когда открыли японию в каком году
Открытие Японии
Из всех государств Дальнего Востока, именно Япония всегда вызывала наибольший интерес среди искателей приключений и ученых-историков всего мира. Это государство длительное время являлось лишь мифом, который люди пересказывали друг другу. Тем не менее, когда свершилось открытие Японии сказка превратилась в реальность. Следует заметить, что история этой страны, богата и интересна. В мире Япония занимает весомое место, потому что является источником совершенно неповторимой культуры. Помимо того, данное государство является достаточно сильным, с политической и экономической стороны. Такая характеристика формировалась на протяжении нескольких столетий. Более того, можно смело говорить, что сильные черты японского государства, были выкованы в пылу многочисленных битв. Однако, столь мощной Япония была далеко не всегда. Истории известен момент, когда страна восходящего солнца была полностью закрыта от внешнего мира. Этот период длился несколько столетий, но ему был положен конец, что повлекло экономическую эволюцию Японии, и просвещение её нации.
Политика изоляции сакоку
Внешнеполитические отношения, подразумевающие полную изоляцию Японии, длились с 1641 по 1853 год и получили общее название «сакоку». Этот вид политического строя государства подразумевал собой жесткий регламент со стороны государственной власти любого рода отношений между японской стороной и иностранной. Родоначальником политики сакоку по праву считается сёгун Иэясу Токугава. Её введение было обусловлено политическим и экономическим положением Японии в XVI веке. Сегодня историки выделяют несколько основных причин, которые повлекли самоизоляцию Японии, а именно:
Открытие Японии
Как уже указывалось ранее, открытие Японии для иностранной торговли состоялось в 1854 году. Основным «виновником» этого события стало США. Под командованием командора Мэтью Перри к берегам Японии в указанном ранее году прибыло 7 кораблей. Некоторые из них были паровыми для оказания психологического влияния на японцев, еще не знакомых с достижениями современной техники. По сути, это было насильственное открытие Японии, потому что Соединенные Штаты, уже к тому времени имели свои причины желать скорейшего выхода из изоляции дальневосточного государства. К этим причинам относятся следующие:
Последствия открытия Японии были просто колоссальными. Во-первых, на территории дальневосточного государства стала проникать западная культура. Во-вторых, Япония существенно расширила свои политические и экономические связи. В страну начали поступать западные товары, а, в свою очередь, весь окружающий мир узнал о существовании небольшого, но крайне интересного государства. В 1854 году 3 марта состоялось подписание Канагавского договора, который полностью открывал государство для иностранной торговли, а именно для США.
Это историческое событие ознаменовало начало новой эры как для японского государства, так и для всего мира. Однако, исторически сложилось, что эти события, ничто иное, как второе открытие Японии. Первое состоялось в 1600 году мореплавателем Уильямом Адамсом, который был участником экспедиции на Дальний Восток. Он существенно повлиял на развитие экономических отношений Японии со странами запада, что впоследствии привело к самоизоляции, о которой уже было рассказано в статье.
Немного о том, как открывали Японию
Вы хотите сказочек, их есть у меня. Расскажу немного о том, как Япония вступила в дивный новый мир(то есть время), совершив революцию(условно выражаясь), в результате которой была реставрирована монархия. Когда все напропалую свергали царей(ладно, французы один раз реставрировали монархию, це французы, они не от жизни сей, и вообще это было ненадолго) гордые островные жители сумрачно кооперировались вокруг собственного правителя, да живёт он десять тысяч лет(天の万歳 – тэнно банзай, то самое 10к лет императору, урезалось до «банзай» каким-то образом, не скажу каким).
Далеко-далеко, за горами и даже за морем, на большом острове находится никому не интересная страна, называемая Япония. До того момента, о котором пойдёт речь, она таки была вполне никому не интересна: европейцам по причине отсутствия какой-то внятной пользы с колонизации, недружелюбного населения, и особенно недружелюбной администрацией, позапрещавшей высаживаться чужестранцам где-либо, кроме порта Нагасаки, и там только с ограничениями в локальной автономии. Ибо нефиг. Близкий культурно, но физически далёкий Китай в тот момент стонал под игом продаваемого просвещёнными европейцами опиума(что может быть лучше торговли наркотиками? Англичане знали в этом толк ещё в восемнадцатом столетии, и класть они большой прибор хотели на гуманизьмы и просвещение, Дидро, Вольтера и прочих, есть гешефт – значит будем продавать), так что ему в принципе не было интересно даже то, что делается в соседней Корее, его вскрывали как консервную банку. Европейцев это занятие кстати тоже сильно отвлекало от Японии – Китай им казался полем непаханым.
