предполагается осуществить к 2024 году.

VIII. Особенности содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы

Основным принципом при обеспечении условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы подозреваемых и обвиняемых является то, что их вина в совершении преступления еще не установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Целью содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы является их изоляция, а не наказание, влекущее применение ограничений и лишений.

Для обеспечения прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых, а также создания надлежащих условий содержания в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы необходимо:

расширение перечня дополнительных платных услуг;

расширение перечня предметов, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах, а также

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *