кисти какого художника принадлежит произведение медуза горгона
Печальная история Медузы Горгоны глазами художников разных времён
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В Древнем мире это завораживающее изображение можно было бы найти в качестве украшения на колеснице в I-II веках н. э. Провокационный взгляд украшал шест колесницы, соединяющий два колеса. Представьте себе эффект: колесо вращается в быстром размытом пятне, в то время как голова Медузы в центре остаётся стоической и твёрдой. Хаос движения окружает Медузу, когда её пристальный взгляд постоянно привлекает внимание аудитории, следящей за человеком на колеснице.
Археологи полагают, что это изображение с Медузой, вероятно, украшало церемониальную колесницу, а не гоночную. Поэтому вполне вероятно, что колесница везла важного человека, который хотел бы излучать такое же очарование. Голова Медузы была популярным выбором декора из-за замечательного мифа о ней.
Когда люди решали украсить свои одежды и предметы одежды головой Медузы, они вызывали тот же триумф, который Афина испытала после её смерти. Глаза Медузы в этом произведении искусства кажутся ярче, чем остальная часть артефакта, и поэтому её пронзительный взгляд был сохранён.
Это произведение искусства Медузы было недавно найдено в древнем Одеоне (театре) в Кибрии, Турция, и оно может датироваться I веком н. э. Из того, что было обнаружено в ходе реставрации, мы видим, что это прекрасное произведение искусства Медузы сосредоточено на её глазах и выражении лица. Волосы Медузы и внешняя форма её лица размыты, и они сливаются с искаженным, но красочным фоном.
Этот тип мозаики необычен и привлекателен, а узор в сочетании с ярким цветом усиливает динамичное изменение от лица к его окружению. Он отражает силу взгляда Медузы, которая притягивает аудиторию, чтобы посмотреть на источник силы – глаза, к которым зритель будет вечно прикован. Сосредоточив взгляд, она усиливает выражение страдания и боли, её страдание проявляется в сведённых бровях и скрученной шее. Она олицетворяет трагедию, подходящую тему для театра.
Стиль мозаики усиливает иллюстрацию того, как Медуза попала в ловушку проклятия. Она полна шока и боли. Пристальный взгляд в глаза Медузы вызывает трюк иллюзиониста, так как во время него окружающая мозаика, кажется, слегка пульсирует. Её страдальческое лицо создаёт сцену для зрителей театра, чтобы сопереживающе разделить её трагедию.
«Я не знаю, изваял ли меня таким смертный резец / или, отражаясь в прозрачном стекле, вид самой себя сделал меня таким»
(из Галереи, 1630)
В результате Голова Медузы работы Бернини поражает своей метафорической способностью представлять возможность скульптора «окаменеть» тех, кто восхищается его мастерством. Скульптура изображает момент, когда Медуза смотрит в воображаемое зеркало и с ужасом превращается в камень. Медуза в искусстве иллюстрирует не только способность богини Афины превращать человека в чудовище, но и способность скульптора превращать камень в реалистичный шедевр.
В мифе о Медузе нет никаких записей о том, что сама Медуза превратилась в камень. Бернини и другие художники создали интригующие сюжетные линии «что, если?», продолжая миф о Медузе в художественных адаптациях. Она продолжала вдохновлять творческих людей и художников-интроспективистов на протяжении всей истории.
Это произведение искусства Медузы Франца фон Штука было создано пастелью на бумаге. Фон Штук следовал популярному движению в стиле модерн и символизма своего времени. Эти стили искусства отдавали предпочтение изображению мистического и сказочного, с акцентом на плавные формы и линии. На этой картине змеи, окружающие бледное лицо Медузы, образуют извилистый поток тьмы.
В отличие от рептильной тьмы, яркие глаза Медузы вспыхивают. Бледность и напряжённость лица и глаз придают Медузе гипнотический, сияющий взгляд. Это соответствует сновидческому искусству, которое поощрял символизм. Греческая мифология была популярной темой для художников в движении символизма. Вместо того, чтобы изображать реалистичные и естественные образы, символисты опирались на идеи, в которых фигурировали любопытные и странные.
В свете движения #MeToo эта статуя Лучано Гарбати привлекла большое внимание. Это в высшей степени ревизионистская работа, которая переворачивает повествование о мифе о Медузе. В то время как в мифе Персей убивает ничего не подозревающую Медузу во сне и использует её голову в качестве трофея, в этом произведении искусства Медузы роли меняются местами. Медуза торжествующе стоит с убитой головой Персея в руке, с решительным взглядом, который многие приняли за символ «женской ярости» против угнетения. Вместо того, чтобы изображать только голову Медузы, это произведение искусства объединило обезглавленную голову с телом.
Кэрол Энн Даффи, английская поэтесса-лауреат, написала стихотворение «Медуза». В её стихотворении освещается аналогичная тема насилия в отношении женщин и выявленная модель обвинения жертв.
