клавикорд это какой инструмент
Клавикорд
«Клавишеструнник» – так неофициально называют инструмент, ставший усовершенствованной версией монохорда. Он, как и орган, имел клавиатуру, но за извлечение звука отвечали не трубы, а струны, приводимые в движение тангетным механизмом.
Устройство клавикорда
В современной музыкальной классификации этот инструмент рассматривается как представитель семейства клавесинов, старейший предшественник фортепиано. Он имеет корпус с клавиатурой, четыре подставки. Клавикорд устанавливался на пол или на стол, садясь за него, исполнитель ударял по клавишам, извлекая звуки. Первые «клавишеструнники» имели малый диапазон звучания – всего две октавы. Позднее инструмент совершенствовался, его возможности расширились до пяти октав.
Клавикорд – это струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, устройство которого оснащено металлическими штифтами. В корпусе «прятался» набор струн, которые совершали колебательные движения при воздействии на клавиши. При их нажатии металлический штифт (тангет) касался струны и прижимал ее. В простейших «свободных» клавикордах для каждой клавиши была отведена отдельная струна. Более сложные модели (связанные) отличались воздействием 2-3 тангет на разные части корда.
Размеры корпуса инструмента небольшие – от 80 до 150 сантиметров. Клавикорд легко переносили и устанавливали в разных местах. Корпус украшали резьбой, рисунками, росписью. Для изготовления использовались только ценные породы древесины: ель, карельская береза, кипарис.
История происхождения
Инструмент серьезно повлиял на развитие музыкальной культуры. Точная дата его появления не указывается. Первые упоминания появились в XVI веке. Происхождение названия отсылает к латинскому слову «clavis» – ключ, объединенного с древнегреческим «хорд» – струна.
История клавикорда начинается в Италии. Сохранившиеся документы доказывают, что именно там могли появиться первые экземпляры. Один из таких, принадлежащих Доминику Пизанскому, сохранился до наших дней. Он создан в 1543 году, является экспонатом музея, расположенного в Лейпциге.
«Клавишеструнник» быстро обрел популярность. Его использовали для камерного, домашнего музицирования, так как клавикорд не мог звучать громко, раскатисто. Эта особенность исключала его использование для концертных выступлений в больших залах.
Использование инструмента
Классический клавикорд уже в XVI веке имел обширный диапазон звучания до 5 октав. Игра на нем была признаком хорошего воспитания и образования. Аристократы и представители буржуазии устанавливали инструмент в своих домах, приглашали гостей на камерные концерты. Для него создавали партитуры, писали произведения великие композиторы: В.А. Моцарт, Л. Ван Бетховен, И.С. Бах.
19 век ознаменовался популяризацией фортепьяно. Пианино с более громким, выразительным звучанием окончательно выместило клавикорд. Современные реставраторы увлечены идеей восстановления старинного «клавишеструнника», чтобы услышать оригинальное звучание произведений великих композиторов.
КЛАВИКОРД
Смотреть что такое «КЛАВИКОРД» в других словарях:
Клавикорд — Классификация Клавишны … Википедия
Клавикорд — Клавикорд. КЛАВИКОРД (от латинского clavis ключ и греческого chorde струна; русское название в 18 19 вв. клавикорды), струнный клавишно ударный музыкальный инструмент. Был распространен в 15 19 вв. главным образом в сольном камерном… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КЛАВИКОРД — (от лат. clavis ключ и греч. chorde струна) струнный клавишно ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 в. Как и клавесин, был распространен во всех европейских странах. В нач. 19 в. вытеснен фортепьяно … Большой Энциклопедический словарь
Клавикорд — (ит.) струнный клавишный инструмент, изобретенный вИталии (в конце XlV ст.), имеющий форму четырехугольного ящика снатянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда,однострунного инструмента без клавишей, на котором звуки… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
клавикорд — (от лат. clavis ключ и греч. chordē струна), клавикорды (в русской традиции XVIII XIX вв.), струнный клавишный музыкальный инструмент с ударным способом звукоизвлечения. Известен с XIV в. Как и клавесин, был распространён во всех европейских… … Энциклопедический словарь
КЛАВИКОРД — КЛАВЕСИН И КЛАВИКОРД (фр., от лат. clavis клавиша). Первоначальные типы фортепиано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАВЕСИН ИЛИ КЛАВИКОРД франц., от лат. clavis, клавиш. Старинное название… … Словарь иностранных слов русского языка
