какую рифмовку использует б л пастернак в своем стихотворении никого не будет в доме
Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» Пастернака
Всего получено оценок: 55.
Всего получено оценок: 55.
Произведения Б. Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером этого является стихотворение «Никого не будет в доме», которое он написал в период знакомства со своей будущей женой. Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, ознакомившись с кратким анализом «Никого не будет в доме» по плану.
Краткий анализ
История создания – было написано в 1931 году, когда поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».
Тема стихотворения – одиночество, мечты о встрече с возлюбленной.
Композиция – Анализируемое произведение условно делится на части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встрече с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь».
Эпитеты – «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина».
Сравнение – «ты, как будущность, войдешь».
История создания
История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.
Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.
В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.
Вдруг взор героя переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Её он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.
Композиция
Анализируемое произведение условно делится на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встрече с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести катренов.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в катренах перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Жанр произведения – лирическое стихотворение. Главную роль в стихах играют эмоции и чувства лирического героя. В стихотворении вначале преобладает грустное настроение, но последние строки окрашены надеждой на новую жизнь.
Средства выразительности
Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического «Я». Основой для создания тропов являются ассоциации автора.
Интонация стихотворения плавная без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию, например, неуютную атмосферу он передал при помощи согласных «з», «с», «р»: «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин».
История написания
Произведение было создано в 1931 году и впервые напечатано в журнале «Красная новь», а в 1932 году вошло в книгу стихов «Второе рождение». К моменту его написания Пастернак более восьми лет был женат на художнице Евгении Лурье. Но в 1929 году он повстречался с Зинаидой Нейгауз и влюбился в неё, хотя она уже была замужем. Поэт довольно долгое время поддерживал с семьёй Нейгаузов дружеские отношения, однако в 1930 году ушёл от своей жены из-за сильных чувств к Зинаиде. Она так же тяжело разводилась со своим супругом, пианистом Генрихом Нейгаузом.
В эти годы Пастернак и его возлюбленная поддерживали переписку. Их взаимоотношения проходили проверку на прочность в течение двух лет, которые сам поэт сравнивал с настоящей мукой. Пытаясь разобраться в своих чувствах, Зинаида ещё подумывала вернуться к мужу, на что Пастернак реагировал достаточно болезненно. Зима 1932 года стала для него очень тяжёлым временем: в феврале он даже предпринял попытку самоубийства. Однако в этом же году возлюбленные зарегистрировали свои отношения.
Именно эти события и эмоции от новой любви и нашли отражение в тексте произведения «Никого не будет дома». Как и другие работы Пастернака, оно глубоко метафорично: не зная всей истории из его биографии, невозможно должным образом объяснить, какой смысл он вкладывает в свои строки.
Тема и идея
В литературе Борис Пастернак больше известен своими философскими стихотворениями. Он сам признавался, что не умеет красиво отражать эмоции и чувства, но при этом его любовная лирика очень тонко показывает человеческую душу, поражает откровенностью и оригинальностью. В этом стихотворении затронуты такие темы:
Также произведение ярко запоминается зимним пейзажем.
По мнению биографа Пастернака, Дмитрия Быкова, в этом стихотворении всё устремлено в будущее, оно даже написано «в будущем времени». Автор находится на пороге новой жизни, в которой начнёт всё с чистого листа. За это ощущение предстоящего счастья и грядущего чуда, по мнению Быкова, Пастернак трепетно любил Новый год.
Лирический герой представляет один из дней, которые ждут его в будущем. Он будет пребывать в доме в полном одиночестве, в тишине и белизне, которая словно готовит само появление чуда. В первых двух строфах с помощью слова «кроме» лишь подчёркивается его отстранённость от всего остального мира и от людей: «кроме сумерек», «кроме крыш и снега, никого». Он полностью растворяется в мире зимней природы и белом цвете, символизирующем одиночество.
Но в третьем и четвёртом четверостишии его настроение и ожидание чуда омрачается тягостными воспоминаниями: им овладевают «прошлогоднее унынье» и думы о «делах зимы иной». В этих строках поэт передаёт своё состояние, связанное с его неудавшимся браком. Его сердце колет «неотпущенная вина»: он не может простить себя за то, что оставил первую жену и сына. Невесёлый зимний пейзаж наводит его на воспоминания не только о непростом расставании с бывшей супругой, но и о тяжёлой жизни послереволюционных лет. На это указывает словосочетание «голод дровяной».
