код расчетного срока оплаты товара услуги по контракту
Приказ ГТК России от 29.07.2002 № 801 «Об организации эксперимента по декларированию в электронной форме в Приволжском и Центральном таможенных управлениях»
В целях совершенствования таможенного контроля и ускорения таможенного оформления товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, путем их декларирования в электронной форме ПРИКАЗЫВАЮ:
Установить, что Временные правила действуют в течение пяти месяцев со дня вступления в силу настоящего приказа.
2. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Главному управлению федеральных таможенных доходов (Э.А.Сафаров), Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М.Ухлинов), ГНИВЦу ГТК России (С.Л.Гусев), Приволжскому таможенному управлению (А.А.Вагин), Центральному таможенному управлению (А.Е.Жерехов):
а) обеспечить организацию проведения в пятимесячный срок со дня вступления в силу настоящего приказа эксперимента по использованию декларирования в электронной форме с применением электронной цифровой подписи в соответствии с Временными правилами при осуществлении таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации,
б) определять перечень участников указанного эксперимента,
в) представить в месячный срок по окончании эксперимента доклад о его результатах руководству ГТК России.
3. Приволжскому таможенному управлению (А.А.Вагин), Центральному таможенному управлению (А.Е.Жерехов) обеспечить представление в ГТК России в месячный срок со дня вступления в силу настоящего приказа:
а) перечня участников внешнеэкономической деятельности, изъявивших готовность принять участие в эксперименте по использованию декларирования в электронной форме, и таможенных органов, на базе которых будет проводиться указанный эксперимент,
б) технологических схем таможенного оформления и таможенного контроля при декларировании в электронной форме с учетом положений Временных правил.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Ю.Ф.Азарову.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.
Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
М.Ванин
Приложение
к приказу ГТК России
от 29.07.02 N 801
ВРЕМЕННЫЕ ПРАВИЛА
таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении
в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах
2. Временные правила определяют особенности проведения таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении сведений в электронной форме о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах и транспортных средствах:
б) при применении особого порядка декларирования, установленного Положением о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций, утвержденным приказом ГТК России от 17.04.2000 N 299 (зарегистрирован Минюстом России 01.06.2000, рег. N 2250) с изменениями, внесенными приказом ГТК России от 21.11.2001 N 1107 (зарегистрирован Минюстом России 25.12.2001, рег. N 3128), до фактического ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской федерации путем подачи предварительной грузовой таможенной декларации в электронной форме (далее-ЭПД).
3. Таможенные органы вправе потребовать представить бумажные экземпляры документов, необходимых для таможенных целей, для дополнительной проверки сведений, заявленных в электронной форме, а также документы, необходимые для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим в соответствии с таможенным законодательством Российской федерации.
4. Сроки хранения декларантом документов, сведения из которых представляются таможенному органу в электронной форме, определяются в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, определяющими порядок хранения грузовых таможенных деклараций (ГТД) и иных документов, необходимых для таможенных целей.
6. СТТ используются для принятия решений как подразделениями таможенного органа, непосредственно осуществляющими таможенное оформление, так и иными подразделениями, участвующими в процессе таможенного контроля товаров и транспортных средств, в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России (функциональные отделы таможенного органа, структурные подразделения региональных таможенных управлений и ГТК России).
7. Подлинность СТТ и таможенных деклараций в электронной форме, принимаемых, обрабатываемых, хранимых и передаваемых в соответствии с Временными правилами, подтверждается электронной цифровой подписью (ЭЦП). Процедура подтверждения подлинности ЭЦП реализуется соответствующими программными средствами.
8. Временные правила применяются только при перемещении товаров по контрактам, предусматривающим оплату ввозимых товаров исключительно в денежной форме. Таможенное оформление товаров по указанным контрактам возможно при применении метода определения таможенной стоимости товаров по цене сделки с ввозимыми товарами. Невозможность применения указанного метода ведет к отказу от применения декларирования в электронной форме и оформлению товаров обычным порядком.
а) формирование СТТ;
б) форматный контроль СТТ;
в) формирование таможенной декларации на основе СТТ;
г) форматно-логический контроль (ФЛК) соответствия таможенной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных,
д) подписание таможенной декларации и СТТ электронной цифровой подписью декларанта;
е) передача СТТ, иных необходимых сведений, а также таможенной декларации в узел обработки информации таможенного органа;
ж) прием необходимых сведений из узла обработки информации таможенного органа.
