когда открыли что земля круглая в каком году
Кто первый открыл, что Земля круглая
Сегодня хорошо известно, что планета Земля – шар или очень близко к этому (на экваторе выпуклость из-за вращения Земли).
Когда Христофор Колумб предложил достичь Индии, плывя запад от Испании, он предполагал, что Земля круглая. Индия была источником драгоценных специй и других редких товаров, но доплыть до неё, плывя на Восток было трудно, потому что Африка преграждала путешествие. Догадываясь, что Земля круглая, Колумб хотел достичь Индии.
Даже в древние времена матросы знали, что Земля круглая и древние не только подозревали про сферу, но даже оценивали её размер.
Если вы стоите на берегу и смотрите на корабль, он будет постепенно исчезать из видимости. Но причина не в расстоянии: если есть холм или башня неподалеку, и подняться на вершину после того, как корабль полностью исчезнет, он снова становится видимым. Кроме того если на берегу смотреть внимательно как корабль исчезает из видимости, то замечено, что корпус исчезает первым, в то время как мачты и паруса (дымовая труба) исчезнут последними.
Древние философы о форме и размерах Земли
Греческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) утверждал в своих трудах, что земля была сферической. Это он предположил благодаря круговой тени на Луне, во время лунного затмения. Другой причиной было то, что некоторые звезды видны из Египта и не видны севернее.
Александрийский философ Эратосфен пошел один шаг дальше и на самом деле определил размеры земли. В день летнего солнцестояния (21 июня) в городе Сиене в южном Египте (ныне Асуан, возле огромной плотины на реке Нил) в полдень солнце проходило в глубокий колодец. Эратосфен, сам жил в Александрии, возле устья реки, к северу от Сиене, около 5000 стадионов к северу от Сиене (стадион (стадий), размер спортивной арены, была единица расстояния, используемая греками – порядка 180 м). В Александрии солнце на соответствующую дату совсем не достигало зенита, и вертикальные объекты по-прежнему бросали короткие тени. Эратосфен установил, что направление зенита солнца отличается от Зенита на угол, который был равен 1/50 круга, 7,2 градуса, и он оценил окружность Земли, размером 250 000 стадионов (стадий).
Эратосфен также возглавлял Королевскую библиотеку в Александрии, величайшая и наиболее известная библиотека в классической античности. Официально она называлась «храм муз» или «museion», производная от которого является наш современный «музей».
Греческий Посидоний получил аналогичные значение, немного меньше. Араб халиф-Эль-Мамун, правивший в Багдаде с 813 до 833, разослал две команды геодезистов для измерения и от них также получил радиус Земли. По сравнению со значением известным сегодня, эти оценки были очень близки.
Все эти результаты были известны команде Колумба, которых король Фердинанд послал для изучения с Колумбом.
Мы никогда не узнаем Колумб сознательно оправдывал экспедицию для изучения неизвестного или на самом деле считалось, что Индия была не слишком далеко к западу от Испании.
Одно из определений метра
Что касается размера земли, то оно было точно измерено много раз с тех пор и много фото с космоса.
Наиболее заметно: французская академия наук в конце XVIII века. Их целью было разработать новую единицу расстояния, равную одной части в 10 000 000 расстояния от полюса до экватора (Парижский меридиан). В настоящее время это расстояние известно даже более точно, но единица, представленная французской академией по-прежнему используется в качестве стандарта во всех измерениях расстояния. Эта единица измерения называется метр.
Кто сказал, что Земля круглая? История и интересные факты
О том, кто сказал, что Земля круглая, споры не прекращаются и сегодня. До сих пор находятся такие личности, которые пытаются доказать, что Земля плоская, даже игнорируя изображения земного шара на фотографиях из космоса. Итак, о круглой форме Земли известно с глубокой древности.
Кто первый сказал, что Земля круглая?