Заключительные строки стихотворения таковы:
«И вот ты приходишь
со щитом вместо сердца
и мечом вместо языка.
Посмотри на меня сейчас…»
Медуза за преступления Посейдона была наказана проклятием превращения в Горгону. Её несправедливо обвинили в насильственных действиях мужчины, а стихотворение Даффи и Статуя Гарбати подчёркивают эффект продолжающегося насилия в отношении женщины, которая изначально была хорошей, но из-за повторяющихся обстоятельств превратилась в мстительного монстра.
В следующей статье, читайте также о том, кем была Гипатия Александрийская и почему многие готовы были избавиться от неё в то время, как другие буквально боготворили.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Медуза
Описание картины «Медуза»
Сюжеты из древнегреческой мифологии были весьма популярны среди живописцев эпохи Позднего Возрождения. Одним из персонажей этих мифов, привлекших к себе внимание таких именитых мастеров, как Рубенс и Леонардо да Винчи, была Медуза Горгона — чудовище со змеями вместо волос, обрамлявшими женское лицо. Согласно легенде, любое живое существо, взглянувшее Медузе в глаза, тотчас обращалось в камень. Такая способность не оставляла шансов ее врагам и делала Горгону практически неуязвимой. И только Персей, выполнявший задание царя Полидекта, сумел перехитрить монстра: он напал на Медузу, глядя на ее отражение в своем медном щите, и отрубил ей голову.
Заказ на создание этого полотна Караваджо получил в 1597 году от кардинала Франческо Дель Монте, который задумал преподнести герцогу Медичи необычный подарок: картину на сюжет из Овидия, написанную на круглом щите. Художник с увлечением принялся за работу: возможно, его подстегивало чувство соперничества с великим Леонардо, который также пытался перенести на холст события из античного мифа. Картину «Медуза Горгона», описание которой мы предлагаем вам прочесть, Караваджо написал в рекордно короткий срок: спустя год в 1598 г. это произведение было подарено герцогу.
Как известно, художник писал свои полотна без предварительных набросков: рентгеновский анализ холстов не находит на них следов от карандаша или угля. Голова Медузы, написанная Караваджо на холсте, натянутом на круглый деревянный щит, была также создана без единого эскиза — так считалось вплоть до конца ХХ века. Некоторое сомнение у искусствоведов вызывал тот факт, что в одной частной коллекции была практически точная копия картины «Медуза Горгона», однако проверить ее подлинность сумели только в 90-х годах прошлого столетия.
Анализ показал, что Караваджо все же сделал пробный вариант картины: им и оказалась голова Медузы, нарисованная на щите меньшего диаметра. Под слоем краски отчетливо видны наброски углем, поверх которых мастер наложил легкий этюд кисточкой. Специалистам удалось увидеть то, что было скрыто от досужих глаз: картина-набросок углем предполагала, что Медуза Горгона будет изображена в виде гротескной театральной маски, но затем художник предпочел придать чудовищу человеческие черты.
Чтобы изобразить на выпуклой поверхности щита красивое женское лицо, художник использовал популярные в те времена приемы копирования при помощи зеркала и стекла. Для современников Караваджо картина «Медуза Горгона» была несомненным шедевром, несмотря на мрачные тона, потоки крови и драматический сюжет. Сегодня этот шедевр изобразительного искусства украшает собой галерею Уффици во Флоренции.
Опасная красота: Медуза Горгона от античности до наших дней
По мере того как в обществе возрастала роль женщины, менялся образ Медузы Горгоны, который со временем приобрел женские черты. В мире, где вся власть принадлежала мужчинам, независимая женщина была угрозой, ее внешность старались демонизировать, придавая ей сходство с чудовищем. Подобная участь была уготована для большинства бунтарок, от Марии Антуанетты до Хиллари Клинтон, — всех их изображали в виде змееволосого монстра.
От звероподобного монстра до пленительной красавицы
Человеческое воображение породило множество чудовищ в женском обличье: чарующие пением сирены с девичьей головой и птичьим телом, которые погубили не один корабль, заманив его на подводные рифы; пожирающий людей Сфинкс — ужасного вида дева с телом собаки, пернатыми крыльями и человеческой головой; а также похищающие детей и души гарпии с когтистыми лапами и крыльями, как у грифа, и с женским лицом и грудью. Но, несомненно, самым главным персонажем среди них была Медуза Горгона — прекрасная девушка со страшным взглядом, превращающим все живое в камень, и извивающимися змеями, примостившимися у нее на голове вместо волос. Впрочем, первые ее изображения, датированные древнегреческим архаическим периодом (VII — начало V века до нашей эры), далеки от современных представлений об этом жутком персонаже мифов. На старинных керамических вазах и надгробных памятниках, найденных археологами, Медуза изображена в образе звероподобного существа с кабаньими острыми клыками, выпученными глазами и даже с густой бородой (работа древнегреческих ремесленников — гончара Эрготимоса и художника Клейтиаса, терракотовая чернофигурная подставка, около 570 года до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывал Медузу как безобразное чудовище с острыми стальными когтями, все тело которого покрыто сверкающей чешуей.