11. Подсистема таможенного органа включает:
а) узел обработки информации, в базе данных которого содержатся полученные от декларанта сведения, необходимые для таможенных целей;
б) автоматизированные рабочие места таможенного оформления и таможенного контроля, оснащенные штатными программными средствами.
12. Узел обработки информации таможенного органа выполняет следующие основные функции:
а) прием СТТ, иных необходимых сведений, а также таможенной декларации из программных средств АИС;
б) передача СТТ, иных необходимых сведений, а также таможенной декларации программным средствам АИС;
в) контроль наличия всех СТТ, необходимых для таможенных целей, проверку их внутренней непротиворечивости, а также соответствия СТТ из различных документов друг другу;
г) ФЛК соответствия таможенной декларации определенным ГТК России структуре и формату данных;
д) формирование протоколов прохождения видов контроля, указанных в п.п. «в» и «г», формирование протокола рассогласования СТТ и таможенной декларации, а также формирование экранных форм данных протоколов;
е) хранение принятых сведений, а также оформленных таможенных деклараций и СТТ, относящихся к ней, исключив возможность изменения;
ж) отображение таможенной декларации и экранных форм СТТ с учетом необходимости соответствия состава и положения реквизитов экранных форм СТТ положению реквизитов исходных документов;
з) распечатывание экранных форм СТТ, других необходимых сведений, а также таможенной декларации;
и) осуществление связи с базами данных нормативно-справочной информации и нормативных правовых актов ГТК России, формирование при необходимости экранных форм содержимого соответствующей базы данных;
к) проверка подлинности ЭЦП.
13. Автоматизированные рабочие места таможенного оформления и таможенного контроля (АРМ ТО и ТК), оснащенные штатными программными средствами, используются уполномоченными должностными лицами таможенного органа при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля с учетом особенностей, предусмотренных Временными правилами.
15. Декларант после представления таможенному органу товаров и транспортных средств в сроки, установленные таможенным законодательством Российской Федерации, формирует с использованием подсистемы декларанта ЭГТД и СТТ, подписывает их ЭЦП и передает в узел обработки информации таможенного органа. ЭГТД заполняется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 16.12.1998 N 848 (зарегистрирован Минюстом России 05.021999, peг. N 16991) с изменениями, внесенными приказами ГТК России от 14.06.1999 N 359 (зарегистрирован Минюстом России 02.07.1999, peг. N 1820), от 03.12.1999 N 840 (зарегистрирован Минюстом России 07.02.2000, peг. N 2088), от 24.02.2000 N 147 (зарегистрирован Минюстом России 28.03.2000, peг. N 2172), от 23.08.2000 N 748 (зарегистрирован Минюстом России 22.09.2000, peг N 2389), от 20.10.2000 N 951 (зарегистрирован Минюстом России 04.11.2000, peг. N 2441), от 09.08.2001 N 781 (зарегистрирован Минюстом России 30.08.2001, peг. N 2912), от 10.09 2001 N 888 (зарегистрирован Минюстом России 19.09.2001, peг. N 2943), от 25.06.2002 N 659 (зарегистрирован Минюстом России 19.07.2002, peг. N 3601).
16. В узле обработки информации таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится ФЛК соответствия ЭГТД определенным ГТК России структуре и формату данных, в результате которого ЭГТД принимается либо не принимается для дальнейшей обработки.
17. В случае успешного прохождения ФЛК узел обработки информации таможенного органа регистрирует ЭГТД и СТТ с присвоением уникального номера*, после чего ЭГТД передается в формате штатных программных средств в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль. Для декларанта формируется сообщение, содержащее указанный номер, либо перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК.
18. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством АРМ ТО и ТК осуществляет прием, регистрацию и проверку ЭГТД, проставляя в третьем подразделе графы* «ЭД».
19. Таможенный контроль ЭПД осуществляется в общеустановленном порядке, при этом таможенный орган вправе определить специально подготовленное должностное лицо (группу должностных лиц) для проверки заявляемых сведений.
20. Отметки о результатах проверки на этапах таможенного оформления вносятся в соответствующие служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ЭГТД.
21. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проверки ЭГТД и СТТ принимает решение о необходимости и форме таможенного досмотра товаров, а также о необходимости представления дополнительных СТТ. Принятое решение о необходимости представления дополнительных СТТ либо бумажных экземпляров документов доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.
22. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа после завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом осуществляет следующее:
а) проставляет соответствующие отметки в ЭГТД посредством АРМ ТО и ТК;
б) передает ЭГТД из АРМ ТО и ТК в узел обработки информации таможенного органа;
в) посредством программных средств узла обработки информации подтверждает выпуск товаров ЭЦП, распечатывает ЭГТД на бланке грузовой таможенной декларации формы ТД-1, проставляет в графе «Д» основного листа и графах «С» добавочных листов оттиски штампа «Выпуск разрешен», в графе «С» основного листа запись «Электронное декларирование» и заверяет их подписью и личной номерной печатью.
23. Декларант для учета и хранения оформленной ЭГТД не позднее 10 дней со дня завершения таможенного оформления обеспечивает подписание сведений на листах бумажного экземпляра ЭГТД лицом, ее заполнившим, и заверение печатью юридического лица, если декларант является юридическим лицом.
24. Листы бумажного экземпляра ЭГТД распределяются согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России.
25. Хранение ЭГТД и СТТ, относящихся к ней, осуществляется в узле обработки информации таможенного органа, исключая возможность внесения изменений в ЭГТД и СТТ.
26. Хранение бумажного экземпляра ЭГТД, а также бумажных экземпляров документов, представленных при уведомлении таможенного органа о прибытии транспортного средства в место доставки товаров, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами ГТК России, определяющими порядок хранения ГТД и иных документов, необходимых для таможенных целей.
27. Декларант после сбора информации, а также необходимых документов с использованием подсистемы декларанта формирует ЭПД и СТТ в отношении товаров и транспортных средств, которые будут перемещены через таможенную границу Российской Федерации.
28. СТТ обязательно содержат сведения из следующих документов:
— приложения к контракту;
— паспорта импортной сделки;
— платежных документов, подтверждающих уплату таможенных платежей в отношении товаров, сведения о которых заявлены в ЭПД;
— транспортных, товаросопроводительных документов, счета-фактуры (инвойса) или (и) счета-проформы;
— других документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации и указанных в графе 44 ЭПД,
29. Если разрешения, сертификаты и иные акты, выдаваемые уполномоченными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации ветеринарный, фитосанитарный, экологический и другие виды государственного контроля во внешнеэкономической сфере, выдаются только при фактическом представлении товаров, сведения из них включаются в СТТ дополнительно и должны быть представлены таможенному органу до принятия решения о выпуске.
30. При невозможности представления в электронной форме сведений из документов, указанных в пунктах 28, 29 настоящих Временных правил, данные документы представляют на бумажном носителе.
31. ЭПД заполняется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации с учетом особенностей заполнения предварительной ГТД, определенных Положением о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций.
32. Декларант после формирования ЭПД и СТТ подписывает их ЭЦП и передает в узел обработки информации таможенного органа.
33. В узле обработки информации таможенного органа в автоматическом режиме проверяется подлинность ЭЦП декларанта и проводится ФЛК соответствия ЭПД определенным ГТК России структуре и формату данных, в результате которого ЭПД принимается либо не принимается для дальнейшей обработки.
34. В случае успешного прохождения ФЛК узел обработки информации таможенного органа регистрирует ЭПД и СТТ с присвоением уникального номера, после чего ЭПД передается в формате штатных программных средств в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль. Для декларанта формируется сообщение, содержащее указанный номер, либо перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК.
35. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством АРМ ТО и ТК осуществляет прием, регистрацию и проверку ЭПД в соответствии с порядком, определенным Положением о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций, проставляя в третьем подразделе графы 1 «ЭПД».
36. Таможенный контроль ЭПД осуществляется в общеустановленном порядке, при этом таможенный орган вправе определить специально подготовленное должностное лицо (группу должностных лиц) для проверки заявляемых сведений.
37. Отметки о результатах проверки на этапах таможенного оформления вносятся в соответствующие служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ЭПД.
38. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам проборки ЭПД и СТТ принимает предварительное решение о необходимости и форме таможенного досмотра по прибытии партии товаров, а также о необходимости представления дополнительных СТТ. Принятое решение о необходимости представления дополнительных СТТ либо бумажных экземпляров документов доводится до декларанта посредством авторизованного сообщения.
39. Решение о выпуске товаров не принимается до фактического представления таможенному органу товаров и транспортных средств.
40. При необходимости внесения в ЭПД изменений, не влияющих на принятие решения о выпуске товаров, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет соответствующее авторизованное сообщение декларанту.
41. Декларант вносит изменения в ЭПД, проставляет ЭЦП на измененной ЭПД и передает ее в узел обработки информации таможенного органа. Таможенному органу, осуществляющему таможенное оформление и таможенный контроль, декларант направляет соответствующее авторизованное сообщение.
