коммуникации какого уровня характеризуются приведенными ниже характеристиками
Тест с ответами: “Теория коммуникации”
1. Социальная коммуникация:
а) процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств +
б) сообщения в СМИ
в) инженерные пути сообщения
2. По отношению к чему курс «Основы теории коммуникации» является метатеорией:
а) к философии
б) к имиджелогии +
в) к познанию
3. По отношению к чему курс «Основы теории коммуникации» является метатеорией:
а) к физиологии массовой коммуникации
б) к философии
в) к психологии массовой коммуникации +
4. Отличие вербальной и невербальной коммуникации состоит в:
а) способах кодирования информации +
б) каналах связи
в) целях передачи информации
5. К вербальной коммуникации не относится:
а) письмо
б) говорение
в) слушание +
6. Межличностная коммуникация — это такая коммуникация:
а) ретиальная
б) аксиальная +
в) невербальная
7. Реклама не относится к:
а) массовой коммуникации
б) интегрированным маркетинговым коммуникациям
в) аутокоммуникации +
8. К невербальной коммуникации не относится:
а) слушание +
б) таксеика
в) просодика
9. К электронным СМИ не относится:
а) ТВ
б) радио
в) газета +
10. К коммуникационным революциям относится изобретение:
а) колеса
б) книгопечатания +
в) лазерного оружия
11. Процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей:
а) чтение
б) монолог
в) диалог +
12. Речевая тактика, заключающаяся в использовании неожиданной информации:
а) неожиданность +
б) обращение к авторитету
в) момент неформальности
13. Включает в себя все виды речевой деятельности участников общения: говорение, слушание, письмо, чтение – … компонент коммуникации:
а) речевой
б) процессуальный +
в) знаковый
14. Речевая тактика, при которой неблагоприятную информацию подкрепляют словами, что «так бывает», называется:
а) неожиданностью
б) примером
в) обобщением +
15. Краткая запись содержания прочитанного называется:
а) аннотацией
б) лекцией
в) конспектом +
16. Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми – это процесс:
а) общения +
б) понимания
в) восприятия
17. Коммуникативная сторона общения:
а) взаимопонимание участников общения
б) обмен информацией между людьми +
в) организация взаимодействия между людьми
18. Термин «коммуникация» прежде всего употребляется в смысле:
а) специфической формы взаимодействия людей в трудовой деятельности +
б) хозяйственных сооружений
в) транспортной инфраструктуры
19. Модель, которая трактует эффект воздействия маркетинговых коммуникаций с точки зрения трех фаз отношений потребителя к продукту, называется моделью:
а) простого воспроизводства
б) «иерархии эффектов» +
в) реализации
20. Разрушение коммуникаций Винер назвал:
а) энтропией +
б) антропией
в) интропией
21. Радио было изобретено в:
а) 1895 г. +
б) 1907 г.
в) 1917 г.
22. К механизмам перцепции в межличностной коммуникации не относится:
а) эмпатия
б) мифологизация +
в) стереотипизация
23. Теоретиком символического интеракционизма был:
а) Пирс
б) Торндайк
в) Мид +
24. «Теорию социального обмена» предложил:
а) Черри
б) Хоманс +
в) Спенсер
25. Как называется модель коммуникационного процесса, разработанная Шенноном и Уивером:
а) мысленная
б) лингвистическая
в) информационно-математическая +
26. Автор интерактивной модели коммуникативного процесса:
а) Якобсон
б) Ньюкомб +
в) Смайл
27. Не является основоположником семиотики:
а) Лазарсфсльд +
б) Пирс
в) Соссюр
28. Типология знаков, предложенная Пирсом, — это:
а) естественные и искусственные знаки
б) дорожные, музыкальные, денежные знаки
в) конические, индексальные, символические знаки +
29. Не используется для изучения социальной коммуникации концептуальный подход:
а) фонетический +
б) семантический
в) когнитивный
30. Модель управляемой коммуникации с обратной связью предложил:
а) Ясисрс
б) Винер +
в) Гутенберг
Тест для самоконтроля по дисциплине «Основы теории коммуникации»
философии и социальных наук
«01» сентября 2011 г.