В общем, Япония на тот момент нафиг никому не впёрлась.
Итак, Япония была самоизолирована, то есть с начала XVIIв. жила исключительно в себе и для себя, допуская иностранцев только в порт Нагасаки, и не выпуская/впуская никого из своих наружу. На этом погорел некто Гончаров И.А., когда он, совершив плавание вокруг Африки из Петербурга и попав наконец в Японию(да-да, вы не ослышались – этот поц в том числе и «Обломова» написал, знал, о чём говорит – лучше лежать на диване в тепле и уюте; своё плавание описал в литературном труде «Фрегат «Паллада», рекомендую; итого – теперь речь идёт о середине XIXв, 1854г.), вынужденно оценил степень бюрократизации японцев на твёрдую десяточку – те мариновали их фрегат в гавани месяца три, кормили их завтраками и обещали что вот-вот император ответит, они уже третью экспедицию во дворец посылают, теперь-то точно уже должен. В итоге приехало некое важное лицо, к которому они были несколько раз приглашены на обед, весьма прониклись важностью церемоний, и поняли, в частности, что ловить им тут вообще нечего. Также в процессе выхода «в японцы» уловили весьма плачевное состояние береговой охраны и батареи, так как служили там весьма почтенные в смысле социального статуса и возраста люди, которые опирались на мушкеты примерно времён первых португальцев(XIV век) и примерно такие же пушки. В общем, армию можно было смело пускать по льду перед процессией, чтобы посыпать дорогу песком.
Возвращаясь к русской миссии, действовала она достаточно мирно и интеллигентно, приплыв туда, куда разрешили, и культурно переговариваясь с бесконечными официальными лицами. Однако они были не в курсе, что решать их проблему никто в общем и не собирается, потому что для этого надо выйти из зоны комфорта, и поломать традиции, и хотя они в итоге и достучатся к высшему должностному лицу страны, но пока хоть что-то сдвинется с места, все участники поседеют и состарятся. Однако русские поплыли к японцам не просто так, у нас был и конкурент, американцы, у которых сильнее подгорало, и потому действовали куда эффективнее: узнав, кто главный на районе в Японии, и где он живёт, приплыли без спросу в район Удэ(около Эдо-Токио), встали на рейде, решительно отказались уйти сославшись на «большие бум-бумы», стоящие на корабле, и пообещав в случае чего оттуда «стращать и курощать», сошли на берег и, встав в храме неподалёку, потребовали аудиенции с высокопоставленным лицом, чтобы потрещать за торговлю и дипломатию. Явившемуся послу передали послание от президента Америки для сёгуна, получили 100500 обещание «мы сейчас моментально всё разрулим, и года не пройдёт, максимум два», после чего смело уплыли в Китай с целью провести год чуть более практично, чем здорово облегчили жизнь местным чиновникам, которым могло прийтись весьма худо, вплоть до смертной казни через сэппуку, так как к Эдо на тот момент иностранцам подходить не разрешалось. Когда же американцы вернулись, их ожидало более-менее скорое и положительное решение, так что стоит признать, что метод «Чёрных кораблей» оказал большее воздействие, значительно сократив путь к ушам сёгуна.
Как итог этих событий появились различные картинки, изображающие капитана Мэтью Пэрри, часто со злобным выражением на морде лица, иногда даже в виде тэнгу(лешего-чёрта), а также знаменитых «чёрных кораблей», которые поражали воображение своими размерами, чёрным цветом смолёных досок, и дымом из труб(который и дал им «чёрные паруса»). Корабли такого тоннажа в Японии не строили законодательно, ибо нефиг благопристойному японцу бороздить моря и акияны, пусть лучше дома посидит, так что с кораблями у них на тот момент была большая бяда, потому что толковых кораблей не было.