42. В узле обработки информации таможенного органа выполняется проверка ЭПД в соответствии с п.п. 33, 34 настоящих Временных правил без повторной регистрации ЭПД. После успешной проверки ЭПД передается в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление и таможенный контроль. Также в узле обработки информации таможенного органа формируется протокол изменений, который вносится в служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ЭПД.
43. Декларант после прибытия товаров, заявленных в ЭПД, для завершения таможенного оформления формирует авторизированное сообщение о подтверждении сведений, представленных до прибытия товаров и транспортных средств. Бумажные экземпляры оригиналов документов, подлежащие представлению в таможенный орган, декларант не подает в случае их подачи в электронном виде.
44. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа после принятия авторизированного сообщения о подтверждении сведений, представленных таможенному органу до прибытия товаров и транспортных средств, переносит с использованием АРМ ТО и ТК регистрационный номер ЭПД из графы «С» в графу 7.
45. Декларант имеет право изъять ЭПД до отправки авторизированного сообщения о подтверждении сведений, представленных таможенному органу до прибытия товаров и транспортных средств, либо до проведения таможенным органом таможенного досмотра. Для изъятия ЭПД декларант формирует соответствующее авторизированное сообщение с указанием причин для изъятия (декларанту стало известно о дефектах, ошибочной поставке, декларантом произведен предварительный осмотр товаров, произошла порча товаров в пути и т.п.).
46. При принятии решения о возможности изъятия ЭПД уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством АРМ ТО и ТК проставляет в графе «Д» основного листа и графах «С» добавочных листов ЭПД «Выпуск запрещен». В служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ЭПД, вносится основание для принятия такого решения. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа распечатывает ЭПД, проставляет в графе «Д» основного листа и графах «С» добавочных листов штамп «Выпуск запрещен» и заверяет оттиски штампа подписью и личной номерной печатью. На обороте основного листа распечатанного экземпляра ЭПД указывается основание для изъятия. Сообщение декларанта распечатывается и прикладывается к распечатанному экземпляру ЭПД.
47. В случае непредставления товаров и сведений, необходимых для таможенных целей, в установленные Положением о применении временных, неполных и периодических таможенных деклараций сроки, уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством АРМ ТО и ТК проставляет в графе «Д» основного листа и графах «С» добавочных листов ЭПД «Выпуск запрещен». В служебные поля базы данных узла обработки информации таможенного органа, относящиеся к данной ЭПД, вносится основание для принятия такого решения. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа распечатывает ЭПД, проставляет в графе «Д» основного листа и графах «С» добавочных листов штамп «Выпуск запрещен» и заверяет оттиски штампа подписью и личной номерной печатью. На обороте распечатанного экземпляра ЭПД указывается основание для принятия такого решения.
48. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа после завершения таможенного оформления и принятия решения о выпуске товаров осуществляет следующее:
а) проставляет соответствующие отметки в ЭПД посредством АРМ ТО и ТК;
б) передает ЭПД из АРМ ТО и ТК в узел обработки информации таможенного органа;
в) посредством программных средств узла обработки информации подтверждает выпуск товаров ЭЦП, распечатывает ЭПД на бланке грузовой таможенной декларации формы ТД-1, проставляет в графе «Д» основного листа и графах «С» добавочных листов оттиски штампа «Выпуск разрешен», в графе «С» основного листа запись «Электронное декларирование» и заверяет их подписью и личной номерной печатью.
49. Декларант для учета и хранения оформленной ЭПД не позднее 10 дней со дня завершения таможенного оформления обеспечивает подписание сведений на листах бумажного экземпляра ЭПД лицом, ее заполнившим, и заверение печатью юридического лица, если декларант является юридическим лицом.
50. Листы бумажного экземпляра ЭПД распределяются согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России.
51. Хранение ЭПД и СТТ, относящихся к ней, осуществляется в узле обработки информации таможенного органа, исключая возможность внесения изменений в ЭПД и СТТ.
52. Хранение бумажного экземпляра ЭПД, а также бумажных экземпляров документов, представленных при уведомлении таможенного органа о прибытии транспортного средства в место доставки товаров, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами ГТК России, определяющими порядок хранения ГТД и иных документов, необходимых для таможенных целей.