Тест для самоконтроля по дисциплине
«Основы теории коммуникации»
Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ | Вопрос | Ответ |
1. | 1 | 11. | 2 | 21. | 2 |
2. | 1 | 12. | 4 | 22. | 1 |
3. | 2 | 13. | 3 | 23. | 2 |
4. | Книжность | 14. | 1 | 24. | 1 |
5. | Модель паблисити | 15. | Модель двусторонней симметрии | 25. | 4 |
6. | 2 | 16. | 1 | 26. | 4 |
7. | 5 | 17. | 2 | 27. | Массовая |
8. | 3 | 18. | 3 | 28. | 2 |
9. | Словесность | 19. | Мультимедийность | 29. | 4 |
10. | Модель общественной информации | 20. | Модель двусторонней асимметрии | 30. | 5 |
Составитель: к.филол.н., доц. Шашкова Н.В.
Коммуникации какого уровня характеризуются приведенными ниже характеристиками
а) социальная коммуникация;
б) межличностная коммуникация.
а) социометрические звезды;
б) лидеры мнения;
в) референтная группа.
а) в кибернетической модели коммуникации;
б) в психологических моделях коммуникации;
в) в герменевтическом анализе коммуникации.
а) сообщение в рамках межличностной коммуникации;
б) сообщение в рамках массовой коммуникации.
а) информационная;
а) социальная коммуникация;
б) индивидуальная коммуникация;
в) межличностная коммуникация;
г) массовая коммуникация.
а) объект коммуникации;
б) субъект коммуникации.
в) К.Г.Юнг.
а) да;
а) объект коммуникации;
б) субъект коммуникации.
а) передача сообщений;
б) уменьшение или снятие неопределенности;
в) отрицательная энтропия;
г) воздействие входа на выход.
б) Г.Гадамер;
в) культурная;
а) связь любых материальных объектов;
б) связь любых социальных субъектов;
в) связь учреждений, организаций.
а) в информации о ситуации, в которой организация действует;
б) в определенном уровне известности;
в) в сохранении нормы прибыли;
в) в обратной связи.
б) нет.
а) когнитивный аспект коммуникации;
б) эмотивный аспект коммуникации;
в) аксиологический аспект коммуникации.
а) информация, которая рождается в массовой аудитории;
б) информация, которая распространяется по массовым каналам;
в) информация, которая потребляется массовой аудиторией;
г) информация, которая обладает обязательно всеми перечисленными признаками;
д) информация, которая обладает хотя бы одним из перечисленных признаков.
б) регулирующая;
а) однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
б) совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.
а) однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.
б) совместная деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.
б) управление;
в) селективная;
Какой пункт в этом перечислении назван ошибочно?
а) общение;
в) общение = коммуникация.
б) нет.
б) нет.
а) да;
в) синантроп
а) да, верно.
б) Жан Жак Руссо;
а) узелковое письмо;
г) священное письмо;
д) фонетическое письмо.
а) Кирилл и Мефодий;
в) И. Гуттенберг.
а) по способу установления и поддержания контакта;
б) по степени организованности;
в) по составу участников;
г) по используемым знаковым системам.
б) нет.
б) нет, не верно.
б) взаимные чувства и пристрастия как основа ее существования;
в) эквивалентность коммуникационного обмена;
г) все эти качества;
д) ни одно из этих качеств.
в) круговая;
Какой пункт в этом списке назван ошибочно?
г) замкнутая.
Какой пункт в этом списке лишний?
б) к неформальной коммуникации в организации?
а) специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории;
б) технические средства фиксации, копирования, тиражирования текстов и системного распространения больших объемов информации, адресованной массовой аудитории;
в) технические службы, обеспечивающие передачу и прием сообщений.
а) человеко-ориентированного подхода в теории массовой коммуникации
б) медиа-ориентированного подхода в теории массовой коммуникации
а) она абстрагируется от смысла передаваемой информации;
б) она монологична, не учитывает «обратной связи»;
в) она не учитывает, что переданное и принятое адресатом сообщения не совпадают.