(извиняюсь, у меня получилась какая-то шляпа по итогу, попробую следующий пост про политику эпохи реставрации, там уже без отступления)
Оказывается, нет. Во времена оледения, когда уровень вод упал, японские острова были связаны перешейком с Кореей и Сахалином, откуда, собственно, первоначальное заселение и началось.
Эпоха древности
Палеолит
Или древний каменный век (40 тыс. — 13 тыс. лет назад).
Время вероятного заселения японских островов по суше. Строго говоря, “японских островов” ещё нет – есть частично соединенный с материком протоостров, на который можно попасть сравнительно легко и даже не замочив ноги. Обнаружено около 5000 палеолитических стоянок относящихся к этому времени. Каменные орудия имеют своеобразную форму обработки, не перенесенную на более позднее время.
Период Дзёмон
Приблизительно соответствует неолиту. Датируется: 13 тыс. лет до н.э. — III в. до н э.
Имеются два крупных ареала заселения, граница между которыми проходит примерно на широте современного Токио. Земледелие в зачаточном состоянии, религиозные представления примитивны.
Назван так по типу керамики веревочным орнаментом (дземон).
Культура Дзёмон была распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо до Рюкю), её представители были оседлым народом занимавшимся собирательством, охотой и рыболовством. Люди культуры дзёмон имели тесные контакты с материком.
Период Яёй
Бронзово-железный век., период с III в. до н э. (массовое переселении с территории совеменной Кореи) до IV в. н. э. Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй (район Токио) Основной ареал распространения: север Кюсю, Западная и Центральная Япония. Время появления праяпонцев и праяпонской культуры.
Мощный поток ( 1.2 млн.чел.) переселенцев с юга Корейского полуострова в это время составил заметную часть населения, в общей сложности состоявшего из 3-6 млн. человек.
Основными занятиями древних жителей были рыбная ловля и охота. Археологические раскопки дают представление об особенном значении рыболовства для жизни населения. Найдены многочисленные кучи раковин, примитивные изделия из раковин, костяные и каменные принадлежности для рыбной ловли, остатки рыбьих костей. По исследованиям специалистов, древние обитатели Японии вылавливали рыбу в большом количестве (до 30 сортов!).
Немалую роль играла ловля крабов и раков. Охота производилась, главным образом, на вепря и на оленя. Меньшую роль играла ловля барсуков, зайцев, медведей, обезьян. Основными орудиями охоты служили лук, каменный топор копьё.
Наряду с продуктами рыбной ловли и охоты в пищу употреблялись также и плоды деревьев, некоторые сорта трав и коренья.
В более позднюю, хотя также весьма древнюю, эпоху появляется земледелие, оттеснившее рыболовство и охоту на второй план. Как
показывают итоги археологичееких изысканий, древнее японское население, раньше обитавшее преимущественно на морском побережье, продвигается дальше,в глубь страны, и оседает на равнинах, приспособленных самой природой для успешного земледельческого труда, в частности, для культуры риса.
Но вся земледельческая культура (как в отношении выбора злаков, так и системы орошения) была завезена в Японию переселенцами с материка (с территории нынешней Кореи).
Племена, находившиеся на пути переселенцев с материка, приносивших с собой более высокую культуру, первыми воспринимали эту культуру (прежде всего земледельческую) либо в результате насильственной ассимиляции с пришельцами, либо сохраняя свое
изолированное существование.
В древних китайских источниках эпохи Танской династии можно найти упоминания о «восточных варварах» и о том, Что «к югу и к востоку от Кореи в море паходлтсл острова, на которых свыше 100 государств». Это представление китайцев о ·rом, что на японских островах находилось множество государств, возникло, очевидно, под впечатлепием прямой связи населения материка с различными многочисленными родами в Японии.
Период Кофун
Курганный — IV-VI вв. Назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато вторая половина этого периода может носить название «период Ямато».
В этот период началось распространение письменности и буддизма, сыгравшего в дальнейшем роль общегосударственной идеологии.
Хозяйство сильно дифференцируется и практически разделяется на “цеха”, если не “касты”: земледельцы, гончары, рыбаки, солевары, кузнецы. Военные вожди предпринимают военные походы в Корею.
Период Асука
Период с 592 по 710 гг. Назван по местонахождению резиденции царей Ямато в районе Асука (поблизости от нынешних городов
Пара и Киото). Окончательное становление японской государственности. В 646 г начался длительный период «реформ Тайка», ставивших своей целью превращение Ямато в «цивилизованное» (на китайский манер) государство.
Провозглашение государственной собственности на землю, становление надельной системы землепользования.
Попытка завоевания Кореи оканчивается полным провалом, как следствие, вооруженные силы реформированы, введена регулярная армия и воинская повинность. Столица страны – Фудзивара, правители – императоры Дзитто, Момму и Геммей.
Период Нара
Период с 710 по 794 гг. Назван по местонахождению первой постоянной столицы Японии в Нара. Название страны было изменено на «Японию» («Нихон» — «там, откуда восходит солнце», «страна восходящего солнца»).
Активное строительство государства централизованного типа в соответствии законодательными сводами, в связи с чем этот период (и начало следующего) часто именуется «рицурё кокка» («государство, основанное на законах»). Появление письменных памятников — мифологическо-летописных сводов сводов «Кодзики» и «Нихон сёки».
Армия обслуживает только внутренние необходимости государства, численность её подразделений в столице составляет порядка 5000 человек. Активное и системное строительство разветвленной сети отличных дорог, на которых организовано 400 почтовых дворов с интервалами пути между ними в 16 км. Таким образом, эффективно решена проблема перемещения – всего за неделю, двигаясь из столицы, можно было достичь любой самой удаленной точки страны.
Местопребывание императорского двора в Нара превратило этот пункт в средоточие всей культурной жизни страны, хотя культура и даже роскqшь, характерные длл столицы, являлись уделом чрезвычайно узкой социальной прослойки придворных и части родовой аристократии, которая проживала в Нара.
В столице широко была воспринята традиция китайского двора, состоявшая в том, что императорское окружение свой «досуг» посвящало искусствам и литературе. Огромные средства, притекавшие в Нара из провинции, расходовались на украшение столицы зданиями, роскошными парками и храмами. Почти все строи тельные работы производились pyкaми рабов.
Было обращено специальное внимаиие на то, чтобы увеличить количество рабов в столице. В то время как в провинции рабство не получило значительного развития и, наоборот, стало постешшно исчезаrь (местной знати гораздо выгоднее было иметь свободных крестьян, так как это в большей степени увеличивало её земельные владения), императорская власть издала ряд законов, смысл которых состоял в том, чrобы способствовать увеличению числа рабов вообще и, в особенности, государственных рабов, находившихся в непосредственном владении у двора.
Все рабы разделились на 5 категорий:
Была допущена также самопродажа. в рабство. Дополнительным источником увеличения числа рабов была отдача в рабство зa преступления. В государственных рабов превращались и все члены семьи лиц, совершивших определенные преступления.
Правовое положение рабов различалось в зависимости от их категории: государстненные рабы первых двух категорий находились в относительно лучшем положении, нежели простые «казенные» рабы и в особенности частные рабы. Убивать рабов формально было запрещено, но за убийство раба полагалось ничтожное наказание. Рабов покупали и продавали. Известны многочисленные случаи, когда рабы «Жертвовались» храмам, дарились, отдавались государству взамен установленных податных платежей или просто служили объектом коммерческих сделок.
За поимку бежавшего раба уплачивалось определенное вознаграждение. За продажу раба полагалась ответственность, как за кражу любой другой ценной вещи.
Период Хэйан
Период с 794 по 1185. Назван по местонахождению новой столицы — Хэйан (букв, «столица мира и спокойствия», совр. Киото, формально оставался столицей, т.е. императорской резиденцией до 1868 г. )
Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сеэн — усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений.
Политическое доминирование рода Фудзивара (поэтому конец этого периода иногда называют «периодом Фудзивара»).
Эпоха Средневековья
Временной промежуток с 1185 по 1603 гг., охватывает следующие периоды.
Период Камакура
Поскольку общее ослабление центральной власти было обусловлено глубокими причинами: всеобщим разорением в результате борьбы с монголами, укреплением группы влиятельных феодалов в юго-западной части Японии (отчасти в силу того, что они сыграли видную роль в отражении монгольского нашествия, отчасти благодаря более быстрому и успешному развитию на юго-западе ремесла и торговли, развитию торгового судоходства, в частности),
то измельчание фигур людей, возглавшявших власть, лишь ускорило фатальпый исход кризиса, который переживал камакурский режим в целом.
Взрыв общего недовольства правительспюм бакуфу был ускорен выявившейся беспомощностью в связи с рядом стихийных бедствий в стране, массовыми неурожаями и эпидемиями. Правительству удалось справиться с крестьянскими восстаниями. Но создавшимся положением решила воспользоваться группа враждебных феодалов. Она вступила в контакт с императорским двором в Киото, где в то время завязывался очередпой узел внутренних интриг между бывшими императорами-монахами и будущими императорами-принцами.
В Киото скопилось одновременно 5 экс-императоров, которые все в той или иной степени участвовали в сложной борьбе отдельных феодалов и между собой и с правительством бакуфу.
Период Муромати
Еще в 1467 г. начинается грандиозное выступление феодалов против Асикага, известное под именем мятежа годов правления
императора Онин. Внешним поводом к этому выступлепию послужил спор из-за порядка наследования очередного сёгуна. Вся феодальная Япония разделилась фантически на два больших враждующих лагеря, ожесточенно боровшихся один против другого в течение 10 лет (до 1477 г.). После мятежа Онин Япония окончательпо раздробилась на несколько независимых друг от друга частей, хотя сёrуны Асикага существовали еще номинально до 1572 г., когда был свергнут последпий сёгун Асикага Иосиаки. Что же касается императоров, то они совершепно не подавали признаков жизни.
Создание независимых от сёгуната уделов князей (сэнгоку дайме), стремившихся к укреплению вассальных связей и экспансии. Становление самоуправляющихся крестьянских общин. Рост городов и развитие городской светской культуры. Первые контакты с европейцами.
Период Адзути-Момояма
Период с 1573 по 1603 гг., название которому дали замок Ода Нобунага в провинции Оми и место расположения замка Хидэёси в Киото (Момояма). Политическое объединение страны, осуществленное полководцами Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси и Токугава Иэясу.
Реформы Хидэёси, во многом заложившие фундамент социально-политической системы следующего периода. Провал завоевательных планов Хидэёси.
Во время южного похода Хидэёси впервые столкнулся с компактныи населением «обращенных в христианство», слепо веривших иеэуитам, открыто проявлявших свое нежелапие считаться с японскими обычаями и отказывавшихся повииноваться «языческим» властям. В результате появились известные шесть вопросов, заданных Хидэёси правителям южных провинций, в связи с распространенностью в них христианства.
Ответы на эти вопросы были признаны неудовлетворительными, и в 1587 г. Хидэёси издал распоряжение об изгнании иезуитов и прочих европейсюих
миссионеров из пределов Японии в 20-дневный срок. На купцов этот указ пе распространялся.
Около 80 христианских проповедников было казнено, церкви были разрушены, феодальным князьям под страхом смерти и лишения владений было запррещено принимать новую религию. Все иезуиты (число которых состалляло по всей стране cвышe 150 человек) были обязаны немедленно покинуть страну.
Эпоха Токугава
Основатель этого сёгуната — Токугава Иэясу — вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным «закрытием» страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который теперь называют «японским».
Только в эту эру в Японии наконец «прижились» деньги. Почему их «не вводили» раньше? Да просто потому, что в Японии НЕ БЫЛО в наличии больших серебрянных рудников, как, к примеру, в Корее или Китае!
Эпоха Мэйдзи
Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный
характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т е. «реставрации» власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах. Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.
Эпоха олигархического капитализма
Период с 1905 по1945; Япония в первой половине XX в.
В эту эпоху наблюдается активное развитие капитализма в стране; по итогам версальско-вашингтонской системы Япония закрепляется в качестве
одной из ведущих держав на мировой арене и усиливает экспансионистскую компоненту в своей внешней политике. После непродолжительного этапа партийной политики, когда в политической сфере начинают проявлять себя ростки демократии (демократия Тайсе), страна вступает в период милитаристского правления.
Происходит несколько попыток военных переворотов, организованных праворадикальными силами. На внешней арене Япония вступает на путь агрессии в Восточной Азии. Завершается этот этап вступлением страны во Вторую мировую войну и ее сокрушительным поражением в 1945 г. от стран антигитлеровской коалиции.