код а уровень квалификации 6 что это значит
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
urovni_kvalifikacii_v_professionalnyh_standartah.jpg
Похожие публикации
Общие уровни квалификации в профессиональных стандартах содержатся в отдельном документе – Приказе Минтруда России № 148н от 12.04.2013. Под квалификацией сотрудника подразумеваются его профессиональные знания, умения, приобретенные трудовые навыки и опыт работы. Чем выше уровень данных характеристик, тем более производителен труд работника. Квалификация показывает, насколько сложную работу он способен выполнять. По-другому ее можно определить, как уровень (степень) профессионального мастерства
Что означает уровень квалификации в профессиональном стандарте
При определении квалификации работника учитывается:
объем его профессиональных знаний;
стаж работы по определенной специальности (опыт работы);
уровень ответственности и полномочий.
В Приказе Минтруда № 148н квалификационная градация представлена в общем виде, то есть без учета особенностей отдельных профессий. Детально уровни квалификации прописываются в отраслевых и иных профстандартах, посвященных определенным видам деятельности – медицинской, образовательной, адвокатской и т.д. При их разработке квалификационные уровни, утвержденные Минтрудом, учитываются как минимальные требования к профессиональной «годности» работников. При необходимости или по желанию работодателя они могут быть повышены или уточнены.
Для детализации требований к мастерству сотрудника нередко вводится подуровень квалификации в профессиональном стандарте. Он конкретизирует трудовые функции, которые должен уметь выполнять работник. Например, квалификационные подуровни встречаются в Профессиональном стандарте педагогов профобучения (Приказ Минтруда РФ № 608н от 08.09.2015):
подуровень 7.2 – преподавание учебных дисциплин будущим бакалаврам, магистрам, специалистам;
подуровень 7.3 – профессиональная поддержка студентов, участвующих в исследовательской или проектной деятельности;
подуровень 8.1. – разработка научно-методических материалов (учебных пособий) по соответствующим курсам.
Все они относятся к трудовым функциям 8-го уровня квалификации, которые определены как преподавание по программам бакалавриата / специалитета / магистратуры или дополнительного образования.
Основные уровни квалификации в профстандартах
Все уровни квалификации определенных профессий в рамках статьи рассмотреть невозможно. Поэтому в таблице они представлены в общем виде, исходя из содержания вышеупомянутого Приказа Минтруда № 148н:
Квалификационный уровень
Профессиональные показатели
1 уровень квалификации
Сотрудник несет индивидуальную ответственность, работает под руководством более квалифицированного персонала. Требования к образованию минимальны, иногда достаточно проведенного инструктажа. Выполняются стандартные операции.
2 уровень квалификации
Для выполнения работы необходимы специальные знания. Сотрудник также трудится под руководством и выполняет типовые операции, но способен выбрать способ действия – в пределах инструкции.
3 уровень квалификации
Выполняются стандартные задачи, но решения могут приниматься на основе наработанного опыта. Помимо него, требуются специальные знания (срок обучения – до 1-го года). Необходимо знание методик и технологий.
4 уровень квалификации
Работник должен иметь среднее профобразование по специальности. Он способен решать практические задачи и работать с информацией.
5 уровень квалификации
Уровень квалификации 5 в профессиональном стандарте присваивается специалистам среднего звена. Они могут принимать решения, самостоятельно искать нужную информацию, контролировать и оценивать деятельность подчиненных лиц. Ответственность за работу вверенного подразделения или группы работников.
6 уровень квалификации
Уровень квалификации 6 в профессиональном стандарте требует наличия высшего образования по программе бакалавриата. Сотрудник работает самостоятельно, ставит цели себе и подчиненным. Обеспечивает взаимодействие работников разных отделов. Отвечает за результаты деятельности – на уровне подразделения или компании.
7 уровень квалификации
Высшее образование – не ниже магистратуры / специалитета. Ответственность за результаты крупных отделов или предприятий, стратегическое планирование их деятельности. Разработка и внедрение новых методов работы. Участие в инновационной деятельности.