Однако в последних двух четверостишиях настроение героя резко меняется: «как будущность» появляется его долгожданная возлюбленная. Герой явно с нетерпением ждал её, хотя и тщательно скрывал это от читателя. Её образ рисуется всего несколькими штрихами: она легка, воздушна, «без причуд» — её наряд прост, она приносит с собой свет и надежду на счастливое будущее.
С её появлением всё вокруг преображается. И если в начале стиха снег описывается как «белые мокрые комья», то теперь это воздушные хлопья, из которых сшито невесомое одеяние героини. Также в финале совершенно по-другому видятся белый цвет и зимний пейзаж.
Жанр, стихотворный размер и композиция
Жанр — любовная лирика. На первый план выходят эмоции и чувства главного героя. Грустный мотив стихотворения характерен для элегии.
Оно написано четырехстопным хореем с перекрёстной рифмовкой АВАВ.
Стихотворение состоит из шести четверостиший, но композиционно делится на две части, которые тесно связаны между собой:
Средства художественной выразительности
По своей интонации стих очень плавный и спокойный, будто лирический герой не хочет нарушать мирную атмосферу зимнего дня и тишину, господствующую в пустом доме. Даже когда появляется долгожданная героиня, автор не использует восклицательных предложений, хотя и чувствуется его восторг и восхищение ею. Должно быть, именно благодаря размеренному тону повествования текст легко превратился в лирическую песню в жанре романса, включённую в фильм «Ирония судьбы». Композитор Микаэл Таривердиев называл текст «нежными стихами».
Борис Пастернак использует большое количество средств художественной выразительности, которые служат для более подробного раскрытия темы и передают внутреннее состояние героя. Благодаря тропам можно погрузиться в атмосферу зимнего пейзажа или почувствовать одиночество персонажа. Автор подбирает художественные средства на основе своих ассоциаций. Например:
Читателя завораживают такие необычно использованные слова, как «промельк маховой» или «будущность». Кроме того в тексте присутствует аллитерация — автор повторяет несколько согласных звуков для придания тексту большей выразительности.
В строке «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин» он показывает немного тревожную атмосферу, используя звуки «р», «з», «с», а в строке «пробежит сомненья дрожь» с помощью звука «ж» показывает неожиданность вторженья героини. Её возникновение заставляет все тревоги героя стихнуть и становится началом чего-то нового, но об этом читатель догадывается уже сам, так как в этот момент повествование обрывается на светлой позитивной ноте.
«Никого не будет в доме» анализ стихотворения Пастернака по плану кратко – тема, история создания
Произведения Б. Пастернака могут многое рассказать о личной жизни поэта. Примером этого является «Никого не будет в доме». Школьники изучают его в 7 классе. Предлагаем узнать о стихотворении больше, ознакомившись с кратким анализом «Никого не будет дома» по плану.
Краткий анализ
История создания – было написано в 1931 году, когда поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, поэт включил стихотворение в сборник «Второе рождение».
Тема стихотворения – одиночество, мечты о встречи с возлюбленной.
Композиция – Анализируемое произведение условно делится на части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой.
Жанр – любовная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь».
Эпитеты – «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина».
Сравнение – «ты, как будущность, войдешь».
История создания
История создания анализируемого произведения связана с переломным периодом в жизни Б. Пастернака. Оно появилось в 1931 г. после того, как поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз. Женщина уже состояла в законном браке, имела детей, впрочем, как и Борис Леонидович. Тем не менее, между ними вспыхнуло сильное чувство, и брачные узы не смогли удержать Пастернака и Нейгауз возле бывших половинок.
Расставание с первой женой и сыном поэту далось тяжело. Он чувствовал себя виноватым, а в душе поселилось смятении, поэтому лирический герой стихотворения говорит о «неотпущенной вине». Зинаида Нейгауз стала второй супругой Пастернака, прожившей с ним до последних дней. Однако она не стала последней любовью, ведь на закате своих лет Борис Леонидович влюбился в Ольгу Ивинскую.