Клавикорд — (позднелат. clavichordium, от лат. clavis ключ и греч. chorde струна) клавишно струнный ударный музыкальный инструмент. Первые упоминания о К. в литературе относятся к 15 в., старейшие дошедшие до нас изображения к 16 в. К. был… … Большая советская энциклопедия
Клавикорд — (итал.) струнный клавишный инструмент, изобретенный в Италии (в конце XIV столетия), имеющий форму четырехугольного ящика с натянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда (см.), однострунного инструмента без клавишей, на котором… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Клавикорд — (позднелат. clavichordium, от лат. clavis ключ и греч. xordn струна; в России в 1 й пол. 19 в. употреблялось назв. клавикорды) струнный клавишный ударный муз. инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у К. укреплён металлич.… … Музыкальная энциклопедия
Клавикорд — м. см. клавикорды Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Клавикорд
Смотреть что такое «Клавикорд» в других словарях:
Клавикорд — Классификация Клавишны … Википедия
Клавикорд — Клавикорд. КЛАВИКОРД (от латинского clavis ключ и греческого chorde струна; русское название в 18 19 вв. клавикорды), струнный клавишно ударный музыкальный инструмент. Был распространен в 15 19 вв. главным образом в сольном камерном… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КЛАВИКОРД — (от лат. clavis ключ и греч. chorde струна) струнный клавишно ударный музыкальный инструмент. Известен с 15 в. Как и клавесин, был распространен во всех европейских странах. В нач. 19 в. вытеснен фортепьяно … Большой Энциклопедический словарь
Клавикорд — (ит.) струнный клавишный инструмент, изобретенный вИталии (в конце XlV ст.), имеющий форму четырехугольного ящика снатянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда,однострунного инструмента без клавишей, на котором звуки… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
клавикорд — (от лат. clavis ключ и греч. chordē струна), клавикорды (в русской традиции XVIII XIX вв.), струнный клавишный музыкальный инструмент с ударным способом звукоизвлечения. Известен с XIV в. Как и клавесин, был распространён во всех европейских… … Энциклопедический словарь
КЛАВИКОРД — КЛАВЕСИН И КЛАВИКОРД (фр., от лат. clavis клавиша). Первоначальные типы фортепиано. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КЛАВЕСИН ИЛИ КЛАВИКОРД франц., от лат. clavis, клавиш. Старинное название… … Словарь иностранных слов русского языка
Клавикорд — (итал.) струнный клавишный инструмент, изобретенный в Италии (в конце XIV столетия), имеющий форму четырехугольного ящика с натянутыми струнами и клавиатурой. К. развился из монохорда (см.), однострунного инструмента без клавишей, на котором… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КЛАВИКОРД — старейший из современных струнных клавишных инструментов. Возник в результате усовершенствования монохорда, использовавшегося средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. В невысоком деревянном ящике, который ставился… … Энциклопедия Кольера
Клавикорд — (позднелат. clavichordium, от лат. clavis ключ и греч. xordn струна; в России в 1 й пол. 19 в. употреблялось назв. клавикорды) струнный клавишный ударный муз. инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у К. укреплён металлич.… … Музыкальная энциклопедия
Клавикорд — м. см. клавикорды Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Клавикорд
содержание
Генерация звука
история
Клавикорды играли важную роль в отечественной музыке с момента своего развития, но особенно в 17-18 веках, что сопоставимо с более поздней версией современного фортепиано. Об этом также свидетельствует использование термина «клавир», который до XIX века часто относился к клавикордам. Из-за своей конструкции клавикорд был дешевле, чем другие клавишные инструменты, особенно клавесин, и поэтому широко использовался в качестве инструмента для занятий. К концу 18 века инструмент получил широкое распространение практически по всей Европе.
С тенденцией к более сильным звукам в начале 19 века клавикорды постепенно вышли из моды. В начале 20-го века, в контексте возобновления интереса к историческим инструментам, было вновь открыто его особое очарование, заключающееся в высокочувствительных дизайнерских возможностях звука. Однако клавикорды этого периода часто не связаны с традицией изготовления клавикордов конца 18 века: с точки зрения дизайна звуковой системы (например, длины шкалы) и разнообразия они больше основаны на современной конструкции клавесина. своего времени и объединить методы современного фортепианного строительства. Как правило, инструменты безладовые, но нередко для них используются только одиночные струны хора. Примерно с 1990 года в строительстве клавикордов произошло возвращение к историческим методам строительства.
