когда читать акафист за единоумершего дома в какое время суток
Как правильно читать акафисты и в какое время?
– Как правильно читать акафисты и в какое время?
На вопрос отвечает протоиерей Андрей Рахновский.
– Апостол Павел учит нас: «Непрестанно молитесь». Он этой фразой показывает идеал, к которому мы должны прийти, когда сердце христианина всегда наполнено молитвой, обращением к Богу. Это идеал молитвенной жизни, не всегда для нас достижимый, например, сегодня и сейчас.
Есть время для утренней молитвы и для вечерней молитвы. Утро мы начинаем с обращения к Богу, восстав от сна. Вечером мы завершаем день, за все благодарим Господа. Поэтому утренние и вечерние молитвы в самих своих текстах содержат тему: утро или вечер. По смыслу они относятся к соответствующему времени суток.
Что касается акафистов и других молитвословий: их мы можем читать тогда, когда мы захотим и когда у нас есть время. На самом деле время, в которое совершается молитва, не влияет на эффективность молитвы.
Знаю, что в православной среде есть убеждение, что молитвы нужно читать в определенное время, а ещё лучше, если несколько человек читают это в определенное время. На самом деле здесь важно согласие нескольких или множества людей молиться о чем-либо, молиться друг за друга. А в какое время это происходит, в один и тот же час они начали эту молитву или нет, на суть молитвы, на её силу это не влияет. Для молитвы на самом деле важно насколько в момент обращения к Богу ум и сердце обращены к Богу. Насколько перед этим мы простили своих недругов, тех, кто сделал нам что-то не так. Насколько мы благодарим Бога, а не только просим. Вот это имеет значение для молитвы. А время молитвы значения не имеет.
Правда святитель Феофан Затворник предупреждает: людям новоначальным, которые не достигли ещё хотя бы приближения к бесстрастию, ещё не преодолели в себе страсти, он категорически не советует ночную молитву. Это может отрицательно повлияет на человека и в физическом и в психологическом плане. Поэтому здесь нужно быть осторожными. И прежде чем брать на себя какое-либо молитвенное обязательство, правило, лучше подойти к своему духовнику, который вас знает, и с ним посоветоваться.
Полный текст акафиста за единоумершего на русском, как правильно и когда читать
После смерти близкого человека христиане читают специальные молитвы, чтобы уменьшить боль утраты и со смирением принять промысел Бога. Чаще всего православные прибегают к прочтению акафиста за единоумершего. Его можно произносить на старославянском языке, однако если это вызывает трудности, пользуются текстом на современном русском языке. По мнению священнослужителей, принципиальной разницы нет.
Когда нужно читать акафист за единого умершего
Еще во времена зарождения христианства у верующих появился обычай молиться за умерших близких и родственников. Впервые такое обращение к Господу упоминается в литургии брата Иисуса, апостола Иакова. Священники придают огромное значение такой молитве об усопших.
Молитва об упокоении души близкого человека — то немногое, что могут сделать родственники. Ни пышные похороны, ни поминки не способны очистить душу и даровать ей покой. В чтении акафиста проявляется любовь к ушедшему близкому человеку, стремление спасти его душу и даровать вечное успокоение в райских обителях. Отцы церкви считали, что участь усопшего зависит также и от усердных молитв живых.
Молитва за единоумершего называется так потому, что она возносится за одного конкретного человека. Однако она нужна не только почившему, близким и родственникам она приносит умиротворение и утешение и примиряет их с кончиной любимого человека.
Поскольку мытарства души заканчиваются только на 40-й день после смерти, важно все это время читать акафист о единоумершем.
Правила прочтения
Чтобы чтение акафиста о единоумершем принесло пользу и душе усопшего, и самим родственникам, необходимо придерживаться правил произнесения молитвы. Поскольку любой акафист — это гимн, читать его нужно только стоя. Структура гимна, посвященного спасению души близкого человека, состоит из 25 песней. Это 13 кондаков и 12 икосов, которые произносятся поочередно. Непарный кондак — последний — читают трижды. Заканчивается молитва прочтением первого кондака и первого икоса.