Но в V и IV веках до нашей эры — классический период Древней Греции, когда античная культура достигла своего наивысшего расцвета, — образ Медузы Горгоны начал преобразовываться: исчезли борода и клыки, а им на смену пришли красиво очерченные губы и пухлые щеки. Так, глиняный кувшин, вылепленный в эпоху расцвета эллинской культуры, изображает мирно спящую женщину с кудрявыми волосами и большими белыми крыльями, которую хватает Персей, при этом оглядываясь на Афину (работа древнегреческого живописца Полигнота, терракотовый кувшин из Южной Италии, около 450–440 годов до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Это одно из самых ранних изображений Медузы в виде красивой женщины, а не внушающего ужас монстра. Гораздо позже — во времена Римской империи — на ее голове появились змеи. О чем свидетельствует, например, бронзовое украшение с римской церемониальной колесницы триумфатора I–II веков нашей эры, декорированное вставками из серебра и меди и головой Горгоны с аккуратно связанными у нее под подбородком маленькими змейками.
Выставка чудовищ в женском обличье
По словам куратора выставки Dangerous Beauty: Medusa in Classical Art («Опасная красота: Медуза в классическом искусстве») Кики Кароглоу, такие миниатюрные змейки скорее больше похожи на аксессуар, чем на ядовитых гадов.
Проходящая в нью-йоркском Метрополитен-музее выставка посвящена трансформации образа Медузы Горгоны, на примере которого можно проследить то, как общество воспринимало независимых женщин в разные эпохи. Стоит отметить, что, кроме предметов искусства с изображением Медузы, в экспозиции представлено множество статуэток в виде других чудовищ из древнегреческих мифов — гарпий, сирен, сфинксов. Выставка охватывает период, начиная от Древнего мира (терракотовая фигурка всадника на коне. Начало III века до нашей эры. Из святилища Аполлона Гилата в Курионе на Кипре. На щите — горгонейон) до наших дней. Среди современных экспонатов — знаменитый логотип Versace, представляющий собой созданное в графическом виде мраморное изваяние Медузы Ронданини, а также жутковатая картина Эдварда Мунка «Гарпия».
Оберег от злых сил и дурного глаза
«Медузы» Караваджо и Леонардо да Винчи
Новое толкование Овидием мифа о Медузе Горгоне одобрили последующие поколения художников, которые увидели в ужасном чудовище человеческие черты. Так, например, Караваджо изобразил отрубленную голову Медузы с хоть и злобным, но все же женским лицом, монстра в нем выдает только леденящий кровь взгляд да гнездо извивающихся змей на голове («Медуза», 1598). Впрочем, картина с подобным изображением уже была написана другим художником — Леонардо да Винчи, — который первым решил нарисовать клубок змей, обвивающих голову Медузы и разинувших свои, готовые в любой момент укусить, пасти, причем сделал это так мастерски, что здорово напугал ими своего отца. Работа Леонардо да Винчи была натянута на деревянный щит, который его отец продал за солидную сумму во Флоренции. По легенде, щит купила семья Медичи, а когда он был утерян, всесильных вельмож выгнал из родного города восставший народ. Через много лет кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо нарисовать точно такую же картину, которую он подарил Фердинандо I Медичи в честь женитьбы его сына.
Молчи, женщина, молчи
В наше время интерес к образу Медузы Горгоны только усилился — не так давно один за другим вышли в кинопрокат фильмы «Битва титанов» и «Перси Джексон и Похититель молний», в которых чудище со смертоносным взглядом сыграли супермодель Наталья Водянова и актриса Ума Турман. Перевоплотилась в роковую мифическую красавицу в совместном проекте с Дэмиеном Хёрстом и эпатажная Рианна, которая снялась полностью обнаженной в юбилейном выпуске британского мужского журнала GQ в 2013 году.
Правда, не все женщины добровольно примеривают на себя образ змееволосого монстра. Не по собственной воле в Медузу Горгону во время президентских выборов 2016 года превратилась Хиллари Клинтон. Всему виной ее оппонент Дональд Трамп или, точнее, его команда, решившая видоизменить рисунок с изображением бронзовой статуи «Персей» итальянского скульптора Бенвенуто Челлини, приделав с помощью фотомонтажа к телу древнегреческого героя голову будущего президента Америки, который топчет распростертого под ним обезглавленного монстра. В руках у него отрубленная голова Медузы с испуганным лицом Клинтон.
Стоит заметить, что Хиллари Клинтон — далеко не первая женщина, посягающая на господство мужчин, которую изобразили в виде змееволосого чудовища. Так, например, еще в 1791 году в гравюре Les deux ne font qu’un («Обе они едины») Мария Антуанетта появляется в образе Медузы-полузверя.