53. Для организации декларирования в электронной форме таможенный орган доводит до декларанта требования к аппаратным, системным, сетевым и телекоммуникационным средствам, программному обеспечению, средствам защиты информации, необходимые для организации подсистемы декларанта и обеспечения интерфейса с подсистемой таможенного органа, а также при необходимости безвозмездно передает декларанту для установки программное обеспечение, эксплуатационную документацию для организации взаимодействия подсистемы декларанта с подсистемой таможенного органа.
54. Декларант для организации декларирования в электронной форме назначает лиц, ответственных за осуществление электронного обмена данными с таможенным органом (в том числе администратора подсистемы декларанта и пользователей ЭЦП) с представлением в таможенный орган документов, подтверждающих назначения и полномочия указанных лиц, а также самостоятельно комплектует подсистему декларанта необходимыми аппаратными, системными, сетевыми и телекоммуникационными средствами, программным обеспечением, средствами защиты информации в соответствии с рекомендациями таможенного органа.
55. Таможенные органы разрабатывают технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении сведений в электронной форме о перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах и транспортных средствах в соответствии с настоящими Временными правилами с учетом специфики перемещаемых в регионе деятельности таможенного органа товаров и транспортных средств.
* Данный регистрационный номер присваивается информационной системой для целей идентификации представляемых декларантом сведений и не совпадает с регистрационным (справочным) номером предварительной ГТД, присваиваемый таможенным органом в соответствии с требованиями при приеме и регистрации ГТД, установленными нормативными правовыми актами ГТК России.
Почему отменили паспорта сделок
Изменения упрощают взаимодействие с банками и ускоряют расчеты с контрагентами.
Нагрузка в части валютного контроля перераспределяется с бизнесмена в большей степени на кредитную организацию. Это снижает риск наложения штрафов.
Как теперь контролируются
Вместо оформления паспорта сделки банки теперь регистрируют договор. Затем контракту присваивается УНК — уникальный номер, по сути — тот же набор цифр, что и в паспорте.
1 — две последние цифры года, в котором контракту присвоен уникальный номер;
2 — месяц, в котором контракту присвоен уникальный номер;
3 — порядковый номер контракта, принятого на учет с присвоением уникального номера банка УК в течение календарного месяца;
4 — регистрационный номер кредитной организации с Книгой государственной регистрации кредитных организаций (КГРКО);
5 — порядковый номер филиала в соответствии с КГРКО;
6 — код кида контракта;
7 — признак резидента, являющегося стороной по контракту.
Под валютный контроль подпадают все сделки, но в зависимости от типа и стоимости договора различается процедура отчетности.
Контракт стоимостью до 200 тыс. ₽
Для всех категорий сделок: экспорт, импорт, кредитование.
При валютном контроле к расчету принимается общая стоимость контракта, а не размер одного платежа. Если сумма не превышает 200 тыс. ₽, регистрировать договор, предоставлять в банк его оригинал не нужно. Справка о валютной операции тоже не требуется, достаточно сообщить код.
Вы имеете право оформить соглашение на каждую поставку и пройти валютный контроль. В свою очередь, финучреждение может запросить документы, если возникнут подозрения.
Контракты в пределах 200 тыс. — 3 млн ₽
Экспортные, импортные сделки, кредитование.
Уникальный номер не присваивается. Необходимо отправить в банк любой документ, позволяющий проставить код операции. Это может быть само соглашение, выписка из него, инвойс, акт, счет, иные документы сделки. Конкретный список уточняйте в обслуживающем банке.
Контракты суммой 3–6 млн ₽ на экспорт
Требования аналогичны предыдущему разделу. Контракт или иной документ предоставляется в финучреждение, но договор не ставится на учет.
Контракты от 3 млн ₽ на импорт, кредитование
В этом случае регистрация обязательна, вы предъявляете оригинал соглашения. Кроме того, после завершения сделки бухгалтер предприятия подготавливает справку о подтверждающих документах — СПД. В нее могут включаться:
СПД оформляется в течение 15 дней с момента, когда российская сторона выполнила обязательства по договору. Также справка подается при изменениях в контракте — например, переуступке прав по сделке, прекращении обязательств.
Контракты свыше 6 млн ₽
Для всех категорий валютных сделок.
Регистрация, присвоение УНК и подача СПД — обязательное условие. Требования такие же, как и для контрактов более 3 млн рублей на импорт. Но есть нюанс: экспортерам разрешается вначале предъявить проект контракта или просто сведения о нем, а сам документ предоставить в течение 15 дней после подписания по общему правилу.
Порядок постановки на учет
Этап 1. Оформляется заявление о постановке контракта на учет по форме банка.
Резидент должен зарегистрировать договор по валютной сделке в следующие сроки: