когда ниспослан коран в каком году
Как был ниспослан Коран?
Сегодня в мире проживает полтора миллиарда последователей Ислама, которые чтят Священное Писание – Коран. Многие из тех, кто не ассоциирует себя с этой религией, имели возможность услышать чтение Корана. Мусульмане читают Коран нараспев не только в молитвах, но и по другим поводам. Как же было ниспослано это Писание и через какого пророка?
Священный Коран ниспосылался Пророку Мухаммаду ﷺ частями в течение 23 лет. Получив очередное откровение, он распоряжался сразу же записать его.
Первым, кто записал Коран в Мекке, был Абдуллах бин Саад. В Медине этой чести был удостоен Убайй бин Кааб. В числе тех, кто записывал откровения, были Абу Бакр, Умар бин аль-Хаттаб, Усман бин Аффан, Али бин Абу Талиб, Зубайр бин аль-Аввам, Ханзаля бин ар-Раби, Шурахбил бин Хасана, Абдаллах бин Раваха и другие (да будет Бог доволен ими всеми). Всего же Коран записывали со слов Пророка ﷺ около сорока его сподвижников.
При жизни Пророка Мухаммада ﷺ аяты Корана записывались на листьях финиковых пальм, плоских камнях, кусках кожи, верблюжьих лопатках и т. д. Чернила изготавливались из сажи и копоти. Пророк ﷺ разъяснял, в какую суру и куда именно следовало вписать ниспосланные аяты. Записав Откровение, писарь читал его Пророку ﷺ и под его руководством исправлял ошибки, если таковые были.
Для обеспечения сохранности Корана Пророк ﷺ побуждал сподвижников заучивать его наизусть. Многие мусульмане знали наизусть весь Коран.
Однако он ещё не был собран в единую книгу. Это не было сделано в силу многих обстоятельств.
Во-первых, в эпоху Пророка Мухаммада ﷺ в записывании Корана на листы или же собрании его в один свод не было той необходимости, которая возникла в эпоху правления Абу Бакра (да будет Бог доволен им) и заставила записать его на свитки. А также не было и той необходимости, которая возникла в эпоху правления Усмана (да будет Бог доволен им), и он собрал Коран в единую книгу и составил его копии. Помимо того, мусульманская община в это время переживала лучшие времена. Чтецов Корана тогда было предостаточно, и среди арабов опора на заучивание превосходила опору на письмо.
Во-вторых, Коран не был ниспослан всецело одним разом, напротив, ниспослание откровений продолжалось в течение 23 лет.
В-третьих, Пророк Мухаммад ﷺ стоял перед возможностью ниспослания нового Откровения, отменяющего то, что Аллах пожелает, из аята или аятов, ниспосланных прежде, поскольку между последним ниспосланием аятов из Корана и кончиной Пророка ﷺ было всего лишь девять дней и т. д.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
История Корана 2: как он был ниспослан, сохранен и записан?
С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!
Всевышний Аллах говорит в Коране: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь (сура «аш-Шура», «Совет», аят 52).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, получил Коран в два этапа. Священное писание было ниспослано человечеству в качестве милости и руководства. В ночь, называемую «Ночью предопределения» в месяц Рамадан Коран был ниспослан на нижнее небо. Затем оттуда он ниспосылался малыми частями самому Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует.
Откровение передавалось через ангела Джабраила, мир ему. Когда Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было около сорока лет, он стал проводить много времени в размышлениях. Согласно одному из сообщений, переданных от Аиши, да будет доволен ею Аллах, любовь к уединению ему была дарована вследствие хороших ярких снов, которые ему снились. Он уединялся в пещере Хира для богослужения Единому Богу, для размышлений о жизни, Вселенной и своем месте в них.
В одну из ночей Рамадана к Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, спустился ангел Джабраил, мир ему, и сказал: «Читай!». Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Я не умею читать». Затем ангел сжал его так сильно, что перехватило дыхание Мухаммада, и снова повторил приказ. Мухаммад снова ответил, что не умеет читать. Ангел Джабраил, мир ему, трижды сжал ему грудь, и каждый раз Мухаммад отвечал, что не умеет читать. Затем Джабраил, мир ему, процитировал ему первые аяты суры «аль Аляк» («Сгусток крови»):
После первого откровения Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, которое было для него достаточно пугающим, прошло некоторое время, пока снова не появился ангел Джабраил, мир ему. Когда он явился Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, во второй раз, это произошло во время одиночной прогулки Мухаммада. Он услышал голос с неба, а когда он посмотрел вверх, он увидел ангела, сидящего на троне между небом и землей. Мухаммад был испуган и прибежав домой, просил домочадцев накрыть его одеялом. В это время к нему снизошло второе откровение:
«О завернувшийся! Встань и предостерегай! Господа своего величай! Одежды свои очищай! Скверны (идолов) сторонись!» (сура «аль Мудассир», «Завернувшийся», аяты 1-5).
