когда появилась риторика в каком веке
Риторика
Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Краткая история риторики
Риторика в Древней Греции
История риторики связана с именами величайших мыслителей человечества. Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством. В Афинском государстве практически все политические решения принимало народное собрание, и ораторам нужно было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Выдающимися политическими ораторами были Перикл, Фемистокл, Демосфен. Судебные решения в Греции также зависели от того, насколько красноречиво стороны могут доказать свою позицию и склонить суд в свою пользу.
Развитию судебного красноречия в Древней Греции способствовали законы афинского правителя Солона, изданные в 594 г. до н.э., по которым вводился состязательный судебный процесс. Поскольку института прокуроров не существовало, обвинителем мог выступить каждый, а обвиняемый должен был защищаться сам. Выступая перед судьями, которых насчитывалось более 500 человек, обвиняемый стремился не столько убедить их в своей невиновности, сколько разжалобить, привлечь их на свою сторону. Чтобы создать впечатление объективности и как-то нейтрализовать психологическое воздействие, судебное заседание в Афинах назначалось на вечернее время, когда не было видно лиц говорящих.
Условия судебной процедуры в древних Афинах были сложными, к тому же не все обладали даром слова и это побудило граждан учиться выступать перед аудиторией. Величайшими судебными ораторами были Протагор (ок. 481–411 гг. до н.э.), Лисий (ок. 435 — 380 гг. до н.э.), Горгий (ок. 480 — ок. 380 гг. до н.э.), Демосфен (384–322 гг. до н.э.), который, выступая вначале только с судебными речами, потом втянулся в политическую жизнь Афин. Демосфен был не только признанным оратором, но и ведущим политическим деятелем.
Учителями красноречия были и крупнейшие греческие философы: Сократ (469 — 399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.).
Позднее начало постепенно складываться теоретическое обобщение ораторской практики, собрание правил и методических приемов обучения. Анализ большого эмпирического материала был проделан Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который в 335 г. до н.э. написал «Риторику». Труд Аристотеля состоит из 3-х частей: 1) анализ принципов, на основе которых строится речь; 2) личные свойства и способности, необходимые оратору; 3) техника речи, способы и приемы, применяемые в ораторском искусстве. Аристотель считается основоположником теории спора. В риторике он различал диалектику — искусство спорить в целях выяснения истины, эристику — искусство любой ценой оставаться правым в споре и софистику — стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.
Развитие риторики в Древнем Риме
Дальнейшее свое развитие ораторское искусство получило в Древнем Риме в I в. до н.э. В плеяде известнейших древнеримских ораторов звездой первой величины был Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) — глава римского сената, автор трех трактатов: «Оратор», «Об ораторе», «Брут». Из сочинений Цицерона сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем.
Другой римский оратор и теоретик красноречия — Марк Фабий Квинтилиан (35–95 гг. н.э.), который написал «Риторические наставления», состоящие из 12 книг и охватывающие опыт нескольких столетий. Книги отразили проблемы, которые не рассматривались его предшественниками: о воспитании будущего оратора, о чести оратора-гражданина, о «благоприличии» в слове.
Риторика в Средние века и эпоху Возрождения
Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движения общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения в жизнь. Традиции античной риторики в значительной мере были забыты или даже утрачены. Однако ораторское искусство не умерло. Риторика развивалась во Франции, Германии, Италии. Особое развитие получило духовное красноречие. В V–VI вв. н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей. В VII–VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия — ислам. Христианское и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы — Тертуллиан, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст, Боэций. Их речи легли в основу гомилетики — теории церковного красноречия. Основным объектом риторики являлось создание богослужебных текстов, толкование различных вопросов вероучения, техника ведения богословских диспутов.
Наиболее значительной фигурой является знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.), считавшийся идеальным византийским проповедником. Само прозвище «Златоуст» свидетельствует о высокоуважительном отношении к публично сказанному слову и о почитании людей, владевших им и умевшим посредством живой речи воздействовать на слушателей.
Новый серьезный вклад в теорию риторики был сделан в XIII веке Фомой Аквинским, который указал на значение здравого смысла и логики как фундамента, на котором должно строиться здание христианской догмы.
В период средневековья регулярно выходили сочинения по эпистолярному искусству и поэтике.
Следующий этап развития риторики — эпоха Возрождения — для которого характерно появление трудов на национальных европейских языках, в отличие от средневековой латыни. Доминантой развития риторики в этот период является ее «литературизация». Части риторического канона: изобретение, расположение, словесное выражение, запоминание, произнесение — стали рассматриваться как отдельные самостоятельные направления риторической науки. В трудах французского философа и логика Пьера де ла Раме активно разрабатывались такие разделы, как элокуция и акцио.
Становление русской риторики
В Средние века европейские риторические идеи через Польшу и Украину проникли в Россию. Развитие русской риторики приобрело особое значение в истории нормализации русского литературного языка, в становлении реальных социально-коммуникативных форм общения между россиянами.
На Руси красноречие называлось вещанием, которое развивалось в основном на народных собраниях — вече.
Кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная (или достохвальная), военная и дипломатическая речи.
Основой древнерусского красноречия были народные традиции, а с принятием христианства в 988 г. — византийские и южнославянские образцы. До нас дошли некоторые тексты, которые свидетельствуют о высокой культуре устной речи. Старинному русскому красноречию были присущи такие традиции, как высокое уважение к словесному мастерству, нравственно — поучительный пафос, вера в то, что дар слова — великая добродетель, Божий дар; кротость, смирение в публичной речи и беседе, высокий эмоциональный накал обращений и призывов, полное отсутствие подобострастия и лести.
