кольцо у парашюта с какой стороны
С каких высот и самолетов прыгают десантники с парашютом
Десантные войска в обязательном порядке проходят прыжковую подготовку еще на этапе обучения. Затем навыки прыжков с парашютом используются уже во время боевых действий или показательных выступлений. У прыжков есть особые правила: требования к парашютам, используемым самолетам, подготовке солдатов. Все эти требования необходимо знать десанту для безопасного полета и приземления.
Прыгать без подготовки десантник не может. Обучение – обязательный этап перед началом настоящих прыжков ВДВ, во время него происходит теоретическое обучение и прыжковая практика. Вся информация, которую рассказывают будущим десантникам во время подготовки, приведена ниже.
Самолеты для перевозки и десантирования
С каких самолетов прыгают десантники? Армия России на данный момент использует несколько самолётов для десантирования войск. Основной из них ИЛ-76, но используются и другие, летные машины:
ИЛ-76 остается предпочтительным, поскольку наиболее удобно оборудован для десантирования, обладает вместительным багажными отделением и хорошо сохраняет давление даже на больших высотах, если десанту нужно прыгнуть там. Его корпус герметичный, но на случай аварийных ситуаций отсек для десантников оборудован индивидуальными кислородными масками. Таким образом каждый парашютист не будет испытывать недостаток кислорода во время полета.
Самолет развивает скорости, примерно 300 км в час, а это оптимальный показатель для десантирования в военных условиях.
Высота прыжка
С какой высоты обычно прыгают с парашютом десантники? Высотность прыжка зависит от вида парашюта и самолета, который используется для десантирования. Рекомендуемая оптимальная высота десантирования – 800-1000 метров над землей. Этот показатель удобен в условиях боевых действий, поскольку на такой высоте самолет меньше подвергается обстрелу. При этом воздух не слишком разреженный, чтобы десантник высаживался.
С какой высоты обычно прыгают десантники в случае не учебных действий? Раскрытие парашюта Д-5 или Д-6 при высадке с ИЛ-76 происходит на высоте 600 метров. Обычное расстояние, необходимое для полного раскрытия – 200 метров. То есть, если высадка начинается с высоты 1200, то раскрытие произойдет на отметке 1000. Максимум, допустимый при высадке – 2000 метров.
Более передовые модели парашютов позволяет начать высадку и с отметки в несколько тысяч метров. Так, современная модель Д-10 позволяет высаживаться на максимальной высоте не более 4000 м над землей. При этом минимально допустимый уровень для раскрытия – 200. Рекомендуется начинать раскрытие раньше, чтобы снизить вероятность травм и жесткой посадки.
Виды парашютов
С 1990-ых годов в России используются два основных типа десантных парашютов: Д-5 и Д-6. Первый является самым простым, не позволяет регулировать место высадки. Сколько строп у парашюта десантника? Зависит от модели. Строп в Д-5 28, концы закрепленные, из-за чего и нельзя регулировать направление полета. Длина строп – 9 метров. Вес одного комплекта – около 15 кг.
Более усовершенствованная модель Д-5 – это парашют десантника Д-6. В нем концы строп можно освобождать и перетягивать нити, регулируя направление полета. Чтобы повернуть налево, нужно натянуть стропы слева, для маневра на правую сторону – потянуть за нить справа. Площадь парашютного купола такая же, как и у Д-5 (83 квадратных метра). Вес у комплекта сниженный – всего 11 килограмм, он наиболее удобен для еще обучающихся, но уже тренированных десантников. За время обучения совершается около 5 прыжков (при экспресс-курсах), Д-6 рекомендуется выдавать после первого-второго. Стропил в комплекте 30, из них четыре позволяют управлять парашютом.
Для совсем новичков разработаны комплекты Д-10, это обновленная версия, которая лишь недавно поступившая в распоряжение армии. Стропил здесь больше: 26 основных и 24 дополнительных. Из 26 стоп 4 позволяют управлять системой, их длина – 7 метров, а оставшихся 22 – 4 метра. Получается, что всего 22 внешние дополнительные стропы и 24 внутренние дополнительные. Такое количество шнуров (все они изготовлены из капрона) позволяют максимально управлять полетом, корректировать курс при высадке. Площадь купола у Д-10 – целых 100 квадратных метров. При этом купол изготовлен в форме патиссона, удобной зеленой расцветки без рисунка, чтобы после приземления десантника его тяжелее было обнаружить.
