кому принадлежит антарктида и арктика какой стране
Наша Антарктида. Есть ли у России особые права и интересы на шестом континенте?
Антарктида, самый южный континент, по праву может считаться одним из самых масштабных географических открытий, совершенных российскими мореплавателями. Сегодня Антарктида – территория международного значения, не принадлежащая ни одной стране, но вызывающая живой интерес сразу у целого ряда государств. Но еще два столетия назад о самом существовании южного континента было неизвестно. В 2020 году мы отметим 200 лет с тех пор, как русскими мореплавателями Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым был открыт южный холодный континент.
Экспедиция к таинственному континенту
До путешествия Беллинсгаузена и Лазарева о существовании шестого континента ходили разнообразные слухи, но никому до русских моряков не удавалось доказать его реальность. Джеймс Кук, который первым пытался пробиться в южные холодные моря, не отрицал существования шестого континента, но считал, что к нему невозможно подобраться из-за льдов, препятствующих движению кораблей.
Одним из главных инициаторов исследования далеких южных морей был Иван Федорович Крузенштерн – мореплаватель, командовавший первой русской кругосветной экспедицией. Именно он направил 31 марта 1819 года письмо в адрес морского министра России с предложением о снаряжении экспедиции в далекие южные ледяные моря. В своем письме Крузенштерн подчеркивал, что медлить с экспедицией нельзя, так как если Россия не воспользуется шансом, то им воспользуются Англия или Франция. В конечном итоге, власть дала добро на снаряжение экспедиции. На Охтинской верфи построили шлюп «Восток», на верфи в Лодейном Поле – «Мирный». 4 июля 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли из порта Кронштадт и, обойдя Европу, взяли курс на юг – к далеким и неизведанным морям.
Командовал экспедицией капитан 2-го ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен – участник первой русской кругосветной экспедиции Ивана Крузенштерна. Это был опытный морской офицер, которому к моменту экспедиции был уже 41 год. За плечами Беллинсгаузена была долгая служба в морском флоте – учеба в Морском кадетском корпусе, участие в многочисленных плаваниях русских кораблей, включая и путешествие Крузенштерна. С 1817 по 1819 гг. капитан 2-го ранга Беллинсгаузен командовал фрегатом «Флора». В экспедиции ему предстояло совмещать обязанности командира экспедиции и командира шлюпа «Восток».
Шлюпом «Мирный» командовал Михаил Петрович Лазарев – будущий адмирал и прославленный флотоводец, а тогда – 31-летний офицер, у которого, впрочем, также был большой опыт дальних походов. Так, в 1813 году 25-летний лейтенант Михаил Лазарев командовал фрегатом «Суворов», отправившимся в кругосветное плавание. Вероятно, поскольку Лазарев уже имел опыт самостоятельного кругосветного путешествия, ему и доверили командовать шлюпом «Мирный», будучи и заместителем Беллинсгаузена по командованию экспедицией.
29 декабря 1819 года корабли прибыли в район начала исследований. Здесь русским путешественникам удалось установить, что территории, которые Джеймс Кук рассматривал как мысы, на самом деле являются отдельными островами. Затем русские мореплаватели приступили к выполнению основной задачи – максимального продвижения на юг. Пять раз в течение января – марта 1820 года экспедиция пересекала Южный полярный круг.
28 января шлюпы «Восток» и «Мирный» приблизились к покрытому льдом берегу, но подойти к нему оказалось невыполнимой задачей. Затем экспедиция обошла вокруг всего континента, открыв и занеся на карту десятки новых островов. На обратном пути русские корабли также продолжали открытия, моряки собирали уникальные естественнонаучные и этнографические материалы, зарисовывали обитавших в Антарктике животных и птиц. Так, впервые в истории человечества, удалось получить сведения о самом южном континенте, хотя подлинное изучение Антарктиды, ее географии и природы, было еще впереди.
24 июля 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт. Более двух лет ушло у русских моряков на путешествие к берегам далекого континента. Разумеется, это был настоящий подвиг и одно из величайших географических открытий за всю историю освоения Земли. Но Россия тогда так и не воспользовалась преимуществами первооткрывателя Антарктиды – не было ресурсных возможностей для освоения ледяного континента, даже для закрепления каких-либо особых прав на него со стороны государства российского.
Без России в Антарктике нельзя
Между тем по праву открытия Антарктида вполне могла быть провозглашена частью Российской империи, и сейчас наша страна имела бы все основания не только для научно-исследовательской деятельности на континенте, но и для поиска и добычи природных ресурсов Антарктики. Ведь в наши дни, когда потребность в ресурсах растет, а их количество сокращается, приближается и время «битвы за Антарктику».
Пока США и некоторые другие страны положили глаз на Северный морской путь, на арктические просторы, пытаясь обозначить свое присутствие в Арктике и ограничить права России на Крайний Север. Но выполнить эту задачу у американцев и иже с ними вряд ли получится в силу того, что Арктика действительно примыкает к российскому побережью. Совсем другое дело – максимально удаленная от России Антарктида, на особые права относительно которой претендует целый ряд государств – от США и Великобритании до Чили и Новой Зеландии.
Еще в советское время был поставлен вопрос о том, что мнение нашей страны не должно игнорироваться другими государствами при решении вопросов о настоящем и будущем шестого континента. Еще 10 февраля 1949 года с докладом «Русские открытия в Антарктике» выступил президент Географического общества СССР академик Лев Берг.
С этого времени Советский Союз занял однозначную и бескомпромиссную позицию – интересы и позиция страны должны учитываться при освоении Антарктиды, поскольку русские мореплаватели внесли колоссальный вклад в открытие шестого континента.
Чья она, Антарктида?
Как подчеркивает адвокат Илья Рейзер, долгое время занимающийся изучением российских прав в Арктике и Антарктике, Антарктида, безусловно, должна принадлежать всему человечеству. Но нельзя оспаривать то, что Россия действительно сыграла ключевую роль в открытии самого южного континента.
— Относительно права «первой ночи» Антарктиды до сих пор ведутся дискуссии. Кто прав?
— В англосаксонском мире, прежде всего в Великобритании и США, первооткрывателем Антарктиды считается знаменитый капитан Джеймс Кук. Именно его корабли первыми достигли южных морей, но идти дальше Кук отказался, так как счел льды непроходимыми. Таким образом, первооткрывателем Антарктиды его можно считать с очень большой натяжкой, а точнее он таким в действительности не является. Совсем другое дело – наши мореплаватели. Мы знаем, что в 1820 году шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием русских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева совершили плавание вокруг Антарктиды, после чего и было доказано, что эта земля – отдельный континент, а не часть Америки или Австралии. Так что настоящие первооткрыватели самого южного континента – русские мореплаватели.
— Тем не менее, целый ряд государств предъявляет свои права на континент?
— Да. Еще в начале ХХ века о своем особом праве на Антарктиду заявила Великобритания. Лондон обосновывал это близостью к материку Фолклендских островов, находящихся под британской юрисдикцией. В 1917 году Великобритания объявила о принадлежности британской короне территории между 20 и 80 градусами западной долготы. Затем к Австралии была присоединена Австралийская Антарктическая Территория, а к Новой Зеландии – Территория Росса. Земля Королевы Мод отошла к Норвегии, Земля Адели – к Франции. Свои претензии выдвинули Чили и Аргентина как ближайшие соседи Антарктиды. Конечно, очень большую роль в освоении Антарктики играют США, они также заявляют о своих претензиях. И, наконец, в последние годы растет интерес Китая к южному континенту.
Россия и «битва за Антарктику»
С нашим собеседником сложно не согласиться. Действительно, как раз к середине – второй половине XXI века мир неизбежно столкнется с нехваткой ресурсов и здесь богатые возможности шестого континента окажутся как нельзя кстати. Например, по утверждениям геологов, запасы нефти в Антарктике могут достигать 200 млрд баррелей. Не случайно сейчас в Антарктиду пытаются «зайти» все, кому не лень – от норвежцев до китайцев. Даже такие страны как Республика Корея, Турция или Саудовская Аравия, которые не имели никакого отношения к открытию и исследованию Антарктики, пытаются сейчас обозначить там свое присутствие, заявляют о своих интересах в антарктическом пространстве.
Наиболее активен в Антарктике Китай, который обладает целым рядом исследовательских станций, оборудованных новейшей техникой. В Пекине на антарктические исследования не скупятся, а китайские карты Антарктиды изобилуют названиями вроде «пика Конфуция». Кстати, китайские ледоколы строятся не только для Северного морского пути, но и для антарктических экспедиций. Например, знаменитый «Снежный дракон» уже посещал Антарктику. На одной из китайских станций даже висел «говорящий» плакат с текстом «Добро пожаловать в Китай!».
