кинель какой федеральный округ
Самарская область
ПРИВОЛЖСКИЙ федеральный округ России. Самарская область. Площадь 53,6 тыс.кв.км.. Образована 14 мая 1928 года. Административный центр Самарской области — г. Самара
Самарская область входит в Поволжский экономический район. В области хорошо развита цементная промышленность, производство строительных материалов, сформирован мощный нефтеперерабатывающий кластер. Основу промышленного потенциала Самарской области составляет высокотехнологичное машиностроение, которое представлено такими системообразующими отраслями, как автомобилестроение, производство авиационной и космической техники, двигателестроение. По технологической цепочке с ними интегрированы предприятия по производству электрооборудования, резиновых и пластмассовых изделий, металлургии и научно-исследовательские институты. Одним из основных направлений промышленной специализации Самарской области является химическая отрасль. Регион занимает ведущие позиции в России по производству автомобилей, синтетического аммиака, линолеума, синтетического каучука, синтетических смол, минеральных удобрений.
Сельское хозяйство зерново-животноводческого направления. Выращивают пшеницу, просо, рожь, ячмень, гречиху, подсолнечник. Мясо-молочное скотоводство и мясо-шёрстное овцеводство.
Самарская область образована 14 мая 1928 года как Средневолжская область.
За время своего существования Самарская область несколько раз меняла название. В 1929 году переименована в Средневолжский край, в 1935 году — в Куйбышевский край. В период с 5 декабря 1936 года по 25 января 1991 года называлась Куйбышевской областью.
Область была дважды награждена орденом Ленина:
20 сентября 1958 — «За крупные успехи, достигнутые трудящимися области в увеличении производства зерна и других продуктов сельского хозяйства. За успешное выполнение социалистических обязательств по продаже зерна в 1958 году».
26 ноября 1970 — «За большие успехи, достигнутые трудящимися области в выполнении задания пятилетнего плана по развитию народного хозяйства и особенно отраслей машиностроения, химической промышленности».
Города, Городские округа и Муниципальные районы Самарской области
Города Самарской области: Самара, Жигулёвск, Кинель, Нефтегорск, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Сызрань, Тольятти, Чапаевск.
Городские округа Самарской области:
Городской округ «Самара»
Городской округ «Жигулевск»
Городской округ «Кинель»
Городской округ «Новокуйбышевск»
Городской округ «Октябрьск»
Городской округ «Отрадный»
Городской округ «Похвистнево»
Городской округ «Сызрань»
Городской округ «Тольятти»
Городской округ «Чапаевск»
Муниципальные районы Самарской области, Административный центр:
Алексеевский район, Безенчукский район, Богатовский район, Большеглушицкий район, Большечерниговский район, Борский район, Волжский район, Елховский район, Исаклинский район, Камышлинский район, Кинель-Черкасский район, Кинельский район, Клявлинский район, Кошкинский район, Красноармейский район, Красноярский район, Нефтегорский район, Пестравский район, Похвистневский район, Приволжский район, Сергиевский район, Ставропольский район, Сызранский район, Хворостянский район, Челно-Вершинский район, Шенталинский район, Шигонский район.
Кинельский район
Год образования | 1928 | ||
Районный центр | город Кинель | ||
Территория | 2049,27 кв.км | ||
Расстояние до областного центра | 41 км | ||
Расстояние до ближайшей ж/д станции Кинель | 0 км | ||
Число округов | 12 | ||
Число сельских населенных пунктов | 63 | ||
Численность населения | 32,9 тыс. |
Муниципальный район Кинельский расположен в центре Самарской области. Сельское хозяйство составляет экономическую основу развития территории. Сегодня в районе успешно работает ряд крупных сельскохозяйственных предприятий, многочисленные крестьянские и фермерские хозяйства. Основные виды их деятельности — растениеводство, мясное и молочное животноводство. На территории Кинельского района в настоящее время расположены 10 памятников природы, которые имеют научно-историческое, учебное, познавательное и эстетическое значение. В районе есть несколько сел, перешагнувших 250-летний рубеж, начало которым положило строительство оборонительных слобод и крепостей для защиты от кочевников, есть села — бывшие имения богатых и влиятельных помещиков и дворян. Официальная же история района берет свое начало в 1928 году.
Правительство Самарской области
Центр телефонного обслуживания
Самарской области
8-800-707-6-123
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International
Кинель какой федеральный округ
Кинель – один из наиболее успешно развивающихся в Самарской губернии. Расположен в 40км. от областного центра. Территория – более 100 кв. км. Население более 58 тысяч человек, из которых почти треть относится к разряду молодёжи – около 16 тысяч моложе тридцати лет.