Правила высадки из самолета
Десантники высаживаются из салона в определенном порядке. В ИЛ-76 это происходит в несколько потоков. Для высадки существуют две боковых двери и рампа. При учебных действиях предпочитают пользоваться исключительно боковыми дверьми. Высадка может осуществляться:
Распределение на потоки делается для того, чтобы прыгающие не столкнулись друг с другом при приземлении и не могли зацепиться. Между потоками делается небольшая задержка, обычно несколько десятков секунд.
Механизм полета и раскрытия парашюта
После высадки десантник должен высчитать 5 секунд. Нельзя считать стандартным методом: «1, 2, 3…». Получится слишком быстро, реальные 5 секунд еще не пройдут. Лучше отсчитывать так: «121, 122…». Сейчас наиболее часто используют счет начиная с 500: «501, 502, 503…».
Сразу после прыжка автоматически раскрывается стабилизирующий парашют (стадии его раскрытия можно увидеть на видео). Это небольшой купол, который не позволяет десантнику начать «кружиться» во время падения. Стабилизация предотвращает перевороты в воздухе, при которых человек начинает лететь вверх ногами (такая позиция не позволяет раскрыть парашют).
Через пять секунд стабилизация полностью выводится, и в действие нужно привести основной купол. Делается это либо при помощи кольца, либо автоматически. Хороший десантник должен уметь сам регулировать раскрытие парашюта, поэтому тренированным обучающимся дают комплекты с кольцом. После задействования кольца основной купол полностью раскрывается за 200 метров падения. В обязанности тренированного парашютиста десантника входит и маскировка после приземления.
Правила безопасности: как оградить десант от травм
Парашюты требуют особого отношения, ухода, чтобы прыжки с их использованием происходили максимально безопасно. Сразу после использования парашют нужно правильно сложить, иначе срок его эксплуатации резко сократиться. Неправильно сложенный парашют может не сработать при высадке, что приведет к летальному исходу.
Нужно выполнить следующие рекомендации:
Обязательно нужно учитывать вес прыгающего. Все модели парашютов выдерживают не более 150 кг. При этом при прыжках с весом до 140 их можно использовать 80 раз, а вот если нагрузка составляет 150, то только 10, после чего парашют идет в утиль. Вес нужно рассчитывать из суммы самого десантника и веса комплекта. Новый Д-10 весит 15 кг, как и Д-5, а вот Д-6 – 11 кг.
Кольцо у парашюта с какой стороны
7 каверзных вопросов от десантника, ответы на которые лучше знать в День ВДВ
Их защитники Родины порой задают прохожим после праздника
Каждый год 2 августа в России отмечается День ВДВ (Воздушно-десантный войск). На улицы городов выходят тысячи тех, кто служил в десантуре, чтобы вместе со своими товарищами отметить этот праздник.
Нередко так случается, что ВДВшники спрашивают случайно проходящих мимо них людей о воинской службе. Дабы не опростоволосится, подскажем нашим читателям ответы на 7 наиболее популярных и, пожалуй, самых каверзных вопросов от десантников.
Сколько строп у парашюта Д-6?
Не пытайтесь подойти к этому вопросу логически. Здесь работают только знания. Зазубрите эти цифры: 30 строп, длина каждой девять метров. И в догонку — площадь купола парашюта равно 83 «квадратам».
Сколько полосок на тельняшке?
Нет, снова логику отбросьте прочь. Полоски все две.
Куда десантник прыгает: в стену, в двери и в рампу?
Тут, конечно, не обойтись без помощи друга или 50 на 50. Но лучше объясним суть ответа. Смотрите — десантник прыгает в рампу вертолета и в двери самолета.
РД-54 — лучший парашют? Правда или нет?
Нет. Ведь это совсем не парашют. Вопрос о рюкзаке десантника.
На ребре ладони у десантника три точки. Что они означают?
