когда жили рыцари в каком веке
Тайны мира и человека
Когда и где появились первые рыцари?
Первые рыцари появились ещё в варварских государствах: известны предания о короле кельтов Артуре, жившем в VI веке, и его рыцарях круглого стола. Но именно с расцветом феодальных отношений к X—XI в. они превращаются в некое привилегированное сословие — касту рыцарей.
Посвящение в рыцари уже требует благородного происхождения, подтвержденного грамотами, соответствующего воспитания, закалки, тренировки и способности обеспечить себя рыцарской амуницией и экипировкой. Основную массу рыцарей составляли средние и мелкие феодалы, обязанные за пожалованную им землю давать клятву верности сеньору и служить ему верой и правдой. Рыцари являлись ударной силой феодального воинства, против которой не могло устоять ни пешее войско, набираемое из крестьян, ни легковооруженная конница.
Отряды рыцарей легко сминали врага, неспособного соперничать с тяжеловооруженными, хорошо натренированными и проникнутыми чувством собственного величия и исключительности рыцарями. Однако и им были присущи недостатки, которыми умело пользовались их противники. Никакой воинской дисциплины и порядка рыцарь не признавал, ибо каждый из них был индивидуальным профессиональным бойцом с чрезвычайно высоким чувством собственного достоинства, считающим себя равным в воинском деле любому представителю своего сословия, не исключая и короля. В бою он рассчитывал только на свои силы и искусство, всячески демонстрируя свою храбрость и мужество.
Другие, как орден госпитальеров, дожили до Нового времени, утратив свое значение и превратившись в разновидность закрытого аристократического сообщества, занимающегося духовно-благотворительной деятельностью — в настоящее время это Мальтийский орден. Третьи, как Тевтонский и Ливонский ордены, очень быстро оставили палестинских паломников и занялись «богоугодной деятельностью» на северо-востоке Священной Римской империи — стали огнём и мечом нести язычникам слово Божье, основав на территории современной Прибалтики государство Тевтонского ордена и участвуя в военных набегах на земли восточных славян. Тевтонский орден в качестве закрытой элитарной организации аристократов существует в Германии и поныне. Духовную жизнь становящегося средневекового общества во многом определяла христианская религия и церковь, стремившаяся вытеснить или преобразовать языческие верования германских народов и утвердить свои представления о Боге, сотворении мира и человека, о его призвании и будущем спасении.
Возникнув в дальней провинции Римской империи, Палестине, среди беднейших и подвергавшихся угнетению слоев населения, христианство за короткий промежуток времени превратилось из гонимой и презираемой римлянами секты в господствующую религию Священной римской империи. Это стало возможно вследствие ее универсального характера, как нельзя лучше соответствующего вызову времени — объяснить все бедствия и страдания в человеческой жизни, все её тяготы и несправедливость, и дать человеку надежду на будущее избавление и спасение. Это спасение для вечной жизни не требовало от человека ничего, кроме веры, которая в условиях полной безысходности и трагизма человеческого бытия и так являлась единственной надеждой на некое чудесное избавление.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари — профессиональные воины — представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…
Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы — носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.
Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем
Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.
Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов — эти привилегии стали все чаще покупаться.
Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.
Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским «искусствам». Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.
У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.
От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.
«Если здесь война, я здесь остаюсь«, — говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.
При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание — имитацию битвы двух отрядов.
Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат «не по правилам». Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.
Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.
Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.
Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.
В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 — последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации — рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.
Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.
Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил «куртуазии».
«Куртуазия», кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.
Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная «рыцарская» любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.
Наиболее популярные сюжеты — о рыцарях «Круглого стола», о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.
Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.
Лишение Рыцарского Достоинства
Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.
Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.
В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).
После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.
Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).
Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.
Рыцарские доблести:
-мужество (pronesse)
-верность (loyaut)
-щедрость (largesse)
-благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
-утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
-чувство чести (honneur)
-вольность (franchisse)
Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.
Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.
Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.
Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.
Рыцарь
« | Рыцарь — это меч верхом на коне! Все прочее — обеты, помазание и поклонение прекрасным дамам — всего лишь ленточки, которые повязывают на этот меч. | » |
— Сандор «Пёс» Клиган |
« | Он на лошади и в железном костюме. | » |
— Денискины рассказы |
Реконструкция Тауэрского учебника
Благородный рыцарь — средневековый и фэнтезийный особо навороченный вариант дворянина. В Средневековье обычный дворянин в 7 лет мог попасть в пажи (но это не обязательно), в 14 становился оруженосцем, а в 21 или около того, как правило, проходил посвящение в рыцари. Можно было и не получить рыцарское звание, но принадлежать к благородному роду, тем более что поначалу право на ношение рыцарского звания было тесно связано с тем, крепок ли ты здоровьем (то есть являешься ли реально боеспособным) и есть ли у тебя деньги, однако в Средние века поначалу это были скорее исключения, чем правило.
Содержание
Полчасика реальности [ править ]
Кто такие рыцари и где они живут [ править ]
До появления рыцарства были конные племенные дружины. В Тёмные века их было достаточно, но очень скоро оказалось, что как попало вооружённое ополчение, которое питается тем, что удаётся отобрать у населения по месту дислокации, решительно сливает всем обидчикам.
В итоге методом проб и ошибок было найдено оптимальное решение. Ставим на опасном месте замок (можно деревянный, без драконов и артиллерии всё равно осаждать замучаются), сажаем туда барона и делаем запасы лошадей, кольчуг и прочей амуниции. Если приходит враг, местные жители оперативно эвакуируются в замок вместе со скотом и прочим имуществом, так что противник вынужден сидеть под стенами без снабжения и добычи. А если враг не рискует сунуться к замку, группа быстрого реагирования оперативно седлает коней и скачет наперехват. Обнаружив противника, рыцари пересаживаются на свежих коней (у противника их нет), надевают кольчуги, и начинается битва, исход которой немного предсказуем.
Если же враги не явились (а любой рыцарь знает, что враги не могут закончиться, они либо нападают, либо готовятся напасть), рыцарь всё равно занят. Потому что он же, как правило, и участковый, и судья, и надзирает за порядком, и обеспечивает порядок на дорогах. А особо продвинутые рыцари доходили до того, что умели читать. Ну а вообще-то рыцари с не меньшим успехом ходили в походы друг на друга, вернее, господа покрупнее брали своих вассалов-рыцарей и воевали с соседями.
Разумеется, тогдашнее рыцарство не нуждалось в каких-то специальных кодексах и уставах. Это была крайне опасная, уважаемая профессия для настоящих мужчин, и лентяи или идиоты попросту не могли закрепиться в таком коллективе. В результате такого вот отбора сформировались ударные отряды европейской тяжёлой конницы при поддержке пехоты с пиками и дубинами и лучниками на флангах (которые в те времена были вместо современных снайперов).
В разных странах воины назывались по-разному:
В отличие от простого дворянина, которого обычно сопровождает верный слуга, благородного рыцаря сопровождает оруженосец.
И самое главное: в отличие от простого дворянина с мечом/шпагой, рыцарь, благодаря своим доспехам — очень крутой герой. Он и один в поле воин — а ведь он обычно не один!
А помимо оруженосца, рыцаря может сопровождать полное «копьё» — личный отряд рыцаря, состоящий из одного или нескольких оруженосцев, простых неблагородных слуг и нескольких неблагородных воинов. А если рыцарь родовитый (например, младший сын барона без прав на наследование титула) или очень прославленный, возможно также наличие благородных пажей (в отличие от оруженосцев, держатся в стороне от битвы и выполняют роль благородных слуг).
Помимо своего «копья», родовитый рыцарь может иметь ещё и нескольких вассалов-рыцарей, не входящих в его копьё, а имеющих свои собственные копья. Такой рыцарь с собственными вассалами в Англии и Франции назывался banneret (баннерет, баннерэ). Могли в баннереты произвести и менее родовитого рыцаря, за военные успехи предоставив ему право носить баннеретское знамя и брать других рыцарей в вассалы. Баннерет имел право на собственное знамя, именуемое баннер, под которым и вёл свой отряд. А бакалавр имел право лишь на личный флажок, именуемый пеннон — в форме треугольника или ласточкиного хвоста (баннерет в качестве личного знака тоже имел пеннон, а отряд свой вёл под баннером).
Вопреки распространённому мнению, средневековый рыцарь мог приносить несколько оммажей и, следовательно, иметь нескольких сеньоров, и по феоду от каждого из них. Так что, если собрать вместе все эти маленькие кусочки земли, то иногда какой-нибудь очень ушлый рыцарь мог иметь земли суммарно больше, чем барон. Чаще всего они принадлежали разным придворным партиям (иначе в чем смысл?) и могли враждовать между собой, соответственно, требуя от рыцаря-многостаночника участия и поддержки. Поэтому зародился обычай «абсолютного оммажа» (окончательная бумажка, броня!). Но и их со временем стали приносить несколько…
На рыцарстве были построены средневековые европейские армии, собиравшиеся ad hoc пофеодно. Или не собиравшиеся — английские короли, чтобы решить проблему недисциплинированности и необязательности рыцарского войска, стали брать с феодалов, не желающих служить, налог, а на эти деньги нанимали тех же рыцарей.
Следует также добавить, что, несмотря на распространённые стереотипы, в Средние века и простолюдин мог стать рыцарем, а привилегия посвящать в рыцари в разные времена давалась разным категориям благородных. В ходе войн с мусульманами, то есть Реконкисты или крестовых походов (пусть и не так, как показано в фильме «Царство Небесное»), это было проще — могли посвятить на поле боя. Именно из-за этого в Испании расплодилось столько малоземельных и вовсе безземельных рыцарей — посвятить посвятили, но землю-то не всегда давали! Бывало, что рыцарями там считали по умолчанию — если у человека есть рыцарский конь, доспехи и меч, то неважно, как и откуда он их добыл: главное, чтобы сражался как рыцарь. В других же районах Европы рыцарство вовсе не жаловало не знакомых с этим социумом свинопасов в своих рядах.
В Первом рейхе крепостному, посвящённому в рыцари, вольную не давали, и он продолжал считаться крепостным своего феодала — такие рыцари-крепостные назывались министериалисы.
А в Англии с XIII в. даже было предписано королём, чтобы любой, кто получал годовой доход 20 фунтов и более, обязательно посвящался в рыцари, независимо от его происхождения. Но рыцарский статус, помимо уважения, подразумевал и значительные расходы. Кроме дорогостоящей экипировки для себя, рыцарю полагалось за свой счёт снаряжать и «копьё» — личный вооружённый отряд. Поэтому в Англии (и не только) многие состоятельные люди не желали становиться рыцарями, предпочитая оставаться в статусе оруженосцев, то есть недо-рыцарей. В XVI в. возникло целое сословие сквайров (или, на несколько испанский манер, эсквайров) — благородных людей, не являвшихся рыцарями и титулованной знатью.
Впрочем, со временем, когда рыцарей стало много, рыцарство уже стало превращаться в замкнутое сословие — в Германии уже в XII в., во Франции в первой половине XIV в. (в ходе Столетней войны), в Испании только под конец Реконкисты.
Упадок рыцарства [ править ]
Закат рыцарства наступил с созданием и распространением регулярных армий, в которых нужда в личных отрядах отпала.