История самого города Кинель насчитывает 183 года. Но в состав городского округа входит посёлок городского типа Алексеевка, наследующий славу Алексеевской крепости, возведённой в 1700-м году по указу Петра I в месте слияния рек Самара и Кинель. Её изображение присутствует на гербе Кинеля, как дань древней и современной истории города. Частью территории города является и посёлок городского типа Усть-Кинельский, где расположена Самарская Государственная сельскохозяйственная академия, ряд научно-производственных предприятий, в числе которых Поволжская МИС, Институт селекции и семеноводства. Поэтому зелёный – цвет молодости и развития – стал основой гербового поля. В верхней части герба – «летящее колесо», символ железной дороги – градообразующей отрасли в Кинеле. В центре герба – две серебряные ленты, две реки, сливающиеся воедино. Это Самара и Большой Кинель, в междуречье которых в 1837 году зародился поселок, ставший в 1877 году железнодорожной станцией. В годы Великой Отечественной войны Кинель приобрёл стратегическое значение, и 16 марта 1944 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлок был переименован в город. А 1 февраля 1963 года Кинель приобрёл статус города областного подчинения. Но День города и День железнодорожника поныне празднуются одновременно – в первое воскресенье августа. Заходите на городской сайт в Интернете: http://кинельгород.рф – и вы узнаете, что Кинель это город – легенда, город – дипломат, город – партнёр, малый российский город с большим будущим.
Забота о развитии города была главным делом многих замечательных людей. Если говорить о последних десятилетиях кинельской истории, то надо назвать имя Валентина Петровича Тарасова, человека, более 30 лет работавшего в городском руководстве, одного из шестнадцати Почётных граждан Кинеля. В 2005 году в результате выборов на посту Главы города его сменил Юрий Николаевич Савельев, обозначивший новый курс. В сентябре 2008-го из числа депутатов при поддержке областного Правительства и партии «Единая Россия» председателем Думы и Главой городского округа была избрана Галина Петровна Хабарова, которая в 2010 году была переизбрана вновь и проработала на данном посту до сентября 2015 года. Осенью 2015 года на пост Главы городского округа Кинель был назначен Владимир Александрович Чихирев. Думу городского округа Кинель шестого созыва до марта 2020 года возглавлял Александр Михайлович Петров. В марте 2020 года Председателем Думы избрана Елена Андреевна Деженина. По итогам сентябрьских выборов 2020 года Думу городского округа Кинель седьмого созыва возглавил Андрей Александрович Санин.
Выгодные геотранспортные или, выражаясь современным языком, логистические условия привлекают в Кинель инвесторов из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Так в городе появились терминалы «Средневолжской логистической компании» и швейцарской компании «НЕСТЛЕ», несколько совместных предприятий: производство сертифицированных резинотехнических и пробковых изделий для автомобильной промышленности «САМОРИМ –ПФ» (португальская «АМОРИМ») и производство упаковки для пищевой и косметической продукции, налаженное австрийской компанией «АЛПЛА». Однако, заботясь о сохранении окружающей среды, кинельцы отказались от крупных промышленных производств, предпочтя им строительство современных логистических центров. Именно так Кинель рассматривается в областной Стратегией развития. Примерно в 50 километрах – международный аэропорт «Курумоч». В часе езды от города расположены и два крупных речных порта – в Самаре и Тольятти. И если идея областного правительства о создании двуядерного агломерата на основе этих двух городов будет реализована, то лучшего места для обеспечения проекта логистической инфраструктурой, пожалуй, не найти. Через город проходят современные автотрассы. С учетом же реализации Федеральной программы развития автомобильных дорог значение Кинеля, как крупного транспортного узла общероссийского значения, возрастает еще больше.
В городском округе завершена работа над Генеральным планом развития, который сам по себе уже является инвестиционно привлекательным. Предпочтение отдаётся инвесторам, готовым к социальному партнерству. Кинель был вторым после Тольятти городом губернии, подписавшим трёхстороннее соглашение «Власть – бизнес – общество». Развиваются предприятия малого и среднего бизнеса. Причём, бизнес социально ориентирован. Руководители частных предприятий постоянно выступают спонсорами спортивных и культурных мероприятий.
Жить и работать в Кинеле
Поскольку желающих жить и работать в Кинеле с каждым годом становится больше, город серьёзно занимается вопросами жилищного строительства, ведя его с долевым участием частных и государственных инвесторов. Ежегодно в городском округе плановые показатели перевыполняются и сдается в эксптуатацию более 40 тысяч кв. метров.