Древнегреческий ученый Парменид, живший примерно в 540-480 гг. до н. э., в своей философской поэме «О природе» написал, что Земля круглая. Это было революционное заключение о форме планеты, однако однозначно считать, что Парменид первым высказал эту мысль, нельзя. О круглой форме Земли ученый написал в разделе «Мнения смертных», где описывал мысли и идеи своих современников, но не свои умозаключения. А современником Парменида был Пифагор Самосский.
Пифагор вместе со своими учениками занимался теорией всемирной и космической гармонии. Именно в записях приверженцев пифагорейской школы было найдено множество размышлений о том, что плоская Земля никак не может гармонировать с небесной сферой. На вопрос: «Кто сказал, что Земля круглая?» наиболее вероятно ответил сам Пифагор, сформулировав идею о земной сфере как наиболее подходящей, согласно теориям геометрии и математики.
Ученые, заявившие о форме Земли
Кто из ученых сказал, что Земля круглая? Кроме Парменида и Пифагора, были и другие мыслители древности, которые занимались изучением Земли и космоса. Сегодня любому школьнику известен принцип «солнечных часов», когда в течение дня палочки на песке отбрасывают тени разной длины и под разными углами. Если бы земля была плоской, либо длина теней, либо угол между предметом и тенью не менялись бы. Однако в давние времена лишь серьезные ученые обращали внимание на подобные детали бытия.
Так, философ из Александрии Эратосфен Киренский, живший в III-II вв. до н. э., сделал расчеты в день летнего солнцестояния, используя значения разности между тенями от предметов, зенитом и углом между ними. Он даже сумел вычислить приблизительные размеры нашей планеты и считается первым исследователем, описавшим понятия современной долготы и широты, так как в своих расчетах пользовался данными из разных географических мест Александрии и Сиены.
Позднее греческий философ-стоик Посидоний в 135-51 гг. до н. э. также рассчитал размеры земного шара, однако они получились у него меньше, чем у Эратосфена. Так что сегодня однозначно ответить на вопрос о том, кто первым сказал, что Земля круглая, достаточно трудно.
Аристотель о Земле
Греческий ученый, мыслитель, философ Аристотель сказал, что Земля круглая, еще в IV веке до н. э. Он не только выдвигал гипотезы и делал приблизительные расчеты, но и собирал доказательства того, что Земля имеет форму шара.
Во-первых, ученый замечает, что если смотреть с берега на корабль, который приближается к наблюдателю, то из-за горизонта становится видно вначале мачту, потом сам корпус судна. Такое доказательство убедило совсем немногих.
Во-вторых, более существенное его доказательство основано на наблюдениях за затмениями Луны. В результате Аристотель сделал заключение, что Земля имеет форму сферы, потому что тень от Земли на поверхности Луны во время затмений не менялась, то есть всегда была круглая, которую дает только шар.
В-третьих, во время своей поездки в Египет Аристотель, наблюдая за небосводом, подробно описал изменения созвездий и звезд в Южном и Северном полушариях. Он писал: «. в Египте и на Кипре наблюдаются звезды, которых не видели в северных регионах». Такие изменения можно увидеть только с круглой поверхности. Причем ученый сделал вывод, что сфера Земли имеет небольшой размер, так как установить изменения звезд и местности можно только с достаточно ограниченной поверхности.
Первая звездная карта
А кто был первым, кто сказал, что Земля круглая, на Востоке? Необычна история халифа Аль-Мамуна, жившего в VII веке, которому однажды во сне явился Аристотель со своими учениками. Ученый показал Мамуну «образ Земли». По увиденным изображениям Мамун воспроизвел «звездную карту», которая была первой картой Земли и планет в исламском мире.
Мамун велел придворным астрономам измерить величину Земли, и полученная ими длина окружности планеты, равная 18 000 миль, оказалась достаточно точной: вычисленная на сегодняшний день длина земного экватора составляет около 25 000 миль.