Если даже саудиты, турки и корейцы, не говоря уже о Китае, озаботились будущим шестого континента, то наша страна просто обязана как можно более четко обозначать свои права в Антарктике. Россия ни в коем случае не должна упускать свой шанс, который, к тому же, является еще и воплощением исторической справедливости. Но что нужно сделать для этого?
Во-первых, необходимо на законодательном уровне подчеркнуть роль России в освоении Антарктики. Основания для этого есть – даже самые «горячие головы» за рубежом не могут отрицать вклада экспедиции Беллинсгаузена – Лазарева в освоение южного континента. Россия должна обозначить не претензию на некие особые права на Антарктиду, поскольку в соответствии с международными договоренностями ни одно из государств не может претендовать на контроль над Антарктикой, а свое неотъемлемое право в решении всех важнейших вопросов изучения шестого континента, вероятной эксплуатации его природных ресурсов в будущем (сейчас на эту эксплуатацию, согласно договору об Антарктике, наложен мораторий).
Во-вторых, необходимо более активно обозначать свое присутствие в Антарктике физически. Экспедиций, научно-исследовательских станций должно быть как можно больше, они должны быть многочисленными, ориентированными на всесторонние исследования.
Для воплощения этой цели не стоит жалеть финансовых ресурсов, поскольку в будущем Антарктика может принести куда большую прибыль. Но, к сожалению, пока мы видим обратную тенденцию – количество антарктических станций сокращается, в первую очередь по причине недостаточного финансирования.
Кому принадлежит Арктика (северный полюс) на данный момент?
Для того чтобы понять кому принадлежит Арктика, необходимо иметь представление о ее местонахождении, специфике климата и стратегическом потенциале. Рассмотрим подробнее в этой статье на данный вопрос.
Где находится Арктика?
Арктикой называются северная полярная область Земли. Его территория больше площади России почти на треть и включает в себя:
Граница континента проходит по полярному кругу, а центром является Северный полюс. На всей территории присутствуют полярные ночи и дни, однако на Северном полюсе их продолжительность одинакова и составляет по половине года.
Флора и фауна в большинстве своем представлена:
Кто открыл эти земли?
Знакомство с полярным континентом происходило в несколько этапов:
Кроме путешественников, достигших успеха, в сторону Арктики выдвигались и другие экспедиции. В их числе такие исследователи как Нансен, Седов и знаменитый экипаж сухогруза «Челюскин». И хоть они и не получили звания первопроходцев, их сведения принесли огромную пользу для дальнейшего освоения материка.
Присутствие различных государств на шельфе
Официальными государствами-представителями на шельфе являются пять стран, имеющих выход к Северному Ледовитому океану:
Однако, в последние годы разделение материка перестало устраивать мировое общество и свои претензии к разработке заявили:
Основным органом, регулирующим правовой порядок на шельфе является Арктический совет. Однако, в последние время все чаще звучат призывы сделать Арктику доступной для других государств. Это вызывает определенные трудности, так как сегодня размыты даже границы впадений официальных стран-участниц.
Арктика, Антарктика, Антарктида: в чем разница?
Многие путают эти понятия по нескольким причинам:
Однако, нужно знать:
В этом видео показано, в каких частях нашей планеты находятся эти области:
Основными отличиями являются:
Природные ресурсы и перспективы развития
В недрах Северного Ледовитого океана и континентальных льдов сосредоточена 1\4 часть мировых запасов газа и нефти. Именно поэтому эта территория представляет такой огромный интерес для ведущих экономик мира.
Сегодня на территории Российской Федерации разрабатывается 41 газовое и 2 нефтяных крупных арктических месторождения. Еще 18 принадлежат Канаде, Норвегии и Аляске.
Существует много неразведанных месторождений. Примечательно, что на территориях, подконтрольных Российской Федерации имеются большие залежи природного газа, а возле берегов Аляски сосредоточены скопления нефти.