Первые русские руководства по риторике написаны епископом Макарием (1617–1619 гг.), М.И. Усачевым (1699 г.), Феофаном Прокоповичем (два сочинения — «De arte poetica» (1705 г.), «De arte rhetorica» (1706 г.). Их учебники риторики использовались в школах, открываемых при церквях, и для обучения будущих церковнослужителей, в частности в Киевской духовной семинарии. В XVII–XVIII вв., с общим развитием культуры и науки, широкое распространение получила и риторика. Одними из самых ярких представителей риторической традиции того времени стал Прототоп Аввакум (1612–1682 гг.). Аввакум был идеологом и вождем движения старообрядцев на Руси. О «слове» Аввакума мы узнаем из его произведения «Житие» и из переписки его с боярыней Морозовой.
Становление риторики как научной дисциплины не отделимо от имени М.В. Ломоносова — автора «Краткого руководства к красноречию» (1748 г.), дважды переиздававшегося при его жизни (1759, 1765 гг.). В этом труде представлен свод правил, которым предлагалось следовать в устных и письменных произведениях на государственные, общественные и религиозно — философские темы. Риторика Ломоносова сыграла положительную роль в дальнейшем развитии русского ораторского искусства. Ломоносов соединил риторику с русским языком, с русской традицией, сделал ее русской наукой. В последующий период так и не появилось труда, по научным достоинствам равного Ломоносовскому.
В конце XVIII — начале XIX веков сложилась риторическая школа российских академиков, а затем и университетская школа красноречия. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.
Риторика Сперанского была написана в 1792 г., а опубликована в 1844 г. под названием «Правила высшего красноречия». Книга посвящена искусству церковной проповеди. Выдающейся для своего времени следует признать риторику академика Рижского. Его «Опыт риторики» вышел свет в 1796 г. И переиздавался еще несколько раз. Особое место в этой книге занимали вопросы чистоты и правильности русской речи.
В истории развития русской риторики период первой половины XIX в. оказался наиболее продуктивным. Под влиянием реформы Н.М. Карамзина, ориентированной на сближение с европейской традицией, происходило становление новой стилистической концепции литературного языка. Это отразилось во взглядах на риторику в трудах Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др. Именно на этот период приходится не менее 16-и руководств по риторике, и именно этот период называют «золотым веком русской риторики».
Особые импульсы развитию риторических идей в России были даны в 60-е гг. XIX века, когда проходило становление и формирование судебного красноречия, чему способствовала судебная реформа 1864 г. О теории русского судебного красноречия писали К. Арсеньев, А.Ф. Кони, Б. Глинский, П. Сергеич, Ф.Н. Плевако.
В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 г. был даже создан Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора.
В целом искусство публичного слова в XX в. в России связано с развитием академического красноречия.
Интенсивная разработка проблем отечественного красноречия в последние годы связана с тем, что вновь появляется заказ общества на мыслящего и говорящего человека. Особое внимание уделяется речи убеждающей и диалогическим формам общения.
Откроем тайны истории и развития риторики
Риторика в переводе с греческого слова «rhetorike» дословно обозначает «ораторское искусство». Изначально она подразумевала под собой прямое значение – умение красиво говорить и выражать мысли на публике. Позже понятие риторики неоднократно видоизменялось в зависимости от периода развития культуры человечества.
Зарождение риторского искусства
Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права.
Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:
Идеология софистов имела ряд особенностей:
Не все современники софистов разделяли это учение, считая приёмы последних интеллектуальным мошенничеством. Однако софисты помогли риторике войти в число обязательных наук для обучения граждан.
Сократ и Платон — открыватели новых путей ораторского искусства
Сократ (родился примерно в 470 году до н. э.) известен противостоянием софистским идеалам риторики. Он полагал: софисты своей изощрённостью в доказательствах запутывают публику. По мнению философа – главным пунктом подлинного красноречия должно быть нахождение истины, а не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. Эту идею позже изложил Платон (ученик Сократа), которую можно прочитать в произведении «Федр».
Сократ много сделал для развития диалоговой формы беседы, его учение всё время ориентировалось на правильное построение речи:
Сократ задавался философскими проблемами о смысле существования людей. Он считал: диалог ведут не для забавы и праздных дел, а чтобы найти истину. Риторика Сократа может рассматриваться с позиции нравственности.
Платон (427 год до н. э.) делал упор на эмоциональное убеждение выступающего, считая, что красноречие должно затрагивать самые потаённые струнки души слушателя. Он говорил, что у каждого оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, не нужно опираться на чужие мысли и опыт.
Аристотель и его значение в становлении риторики как науки
Античная риторика не представляется без имени Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), который развил и обобщил всё, что сумели достичь ораторы Греции. Он автор трактата «Риторика», который включил в себя 3 книги:
Философ чётко отделял художественную литературу от риторики, первой он посвятил трактат «Поэтика». Это учение разбирает теорию драмы. В первой части философ даёт характеристику термина «поэтика». Здесь можно читать, как он рассуждает о сущности искусства, считая, что оно помогает понять людям жизнь. В то время как Платон и Сократ не придавали риторике функции познавательности. «Поэтика» подводит итог всем существующим литературным теориям. Труд написан простым и конкретным языком. Трактат «Поэтика» выразил теорию поэзии Аристотеля, а в «Риторике» сформулирована теория художественной прозы. Работы «Поэтика» и «Риторика» повлияли и на развитие философии.
Аристотель сумел завершить превращение ораторского искусства в науку. Его учение выделяет цепочку, которая впоследствии получила развитие в работах других исследователей:
Аристотель полагал, что убедительность ритора напрямую зависит от его нравственности. Но качество речи и настрой публики тоже имеют значение. В своих трудах философ анализирует типы слушателей, говоря, что оратор должен опираться на их индивидуальные особенности. Например, при создании будущей речи учитывать возраст потенциальной аудитории. Аристотель выступал против манипуляций людьми, целью оратора, напротив, должно стать побуждение слушателей к мысли.
