киргизы какие они по характеру
Автор: Жамиля Жакыпбекова
Психолог из Минска, побывав в Бишкеке, поделилась своими наблюдениями.
Лилия Ахремчик написала на странице в Facebook свои наблюдения о бишкекчанках. Автор предупреждает, что мнение очень субъективное и обобщенное. (Орфография и пунктуация сохранены)
«Кыргызские женщины красивы. В молодости они похожи на фарфоровых кукол небольшого роста, чистой кожи и правильных черт лица, характерные для азиатов и метисов. Они, как правило, улыбчивые и ухоженные. Фантазирую, что это до того момента, пока «себя не продадут», в смысле, пока не найдут мужа. Потом все как-то резко, хлопком меняется: была девочка, стала тетка. Переходного состояния практически не бывает. Европейки в большем количестве умеют быть женщинами и женщинами без возраста: активными, любопытными, искрящимися, развивающимися и так далее», — пишет автор.
Она также отмечает, что если у кыргызской женщины есть дети, то это сразу видно.
Она также поделилась своими рассуждениями о кыргызских мужчинах.
«Распните меня, но красивых мужчин я в Бишкеке не видела (ну, кроме одного). Красивые женщины на каждом шагу, а красивых мужчин нет. Нередко наблюдала картину, как очень красивая девушка, вцепившись в локоть, идет с каким-нибудь парнем такого вида… В общем, ее становилось жалко. Ладно, красота в мужчине — не главное. Есть и другой аспект. Кыргызские мужчины ленивые и хорошо устроились. Есть много прекрасных мужчин и семей, уверена. Я сильно обобщаю, говоря о большинстве. Они как-то так удобно для себя преломили ислам, что благополучно уселись на шеи своих жен, при этом считая их существами второго сорта. Если в исламе мужчина несет стопроцентную ответственность за женщину, за ее обеспечение, образование и прочее, да и за семью в целом, то кыргызский мужчина может бить и унижать свою женщину, не являясь добытчиком», — размышляет психолог.
Как она отмечает, женщина работает, тянет дом, детей, занимается всеми домашними хлопотами, и при этом еще содержит и обслуживает мужа, который ее не уважает.
«О близости в семье можно только мечтать. Развестись нельзя, потому что ее осудит вся родня и окружение. Это же муж. Он может быть только один, как бы уродливо женщина с ним не жила. Может, поэтому и скрытая агрессия, и преждевременное старение. Женщины не живут по своему разумению. Им этого нельзя. Их в рамках и сценариях держит весь родовой уклад семьи и окружение. «Даже если плохо, терпи». Страдать – почетно, быть счастливой – осуждаемо. Если женщина несчастна, то она почти святая. И не имеет значения, что она сама при этом хочет, что чувствует. Если она начинает любить и ценить себя, ее начнут ставить на место. Что она себе позволяет?» — пишет автор.
Она также отметила, что есть развитые, красивые и цивилизованные женщины, которые находятся на границе между востоком и западом.
«Их еще сильно тянут вниз предрассудки, но уже очень влекут западные ценности: любить себя, беречь себя, проживать свою собственную жизнь, развиваться, выбирать мужчину, любить мужчину и так далее. Они занимают хорошие должности, прилично зарабатывают, занимаются спортом, фитнесом, йогой, иностранными языками, танцами, увлекаются психологией. Они читают современных психологов и пытаются разобраться в себе и своей жизни, ищут причины своего неудовлетворения», — добавила Лилия Ахремчик.+
В заключение своей публикации, психолог отметила, что это беглый взгляд иностранки.
«Я старалась быть бережной на консультациях, тысячу раз предупреждая, что я не оттуда, и только самой женщине решать, как ей поступить с тем или иным осознанием. Восток — дело тонкое», — завершила свою мысль Ахремчик.
Новое в блогах
Киргизы — богатые духом. Как живут киргизы
Быт и культура киргизов способны удивить многих европейцев. Это гордый народ, история которого насчитывает не одно столетие. Они отличаются особыми представлениями о жизни и порадуют каждого гурмана непревзойденной кухней. Богатство культуры и необычные традиции некогда кочевого народа — яркое свидетельство уникальности киргизов.