«Введите в поисковик имя любой известной женщины и слово „Медуза“, — предлагает профессор английского языка Элизабет Джонстон, преподающая гуманитарный курс по женским иконам в массовой культуре в нью-йоркском Колледже Монро. — И вы увидите, что почти на каждую влиятельную женскую фигуру был сделан фотомонтаж с использованием волос-змей. Медузообразными стали Марта Стюарт, Кондолиза Райс, Мадонна, Нэнси Пелоси, Опра Уинфри и Ангела Меркель. Как же заставить замолчать всех этих женщин-бизнесменов, политиков, активисток и артисток, несогласных с мужским мнением? Есть только один действенный метод — отрубить им голову».
Детали
Выставка «Опасная красота: Медуза в классическом искусстве»
Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
До 6 января 2019 года
Медуза Караваджо
Не до конца
Убитое пока.
И слышишь ты,
Как будто,
Эхо крика.
Что до тебя
Идёт через
Века.
11.10.2020.
«Медуза» (1597, 1598) — двухвариантная картина итальянского художника конца XVI – начала XVII века Караваджо (1571-1610). Выполнена маслом на холсте, натянутом на деревянный щит. Первый экземпляр, подлинность которого была научно доказана только в XXI веке, находится в частной коллекции, второй – в старейшей европейской галерее Уффици (Флоренция, Италия).
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Медуза» которого вот уже более четырёхсот лет ошеломляет зрителей, подобный фурор произвёл всей своей недолгой, но богатой как на злоключения, так и на созидание жизнью. Удивительно, как в одном человеке сосуществовали житейская безалаберность и вспыльчивость на грани преступления закона, с одной стороны, и цельность, педантичность в искусстве, с другой. Не имея аристократического происхождения и обладая при этом крайне взрывным характером, благодаря своему редкостному дару и упорству в овладении художественным мастерством, Караваджо, к счастью для себя, всегда будет попадать под крыло влиятельных людей, знающих толк в искусстве, понимающих уникальность художника и поддерживающих его талант.
Одним из высокопоставленных лиц, благоволящих необыкновенно талантливому хулигану, был кардинал Франческо Дель Монте (1549-1627). Именно он заказал Караваджо исполнить образ Медузы Горгоны, который предназначался для особенного подношения великому герцогу Тосканскому Фердинанду I Медичи (1549-1609) в честь женитьбы его сына.
Существует интересная версия касательно выбора кардиналом именно этой героини картины. Изображение Караваджо Медузы Горгоны имело эзотерический смысл, только для посвящённых. Мистика состояла в том, что художник должен был написать Горгону взамен некогда утерянной, кисти Леонардо да Винчи (1452-1519), которая была охранительным талисманом семьи Медичи, полноправных хозяев Флоренции. По преданию именно после утраты Горгоны да Винчи в семье Медичи начались злоключения: восставший народ изгнал их из города. Новый щит Караваджо символизировал магическую силу утерянного щита Леонардо да Винчи, перенимал её и становился новым талисманом Медичи.
Популярность сюжетов древнегреческой мифологии среди художников эпохи Позднего Возрождения не ослабевала. Одним из любопытных персонажей была Медуза Горгона – женщина-чудовище, на голове которой вместо волос был шипящий и шевелящийся клубок змей. Она была практически неуязвима, ведь взглянув ей в глаза, всякое живое существо тут же каменело. Легенда гласит об умном и хитром Персее, который по воле царя Полидекта, должен был справиться с монстром в женском обличии. Персей нашёл способ видеть врага, не глядя на него прямо: он смотрел в отражение злодейки в своём начищенном до блеска металлическом щите, полученном в подмогу от богини Афины. Но последний взгляд, брошенный уже отрубленной головой, также нёс смертельную опасность. Этот миг запечатлён на картине Караваджо, это основной сюжет картины: отрубленная острым мечом голова, хлёсткие струи крови, судорожный танец змей и предсмертная гримаса Горгоны с перекошенным в крике ртом и распахнутыми в ужасе глазами. Предсмертная агония, мимика и эмоциональный накал Караваджо переданы в совершенстве.
С 90-х годов ХХ века, когда в одной частной коллекции в итальянском Милане появился ещё один вариант «Медузы», двадцать лет велась кропотливая работа по установлению её подлинности. Сначала многие историки искусства склонялись к мнению, что это превосходная копия давно известного образа. Но были знатоки с опытом. В частности, профессор Эрманно Дзоффили чувствовал руку великого Караваджо и настоял на самом тщательном и дорогостоящем анализе. Несколько лет назад опубликован отчёт о проделанной исследовательской работе, названный «Первая Медуза Караваджо». Название публикации говорит само за себя, авторство доказано. Сравнивая оба произведения художника, можно отметить следующее:
Первая картина, из частной коллекции, имеет несколько меньший размер, чем вторая, музейная, – 60х55 см;
На первой найдены следы предварительных набросков углём, множества корректировок, тогда как вторая писалась по обыкновению Караваджо без начальной подготовки и этюда;
Первая работа подписана, причём красной краской, как бы кровью Горгоны, вторая осталась без автографа художника;
Первая, меньшая, была пробным вариантом перед важной второй картиной, предназначенной для герцога. К этому выводу склоняются все исследователи, опираясь на результаты исследований, а также ответственное отношение художника к работе и вероятные советы кардинала Дель Монте;
Путь следования первой картины мало известен: сначала она оставалась в Риме, затем попала в собрание княжеской фамилии Колонна. Князья покровительствовали живописцу, помогали избегать правосудия, в частности, бежать из столицы после убийства молодого человека в драке. Вторая «Медуза» по окончании отправилась по назначению – во Флоренцию в семью Медичи.