Добыча полезных ископаемых в этом регионе имеет свои минусы:
Однако интерес к вопросам континента только возрастает. Кроме средств, полученных от добычи природных ресурсов, страны привлекают и другие возможности, которые несет в себе присутствие на шельфе:
Видео: борьба за ледяные участки между странами
В данном ролике историк Олег Денисов расскажет, как из-за споров за участки Арктики в мире назревает холодная война:
Страны мира делят Арктику. Зачем им нужна «страна белых медведей»
Начнем с того, что такое Арктика. Согласно принятому в науке определению, Арктика – это северная полярная область Земли. Она включает в себя окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. С Арктикой «граничат» пять стран: Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. При чем здесь Дания? А при том, что Гренландия именно ей принадлежит. А причем здесь США? Вроде бы от Северного Ледовитого Океана они далеко. А вы про Аляску не забудьте. Не продали бы мы ее в свое время супостатам, вот и не было бы Америки в участниках споров.
Как сейчас делят Арктику
Международного договора, определяющего правовой статус Арктики, не существует. Конечно, острова кому-то принадлежат. Но это крохи. А вот вся морская акватория – она ничья, общая. Точнее, существует конвенция ООН по морскому праву, согласно которой каждая страна, граничащая с морем, имеет право на экономический контроль над морской территорией в пределах 200 миль от своей сухопутной границы. А все остальное – общее. Так сказать, «достояние человечества».
Но теперь в Арктике все меняется. Причина проста: по данным геологов, 30% мировых запасов газа находятся именно там. А сколько нефти – никому не известно. Но, наверно, тоже много. И когда сейчас, в силу потепления, арктические льды стали таять, а технологии морской добычи углеводородов усовершенствовались, появилась возможность все эти богатства добывать. Пусть не сегодня, но завтра. Вот все и засуетились.
Россия претендует сейчас на существенное расширение установленной 200 мильной зоны своей юрисдикции. Это обосновывается тем, что составные части так называемого «Комплекса Центрально-Арктических подводных поднятий» имеют континентальную природу, являясь естественным продолжением материковой окраины. Вот Россия и говорит, что это все наше. Естественно, что США и Канада «встают на дыбы».
Вопрос о разделе Арктики решается. И решаться будет еще очень и очень долго. Но у нас и без этого есть насущные, требующие немедленного решения задачи. В пределах уже узаконенной 200 мильной зоны.
Северный морской путь
Что это такое? Если кто не знает – то кратчайший путь из Азии в Европу. Со всеми вытекающими экономическими последствиями, учитывая огромный торговый оборот между этими регионами. Достаточно сказать, что если расстояние, проходимое судами из Мурманска в японский порт Иокогаму через Суэцкий канал составляет 12840 морских миль, то по Северному морскому пути всего 5770. То же относится к Европе.
А тут и Китай под боком. С его гигантским товарооборотом с ЕС. Так ему прямая дорога по Северному морскому пути. История освоения этой транспортной артерии началась в далеком 1553 году, когда английская экспедиция сэра Хью Уиллоби попыталась найти северо-восточный проход в Китай. Сам сэр погиб, а корабли дошли всего лишь до устья Северной Двины. Но не напрасно. От Ивана Грозного получили англичане привилегии для торговли с Россией.
В 1594 – 1597 годах состоялись три экспедиции голландского мореплавателя Виллема Баренца (в честь его и названо «Баренцево море»). Наиболее успешной была последняя экспедиция. Во-первых, моряки открыли архипелаг Шпицберген. Во-вторых, они достигли Карского моря. Но оно было уже покрыто льдами и экспедиции пришлось зазимовать. Как только море начало освобождаться ото льда, моряки на шлюпках (ждать, когда корабль освободится от ледяных оков, они не хотели) двинулись к Кольскому полуострову. Путешествие завершилось успешно, хотя сам Баренц скончался во время пути и был похоронен на острове Новая Земля.
Возвращаясь к «делам давно минувших лет», надо, конечно, упомянуть Семена Дежнева, открывшего пролив между Чукоткой и Аляской, спустившись в Северный Ледовитый океан по Калыме. Крайняя точка Азии названа в честь его мысом Дежнева. Причем, сделано это было за 80 лет до экспедиции Витуса Беринга, который прошел весь этот пролив, названный, впоследствии, в честь его. Беринг в период с 1725 по 1741 годы руководил первой и второй Камчатскими экспедициями, впервые пройдя по проливу между Чукоткой и Аляской, достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.
Потом много чего было. Отметим только следующее. Впервые весь Северный Морской путь был пройден только в 1878 – 1879 годах, шведской экспедицией на барке «Вега». Российская экспедиция повторила этот маршрут в 1914 – 1915 годах, перезимовав у полуострова Таймыр.