Чтение акафиста не обязательно проводить в храме. Это делают и в домашних условиях. Лучше всего приступать к молитвенному обращению с раннего утра, при этом хорошо, если молящийся будет делать это перед принятием пищи. Если акафист произносится женщиной, ее голова должна быть покрыта платком — неважно, где она находится — в храме или у себя дома.
Перед началом чтения акафиста о единоумершем священники советуют произнести несколько молитв на выбор просящего, чтобы настроиться на правильный лад. Это может быть молитва «Отче наш» или «Господи, помилуй». Для произнесения гимна не нужны образа, хотя иногда верующие произносят его перед иконой Господа или Богородицы.
Некоторых христиан интересует, нужно ли учить наизусть текст акафиста. Священники говорят, что, конечно, лучше произносить молитву по памяти, но если слова трудно запомнить, то нет ничего страшного в том, чтобы читать по бумажке. Главное, правильный духовный настрой молящегося и готовность в смирении принять предопределенное Господом. По церковным правилам существуют дни, в которые чтение акафиста о единоумершем не проводится. По Уставу, запрещено произносить гимн в Светлую седмицу. В это время читают Деяния апостолов или Пасхальный канон.
Полный текст на русском языке с ударениями
Кондак 1
Избранный Ходатаю и Первосвященник, о спасении мира грешного душу Свою положивший, давший нам власть чадами Божиими быть и обитать в невечернем дне Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о нём же с мольбою взываем к Тебе: Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Икос 1
Господом данный Ангел хранитель святой, приди помолиться о рабе твоём, его же на всех путях жизни сопровождал, хранил и наставлял его и, воззови с нами к Спасу Всещедрому.
Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имя).
Иисусе, уврачуй его язвы душевные.
Иисусе, да не будет на земле горьких воспоминаний о нём.
Иисусе, сего ради помилуй огорчавших его и обиженных им.
Иисусе покрой его несовершенства светоносною ризою Твоего искупления.
Иисусе, возвесели его милосердием Твоим.
Иисусе неизречённый, великий и чудный, явись ему Сам.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 2
Словно безутешная горлица носится душа над юдолию[113] земною, созерцая с высоты божественного разумения грехи и соблазны минувшего пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне, ушедшем без пользы, но помилуй раба Твоего, Владыка, да войдёт он в покой Твой, взывая: Аллилуйя.
Икос 2
Если Ты страдал обо всём мире, если Ты проливал слёзы и кровавый пот о живых и мёртвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшего. Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего.
Иисусе, жизни Податель, озари его светом Твоим.
Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцом.
Иисусе, всех призывая в виноградник Твой, не забудь озарить его светом Твоим.
Иисусе, щедрый Раздаятель вечных наград, яви его светом чертога Твоего.
Иисусе, верни душе его благодатные силы первозданный чистоты.
Иисусе, да умножатся во имя его добрые дела.
Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадою.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 3
Связанный узами плоти раб Твой падал греховно, но дух его томился по Твоей вечной правде и святости, ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесётся душа его превыше солнца к Тебе Всесвятому и воспоёт песнь избавления: Аллилуйя.
Икос 3
Верховный апостол Твой в холодную ночь у костра Трижды отрёкся от Тебя и Ты спас его. Единый ведый человеческого естества немощь, прости и рабу Твоему (имя) многовидные отпадения от воли Твоею.
Иисусе, всели его там, где нет заблуждений.
Иисусе, избавь его от тягостных терзаний совести.
Иисусе, да сгинет навеки память грехов.
Иисусе, соблазнов юности его не помяни.
Иисусе, от тайных беззаконий очисти его.
Иисусе, осени его тихим светом спасения.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 4
Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобою, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуйя.