Почти доскональное повторение первой работы достигалось известными тогда способами: копировалось через стекло или с помощью выпуклого зеркала. Первая картина с 2000 года выставляется в лучших музеях европейских городов.
Караваджо. До «крика Медузы»
Картину в виде щита художнику заказал кардинал Франческо Мария дель Монте в качестве подарка Фердинанду, великому герцогу Тосканскому. И стала для Караваджо «Медуза» тем «Реквиемом», что свел Моцарта в могилу.
Караваджо. «Медуза Горгона». 1599. Галерея Уффици, Флоренция.
«Портрет» признан самым выразительным изображением Медузы в истории мирового искусства. Не менее интересно то, что он — «ключ» к творческой жизни Караваджо.
До «Медузы» Караваджо писал жанровые сцены, после нее — убиения, распятия, мучения, голов усекновения… Будто долго-долго умирал, не сумев избежать «проклятия Медузы». Умер в 37-летнем возрасте при неизвестных обстоятельствах.
Разделим творчество Караваджо на части —
до и после появления в его жизни
змееволосого чуда-чудовища,
заключение должно прийти само…
Микеланджело Меризи родился в 1573 году предположительно в Милане, где его отец — архитектор Фермо Меризи — состоял на службе у герцога Франческо Сфорца. В 1576 году во время эпидемии чумы умерли дед и отец, и мать с детьми вернулась в свой родной городок Караваджо, ставший вторым именем (прозвищем) художника.
Через несколько лет умерла и мать, и Микеле оказался среди уличных мальчишек, боровшихся за жизнь кулаками и воровством. Каким-то образом в нем проявился талант к рисованию, и в 1584 году тринадцатилетний подросток был отправлен в Милан на учебу к художнику Симоне Петерцано, весьма популярному в те времена. Как было принято, маэстро заставлял писать натюрморты и копировать Рафаэля. Джулио Манчини — один из первых биографов Караваджо — замечает, что юноша «учился с усердием, но время от времени совершал экстравагантные поступки из-за своего слишком необузданного темперамента и пылкого нрава».
Клубок завязался: художественная одаренность
и необузданный, весьма итальянский, темперамент.
Караваджо. «Корзина с фруктами». 1596.
Первый натюрморт в истории итальянской живописи.
Очень «караваджиевский» в сравнении с просто натюрмортом, задача которого как можно красивее изобразить сочетание предметов…
Натюрморт: nature morte — мертвая натура. Караваджиев натюрморт — натура умирающая… Листья засыхают. Виноград покрывается плесенью. Яблоки и груши в червоточинах. Здесь красота, если приглядеться, совсем и не красива.
И все потому что художник изображает УМИРАНИЕ,
ЗАСТЫВШЕЕ В БЕСКОНЕЧНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПАУЗЕ.
УМИРАНИЕ — первое появление временных параметров
тем, что будут разрабатываться художником в течение
всей его творческой жизни — недолгой: 17-летней.
Караваджо. «Маленький больной Вакх». 1593. Галерея Боргезе, Рим.
«Больной Вакх» признан автопортретом Караваджо. Говорят, не имея возможности
оплачивать модели, художник писал себя самого, глядя на свое отражение в зеркале.
В 1588 году Караваджо покидает Милан и направляется в Венецию, а через два года в Рим. По приезде в Рим художник заболевает и три месяца проводит в больнице между жизнью и смертью.
Поправившись, молодой Караваджо решает пошутить, представив себя в образе Вакха. Бледная кожа, зеленоватый оттенок лица, слабость руки, держащей гроздь винограда. На голове — наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из листьев винограда. И это вообще не Вакх, а смертный, нарядившийся им.
Художник шутит над земной природой человека и тем самым пытается возвыситься над ней. Жизнь как она есть, с ее страданиями, слабостью человека и его попытками сохранить себя — вот тема, что со временем станет ведущей в творчестве Караваджо.
Караваджо. «Юноша с корзиной фруктов». 1593.