История
Формирование народа происходило в условиях сложной обстановки. Древнейшими предками киргизов сейчас называют саков. Это были воинственные племена скотоводов, занимавшие часть территории Центральной Азии в 1 тысячелетии до н.э. Им и их преемникам усунам (усуни) пришлось воевать с гуннами, которые являлись на тот момент сильными воинами с развитой армией.
С пришествием монгольских войск народу пришлось продолжать борьбу, удерживая территории Тянь-Шаня и Памиро-Алтая. Воинственность племен поражала монголов и армию Чингисхана, однако новые ханства одно за другим продолжают набеги на киргизов, что вынуждает их идти на контакт с Российской империей. Это становится переломным моментом в истории страны. Ее северная часть присоединяется к России, а южная оказывается завоевана. Политика русских царей приводит к массовым выступлениям и протестам. А в 1916 году вспыхивает восстание.
Советский период оказался полезным для страны. Она смогла провести индустриализацию и начать налаживать производство. С распадом СССР началась череда больших проблем, однако в последние годы ситуация стала налаживаться в связи с восстановлением государственности.
Жизнь
Статус человека у киргизов зависит от высоты его шапки. Белая шапка из войлока называется бакай-калпак. Этот колпак украшают ручной вышивкой. Если человек из простого рода, то его бакай будет низким, а если из богатого — вытянутым. Самая красивая вышивка у людей пожилого поколения.
У киргизов до сих пор сохранилась игра кок-бору, напоминающая поло. Правда, играют в ней не мячом, а тушкой козла. В целях гигиены в последние годы стали использовать муляж тушки. Игра настолько популярна, что в Киргизию съезжаются на мировые чемпионаты, называемые Всемирными играми кочевников. Во время их проведения играют в кок-бору, устраивают стрельбу из лука, проводят состязание в борьбе.
На рынках каждую лавку нужно окуривать дымом. Для процедуры используется можжевельник. Киргизы считают, что эта трава помогает изгнать злых духов.
Живут киргизы в юртах. Это жилище считается по-настоящему уникальным, поэтому занесено в список ЮНЕСКО. Юрты строят даже для покойных. Такое жилье называют поминальным. В нем усопший проводит 3 дня и 2 ночи, чтобы каждый родственник смог прийти и попрощаться.
До сих пор сохранился обряд кражи невесты — ала качуу. Власти борются с подобными обрядами, хотя не слишком успешно: уголовное преступление совершают 10–15 тысяч раз за год. Поражает факт, что кражи происходят по-настоящему. Древняя традиция гласит, что похищенная девушка должна выходить замуж за похитителя. Сейчас местные власти активно пропагандируют свободу выбора жениха в отношении девушек.
Едят киргизы, сидя на циновках за низкими столиками. Причем во время застолья почетному гостю преподносят хвост барана, выказывая уважение. Если за столом присутствует старейшина, ему преподнести тазовую кость. Самым важным гостям преподносят голову. По традиции, одариваемый должен вырезать глаза, разрезать пополам и поделиться с другим гостем, наиболее ему симпатичным. Девушкам обычно дарят нёбо. Дети получают правое ухо, а левое хозяин дома оставляет у себя, добавляя в коллекцию.
Наконец, важной основой в жизни каждого киргиза является омен. Это благодарность Всевышнему, которую произносят после трапезы. Такой обычай пришел из ислама и соблюдается практически всеми, даже те киргизы, которые не являются мусульманами, должны произнести омен, поднеся ладони к голове.
Традиции
Повседневная жизнь киргизского народа тесно перекликается с традициями. Одна из самых важных — гостеприимство. Киргизы относятся к гостю как к благодати. Издавна считалось, что каждый зашедший в поселение должен посетить хотя бы один дом и разделить трапезу с хозяевами. В сельской местности обычай гостеприимства чтут строго. Среди городских жителей многие о нем тоже не забывают. Поэтому на приглашение киргиза зайти в гости нужно отвечать утвердительно, иное воспринимается как дурной тон.
Женщины должны садиться за отдельными столами, гости приходят с маленькими подарками и сладостями для детей. Начинают трапезу чаепитием. Традиция велит перед закуской съесть выпечку, затем перейти к салатам и только потом к основной пище. Лепешки, заменяющие хлеб, переворачивать нельзя. Есть их лучше аккуратно, ведь ронять кусочки означает навлекать беду.