В юго-западной части Кинеля возводится посёлок на 500-600 коттеджей эконом-класса. Экология, близость к областному центру, транспортные развязки, коттеджи, цены на которые из-за меньшей по сравнению с самарской стоимости земельных участков пока ниже – всё это способствует притоку населения. Естественно, возрастает нагрузка инженерных сетей. Вопросы благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства неотделимы от общей концепции развития городской территории. В Кинеле работают четыре частные управляющие компании, правда, функции контроля над их деятельностью городские власти с себя не снимают. Поднимаются многоэтажные дома. В соответствии с разработанным генпланом совершенно иначе будет выглядеть центр Кинеля после проведения полной санации домов, построенных более 30 лет назад. Появится так называемый Сити-центр. Вместо ветхих домов на северной стороне города встанут многоэтажки. Строительство жилья позволит эффективно решать и демографические задачи, и вопросы занятости. Ведь нужны стройматериалы, поэтому приветствуются проекты по их производству. Нужен мусороперерабатывающий завод, возможно открытие предприятий по переработке сельхозпродукции. А кроме жилья и предприятий в Кинеле возводятся спортивные, культурные, другие социальные объекты.
Кинель – едва ли ни самый благополучный город в Самарской области с точки зрения экологии. Транспортная доступность, отсутствие вредных производств, наличие природных условий – все это способствует развитию туризма, прежде всего – экологического (отдых на речном берегу, рыбалка, водные прогулки, грибная охота в окрестных лесах – это ли не мечта жителя мегаполиса?). Есть и вариант развития историко-культурных маршрутов, например – к возвышающемуся на алексеевской горе уникальному мемориалу Матери солдатской, проводившей на фронт в годы войны девятерых своих сыновей. Существуют программы детского и молодёжного образовательного и оздоровительного туризма, которые могут быть реализованы на территориях летних лагерей отдыха или на базе образовательного центра «Лидер», открывшегося в Кинеле в сентябре 2007 г. В нём есть конференц-связь, интерактивное оборудование, плавательный бассейн, отлично оборудованный концертный зал, уютная столовая и спальный корпус. В городском округе есть практически все виды образовательно-воспитательных учреждений. В детских садах и школах, в техникуме и в академии, в филиалах российских вузов и в школах искусств, в культурных и спортивных центрах с любовью и высочайшим профессионализмом взращивается будущее Кинеля. К слову, ещё в 2004 году региональные СМИ объявили о кинельском «беби-буме». С тех пор показатели рождаемости здесь остаются одними из самых высоких в области, что является абсолютно достоверным индикатором социального благополучия.
Патриотизм, духовность и культура
Должное внимание в Кинеле уделяется социальным вопросам, развитию спорта и молодёжной политики. Спорткомплекс, расположенный в посёлке Усть-Кинельский, – один из лучших в регионе, и уже готов проект коренной реконструкции стадиона и спорткомплекса в центре Кинеля. Впрочем, думают здесь не только о физическом здоровье, но и о нравственном и культуром развитии. Проведена реконструкция ДК в Усть-Кинельском, ДК «Дружба» в Алексеевке, начат капитальный ремонт Дома культуры в Кинеле, открыты Дом молодежных организаций и Центр культурного развития. Человеку даётся возможность для самореализации: в творчестве, в спорте, в труде. Ведь когда жители в полной мере раскрывают свои многочисленные таланты, расцветает город.
В просторной пойме чаши Междуречья,
Где памяти не тает белый снег,
Где Запад и Восток идут навстречу,
Здесь начинает город свой разбег.
Он как веснушка на лице России,
Поволжский и самарский городок.
Наверно, есть и города красивей,
Кинель
В 922 году через заволжские степи в направлении Булгарского царства проследовал караван посольства багдадского халифа. Впоследствии секретарь посольства Ахмед Ибн-Фадлан по результатам это поездки написал трактат под названием «Рисале» (в переводе на русский язык – «Записки»). И вот здесь, на страницах его труда, можно найти самое первое литературное упоминание о реке Кинал, которая протекает по Среднему Заволжью и впадает в реку Самур. Ныне эти реки мы знаем под названиями Большой Кинель и Самара (рис. 1).