а) способ кодирования сообщений;
б) специальный маршрут или технология, используемая для доставки сообщения получателю.
а) способ кодирования сообщений;
б) специальный маршрут или технология, используемая для доставки сообщения получателю.
б) разговор «лицом к лицу»;
в) новости в печатных СМИ;
г) выступление перед большой аудиторией.
а) да, верно;
в) гуманитарных;
а) заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого прислушивается публика;
б) коммуникатор, выступающий перед аудиторией впервые (аудитория оказывает ему кредит доверия)?
б) лидеры мнений.
а) люди престижа;
г) привлекательный;
а) совокупность знаков, которая служит для обмена информацией между двумя другими материальными системами;
б) совокупность знаков, которая нацелена на установление связи между людьми;
в) совокупность знаков, имеющая значение только в обществе.
а) Ч. Пирс;
в) орфографику;
а) его принципиальная немотивированность;
б) его принципиальная мотивированность;
в) соответствие формы выражения содержанию?
а) только в природе;
б) только в обществе;
в) и в природе, и в обществе.
а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное;
б) указывают на объект;
в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).
а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное;
б) указывают на объект;
в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).
а) имеют естественное сходство с обозначаемым объектом, хотя и достаточно условное;
б) указывают на объект;
в) условны, не связаны с объектом, метафоричны, замещают обозначаемый объект в высказывании и мысли (слова, символы-аллегории и т.п.).
а) значение единиц языка (слов);
б) объективные законы устройства знаковых систем;
в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?
а) значение единиц языка (слов);
б) объективные законы устройства знаковых систем;
в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?
а) значение единиц языка (слов);
б) объективные законы устройства знаковых систем;
в) соотношение знаковых систем и употребляющих их индивидов?
в) высказывание и дискурс;
г) ни одно из перечисленных понятий.
б) речь + действие;
в) речь + реакция коммуниканта.
а) К вербальным средствам коммуникации относятся устная и письменная речь.
б) К вербальным средствам коммуникации относятся устная и письменная речь, говорение, чтение.
в) К вербальным средствам коммуникации относятся устная речь и говорение.
а) система жестов, пантомимика, мимика;
б) азбука Морзе, система нот, языки программирования.
а) система жестов, пантомимика, мимика;
б) азбука Морзе, система нот, языки программирования.
б) звукового оформления речи;
в) определенным образом организованного пространства;
г) использования материальных предметов, имеющих символическое значение. Вставьте пропущенное.
а) выразительных движений тела;
б)……..; звукового оформления речи (высота, громкость, скорость, ритмичность и т.д.) ;
в) определенным образом организованного пространства;
г) использования материальных предметов, имеющих символическое значение.
а) выразительных движений тела;
б) звукового оформления речи;
г) использования материальных предметов, имеющих символическое значение. Вставьте пропущенное.
а) выразительных движений тела;
б) звукового оформления речи;
в) определенным образом организованного пространства;
а) Обмен сообщениями о том, что происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие;
б) Обмен сообщениями, которые могут существовать помимо передающего их человека, позволяют информировать об отсутствующих предметах или явлениях
а) составные элементы сообщения трудно разложимы на отдельные единицы;
б) составные элементы сообщения четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам
а) непроизвольная коммуникация преобладает над произвольной, неосознаваемые сообщения над осознаваемыми;
б) высказывания в значительной степени осознаны, их легче подвергать анализу, оценить, понять, проконтролировать.
а) социальная зона; 3
б) личная зона; 2
в) интимная зона; 1
г) публичная зона. 4
а) да, верно;
а) да, верно;
а) Ситуация общения объединяет говорящего и слушающего для достижения общей цели. Комуникантам не нужны дополнительные разъяснения характера взаимодействия;
б) Адресат и адресант речи редко объединены общей ситуацией общения. Их реакция на речевые действия другого отсрочена.
а) Взаимопониманию способствует привлечение возможностей и интонации невербального языка — мимики, жестов и т.д.
б) Отсутствие интонации и элементов невербального языка приводит к необходимости описательно разъяснять то, что можно передать с их помощью.
а) Можно обойтись неполными предложениями, смысл которых все равно понятен из ситуации.
б) Необходимо употреблять больше полных предложений, сложных, с придаточными конструкциями
а) Незамедлительная реакция собеседника помогает выстраивать дальнейшие речевые произведения.
а) субъективные характеристики;
б) объективные характеристики.
а) да;
б) нет.
а) нежелание аудитории разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины;
б) незнание новых слов, общественные стереотипы восприятия, искажения при передачи информации в СМИ.
а) нежелание аудитории разобраться в проблемах, усваивать и запоминать отдельные термины;
б) незнание новых слов, общественные стереотипы восприятия, искажения при передачи информации в СМИ.
а) интерсубъективность;
б) деятельностный характер;
в) цели коммуникации.
Какой пункт в этом списке лишний?
б) нет, не верно. (ригидный тип)
а) стадия нормоустановления; — 2
б) стадия протеста; — 4
в) стадия формирования; — 1
г) стадия сотрудничества. — 3
а) да, верно;
а) Опосредованность общения техническими средствами;
б) Непосредственный контакт в общении
а) Общение больших социальных групп;
б) Общение в основном отдельных индивидов
а) Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;
б) Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта
б) В большей мере спонтанный характер общения.
б) Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей.
а) «Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность;
б) «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность.
21. Массовой коммуникацией можно называть:
взаимодействие с организованно большим количеством людей, имеющим сходный коммуникативных уровень;
взаимодействие с большим количеством людей, имеющих различный коммуникативный опыт и уровень;
взаимодействие с организованно большим количеством людей, имеющим сходный коммуникативных уровень, и с использованием технических средств;
коммуникацию в определенной сфере жизнедеятельности человека, осуществляющуюся как между отдельными людьми, так и между специально организованной группой и отдельным человеком, группой и группой;
коммуникацию, направленную на внутреннюю или внешнюю среду организации.
22. Кодирование в коммуникационном процессе означает:
определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью любых символов и кодов;
определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью визуальных символов или кодов;
определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью вербальных символов или кодов;
определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью аудиальных символов или кодов;
определение идеи, которую стремится донести до получателя источник сообщения с помощью пластических символов или кодов.
23. Вербальными коммуникациями называют:
коммуникации посредством визуального текста и пластики;
коммуникации посредством устного слова;
коммуникации посредством жеста и слова;
коммуникации посредством письменной речи;
коммуникации посредством письменной речи, визуального и пластического текста.
24. Качественными характеристика источника сообщения являются:
статус, надежность, квалификация отправителя;
тема сообщения, канал, сила воздействия коммуниканта;
статус, тема сообщения, квалификация отправителя;
тема сообщения, время обнародования сообщения, статус отправителя;
статус, тема сообщения и сила воздействия отправителя.
25. Инструктированию в коммуникативном процессе соответствует стадия:
обеспечение надлежащей интерпретации;
обеспечение приема соответствующего сообщения;
обеспечение запоминания сообщения для его использования;
стимулирование активного обучения и получения практических навыков;
восприятие изменения, т.е. готовности подчиниться т.з. отправителя сообщения.
26. Ученые, исследующие массовую коммуникацию, авторы концепции «социальной семиотики»:
Ю. Лотман, Т. Тодоров;
27. Коммуникации какого уровня характеризуются приведенными ниже характеристиками:
использование высокоскоростных и репродуктивных текстов средств связи и информации;
быстрое распространение сообщений;
относительно небольшая потребительская стоимость информации.
28. Знак, план выражения который похож на план содержания, в теории коммуникации называют:
29. Какие элементы процесса коммуникации являются ключевыми для коммуникатора:
процессы принятия решений аудитории, эмоциональный подъем, политические предпосылки;
возможности аудитории в области информационных операций и процессов принятия решений;
эмоциональный подъем, доминирование-подчинение, канал сообщения;
целевая аудитория, канал, контекст;
биографические данные, эмоциональный подъем аудитории, процессы принятия решений.
30. Коммуникация – это двусторонний процесс обмена сообщениями, с целью информирования, инструктирования и убеждения (Катлип, Сентер, Брум). Какая стадия не входит в процесс информирования:
привлечение внимания к данной коммуникации;
обеспечение приема соответствующего сообщения;
обеспечение надлежащей интерпретации;
обеспечение запоминания сообщения для его использования;
стимулирование активного обучения и получения практических навыков.
Виды коммуникаций: параметры, характеристика
Признаки классификации коммуникаций
Коммуникации, осуществляемые в компаниях, могут быть классифицированы по ряду признаков (таблица 1).
Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств
Коммуникации по субъекту и средствам коммуникаций
Коммуникации с помощью информационных технологий, технических средств
Коммуникации, которые осуществляются с помощью информационных технологий и технических средств, приобретают первостепенное значение в современных условиях. Осуществляются при помощи телекоммуникационных систем, электронной почты, управленческих информационных средств (УИС). При помощи УИС менеджеры могут обратиться к другим сотрудникам, например, за информацией, которая необходима для решения проблем, а также могут прочитать литературу в какой-либо интересной для них области о современных достижениях.
Межличностные коммуникации
Межличностные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах при помощи слов и бессловесных средств общения. Именно данный вид коммуникации представляет наибольшую значимость для изучения. Различные факторы оказывают влияние на межличностные коммуникации (рисунок 1).
Рисунок 1. Факторы, которые влияют на межличностные коммуникации
Результативность межличностных коммуникаций зависит во многом от обратной связи. Отправитель с ее помощью понимает, было ли передано сообщение, было ли получено оно и было ли правильно принято и понято получателем.
Получателю необходимо быть уверенным в компетентности отправителя. Разные люди могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному, в зависимости от предшествующего опыта, компетентности, что предполагает наличие различных подходов к кодированию и декодированию информации. Коммуникационный процесс может не состояться при некомпетентности отправителя.
Доверие получателя к отправителю, как к личности, так и к руководителю – очень важное условие коммуникации. Получателю необходимо при этом признавать право отправителя на отправление сообщения.
Касаемо ожиданий получателя необходимо отметить, что людьми хорошо воспринимается лишь то, что они готовы воспринять. Неожиданную информацию могут не воспринимать.
Совместимость любого рода влияет на эффективность межличностных коммуникаций. Психологическая несовместимость получателя и отправителя, неприятие получателем задач и целей, формулирующихся в сообщении, способствуют разрушению коммуникации.
Статус отправителя получателем может быть воспринят по-разному. Получатель может признать его, и в данном случае он выполняет указания отправителя, которые были переданы в сообщении, а также может воспринимать статус в качестве личной угрозы, что препятствует процессу коммуникации и даже может прерывать ее.
Межличностные коммуникации находятся в зависимости от социокультурной среды, в которой они реализуются, включающей систему ценностей, обычаи, традиции. Этот фактор необходимо учитывать при общении представителей разных национальных культур. Культурные различия выражаются как при вербальном, так и невербальном общении.
Коммуникации по форме общения
Вербальные коммуникации
Вербальные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются при помощи устной речи, используемой в качестве системы кодирования.
Менеджеры тратят большую часть рабочего времени на личное общение с другими людьми. К достоинствам устной коммуникации относят:
Согласно данным А. Мейрабиана, только 7% сообщений определяются их вербальным содержанием, а 93% свойственна невербальная природа, 38% из которых определяются модуляцией голоса, а 55% определяются выражением лица.
Невербальные коммуникации
Невербальные коммуникации – это сообщения, которые посылаются отправителем без применения устной речи в качестве системы кодирования, а, например, при помощи жестов, мимики, взгляда, манер, поз. Они выступают в качестве средства коммуникации на том уровне, а котором их суть может быть интерпретирована другими участниками процесса коммуникации.
Информация передается при помощи вербальных коммуникаций, а при помощи невербальной коммуникации передается отношение к получателю сообщения.