Все дела киргизы решают в чайхане. Это место служит для проведения деловых переговоров, совместных обедов с деловыми партнерами, отдыха и планирования сделок. Обязательно во время пребывания в чайхане пить чай, соблюдая ряд ритуалов, которые местные держат в секрете и не рассказывают про их особенности туристам. Обычно для заключения важных сделок в чайхану собираются в понедельник — наиболее удачный, по мнению киргизов, день.
Свадьба
К свадьбам готовятся заранее, планируя каждый этап. Обычно первыми женятся сыновья, которые достигли старшего возраста. Последним семьей обзаводится самый младший. Младшие также должны заботиться о родителях и оставаться в отцовском доме.
Прежние традиции велели мужу преподносить выкуп родителям невесты. Самым востребованным оставались лошади. Иногда в качестве выкупа служит скот или деньги. Если же жених был проставленным мастером, он мог преподнести изделие, изготовленное собственными руками.
Жениху надлежало подарить своей невесте свадебный наряд и украшение. Перед получением согласия ее родителей надлежало сесть за общий стол, отобедать и обо всем договориться. Только после получения согласия было возможно провести свадебную церемонию.
Свадебные костюмы до сих пор не утратили актуальность.
Праздники
Абсолютно все праздники в Киргизии сопровождаются яркими состязаниями. Потомки кочевого образа жизни обожают соревноваться в скачках на лошадях, стрельбе из лука, прочих мероприятиях с элементами акробатики. Одним из самых сложных является тыйын-энмей, который требует от человека большой физической силы и сноровки. В ходе состязания участники должны как можно быстрее проскакать на лошади и схватить монету, лежащую в вырытой лунке.
Рацион киргизов до сих пор приближен к питанию их потомков-кочевников. Во время приготовления блюд постоянно используются специи, мясо готовят на пару или варят, самой востребованной считается конина. Киргизы любят мучные блюда, супы делают густыми, похожими на кашу. Наиболее часто употребляемыми овощами остаются редька, репа, в пищу часто добавляют бобовые. На столе киргиза, помимо конины, может быть и баранина, и говядина. Самыми популярными блюдами являются плов, манты, супы и различные варианты отварного мяса. Если вы когда-нибудь решите посетить Киргизию, непременно отведайте шорпо — это луковый суп с зеленью и свежим молодым картофелем. Мясоедам придется по вкусу куурма-шорпо — все то же самое, но в блюдо добавляют обжаренное мясо и овощи. Самый сытный бульон — бешбармак. В нем сочетаются лапша, баранина, зелень и лук.
Пища у киргизов жирная, поэтому соблюдающим диету лучше много не наедаться. Кочевникам всегда была нужна калорийная еда, поэтому они делали колбасы из баранины или конины, а наиболее сытное блюдо ашлямфу готовится из холодца, омлета и лапши, причем киргиз может заедать его гошаном — небольшим чебуреком с фаршем и разнообразными соусами. Традиционная киргизская кухня отличается некоторыми особенностями:
Рис выступает основным гарниром;К жирной пище обязательно подаются зелень и овощи, что способствует лучшему пищеварению;Большинство салатов является основными блюдами;Сыр редко встречается на столе, его делают только горные жители;Из напитков киргизы пьют смесь бозо, которая готовится из забродившего проса;Творог здесь подают соленый, а супы делают на основе ячменя;В большом почете лепешка нан, которую готовят различными способами. Всего насчитывается сотня-другая вариантов — все зависит от района. Например, в одном хлеб пекут в тандыре, где-то пользуются углями, а иногда в ход идет масло (такую лепешку называют боорсок);Из сладостей чаще всего едят щербет, чак-чак, халву и баклаву;Как и у других кочевников, важным напитком здесь считается кумыс.