8 уровень квалификации
Умение решать исследовательские и проектные задачи, управлять производственными процессами и повышать их эффективность. Ответственность за деятельность большого предприятия или отрасли.
9 уровень квалификации
Образование – не ниже аспирантуры / ординатуры. Ответственность за результаты труда на общероссийском или международном уровне. Внесение значительного вклада в определенную сферу деятельности. Способность управлять крупными техносистемами. Генерация новых фундаментальных знаний.
Сотрудников, не имеющих достаточной квалификации по профессиональному стандарту, работодатель не вправе уволить по этому основанию. Он может сделать это, только проведя аттестацию, которая выявит их несоответствие занимаемой должности.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Новый профстандарт «Бухгалтер». Изменения с 2019 года
Минтруд России утвердил новый профстандарт «Бухгалтер». Два главных изменения: появились новые коды квалификации и обновлены требования к опыту работы, образованию и повышению квалификации для отдельных категорий бухгалтеров. Подробности – в статье
Профстандарт — это ориентир или «дорожная карта» профессии. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» устанавливает квалификацию, необходимую для работы по соответствующей специальности.
Новый профстандарт «Бухгалтер» утвержден Приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н, который вступил в силу с 6 апреля 2019 года. Прежний профстандарт, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н, утратил силу.
Что изменилось для бухгалтеров?
Новые коды и уровни квалификации для бухгалтеров
По прежнему стандарту было два кода: А, В. Теперь действует пять кодов: А, В, C, D, E:
В Контур.Школе проходят онлайн-курсы по кодам A, B, C, D для бухгалтеров коммерческих и бюджетных организаций, которые:
Если у вашей организации нет обособленных подразделений и вы не сдаете консолидированную отчетность, вам достаточно обучения по кодам А или В или АВ.
Если вы учились или учитесь в Контур.Школе по текущим программам, то ваш документ об обучении подтверждает ваше соответствие профстандарту «Бухгалтер». Вам не придется проходить обучение заново после 6 апреля. Но вам надо учитывать новые требования для поддержания профессионального уровня.
Новый профстандарт рекомендует ежегодно проходить курсы повышения квалификации объемом не менее 20 академических часов.
Что надо знать о дополнительном образовании для соответствия профстандарту «Бухгалтер»
Как бухгалтеру поддерживать профессиональный уровень
В Контур.Школе поддерживать профессиональный уровень можно по программам, доступным по Карте Контур.Школы.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Как стать главным бухгалтером. Методичка 708.5 КБ
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
Кем и как могут разрабатываться профстандарты
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профстандарт — это квалификационная характеристика, необходимая работнику при выполнении им соответствующей трудовой функции. Начиная с июля 2016 года применение профстандартов стало обязательным для некоторых категорий работодателей и профессий.
Проекты профстандартов могут разрабатываться работодателями (в т. ч. их объединениями и сообществами), некоммерческими и саморегулируемыми организациями с привлечением образовательных профучреждений, а также другими лицами. Главное при разработке проектов профстандартов — обеспечить соблюдение методических указаний Минтруда, макета профстандарта и верное применение уровней квалификации в профессиональных стандартах.
Проекты профстандартов вместе с необходимым пакетом документов подаются на рассмотрение в Министерство труда и соцзащиты РФ. По результатам анализа принимается решение об отклонении проекта профстандарта, его утверждении или отправке на доработку. Порядок создания и утверждения профстандартов прописан в правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.
Обязательно применять профстандарты? Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта с ссылками на нормативную базу.
Сфера применения уровней профстандартов
Уровни профессиональных стандартов используются разработчиками для описания трудовой функции сотрудника, а также требований, предъявляемых к его обучению/образованию. Сами же уровни квалификации в профстандартах приведены в приказе Минтруда от 12.04.2013 № 148н.
Информацию о профессиональном обучении работников вы найдете в нашей статье «Ст. 196 ТК РФ: вопросы и ответы».