Коммуникации по каналам общения
Формальные коммуникации
Формальные коммуникации позволяют ограничивать и упорядочивать информационные потоки. Они устанавливаются следующими регламентами:
Неформальные коммуникации
Неформальные коммуникации – это социальные взаимодействия между индивидами, которые отражают выражения человеческой потребности в общении. Неформальные коммуникации дополняют формальные. Неформальную систему коммуникаций в организации называют «виноградной лозой», так как информация в ней зачастую распространяется при помощи слухов. Согласно данным ряда исследователей, слухи на 75%, по меньшей мере, считаются точными.
Слухи являются одним из самых быстрых способов распространения информации. Руководство часто использует данный канал передачи информации в целях изучения мнения работников, их готовности к изменениям и принятию новых элементов (направлений), выявления «узких» мест в менеджменте компании.
Интересный факт. На «ты» с руководителем
Среди 747 компаний служба исследований HeadHunter провела опрос, для того чтобы узнать, как сегодня принято строить общение у подчиненных и начальников.
В 58% опрошенных организаций принято обращаться официально к руководителю – на «Вы». Менее формальную форму, на «ты», выбрали 36% организаций. В данных компаниях дистанция между подчиненным и начальником не так ощутима, а в коллективе отношения более близкие. Необходимо заметить, что чем выше количество работников организации, тем чаще отношения приобретают формальный характер. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на информационных технологиях (на «ты» – 70%). С другой стороны, более официальные отношения на производстве и в многопрофильных холдингах (на «Вы» – 86%).
Большинство опрошенных директоров по персоналу отмечают, что руководитель организации может легко пообщаться с подчиненным на различные абстрактные темы. А в 33% компаний рядовой работник может поделиться с начальником своими проблемами, поговорить о наболевшем с ним по душам. В 17% компаний более жесткий формат общения: подчиненный и руководитель не поддерживают никаких неформальных отношений.
Распоряжения должны быть восприняты как приказ, а не просьба, коммуникации должны быть максимально официального формата. Неформальное общение в добывающей отрасли, например, между подчиненным и руководителем не принято в большинстве случаев. С другой стороны, поговорить о своих проблемах с начальником проще всего сотрудникам образовательной, юридической сфер и услуг для населения. Более «простые» и близкие отношения в организациях, которые специализируются на IT-технологиях (70%). В производстве и многопрофильных холдингах подчиненные с руководством на «ты» практически не общаются (5–10%).
К типичной информации, передаваемой по неформальным каналам можно отнести:
Слухи
Виды слухов | Краткая характеристика |
Слухи-«пугала» | Появляются на почве опасений и страхов сотрудников, создавая беспокойство в организации, могут принести вред. |
«Мечты и чаяния» | |
Финальный слух | Вызван возможными и прогнозируемыми действиями в будущем, которые длительное время ожидаются работниками. |
«Вбивание клиньев» | Формируются агрессивностью, иногда и ненавистью; самый агрессивный тип. Несут вред как для репутации компании, так и отдельных сотрудников. |
Интересный опыт. Зачем организациям отдел внутренних коммуникаций?
Современные руководители проводят не только регулярные собрания с высшим менеджментом компании, но и лично встречаются с простыми сотрудниками. Так, президент компании «САН Интербрю» Джо Стрелл каждый месяц приглашает 25 работников со всей страны на обед (по два сотрудника с каждого завода и от каждого отдела продаж по одному сотруднику). «Во время обеда у наших сотрудников есть возможность задать любой вопрос президенту.
После встречи вопросы и ответы публикуются и в каждом подразделении организации вывешиваются на информационные доски. Обеды проводятся в пятницу, чтобы предоставить возможность работникам остаться в Москве и на выходные. Оплачивается и проживание, и дорога», – отмечает Любовь Елисеева, специалист по внутренним коммуникациям «САН Интербрю».
Коммуникации в зависимости от пространственного расположения каналов и направленности общения
Информация по каналам передается:
Восходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены снизу-вверх (от подчиненных к руководителю).
Нисходящие коммуникации – это коммуникации, которые направлены сверху-вниз (от руководителя к подчиненным).
Диагональные коммуникации – это коммуникации, которые осуществляются сотрудниками подразделений и отделов различных уровней. Данный вид коммуникации используется в случаях, когда коммуникации сотрудников организации иными способами затруднены, либо невозможны.
Горизонтальные коммуникации – это коммуникации, которые направленные на интеграцию и координацию деятельности работников разных подразделений и отделов на одинаковых уровнях иерархии для выполнения целей компании; способствуют увеличению эффективности использования всех ресурсов компании.
Согласно исследований, эффективность горизонтальных коммуникаций составляет 90%. Это можно объяснить тем, что сотрудники работали на одинаковых уровнях управления, отлично понимают сущность труда своих коллег, понимают их проблемы и возможный посыл их сообщения.
Виды коммуникаций | Виды передаваемой в сообщении информации | Цели | ||||||||||||||||||||||||
Восходящие |
Ответы | Распределение ответов на вопросы, % | |
Что бы вы хотели знать о своей организации? | О чем вы информируете своих сотрудников? | |
Заработная плата других сотрудников | 14 | 3,9 |
Реальная прибыль/убытки компании | 16 | 11,7 |
Заработная плата топ-менеджеров | 15 | 3,9 |
Предстоящие изменения в составе акционеров, покупка или продажа компании | 21 | 9,7 |
Информация о стратегических клиентах или партнерах | 9 | 13,6 |
Информация о кадровых назначениях | 13 | 29,1 |
Вывод компанией новых товаров или услуг на рынок | 12 | 28,2 |
Формы, методы и средства общения, существующие в российских компаниях
В российских компаниях существуют следующие формы, методы и средства общения:
Интересный факт. Открытые двери
Залогом успешного выживания компании на рынке по мнению Билла Гейтса, является прозрачность ведения бизнеса. Империя Гейтса работает именно по данным законам, и работники Microsoft не жалуются на недостаток информации о внутренней деятельности компании, в том числе данные о заработной плате менеджеров высшего звена. Также Hewlett-Packard следует политике открытости во внутренней политике организации. К примеру, каждый из сотрудников организации, в том числе управляющий, работает в офисе без перегородок или в кабинете, в котором нет дверей. Такая политика «открытых дверей» способствует построению системы взаимного доверия сотрудников, когда люди могут обсудить спокойно все интересующие их вопросы со своим менеджером. Информационный поток в результате эффективно течет как вверх, так и вниз.
Ошибки внутренних коммуникаций
Типичными ошибками внутренних коммуникаций, по мнению специалистов, выступают:
Интересный факт. Проблемы общения
Менеджеры, которые недоговаривают значимую информацию своим подчиненным, очень рискуют. Коммуникативные сбои в лучшем случае понижают эффективность работы и мотивацию сотрудников, а в худшем чреваты намеренным выпуском брака и даже саботажем.
В конце 2009 г. консалтинговое агентство «Инкорпоре» провело опрос в 18 крупных компаниях о практике внутренних коммуникаций. Внутренним коммуникациям большинство опрошенных HR-менеджеров признали: проблемы в общении между подчиненными и начальниками у них существуют. «Сотрудникам недостаточно коммуникационной и стратегической поддержки со стороны топ-менеджеров, – отмечает Илья Стернин, исполнительный директор компании “Инкорпоре”, – и если даже руководители организации являются хорошими коммуникаторами, то случаются сбои на среднем уровне управления». У среднего менеджмента, по его словам, не хватает зачастую ни мотивации, ни умения доводить до сотрудников важную информацию, напрямую не касающуюся рабочего процесса.
«Сейчас работники очень остро переживают недостаток информации, – отмечает Стернин. – Молчание руководства воспринимается ими как подтверждение наихудших опасений в отношении судьбы организации и своих собственных перспектив. Если пренебрегать этим фактом, то они направят все недовольство на работодателя, признавая его первопричиной своих неудач и страданий». Стернин приводит в пример случай на металлургическом заводе: рабочие, которые не понимали сути перемен и не получали обратную связь от руководителей целенаправленно выпустили партию с браком.
- коммуникатор каким должен быть
- коммуникации на земельном участке какие бывают