Культура
Культура Киргизии сформировалась под влиянием русского, турецкого и персидского народов. Самым важным для себя киргизы считают природу, что отчетливо прослеживается в их творчестве. Ей посвящают литературные произведения, пишут музыку, отражают в орнаментах на одежде. Самым грандиозным считается «Манас» — стихотворение, отличающееся невероятно большим количеством строк. В сказаниях киргизского народа нашлось место любви, войне и лошадям — самым значимым для кочевых людей животным. Конь может использоваться для оплаты, его преподносят в дар, а еще он обязательно должен присутствовать на свадебной церемонии. Значимость лошадей настолько велика, что многие мастера изготавливают музыкальные инструменты, которые нужны специально для игры во время путешествия на коне.
В музыкальных произведениях барды прославляют кочевой образ жизни, повествуют о буднях, радостях и ненастьях. Разнообразие музыкальных инструментов в стране велико.
Особое место занимает текстильное дело. Ковры и наряды, которые шьют в Киргизии, получили популярность во всем мире. Изделия шьются из войлока и шерсти, на них отражаются природные пейзажи, растительные орнаменты и горы. На коврах (ширдаках) может быть изображено огромное количество элементов. Чем их больше, тем дороже ковер. Традиционно вышивка изображает горных козлов, птиц, собак.
Фольклор
Главным произведением фольклора считается «Манас». Он наглядно демонстрирует особенности жизни народа на протяжении 3 тысяч лет. По жанру относится к героическому эпосу, включает массу героев и событий. «Манас» в подробностях расписывает военные сражения, которые происходили при набегах соседних племен, борьбу за независимость и отвоевывание захваченных территорий.
Эпос представляет героев мужественными и целеустремленными. Все они славные и доблестные воины. «Манас» уделяет внимание женщине, показывая ее не только как хранительницу домашнего очага, но и верного соратника, спасающего воинов от гибели при получении опасных ранений. Женщина часто становится наставником, давая ценные советы герою. «Манас» переведен на множество языков и имеет 35 вариантов, характеризующихся разным изложением. Эпос по-настоящему огромен — в нем более миллиона строк.
Внешность
Физиономисты причисляют лица киргизов к монголоидному виду. Черты лица соответствуют казахским. Также прослеживается китайский облик, что связано с регулярным вторжением китайских войск, которые угоняли людей в Маньчжурию.
Одежда
Киргизы шьют одежду из войлока, кожи и шерсти. Национальные костюмы надевают по праздникам, а в повседневной жизни предпочитают простую европейскую одежду. Однако на улицах можно увидеть много молодых людей в колпаках. Мальчишки, достигшие 6 лет, очень гордятся этим головным убором. Мужчины раньше часто надевали чапан — красиво расшитое пальто со стоячим воротником. Еще одна разновидность пальто — чекпен. Оно характеризуется специфической вышивкой и является довольно длинным по меркам европейской моды.
У женщины распространены юбки с разрезами. Их киргизки надевают поверх халата (платья). Для торжественных случаев платья подбирают особые — с узорами и вышивкой на рукавах. Головным убором служит конусообразный колпак, украшенный перьями. Альтернатива такого колпака — элечек, похожий на чалму. Ее оборачивают вокруг головы много раз — длина ткани может достигать 30 метров. Мужским головным убором является тюбетейка, которая может отличаться в зависимости от района проживания. Особенностью нарядов незамужних девушек является яркость и разнообразие цветов. Замужние одеваются более консервативно.
Жилище
До сих пор по всей стране распространены традиционные жилища кочевников — юрты. Основу каркаса такого жилья составляют жерди и стены решетчатого типа. Отделка выполняется с помощью циновки и войлока, пол застилают кожей, в качестве внутреннего утеплителя используют ковры.
Киргизы хранят вещи и одежду в небольших сундуках. Мужчины и женщины держатся раздельно. Юрту обогревает коломто — маленький очаг, который одновременно является главным источником света. Дополнительно используют светильник чырак. Цвета и узоры у племенных групп и семей всегда разные. Статусные хозяева стараются оформить юрту максимально богато. Самым почетным местом в юрте является тор, поставленный рядом со скамейкой и сундуками, которые накрывают коврами. На торе располагается хозяин юрты или старейшина. Самые богатые киргизы располагают большим количеством юрт. Некоторые используются в качестве кладовок, другие предназначены для гостей, а в третьих проводятся свадьбы. Глинобитные дома, пришедшие на смену юртам при формировании оседлого образа жизни, сейчас не так популярны. Чаще всего люди селятся в многоквартирных домах. Юрта — скорее прихоть и показатель статуса.