Коран ниспосылался частями в течение следующих 23 лет, и лишь незадолго до смерти пророка прекратилось его ниспослание. Тому может быть несколько причин. Некоторые утверждают, что ниспослание частями обусловлено намерением постоянной поддержки Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и по мере возникновения тех или иных вопросов.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что Харис ибн Хишам спросил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «О Посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Он ответил: «Иногда они приходят как звон колокольчика, и это самое тяжелое для меня, и когда оно завершается, то я понимаю, что мне сказано. Иногда ангел приходит в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит». Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я видела его, когда ниспосылалось откровение в очень холодный день. И когда оно завершалось, с его лба лился пот» (Бухари, Муслим, Малик).
Запоминание и заучивание Корана с первых лет Ислама считалось очень важным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, просил своих сподвижников заучивать Коран и принимать различные меры, чтобы откровение сохранялось в их памяти. Согласно свидетельству Ибн Исхака, одного их первых авторов жизнеописания Пророка,Абдуллах ибн Масъуд, да будет доволен им Аллах, был одним из первых, кто публично читал Коран. Один из ближайших сподвижников Пророка, Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, также читал Коран за пределами своего дома в Мекке.
Коран заучивался сподвижниками Пророка, да будет доволен ими Аллах, и эта традиция продолжается по сей день. И хотя арабы тех времен в большинстве были безграмотными, они хорошо осознавали значимость печатного слова. Сохранение Корана было первостепенной задачей, поэтому надежные и грамотные люди из числа последователей Ислама и заучивали, и записывали божественное писание. Среди них – имя Заида ибн Сабита, да будет доволен им Аллах, который письменно сохранил Коран для всего человечества.
Письменные материалы были малодоступны, поэтому в первые дни Коран записывался на шкурах животных, тонких легких цветных камнях, костях и даже на коре. Сподвижники записывали Коран под руководством самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который слушал то, что они записывают, чтобы удостовериться, что в тексте не совершено ошибок. Коран не ниспосылался в том порядке, в котором был записан, однако ангел Джабраил, мир ему, говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в какой последовательности нужно собрать священное писание, чтобы получился единый, последовательный, боговдохновенный текст.
Но окончательное собрание Корана воедино произошло только после кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. Поводом к тому стало то, что в битве в Йамаме против лжепророка Мусайлимы погибло около 70 хафизов. Сподвижники обеспокоились, что могут «потерять» Коран по причине постоянного уменьшения числа знатоков, и перед ними встала необходимость письменно сохранить его.
Эта ответственная миссия была поручена Заиду ибн Сабиту. Абу Бакр объявил о начале собрания Корана всей Медине и призвал жителей, имеющих письменные записи Корана сдать их в мечеть Заиду. За записями следил Умар, да будет доволен им Аллах, который знал, какие из них были проверены Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Свидетельством подлинности являлись две одинаковые записи аятов. И они затем сравнивались с третьим – знанием Заида ибн Сабита, который был одним из лучшиз хафизов своего времени.
Так, совместными усилиями лучших из мусульман Коран был собран в единый текст (мусхаф). Этот экземпляр хранился у жены Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Хафсы, да будет доволен ею Аллах, вплоть до правления третьего халифа Османа, да будет доволен им Аллах.
В период его правления возникли разногласия относительно правильного чтения Священной книги. Тогда Осман, да будет доволен им Аллах, собрал комиссию из лучших знатоков Корана, председателем которой был Заид ибн Сабит. Они размножили экземпляр Корана, собранный во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и разослали его по всем основным центрам Халифата.
