каякинг какие мышцы работают
Каякинг — полезный водный спорт даже для начинающих
Каяк — одноместная или двухместная гребная лодка, при производстве которой используются карбон, стекловолокно или полиэтилен. История её появления тесно связана с народами Арктики — алеутами и эскимосами, которые изготавливали лодки из шкур животных, натягивая их на деревянные основы. Каякинг — сравнительно молодая разновидность экстремального спорта. Его суть заключается в сплаве по бурной поверхности реки или моря на судне, называемом каяком. Управлять подобной лодкой помогает сильное течение и маневрирование веслом.
С каждым годом каякинг набирает всё большую популярность. Тысячи поклонников этого вида водного туризма оставляют свои комфортные жилища, чтобы вступить в единоборство с бурными горными реками или просто попутешествовать по воде и насладиться красотой великолепного пейзажа. Каякинг дарит уникальную возможность оставшись наедине со стихией, помериться с ней силами. Сегодня различают две разновидности каякинга:
Сегодняшний каякинг развивается по трём течениям: родео, гребной слалом и сплав.
Родео — это мастерская техника, предполагающая выполнение сложных манёвров на каяке с учётом особенностей речного рельефа.
Гребной слалом — начиная с 1992 года считается олимпийским видом спорта. Его смысл состоит в том, чтобы за минимальный промежуток времени пройти обозначенную трассу в бурном потоке.
Сплав — преодоление речных труднопроходимых участков с препятствиями и порогами.
Этот активный водный вид спорта имеет немало достоинств:
Каякинг — оригинальная и интересная разновидность активного отдыха на воде, которую стоит попробовать в летний период. Возможности для этого имеются, было бы желание.
КАЯКИНГ — ТВОЙ НОВЫЙ ВИД (НЕ) ЗАВИСИМОСТИ
Много тысяч лет назад каяки были созданы охотниками Арктических льдов, из китовых костей и тюленьих шкур. Лодка получилась такой практичной, маневреной и удобной, что и европейцы не остались равнодушными.
20 век стал революционным для каяка — была усовершенствована конструкция, в качестве материалов стали использовать композитные составы и пластик, а также родилось само понятие “каякинг”, как олимпийский вид спорта и просто популярный вид досуга. С красотой и богатством нашей природы, темпераментом наших рек и смелыми сердцами русского народа, преступным было бы не перенять тенденцию.
Эта статья будет вам полезна, если вы прежде не интересовались каякингом, но находитесь в поиске нового любимого хобби. Мы познакомим вас с основными аспектами этого вида спорта (якоря):
Почему вам понравится каякинг? (немного лирики)
Полистав авторские блоги, вы поймёте, что эти люди очень дружны, увлечены и по-настоящему счастливы (хотя-бы во время очередного выезда). На фотоотчётах они, даже мокрые и уставшие, всегда с улыбкой. Они проникнуты любовью — к природе, к людям, походной романтике, экстриму, путешествиям, своей лодке… Ведь как без любви покорить стихию, и как простить ей колючие брызги в лицо и глухие удары камней по рёбрам. Как делить одну палатку и одну “пайку” с людьми, к которым не испытываешь симпатии, и которым не веришь? Любовь и гармония с собой и с миром, осознание собственной силы, ощущение внутреннего тепла и света — вот что дарит, и чему учит каякинг! Бонусом идут хорошая физическая форма и крепкое здоровье, натренированные сплавами =)
Польза каякинга
Как и любой спорт, каякинг, помимо эмоционального аспекта, по мнению специалиста может оказывать влияние на общее самочувствие:
С небес на землю, и обратно! Пара слов о расходах.
