когда пойдут трамваи по госпитальному валу в 2021 году какого числа
Власти решили вернуть в Москву трамваи
Анонсировано долгожданное расширение рельсовой сети в столице
Дептранс Москвы объявил о планах по прокладке новых трамвайных линий — в центре, на юге и востоке города. Расширения сети горожане ждали — и требовали! — больше двадцати лет, однако сейчас москвичи встретили проекты со скепсисом. «МК» выяснил, откуда берутся антитрамвайные настроения и что город пытается им противопоставить.
На портале «Активный гражданин» с 6 по 19 октября обсуждается прокладка двух новых трамвайных линий. Первая из них пройдет от Чертановской улицы (конечная нынешнего 3-го маршрута) до станции «Покровская» Курского радиуса железной дороги (МЦД-2). Вторая от Метрогородка через Гольяново пройдет по 3-й Парковой улице к метро «Измайловская». Обе линии будут обслуживать около 800 тысяч пассажиров, сообщили в Дептрансе.
Одновременно опубликованы планы создания транспортного хаба у Рижского вокзала (сам вокзал постепенно выводится из эксплуатации, там будет музей). В него входит, в частности, восстановление трамвайной линии по Трифоновской улице, которая соединит этот хаб с «Белорусской» и трамвайной сетью в целом.
О новых линиях трамвая мечтали очень давно — энтузиасты-транспортники предлагали различные варианты развития сети много раз с начала 2000-х годов. Однако ни один из амбициозных планов (например, та же линия по улице Красного Маяка, которая анонсирована сейчас, предполагалась до Бирюлева, с постройкой нового депо; а по шоссе Энтузиастов линия должна была стать скоростной) пока не воплощен.
Напротив: ряд девелоперских проектов сделал невозможными некоторые трамвайные идеи — например, продлить линию от Останкина (вместо убыточного монорельса) через Дмитровское шоссе к «островной» Строгинской сети. Добавим к этому реконструкцию депо на Шаболовке (которое фактически полностью снесли), сложную ситуацию с содержанием путей — и получим невнятное будущее трамвая в целом. И тут — радостный анонс значительного расширения. Радоваться бы! Но — в районных сообществах социальных сетей пока смешанные чувства.
— Живу на 3-й Парковой улице, у нас четырехполосная дорога, если появится обособленная трамвайная линия, либо встанет движение автомобилей и автобусов, либо, что более вероятно, уберут парковку вдоль всей улицы, — говорит Андрей Рогов, житель Измайлова. — Кроме того, у нас в основном пятиэтажки, в реновацию многие дома не вошли, а значит — трамваи будут стучать прямо под окнами. Это довольно громко.
Действительно, как заявили в Дептрансе, линии должны быть обособлены. «На остановках будут приподнятые платформы, а на маршрутах — низкопольные бесшумные трамваи, — говорится в заявлении ведомства. — Замена старых трамвайных путей на бесстыковые рельсы в разы снижает вибрацию, что делает поездку комфортнее, а жизнь людей в близлежащих домах — заметно спокойнее».
Судя по всему, транспортники хорошо осознают, что шум — одна из основных претензий к проекту. Поэтому уже сейчас внедряют соответствующие решения. «Снижающие и поглощающие звук и вибрацию технологии заложены на каждом этапе строительства, — рассказывает Григорий Павленко, исполнительный директор компании «Техноконцепт», которая сейчас реконструирует пути на «Войковской». — Для плавного хода рельсы свариваются по алюминотермитной технологии, после чего шлифуются, образуя бесстыковой (бархатный) путь. Все скрепления рельсов и шпал предусматривают снижение вибрации».
Экологически настроенных москвичей представители отрасли пытаются привлечь на свою сторону еще и подбором материала шпал: теперь, по словам Григория Павленко, активно применяются шпалы из переработанного пластика: на 1 км таких шпал уходит 170 тонн пластиковых отходов, а служат элементы по 40 лет. Но шум, конечно, более важен: только гарантия бесшумности может защитить Дептранс от критики, например, на улице Гиляровского: дорогие новостройки, построенные там уже после закрытия трамвайного движения, всегда были очагами сопротивления всем планам по возрождению линии.