Это количество транспортных средств, с которых ВДВшник десентировался. Таким образом, три точки — это самолеты АН-12 и Ил-76 и вертолет МИ-8.
У парашюта есть кольцо. На какой счет его следует дергать?
Называйте 503 и не ошибетесь. У десантника три секунды свободного падения. Для того, чтобы их точно посчитать, он вместо «один», «два» и «три» проговаривает 501, 502 и 503. После чего правой рукой дергает кольцо.
Звено ручного раскрытия. Что это такое?
Звучит сложно, а ответ прост — это как раз то самое кольцо, за которое дергает во время полета на парашюте десантник.
Устройство парашютной системы
Парашютная система состоит из основных частей:
Подвесная система — предназначена для:
Материал подвесной системы — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 2700 кг.
Подвесная система крепится на теле парашютиста в трех точках с помощью специальных пряжек или карабинов — на ножных обхватах и грудной перемычке. Прочность пряжек 1200 кг.
Ранец — предназначен для укладки в него основного и запасного парашютов. Имеет раскрывающее приспособление, которое позволяет производить:
Материал ранца — кордура.
Ранец расположен на спине парашютиста. Он имеет два отсека. В нижний отсек укладывается основной парашют, а в верхний отсек — запасной парашют. Внутри каждого отсека находится Петля зачековки. Снизу к ранцу пришит Карман для вытяжного парашюта.
Кольцевое замковое устройство (КЗУ) — предназначено для быстрого отсоединения основного купола и находится в верхней части плечевых обхватов.
«Подушка» отцепки (РЕЛИЗ) — предназначена для освобождения замков КЗУ и отцепки свободных концов основного купола. Состоит из матерчатой подушки красного цвета и двух тросов желтого цвета. Расположена справа — спереди на подвесной системе, на уровне груди.
Вытяжное кольцо запасного парашюта (кольцо) — предназначено для ручного раскрытия ранца запасного парашюта. Состоит из кольца, троса, ограничителя и шпильки. Крепится в специальном кармане на подвесной системе слева — спереди на уровне груди.
Транзит («RSL») — предназначен для принудительного раскрытия запасного парашюта в случае отцепки основного. Представляет собой стренгу с быстроотстегивающимся карабином, присоединенным к свободному концу с одной стороны и кольцом, надетым на трос вытяжного кольца запасного парашюта на другой.
Парашютное снаряжение
В комплект снаряжения парашютиста также входят:
Вся остальная одежда используется собственная. Основное — обувь должна быть спортивной, без каблуков и высоких платформ, подходящей по размеру, по сезону и без крючков. Одежда не должна сковывать движения парашютиста и соответствовать температуре наружного воздуха. При этом надо учитывать, что с высотой температура падает на градусов на каждый километр.
Конструкция парашюта
Основной парашют (основной). Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста.
Состоит из следующих частей:
Купол— состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции и имеет в плане форму прямоугольника. Купол имеет 9 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера основных парашютов: 200, 235 и 265 кв.фт.
Слайдер— замедляет и упорядочивает наполнение купола. Этим снижается динамическая нагрузка при раскрытии парашюта. Состоит из полотнища с усилительными лентами, к которым прикреплены 4 люверса. Через эти люверсы пропущены стропы купола.
Стропы — предназначены для соединения купола со свободными концами подвесной системы и для удержания купола в нужном положении в воздушном потоке. Материал — шнур капроновый. Прочность на разрыв каждой — 270 кг.
Стропы управления — предназначены для управления куполом. Каждая стропа управления внизу заканчивается Петлями управления (клевантами), а вверху разветвляется на 4 дополнительные стропы.
Свободные концы левый и правый — служат для передачи усилия от строп на подвесную систему. Материал — лента капроновая, ширина — 44 мм, прочность на разрыв — 1800 кг. В верхней части свободных концов находятся кольца для присоединения строп купола. В нижней части каждой пары свободных концов имеются 2 металлических кольца и петля для присоединения к замку отцепки КЗУ.
Камера — предназначена для укладки в нее купола со слайдером и строп. Имеет клапан с люверсами, люверс для пропускания стренги с вытяжным парашютом и резиновые петли для укладки строп.