Конечная цель разговора – это обретённая истина, считал Аристотель. Но ни в коем случае не добиваться победы разными способами, гораздо лучше объединить усилия, чтобы достичь согласия. Аристотель стал той фигурой, чья деятельность оказала влияние на дальнейшее формирование искусства ораторов. Именно античная риторика вырабатывает основные принципы науки.
Риторика Древнего Рима
Время эллинизма стало следующим этапом в развитии риторики. Греция потеряла независимость, и доминирующее положение занял Рим. Однако римляне быстро усвоили достижения греков в области культуры.
Красноречие римлян достигло расцвета в I веке н. э., это время, когда выросла роль судов и Народного собрания. Главной персоной в риторике этой эпохи становится Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н. э.). Это был искусный оратор, который считал красноречие главным орудием в руках государства. Только так можно воздействовать на массы людей. Учение Цицерона изложено в написанных им книгах:
Марк Туллий считал: политический деятель или общественник обязан быть искусным оратором. А чтобы им стать, следует много читать и учиться, обладать задатками актёра и иметь хорошую память. Ритор продолжал разработку греческого классического идеала, как нужно строить речь:
По мере того как возрастало могущество Рима, менялась и суть риторики. Она воспринималась не как умение хорошего убеждения, а как наука красиво излагать мысли. Такой подход был близок ещё одному римскому ритору – Марку Фабию Квинтилиану (36–100 гг. н. э.). Он создал первую государственную школу риторики и написал ряд трактатов по этой науке. Его творчество стало завершающим периодом римского риторического искусства.
Риторика древнего мира играла важную роль в жизни римского общества. Она была средством публичного общения, её преподавали в школах детям как обязательную дисциплину. Но последующий кризис империи Рима отразился на красноречии – оно становилось формальным и несодержательным.
Развитие риторики в Средние века и эпоху Возрождения
В конце V века Рим пал, установился феодальный строй, и риторика стала меняться. На первые позиции выходит красноречие церковное. Оно носит черты поучительного характера. Риторическая наука в Средние века имеет ряд характеристик:
В Средние века риторика приобретает способность влиять на психическое сознание человека. Если проповедник владел таким качеством – его риторское мастерство было на высоте. На ниве проповеднического красноречия взросли известные всему миру ораторы богословы: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский.
В XI–XII веках появляются средневековые университеты, и формируется университетское искусство красноречия. Но оно всё ещё сильно зависит от церкви.
Новый подъём интереса к риторике отмечается в эпоху Возрождения, в это время происходят значительные культурные перемены. Возникла заинтересованность в античности, христианство перестаёт быть ведущей идеологией. С развитием экономики возрождается торговое красноречие, набирает популярность парламентское и судебное ораторство.
Риторика ренессанса характеризуется отходом от латыни старых учебников, всё чаще звучат идеи искать новые возможности в родном национально языке. Искусство ораторов сближается с художественной литературой. Это период возникновения первых книг по риторике, возможность читать на национальных языках. Среди них:
Эпоха Ренессанса дала толчок к появлению новых отраслей в красноречии, такие как риторика беседы в светском обществе или риторика портрета. Примером для подражания становится искусный оратор, писатель и философ античности Цицерон. Лучшие умы этого времени считают, что учение языку является непременным условием для равностороннего развития и роста личности.
История риторики в русской культуре
Русская история риторства имеет глубокие корни. В древности на Руси отсутствовал термин «риторика», но было понятие «красноречие». Оно выливалось в разные формы:
После крещения Руси зародилась дидактическая риторика, вылившаяся в учение и наставления, чаще для молодёжи. К ним причисляются «Поучение Владимира Мономаха», «Житие протопопа Аввакума», «Житие Сергея Радонежского». Заметный след в истории древнерусского риторства оставил писатель и проповедник Кирилл Туровский. Его наследие является образцом искусства ораторов, обращённое к прихожанам в виде наставлений и проповедей.
Несмотря на развитую культуру красноречия, до XII века на Руси не существовало учебной литературы по риторике. Такой труд появился только в 1620 году и включил в себя 2 книги: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова». В произведении представлено учение о науке в целом рассматривается термин «ритор» и круг его «обязанностей».
Несоизмеримый вклад в формирование и становление русской риторики внёс М. Ломоносов. Учёный написал два учебника, где описал историю риторики и проанализировал античное ораторское искусство. В риторике Ломоносова изложены требования и правила, которыми должен руководствоваться оратор. Работу высоко оценили современники в XVIII веке, её стали много читать, позднее она стала основой для написания новых учебников.
Риторика в России в дальнейшем формировалась благодаря выдающимся учёным и педагогам, общественным деятелям, среди которых:
Первая половина XIX века — расцвет русской риторики. Создаётся множество трудов по науке, особенно большой вклад внесли труды известных учёных А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского, А.И.Галича, К.П.Зеленского.
Вторая половина XIX века – период возникновения новой дисциплины «Теория словесности», которая взяла некоторые понятия и разделы риторики. Но сама риторика как самостоятельный предмет постепенно утратилась к началу XX века.
Развитие русской риторики в XX веке
В XX веке теорию словесности заменяет стилистика – наука о видах и стилях языка. Лучшими работами в этой области филологии признаны труды С.П. Обнорской, Л.П. Якубинского, П.А. Ларина, В.В. Виноградова.
Работы В.В. Виноградова внесли несоизмеримый вклад в развитие русской филологической науки. Учёный-ритор занимался углубленным изучением отраслей науки о языке. Многие дисциплины своим появлением обязаны трудам Виноградова. Благодаря ему родилась фразеология, история русского литературного языка, наука о языке художественных произведений.