Конечно, не станем скрывать, что это достаточно дорогое удовольствие, даже если у вас будет только одна лодка, и выбираться на сплав вы будете только раз в год в свой двухнедельный отпуск. Сам каяк стоит в среднем около 100 тыс. рублей (?), на хорошую экипировку вы потратите столько же, если не больше. А как же путешествия? Согласитесь, какой интерес в том, чтобы каждый раз обкатывать один и тот же маршрут или остаться плескаться в тренировочной яме? Хочется открыть для себя как можно больше горизонтов, оседлать как можно больше валов и волн, а это и палатки/спальники, и всевозможные мелочи типа котелков и термосов, и немалые транспортные расходы…
Но, всё же, не будем занудами, а будем рассуждать, как настоящие каякеры — романтики и немножко авантюристы: каякинг подарит вам столько вдохновения, интересных и полезных знакомств, светлых и сильных эмоций, что покупка нового драйтопа или весла, поездка с командой на покорение новых объектов или посещение семинара станет праздником, ради которого можно и сэкономить, и поработать сверхурочно. К тому же, будем совсем смелыми, и сознаемся сами себе, что увлеченному человеку гораздо легче открыть новые пути для развития и расширения своей профессиональной деятельности! Одним словом, ваше новое хобби, окупится в десятки, сотни и тысячи раз. Каякинг — спонсор вашего ментального level-up.
Где научиться каякингу?
К счастью для нас, популярность водного туризма в России растет, и, задавшись поиском “школы каякинга”, вы в этом убедитесь. Первое, что вам понадобится — наличие свободного времени пару-тройку раз в неделю и возможность тратить от 6 тысяч рублей в месяц (в мегаполисах). Обучение длится в среднем около 5 месяцев.
Школа снабжает вас минимально необходимым снаряжением, и, самое главное, временно предоставят в пользование учебную лодку, и даже весло!
Российская стратегия обучения каякингу ощутимо отличается от Европейской, где вас уже на 3-4 занятии бросают в объятия бурных вод, видимо, так же следуя столь модному на западе приёму “полного погружения”, только, в этот раз — без кавычек.
В качестве первой тренировочной площадки используется, так называемая, гребная яма или бассейн со скамьями и зеркалами для отработки поворотов и переворотов — основ каякинга. Почувствовав себя уверенно и овладев основными элементами, можно попробовать на вкус (во всех смыслах) первую “настоящую” воду и попытаться обуздать паводковую реку. С первого раза вряд ли получится, но иначе каякинг не был бы каякингом!
Также, никто не отменял авторские семинары, проводимые опытными спортсменами и школами каякинга. Следите за событиями в своём городе, и не стесняйтесь приходить!
По окончании обучения приступаем к волнительному и ответственному этапу — закупке первого набора снаряжения! А теперь — выбираем и прицениваемся.
Спорт с вашим характером. Разбираемся в стиля сплава и выбираем первый каяк.
В основе всех видов каякинга лежит слаломная техника, на чем и будет делаться упор на обучении. Обретя необходимые базовые навыки, а также, пообщавшись с опытными каякерами, вы сможете определиться, какое направление импонирует вам больше всего.
«sea»+«kayaking» = «seayaking», он же — морской каякинг или экспедиционный сплав — сплав по спокойной (или не очень) воде озёр, равнинных рек, морских заливов и шельфов.
Является заблуждением, что такой тип сплава менее опасен, чем экстремальный. Учитывайте, что морская волна, как природное явление, принципиально отличается от речной. Помните также о ветре, полосе прибоя и значительных межбереговых расстояниях. Каким бы видом каякинга вы ни занимались, никогда не пренебрегайте средствами безопасности (спасжилеты, страховочные тросы и т.д.).
Лодки для сиякинга — самые длинные (до 6 метров), имеют заостренные нос и корму, выраженный киль, чаще всего оснащены рулем и скегом. Такие каяки быстроходны и устойчивы на курсе, невопоротливы, но от них этого и не требуется, поскольку они направлены на движение вперед и вдаль. Чаще всего предусмотрены крепления для якоря, рыболовного оборудования, навигатора и т.д.
Пример: SeaCruiser Rudder & Skeg от Point65n — 115000 р.
Whitewater kayaking (каякинг на бурной, дословно «белой» воде, он же — бурноводинг) — для смелых, азартных, и не ищущих лёгких путей. Каким он бывает?
— Родео (фристайл) — это можно сравнить с танцем, или с заклинанием бурной воды. Действие разворачивается локально, задача гребца — выполнение акробатических элементов на водном препятствии в виде бочки или вала — так называемом плейспоте. Каяки для родео — короткие, плоскодонные,компактные, для наибольшей маневренности. Могут также пригодиться на отдыхе, на прогулочном сплаве, но стоит учесть отсутствие багажного отделения и достаточно плохую устойчивость на курсе, диктуемую спецификой родео.