То — «картина для мольберта» (небольшая) с тихим сюжетом… Юноша будто загипнотизирован, одурманен, погружен в меланхолию. За его спиной два темных крыла…
В Риме Караваджо поступает в мастерскую к академическому художнику Джузеппе Чезари, имевшему прозвище «Кавалер д’Арпино» и пользовавшемуся благосклонностью римского папы. Мастерская Чезари была своеобразной галереей, и многие начинающие художники обзаводились здесь клиентами. Быстро заметили и Караваджо. Его успеху способствовал и тот факт, что римские художники тогда работали в стиле Рафаэля и Микеланджело, предпочитая писать огромные фрески с религиозными или историческими сюжетами. Так называемые «картины для мольберта», ценимые коллекционерами, практически отсутствовали.
Сюжет картины неизменен: два темных крыла за спиной юноши намекают на его судьбу — меланхолия, депрессия, гаснущий свет сознания и… Достаточно..
Исходящий от «Вакха» Свет прогоняет Тьму — и воздух вибрирует в напряжении. Нужны непосредственные свидетельства? Приглядитесь к деталям…
В бокале вино ходит кругами, оставляя концентрические следы от своего вращения. Зеркало вина в стеклянном кувшине наклонено, значит и и оно — это вино — тоже ходит кругами. В чем причина?
То время жизни каждодневной, простой преображается
в Вечность. Караваджо передает непостижимые: мистические тонкости? Да, потому что и он наделен СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ.
Караваджо.»Лютнист». 1595. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Биограф художника Бальоне сказал об этой картине,
что «юноша кажется живым и настоящим».
В 1595 году у Караваджо появился свой покровитель — кардинал Франческо Дель Монте: коллекционер картин и древностей, друг Галилея. Художник поселился в его дворце, а за гостеприимство платил своими картинами. «Лютнист» была самой любимой картиной кардинала.
Здесь прекрасно передано состояние человека, вдохновенно и всецело отдавшегося музыке. Прозрачный полумрак наполняет все помещение. Контрасты света и тени выделяют главные моменты композиции и позволяют рельефно лепить объемы: и лицо юноши, и предметы на переднем плане.
Этот прием, используемый Караваджо,
исследователи назвали «ТЕНЕБРОСО».
Караваджо.»Лютнист». 1595. Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Фрагменты переднего плана…
Пожалуй, «Лютнист» позволяет констатировать не один, а три приема, что станут отличительными свойствами творчества Караваджо… Все видимое прописано досконально, осязательно (фотографически). Окружающей фигуру обстановки (кроме переднего плана) нет вообще: она заменена контрастом света и тени («тенебросо»). Композиция фрагментарна: рама картины будто бы вырезает из целого часть, приближая ее к зрителю. Все это позволяет сосредотачивать внимание не на действии (и его здесь нет), а на самых тонких чувствах персонажей. В данном случае — меланхолии.
Караваджо. «Музыканты». 1595.. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Молодые люди пребывают в умиротворенном состоянии,
гармонизированном звуками лютни. Это состояние столь очевидно,
что, когда вглядываешься в картину, музыка начинает звучать.
Прием «фрагментирования» позволяет придать значительность самому обыденному сюжету. Молодые люди музицируют. И что из того? Они преображаются под воздействием искусства и внутренне, и даже внешне. На втором плане — автопортрет Караваджо, недавно бывшего «Маленьким больным Вакхом», поглощаемым темнотой.
Блаодаря «тенебросо» — контрастному сочетанию Света и Тени — создается эффект напряжения: этакого свето-теневого дрожания — вибрации, что музыкой звучит.
Музыканты приближены к нам так,
что звуки обретают реальность.
Боже мой, как это прекрасно…
От меланхоличного спокойствия, навеваемого музыкой,
не осталось и следа. Простой укус — и столь динамично
развернута фигура, что, кажется, слышен вскрик.
Реализм Караваджо – нечто большее, чем простое подражание природе. В его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, что дает возможность преобразить реальность в драму, разыгрывающуюся на холсте.
Караваджо. «Мальчик, укушенный ящерицей». 1594-1595.
Фрагмент переднего плана.
Сколь активно напряжена жизнь мельчайших деталей на полотне. Пальцы — как убегающий зверек. Ящерица — драконоподобна. Светится и колеблется вода в сосуде. Это — гипереализм…
Караваджо, как художник, одарен фантастически.
Что-то еще будет, когда «темный код» заработает в полную силу, держа творческое напряжение на запредельном уровне…
Караваджо. «Гадалка». 1596 — 1597. Лувр, Париж.
Юноша явно неопытен в житейских делах. Выражение лица
и взгляд гадалки — выдают даму опытную и расчетливую.
Сюжет взят из реальной жизни, а не вдохновлен Рафаэлем.
Молодой человек, одетый с претензией на изысканность, вверил свою правую руку молодой цыганке-гадалке, с тем чтобы узнать свое будущее из «достоверного источника». Повеса так увлекся ощущениями от нежных прикосновений искусных женских пальчиков, что не замечает, как они ловко стягивают кольцо, по-видимому — золотое.
Говоря о «Гадалке», один из первых биографов отмечает: «Вряд ли среди произведений этой школы встречалось что-либо, выполненное с большей грацией и чувством, чем эта цыганка кисти Караваджо, предсказывающая счастье молодому человеку…»
Караваджо. «Шулеры». 1594. The Kimbell Art Museum, Fort Worth, Texas, USA
Друзья, не покладая рук, трудятся — дурят простаков.