Почему Коран был ниспослан частями, а предыдущие писания – разом
В следующих аятах говорится о том, как ниспосылался Коран:
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ
«Месяц Рамадан, в который был ниспослан Коран как истинное руководство для людей, как ясное знамение из верного руководства и различие между истиной и ложью». (сура Аль-Бакара: 185)
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُبَارَكَةٍ
«Мы ниспослали его (Коран) в благословенную ночь». (сура Ад-Духан: 3)
إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь Предопределения». (сура Аль-Кадр: 1)
بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَجِيدٌ ، فِي لَوْحٍ مَحْفُوظٍ
«Это – славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали (Лявх аль-Махфуз)». (Аль-Бурудж: 21-22)
В этих аятах приводятся разное время ниспослания Корана, и указано, что Коран снизошёл разом, а ведь Коран ниспосылался частично. И поэтому у многих возникает вопрос, как же так?
Мы в этой статье постараемся разложить всё по полочкам.
‘Атыя сын Асвада спросил Ибн Аббаса: «В моём сердце поселилось сомнение, в Коране приводится:
شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ
«Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран». (сура Аль-Бакара: 185), в другом аяте говорится:
إِنَّا أَنْزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةِ الْقَدْرِ
«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь Предопределения». (сура Аль-Кадр: 1)
А ведь Коран ниспосылался и в месяцы Шавваль, Зуль-Каида, Зуль-Хиджа, Мухаррам, и в месяцы Раби?».
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) ответил: «Священный Коран был ниспослан целиком и полностью в месяц Рамадан, в благословенную ночь Предопределения. А затем по мере необходимости и в разных ситуациях ниспосылался в разные месяцы и дни». (Ибн Абу Хатам, Ибн Мардавайхи)
В другой версии этого хадиса говорится, что Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) добавил следующее: «Священный Коран целиком и полностью был ниспослан на небеса этого мира в месяц Рамадан, в ночь Предопределения».
Исходя из этого, учёные выстроили три этапа ниспослания Корана:
1. ниспослание на Хранимую скрижаль (Лявх аль-Махфуз), как об этом говорится в Коране:
بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَجِيدٌ ، فِي لَوْحٍ مَحْفُوظٍ
«Это – славный Коран, находящийся в Хранимой скрижали (Лявх аль-Махфуз)». (Аль-Бурудж: 21-22)
Хранимая скрижаль – это высший и великий мир, сотворённый Аллахом, который указывает на Его всезнание, высочайшую мудрость и могущество, довлеющее абсолютно над всем. В Хранимых скрижалях записано всё случившееся в прошлом и то, что произойдёт в будущем.
Абу Хаян говорит, что Хранимая скрижаль – это то, в чём есть всё.
Это одна из тайн сокровенного мира, о котором Всевышний нам не поведал;
2. ниспослание на небеса этого мира целиком и полностью, как об этом сказал Ибн Аббас;
3. частичное ниспослание Пророку ﷺ в течение двадцати трех лет.
Некоторые учёные имеют другое мнение. Они приводят версию о том, что в месяц Рамадан, в ночь Предопределения началось ниспослание Корана. Однако это мнение считается недостоверным.
وَإِنَّكَ لَتُلَقَّى الْقُرْآنَ مِن لَدُنْ حَكِيمٍ عَلِيمٍ
«Воистину, ты [Мухаммад] обретаешь Коран от Мудрого, Знающего». (сура Ан-Намль: 6)
كِتَابٌ أُحْكِمَتْ آيَاتُهُ ثُمَّ فُصِّلَتْ مِن لَدُنْ حَكِيمٍ خَبِيرٍ
«Это – Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим». (сура Худ: 1)
Посланник Аллаха ﷺ обрёл Священный Коран от Всевышнего Аллаха, как на это указывает слово «от» в вышеприведённом аяте суры Ан-Намль. На это также указывает следующий аят:
وَإِنْ أَحَدٌ مِنَ الْمُشْرِكِينَ اسْتَجَارَكَ فَأَجِرْهُ حَتَّى يَسْمَعَ كَلاَمَ اللّهِ ثُمَّ أَبْلِغْهُ مَأْمَنَهُ
«Если же какой-либо многобожник попросит у тебя [Мухаммад] убежища, то предоставь ему приют, чтобы он мог слышать слова Аллаха от тебя. Затем отведи в безопасное место». (сура Ат-Тавба: 6)
Ниспослание Корана Пророку ﷺ не произошло разом, как это происходило с предыдущими Священными Писаниями и прежними пророками. Всевышний выделил Коран среди прочих Писаний именно частичным ниспосланием по мере ситуаций, событий и случаев.
