компоненты мотивационной готовности к школе какие
Мотивационная готовность к обучению в школе
светлана мельникова
Мотивационная готовность к обучению в школе
Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Готовность к школьному обучению является сложным по структуре, многокомпонентным понятием,в котором можно выделить следующее:
а) интеллектуальная готовность (предполагает наличие у ребенка конкретного набора знаний и представлений об окружающем мире, а также наличие у него предпосылок к формированию учебной деятельности).
б) социально-психологическая готовность включает в себя формирование у детей качеств, которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем.
в) мотивационная (личностная) готовность (включает в себя готовность ребенка к принятию позиции ученика
Мотивационная готовность к обучению в школе развивается постепенно.
Когда спрашиваешь детей- хотят ли они пойти в школу, подавляющее большинство ответят, что хотят. Следовательно, можно сделать вывод, что мотивационная готовность у них есть.
Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание
учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышали, что попасть в школу очень важно, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки.
Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит разговоры о том, что в школе не интересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.
Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже 5 летним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.
Таким образом, первым этапом является интерес к внешней стороне учебы, к
процессу обучения, то есть к походу в школу, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог и он быстро, в течение 2-3 месяцев исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.
Исследования мотивов учения старших дошкольников показали, что мотивы,
Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.
Новая деятельность не возникает сразу во всей своей структурной целостности, а складывается постепенно. При этом одни ее компоненты появляются раньше, другие — позже. В дошкольном детстве учебная деятельность формируется, опираясь на ведущую деятельность данного возраста — игру, последовательно включая в нее элементы учения.
В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и
Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.
Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.
Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.
«Особенности мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников»
Галина Шелементьева
«Особенности мотивационной готовности к обучению в школе старших дошкольников»
Особенности мотивационной готовности
к обучению в школе старших дошкольников.
Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться.
Родители, педагоги, подготавливая ребенка к новому периоду жизни, должны сформировать у него мотивацию к учебе, ведь она является ключом к будущему успеху. Мотивационно готовым к обучению в школе является ребенок, у которого в сформированном виде наблюдаются черты зрелой «внутренней позиции школьника«, прежде всего, характерные для нее мотивы,которые проявляются в следующих симптомах:
• хочет посещать занятия;
• стремится узнать новую и интересную информацию;
• хочет получать новые знания.
В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, по мнению А. Н. Леонтьева, можно выделить шесть групп мотивов:
— значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
— учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
— оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки);
— позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
— внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);
— игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов. Внешние и игровые мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.
Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывает положительное влияние на школьную успеваемость. Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное
влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива дошкольных учреждений и семьи в подготовке детей к школе.
Работа педагогов и родителей по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школенаправлена на решение трех основных задач:
1. Способствовать формированию у детей правильных представлений о школе и учении;
2. Способствовать формированию положительного эмоционального отношения к школе;
3. Способствовать формированию опыта учебной деятельности.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива дошкольных учреждений и семьи в подготовке детей к школе.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы. Экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Чтение рассказов и сказок, которые показывают значение обучения для людей. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием. Также можно прочитать детям рассказ Л. Н. Толстого «Филиппок».
Рисование на тему «Школа». Дети изображают в рисунках свои представления о школе, о процессе обучения, которые у них имеются, отражают личностное отношение к школе, учебе.Можно предложить название рисункам: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться». Возможно проведение занятия по рисованию с помощью «маленького учителя». В качестве «маленького учителя» выступают по очереди все воспитанники группы. На отдельные занятия приглашаются ребята-шефы из школы.
Экскурсии в школу. Экскурсия представляет собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с объектами, с деятельностью взрослых. Экскурсия может осуществляться на школьный двор, в библиотеку, учебный класс, присутствие на учебном занятии.
После экскурсий и участия в совместной деятельности проводятся с детьми беседы, направленные, главным образом, на создание положительного отношения к школе, познание особенностей деятельности учителя и учеников.
Побывав на экскурсии, на уроке в 1 классе проводится игра «В школу» (закрепление полученных знаний и представлений, моделирование будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления, сюжетно-ролевая игра может быть на тему «На перемене», «На уроке». Также возможно проигрывания занятия, где в роли учителя будет воспитанник.
Личностное отношение к школе, учёбе воспитанники детского сада отражают в рисунках, аппликациях, работах из пластилина и разных материалов. Кроме того,дети делают книжки- самоделки: «Наша школа», «Школа, в которой мы будем учиться».
Таким образом, без мотивационной готовности, ни о какой другой готовности ребенка к учению не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков, следовательно сформированная мотивация к обучению способствует скорейшей и безболезненной адаптации к школе.
В случае несформированности мотивации к обучению у первоклассников наблюдается дезадаптация, которая может проявляться в реакциях активного и пассивного протеста, тревожности, неуверенности в себе, снижении самооценки. [/b]
Мотивационная готовность детей к школе (из опыта работы)
Вейнберг Светлана
Мотивационная готовность детей к школе (из опыта работы)
В этом году мы работаем с детьми, готовящимися стать в ближайшие месяцы школьниками. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования направлены на формирование у детей готовности к школьному обучению.
В настоящее время многие школы организуют подготовительные курсы для будущих школьников. Это, конечно, очень хорошее предложение для родителей, чьи дети по разным причинам нерегулярно посещают детский сад или вообще по состоянию здоровья вынуждены отказаться от такой возможности.Можно выделить несомненные плюсы таких занятий: ребенок привыкает к обстановке в школе, знакомится с будущими учителями, изучает правила поведения на уроках и переменах.
Для детей,находящихся в детском саду полный день есть и некоторые минусы данного обучения: ребенок, посещая курсы подготовки, часто дублирует занятия в детском саду, увеличивается физическая и психологическая нагрузка на организм маленького ребенка. Не факт, что ребенок поступит в данное учреждение, а в каждой школе свои особенности обучения, правила внутреннего распорядка.
В нашем педагогическом коллективе все заинтересованы в формировании и воспитании действительно глубокой мотивации детей к дальнейшему обучению в школе. Мы показываем ребенку, что в школе можно узнать очень много неизвестного и интересного, поддерживаем стремление к познанию, экспериментированию.
Вся деятельность ребенка в течение дня сменяется одним видом на другой. Игра переходит в обучающий процесс, обучение переходит в игру. Развитие ребенка напрямую связано с его окружением. Поэтому в группе мы создаем такие условия, при которых ребенок лично заинтересован в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитательное воздействие.
Каждое пространство насыщено различными материалами, интересными ребенку, и в течение дня дети свободно могут перемещаться в этих центрах. Материал располагается так, чтобы детям было удобно им пользоваться – в свободном доступе, на уровне детского роста. Поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей.
Учебное пространство насыщено различным материалом обучающего и развивающего характера. В учебном центре есть доска, маркеры, магнитики, листы бумаги, тетради, математические наборы, счетные палочки, географические карты, линейки, глобус, книги, предметные и сюжетные картинки, наборы букв и цифр, проектор и экран для демонстрации различных картинок, презентаций, видео.
Игровому пространству мы придаем особое значение. Ведь игра является ведущей деятельностью дошколят.Пространство группы содержит различные центры: спортивный, строительный, театрализованной деятельности, сюжетных игр, центр ИЗО с материалами для творчества и др.
При проведении непосредственно образовательной деятельности используем дидактический материал для развития умственных, мыслительных способностей детей, предполагающий развитие операций сравнения, обобщения, выявления закономерностей (блоки Дьенеша, цветные счетные палочки Кюизенера, математические планшеты Воскобовича, уникубы, конструкторы, логические мозаики). Развитие интеллектуальных процессов (мышление, восприятие, память, внимание, воображение) очень важно для успешного обучения ребенка в школе.
Мотивационная готовность к школьномуобучению складывается из:
— положительных представлений о школе;
— желания учиться в школе, чтобы узнать много нового;
— сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе мы поддерживаем интерес ребенка ко всему новому, даем новые сведения о знакомых предметах и явлениях, отвечаем на интересующие его вопросы, читаем различные познавательные книги, рассматриваем энциклопедии, подготовилиподборку познавательного материала:
— Коррекционные сказки М. А. Панфилова «Лесная школа»;
— Стихи «Как вести себя в школе»;
— «Школы разных стран мира»;
— Пословицы и поговорки о школе.
Вместе с родителями реализуем проект для любознательных детей и заботливых родителей «Хочу все знать».