А вот аргумент от автомобилистов, связанный с тем, что на узких улицах обособленные трамвайные линии автоматически «убивают» парковки, — кажется, его не намерены рассматривать всерьез. Потому что слушать такие аргументы в Москве уже много лет неприлично: сказано — автомобилисты зло, значит, так и есть. Но если это так — то дайте нам хотя бы современный трамвай.
Уточнен график возвращения трамвайных маршрутов после ремонта пути
Департамент транспорта Москвы опубликовал в субботу обновленный график окончания ремонтных работ на участках трамвайных путей в Москве.
Кроме того, на востоке столицы с 20 апреля будет восстановлена работа кольцевых трамвайных маршрутов № 4л и 4п.
Как сообщалось, трамваи не работают с 10 октября в районе Строгино, а также между станциями метро «Щукинская», «Сокол», «Войковская» и «Дмитровская». Изначально на время ремонта были отменены маршруты № 10, 15, 21, 23, 27, 28, 29, 30, 31. На Краснопресненской сети работал только маршрут № 28к. С 7 ноября была восстановлена работа трамвайных маршрутов № 10 и 21, связывающие Строгино со станцией метро «Щукинская».
На улице Шаболовка ремонт путей проходил с 5 октября. На время ремонта был отменен маршрут № 14, а маршруты № 26 и 47 были изменены.
С 3 октября трамваи не ходят от станции метро «Бульвар Рокоссовского» до Богородского из-за ремонта в Погонном проезде. При этом ранее на востоке столицы с этой даты проходил ремонт на улице Русаковская и 2-м Полевом переулке. Движение трамваев на этих двух участках восстановили 31 октября.
С 26 сентября на время ремонта в Тушино отменен маршрут трамвая № 6.
По большинству отмененных маршрутов курсируют автобусы.
Изначально планировалось, что работы завершатся в конце ноября 2020 года, затем срок продлили до конца года. В середине января стало известно, что ориентировочный срок завершения работ перенесен Межведомственной рабочей группой на конец июня 2021 года по просьбе подрядчика. В «Мосгортрансе» перенос сроков связали с «распространением коронавирусной инфекции».
На неделе заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов пообещал, что в будущем ремонтировать трамвайную инфраструктуру будут незаметно для пассажиров, максимум движение будет закрываться на выходные.
Дайте проехать Московскому трамваю! Что и где мешает его развитию?
Лидер по закупкам трамваев в России — Москва — уже через считанные годы может перестать обновлять свой вагонный парк. Причина простая: все старые вагоны планируется заменить уже до 2023 года, а срок службы новых — 30 лет. Строить же новые линии, для которых понадобятся дополнительные закупки вагонов, несмотря на многочисленные слова руководителей города о развитии трамвая, в городе так и не спешат.
Что у Павелецкого?
С 7 по 21 марта 2020 г. движение трамваев в районе Павелецкой площади будет полностью прекращено — как и на всём участке от Даниловского вала до метро «Чистые пруды».
Изменяются маршруты общественного транспорта:
Также будет закрыто движение автотранспорта на прилегающем к Павелецкому вокзалу участке Дубининской ул. в направлении Садового кольца. Перекрытая территория будет занята под перекладку трамвайных путей со строительством нового поворота, который соединит Чистые пруды с метро «Пролетарская». А участок линии между Дубининской ул. и Кожевнической ул. перенесут ближе к зданию вокзала.
Ранее с 14 сентября прошлого года уже было остановлено движение трамваев по Павелецкой площади, что позволило начать объединять разделённые трамвайной линию северную и южную части стройплощадки. Однако отвечать добром пассажирам застройщик не торопился.