Характер
Киргизы чтут семейную иерархию. Отец считается главой семейства, и его слово — для детей закон. Строгость, как в былые времена, родителям уже не свойственна.
Взаимовыручка по-прежнему возводится в культ. Родственники, соседи, знакомые — все обязаны помогать друг другу в трудные минуты. Считается, что киргизские девушки взрослеют в раннем возрасте. Нередки случаи, когда юная девушка, едва достигшая 17 лет, уже выходит замуж. Дети считаются высшим благом, семейные ценности закладываются с самого детства. Детей рано приучают к труду, обязательно знакомят со старейшинами, которые до сих пор не утратили своего авторитета.
Почитание старших в принципе является одной из основных черт характера. Киргизы считают, что пожилой человек учит главному — мудрости. Поэтому его нужно слушать и внимать словам.
Религия
Киргизия признана светским государством, однако в основном распространен ислам. Большинство религиозных жителей — мусульмане-сунниты. Лишь немногие здесь исповедуют буддизм. Среди религиозного населения есть представители иудаизма, лютеранства, католицизма и православия. В стране действует свобода вероисповедания, которую уважает государство и население.
Последние несколько лет интерес к религии возрастает. Отмечается рост строительства мечетей и православных храмов. В стране насчитывается примерно 1340 мечетей. Среди образовательных учреждений наиболее распространены христианские и мусульманские.
Продолжительность жизни
Продолжительность жизни в стране является одной из острых проблем, которые постоянно обсуждаются в народе и на государственном уровне. На 2010 год продолжительность жизни среди мужчин не превышала 60 лет. При этом женщины, по отметкам Минздрава, достигали возраста 72 лет. Одной из причин низкой продолжительности жизни среди мужского населения медики называют частое употребление жирного мяса. Сейчас Минздрав страны находится в поисках решения проблемы.
Правительство ожидает, что средняя продолжительность жизни в стране должна скоро увеличиться до 66 лет среди мужчин и до 74 лет среди женщин.
Численность
На сегодняшний день на территории Киргизии проживают свыше 6 миллионов человек. Специфика населения страны такова, что мужского и женского населения распределено примерно поровну. Последние годы наблюдается тенденция роста. В том числе за счет иммигрантов. Наблюдается и ежегодный отток коренного населения в другие страны. Количество людей, покидающих страну, на данный момент превышает численный приток.
В Киргизии зафиксирована высокая социальная разгрузка: наблюдается большое количество людей, относящихся к нетрудоспособной категории.
Киргизы заслуживают большого уважения — в трудные времена им приходилось сталкиваться с монголами и китайцами, превосходившими их численно и имевшими гораздо более мощные армии. Народу Киргизии удалось не просто выжить, а сохранить культуру, обычаи и национальное самосознание. Многие люди с оптимизмом смотрят в будущее. Сейчас в стране все чаще прослеживается рост интеллигенции, растет уровень грамотности и образования.
Видео
Киргизы
Происхождение киргизов
По своему типу, костюму и образу жизни киргизы Закаспийской области ничем не отличаются от своих сородичей киргизов малой орды, живущих в Уральской и Тургайской областях.
О киргизах, вообще, существует такая большая литература, как ни об одной другой группе инородческого населения России. Здесь мы приведем только некоторые данные, указывающие место киргизов в среде других народов тюркско-монгольского происхождения, и некоторые особенности жизни их в области.
Откуда вышло и как образовалось киргизское племя, остается неизвестным. По преданию некоторые роды считают себя выходцами из Туркестана, другие с Евфрата; некоторые считают себя родственными с сибирскими татарами, другие ведут свое происхождение от ногайцев, живших по Волге, третьи от турок.