Одними из значимых книг Виноградова стали:
Виноградова называют классиком лингвистики, он исследовал и проанализировал сотни лексических и фразеологических единиц. Учёный изучал историю слов и выражений, по результатам исследований писал статьи и очерки. В честь академика Виноградова названа крупнейшая научная школа современной русистики, в которую вошли выдающиеся русские и зарубежные филологи.
Учёный совместно с другими филологами работал над созданием «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. В ходе этой работы выходит статья Виноградова, где он обобщает предыдущий опыт по созданию словарей данного типа. Для этого учёному приходилось читать и изучать много литературы начиная с древнерусских азбуковников, заканчивая словарями современников.
В труде Виноградова «О художественно прозе» можно читать о судьбе и истории русской риторики. Он отмечал, что ораторская речь должна стать «неотложной темой русской филологической науки». Но академика не услышали. Попытка возродить риторское искусство после революционных событий XX века не удалась. Но шаги в этом направлении предпринимались. Так, в 1918 году в городе Петрограде был создан Институт живого слова, где разрабатывали теории красноречия, писали статьи по тематике, проходило учение лекторов. Но в начале 30-х годов XX века институт вошел в состав Института языкознания и прекратил существование.
Тоталитарный режим XX века в России не нуждался в мастерстве ораторов, само слово «риторика» стало отождествляться с пустой и ложной речью. Риторические традиции прервались на многие годы. В 50–60 гг. учёных заинтересовала проблематика культуры речи.
Интерес к ораторскому искусству стал проявляться в 70 гг. XX века, поскольку росли запросы лекционной пропаганды. В начале 90 гг. в связи с демократизацией общества и появлением свободы слова риторика как наука вновь возродилась. Сегодня её изучают в университетах, она включена в программы гуманитарных классов школ и гимназий.
Знание истории и традиций ораторского искусства нужны современному человеку для решения коммуникативных задач и успешной самореализации. Сегодня риторика получила второе дыхание, её разработка ведётся в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией и ещё рядом наук. Это направление получило название «неориторика».
Когда появилась риторика в каком веке
Автор: Смоляная Дарья
студентка группы ПС-08м
Исторические основы искусства речи
История ораторского искусства составляет одну из самых замечательных страниц истории культуры человечества.
Знакомство с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта выдающихся ораторов прошлого позволяют повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности.
Современный отечественный идеал мастерства публичного выступления сохраняет черты, определявшие его с древности. Поэтому изучение основ ораторского искусства целесообразно начать с исследования истоков такого идеала. Существенной чертой настоящего времени является обращение отечественных и зарубежных исследователей и практиков к периоду возникновения, становления и расцвета классической античной риторики. Именно с античной риторической классики берет свое начало и отечественная словесная культура.
В истории ораторского искусства выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв. до н.э., сложилась в систему в 3-2 вв. до н.э. и распространилась в Риме в 1 веке до н.э.
Беспокойный V век до н.э. выдвинул свободного человека как сгусток энергии и самостоятельности, какие только возможны в рамках рабовладельческого общества, и тем самым стал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которой отличались греки. Ведь всякий грек издревле славился как заядлый разговорщик, а гомеровские поэмы и до сих пор удивляют обилием и умелым построением речей. Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего.
Возникновение и развитие риторики обусловлено рядом обстоятельств.
Во-первых, достигнутым уровнем духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической жизни здесь бурно развивались науки и искусства, судебная деятельность. Возникает потребность убеждения словом во многих диалогах и спорах, столкновениях обвинителей и защитников на судах. Страх перед правителем или наказанием, невежество или грубая сила уступают место диспутам и беседам, в которых обосновываются не только философские проблемы бытия, но и решение практических вопросов. Именно в этот период было понято значение и могущество слова. С древности дошли до нас меткие оценки речевой деятельности и значимости слова. Выражения «блистательность речи», «статность (тезисность) речи», «хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать», «сказано – сделано», «пожалуйста, поменьше слов», «словоохотливый попутчик заменяет в дороге экипаж» и другие значимы и сегодня. Формирование и развитие риторического мастерства, осознание его важности происходило в тесной связи с теми культурными процессами и традициями, которые были характерны для Древней Греции. Если, например, история как дисциплина, философия и искусство имели лишь одну покровительницу — музу Клио, то красноречие находилось в ведении сразу трех богинь. Это были Пейто — богиня убеждения и две Эриды — богини спора.
Во-вторых, содержанием политико-правовой жизни древнегреческих городов-полисов. Во многих из них демократия была основой политического строя. Народное собрание, совет пятисот, народный суд – три государственных учреждения, достижение успехов в которых зависело в первую очередь от речевого искусства. Политическая карьера, защита своих прав определяются умелым владением речью, способностью воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать, наиболее приятным образом привлекая их внимание. Речь оказывается реальным и эффективным инструментом приобретения славы, богатства. Могущество слова в политической жизни приравнивается к могуществу железа на войне. Суждения «Закон — это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно», «Нет такого закона, который был бы удобен для всех», «Народное благо — высший закон» также пришли к нам из эпохи античности. Они наглядно свидетельствуют о мастерстве речи тех, кто их высказывал.
В-третьих, в основе античного судопроизводства лежала состязательность: обвинитель, и защищающийся произносили речи, стараясь убедить судей и присутствующих в своей правоте. Существовал актуальный «социальный заказ» на умение красиво и убедительно говорить, а также на определенную группу учителей риторики и составителей публичных речей. Именно в этот период возникла профессия логографа, который помогал гражданам составить судебную речь с использованием правил ораторского искусства и выступить с нею в судебном разбирательстве.
Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.
Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.