Мало того, что компенсационная трамвайная линия не была готова к моменту закрытия прежней, но строительство новой в прошлом году так и не началось. Пассажиров успокаивали лишь информационные щиты на заборах.
В какой-то момент одного забора показалось мало, и возвели вторую линию «обороны» от пассажиров.
Лишь в начале февраля появилась минимальная активность строителей на этом направлении — они начали огораживать площадку для прокладки новой рельсовой трассы со стороны Кожевнической ул.
Тем не менее, за последующий месяц ни там, ни в буферной зоне-«полоске» между основной стройплощадкой многофункционального центра и привокзальной территорией работы почти не продвинулись.
А со стороны Дубининской ул. работы вообще не начинались. Зато движение по ней продолжало регулярно прерываться сигналами светофоров — для проезда фантомных трамваев с разобранной линии по Павелецкой площади.
Хотя причина изменения трамвайных маршрутов и запуска заменяющих их автобусных маршрутов в районе Павелецкой площади как в сентябре прошлого года, так и в марте, одинакова (закрытие трамвайного движения для строительства новой объездной линии), автобусный маршрут № 03 будет работать по обычным тарифам, а вот на маршруте автобуса № 035 проезд бесплатный.
При этом никаких табличек (на манер традиционно бесплатных «пасхальных» перевозок) за стёклами автобусов «ноль тридцать пятого» не размещено — пассажиры просто наблюдают полное отсутствие валидаторов в салоне. Когнитивного диссонанса этой картине добавляют объявления в аудиозаписи о необходимости оплаты проезда и соответствующие изображения на салонных дисплеях.
Продление сроков закрытия трамвайных путей в районе Павелецкого вокзала с организацией компенсационных маршрутов согласовано до 31 марта. Удастся ли строителям возвести новую трамвайную линию к 1 апреля, или последует очередное продление, со срывом апрельского трамвайного парада? Его без линии вдоль вокзала не провести.
Конфуз с Авиамоторной
Движение трамваев по Авиамоторной ул., Солдатской ул. и Госпитальному валу прекратилось с 14 сентября. Рельсовым транспортом пожертвовали для строительства подземных переходов у строящихся станций «Авиамоторная» и «Лефортово». Однако целых полгода трамвайная линия простаивала совершенно зря — строительные работы так и не вышли в зону пролегания путей. Лишь недавно на северо-восточном углу перекрёстка Красноказарменной ул. и Авиамоторной ул. оградили территорию для строительства лестничных маршей.
Вид проезжей части Авиамоторной ул. красноречиво говорит, что никаких мешающих трамваю раскопок здесь давно не было.
Всё это время трамваи могли бы работать, а пассажиры смогли бы не совершать дополнительных пересадок. Заменяющий трамваи автобусный маршрут № 032 соединяет только соседние станции метро «Семёновская» и «Авиамоторная», в то время как беспересадочное сообщение трамваями маршрутов №№ 32, 43, 46 позволяло добраться гораздо дальше — к станциям метро «Преображенская площадь», «Бульвар Рокоссовского», «Партизанская», «Площадь Ильича», «Пролетарская», «Дубровка», в район Богородское, на Красноказарменную и Волочаевскую улицы, к Новоконной площади, к торговому центру «Город» на шоссе Энтузиастов, станциям МЦК Дубровка и Измайлово и к другим объектам.
Поскольку первая пересадка на наземном транспорте платная (билет на 90 минут стоит 62 руб. против разовой поездки 40 руб. по тарифу «Кошелёк» карты «Тройка»), пассажиры из-за прихоти строителей понесли существенные дополнительные затраты.
Если бы финансирование компенсационного автобусного маршрута было включено в смету строительных работ, то строители наверняка более рационально стали бы использовать время и деньги — свои и пассажиров. А пока что уже полгода, как пассажиры утратили «накатанные» годами транспортные связи (трамвайная сеть достаточно консервативна) и несут дополнительные расходы на поездки. Вагоны отправлены работать на других линиях, где и своих трамваев хватает, — в частности, создавая «пробки» из вагонов на светофорных перекрёстках шоссе Энтузиастов с Авиамоторной ул. и просп. Будённого. Автобусы для маршрута № 032 тоже взялись не из воздуха — их не досчитались пассажиры других автобусных маршрутов-«доноров». А на оказавшейся не у дел линии, которая в последние годы была отремонтирована, качественные пути достаточно бездарно ржавеют под открытым небом.
Вернётся к пассажирам трамвайная линия в лучшем случае во второй половине этого года — переход у метро «Авиамоторная» всё-таки в ближайшие недели планируют начать строить. За время бездействия этой линии у станции «Лефортово», где «подземник» решили не строить, сделают более удобной посадку и высадку на трамваи. Расположенное там недалеко сужение проезжей части существует в таком виде ещё с 2018 г. и заканчивается за пределами габаритов трамвая. Такое соседство было успешным более года.
Остаётся невыясненным вопрос — почему пассажиры должны дополнительно оплачивать комфорт строителей, ради которых действующая пассажирская линия закрывается преждевременно просто «на всякий случай»?
Госпитальная линия
Трамваи, кстати, могли бы продолжать ходиь на части оставшихся без работы путях Лефортова, если бы несколькими годами раньше было доведено до конца восстановление трамвайной линии через Госпитальный мост. Тогда бы из-за стройки на «Авиамоторной» можно было закрыть лишь одноимённую улицу и соседнюю Солдатскую. А по Госпитальному Валу вагоны продолжили бы курсировать.
Однако после 2016 г. «Мосгортранс» на серьёзном уровне не вспоминал про возрождение линии, весьма важной для связности сети. Столичному транспортному комплексу оказалось проще построить под землёй станцию метро «Лефортово», чем разобраться с землеотводами для трамвайной линии на поверхности.
На Госпитальной площади пути по-прежнему причудливо изгибаются, напоминая о существованию здесь в прошлом веке трамвайного «треугольника» для пристыковки линии со стороны Госпитального моста.
Трифоновская и Гиляровского
В ноябре этого года москвичи смогут «отпраздновать» юбилей — 25-летие прекращения трамвайного движения по улицам Гиляровского и Трифоновской. Оставшиеся без полностью ликвидированного в 1990-е гг. участка по просп. Мира, пути на подходе к Рижскому вокзалу растворяются «в никуда». Лишённые контактной сети и части рельс трассы по Трифоновской и Гиляровского формально считаются временно закрытыми, но после 2016 г., как и для Госпитальной линии, никаких ясных перспектив по поводу возобновления движения трамваев по дублёрам проспекта Мира и Третьего транспортного кольца нет.
У метро «Проспект Мира» до сих пор сохранилась стрелка, приглашающая вагоны сойти с пути направо в асфальт.
Вместо Школьной — по Радонежского?
В этом году немало нашумевшая в прямом и переносном смысле программа «Моя улица» должна прийти на улицу Сергия Радонежского. Как сообщает сайт Москвы, со ссылкой на заместителя Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П.Бирюкова, по улице Сергия Радонежского планируется пустить трамвай. Линия должна соединиться с уже существующей на шоссе Энтузиастов.
Правда, не уточняется, проложат ли трамвайную линию-связку между метро «Площадь Ильича» и Андроньевской площадью в 2020 г. или в некоем отдалённым будущем. Тем не менее, именно по линии «Моей улицы» Москва получила единственную в этом веке новую трамвайную линию по Лесной ул. и пл. Тверская Застава (открыта в 2017 г.).
Параллельную Школьную улицу, по которой изначально задумывалось провести трамвайные пути (они были там и раньше, но бездействовали с 1980 г.), в прошлом году уже реконструировали как полностью пешеходную. От концепции трамвайно-пешеходной улицы проектировщиков отговорили местные жители, поднявшие протестную волну.
Бирюлёво: проект в «коме»?
Если долго не строить трамвайные линии, то они, в конце концов, начнут мешать… стройке метро. Это уже стало практически классикой жанра. Вслед за прокладкой продолжения Сокольнической линии по зарезервированной для трамвая полосе отвода в створе автодороги Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе (бывшая Солнцево — Бутово — Видное) лишился важнейшего участка своего землеотвода трамвай в посёлок Северный — через «прокол» под МКАД от станции Лианозово теперь готовится строительство Люблинско-Дмитровской линии метро до станции «Физтех».
Один из наиболее реалистичных и проработанных проектов развития трамвайной сети — от Чертановской ул. через метро «Пражская» в районы Бирюлёво-Западное и Бирюлёво-Восточное — теперь тоже попал в зависимость от метро.
В конце 2019 г. Правительством Москвы было принято решение о проектировании и строительстве линии метро через Бирюлёво-Западное и Бирюлёво-Восточное на территорию Новой Москвы. Разработанный предпроект теперь нужно корректировать с учётом прохождения Бирюлёвской линии метро, окончательная трассировка которой неизвестна, — планировочные решения, детальная трассировка и места размещения станций метро ещё только предстоит утвердить.
Но с неоформленной линией трамваю уже придётся считаться. Москомархитектура ведёт взаимоувязку проектных решений по трамваю и метро. Именно по этой причине Департаментом строительства Москвы был отменён в начале этого года конкурс на проектирование трамвайной линии от метро «Пражская». Вопрос бирюлёвского трамвая завис ещё на неопределённое количество лет.
Ивановское
«Ветеран» программ развития трамвая — линия по шоссе Энтузиастов, ради строительства которой в середине нулевых даже создавали специальную организацию, — является одной из трёх наиболее близких к реализации новых линий, наряду с вышеупомянутой Бирюлёвской линией.
Постановлением Правительства Москвы от 15.10.2019 № 1323-ПП «Об Адресной инвестиционной программе Москвы на 2019-2022 гг.» предусмотрено строительство трамвайной линии на участке «3-я Владимирская ул. — район Ивановское». Государственным заказчиком выполнения работ является Департамент строительства города Москвы. По информации Департамента транспорта Москвы, завершение строительно-монтажных работ на объекте запланировано в 2022 г.
Единая сеть вместо монорельса
Третьей линией, упомянутой в Адресной инвестиционной программе Москвы, является реконструкция Московской монорельсовой транспортной системы с последующей организацией трамвайной линии. Здесь пока дело не дошло до проектирования линии-связки двух столичных трамвайных сетей. Северо-западные линии, обслуживаемые Краснопресненским депо, обособлены от основной трамвайной сети столицы уже почти полвека — с 1973 г.
Проспект Сахарова
Под реконструкцию проспекта Академика Сахарова «Мосгортранс» в 2016 г. разработал предпроект соединения тупиковой линии у метро «Чистые пруды» с Каланчёвской ул. Свежих новостей об этой трассе, самой центральной из всерьёз упоминавшихся в этом веке для возможного строительства, тоже нет. Благоустройство по «Моей улице» пока проспекта не коснулось.
ТПУ «Планерная»
5 марта на публичные слушания был вынесен проект реконструкции ТПУ «Планерная» — печально знаменитого примера, как не надо строить транспортно-пересадочные узлы. Вместо удобного доступа к остановкам пассажиры уже более 10 лет вынуждены продираться через дебри торгового центра. Это капитальное сооружение останется здесь и в будущем. А вот окружающий ландшафт планируют поменять. Наиболее значимым элементом обновлённого ТПУ должна стать трамвайная линия протяжённостью 0,56 км. Она пройдёт от ул. Героев-Панфиловцев, что позволит подвести сюда потоки как со стороны Братцева, так и из Центрального и Южного Тушина.
Среди местных жителей и их представителей есть как сторонники, так и противники развития трамвая — последние, как обычно, сетуют на возможные затруднения в движении автотранспорта. Но сам факт того, что такие проекты разрабатываются, не может не радовать любителей общественного транспорта и устойчивой городской среды.
Новая Москва
За чуть более чем семилетнюю историю нахождения в составе Москвы присоединённые территории переживают уже третью волну проектов создания независимой трамвайной сети. Самый первый вариант лишился стержневой линии сети при принятии решения о замещении землеотвода трамвайной линии для продления Сокольнической линии метро.
Затем к станциям метро «Коммунарка» и «Столбово» разработали проект планировки кольцевой линии трамвая вокруг посёлка Коммунарка с ответвлением к железнодорожной станции Бутово. Но метро построили, а к трамваю даже не притронулись.
Третья инкарнация связана уже с новым проектом — МЦД. Трамвайная линия должна теперь помочь добраться из глубинок Новой Москвы до станции МЦД Остафьево. Заделы под эту линию создадут при строительстве хорды, соединяющей Троицк и Варшавское шоссе. Дорогу планируют завершить строить в 2021 г., информирует столичный Комлекс градостроительной политики и строительства.
Депо: где хранить?
Проекты расширения сети линий требуют и увеличения числа мест для хранения вагонов. Адресной инвестиционной программой Москы до 2022 г. предусмотрена реконструкция депо им. П.Л.Апакова — единственного из действующих, которое не способно обслуживать трёхсекционные трамваи.
Началу работ мешает в том числе отсутствие другого депо в южной части сети. Стройка у Павелецкого вокзала делает Апаковское депо полным монополистом — до 14 сентября Октябрьское депо через Павелецкую площадь выпускало трамваи на маршруты №№ 1, 35, 38, благодаря чему у пассажиров ЮАО и ЮЗАО была возможность использовать низкопольный рельсовый транспорт.
Площадка на Нагатинской ул., 12, до августа 2017 г. использовавшаяся для размещения троллейбусов (бывший 7-й троллейбусный парк), с учётом расположения в непосредственной близости к действующей трамвайной линии запланирована к реконструкции с перепрофилированием в трамвайное депо для эксплуатации и технического обслуживания современных трамвайных вагонов. Очередная конкурсная процедура по отбору разработчика проектно-сметной документации должна завершиться в марте. Прошлогодняя попытка оказалась безуспешной: от претендентов заявок не поступило.
Также под «жильё» для современных трамвайных вагонов готовятся адаптировать площадку трамвайно-ремонтного завода на Волочаевской ул. А на Угрешской ул. — разместить предприятие по ремонту подвижного состава. Судьба планировавшегося депо в Бирюлёве-Западном теперь зависит от того, выстоит ли в схватке с метро весь проект бирюлёвского трамвая.
Чем всё-таки уже помогли трамваю?
Безусловно, трамваям за последнее время стало легче ездить в городе. Помимо снятия турникетов и обособления разметкой путей на совмещённом полотне, им стало проще пересекать многие улицы. Чувствительные к спецузлам контактной сети токоприёмники трамваев перестали «спотыкаться» о пересечения трамвайных и троллейбусных линий в тех местах, где «рогатые» прекратили регулярную работу, однако сами линии пока не демонтировали. Контактную сеть перевешивают так, чтобы трамвайные провода не встречали препятствий. А троллейбусная линия фактически разрывается — так уже сделано на просп. Мира, Русаковской ул., Первомайской ул., у метро «Пролетарская» и в других местах.
Трамвайные проекты в Москве реализуются крайне медленно. Если в других регионах развития сети практически не происходит из-за отсутствия средств (недавние открытия в Санкт-Петербурге, Магнитогорске и Казани — скорее исключения из общего правила), то в Москве на фоне бума строительства метро и непрекращающегося роста автомобильных трасс дело явно в расстановке приоритетов не в пользу трамвая. В прошлом году для завершения обновления вагонного парка «Мосгортранс» готовил документацию под новую закупку 240 вагонов, но соответствующие торги до сих пор не объявлены.