Уровни квалификации очерчивают круг требований:
Описание квалификационных уровней профессиональных стандартов
Данные по квалификационным уровням
Что требуется для достижения уровня квалификации
Должностные полномочия и ответственность
Выполнение заданий под руководством.
Выполнение стандартных поручений (чаще физический труд)
Элементарные или базовые специальные
Прохождение инструктажа, непродолжительного обучающего курса.
Выполнение поставленных задач под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых задач.
Выполнение стандартных поручений.
Выбор подхода к выполнению задания из инструкций.
Коррекция подхода к выполнению работы с учетом сложившихся условий
Профобучение, переподготовка рабочих/служащих, как правило, на протяжении минимум 2 месяцев.
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении стандартных заданий.
Планирование своей работы исходя из условий полученного от руководства поручения.
Решение стандартных практических задач.
Подбор способа действия, основанного на знаниях и практическом опыте.
Корректировка действий с учетом условий их осуществления
Понимание фундаментальных основ при решении стандартных заданий на практике.
Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих, как правило, в срок до 1 года
Выполнение заданий под руководством с элементами самостоятельности при выполнении типовых заданий, которые требуют анализа ситуации.
Составление плана работы для себя, а также группы сотрудников.
Ответственность за себя и своих подчиненных
Умение решать различные практические задачи.
Выбор способа действий исходя из практического опыта и полученных знаний.
Контроль и оценка ситуации и в случае необходимости коррекция действий
Понимание методических и научно-технических основ при осуществлении практических заданий.
Способность к самостоятельной обработке информации
Среднее профтехобразование, прохождение программы по подготовке квалифицированного персонала.
Прохождение профподготовки, переподготовки и программ повышения квалификации.
Самостоятельное принятие решений для выполнения практических задач, которые требуют исследования текущей ситуации и отслеживания ее изменений.
Принятие участия в управлении решением полученных заданий внутри структурных подразделений.
Ответственность за себя, своих подчиненных или подразделения
Нахождение решения разнообразных практических заданий, предусматривающих элементы проектирования.
Способность выбрать верный способ решения задачи при изменении ситуации.
Контроль, анализ и в случае необходимости корректировка ситуации
Использование технологических или методических профзнаний.
Умение самостоятельно находить нужную для решения профессиональных заданий информацию
Получение среднего профобразования при обучении специалистов среднего звена, подготовка высококвалифицированных кадров.
Профподготовка, переподготовка, повышение квалификации рабочих/служащих.
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Самоорганизация своей работы, а также работы подчиненных для достижения поставленной цели.
Способствование налаживанию двустороннего сотрудничества между работниками или подразделениями.
Ответственность за подразделение или предприятие в целом
Разработка, внедрение, анализ, контроль с возможной корректировкой направлений профдеятельности, а также методических и технологических решений
Использование профзнаний методической и технологической направленности, в т. ч. инновационного характера.
Самостоятельный анализ, поиск и анализ профинформации
Получение высшего образования.
Получение среднего профтехобразования по подготовке среднего звена.
Разработка стратегий, принятие решений для управления крупными организациями, в т. ч. по инновационной деятельности.
Ответственность за результат работы крупных предприятий или подразделений
Разрешение задач по развитию профдеятельности и предприятий с применением различных технологий и методов, в т. ч. инновационного характера.
Разработка новых подходов, методик, технологий
Понимание методологических основ профдеятельности.
Разработка новых практических решений в определенной сфере.
Нахождение источников и информации, необходимых для развития предприятия или профдеятельности
Получение высшего образования (специалитет или магистратура).
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Разработка стратегии для управления хоздеятельностью и процессами крупных предприятий с принятием самостоятельных решений.
Ответственность за результативность работы крупных компаний или целых отраслей
Разрешение проектно-исследовательских задач, направленных на повышение эффективности процессов
Создание новых решений междисциплинарного, межотраслевого характера.
Подбор и анализ информации для развития деятельности
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.
Программы высшего образования (магистратура или специалитет).