Древнегреческий оратор Лисий (род. ок. 459 до н.э.), учившийся в школе красноречия Коракса, писал по заказу своих клиентов речи. Его речи – блестящий образец судебного красноречия того времени. Они отличаются убедительностью, логичностью рассуждений, простотой и яркостью языка. Большое влияние на Лисия оказали софисты. Он написал блестящую речь для Сократа, когда его судили по наговору за непочитание богов. Речь убедительно оправдывала Сократа с точки зрения соблюдения судебных норм и прекрасно построенных фраз. Но Сократ отверг ее, считая, возможно, излишней, так как был убежден в своей невиновности.
Основоположник софистики — древнегреческий оратор Горгий из Леонтин в Сицилии (род. ок. 483 до н.э.). Его считают создателем «украшенной» прозы и одного из первых учебников по риторике. Он сумел логически обосновать, что ничего из существующего не существует. Рассуждал он примерно так: ничто не существует; если что-либо существует, то оно непознаваемо; если оно и познаваемо, то для других непередаваемо и необъяснимо. Современнику Горгия и не менее известному софисту Протагору (род. ок. 480 до н.э.) принадлежит известное изречение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». И сегодня оно заставляет задуматься, выступает образцом философского красноречия.
В период расцвета афинской демократии софистами стали называть себя появившиеся платные преподаватели философии, этики, политики, других наук и искусств, и в особенности ораторского искусства – риторики. Появление этих учителей, предлагавших научить желающих «мудрости и добродетели», было ответом на потребности молодежи в образовании, в освоении искусства речи. Просветительская направленность деятельности софистов заметно оживила и наполнила новым содержанием общественную жизнь Греции.
Первоначально в Древней Греции софистом именовали мудрого, искусного в каких-либо делах человека (от греч. sofistes — мастер-искусник, мудрец, художник, изобретатель). В последующем софистами называли изощренных в построении суждений и умозаключений мыслителей и практиков, которые использовали свое ораторское мастерство в корыстных целях, а также платных учителей философии, риторики и эристики (искусства спора).
Древнегреческий писатель, публицист, автор многочисленных речей и памфлетов Сократ (род. в 436 до н.э.) был учеником Горгия. В начале своей деятельности занимался составлением судебных речей, затем открыл школу риторики в Афинах. Сократ не выступал как оратор, но своими публицистическими трактатами по общим вопросам греческой политической жизни оказывал значительное воздействие на современников.
Влияние софистики в момент зарождения риторики было существенным. Однако в дальнейшем пути их разошлись из-за преобладания в софистике негативных тенденций. Аристотель так оценивал современных ему софистов:
Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист – (это человек), умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости.
Дело в том, что софисты, обучая за плату искусству вести полемику, в стремлении привести необходимые доказательства не гнушались заведомым нарушением логических законов и правил употребления слов. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может только искусно составленная речь. При этом неважно, соответствует она истине или нет. Обучая красноречию, софисты присвоили себе право преподавать и мудрость, и добродетель. Не только не гнушаясь, но скорее всего гордясь и даже бахвалясь умением использовать разнообразные словесные трюки, построенные или на игре значений многозначного слова, или на совпадении форм, софисты демонстрировали блестящие и тонко разработанные способы убедить кого угодно и в чем угодно. Насколько сильно было воздействие мастеров красноречия на умы сограждан, можно судить хотя бы по тому факту, что Критий (дядя Платона), известный философ и оратор, став одним из афинских тиранов, законодательно запретил «учить искусству говорить».
Позднеантичное «софизм» происходит уже от древнегреческого слова «софисма» – «хитрая уловка, выдумка». Софизм представляет и сегодня рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному заключению. Софизм является особым приемом интеллектуального мошенничества, попыткой выдать ложь за истину и тем самым ввести оппонента в заблуждение.
Первым против софистов выступил Сократ (род. около 470 до н.э.). В отличие от софистов он во главу угла ставил логическое доказательство и искусство оперирования истинными рассуждениями. Согласно его концепции, верная мысль рождает верное деяние. Деятельность Сократа, имевшая целью нравственное возрождение общества, неизбежно привела его к оппозиции софистам. Сократ сам ничего не писал, сведения о его воззрениях мы получаем из так называемых «сократических сочинений» Платона, других его учеников, а также оппонентов. Перед софистами у Сократа были два преимущества: во-первых, он считал, что возможность доказать и опровергнуть один и тот же тезис не исключает возможности найти истину; во-вторых, в отличие от странствующих софистов Сократ постоянно жил в Афинах, вокруг него постепенно сложился круг учеников, которые затем основали «сократические школы». В этих школах получил развитие жанр сократического диалога. Именно с Сократом связано развитие диалога, принимающего форму то спокойной беседы, то напряженной полемики. Сократ своим вопросно-ответным методом, беспощадной логикой и диалектикой способствовал рождению правильной мысли, поиску истины и формированию высокой риторики. Поиск знаний о добром и справедливом сообща, в диалоге с одним или несколькими собеседниками сам по себе создавал как бы особенные этические отношения между людьми, собравшимися вместе не ради развлечения и не ради практических дел, а ради обретения истины. Сократ обладал особым искусством — знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Такая риторика может рассматриваться как нравственная деятельность.
Ученик Сократа Платон (род. около 430—427 до н.э.) противопоставил практической риторике софистов учение о подлинном красноречии.
Он первый, – пишет Диоген Лаэртский, – из философов дал ответ на речь Лисил.. которую изложил слово за слово в своем «Федре». Он первый стал, рассматривать возможности грамматики.