Произведение «Никого не будет в доме» вошло в сборник «Второе рождение», увидевший мир в 1932 г.
В литературе Б. Пастернак больше известен как автор философской лирики. Он признавался, что не умеет красиво описывать эмоции и чувства. Однако его любовная лирика поражает откровенностью и оригинальными образами. В анализируемом произведении переплетаются философская тема одиночества и интимная тема встречи с возлюбленной.
В первых строфах авторское внимание сосредоточено на доме, о котором рассказывает лирический герой. Воображение мужчины рисует один из дней, который должен настать в будущем. Он представляет пустой дом, наполненный сумерками. Эта деталь подсказывает, что герой чувствует себя одиноким. За окнами будет зимний снежный день. Описание снега только усиливает ощущение пустоты в жилище и в душе рассказчика.
Лирический герой знает, что в такой атмосфере им обязательно «завертит… прошлогоднее уныние». Эта психологическая деталь автобиографическая. При помощи нее Б. Пастернак намекает на свое расставание с первой женой и сыном. Память о «делах зимы иной» вызывает у лирического героя чувство вины, терзающее сердце.
Вдруг взор мужчины переводится на портьеру. Душевные мучения начинают утихать, ведь герой видит свою возлюбленную. Ее он сравнивает с будущностью, намекая, что не представляет без нее жизни. Образ возлюбленной, отображенный в последних стихах, напоминает ангела. На женщине белое невесомое одеяние, которое символизирует чистоту, начало новой жизни.
Композиция
Анализируемое произведение условно делится на две части: рассказ о пустом доме и мечты лирического героя о встречи с любимой женщиной. Б. Пастернак тесно переплетает эти части между собой. Формально стихотворение состоит из шести катренов.
Жанр произведения – любовная лирика. Главную роль в стихах играют эмоции и чувства. В стихотворении преобладает грустное настроение, что характерно для элегии. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в катренах перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Художественные средства служат для раскрытия темы и передачи внутреннего состояния лирического «Я». Основой для создания тропов являются ассоциации автора.
Практически в каждую строфу поэт вплетает метафору: «только белых мокрых комьев быстрый промельк моховой», «и опять зачертит иней, и опять завертит мной прошлогоднее унынье», «по портьере пробежит сомненья дрожь». Атмосфера зимнего дня и смятение лирического героя передаются посредством эпитетов: «зимний день», «белые, мокрые комья», «неотпущенная вина». Сравнение в тексте всего одно «ты, как будущность, войдешь».
Интонация стихотворения плавная без восклицаний и вопросов. Кажется, автор не хочет нарушать тишину, царящую в пустом доме. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. В некоторых строках автор использовал аллитерацию, например, неуютную атмосферу он передал при помощи согласных «з», «с», «р»: «зимний день в сквозном проёме незадёрнутых гардин».
Анализ стихотворения «Никого не будет в доме» (Б. Пастернак)
Автор: Guru · 29.07.2018
Борис Леонидович Пастернак, без сомнения, один из величайших деятелей русской литературы 20-го века. Начав свой творческий путь как поэт-футурист, со временем Борис Пастернак отошел от этого жанра, не разделяя лозунгов об оторванности от творчества деятелей 19-го века, что позволило автору раскрыться в своем самобытном стиле. Его лирика полна проникновенности, образности, и примером этого может послужить стихотворение «Никого не будет в доме», написанное в 1931 году.
История создания
Стихотворение было издано в 1932 году в составе сборника «Второе рождение». Оно посвящено периоду жизни Пастернака, который можно охарактеризовать яркими и долгосрочными любовными отношениями с Зинаидой Нейгауз, ставшей его женой в год издания книги. На момент зарождения чувств возлюбленные уже состояли в собственных браках, причем муж Зинаиды – пианист Генрих Нейгауз – был близким другом Бориса Леонидовича. Разрыв с прежними семьями стал причиной тяжелых переживаний поэта, что и отразилось в данном стихотворении.
Отношения с Зинаидой Нейгауз были самыми длительными в жизни Пастернака. Даже после отдаления супругов друг от друга (после начала романа поэта с Ольгой Ивинской) Пастернак не решился разорвать отношения с женой, и она осталась с ним до его смерти в 1960-м году.
Направление, жанр, размер
На момент написания стихотворения Пастернак уже позиционировал себя как поэта, находящегося «вне групп», что чувствуется в теме и построении произведения, крайне далекого от идей футуризма и модернизма. Стихотворение является ярким примером любовной лирики, вдохновленной творчеством классиков Серебряного века. Однако оно лишено сентиментализма и легкомысленной романтики, которые свойственны литературе того времени.
«Никого не будет в доме» написано шестистопным хореем, для его структуры характерно использование автором перекрестной рифмы. Использование данного размера позволяет достигнуть необходимой ритмичности, имитирующей сердцебиение взволнованного героя.
Образы и символы
Образ лирического героя стихотворения – человек, находящийся в смятении, глубоко погруженный в свои мысли и переживания. Главное состояние, которое переживает персонаж – одиночество. Оно питается чувством вины мужчины (расставанием Пастернака со своей первой женой), неуверенность в будущем постепенно перерастает в душевное оцепенение. Героя окружают лишь тишина и темнота, в доме, помимо него, нет ничего и никого, «кроме сумерек».
Первая половина стихотворения лишена какого-либо действия, она предназначена для создания образа одинокого, потерянного человека, глубоко погрузившегося в себя. Однако во второй его части, после момента, когда персонаж задумывается о причинах своих переживаний, автор вводит символ надежды героя – его возлюбленную. Не описывая ее в деталях, Пастернак создает лишь образ, который должен создавать резонанс со всем, что питало неуютную атмосферу, погружающую героя в его мрачные мысли. Появление возлюбленной символизирует веру мужчины в светлое будущее. Концовка стихотворения является открытой, поэтому надежды героя остаются его надеждами, что добавляет произведению чувственности.
Темы и настроения
Основная тема произведения – тема любви. Пастернак глубоко переживал ситуацию, возникшую после разрыва возлюбленных со своими прежними семьями, и эта ситуация является одним из ведущих лейтмотивов стихотворения. Герой корит себя за происходящие события, находится в неуверенности касательно своего будущего – отказавшись от прошлого, он находится в подвешенном состоянии, сомневается в правильности своего поступка.
Также очевидна тема одиночества: в борьбе с собой он один на один, и никто не может помочь ему сделать выбор.
Настроение стихотворения движется от тяжелого одиночества, почти перерастающего в отчаяние, до появления чувства надежды, которое спасает героя из его внутреннего заточения.
Основная мысль стихотворения – духовное возрождение лирического героя. Пастернак говорит о том, что в какой бы тяжелой ситуации он не оказался, всегда существует надежда на светлое будущее. Описывая свою глубокую потерянность и одиночество, он показывает, что погружение в себя может оторвать человека от жизни, посадить его под замок, и надежда – это то, что позволяет ему выйти из своей внутренней клетки.
Смысл произведения в триумфе любви над сомнениями, одиночеством и душевными метаниями человека. Приходит ОНА, и все вокруг, даже зима, приобретает нежные, легкие и приятные очертания, волшебные краски. Все, что было до этого прихода, — сон, последняя дымка которого растаяла в ночи.
Средства художественной выразительности
Передать настроение стихотворения помогает большое количество эпитетов, описывающих окружающую героя обстановку – он один в доме, все вокруг создает неуютную, беспокойную атмосферу, в которой личность переживает целый спектр эмоций – от отчаяния, питающейся его одиночеством, до ощущения надежды, возникающего у персонажа при мыслях о появлении его возлюбленной.
Пастернак использует детали, характерные для зимнего времени года, такие как снег, холод, иней, с их помощью достигая эффекта опустошенности, внутреннего оцепенения, подчеркивая изолированность, затерянность главного героя.
Большое количество белого цвета в данном описании придает ему значение «холодного» оттенка. Также автор активно использует анафору, такую, как «и опять завертит иней, и опять завертит мной..», «и опять кольнут..» для создания ощущения безысходности и последующего контраста со второй частью стихотворения.
Также, для подчеркивания образности стихотворения, Пастернак использует метафоры, такие как «вторженья дрожь», «промельк маховой», что позволяет читателю глубже окунуться в атмосферу произведения.