Идет карточная игра. Слева молодой и, судя по всему, неопытный игрок внимательно разглядывает свои карты. Через его плечо туда же смотрит средних лет мужчина — один из шулеров. При этом пальцами правой руки он подает тайный знак своему напарнику, который сидит напротив и прячет за спиной пятерку червей. Слева на переднем плане в коробке возвышается столбик, составленный из монет, — предмет вожделения парочки, промышляющей обманом.
Фигуры составляют в целом подобие треугольника. Это — не нововведение, действительно новой оказывается напряженность внутри треугольника,которой аналогов нет. И это только начало: впереди у Караваджо множество композиционных свершений..
Рим со своей главной доминантой — куполом собора святого Петра, плывущим над Тибром и городом, что особенно прекрасен в ночи. Рим XVI — XVII веков- «Папский Рим», куда стекаются богатства почти со всего западно-христианского мира…
В каком Риме работал Караваджо? Привожу выдержку из «Истории протестантизма» J. A. Wylie… «Папство стало деспотом мира. Императоры и цари подчинялись приказам римского папы. Казалось, что земная и вечная участь людей находились в его руках. Римское духовенство пользовалось всеобщим почтением и щедрыми вознаграждениями. He только народ не знал Священного Писания, но и священники не разбирались в нем…
Полуденное сияние папского могущества
было полночным мраком для мира».
Рим. Собор св Петра. Папские гробницы в боковых нефах.
«Удалив закон Божий, как мерило праведности, священники безгранично распространили свою власть и были неудержимы в своем порочном образе жизни. Повсюду процветали обман, корыстолюбие и разврат. Люди не страшились никакого преступления, если только таким путем они могли достичь богатства и положения. Некоторые из владычествующих пал были виновны в таких вопиющих преступлениях, что светская власть пыталась отлучить их от церкви, как самых низких извергов, которых уже нельзя было больше терпеть…
Полуденное сияние папского могущества
было полночным мраком для мира».
Рим XVI — XVII веков представлял собой руины, среди которых одиноко высились архитектурные обломы, гордо поднимались ввысь барочные дворцы и церкви. Руины — объект созерцания для туристов. В те века они — места обитания нищих и бродяг…
Попытавшись представить социальный состав Рима, я пришла к потрясающему выводу, что ничто не меняется… Внизу — простонародье, наверху — аристократы и священство. Посередине, как кому повезет, — служивый люд: врачи, учителя, художники. Судьба правит всеми, действуя в виде папского произвола, разбоев, эпидемий…
Караваджо везет: у него быстро появляются знатные покровители, но… Он сам же губит свое счастье, потому что находит своих героев среди простонародья: рыбаков, ремесленников, солдат — людей цельных, наделенных силой характера. Церковники такого не прощают — и начинается пожизненная травля гения, способного новое слово сказать.
Караваджо поддается миазмам, источаемым руинами, и становится певцом Жестокости? Ни в коем случае. Набираясь мастерства, он начинает писать на мифологические, религиозные сюжеты, каждый раз по-своему разворачивая тему.
Можно с уверенностью сказать,
работы Караваджо Римского периода
полны Света вопреки окружающей его Тьме.
Смотрим…
Караваджо. «На пути в Египетские земли». 1596 — 1597.
По цвето-световому решению это — самая мажорная картина художника, в которой художник погружает героев картины в идиллический пейзаж, отказываясь от «тенебросо».
Здесь все — как положено и не положено… Фигура Ангела, стоящего к зрителю спиной, делит композицию на две части. Справа на фоне пейзажа, окрашенного в «осенние» красно-коричневые тона, дремлет Мария с Младенцем на руках. Слева сидящий на тюке Иосиф держит перед Ангелом раскрытые ноты, в то время как сам Ангел ублажает Святое семейство игрой на скрипке.
Мария Магдалина — одна из самых почитаемых святых в католическом мире. В молодости она была одержима бесами и вела распутную жизнь. Иисус Христос, будучи в Капернауме и его окрестностях, по обыкновению своему учил народ; исцелял больных и увечных; изгонял бесов из одержимых разными душевными недугами.
Христос изгнал семь бесов из Марии Магдалины, которая была родом из небольшого, расположенного близ Капернаума городка Магдалы (отсюда и прозвище её — Магдалина). После исцеления Магдалина вместе с апостолами и группой местных жителей стала сопровождать Его, слушать Его проповеди. Проникнувшись учением Божественного Учителя, она в горьком и страстном покаянии отреклась от прежней дурной жизни и скоро сделалась преданнейшей ученицей Иисуса Христа.
Повезло ей в жизни.