Антропологический тип и характер
Антропологические исследования среди киргизов Букеевской орды, принадлежащих к одной с нашими киргизами групп (кичи юз), произведенные Харузиным, показали, что киргизский народ не представляет из себя антропологического типа определенной расы и что он есть продукт смеси различных народностей монгольской и кавказской рас. Тип киргиза в высшей степени разнообразен и представляет в отдельных особях колебания от монгольского типа до типа тюркско-татарского и кавказского. Наиболее характерный тип киргиза имеет следующие особенности: рост выше среднего, телосложение крепкое, ноги кривые, тело гладкое, кожу темную, лицо широкое с выдающимися скулами, волосы черные, глаза темные, косоватые, уши оттопыренные, бороду и усы редкие, нос слегка приплюснутый. Голова киргиза имеет брахицефалическую форму. Стан киргиза стройный, но склонный к полноте, руки и ноги маленькие.
Характер киргиза полон противоречий, хороших и дурных качеств, причем по общему признанию писавших о киргизах авторов последние преобладают. Харузин, сопоставляя все отзывы о характере киргизов, указывает на следующие преобладающие качества «хороших 4», говорит он: «миролюбие, добродушие, уважение к старикам и гостеприимство. Дурных 13: отсутствие истинного самолюбия, условная храбрость, условная честность, лживость, корыстность, болтливость, беспечность, кляузничество, сутяжничество, тщеславие, хитрость, сладострастие и хвастливость». К этому он еще прибавляет 3 безразличных качества: «изворотливый ум, любопытство и скрытность».
Жилище, костюм, пища
Кочевник по преимуществу, киргиз живет исключительно в кибитке общего с кибитками всех других азиатских кочевников типа, отличающейся лишь несколько более конусообразной формой. Кибитка служит идеальным жилищем для кочевника: она легко перевозится на 2 верблюдах и требует около полчаса времени для своей установки.
Киргиз носит белую коленкоровую рубаху с большим отложным воротником и плисовые, или другой бумажной материи шаровары. Поверх рубашки зажиточный киргиз надевает халат из плиса, отделанный галуном, и подпоясывается шерстяным или пуховым шарфом. Киргиз среднего достатка носит черный или синий суконный халат, иногда армяк из верблюжьей шерсти с большим откладным воротником. На ноги он надевает желтые юфтовые сапоги, а на голову, смотря по времени года, или меховую выдровую шапку, украшенную позументом, или войлочный остроконечный колпак с широкими, загнутыми кверху краями, или лисий «тумак» — остроконечную шапку с большими наушниками и назатыльником. Некоторые носят широкие бархатные пояса с массивными застежками и бляхами.
Женский костюм состоит из шелковой или бумажной длинной рубахи, кумачовых шаровар, большой белой повязки на голове, плисового с позументом или суконного халата, малинового шерстяного пояса и сапог с высокими каблуками. Девушки вместо покрывала носят круглые выдровые шапки. Зимою киргизы носят большие бараньи шубы с длинными рукавами.
Жизнь и потребности кочевника крайне несложны. Он довольствуется самым незначительным количеством домашней обстановки и утвари. Пища его состоит почти исключительно из мяса и молочных продуктов. Хлеба киргиз ест очень мало, легко может обходиться без него совершенно.
Самые распространенные блюда киргизской кухни — вареная баранина, съедаемая обыкновенно без соли, суп из баранины (сурпа) и кумыс из кобыльего молока. Особенно лакомым блюдом считается молодая конина.
Киргиз страшно прожорлив: он легко съедает 7 фунтов мяса и выпивает неимоверное количество кумыса.
Семейное устройство и положение женщины в семье
У киргизов до сих пор сохранилось родовое устройство. Род иногда состоит из 5-10 отдельных семей, которые подчиняются старшему в роде.
Киргиз, как мусульманин имеет право иметь до четырех жен, но правом этим пользуются лишь наиболее богатые. Редко кто из них имеет более двух жен, обыкновенно же довольствуется одной. Причина этого та, что содержание многих жен и уплата калыма обременительна для малосостоятельного киргиза.
Отношения между мужем и женой у киргизов довольно свободные, и на грех мужа, как и жены смотрят, нередко, сквозь пальцы.
Случается, что киргизы меняются своими женами, или продают жену ее любовнику. Развод у киргизов также явление не редкое.