Часто снисходило по пять, по десять аятов разом, иногда больше, иногда меньше. Однажды было ниспослано десять коротких аятов из начала суры Аль-Муъминун. В другой раз по поводу клеветы было ниспослано десять длинных аятов из суры Ан-Нур.
Хронология и обстоятельства ниспослания Корана
Священный Коран – это слово Аллаха. Поэтому оно защищено и сохранено в Хранимой Скрижали, о которой говорится в Коране (смысл):
“То, (с чем ты был послан от Аллаха,) – Великий Коран, (ясно доказывающий истинность твоей миссии и послания). Этот Коран начертан на Хранимой Скрижали. (Никакая сила не может ни исказить, ни изменить его!)” (Сура “Аль-Бурудж”, аяты 21-22 (85:21-22)).
Ниспослание Корана из Хранимой Скрижали проходило в два этапа.
Первый. Он был полностью ниспослан в Байтуль-Изза (Дом Чести), возвышенный дом поклонения, расположенный на небесах. Этот небесный дом, также известный как Байтуль-Ма’мур, расположен прямо над Каабой и служит местом поклонения ангелов. Это произошло в ночь Кадр – Ляйлятуль-Кадр (Ночь Могущества).
Второй. Постепенное ниспослание Корана Откровением нашему дорогому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), которое завершилось спустя 23 года после начала.
Эти два вида ниспослания Корана ясно описаны в самом Коране. Кроме этого, имамы Насаи (да будет доволен им Аллах), Байхаки (да будет доволен им Аллах), Ибн Аби Шайба (да будет доволен им Аллах), Табарани (да будет доволен им Аллах) и другие передают от саййидина Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) несколько хадисов, подтверждающих, что сначала Священный Коран был ниспослан на небесный свод – и это произошло единовременно, в то время как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был благословлен вторым ниспосланием – и это происходило постепенно.
Объясняя мудрость, которая стоит за тем, что Священный Коран был сначала ниспослан на Небесный свод, имам Абу Шама говорит, что цель этого – показать возвышенное величие Священного Корана и в то же время сообщить ангелам о том, что это – последнее Писание, предназначенное для наставления всего человечества.
Имам Заркани в “Манахиль аль-Ирфан” дополнительно указывает, что цель двух отдельных нисхождений Корана – утвердить, что Книга свободна от любого сомнения относительно ее Божественности и что, помимо Ее сохранности в памяти Нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), она также хранима в двух других местах: Хранимой Скрижали и Байтуль-Изза (“Манахиль-Ирфан”, 1:39).
Ученые единодушны в том, что второе постепенное ниспослание в сердце нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) началось, когда ему было сорок лет. Согласно широко признанному мнению, основанному на достоверных хадисах, это низведение началось в Ночь Кадр. В ту же дату 11 лет спустя произошла битва при Бадре. Однако неизвестно точно, на какую именно ночь Рамадана выпала эта ночь. Есть некоторые хадисы, в которых говорится, что это была 17-я ночь, другие сообщают о 19-ой, третьи указывают на 27-ую (Тафсир Ибн Джарир, 10:7).
Ниспослание первых аятов
Достоверно передается, что первые аяты, ниспосланные Пророку (мир ему и благословение Аллаха), – это начальные аяты суры “А’ляк”. Согласно “Сахиху” Бухари, саййида Аиша, разыАллаху анха, сообщает, что первые откровения приходили к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в правдивых снах. Это вызвало в нем тягу к уединению, поклонению и размышлению.
Во время этого периода он проводил ночь за ночью в пещере Хира и оставался там в уединении, посвящая себя богослужению до тех пор, пока Аллах не послал ангела в пещеру, и первым, что тот сказал, было: “Читай!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: “Я не могу читать”. Последующие события были описаны самим Пророком (мир ему и благословение Аллаха).
«Ангел затем сжал меня так сильно, что мне было тяжело. Затем он отпустил меня и снова сказал: “ЧИТАЙ”. Я снова ответил, что не могу читать. Тогда он снова сжал меня еще сильнее прежнего, и отпустил, и сказал: “ЧИТАЙ”, – и я снова ответил, что не могу читать. Он сжал меня в третий раз, затем отпустил, сказав: «Читай [о Пророк] во имя твоего Господа, Который сотворил! Он сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь твой Господь самый Милостивый, Который научил человека тому, чего тот не знал до этого» (Сура “Аль-Аляк”, аяты 1-5 (96:1-5)).