В ранних диалогах Платона отражены стиль и характер бесед Сократа. Судя по этим диалогам, Сократ, вступая в спор с софистами, обсуждает смысл различных нравственных понятий (благо, мудрость, справедливость и т.д.). Как показывает Платон, Сократ начал впервые использовать индуктивный путь познания, давать общие определения на основе отношения частных. В его практике диалог сделался основным методом нахождения истины. Если предшествовавшие ему мыслители догматически выводили свои идеи, то Сократ пытался критически обсудить существующие позиции, точки зрения, заранее не отдавая предпочтения ни одной из них.
Дальнейшее развитие риторики связано с именем древнегреческого философа Аристотеля (384—322 до н.э.). Вначале он был слушателем в Академии Платона, затем преподавал в ней, став равноправным членом группы философов-платоников. Известен и как воспитатель. В течение нескольких лет был воспитателем Александра Македонского. В основанной Аристотелем школе преподавание осуществлялось дифференцированно, удовлетворяя запросы разных категорий учеников. Известно, что утром он в тесном кругу ближайших учеников вел строго научные занятия. После обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать. Противники опасались его речей, всегда логичных, стройных, остроумных, порой саркастических. Сочинения Аристотеля представляют нам образ человека с глубокой, искренней любовью к правде, отчетливым пониманием действительности со всеми ее сложными противоречивыми взаимоотношениями. Его работы поражают исключительной способностью к систематизации, классификации собранного фактического материала.
Риторика, по глубокому убеждению Аристотеля, это также искусство, также творчество, выросшее из диалектики бытия. Этим проблемам посвящен знаменитый аристотелевский трактат «Риторика», который композиционно состоит из трех книг.
В первой книге рассматривается место риторики среди других наук, анализируются принципы, на основании которых оратор может воздействовать на слушателей. Аристотель, раскрывая сущность ораторского искусства, говорит о единстве трех элементов, его составляющих: самого оратора, предмета речи и слушателя, которого называет «конечной целью всего». Текст, по Аристотелю, будет убедительным тогда, когда слушатель будет считать его справедливым или полезным, или приятным. На этом строится и его типология речей. Тип речи выявляется в соответствии с типом слушателя. Слушателем может быть судья, член народного собрания, просто зритель. Речь, в которой стремятся убедить судью в справедливости или, наоборот, в несправедливости каких-либо действий, названа Аристотелем судебной. Речь, в которой народному собранию советуют совершить некое действие как полезное или отговаривают от совершения неких действий как вредных, названа совещательной. Речь, в которой оратор стремится доставить удовольствие слушателям, воздать хвалу или хулу кому-либо, определена Аристотелем как показательная.
Во второй книге говорится о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и быстрее достигнуть своей цели. Много внимания уделено страстям и нравам – ведь оратор должен сам испытывать ту страсть, которую желает возбудить в слушателях.
Третья книга посвящена проблемам стиля и построению речи – композиции.
Одним из известнейших ораторов древнего мира был ученик Платона и Сократа Демосфен (род. в 384 до н.э.). С детства он мечтал о славе оратора. Однако Демосфен не обладал природными данными для того, чтобы стать выдающимся оратором. Он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, одно плечо его подергивалось. Несмотря на это, он принялся за самосовершенствование. Широко известны его упражнения, направленные на исправление своих недостатков. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот камешки, гуляя по берегу моря, при шуме прибоя, заменявшем ему гомон людских собраний. Во время произнесения речей упражнялся в отработке выражений лица, позиций рук, туловища, стоя перед зеркалом. Спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо.
Изучая образцы красноречия, Демосфен на недели заточал себя в комнате; сбривал себе волосы на половине головы, чтобы избежать соблазна бросить все и уйти. Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он не был ритором в том смысле, что не изобретал цветистости выражения, словесных украшений. Он действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, уместно и неопровержимо приводя примеры, доводы. Язык его стал величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем изящен. Его успех держался не на эффектах, а на благородстве мысли, нравственности, высоком патриотизме.
Дальнейшее развитие теория и практика ораторского искусства получила в Древнем Риме. Выдающиеся сочинения по риторике были созданы древнеримским оратором Марком Туллием Цицероном (106—43 до н.э.). По его мнению, риторика представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Из трех разделов древней философии: учения о природе, учения о нравственности и учения о логике Цицерон считал наиболее полезными для оратора последние два – этику и логику. Знание логики помогает правильно построить содержание речи и способствует выяснению дела. Используя этику, оратор сознательно выбирает тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей, пробудит в них сильное чувство.
Глубиной разработки теории ораторского искусства, знанием и мастерским владением им Цицерон в значительной мере обязан своей активной практической деятельности. Иногда он был склонен упрекать толпу в отсутствии вкуса, но вместе с тем был вынужден его учитывать: римская публика формировалась на культуре площадей, любила эффектные приемы, оратор должен знать много и быть артистом. Он соблюдал существующие правила с той точностью, какой этого требовали обстоятельства. Когда было нужно, он с легкостью пренебрегал ими, демонстрируя разумную гибкость, большую творческую свободу и искусность. Он утверждал, что «говорить стройно и складно, но без мыслей есть недостаток разума, а говорить с мыслями, но без порядка и меры слов есть недостаток красноречия». Кроме того, оратору необходимо: расположить к себе слушателей; изложить существо дела; установить спорный вопрос; подкрепить свое положение; опровергнуть мнение противника; придать блеск своим аргументам.
В сокровищницу ораторского искусства вошли такие разноплановые, но точные выражения и поучения Цицерона: «Статность речи» (построенной в форме тезисов), «Они научились говорить перед другими, но не сами с собой», «Оживить (согреть) речь юмором», «Красноречие заключается в искусстве говорить», «Пустое словопрение» и др.
Древнеримская риторика разрабатывала свои правила преимущественно на конкретном материале судебного красноречия, включающего речи обвинительные и защитительные. Во вступлении оратор стремился добиться понимания у публики и предварительного расположения судей; далее в повествовании он вел последовательный рассказ о предмете разбирательства в желательном для него освещении; выдвигал доказательства и опровергал доводы противника.