Однако в момент появления возлюбленной героя автор придает белому цвету другой характер – теперь он символизирует свет, простоту, еще раз подчеркивая ассоциацию героини с надеждой главного героя, его верой в будущее.
Какую Рифмовку использует Б Л Пастернак в своем стихотворении Никого не будет в доме?
Какую Рифмовку использует Б Л Пастернак в своем стихотворении Никого не будет в доме?
Жанр – любовная лирика. Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Кому посвящено стихотворение Никого не будет в доме?
Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз. Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами.
Кто написал стихи Никого не будет в доме?
На этой странице читайти стихи «Никого не будет в доме. » русского поэта Бориса Пастернака, написанные в 1931 году. Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин.
Кто главный герой стихотворения июль?
Как в стихотворении Никого не будет в доме сквозь обычное будничное просвечивает самое главное самое важное в жизни?
Когда было написано стихотворение Никого не будет в доме?
Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в 1931 г. Оно вошло в изданный в 1932 г. сборник «Второе рождение». Это было время знакомства Пастернака с будущей второй женой, Зинаидой Нейгауз, на тот момент женой Генриха Нейгауза, знаменитого пианиста и друга Пастернака.
Каким словом назван приход лирической героини?
Каким словом назван приход лирической героини? С чем сравнивается ее появление? (Приход героини назван «вторженьем», ее появление можно сравнить лишь с «будущностью», с ней приходит мир, жизнь. Вокруг все меняется. «Белых мокрых комьев» теперь нет, а есть снежные хлопья, которые теперь являются единым целым с ней.
Кому посвящено стихотворение Любить иных тяжелый крест?
Лирический герой произведения полностью сливается с автором. В первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была вспыльчива и своенравна. Далее лирический герой обращается к возлюбленной.
Кто автор строк Быть знаменитым некрасиво?
Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво…” является программным произведением поэта: в нём автор высказывает свои мысли о том, каким должен быть творческий человек, описывает свои взгляды на литературное творчество.
Какие темы преобладают в лирике Б Пастернака?
Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.
Какие вечные темы и образы связаны в лирике Пастернака с современностью?
Чему уподобляется акт поэтического творчества в стихотворении?
Стихотворение построено на уподоблении ранней весны, ливня (природных явлений) и поэтического вдохновения, начала творчества (состояния души), причем акт творчества становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.
Как называется форма глагола используемая Пастернаком в отношении лирического героя?
Не случайно относящиеся к лирическому герою глаголы в стихотворении стоят в инфинитиве (неопределенной форме): эта форма имеет смысловой оттенок «побуждения», побуждения лирического героя к действию со стороны просыпающейся природы («Достать чернил и плакать!», «писать навзрыд», «достать пролетку», «перенестись»).
Какое средство художественной выразительности является главным в стихотворении июль?
Для создания образа июля средства выразительности. Главную роль играет метафора, ведь Пастернаков июль метафоричный: «вбегает в вихре сквозняка», «июльский воздух снял комнаты у нас внаем», «наш жилец приезжий», «наш летний дачник-отпускник», «июль, таскающий в одежде пух одуванчиков».
Каким предстает июль в стихотворении Пастернака?
Летний месяц наделен человеческими чертами и предстает в образе озорника и хулигана, который «везде болтается некстати». Однако, несмотря на баловство гостя, лирический герой испытывает к нему симпатию.
Какие из глаголов не использует Б Л Пастернак в своем стихотворении июль по отношению к главному герою?
Ответ: Бродит, крадётся, вбегает, болтается.
Какая тема раскрывается в стихотворении июль?
Как объяснить почему июль в стихотворении?
Где пребывал Борис Пастернак когда написал стихотворение июль?
История создания Стихотворение «Июль» относится к поздней лирики поэта. Оно было написано летом 1956 года, в то время, когда Борис Леонидович пребывал на даче в Переделкино. Пастернаку нравилось проживать на даче, которую он получил от Литфонда.
Чему посвящено стихотворение Пастернака Рождественская звезда?
Стихотворение Б. Л. Пастернака «Рождественская звезда» посвящено путеводной звезде, возвестившей о рождении младенца.