Это были первые ниспосланные аяты. Затем прошло три года без откровений. Этот период известен как фатрат аль-вахи (остановка Откровения). Лишь только через три года ангел Джибриль, который посетил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в пещере Хира, появился перед ним снова между небом и землей и прочитал аяты из суры “Аль-Муддассир”. С тех пор процесс откровений снова был продолжен.
Мекканские и мединские
Вы могли заметить в названии различных сур Корана записи, относящие их к мекканским (макки) сурам или мединским (мадани). Очень важно понимать, что стоит за этими терминами. Большинство муфассиров считают, что мекканский аят – это аят, который был послан Пророку (мир ему и благословение Аллаха) до того, как он прибыл в Медину, совершив хиджру из Мекки. Другие же считают, что мекканские аяты – это те которые были посланы в Мекке, а мединские – это те, что были посланы в Медине. Однако большинство муфассиров считают это мнение неправильным, поскольку есть несколько аятов, которые не были посланы в Мекке, но из-за того, что они были ниспосланы до хиджры, классифицируются как макки. Таким образом, аяты которые были открыты в долине Мина, на Арафате, во время Ми’раджа и даже во время переселения из Мекки в Медину считаются мекканскими.
Подобным же образом, есть много аятов, которые не были получены непосредственно в Медине, но их относят к мединским. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал несколько поездок после хиджры, в которых он отъезжал на сотни миль от Медины, однако аяты, полученные во время этих поездок относят к мединским, даже аяты, снизошедшие в Мекке и ее окрестностях во время завоевания Мекки или Худабийского перемирия, также относят к мединским.
“О вы, которые уверовали! Аллах повелевает вам справедливо возвращать всё доверенное вам имущество Аллаха или людей владельцам” (Сура “Ан-Ниса’, аят 58 (4:58)), –
относят к мединским, хотя он был ниспослан в Мекке (Аль-Бурхан, 1:88; Манахиль аль-Ирфан, 1:88).
Есть суры, которые целиком и полностью относятся к мекканским или мединским. Например, сура “Аль-Муддассир” – полностью мекканская, а сура Ааль Имран – полностью мединская. Но также бывает, что некоторые суры – целиком мекканские, но содержат один или более мединских аятов. Например, сура “Аль-А’раф” – мекканская, но несколько ее аятов – мединские. Напротив, Сура “Аль-Хаджж” – мединская, но 4 аята из нее – мекканские.
Поэтому необходимо уяснить, что классификация сур на мекканские и мединские основана на происхождении большинства ее аятов, хотя в некоторых случаях вся сура считается мекканской потому, что ее начальные аяты были посланы до хиджры, хотя последующие аяты снизошли уже после (Манахиль аль-Ирфан, 1:192).
Признаки мекканских и мединских аятов
После тщательного анализа мекканских и мединских сур, ученые в области тафсира обнаружили свод признаков, которые помогают определить, мекканская или мединская данная сура. Некоторые из признаков универсальны, а другие – в большей вероятности.
1. Каждая сура, в которой появляется слово كلّا (никогда) – мекканская. Это слово использовано 33 раза в 15-ти сурах, и все они – во второй половине Корана.
2. Каждая сура, содержащая аят саждатуль-тиляват, – мекканская. Это правило только применяется, если следовать позиции ханафитов в отношении аятов земного поклона, поскольку, согласно этому мазхабу, такого аята в мединской суре “Аль-Хаджж” нет. Согласно имаму Шафии, однако, аят земного поклона в этой суре есть, поэтому по шафиитскому мазхабу эта сура будет исключением из правила.
3. Любая сура, за исключением суры “Аль-Бакара”, в которой упоминается история Адама и Иблиса, – мекканская.
4. Любая сура, в которой есть разрешение джихада или описание его предписаний, – мединская.
5. Любой аят, где упоминаются мунафики, – мединский. Отметим, что аяты о лицемерах в суре “Аль-Анкабут” – мединские, хотя сура целиком и считается мекканской.