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Получение практических навыков
Разработка стратегии при управлении большими техсистемами, а также процессами экономического и социального характера.
Особый вклад в определенную сферу деятельности.
Ответственность за результат работы на международном и внутригосударственном уровнях
Разрешение задач проектного, исследовательского и методологического характера, направленных на повышение эффективности деятельности
Создание фундаментальных знаний межотраслевого и междисциплинарного направления
Обучение по научно-педагогическим программам (аспирантура, адъюнктура), программам ассистентуры, ординатуры.
Обучение по дополнительным профпрограммам.
Получение практических навыков
Итоги
Уровни квалификации при разработке проектов профстандартов помогают четче составить квалификационное описание трудовой функции работника. Всего предусмотрено 9 квалификационных уровней. Они являются основами для оценки общего набора знаний и умений сотрудника, достаточных для выполнения определенных трудовых функций.
Код а уровень квалификации 6 что это значит
Минтруд России утвердил новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». Новый документ применяется с 06.04.2019. Прежний профстандарт, утв. приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н, утратил силу.
Рассмотрим основные новшества профстандарта.
Новые уровни квалификации бухгалтера
Прежний профстандарт предусматривал только два уровня квалификации бухгалтера – пятый (рядовой бухгалтер) и шестой уровень (главный бухгалтер). Новый стандарт вводит новые уровни квалификации – седьмой и восьмой. От уровня квалификации зависит перечень возможных трудовых функций, возложенных на бухгалтера.
Рассмотрим трудовые функции и требования к бухгалтерам каждого уровня квалификации, а также изменения, внесенные в ранее существующие:
Особые требования к главным бухгалтерам
Если прежний профстандарт не требовал от бухгалтера переобучения в процессе работы, то по новым правилам он должен проходить обучение по программам повышения квалификации не реже раза в 3 года.
Учиться придется не менее 120 часов (не менее 20 часов в течение года). Проходить обучение следует в соответствующих учебных заведениях и учебных центрах, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности и соответствующую аккредитацию. Наличие лицензии позволяет учебному заведению выдавать документы (дипломы, сертификаты и т.д.), подтверждающие факт прохождения обучения по повышению квалификации и профессиональной переподготовке.
Это касается бухгалтеров, должности которых соответствуют шестому, седьмому и восьмому уровням квалификации.
Кроме того, главный бухгалтер некоторых организаций (ОАО, за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний ПИФ, централизованных бухгалтерий, осуществляющих бухучет в организациях госсектора и др., должен:
Такие требования дублируются в профстандарте из п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Особые требования предъявляются и к бухгалтерам, работающим на аутсорсе. Они должны иметь высшее образование и опыт работы не менее 3 лет (а в некоторых случаях – 5).
Заключение
Напомним, что профстандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Под квалификацией в данном случае подразумевается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника.
Однако несмотря на то, что зачастую требования профстандарта являются обязательными для работодателя и работника, несоответствие работника требованиям, закрепленным в профстандарте, не является законным основанием для его увольнения.
Уровни квалификации в профессиональных стандартах
Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Ранее в нашем Трудовом кодексе присутствовало понятие «квалификация» — набор знаний, умений, навыков и образования, необходимых для той или иной должности/профессии. Однако, понятие «квалификация» — не то же самое, что «профстандарт». Профессиональный стандарт является квалификационным требованием, определяющим область деятельности, которую будет выполнять работник в рамках своей должности. Таким образом, профстандарт — более общее понятие, а потому — более универсальное.
Профессиональные стандарты, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, описывают требования к условиям труда, к уровню профессиональных компетенций, а также к профессиональному образованию для соответствия работника занимаемой должности. Профессиональные стандарты являются важным элементом Национальной системы квалификаций и обязательны к применению руководителями организаций. Важно помнить, что несоответствие работника профстандарту — это нарушение, которое может обернуться для работодателя серьезными неприятностями такими, как признание трудовых договоров недействительными, отказы ФСС в возмещении выплат по больничному, наказание за несоблюдение лицензионных требований (практика по упомянутым случаям уже имеется) и т.п. Для обеспечения соответствия сотрудников занимаемым должностям работодатель может проводить аттестации, в том числе с привлечением независимой комиссии; организовывать своевременное обучение с целью повышения квалификации персонала; тестировать кандидатов на вакантные должности.