Наконец, в заключении, в самой эмоциональной части речи, оратор старался воздействовать на чувства слушателей и судей, вызвать их сострадание к участи подсудимого или, напротив, возмущение его действиями, взывал о вынесении справедливого приговора. Правила композиции никогда не являлись строгим каноном. Сущность речи сама подсказывала возможные отклонения. Не считая непреложным традиционный порядок следования частей ораторской речи, Цицерон отступал от него, если того требовали польза и здравый смысл. Ведь кроме ясности, правдоподобия, разнообразия ситуация требовала от речи еще живости и непосредственности. Сама простота стиля рассматривалась как признак высокого мастерства.
Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства: учить, услаждать и побуждать. Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – его долг, второе – залог его популярности, третье – необходимое условие успеха.
Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и Квинтилиан (около 35-95 гг. до н.э.). Известен его главный труд «Двенадцать книг риторических наставлений». Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи.
Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.
Как видим, представления о риторике и ее задачах с течением веков изменялись. Сначала основное внимание уделялось содержанию речи, ее убедительности, впоследствии – ее форме, различным способам украшения речи. Это привело к кризису европейской риторики, который в России пришелся на начало XIX в. Вся содержательная сторона речи оказалась в ведении философии, а риторика превратилась в схоластическую дисциплину, предметом исследования которой стала напыщенная, красивая, но малосодержательная речь.
Однако в XX в. происходит «реабилитация» риторики, у нее стало появляться «второе дыхание». Во Франции, Бельгии, Италии и других странах вновь ведутся исследования в области риторики. Такого рода тенденции наблюдаются и в США. «Риторика в качестве теории фигур обрела новую жизнь в исследованиях по структурной лингвистике», – подчеркнули несколько представителей Льежского университета, объединившихся в специальную группу по разработке проблематики, связанной с риторикой.
Характерно, что современные представления о риторике не просто воспроизводство, реанимация тех идей и методов, которые ею разрабатывались традиционно. Это новое осмысление ее сути и возможностей.
Пример такого осмысления – мнение Поля Валери, выдающегося французского поэта и литературного теоретика. Он определил риторику следующим образом:
1. Риторика – это речевая модификация усвоенного языка;
2. Риторика – это наука о языковых отклонениях;
3. Риторика – искусство вербальных субституций (сокращений с добавлением), призванных служить оптимизации речи.
Общая риторика представлена «группой мю» из Льежского университета. Название группы ее члены определяют от первой буквы греческого слова «метафора», самой замечательной, как они считают, из тропов и фигур риторики. Наиболее известны их книги «Общая риторика» и «Риторика поэзии». В работе «Риторика поэзии» они так определяют риторику:
Риторика – это дисциплина, изучающая приемы речевой деятельности, которые характеризуют, среди прочих дискурсов, литературный дискурс
Во Франции разработки в области неориторики связываются с деятельностью Р. Барта. Наибольшее развитие получила так называемая метариторшса, которая занимается общей теорией риторики и интерпретацией ее понятий.
Таким образом, после появления неориторики принято считать, что термин «риторика» имеет следующие смыслы:
1) комплексная дисциплина, изучающая ораторское искусство;
2) наука об убеждающей коммуникации. При этом объектом риторики являются любые разновидности речевой коммуникации, которые рассматриваются через призму осуществления заранее выбираемого воздействия на получателя сообщения;
3) наука о порождении высказываний. Данная трактовка риторики принадлежит современному итальянскому специалисту в области семантики Умберто Эко, автору романа «Имя розы». Он считает, что такое понимание открывает перед теорией красноречия новые перспективы.
Следовательно, развитие теории культуры за рубежом вызвало пристальный интерес к идеям и методам, которые ранее разрабатывались риторикой – наукой о красноречии.
Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась хорошей риторической подготовкой.
Первым древнерусским сочинением, рассказывающем о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия – представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т. д. По утверждению исследователей, «Сказание» было создано на русской почве самостоятельно во втором десятилетии 17 века. Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.
Наиболее ранние списки первой русской «Риторики» относятся к 1620 году. Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России. Известны 36 списков этой работы. «Риторика» состоит из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова».
В первой книге «Риторики» излагается риторическое учение в целом, дается определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматривается «изобретение» речи, создание доказательств в четырех родах речи: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приемы х возбуждению страстей.
Вторая книга «Риторики» содержит учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи.
Большое распространение в России имели также латинские риторики, так как преподавание в учебных заведениях велось на латинском языке.
Интерес представляет риторическое обучение в духовных академиях и старообрядческих общинах. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга хранятся многочисленные рукописи учебников, созданных учителями риторики для своих учеников, различные сборники с риторическими статьями и школьными речами.
Огромную роль в развитии риторики сыграл М.В. Ломоносов, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». С именем М.В. Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечавшее интересам общественного прогресса в России.
Первую краткую риторику он написал предположительно в 1743 году. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Однако этот вариант был отвергнут академиками-немцами. Так, Г.Ф. Миллер при рассмотрении рукописи заявил: «Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии».
Но М.В. Ломоносов «ослушался» и свою вторую, «пространную», риторику «Краткое руководство к красноречию» также написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком. Первое печатное издание этой «Риторики» появилось в 1748 году.
«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в 18 веке, но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.
Сочинение Ломоносова стало настольной книгой всех образованных читателей 18 века и принесло ученому громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени».
Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают «Риторику» Ломоносова». В 18 веке она выдержала семь изданий (последнее — в 1797г.), в начале 19 века — два (1805г. и 1810г.).