Икос 4
Ты без числа милосерден к нам. Ты единый Избавитель, что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей, но Симон Киринейский помогал нести Крест Тебе Всесильному, так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим.
Иисусе, Ты заповедал друг друга тяготы носить.
Иисусе, союз любви положивший между мёртвыми и живыми.
Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему (имя).
Иисусе, услышь его вопль сердечный, возносимый нашими устами.
Иисусе, в наших слезах прими его покаяние.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 5
Боже, да будет принят Тобою его предсмертный вздох сокрушения, как и мольба благоразумного разбойника. Он угас на жизненном кресте, дай наследовать ему Твои обетования, как и тому: «Аминь, говорю тебе, со Мною будешь в раю»[114], где сонмы раскаявшихся грешников радостно поют: Аллилуйя.
Икос 5
За нас Распятый, за нас измученный, простри руку с Твоего Креста, каплями крови Твоей бесследно смой излитые согрешения его, благообразною Твоею наготой согрей обнажённую осиротевшую душу.
Иисусе, Ты знал его жизнь до рождения и возлюбил его.
Иисусе, Ты видел его из далече с высоты Креста Твоего.
Иисусе, Ты простирал ему в даль грядущему изъязвлённые объятия Твои.
Иисусе, Ты Взывал о прощении его на кровавой Голгофе.
Иисусе, Ты кротко умирал за него в тяжких муках.
Иисусе, претерпевый во гробе положение, освяти его могильный покой.
Иисусе воскресший, вознеси к Отцу озлобленную миром и Тобою спасённую душу.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 6
Спит он вечным сном могилы, но душа его не дремлет, чает Тебя Господи, жаждет Тебя вечного Жениха. Да исполнятся на умершем слова Твои: «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную«[115]. Дай ему есть от манны сокровенной и петь у Престола Твоего.
Икос 6
Смерть разлучила со всеми ближними, стала дальше душа, знающие его сокрушаются, и только Ты Един[116] остался близок. Разрушились преграды плоти и Ты открылся в неприступном величии Божества с ожиданием ответа.
Иисусе, Любовь превыше всякого разумения, помилуй раба Твоего.
Иисусе, удаляясь от Тебя, он тяжко страдал.
Иисусе, прости неверность его сердца.
Иисусе, обманутые надежды рождали тоску по Тебе.
Иисусе, вспомни те часы, когда душа его трепетала восторгом Твоим.
Иисусе, дай скончавшемуся неземную радость и покой.
Иисусе, единый верный, неизменный, прими его.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 7
Веруем, что недолгой будет разлука наша. Мы хороним тебя, как на ниве зерно, ты произрастёшь в иной стране. Да погибнут в могиле плевелы грехов твоих, а дела добрые там просияют, где семена добра приносят нетленные плоды, где души святые поют: Аллилуйя.
Икос 7
Когда уделом умершего станет забвение, когда образ его поблекнет в сердцах и время изгладит место с могилою и ревность молитвы о нём, тогда Ты не оставь его, дай отраду одинокой душе.
Иисусе, Твоя любовь не охладевает.
Иисусе, неистощимо Твоё благоволение.
Иисусе, в неумолкаемых мольбах Церкви да омоются грехи его приношением Жертвы Бескровной.
Иисусе, предстательством всех святых даруй ему благодать молитвы о живых.
Иисусе, в дни испытаний наших, прими его ходатайство о нас.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 8
Будем молиться со слезами, когда память об усопшем мучительно свежа, будем поминать имя его в ночи и во дни, раздавая милостыню, питая голодных, из глубины души взывая: Аллилуйя.
Икос 8
Тайнозритель Иоанн Богослов созерцал у Престола Агнца Божия великое множество людей, облечённых в белые ризы: это те, кто пришёл от великой скорби. Они радостно служат Богу день и ночь, и Бог обитает с ними, и не коснётся их мука.
Иисусе, причти к ним и раба Твоего (имя).
Иисусе, он много страдал и томился.
Иисусе, известны Тебе все горькие часы и тягостные минуты его.
Иисусе, на земле он имел печали и скорби, дай на небе отраду.
Иисусе, услади его от источников живой воды.
Иисусе, отыми всякую слезу от очей его.
Иисусе, всели его, где не опаляет, но живит солнце правды Твоей.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 9
Кончено странствование земное, какой благодатный переход в мир Духа, какое созерцание новых неведомых миру земному вещей и небесных красот, душа возвращается в отечество своё, где светлое солнце, правда Божия просвещает поющих: Аллилуйя.
Икос 9
Если отблеск и след Твой полагает сияние на лице смертных, то каков же Ты Сам. Если плоды Твоих рук так прекрасны, и земля, отражающая только тень Твою, полна невыразимым величием, то каков же невидимый лик Твой. Открой славу Твою усопшему рабу Твоему (имя).
Иисусе, обостри его слух к восприятию Твоего Божества.
Иисусе, обостри его слух к разумению небесного.
Иисусе, да будет его радость преисполненная.
Иисусе, подкрепи его надеждою встречи в обителях блаженных.
Иисусе, дай нам почувствовать благодатную силу заупокойной молитвы.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 10
Отче наш, скончавшегося в Царствие Твоё прими, где нет греха и зла, где нерушима Святая воля, где в сонмах чистейших душ и непорочных ангелов святится Твоё благодатное имя и благоухает хвала: Аллилуйя.
Икос 10
В тот день ангелы поставят Престол Твой, Судья, и Ты воссияешь во славе Отца Твоего, неся воздаяние всякому человеку. О, воззри тогда милостиво на смиренного раба Твоего (имя), скажи ему: «Приди справа от Меня».
Иисусе, как Бог власть имеющий оставлять грехи.
Иисусе, прости его согрешения забытые или стыдом утаённые.
Иисусе, отпусти беззакония немощи и неведения.
Иисусе, избавь его от несвятимых глубин адского отчаяния.
Иисусе, да унаследует он Твои животворящие обетования.
Иисусе, сопричти его благословенным Отца Твоего.
Иисусе, дай ему во веки нескончаемое блаженство.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 11
Владыко Всеблагий, да отверзятся усопшему солнцевидные врата райские, да встретят его с ликованием соборы праведных и святых, сонмы близких и любящих его, да возрадуются о нём светоносные ангелы Твои, да узрит он и Присноблаженную Матерь Твою там, где победно звучит: Аллилуйя.
Икос 11
Дыхание Твоё оживляет цветы, воскресает природа, пробуждаются сонмы мельчайших тварей, Твой взор светлее весенних небес, Твоя любовь, Иисусе, теплее лучей солнечных. Ты из праха земного воскресил бренную плоть человеческую к расцвету вечной нетленной жизни весны, тогда озари и раба Твоего (имя) светом милостей Твоих.
Иисусе, в Твоей деснице благоволение и жизнь.
Иисусе, во взоре Твоём свет и любовь.
Иисусе, избавь усопшего от вечной смерти духовной.
Иисусе, он уснул с надеждою, подобно Нилу-реке[117] пред холодной зимой.
Иисусе, пробуди его, когда терния земли облекутся цветом вечности.
Иисусе, да не омрачит ничто земное его последнего сна.
Иисусе, Счастье Неизменное и цель нашего бытия.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 12
Христос! Ты — Царство Небесное, Ты — земля кротких, Ты — обитель многих, Ты — питие совершенно новое, Ты — одеяние и венец преподобных, Ты — ложе упокоения святых, Ты — Сладчайший Иисусе! Тебе подобает хвала: Аллилуйя.
Икос 12
Под образом тихих садов неземной красоты, и светлых как солнце обителей и в великолепии небесных песнопений Ты открыл нам блаженство любящих Тебя.
Иисусе, да войдёт раб Твой в радость Твою.
Иисусе, облеки его сиянием славы Отца.
Иисусе, просвети его озарением Духа Святого.