Московская бизнес-школа предлагает дополнительное образование и переподготовку, соответствующие требованиям профессионального стандарта, что позволяет вам приобрести профессиональные компетенции, необходимые для специалиста (уровень 6), топ-менеджера или руководителя организации (уровень 7), руководителя высшего звена (уровень 8).
Для чего нужны уровни и что они значат?
Каждый уровень квалификации подразумевает четыре критерия (показателя), а именно:
Шестой уровень. Подразумевает самостоятельную деятельность, предполагающую определение задач собственной работы и работы подчиненных по достижению поставленной цели; обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений; ответственность за выполнение работ на уровне подразделения или организации.
Характер умений для шестого уровня: разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений.
Характер знаний для шестого уровня: применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных; самостоятельный поиск и оценка профессиональной информации.
Итог: шестой уровень — уровень специалиста, для него необходимо иметь либо среднее специальное образование, либо образование бакалавра, эффективно самостоятельно работать, управлять группой сотрудников, уметь внедрять, а также улучшать технологические или методологические решения.
Мы предлагаем профессиональную переподготовку согласно 6 уровня по следующим направлениям:
Седьмой уровень. Уровень руководителя организации или подразделения. Предполагается умение определять стратегию, управлять процессами и деятельностью, в том числе инновационной, принимать решения на уровне организации или крупных подразделений. Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений.
Для седьмого уровня необходимо уметь организовывать и развивать профессиональную деятельность с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных, а также самостоятельно разрабатывать новые методы и технологии.
Характер знаний предполагает понимание методологических основ профессиональной деятельности; создание новых знаний прикладного характера в определенной области; определение источников и поиск информации, необходимой для развития профессиональной деятельности или организации.
Для седьмого уровня необходимо высшее образование по программе магистратуры или специалитета и практический опыт работы.
Итог: седьмой уровень — уровень высшего руководства крупных подразделений или организаций, для которого необходим навык не только управления, но и стратегического планирования. Это обуславливает и более высокие требования к образованию — магистратура или специалитет.
Перечислим категории и названия программ, предлагаемых нами для 7 уровня:
Восьмой уровень. Уровень руководителя высшего звена — это квалификация руководителя крупной организации, концерна, корпорации, отрасли. Предполагается умение определять стратегию, управлять процессами и деятельностью (в том числе инновационной) на уровне предприятий или отрасли и ответственность за результаты деятельности крупной организации или отрасли.
Специалисту данного уровня необходимо уметь решать задачи исследовательского и проектного характера, нацеленные на повышение эффективности производственных процессов. От данного специалиста ожидается создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера, а также оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности.
Требуемое образование: магистратура или специалитет, а также программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Приветствуются дополнительные профессиональные программы. Необходим практический опыт.
Итог: восьмой квалификационный уровень определяет квалификацию для высших руководящих должностей в крупных предприятиях и организациях. Предполагается не только высшее образование по программам магистратуры и специалитета, но и окончание аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки.
Московская бизнес-школа предлагает вам следующие направления по 8 квалификационному уровню:
Таким образом, профессиональный стандарт определил обобщенные трудовые функции, характерные для каждого уровня. Для определения уровня каждого сотрудника работодателю будет необходимо просто проанализировать его реальную трудовую функцию и сопоставить ее с обобщенными трудовыми функциями, предусмотренными в профессиональном стандарте. Если у работника не хватает стажа, образования или опыта работы, то работодателю придется решать эту проблему путем перевода сотрудника на другую должность либо организацией его дополнительного обучения или повышения квалификации.
Выбрать профессиональные стандарты
Автор: Юлия Тришкина эксперт, руководитель отдела
С уважением, команда Moscow Business School