Следующие принципы общие, и в большинстве случаев оказываются верными, однако из них также есть исключения:
1. В мекканских сурах обычно в качестве обращения используется форма (смысл) “О люди”, в то время как в мединских сурах (смысл) “О те, кто уверовал!”
2. Мекканские суры, как правило, короткие и вместительные, в то время как мединские – длинные и детализированные.
3. Мекканские суры обычно затрагивают такие темы, как утверждение Единства Бога, пророчества, утверждения Той жизни, событий Воскрешения, слов утешения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И также в них идет речь о событиях, касающихся предыдущих народов. Количество предписаний и законов в этих сурах значительно меньше по сравнению с мединскими сурами, где часто фигурируют семейные и социальные законы, предписания войны, разъяснение ограничений (худуд) и обязанностей.
4. Мекканские суры говорят о противостоянии с идолопоклонниками, в то время как мединские суры говорят о конфронтации с ахлюль-Китаб и лицемерами.
5. В стиле мекканских сур больше риторических приемов, метафор, симиле, аллегорий наряду с обширным словарным запасом. Стиль мединских сур же, напротив, сравнительно прост.
Это различие между мекканскими и мединскими сурами обязано своим происхождением различию в окружении, обстоятельствах и адресатах. Во время мекканского периода Ислама мусульманам приходилось иметь дело с арабами-язычниками и не существовало еще исламского государства. Таким образом, во время этого периода больший акцент делался на исправление веры и убеждений, реформацию нравов, логическое опровержение многобожников и божественную природу Священного Корана.
С другой стороны, в Медине было установлено исламское государство. Люди приходили в Ислам толпами. Многобожники были повержены в интеллектуальном уровне, и теперь уже мусульмане противостояли, главным образом, людям Писания. Вследствие этого больше внимания было отведено на образование в области предписаний, законов, ограничений и обязанностей и опровержение ахлюль-Китаб. Стиль и метод речи был подобран соответствующе (Манахиль аль-Ирфан, 198-232).
Постепенное ниспосылание Корана
Почему же вместо того, чтобы быть сообщенным за один раз, Коран передавался понемногу? Многобожники Аравии, привычные к длинным речам (одам) за один присест, сами задавали этот вопрос Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И Всемогущий Аллах Сам взял на себя ответ на этот вопрос:
“32. Те, которые не уверовали, сказали, осуждая Коран: “Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?” Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, или когда Джибриль будет тебе читать частями размеренно, не спеша”.
33. Как только неверные приводят какую-нибудь притчу или возражают тебе, Мы приводим тебе истину с явным толкованием” (Сура “Аль-Фуркан”, аяты 32-33 (25:32-33)).
Имам Рази, рахимахуллах, привел несколько причин, по которым Коран был низведен постепенно, в своем тафсире вышеприведенного аята. Ниже – краткое содержание его слов:
1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не умел писать и читать (умми). Если бы Коран был ниспослан за один раз, то ему было бы сложно запомнить его и задокументировать. С другой стороны, саййидуна Муса, алейхи ссалям, был грамотным, поэтому Тора была низведена сразу как законченное Писание за один раз.
2. Если бы целый Коран был низведен полностью за один раз, то тогда бы стало обязательным немедленное соблюдение всех его предписаний, что противоречило бы мудрости постепенности, которая является одной из целей Шариата.
3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подвергался мучениям ежедневно. То, что Джибриль, алейхи ссалям, приходил, снова и снова принося слова Священного Корана, помогало ему выстаивать против этих мучений и давало силу его сердцу.
Причины ниспослания
Коранические аяты делятся на два типа.
К примеру, следующий аят суры “Аль-Бакара”:
Этот аят был ниспослан в связи с определенным событием.
Во время джахилии наш господин Марсад ибн Аби Марсад аль-Ганави (да будет доволен им Аллах) имел связь с женщиной по имени Анак. После того, как он принял Ислам, он совершил хиджру, а Анак осталась в Мекке. Через какое-то время наш господин Марсад (да будет доволен им Аллах) посетил Мекку по делу. Анак пришла к нему, приглашая совершить грех. Он наотрез отказал ей, сказав:
Это событие – ша’н или сабаб ниспосылания аята, приведенного выше. Причины ниспосылания аятов очень важны для толкования Корана (для тафсира). Существует много аятов, которые не могут быть поняты правильно без знания обстоятельств ниспослания.