Иисусе, да будет он восходить от славы в славу.
Иисусе, да узрит он Тебя лицом к лицу.
Иисусе, Судья Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Кондак 13
О, Жених Бессмертный, в полночь греха и неверия грядущий с небес с ангелами судить мир за всё. Отверзи двери славного чертога Твоего рабу Твоему (имя), да в бесчисленных сонмах святых во веки поёт: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.
Акафист «За единоумершую» — текст и правила чтения
Добрый обычай молиться за усопших появился на заре христианства. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господа, была вознесена молитва за почивших. Об их спасительной пользе свидетельствуют многие Святые Отцы и учителя церкви.
В молитвенной памяти проявляется любовь к почившему, желание спасти его душу, очистить от греха. Усопшему уже не требуются земные материальные блага. Сытные поминки и дорогие памятники не есть помощь покойному. Душа не может сама освободиться от горькой участи и получить Благодать Божью. Только в неустанных молитвах родных и близких проявляется забота об усопшем, духовная помощь ему.
Акафист за единоумершуюпоможет мятущейся душе обрести покой на том свете. Молитва за покойную — это молитва и о себе. Спаситель, за милость к усопшей, посылает свою милость молящемуся. Никакое добро, даже самое тайное, не пропадает даром. Загробная участь покойного зависит и от усердия живых.
Поминовение усопших
Покаяние перед смертью, отпевание усопшего помогут душе очиститься от грехов. После смерти умершие также нуждаются в благотворении за их души. Молитвы за усопшего помогут не только его душе. Они принесут успокоение, мир в сердце близких и родственников. Существует специальная молитва — акафист за единоумершего(или единоумершую). Чтение его поможет обрести покой душе усопшего.
Молитвы за единоумершего — это молитвы только за одного человека. Священнослужители рекомендуют читать Псалтырь — он является словом Божьим. В то время как акафист — народное творчество. Родственники и близкие в домашних поминовениях опираются на свои ощущения во время молитвы. Акафист за единоумершую — это проникновенные слова, которые помогут утешить живых и примирят их с кончиной любимого человека.
Что такое акафист
Акафист — гимн, песнопение, которое читается стоя. Самый первый акафист в христианстве посвящен Богородице. Он был создан в VII веке в благодарность Божьей Матери за освобождение Константинополя от войска персов. Именно этот акафист назван Великим. По Уставу он включен в церковное богослужение.
Все остальные акафисты (переводы или оригинальные славянские изложения) появлялись повсеместно в течение всей истории христианства на Руси. Позднее начали издавать целые сборники таких текстов. Они представляют собой хвалебные песнопения святым, Спасителю, Богородице. Авторами являются священнослужители, духовные писатели или преподаватели духовных школ, семинарий.
Для того чтоб акафист вошел в богослужение, его направляют на рассмотрение в Комитет духовной цензуры. Решение Комитета перенаправляется в Святейший Синод. После чего гимн, соответствующий требованиям, может войти в богослужение и, таким образом, будет напечатан в официальном духовном сборнике.
Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы:
Читать другие акафисты раздела «Православные акафисты»
© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017
При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Мытарства души после смерти
По церковному преданию, душа после смерти начинает мытарства. Они длятся 40 дней, поэтому молитвы об единоумершем в это время считаются наиболее действенными.
После смерти в первые 3 дня душа находится у гроба, рядом со своими родственниками. С 3 по 9 день она облетает райские обители. С 9 по 40 день она созерцает ад и мучения в нем. Становятся ненужными для души все материальные блага — дорогой гроб, памятник. Она соединяется с миром духов, где важнее очищение от земной греховности.
Покаяние перед смертью помогает начать новый путь. Молитвенная помощь близких, их добрые дела в память об умершем — это необходимый духовный, жертвенный труд. Святые Отцы говорят, что вместилищем страстей является душа, а не тело. Никому не известно, какие страдания уготованы сей бессмертной субстанции после земной жизни, какие страсти будут ее терзать. Именно поэтому стоит просить об отпущении грехов и прощении усопшего.