В течение столетий, минувших со времени путешествия по Заволжью Ахмеда Ибн-Фадлана, на берегах реки Кинель появилось немало различных сел и деревень. В их числе в начале 30-х годов XIX века в 40 верстах от уездного города Самары было основано маленькое поселение Студенец, поначалу состоявшее лишь из 18 дворов удельных крестьян. Переселенцам приглянулось обилие лугов и пастбищ в этих местах, почти нетронутые пойменные леса и многочисленные озёра, богатые рыбой и водоплавающей птицей, и вдоль берегов Кинеля было основано еще несколько сёл – Чарыковка, Сколково, Богдановка, Георгиевка, Покровка, Веретяевка, Кривая Лука, и другие (рис. 2-8).
Поскольку совсем рядом с новым поселением пролегала оживленная почтовая дорога, соединявшая между собой города Самару и Оренбург, село Студенцы быстро стало расти и развиваться. Именно на его месте в 1837 году и возник придорожный поселок, который по имени протекавшей рядом реки получил название Кинель. В 1851 году он оказался в пределах созданной по указу императора Николая I обширной Самарской губернии.
В 1859-1860 годах, уже при следующем государе Александре II, в Российской империи началось большое железнодорожное строительство. При этом до берегов Волги, а именно до станции Сызрань, чугунные рельсы смогли дойти только через 15 лет. Хотя к тому моменту железнодорожный мост через Волгу еще только проектировался, уже 22 февраля 1874 года началось строительство Оренбургской железной дороги. Работы шли одновременно на нескольких участках, которые по мере готовности вводились во временную эксплуатацию. К строительству привлекались крестьяне Симбирской, Самарской и Оренбургской губерний. В результате постоянное движение на этой линии через Самару и Кинель до Оренбурга протяженностью 507,3 версты открылось 1 января 1877 года (рис. 9-23).
Позже от станции Кинель началось строительство ещё одной ветки рельсового пути в направлении Уфы, которая затем пошла на Южный Урал, до города Златоуста. Так начиналась Самаро-Златоустовская железная дорога, на которой станция Кинель с 1888 года стала одним из самых крупных транспортных узлов. С того момента жизнь значительной части здешнего населения стала неразрывно связанной с работой проходящей через посёлок стальной магистрали. Уже тогда можно было говорить о железной дороге как о градообразующей отрасли для этого населённого пункта (рис. 24-26).
После 1895 года в состав пристанционного посёлка Кинель вошла и соседняя деревенька Чарыковка, названная так по фамилии владельца земель, на которых и была построена железнодорожная станция. Согласно переписи населения, проходившей 28 января 1897 года, общее число жителей Кинеля превысило 1700 человек. В 1903 года на его окраине было открыто сельскохозяйственное училище (впоследствии – Самарский сельскохозяйственный институт), и в итоге к 1910 году число жителей посёлка достигло 3 тысячи человек.
В 1916 году Кинелю был присвоен статус железнодорожной станции 1 класса. Это означало, что с того момента она стала относиться к числу крупнейших транспортных развязок России дореволюционного времени (27-36).
Однако незадолго до этого события железнодорожный узел Кинель стал жертвой страшного пожара. Как свидетельствуют газеты того времени, в 3 часа пополудни 21 июня 1911 года в районе станции загорелся сарай, и уже через полчаса от него пылали дома на двух соседних улицах. Между тем всё оснащение местной пожарной команды тогда состояло лишь из двух насосов и двух бочек на конном ходу, и, конечно же, кинельские огнеборцы в этой ситуации мало что могли сделать. В итоге уже через час с небольшим огонь перекинулся через пути на другую сторону поселка.
Когда загорелась железнодорожная станция, в Кинеле началась невообразимая паника. Вскоре уже пылали прилегающие к станции торговые лавки, стоящие на путях товарные вагоны, а также штабели приготовленных для ремонта просмоленных шпал. Мало того – в самый разгар катастрофы воспламенились даже те шпалы, на которых лежали рельсы действующей железнодорожной линии, по которой, между прочим, поезда из Санкт-Петербурга и Москвы через Самару шли в Среднюю Азию.
К 8 часам вечера из Самары в Кинель прибыл пожарный поезд, которым командовал сам начальник железной дороги. Однако к тому времени пожар уже стал затихать. Остаток вечера и всю ночь прибывшие спасатели в основном тушили лишь дымящиеся развалины. Полностью пожар прекратился только к утру следующего дня (рис. 37-41).
Отрадно, что в ходе борьбы с огненной стихией работникам железной дороги и группе пожарных удалось отстоять здание вокзала, которое незадолго до того построили из камня. Однако почти все остальные строения в Кинеле до пожара были деревянными, и их, конечно же, в тот страшный вечер целиком поглотила огненная стихия. В общей сложности из 530 зданий, которые в этом поселке состояли на учёте до 21 июня 1911 года, целыми остались только 26, в их числе – уже упоминавшийся вокзал, местная церковь и… винная лавка. Зато сгорела почтовая контора, в помещении которой хранилась крупная денежная сумма.