Мировая сфера
Таким образом, уже к XIII веку идея о круглой форме Земли уже прочно утвердилась в науке. Известный английский математик, основатель десятичной системы счисления Иоанн де Сакробоско, или Джон из Галифакса, как его называют в Англии, издал свой знаменитый трактат «О мировой сфере». В этой работе Сакробоско обобщил выводы восточных астрономов и идеи «Альмагеста» Птолемея. С 1240 года «Мировая сфера» стала основным учебным пособием по астрономии в Оксфорде, Сорбонне и других престижных университетах мира и за 400 лет выдержала около 60 изданий.
Эстафету идеи мировой сферы подхватил Христофор Колумб, когда в 1492 году начал свое знаменитое путешествие в Индию, отплывая от Испании к западу. Он был уверен, что достигнет континента, потому что Земля имеет сферическую форму, и нет особой разницы, в какую сторону плыть: все равно движение будет замкнуто по кругу. Так что Колумб вовсе неслучайно был тем, кто первым доказал, что Земля круглая, как пишут во многих современных учебниках. Он был образованным, предприимчивым, но не слишком удачливым мореплавателем, так как вся слава первооткрывателя досталась его соратнику Америго Веспуччи.
Библейские описания Земли
В Библии сведения о системе небесных тел и форме Земли на самом деле выглядят несколько противоречиво. Так, в некоторых ветхозаветных книгах достаточно однозначно описана плоская форма земли и геоцентрическая модель мира:
(Псал. 103:5) «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки»;
Книга Экклесиаста (Екк. 1:5) «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит»;
Книга Иисуса Навина (Нав. 10:12) «. стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!».
А все-таки она вертится!
Также в Библии сказано, что Земля круглая, а некоторые трактовки Священного Писания подтверждают гелиоцентрическое устройство мира:
Книга пророка Исайи, 40:22: «Он есть Тот, Который восседает над шаром Земли. »;
Книга Иова (Иов 26:7): «Он (Бог) распростер север над пустотою, повесил Землю ни на чем»;
(Иов 26:10): «Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою».
Польза и вред инквизиции
Так, Галилео Галилея (1564-1642) признали еретиком за его активную пропаганду гелиоцентрической системы мира, обоснованную еще в начале XVI века Николаем Коперником (1473-1543). Самое же скандальное и печальное деяние инквизиции — сожжение на костре Джордано Бруно в 1600 году — известно любому школьнику. Правда, на самом деле приговор инквизиции по делу монаха Бруно Ноланца никакого отношения к его рассуждениям о гелиоцентрической системе небесных тел не имел, его обвинили в отрицании основных христианских догматов. Однако устойчивость этого мифа говорит о глубокой важности трудов ученых-астрономов для современных науки и религии.
Сказано ли в Коране, что Земля круглая?
Поскольку пророк Мухаммед был одним из поздних основателей монотеистической религии, Коран вобрал в себя наиболее передовые идеи науки и религии, основанные на колоссальных сокровищах знаний ученых мужей Востока. В этой священной книге также есть свидетельства в пользу круглой формы Земли.
«Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует» [9].
«Он обвивает ночью день и обвивает днем ночь»[11].
Подобная непрерывная цикличность и равномерное наложение дня и ночи явно указывает на сферичность Земли. И совершенно однозначно использован глагол «обвивает», подчеркивая именно круговое движение светила вокруг шара Земли.
«Нет и нет! Клянусь Господом востоков и западов! Воистину, Мы в состоянии» [13].
Очевидно, что на плоской Земле может быть лишь один запад и один восток, и только на круглой их много. Положение же западов и востоков меняется относительно линии горизонта вследствие вращения Земли.
«Знамением для них является мертвая земля, которую Мы оживили и извлекли из нее зерно, которым они питаются» (36:33)
И еще одна цитата из Корана:
«Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление Могущественного, Знающего. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите» (36:38–40).