В земной жизни мы сталкиваемся с малыми искушениями и не всегда стремимся побороть их. Мытарства — проверка силы души, испытание добром и злом. Покаяние перед смертью способно изменить внутренний настрой человека. Молитвы после его смерти помогут душе пройти испытания.
Как читать акафист
Прихожане часто интересуются у священнослужителей: «Акафист за единоумершую… Как читать его? Обязательно ли стоять во время молитвы?»
Акафист — самодостаточная молитва. Его можно читать в церкви на молебне или дома. В некоторых случаях его соединяют с каноном святому или сочетают с заупокойной литией. Но чаще всего священнослужители советуют читать сам акафист и молитву после него. Платок для женщин обязателен только во время посещения храма. В домашних условиях допускается молитвенное чтение без покрытия головы.
Молитвы перед акафистом за единоумершего читаются на усмотрение родственников. Например:
Не обязательно стоять во время чтения гимна. Если существуют проблемы со здоровьем, то допускается произнесение слов сидя или даже лежа. Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян.
В какие дни читается акафист?
Акафист за единоумершую читается:
Единоумерший — это один усопший, по которому произносятся молитвенные слова. Весь текст гимна представлен в единственном числе.
Можно ли читать акафист за единоумершего в Светлую седмицу?Святые Отцы предупреждают, что в некоторые праздники Уставом запрещено чтение гимна. Так, эти тексты не произносятся в Страстную и Светлую седмицу.
Еще один распространенный вопрос: «Надо ли читать акафист за единоумершего в Пасху?» Поскольку праздник приходится на Светлую седмицу (она длится от Воскресения Господня до субботы включительно), упомянутая молитва не возносится. Но можно произносить слова Пасхального канона или читать Деяния святых апостолов всю неделю — это такая же молитвенная помощь усопшему, как и гимн.
Как помочь усопшему?
Умершие родственники, друзья нуждаются в помощи живых. Священнослужители уверяют, что искренними и постоянными воззваниями к Отцу Небесному можно вымолить душу даже из ада.
Никому не известно, где будет обретаться душа после смерти до Страшного Суда. Поэтому духовная помощь близких и родственников всегда будет актуальна. На литургии в храме поминают всех крещенных усопших (для этого следует подать записку с именем покойного). Можно заказать сорокоуст — тогда все 40 дней на богослужении его будут поминать. Оптимально на 3, 9, 40 день заказать панихиду в храме.
Добрые дела — такое же ходатайство за умершего. Милостыня, помощь больным или малоимущим — это благотворение, которое будет способствовать искуплению грехов и обретению благодати. Праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что если нет любви к ближнему, то и милостыня будет напрасна. Только с добротой и искренним сердцем, с сожалением о бедности или болезни стоит творить дела милосердия. Милостыня — это благодеяние в первую очередь для того, кто ее подает.
Не являются принципиальными суммы на пожертвования или количество заказанных панихид. Важно лишь чувство, с которым человек просит за усопшего.
Ходатайством является и акафист за единоумершего. Когда читать его? Сразу после смерти 40 дней подряд и 40 дней перед годовщиной. Молитвами облегчается загробная жизнь. Добрая память об умершем должна сопровождаться делами. Прибраться на могиле, посадить цветы, поставить крест. Такие простые действия не всегда совершаются родственниками. Утрата близкого человека — большое горе. Добрые дела помогут справиться с отчаянием. Ежедневные молитвы успокоят сердце поминающих и принесут пользу усопшему.
Духовная милостыня
Не всегда у родственников, друзей усопшего есть возможность жертвовать на храм, подавать милостыню, заказывать панихиду. Есть такое понятие, как духовная милостыня. Она не требует финансовых вложений. Вместе с тем может принести ощутимую пользу душе как живущего, так и усопшего. В чем же её суть?
Это духовная помощь другому человеку. Она может заключаться в добрых словах поддержки и ободрении в трудную минуту. Или бесплатной раздаче книг духовного содержания.
Если кто-либо из знакомых находится в скорби или печали — даже самые незначительные слова утешения могут принести пользу. Таким образом, духовная поддержка горюющего — это тоже жертва ради души усопшего.
Дела милосердия, молитвы с любовью — это огромная сила, которая поможет искупить грехи почившего и вернуть ему Божью благодать.
Можно ли читать акафист на могиле?
Посещение кладбища — обязанность друзей и родственников усопшего. Но не стоит ходить на могилу против воли. Искреннее желание помочь умершему должно стать причиной посещения кладбища или молитв за почившего.
Нельзя устраивать поминки на могиле — для христиан оптимальны только молитвы, добрые слова об умершем. Можно зажечь свечи, прибраться. Близкие иногда интересуются у Святых Отцов: «Как произносить на кладбище акафист за единоумершего? Можно ли читатьего на могиле?»
Если на кладбище много народа, то вряд ли чтение акафиста принесет пользу. Не стоит отвлекаться от молитвы на мирские заботы. Поэтому на кладбище лучше прийти в такой день, когда никого поблизости не будет. В тишине и спокойствии должны звучать молитвенные слова. Тогда ходатайство об усопшем пойдет ему на пользу. Можно зажечь свечи, принести небольшую икону.
Священнослужители особенно настаивают на том, чтобы венков или искусственных цветов не было на могилах христиан. Живые цветы — символ жизни и Воскресения. Поэтому лучше принести на могилу один живой цветок, чем устилать ее искусственными венками.
Могила в православии считается местом будущего вознесения. Ее необходимо содержать в чистоте и порядке. Бессмертная душа испытывает потребность в постоянной молитве, так как не может сама за себя просить. Чтение акафиста и молитв у могилы покойного — долг христианина.
Мнения священнослужителей об акафисте
Святые Отцы не всегда приветствуют чтение акафистов об единоумершем. Некоторые из них допускают, что поминовение усопших можно сочетать с этим гимном. Суть акафиста — радостная, хвалебная песнь. В православии смерти как таковой нет. А есть преставление души в вечную жизнь. Победа Спасителя над смертью, бессмертие души и соединение ее с Господом — это радость для христианина. Поэтому и акафист за единоумершего следует читать с таким настроем.
Есть и другое мнение на этот счет. Так, некоторые священнослужители уверяют, чтоакафист за единоумершую (единоумершего) имеет сомнительное происхождение. Это утверждение основано на некоторых фактах.
Поэтому решение вопроса мирян о том, как правильно читать акафист за единоумершего,следует начать с согласования его со своим батюшкой. Только с его одобрения допустимо читать этот гимн.
Икос 2
Если Ты страдал о всем мире, если Ты проливал слезы и кровавый пот о живых и мертвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшаго. Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего.
Иисусе, жизни Подателю, озари его светом Твоим.
Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцем.
Иисусе, всех призываяй в виноградник Твой, не забуди озарити его светом Твоим.
Иисусе, щедрый Раздаятелю вечных наград, яви его светом чертога Твоего.
Иисусе, верни душе его благодатныя силы первозданныя чистоты.
Иисусе, да умножатся во имя его добрыя дела.
Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадою.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.
Икос 1
Господом данный Ангеле хранителю святый, прииди помолитися о рабе твоей, еяже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еси, воззови с нами ко Спасу Всещедрому:
Иисусе, истреби рукописание грехов рабы Твоей (имя),
Иисусе, уврачуй ея язвы душевные.
Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о ней.
Иисусе, сего ради помилуй огорчавших ея и обиженных ею.
Иисусе, покрый ея несовершенства светоносною ризою Твоего искупления.
Иисусе, возвесели ея милосердием Твоим.
Иисусе Неизреченный, Великий и Чудный, явися ей Сам.
Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.