По данным губернской полиции, в результате той трагедии в Кинеле погибло более десятка человек, а также сгорел один покойник, родственники которого не сумели его вынести из загоревшегося дома. А еще в ходе пожара погибло 2445 коров и 2235 единиц мелкого скота, а 3265 человек лишились крова.
По распоряжению начальника железной дороги, правомерность которого полностью подтвердил и министр путей сообщения, движение поездов через станцию Кинель было задержано почти на сутки. Все это время прибывшая из Самары ремонтная бригада восстанавливала сгоревшие шпалы и меняла рельсы, которые во многих местах оказались покореженными разбушевавшимся пламенем. А лишившиеся жилья кинельцы в течение всех ремонтных работ ходили вдоль вагонов остановленных поездов и просили милостыню. Справедливости ради следует сказать, что им охотно подавали, причем не только на следующий день после трагедии, но и еще в течение долгого времени, когда после возобновления железнодорожного движения через Кинель здесь останавливались проходящие поезда (рис. 42).
В целом же кинельская трагедии заставили российские и губернские власти внимательнее отнестись к планировке и противопожарному обеспечению не только крупных городов, но и мелких населенных пунктов. Помогли и ряд финансово-строительных льгот, введенных решением правительства для жителей пострадавших городов. В результате уже к 1913 году Кинель почти целиком воскрес буквально из пепла. Однако разгоревшиеся вскоре первая мировая война и революционные события 1917 года надолго затормозили процесс их восстановления.
В течение первого десятилетия советской власти на железной дороге, как и по всей стране, из-за разрухи и экономического хаоса не строилось никаких новых объектов. Сил и средств у железнодорожников хватало лишь на то, чтобы поддерживать в рабочем состоянии доставшиеся от царской России сооружения, линии и подвижной состав. Лишь в конце 20-х годов, когда был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, в Кинеле впервые после революционных событий и гражданской войны началось новое железнодорожное и жилищное строительство. В этот период в ходе крупнейшей в СССР административно-территориальной реформы постановлением ВЦИК от 16 июля 1928 года в составе только что образованной Средне-Волжской области (с центром в городе Самаре) был выделен Кинельский район. Еще через год Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край. Вскоре после этого постановлением от 30 января 1930 года районный центр Кинель был отнесён к категории рабочих поселков.
По данным переписи населения, на 1 мая 1931 года в Кинеле насчитывалось уже около 8300 жителей. В состав этого пристанционного поселения вошли микрорайоны Новые Студенцы, СХИ (сельскохозяйственный институт), Советы, Речка, Горный, Можаро-Минаевский, Иван-Часы (Елшняги), Лебедь. Посёлок продолжал развиваться, и в 1939 году его население составило уже 17 160 человек.
В период Великой Отечественной войны районный центр Кинель сыграл огромную роль в деле бесперебойной доставки на фронты личного состава и вооружений для Красной Армии, а также боеприпасов, продовольствия, амуниции и прочих военных грузов. В трудные военное время его население в основном сосредотачивалось вблизи станции, устраивая дома с ее северной и южной стороны. В этот же период коренным образом изменился и статус населённого пункта, когда Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1944 года рабочий посёлок Кинель был преобразован город районного подчинения с тем же названием. После выхода в свет этого Указа был избран исполнительный комитет Кинельского городского Совета депутатов трудящихся.
По мере развития железнодорожного хозяйства развивалось также и городское. В 1957 году, после того, как в Кинеле был построен свой асфальтовый завод, дороги на улицах города начали понемногу покрываться асфальтом. В начале 60-х годов с момента постройки автодорожного моста через реку Кинель в районе СХИ, была заасфальтирована автомагистраль на выходе из Кинеля, а также в направлении Куйбышев и Отрадного. Асфальтовые трассы провели и в направлении сел Бобровка и Малая Малышевка. В 1958 году, после появления в районе хороших дорог с твёрдым покрытием, в Кинеле было создано своё автотранспортное предприятие, которое начало организацию регулярного автобусного движения внутри города, а также междугородное сообщение в Куйбышев, в село Малая Малышевка и по другим маршрутам.
К началу 1963 года население города выросло до 35 тысяч человек. Тогда же в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 году Кинель был преобразован в город областного подчинения. Основным местом трудовой деятельности здешних жителей с того времени по-прежнему остаётся Кинельский железнодорожный узел (рис. 43-52).