Цель проекта: Организовать совместную деятельность педагога и родителей по интеллектуальному развитию и социализации детей. В рамках проекта родители организовали развлечение «Школа юного пешехода». Данное развлечение по правилам дорожного движения закрепляет эти знания, вносит неоценимый вклад в развитии внимания, дисциплины, самостоятельности ребенка, формирует из будущего школьника внимательного пешехода.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе мы делаем на воспитании мотивов достижения цели:
— не бояться трудностей;
— стремление преодолевать их;
— не отказываться от намеченной цели.
Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей. Для этого приучаем детей трудиться: дежурство детей по подготовке к занятию, сервируем столы к обеду, следим за состоянием комнатных растений, убираем за собой настольные игры и игрушки.
Учим пересказывать сказки и рассказы, устраиваем литературные фестивали и конкурсы чтецов, разучиваем роли персонажей, проводим репетиции по подготовке к утренникам.
Используем игры на развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми. Это поможет детям в дальнейшем строить свои взаимоотношения с окружающим миром, взаимодействовать в школьном коллективе.
В помощь родителям мы предлагаем книги: «Первоклассник на пороге школы», авторы Т. А. Патрушина, Л. К. Филякина; «Интенсивный курс подготовки к школе», автор Н. В. Гойжа; «Скоро в школу», автор Т. В. Модестова, проводили анкетирование «Что может помешать ребенку хорошо учиться в школе».
Мотивация к школе показывает, насколько и как ребенок настроен на школьное обучение. Мы уверены, что наши старания позволят детям стать успешными учениками любой школы.
Из опыта работы «Рассказывание детей на темы из личного опыта» Из опыта работы. Рассказывание детей на темы из личного опыта В обучении дошкольников связной речи значительное место отводится рассказыванию.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.
Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.
Методическая разработка «Мотивационная готовность к школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Управление образования г.
Методическая разработка проекта
готовности к школе у детей 6-7 лет»
Подготовка к школе – одна из основных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В понятие «готовность к школе» входят многие составляющие – готовность физиологическая, интеллектуальная, социальная, эмоциональная и другие. Все составляющие тесно взаимосвязаны; недостатки в формировании любой из них сказывается на успешности обучения.
В настоящее время проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению является одной из актуальных для психологической и педагогической практики. Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является их недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, желание учиться, т.е. мотивация к обучению. Чем ребенок менее мотивационно готов к школе, тем труднее он привыкает к новой жизни и тем большая вероятность низкой успеваемости. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем в дальнейшем.
Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.
Таким образом, целью данного проекта является формирование мотивационной готовности детей к школе. Данная цель включает в себя задачи формирования у детей интереса к школе, положительного отношения к ней и учителю, желание учиться, стремление занять позицию школьника. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Задача воспитателя сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
1. Понятие мотивационной готовности к школе
Мотивационная готовность к школе включает в себя:
— внутреннюю мотивацию (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать);
— внешнюю мотивацию (т.е. ребенок хочет идти в школу, потому что у него будет новый ранец, или родители пообещали купить велосипед)
Другие ученые выделяют следующие мотивы:
а). Учебный («хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться»). Если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.
б). Познавательный («мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают»). Одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает.
г). Игровой («хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело»). Часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит перемены.
д). Социальный («учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься»). Таким образом, ребенок младшего школьного возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.
е). Внешние, не связанные со школой. Их может быть множество, например, «я хожу в школу, потому что там не укладывают спать», «потому что для нее покупают портфель», «потому что туда идет Вася (друг)», «потому что там ставят пятерки», «потому что меня мама заставляет» и т. д.
ж) Оценочные мотивы. (Основаны на стремлении получить одобрение взрослого, высокую оценку с его стороны: «Меня будут хвалить за пятерки», «Оценки нужны, чтобы мама узнала о моих успехах» и даже: «За пятерку мне деньги дадут»).
з) позиционные мотивы (Они связаны с интересом к школьной атрибутике: «Мне уже купили новый портфель и пенал», «В школе парты и доска»).
Таким образом, говоря о мотивах учения, можно сказать, что учебная деятельность дошкольников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Наряду с осознанием общественной значимости школьного учения, умением подчинять свое «хочу» слову «надо», желанием трудиться и доводить начатое дело до конца, стремлением к успеху и адекватной самооценкой, мотивы учебной деятельности будут оказывать влияние на особенности обучения ученика.