Киргизская женщина пользуется относительно большой свободой: она никогда не закрывает лица от мужчин, свободно разъезжает по степи и принимает участие в празднествах. В семье женщина занимает приниженное по отношению к мужчине положение. Она исполняет все работы по хозяйству, но ест и пьет после мужчин. Когда киргиз имеет несколько жен, то первая называется старшей — «байбше»; она распределяет работу между другими младшими женами, и приказывать ей может только муж. Дети всех жен пользуются одинаковыми правами.
Религиозность
Киргизы принадлежат к мусульманам-суннитам, но мусульмане они очень плохие. Редкий киргиз имеет понятие о коране, или знает какую-нибудь молитву. Так же плохо они исполняют мусульманскую обрядность и совершенно не имеют мечетей. Левшин, известный исследователь киргизов, пишет: «Трудно решить, что такое киргизы-магометане, манихеяне или язычники».
Места кочевок
Киргизы, обитающие в области, народ чисто кочевой и к оседлости не имеет никакой склонности. Занимаясь почти исключительно скотоводством, они круглый год передвигаются с места на место в поисках хороших пастбищ и не имеют определенных зимовок с постоянными постройками, как их родичи более северных областей. Зимовкой (кыстау) у наших киргизов называется площадка в 500-600 кв. саж., покрытая слоем перегоревшего верблюжьего навоза и защищенная от северных и восточных ветров. В Мангишлакском уезде имеется до 20 тысяч таких зимовок, которые не составляют личной собственности и находятся в общем пользовании. Наши киргизы зимуют преимущественно на Мангишлакском полуострове, или в бедный травой год уходят в Хиву и Уральскую область. Весной откочевывают на Усть-Урт, а после ягнения овец около двух третей населения переходит в Уральскую область, где и кочует до осени. Скот свой они держат круглый год на подножном корме, не запасая на зиму никаких запасов сена, а потому в годы больших снегов и гололедиц, когда овцы не в состоянии достать полыни из-под снега, скот гибнет большими массами от голода. Такой массовый падеж скота бывает один раз в 12-15 лет, и по местному поверью преимущественно в «куюн джил», т.е. овечий год, один из годов 12-летнего цикла местного летосчисления. Перед наступлением этого года киргизы стараются распродать как можно больше скота.
Средняя состоятельность
Киргизы разводят главным образом овец, коз, лошадей и верблюдов. На душу населения приходится приблизительно по 1 верблюду, 1 лошади и 13 голов мелкого скота. По степени зажиточности их можно разделить на следующие 4 группы: 1) богатые, имеющие более 100 лошадей, 20 верблюдов и 500 баранов на семью, 2) зажиточные, имеющие от 10 до 100 лошадей, от 10 до 20 верблюдов и от 100 до 300 баранов, 3) недостаточно зажиточные, имеющие от 5 до 10 лошадей, до 10 верблюдов и до 100 баранов и 4) бедные, ничего не имеющие и живущие в работниках у других.
Скотоводство
Общее количество скота у киргизов определяется следующими цифрами: овец и коз 553 тысячи, верблюдов 44 т., лошадей 43 т., и крупного рогатого скота 460 голов.
Овцы разводятся степной киргизской породы, довольно крупной, отличающейся вкусным мясом и крупным курдюком, вес которого доходит до 30 фунтов. Киргизская овца дает 2 стрижки в год по 4 фунта шерсти. Руно грубее других разводимых в области пород овец и ценится от 2 р. до 2 р. 50 к. за пуд.
Разводимые киргизами верблюды местной двугорбой породы «атан». По сравнению с туркменской породой, они меньше ростом, слабее в работе и беднее шерстью; поднимают 10-12 пудов груза, редкие — до 16 пудов. Верблюды дают очень тонкую шерсть, цена которой в расчесанном вид доходит до 12 рублей за пуд. Киргизы держат также и одногорбых верблюдов туркменской породы.
Лошади киргизов принадлежат к особой киргизской верховой породе, представляющей разновидность монгольской группы лошадей. Рост их около 2 аршин; они имеют сухую голову с широкими скулами, толстую шею, короткую и крепкую спину, толстые, мохнатые и мускулистые ноги. Лошади эти некрасивы, но крепки, легки и выносливы.
Рогатого скота держат мало, и он не отличается хорошими качествами.