Впервые за одну навигацию Северный морской путь был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Первая транспортная операция на Северном морском пути — сквозное грузовое плавание лесовозов «Ванцетти» и «Искра» из Ленинграда во Владивосток произошло c 8 июля по 9 октября 1935 года.
Завершая эту историческую часть, отметим, что все эти арктические подвиги приходились на летнее время, когда таяли льды. Сейчас же, если мы говорим о Северном морском пути, как о международной транспортной артерии, речь должна идти о круглогодичной и регулярной работе транспортного коридора. С фиксированным временем поставок грузов в те или другие страны. А это можно сделать только при наличии ледокольного флота, который сможет преодолевать любые арктические льды.
Как ни удивительно, он в России есть. И это наше «ноу-хау», наш действительно эксклюзивный продукт, не имеющий аналогов в мире.
Ледокольный флот России
В ноябре 1897 года правительство России выделяет средства на постройку ледокола «Ермак». Это было первое в мире судно подобного класса, способное преодолевать льды двухметровой толщины.
9 марта 1899 года «Ермак» ушел на свое первое задание. Было необходимо вызволить 11 пароходов, затертых во льдах в районе Ревеля. Все прошло успешно и 4 апреля «Ермак», легко сломав невские льды, пришвартовался около Николаевского моста в столице империи.
29 мая 1899 года «Ермак» вышел в свое первое путешествие в Северный Ледовитый океан. Был достигнут остров Шпицберген. Не все шло гладко. Выяснились недостатки в конструкции корабля, которые и были устранены в Англии.
К лету 1900 года была предпринята еще одна арктическая экспедиция, конечной точкой которой должно было стать устье Енисея. Но в районе Новой Земли корабль был затерт льдами, дрейфовал около месяца и был вынужден вернуться в Петербург. По итогам экспедиции было принято решение ограничить деятельность «Ермака» проводкой судов по Балтийскому морю.
Во время русско-японской войны Ермак провел эскадру адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний Восток. За первые 12 лет эксплуатации он провел во льдах более тысячи суток.
Ермак активно участвовал в Гражданской и Великой отечественных войнах, проводя суда надводного и подводного флота СССР в западной акватории Северного Ледовитого океана.
26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем ледокол был награжден орденом Ленина. В 1963 году ледокол был списан и пошел на слом. Несмотря на все заслуги «Ермака», необходимо отметить, что его конструкция и мощность силовых установок не позволяла ледоколу осуществлять навигацию по Северному морскому пути в зимних условиях.
Все изменилось в 1959 году, когда был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Слово «атомный» означает, что силовой установкой на нем являлись атомные реакторы. Конструкция «Ленина» была далеко не идеальной, но процесс пошел. С тех пор в СССР, а потом и в России был создан целый ряд проектов атомных ледоколов. Это ледоколы класса «Арктика» (1975 – 2008 годы), ледокол «Сибирь» (1977 – 1992 годы) и другие.
В настоящее время ледокольный флот России насчитывает 5 судов (находящихся в постоянной эксплуатации): «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач» и атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». При этом ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» являются классом судов «река – море», что позволяет им заходить в устья сибирских рек. Это крайне важно для обеспечения того самого «северного завоза» и проводки судов, доставляющих продукцию «Норильского Никеля» и предприятий нефтегазового комплекса, расположенных на Крайнем Севере. Такая возможность является стратегической в связи с проектами строительства в этих регионах предприятий по производству сжиженного газа.
И вот результат: в 2015 году по Северному морскому пути было перевезено около 4 млн тонн грузов, что в 2,7 раз больше, чем в 1998 году. А уже в 2016 году этот показатель составил 7,3 млн тонн, т.е. вырос на 35% по сравнению с предыдущим годом.
Не следует думать, что на этом все закончилось. В настоящее время в России ведутся работы по созданию новых классов ледокольных судов – это так называемые проекты ЛК-60Я и ЛК-110Я.
Особенно, с точки зрения долговременных экономических перспектив, представляет интерес последний из этих проектов. Его реализация позволит обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути крупнотоннажных грузовых судов. Вот вам Япония и Китай.
В 1793 году Ломоносов писал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». Так ли оно получится – посмотрим. Но такая задача поставлена президентом.