Варианты для конкретной конструкции
Существует два основных типа клавикордов: связанные и безладовые клавикорды. В связанных клавикордах от 2 до 4 соседних клавиш (A или B) используют одну и ту же струну или одну и ту же пару струн (3) для генерации звука. Касательные касаются этой струны (или этой пары струн) в разных точках: при нажатии кнопки (A) касательная (1A), сидящая на ней (2A), ударяет в точку на струне, которая находится ближе к неподвижному мосту (5). чем это происходит, это касательная (1B) в связи с кнопкой (B) и рычагом (2B). Чем короче длина струны, разделенная на тангенс (1A), тем выше тон, чем при более длинной разделенной струне (1B).
У безладовых инструментов есть одна струна для каждой клавиши или, в случае двойного хора, пара струн (см. Ниже). Этот дизайн впервые появился ближе к концу 17 века и был особенно широко распространен в поздней стадии клавикорда примерно с 1750 года. Однако он так и не смог заменить старую конструкцию связанного инструмента.
Для придания инструментам большей «окраски» исторические клавикорды обычно строились с двумя хорами: вместо одной струны использовались пары струн. Тангенс создает одинаковый тон на двух близко расположенных струнах. В случае с большими инструментами, начиная с 1750 года, в басовый диапазон может быть добавлена третья струна, настроенная с интервалом в октаву. Однако для струнного оркестра, часто встречающегося в клавикордах 20-го века, практически не существует исторических моделей.
Практика создания музыки
Тон клавикорда намного тише, чем у клавесина или даже современных фортепиано. Есть две основные причины низкой громкости: воздействие касательной на струну или пару струн слабое из-за соотношения рычагов и масс, типичных для клавикорда, и оно происходит точно в узле колебания, а именно на конец колеблющейся длины. В результате струны возбуждаются слабо. Из-за низкой громкости клавикорд вряд ли подходит для игры с другими инструментами или для выступления перед большой аудиторией. На своих публичных концертах Фридрих Гульда компенсировал недостаток громкости клавикорда электронным усилением.
Как единственный механический клавишный инструмент, клавикорд дает возможность влиять на тон даже после удара по нему, например Б. «Бэбунг», периодическое изменение давления на клавишу, создающее эффект, подобный вибрато на струнных инструментах.
Именно из-за сравнительно прямого контакта игрока со звучащей струной (через ключ и касательную), который сохраняется в течение всей продолжительности ноты, клавикорд требует очень точной техники игры: игрок должен точно контролировать свою атаку во время каждого звучания. обратите внимание, чтобы не вызвать нежелательных эффектов.
Музыка для клавикорда и известных композиторов
Великие виртуозы
Поскольку литература часто совпадает, на клавикордах также играют клавесинисты. Тем не менее, клавикорд требует своей собственной техники игры из-за своего тона.
Клавикорд
Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (лат. Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.
Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангентов. Характерным исполнительским приёмом игры на клавикорде является бебунг — род «клавишного вибрато», который невозможен на других клавишных инструментах. Для усиления звука применялись парные и утроенные струны для каждого тона. Диапазон клавикорда менялся со временем: изначально, он составлял две с половиной октавы, с середины XVI века увеличился до четырёх, а в дальнейшем равнялся уже пяти октавам. Иногда нижняя октава бывала укороченной, то есть частично диатонической.
Существует две разновидности клавикорда: свободный, с полным набором струн, когда каждой клавише соответствует отдельная струна, и связанный, с редуцированным набором струн, когда тангенты нескольких, чаще всего двух или трёх, клавиш ударяют одну и ту же струну в разных местах. Устройство связанного клавикорда позволяет существенно уменьшить число струн, однако, делает невозможным одновременное исполнение соответствующих нот. Клавикорды использовались преимущественно для домашнего музицирования, но были и разновидности с несколькими мануалами и педалью, которые использовались органистами для занятий. Размер клавикорда в зависимости от разновидности и диапазона — от небольших инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом длиной 1,5 м.
Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен.
Связанные понятия
Альт-кларне́т (итал. clarinetto alto; нем. Altklarinette; англ. Alto clarinet) — музыкальный деревянный инструмент из семейства кларнета.
»), также называют гуцинь (gǔqín 古琴) — китайский 7-струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность цитры (см. также цинь).