Также в Священной книге мусульман есть уникальный айат со словами «После того Он распростер землю» (79:30), где был использован особый арабский глагол «да-ха», имеющий два значения: «расстилать» и «округлить». Это очень образно подчеркивает, что с вершины земля кажется распростертой, в то время как имеет округлую форму.
К новым открытиям
Наша планета со всеми легендами, мифами, сказаниями, теориями и доказательствами о ней и сегодня представляет научный, социальный и религиозный интерес. Уже никто не берется утверждать, что планета изучена полностью, великое множество загадок таит она в себе, и будущим поколениям предстоит совершить немало самых невероятных открытий.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
Sasapost (Египет): познакомьтесь с мусульманским ученым, который объявил Землю круглой задолго до Европы
«Закария аль-Казвини по прозвищу «восточный Плиний» (1203-1283) — один из самых выдающихся арабских историков естествознания. Аль-Казвини подробно описывал специфику различных явлений, как делал после него Буффон». Так пишет Густав Лебон в книге «История арабской цивилизации».
Одни называют Закарию аль-Казвини «средневековым Геродотом», другие — «арабским Плинием». Его считают одной из самых выдающихся фигур XIII столетия, чье появление способствовало обогащению научного наследия арабов. Имад ад-Дин Абу Яхья Закария ибн Мухаммед ибн Махмуд аль-Казвини — один из самых выдающихся арабских ученых и историков средневековой эпохи. Какова история его жизни? Какой основной вклад он внес в развитие науки? Какие сочинения он оставил миру?
От иранского Каспия до Дамаска и Багдада
«Вначале задача арабского естествознания состояла лишь в том, чтобы объяснить труды Аристотеля, но вскоре арабы решили учиться у природы, а не по книгам. Это привело к тому, что арабы написали множество интересных сочинений по зоологии, ботанике, минералогии, палеонтологии и так далее» (Густав Лебон, «История арабской цивилизации».
Закария аль-Казвини родился в 1208 году в городе Казвин, который находится между Рештом и Тегераном. Предки аль-Казвини были родом из Хиджаза, поэтому он считал себя потомком ансаров, а среди своих предков называл Анаса ибн Малика. Он провел детство в Казвине, а затем уехал в Дамаск, где попал под влияние известного мистика Мухиддина ибн Араби.
Аль-Казвини долгое время жил в Ираке, где занимал должность кади районов Васита и Хиллы (мусульманский судья-чиновник, назначаемый правителем и вершащий правосудие на основе шариата — прим. ред.) во время правления последнего аббасидского халифа аль-Мустасима, а также работал в школе Шарабия до взятия Багдада монголами в 1258 году. Он прожил большую часть жизни в Багдаде и Дамаске и был свидетелем важных исторических событий, таких как: восстание монголов, взятие Багдада, битва при Айн-Джалуте и падение Севильи, которое привело к тому, что в руках арабов остался только Гранадский эмират.
Стоит отметить, что аль-Казвини проявлял интерес не только к преподавательской деятельности и судебной практике, но и к другим различным областям науки: географии, астрономии, естествознанию, паранормальным и мистическим явлениям, а также он питал страсть к природе и биологии. И хотя аль-Казвини изучал различные науки, его величайшие труды были посвящены метеорологии и астрономии.
Ученый-энциклопедист: вклад аль-Казвини в различные отрасли науки
Закария аль-Казвини — один из выдающихся деятелей в области астрономии и метеорологии. Он был первым, кто нашел способ определять время по звездам, а его теории заложили основу для метеорологии. Аль-Казвини первым заговорил о классификации звезд по спектру излучения, видимом движении планет и о том, как узнать время по звездам. Он предложил классификацию ветров и облаков и выдвинул гипотезу о том, как они образуются, а также о том, почему дождь выпадает в виде капель. Аль-Казвини посвятил первую часть своей книги «Чудеса сотворенного и диковинки существующего» астрономии и звёздам. В ней же он рассказал об арабском, римском и персидском календарях, а также о связанных с ними праздниками и событиями.
Кроме того, значительную часть своей книги он посвятил географии, в том числе климатическим поясам, слоям атмосферы, образованию облаков и дождя, появлению ветров. Он интересовался соотношением засушливых регионов и воды, тепловыми поясами и задавался вопросом почему в тропиках высокие температуры, а в полярных регионах сильный холод. Аль-Казвини подробно рассказал о горах, реках, морях и озерах, которые были известны в то время и причинах их возникновения с геологической точки зрения.
Аль-Казвини оставил свой след в геологии, а его идеи стали пользоваться популярностью среди западных ученых. Стоит отметить, что они оказали большое влияние на геолога Чарльза Лайеля, который упомянул аль-Казвини во введении к «Основам геологии» в 1830 году. Французский философ Гюстав Лебон также высоко оценил достижения аль-Казвини в области геологии, сказав: «Теория глобальной эволюции Земли, движения водных масс и трансформации земель набирает популярность в арабском мире благодаря книги по естествознанию аль-Казвини».
Вместе с тем не стоит забывать о большом вкладе аль-Казвини в историю, медицину и фармацевтику, химию, физику, естественные науки, психологию, ботанику, зоологию и живопись. Перевод его работ на европейские языки способствовал появлению астролябий в западных странах. Интересно, что бедуинские племена и кочевники полагаются на сочинения аль-Казвини, чтобы определить скорость ветра, дождь и смену времен года. Все эти знания помогают им в сельском хозяйстве и разведении овец.
Глобальное восприятие мира: «Чудеса сотворенного и диковинки существующего»
«Стремись к справедливости и однажды запиши все, что знаешь для всех людей, а не только для элиты. И объедини свои знания о жизни и Вселенной со своей религией, тогда Аллах благословит все то, что ты пишешь, сын мой. Слово останется после тебя, помни об этом» (часть завещания отца аль-Казвин).
Аль-Казвини много размышлял о детских поездках с отцом к портам на Каспийском море, которые очаровали молодого человека своим культурным разнообразием. Когда пришли монголы, семья аль-Казвини бежала в Багдад, и, несмотря на то, что он обладал знаниями, которые позволяли ему работать судьей, молодой аль-Казвини почувствовал непреодолимое желание написать книгу, которая опередит время.
Он попросил у отца разрешение на 10-летнюю поездку из Багдада до границ Китая, в ходе которой посетил Аравию, Левант и Египет. Так дух путешественника слился с миром. После возвращения в Багдад аль-Казвини работал кади, женился и оставался в Ираке на протяжении 15 лет, читая книги и узнавая о мире все больше. В то время арабо-исламская цивилизация достигла своего пика, что позволило аль-Казвини погружаться в сочинения Аристотеля, Птолемея, аль-Бируни, ибн Сины и аль-Фараби. Кроме того, аль-Казвини решил исследовать новые горизонты и узнать больше о Хорасане, Афганистане, Турции, Хорезме, Армении и Азербайджане.
Во время своего путешествия он увидел потрясающие чудеса на суше и в воде, разноцветные минералы, различные виды растений, животных, птиц и людей, что привело к публикации книги «Чудеса сотворенного и диковинки существующего», в которой аль-Казвини описал вселенную, созвездия, планеты и их движение и влияние на Землю, а также множество странных и паранормальных явлений.
Контекст
И все-таки Земля — плоская?
Al Araby: арабы исчезли – их больше не существует
Diario de Noticias: арабы-мусульмане первыми начали масштабную торговлю рабами
Книга разделена на введение и два раздела: небесный и земной миры. В первом разделе, посвященном небесному миру, рассказывается о небесных телах: Солнце, Луне, звездах, а также о небесных жителях — ангелах. Кроме того, в нем есть арабский и сирийский календари и связанные с ними праздники и события. Второй раздел посвящен Земле, природным явлениям и четырем элементам: огню, воздуху, воде и земле. Аль-Казвини описывает разделение Земли на семь материков, причины землетрясений, образования гор, появления рек, озер и морей.
Затем следует описание трех природных царств: минерального, растительного и животного. Кроме того, аль-Казвини пишет об еще одном царстве — человеческом, где рассказывает об особенностях характера, анатомии, органических веществах, а также о других созданиях, включая джиннов, огров и фениксов. В книге есть главы, посвященные Красному мору и взаимодействию воздуха и моря. Также есть главы, посвященные птицам, которых обучают, а затем используют на охоте. Аль-Казвини даже перечисляет некоторые виды птиц: турул, кобчик, сойка и ястреб.
В книге «Чудеса сотворенного и диковинки существующего» аль-Казвини выдвинул теорию о том, что Земля круглая, а не квадратная, цилиндрическая или плоская, как считали в то время, а доказательством послужил тот факт, что лунное затмение видно из разных стран, а это означает, что восход луны и закат солнца происходят в разное время в разных местах, о чем свидетельствует стих в Коране: «Он покрывает ночью день и покрывает днем ночь (сура аз-Зумар)».
По мнению аль-Казвини, Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, а не находится в центре Вселенной, как считал Птолемей. Все живые существа находятся на ней благодаря силе притяжения и силе вращения. Тоже самое касается слоев Земли, паров, газов и минералов. Кроме того, он объяснил, почему ландшафт земли меняется каждые несколько тысяч лет.
В книге присутствует дух народных сказок с сильным религиозным окрасом, а также суры Корана, иллюстрации и притчи. Но вместе с тем, в ней сохраняется дух историка, который хотел обобщить знания своего времени, чтобы сохранить их для будущих поколений в нестабильное время, которое угрожало положить конец арабо-мусульманской цивилизации.
«Космография» аль-Казвини упростила понимание науки
Некоторые исследователи и ученые считают аль-Казвини величайшим космографом, чей вклад упростил восприятие науки для общественности. «Космография» аль-Казвини — выдающееся сочинение своего времени. Благодаря ему ученые часто сравнивают аль-Казвини с «отцом истории» Геродотом и Плинием Великим, написавшим энциклопедию природных и искусственных предметов и явлений.
Еще одно сочинение аль-Казвини пользуется большой популярностью — «Достопамятности стран и сообщения о рабах Аллаха», которое еще известно под названием «Чудеса стран». В географическом сочинении аль-Казвини подробно описывает разделение земли на семь материков, различные регионы, города, горы, острова, озера и реки. Вместе с тем в нем присутствуют некоторые исторические сводки, включая биографии известных людей того времени.
Книга включает в себя три части. Первая часть проливает свет на необходимость создания городов и деревень. Во второй части приводятся характеристики стран и описывается влияние окружающей среды на население, минералы, растения и животных. А в третьей части приводится описание различных земель, известных в то время. Кроме того, в книге есть информация о народах, переводы ученых, писателей и султанов, а также в ней присутствуют описания торнадо, летающего дракона, гейзеров и так далее.
Аль-Казвини поделился своими впечатлениями о Леванте и Ираке, а также о том, что он слышал, видел или читал в различных книгах, включая «Выдержки из новостей Андалусии» Ибн Хайяна аль-Куртуби и «Сокровища достоинств жителей полуострова» Ибн Бассама аш-Шантарини. Кроме того, он вставил в книгу выдержки из путевых заметок путешественников, среди которых путешествие Абу Далфа аль-Хазраджи в Китай и Индию. К слову, книга «Чудеса стран» была издана немецким востоковедом Фердинандом Вюстенфельдом во второй половине XIX века.
Все книги аль-Казвини снабжены не только астрономическими формулами и таблицами, но и небольшими рисунками, а в его в рукописях даже есть круглая карта мира. Аль-Казвини покинул этот мир в 1283 году, но он успел оставить бесценное научное наследие миру.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.