В эпоху Возрождения и Нового времени уже можно было носить рыцарское звание для почёту, который в стакане не булькает, но при этом не иметь земли или иметь её с гулькин нос и потому не мочь наскрести даже на слугу (!) и на нормального коня. Приходилось содержать «самообеспечивающегося» жулика, который временами и хозяину пожрать-выпить украдёт, под видом слуги, а самому разъезжать на полудохлой кляче. Ярчайший пример этого упадка рыцарства — шевалье Шарль Ожье де Батц де Кастельмор д’Артаньян.
Обнищание рыцарей в Первом рейхе привело к тому, что Франц фон Зиккинген поднял восстание… рыцарей (!) против князей, возглавляемых князем церкви, под лозунгом усиления власти императора и ослабления власти князей, однако император в эту гражданскую войну предпочёл не вмешиваться.
Во Франции пытались сохранить рыцарство хотя бы в количестве двух ордонансных рот жандармерии, одетой в полные рыцарские доспехи и на тяжёлых рыцарских конях, тоже облачённых в латы. Вооружение жандармов, в связи с духом времени, дополнялось парой тяжёлых кавалерийских пистолетов метровой длины — таких же, как у кирасиров и рейтаров. Однако, когда в тридцатилетней войне обнаружилось, что жандармам критически не хватает скорости, их перевооружили по кирасирскому образцу.
В Англии, славящейся своей любовью к традициям, вплоть до гражданской войны тот, кто был удостоен королём или королевой рыцарского звания, должен был заказать себе пафосный полный рыцарский доспех. Что показательно, в бой этот доспех надевался лишь частично в комплектации а-ля кирасир или дэми-лэнсер, а в полном комплекте — лишь в качестве парадного и турнирного (англичане продолжали проводить рыцарские турниры вплоть до гражданской войны).
В Речи Посполитой рыцарское «копьё» (личный отряд рыцаря) превратилось в то, что гусар, именующийся товарищ, поступая на службу должен был привести с собой небольшой личный отряд из нескольких гусар, именующихся пахоликами (они же «почтовые»). Причём жалование платилось только товарищу, который должен был содержать и снаряжать пахоликов за свой личный счёт. В какой-то из польских хроник было написано о поиздержавшемся шляхтиче, который явился на войну «конно, людно и оружно», имея в отряде одного человека, вооружённого палкой (!).
А на Руси шёл другой процесс: гордый «витязь» раннего Средневековья (имевший право менять место службы) в конце XIV в. превратился в простого «сына боярского». Таковой не обязательно был рождён на свет именно от чресл боярина («русского лорда»), да и сеньором его мог быть не только боярин, но и православный церковный иерарх. Термин «сын» употреблялся в переносном смысле: дескать, тот «старший» (буквальный перевод слова «сеньор»), которому воин служит — он такому воину вместо отца. Сыны (aka «дети») боярские уже не имели права покидать «старшего» и переходить к другому — это посчитали бы изменой, и тогда… старшего меч — твоя, сыне боярский, голова с плеч.
Рыцари наших дней [ править ]
В наше время там, где институт рыцарства сохранился (например, в Великобритании), он используется просто как разновидность государственной награды. Современного британца могут посвятить в рыцари за заслуги в науке, культуре, искусстве. Причём попасть в рыцари в Англии можно двумя способами: через получение соответствующей степени какого-либо ордена либо (чаще) через посвящение в рыцари-бакалавры. А до XIX в. можно было купить патент и сделаться баронетом — этот титул был даже выше рыцарского.
Сохранились и некоторые духовно-рыцарские ордена (например, орден госпитальеров) в качестве общественных организаций, иногда с полугосударственным статусом; в доспехах и они тоже давно не скачут.
Обращение «дон» в ряде стран и культур [ править ]
В повести «Трудно быть богом» Стругацких «дон» — это титул любого благородного, с рыцарским званием или без оного. И взято это словечко не у европейцев, а у японцев: Аркадий начинал как переводчик с японского.