Итак, мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
Положительных представлений о школе, учителе и учебной деятельности;
Желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
Сформированной позиции школьника.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Таким образом, воспитателям подготовительных групп необходимо проводить специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению. В воспитательно-образовательной работе с детьми 6 – 7 лет при акценте на мотивационной готовности к школе могут быть использованы различные организационные формы и методы обучения. Эффективно применение гибкой, вариативной структуры занятий различных видов, объединяющих различные виды деятельности.
Занятия – основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ мотивационной готовности детей. Все виды занятий (индивидуальные, подгрупповые, фронтальные) применяются и варьируются в зависимости от уровня развития детей. Занятия с детьми должны проводиться разнообразными методами с применением разнообразных приемов. Первостепенное значение принадлежит группе словесных методов. К ним относятся: повествование, описание, рассуждение, характеристика, объяснение, беседа.
На каждом занятии, кроме словесных методов обучения, необходимо предусматривать практическую самостоятельную деятельность детей. Кроме этого, предлагается использовать обсуждение, составление совместного рассказа о школе, инсценировку и различные виды детской деятельности: рисование, лепка, изготовление поделок, пение, слушание музыки, чтение и т.д.
Каждое занятие нужно проводить так, чтобы дети поняли, что они узнали нового. Целесообразно давать не готовый результат, а способ, с помощью которого достигается решение умственной задачи.
Ученый Е. Б. Балуева рекомендует для формирования мотивационной готовности:
1. Проводить беседы, направленные на создание у ребёнка правильного отношения к школе (всё, что говорится в семье о школе, о её роли в подготовке к будущей профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение). Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала у ребёнка живой отклик, чувство радости, сопереживания. Родителям следует в беседе с детьми обращать внимание на то, что школа – это не только новый портфель и красивые тетрадки с обложками, намного интереснее то, чем занимаются дети в школе.
2. Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.
Так же при формировании мотивационной готовности к школе основным остается использование игр и игровых заданий. Развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования личности ребенка, и, прежде всего, они направлены на развитие необходимых в школьном обучении психических процессов. Дидактическая игра способствует закреплению, уточнению, расширению знаний, их обобщению и систематизации, выработке умений и навыков, учит их практическому применению. При этом ученые выделяют словесные, настольные, подвижные, строительные, творческие дидактические игры, заочные путешествия, инсценировки, викторины. Н. Голикова предлагает использовать игру «Школа».
К занятиям и играм Г. Г. Петроченко добавляет использование различных контактов воспитанников детских садов с учащимися школ: шефство учащихся над дошкольниками; совместное проведение мероприятий – вечеров и утренников сказок; посещение дошкольниками торжественной церемонии встречи первоклассников; экскурсии в школу; просмотр кинофильмов о школе; встречи с учащимися; организация и проведение совместных трудовых дел, игр. Н. В. Турчина добавляет размещение начальных классов школы на площадях ДОУ и «комплекс» ДОУ и школы. При этом во время проведения экскурсии по школе детям следует предоставить возможность посидеть за школьной партой, посетить школьную мастерскую, компьютерный класс, заглянуть в спортивный зал, посмотреть рисунки школьников и потрогать поделки, выполненные их руками, «перекусить» в школьной столовой, посетить библиотеку, походить между полками с книгами. Опыт проведения подобных экскурсий показал, что они производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию.
Также предлагается рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседа по ним, рисование школы, организация переписки с учителем, организация выставок, создание альбомов о школе.
При формировании эмоционального отношения к школе в современных ДОУ основное внимание уделяется соприкосновению детей с музыкой. Это может быть как пение, так и простое слушание музыки с последующей беседой. Не мало важное значение имеет досуг совместно с первоклассниками, показ первоклассниками театрализованного представления.
Из рассмотренного можно сделать вывод, что для успешного развития компонентов психологической готовности детей к школе необходим ряд условий. Активное формирование готовности к школьному обучению не представляется возможным без накопления знаний, умений и навыков на организованных, систематических занятиях с использованием разнообразных методов и форм организации обучения и воспитания соответствующего содержания.
Исходя из выше сказанного, мною был составлен следующий план работы:
1. Подбор и изучение методической литературы, интернет-сайтов