Остальные могут на нечто подобное лишь надеяться…
Сюжет из Евангелия от Луки, 10, 38-42. На пути в Иерусалим Иисус Христос остановился в селении Вифания, в доме женщины по имени Марфа. Пока Марфа готовила угощение, ее сестра Мария села у ног Иисуса, чтобы послушать его наставления. Марфа посетовала, что Мария не помогает ей в хозяйственных хлопотах, Иисус же возразил ей, сказав, что она суетится о многом, а Мария «избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Значит… Событийная жизнь, суетная — одно: в ней все дозволено. Следование наставлениям Учителя, с тобой неслышно для других говорящего, — тот Свет, что прогонит любую тьму, тот цветок, что непременно поднимется Садом.
Караваджо. «Св. Екатерина Александрийская». 1598.
Картина написана по заказу кардинала дель Монте.
Похоже, для Караваджо образ Екатерины значим
в приверженности Святой к Новой вере…
Облокотясь на колесо с острыми шипами, выдающее себя за колесо телеги, сидит милая серьезная девушка в строгом светло-темном одеянии. Она внимательно взирает на что-то, видящееся ей в Вечности. В ногах парчовая алая подушка, на которую брошен пучок хворостин. Темное одеяние — живое: оно, как волна, готовится покрыть ее. Вряд ли кто-то из зрителей может представить, что буквально через миг Екатерину Александрийскую подвергнут жесточайшим пыткам.
За что? За Новую веру, что превратит ее
в Святую великомученицу…
Караваджо пишет картину на сюжет из древнегреческой мифологии. Нарцисс — красивый юноша, любимец нимф, охотник. Как-то во время охоты он увидел в воде своё отражение, влюбился в самого себя, не смог с отражением расстаться и умер от голода и страдания. Юношу искали, тела не нашли, но на том месте, где оно было, вырос цветок, который назвали именем юноши — Нарцисс. Сестры-наяды оплакали его.
Караваджо. «Нарцисс у ручья». 1599. Фрагменты.
По версии Караваджо речи о красоте и влюбленности в самого себя не идет. Только о ПРОЗРЕНИИ, которое возникает, если долго-долго смотреть в глаза самому себе в надежде что-то светлое увидеть. Не удается, смотри — не смотри, лишь чернота в зеркале воды проступает.
Какой пессимизм? Смертный.
Будто сбывается чье-то ПРОКЛЯТИЕ…
Чье? Время «Медузы» пришло!
Караваджо. «Медуза». 1599. Галерея Уффицы во Флоренции.
Картина признана самым значительным образом
Медузы горгоны в истории мировой живописи.
Я видела «Медузу«… Точнее — слышала ее Крик, шум крови, потоком льющейся из горла, шипение змей-волос… Услышав все это, повернуться и уйти было невозможно. Я заставила себя всматриваться в ее лицо. Когда гримаса предсмертного Ужаса начала уходить, лицо стало красивым и от этого еще более страшным.
Тот, кто видел «Медузу«, думаю я,
связан с Караваджо нерасторжимыми узами.
И с чудом-чудовищем тоже…
Караваджо. «Медуза». 1599. Фрагмент.
В лике Медузы выражено предельное состояние Ужаса,
неожиданно охватившего ее. Оглушительно кричащая голова
гипнотизирует не столько взглядом — сколько звучащим Ужасом.
Представить невозможно, но художник, писавший этот образ, должен был находиться в состоянии Ужаса несколько лет. Должен был, если художник — Караваджо.
Значит, образ крепко-накрепко связан с его личными переживаниями, от которых не избавиться, столь они болезненны. Подобные переживания не могли не быть ПРОКЛЯТИЕМ, определявшим его художественный гений.
ОН СЛЫШАЛ ШИПЕНИЕ ЗМЕЙ В СВОЕЙ ГОЛОВЕ
И ДОЛЖЕН БЫЛ ЕГО КАК-ТО ПРЕКРАТИТЬ.
Это — сумасшествие? Это — гениальность,
представляющая собой пограничное состояние
со всем, что относится к норме.
Караваджо. «Медуза». 1599. Фрагмент.
Художник слышал шипение змей в голове и должен был его прекратить или снять с себя наложенное природой ПРОКЛЯТИЕ.
Это — безумие? Это — запредельное состояние гениальности.
Караваджо не мог писать яблочки наливные —
они все были с червоточиной, гнильцой.
Его жанровые сцены передают тончайшие чувства,
что поднимают их на уровень аллегорий.
Напряженная борьба Света и Тени,
изобретенная им, — способ, позволяющий
развивать одну тему: САМООЧИЩЕНИЯ.
Поэтому для тех, кто чувствует «душевные токи»,
исходящие из его картин, художник становится
источником САМОПОЗНАНИЯ — ПОНИМАНИЯ
СВОЕГО СОБСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА.
Творческая жизнь Караваджо делится
судьбой художника на три части.
Мы пережили начало. Что-то будет впереди?
Сильвестр Щедрин. Рим. 1819.
Тибр. Замок Ангела (Мавзолей Адриана). Силуэт. собора Св. Петра.