Вытяжной парашют (медуза) с ручкой (бобышкой) и стренгой — предназначены для вытягивания камеры с куполом и стропами из ранца. Материал медузы — капрон и капроновая сетка. Материал стренги — капроновая лента. К стренге пришита зачековочная шпилька, удерживающая отсек основного парашюта в закрытом положении.
Технические данные парашюта при соответствующем полетном весе системы (парашютист с парашютной системой):
Взаимодействие частей основного парашюта.
После вытаскивания медузы из кармана и выбрасывания её в поток, медуза наполняется воздухом, и за стренгу вытягивает шпильку из петли. Клапана ранца открываются, стренга вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом из ранца. Стропы вытягиваются из резиновых петель камеры, камера расчековывается, и из нее выходит купол. Купол, под действием набегающего потока воздуха, преодолевая силу сопротивления слайдера, наполняется. Слайдер, под действием натяжения строп, скользит по стропам вниз, к свободным концам подвесной системы. Полное наполнение купола происходит за время порядка 3х секунд.
Парашют начинает планирующий спуск в режиме средней горизонтальной скорости вперед — 3 5 м/сек. (пока не расчекованы стропы управления), при этом вертикальная скорость снижения — 4 5 м/сек.
При наполнении купола скорость падения парашютиста замедляется с 50 м/сек. до 4 м/сек. Это замедление скорости падения парашютист ощущает как динамический рывок. Усилие от купола передается по стропам и свободным концам на ленты подвесной системы.
Запасной парашют (ПЗ, «запаска»).
Предназначен для управляемого снижения и безопасного приземления парашютиста в случае отказа основного купола. Купол имеет в плане форму прямоугольника и состоит из верхнего и нижнего полотнищ, соединенных между собой нервюрами, делящими купол на секции. Купол имеет 7 секций. Материал купола — капрон. В эксплуатации имеется три типоразмера запасных парашютов: 193, 215 и 220 кв.фт. Цвета куполов: белый.
Устройство частей запасного парашюта аналогично устройству основного парашюта.
Взаимодействие частей запасного парашюта.
Запасной парашют применяется в случае отказа основного парашюта. Наиболее надежная работа запасного парашюта обеспечивается при полной отцепке купола основного парашюта.
Подушка отцепки расположена справа на подвесной системе, на уровне груди. Для отцепки парашютист выдергивает подушку отцепки обеими руками на всю длину и выбрасывает ее. При этом из КЗУ одновременно выходят два троса и освобождают свободные концы с отказавшим куполом основного парашюта.
Сразу после отцепки необходимо обеими руками выдернуть кольцо запасного парашюта, расположенное слева на подвесной системе, на уровне груди. При этом шпилька выходит из петли зачековки и освобождает клапана ранца запасного парашюта.
Примечание: Прежде чем взяться руками за подушку отцепки и кольцо ПЗ, необходимо обязательно найти их взглядом!
Стоит отметить, что хотя при отцепке основного парашюта, транзит принудительно выдернет шпильку запасного парашюта, но надеяться на это не следует и в любом случае необходимо самостоятельно выдернуть кольцо запасного парашюта!
Вытяжной парашют под действием пружины «выпрыгивает» в поток, наполняется и за стренгу вытягивает камеру, с уложенным в нее куполом, из ранца. Дальнейшее открытие происходит аналогично куполу основного парашюта. Полное наполнение купола запасного парашюта происходит за время, не более секунд.
Камера запасного парашюта, в отличие от основного, не прикреплена к верхней оболочке купола и при открытии вместе с вытяжным парашютом полностью «улетают», что повышает безопасность при открытии ПЗ.
Технические характеристики и особенности парашюта Д-6, порядок укладки
Прыжками с парашютом занимаются любители, желающие получить дозу адреналина, профессиональные спортсмены, курсанты военных училищ в рамках курса подготовки. Типов и конструкций парашютных систем существует довольно много. Одна из наиболее надежных моделей — парашют Д-6, широко используемый в России. Именно его чаще всего рекомендуют для первых самостоятельных прыжков.