Мысли основателя отечественной риторики в той или иной мере развивали передовые общественные деятели, ученые, педагоги. Например, заслуживает внимания работа известного государственного и политического деятеля М.М. Сперанского. В 1792 г. им был написан курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». По словам А.Ф. Кони, книга М.М. Сперанского представляет собой «систематический обзор теоретических правил о красноречии вообще, изложенных прекрасным языком». Она относится к роду нормативной, «учительской» литературы. В ней выделяются разделы: «О частях слова», «О сочинении», «О расположении слов», «О слоге», «О произношении».
Особое значение М.М. Сперанский придавал эмоциональности речи. Значительное место в его работе отводится описанию экспрессивности в слове и анализу природы «страстей». Большое внимание он уделил стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории слога, в чем проявилась самобытность его сочинения.
Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» И.С. Рижского, написанная в 1796 году. Самым популярным стало 3 издание его сочинения под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским» (М., 1809). По этому учебнику обучалось несколько поколений трех ведущих университетов страны – Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве И.С. Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца 18 века.
«Риторика» И.С. Рижского состоит из четырех частей. Первая часть, озаглавленная «О совершенствах слова, которые происходят от выражений, или об украшении», посвящена чистоте языка. Вторая часть называется «О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или об изобретении». В третьей части «О расположении и о различных родах прозаических сочинений» представлена теория жанров прозаической литературы 18 века. В четвертой части «О слоге, или о совершенствах слога» вновь рассматриваются проблемы чистоты языка.
Достоинством риторики И.С. Рижского является непосредственная связь с языковой и сочинительской практикой деятелей 18 века (поэтов, прозаиков, ученых). Изложение теоретического материала сопровождается прекрасными литературными иллюстрациями – примерами из произведений Хераскова, Сумарокова, Дмитриева, Державина, Карамзина и других литераторов того времени. Как отмечают исследователи, «риторика И.С. Рижского представляет собой единственную в своем роде теоретическую стилистику литературного языка 18 века».
Русская риторика конца 18 – начала 19 века имела традиционную трехчастную структуру – изобретение, расположение, выражение – и рассматривала классический набор предметов риторики: общие места, учение о страстях, периоды, тропы, фигуры и т.п.
Характерной особенностью русской риторики, отличавшей ее от всех других риторик, было деление ее на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, а частная описывала прозу, ее виды и разновидности. Эта традиция русской риторики шла от М.В. Ломоносова и продолжена выдающимися русскими филологами Я.В. Толмачевым, Н.Ф. Кошанским, М.М. Сперанским, К.П. Зеленецким и многими другими.
Во второй половине 19 века начинается постепенный упадок риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи.
В системе образования появляется новый предмет, получивший название «Теория словесности». Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов 19 в. до 20-х годов 20 в. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе постепенно все более ориентируется на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Если в ранние руководства по теории словесности включается изучение прозаических форм речи, таких как документы, «научная проза», то в поздних руководствах, таких как руководство Д.И. Овсянико-Куликовского, все внимание отдается художественной речи».
Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трехчастная схема риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине 19 века оказалась утраченной.
Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти 20 века становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями этого направления филологической науки были С.Н. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, П.А, Ларин, Л.В. Щерба и др.
После 1917 года делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан «Институт живого слова». Выступая на открытии этого института, А.В. Луначарский говорил: Нужно вернуть человеку его живое слово. «Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственно чувств, этот человек обладает в полной мере речью».
В 1919 году ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики.
В первые годы советской власти издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагандистская речь.
Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства. В 50-60 годы ученые в основном занимались проблемами культуры речи. Все это привело к существенному отставанию в развитии риторики в нашей стране по сравнению с такими странами как США, Япония, Франция, в которых велась большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения т. п.
Общественный и научный интерес к проблемам ораторского искусства в нашей стране вновь возродился в 70-х годах в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды, особенно лекционной пропаганды. Ораторскому искусству начали обучать в некоторых вузах страны.
Огромная заслуга в привлечении общественного внимания к теоретическим и практическим проблемам ораторского искусства принадлежит Всесоюзной организации общества «Знание». Она стала инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, постоянно действующие семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов.
Стала разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Появилось значительное количество диссертаций, опубликована многочисленная научная и методическая литература. Развитие риторической теории в современных условиях происходит на стыке целого ряда наук: философии, логики, психологии, языкознания, теории речевой деятельности, теории массовой коммуникации, социологии и т.д. Поэтому проблемами ораторского искусства занимаются специалисты разных областей знания.
В настоящее время велика общественная, потребность в практическом овладении ораторским искусством самыми различными слоями населения вследствие процессов демократизации, возникновения новых социально-политических движений и общественных формирований, повышения социальной активности граждан, развития предпринимательской деятельности.
Усилия, предпринимаемые в области современной неориторики, дают положительные результаты: изучается деловая проза (научная, политическая, документальная и т.д.), восстановлена риторическая педагогика, созданы новые теории и история словесности, активно изучается опыт отечественной и зарубежных риторик, отлаживается функционирование книжного рынка, компьютеризация речи и многое другое. Меняющийся речевой мир ставит сложные задачи его осмысления и оценки. Как будут решены эти задачи, появятся ли позитивные изменения в обществе с осознанием роли языка в создании новой жизни, зависит не в последнюю очередь от «словесных» поступков специалистов, чья профессия непосредственно связана с использованием языка.
1. Казаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. – М. – 1980 – 367 с.
2. Александров Д.Н. Риторика – М. – 1998 – 534 с.
4. Кузнецова Т.И. Ораторское искусство в древнем Риме – М. – 1976
5. Волков А.А Основы русской риторики – М. – 1997
6. Лосев А.Ф. Истории античной риторики: софисты, Сократ, Платон – М. – 1969