Земледелие
Земледелием занимаются только некоторые, беднейшие киргизы, и занятие это считается у кочевников далеко не почетным. Кстати, и местные условия не благоприятствуют этому занятию. Небольшие источники пресной воды, годные для полива посевов, существуют только в горах Ак-Тау и Кара-Тау, лежащих к юго-востоку от форта Александровска, где и существует незначительное количество посевов проса, сорго и ерунжи (род люцерны), а также арбузных и дынных бахчей.
Кустарные и отхожие промыслы
Кроме скотоводства и земледелия киргизы занимаются кустарными и отхожими промыслами и охотой.
Кустарные промыслы киргиз немногочисленны и служат главным образом для удовлетворения местных потребностей. Главным промыслом, имеющим и промышленное значение, является валяние кошем, которых производится до 20 т. штук в год; приготовление вязанных изделий из козьего пуха: шарфов 5000 шт., платков 100 шт. и перчаток до 6 т. пар в год; выделка овчин и шитье шуб до 4800 шт. шуб в год и выделка кафтанов из верблюжьей шерсти до 5300 шт. в год. Продукты кустарного производства сбываются преимущественно в Астрахань. Ковров и паласов киргизы ткать не умеют, да и грубая шерсть местной породы овец не годится для работ этого рода.
Отхожими промыслами киргизов является добывание соли из многочисленных соляных озер Мангишлакского уезда. Киргизы снабжают солью туркменские племена области и даже вывозят ее караванным путем и морем в Персию.
Другим отхожим промыслом является рыболовство. В этом промысле киргиз является не хозяином рыболовной ватаги или владельцем рыболовной лодки, а служит лишь простым рабочим на чужих промыслах.
Охота служит одним из любимых занятий киргиза. Охотится он на волка, лисицу, джейрана и зайца, с ястребами, соколами и борзыми собаками, а также ставит капканы. Для боя волков у киргизов имеется особая очень толстая ногайка. Лисьи шкурки, в количестве 3000 шт., и волчьи — 200 шт. в год, продаются в Астрахань.
Административное и родовое подразделение
Киргизов в области 66700 ч., что составляет около одной пятой части всего туземного населения.
Живут они в Мангишлакском и северной части Красноводского уезда и занимают своими кочевьями весь Усть-Урт до южной оконечности Карабугазскаго залива, за исключением берега моря к югу от форта Александровского, занятого туркменами и русскими.
Все кочующие в области киргизы принадлежат к составу малой орды и к роду Адай, как и киргизы, населяющие Уральскую область, и называют себя именем «казак».
В административном отношении они разделяются на 7 волостей в Мангишлакском и 1 в Красноводском уезде.
Происхождение свое они ведут от Адая, сына Бай Улу. У Адая были дети Худай Ке и Келим Берды. От первого произошли киргизские роды шазыке и косой, из которых последний составляет 4-ю Адаевскую и Туркмен-Адаевскую волости.
От сыновей Келим Берды-Мунала происходит население Тюб-Караганской и Рахим-Бердынской волости, Али Мамбета — Мангишлакской волости, Кунак-Уруса — один аул Тюб-Караганской волости, Ис Гельды — 2-я Бузачинская волость и Кос Кулака — первая Бузачинская волость.
По преданию киргизы пришли на Усть-Урт из Уральской области и после 30-летней войны с туркменами, кочевавшими в этих местах с давних пор, вытеснили их и сами заняли их кочевья. Когда совершилось это событие, предания дают крайне разноречивые сведения. Можно полагать, что это произошло не более 150-200 лет до настоящего времени. В подданство России они вступили лет 60 тому назад по уговору своего хана Аленя.
Несмотря на безотрадную картину, которую представляют из себя глинистые и каменистые нагорья Усть-Урта гораздо более пустынные и оголенные, чем лежащая южнее Каракумская песчаная степь, они дают киргизу все необходимое для безбедного существования и настолько удовлетворяют всем его потребностям, что даже бедняк в очень редких случаях оставляет свою родную степь с целью отыскания заработков на стороне. Здесь мы наглядно видим, как суровая природа не только поработила человека, но заставила его полюбить свое рабство и тем отдалила на неопределенно долгое время от перехода к более культурным формам жизни и занятиям.