Особенности и тактико-технические характеристики
Тактико-технические характеристики парашюта Д-6 (модели, очень широко используемой в России) таковы:
Системы парашюта Д-6 срабатывают в такой последовательности:
Д-6 — самый распространенный российский парашют, разработка еще советского НИИ парашютостроения. Модель заслуженно считается очень надежной, именно парашюты Д-6 традиционно используются для первых прыжков после обучения большинством школ.
Востребован этот парашют и десантниками — на нем совершают прыжки не только из гражданских, но и из военных самолетов. Он же применялся для обучения курсантов еще в ВДВ СССР, в России войска не стали отказываться от модели, хотя существуют более современные.
Конструкция
Конструктивно парашют Д-6 состоит из следующих частей:
Порядок укладки
Без изучения и освоения порядка укладки парашюта совершить прыжок невозможно. Этому в летных школах уделяют очень большое внимание. От того, насколько правильно сложен парашют, зависит, раскроется ли он после прыжка.
Первый этап
В первую очередь нужно проверить, какой парашют достался обучающемуся, имеются ли все необходимые элементы и каково их техническое состояние. Также сверяют номера, указанные в паспорте и на куполе. Основной и запасной парашют растягивают на всю длину, внимательно осматривают, ища малейшие дефекты:
Даже при наличии незначительных дефектов прыгать с этим парашютом категорически запрещается.
Второй этап
На этой стадии укладывают купол. Для этого необходимо выполнить ряд действий:
У правильно уложенного купола клеймо производителя размещается сверху справа. Верхние стропы имеют номера 1 и 24. Ни одна стропа не перекрещивается с другой.
Третий этап
Здесь стропы укладывают в соты на ранце:
После этого нужно развязать концы подстилки, открывая нижний край купола. Клапаны ранца расправляют. На верхнем есть отворот с «кармашком», его «вкладывают» между лямками подвесной системы и пучками строп.
Четвертый этап
Собранный купол нужно уложить на ранец. Его кладут на уложенные стропы так, чтобы нижний край совпал с верхним клапаном ранца. Придерживая верх, сгибают до получения нужной ширины, равномерно (зигзагом) выкладывают до «карманов» вытяжного устройства.
Затем нужно приподнять верх купола, выпуская из этих «карманов» воздух. Вытяжное устройство кладут на верх купола, развернув петлей вправо. Всю конструкцию фиксируют грузиками.
Пятый этап
На этой стадии затягивают клапаны ранца. Сначала — верхний и нижний, затем — боковые. Нужно следить за тем, чтобы купол размещался в нем равномерно. В пряжки-люверсы на клапанах вставляют шпильки троса звена ручного раскрытия. «Карманы» клапанов аккуратно заправляют внутрь ранца, следя, чтобы не пострадала укладка строп.
Шестой этап
Завершающая стадия — индивидуальная подгонка подвесной системы. Сначала регулируют плечевые обхваты, затем — нагрудную ленту, последними — ножные. Результат подгонки нужно проконтролировать, надев подвесную систему на себя. Как правило, требуется дополнительно подтянуть регулирующие ленты на груди так, чтобы ранец не мог сдвинуться кверху и ударить парашютиста по шее или голове.
При правильной подгонке система плотно прилегает к телу, но не препятствует свободе движений. Нагрузка при раскрытии парашютов идет равномерно на все тело.
Техника безопасности
Одно из базовых требований безопасности для парашютиста — осмотр всей парашютной системы перед прыжком. Последовательно проверяется правильность:
Далее необходимо оценить состояние запасного парашюта. В первую очередь — проверить, как присоединены концы подвесной системы к его скобам крепления, насколько надежно закреплен на подвесной системе ранец с ним. Контролируется и то, как располагаются шпильки ручного раскрытия запасного парашюта, имеются ли они вообще.
Порядок сборки после приземления
Сборка парашюта в специальную переносную сумку производится немедленно после «штатного» приземления. Иначе ткань купола может пострадать от солнца и осадков. Порядок таков:
После использования запасного парашюта его сворачивают так же, как основной.
Правила хранения и эксплуатации
Соблюдение правил хранения обеспечивает возможность эксплуатации парашюта Д-6 в течение всего гарантийного срока:
Профилактические технические осмотры проводят раз в полгода. С той же периодичностью систему просушивают.
Рекомендации по введению системы в работу
Характеристика действий парашютиста с момента посадки в самолет такова:
В полете с помощью строп можно менять направление движения. Это позволяет парашютисту приземлиться в заданном месте или просто выбрать наиболее безопасную площадку. Система управления позволяет двигаться назад, вперед, разворачиваться вправо, влево. Для этого достаточно потянуть стропы с соответствующей стороны, меняя положение купола.
Отличия от десантной парашютной системы Д-6 серии 4
Помимо «базового» парашюта Д-6, существует его «продвинутый» вариант — относящийся к типу армейских, – десантный парашют Д-6 серии 4. Он пришел на смену системе Д-1-8, которую часто называли просто парашютом Д-8. Внесенные конструктивные усовершенствования заключаются в следующем:
Все эти усовершенствования непрофессионалу кажутся незначительными. Однако, они важны для того, чтобы парашют мог использоваться именно как армейский. Например, прыжки в парашютном спорте при сильном ветре просто запрещаются, поэтому в расчековочном устройстве нет необходимости.
Непосредственно прыжок с парашютом занимает несколько минут. Но ему предшествует длительная подготовка. Она включает как теоретические уроки, так и обучение на практике. Собирающийся прыгать с парашютом должен знать как минимум его тактико-технические характеристики, порядок укладки и сборки, технику безопасности. Парашют Д-6 заслуженно признан одним из самых надежных, но пренебрегать подготовкой никак нельзя.
Видео
Устройство и работа парашютной системы Д-6 серии 4
Десантная парашютная система серии 4 работает по каскадной схеме. Первым вступает в действие стабилизирующий парашют.
После срабатывания прибора стабилизирующий парашют извлекает камеру с основным парашютом из ранца.
Конструкция парашютной системы Д-6 серии 4 предусматривает два способа введения в действие купола основного парашюта при нормально работающем стабилизирующем парашюте — приборе ППК-У-165А-Д (или прибором АД-3У-Д-165) или звеном ручного раскрытия.
Рис. 4. Работа парашютной системы
1 — камера стабилизирующего парашюта; 2 — парашют стабилизирующий; 3- камера основного парашюта; 4 — парашют основной; 5 — ранец.
В момент наполнения купола стабилизирующего парашюта звено натягивается и выдергивает гибкую шпильку из прибора ППК-У-165А-Д или которая соединена со звеном при помощи фала длиной 0,36 м.
После наполнения купола стабилизирующего парашюта происходит стабилизированное снижение парашютиста. При этом ранец основного парашюта остается закрытым. Прекращение стабилизированного снижения, освобождение клапанов ранца и введение в действие основного парашюта осуществляется после раскрытия двухконусного замка ручным способом (с помощью звена ручного раскрытия) или прибором ППК-У-165А-Д или АД-ЗУ-Д-165, в результате чего стабилизирующий парашют вытягивает камеру с уложенным в нее основным парашютом из ранца.
По мере снижения парашютиста камера основного парашюта удаляется от него и из ее сот равномерно выходят стропы основного парашюта.
При полном натяжении строп происходит расчековка съемных резиновых сот камеры и из нее начинает выходить нижняя свободная часть купола основного парашюта длиной 0,2 м, не зажатая эластичным кольцом.
По мере удаления стабилизирующего парашюта с камерой основного парашюта от парашютиста из камеры равномерно выходит остальная часть купола до полного натяжения всей системы.
1. При совершении прыжков из самолетов Ан-12, Ан-26. и вертолета Ми-8 камера с уложенным в нее стабилизирующим парашютом при помощи карабина крепится непосредственно за трос или трубу ПРП в самолете или вертолете.
При совершении прыжков из самолета Ан-2 и вертолета Ми-6 карабин камеры со стабилизирующим парашютом крепится за серьгу звена (удлинителя длиной 1 м).
2. Контровка колец перьев стабилизатора с кольцами камеры стабилизирующего парашюта производится только контровочным шнуром причем:
Парашютная система обеспечивает при снижении парашютиста горизонтальное перемещение вперед и назад с помощью перетягивания свободных концов и развороты в любую сторону благодаря натяжению парашютистом строп управления.