Средняя цена родео-лодки: 70 000 р.
— Гребной слалом — олимпийский вид спорта, подразумевающий скоростное прохождение трассы с набором препятствий и выполнением ряда заданных фигур и манёвров. Слаломные каяки обычно имеют длину около 3-3,5 метров, плавные обводы и плоское дно, для лучшего маневрирования.
Пример: Whisky 16 Rocker (Point65n) — 115 000 р.
— Игровой сплав — тоже является популярной соревновательной дисциплиной, и представляет собой сплав по относительно несложному участку реки с элементами фристайла. Специально для игрового сплава были созданы каяки типа riverrunner — нечто среднее между слаломным каяком и лодочкой для родео: судно средней длины (около 2,5 метров) с выгнутым дном и умеренно-острыми обводами, что оптимально как для скольжения, так и для выполнения трюков.
Игровой каяк можно купить по цене от 70 до 120 тыс.р.
Отдельной графой можно выделить кануполо — те же ворота и тот же мяч, только всё это сидя в каяке.
Есть ещё и сноуякинг, показательно демонстрирующий, как каяк для фристайла может стать отличной альтернативой санкам или ватрушкам. Да и к тому же, это просто весело! (и сухо).
А теперь греби отсюда… навстречу приключениям! А чтобы было чем, не забываем про вёсла. Они необходимы, даже если каяк оснащён рулём и скегом.
Вёсла индивидуально подбираются под каждый стиль сплава и тип судна, и различаются по:
Разброс цен на весла: от 3 до 12 тысяч, в зависимости от материала исполнения.
Базовый набор снаряжения и экипировки для каякера-новичка.
Предположим, у вас уже есть свой оборудованный каяк и весло (наконец-то!). Продолжим “шоппинг”.
Средства безопасности.
“Морковка” — веревка, сложенная в плавучий тканевый мешок; необходимо иметь каждому гребцу на случай необходимости страховки или эвакуации с берега.
Цена: около 3 500 р.
Емкости непотопляемости (для крупных судов) — необходимы для балансировки каяка и удержания его на поверхности в случае попадания воды в корпус, располагаются в кормовом и носовом грузовом отсеках. Цена: около 5000 р.
Термобелье. Отдаём предпочтение флису (потеплее) и полиэстеру (полегче) — они оптимальны для стабилизации теплообмена, приятны к коже и продолжают выполнять свою функцию даже в случае, если промокнут. Если вы планируете совершать многодневные туры, рекомендуем иметь хотя бы один запасной комплект термобелья! Следите, чтобы костюм плотно прилегал к телу, но не стеснял движения, не давил и не натирал.
Средняя цена комплекта: 3 000 р.
“Сухая” одежда. “Сухая” куртка (dry-top, драйтоп)- важная часть вашего look-а, на которой настоятельно не рекомендуется экономить. Она защитит вас от воды, ветра и минимизирует вероятность травм, а также спасет тело от перегрева. В дополнение стоит также приобрести “сухие” брюки, либо сразу целый костюм, тогда вы обеспечите себе максимальную защиту от переохлаждения и риска оказаться сидя в луже, в самом буквальном смысле.
Такая одежда изготавливается из износостойкой мембранной ткани, все швы проклеены, локти, колени, плечи усилены кевларом или кордурой. Покрой подразумевает двойной манжет/ворот/тубус из неопрена или латекса, препятствующие попаданию воды. Сухие брюки, в свою очередь, могут быть совмещены с таким-же носком. Опять же напомним, что лучше иметь хотя бы два комплекта одежды.
Средняя цена комплекта куртка+штаны: 30 000 р.
Костюм: 50 000 р.
Юбка (фартук). Без юбки в каякинге — никуда, как бы брутальны вы ни были (если, конечно, вы не фанат sit-on-top посадки и пассивного отдыха). Юбка, как вы, возможно, поняли, обеспечивает комфортную посадку гребца в кок-пите, фиксируя положение его корпуса, защищая от попадания воды в лодку и давая дополнительное тепло.
Для бурноводинга необходимо приобрести юбку из чистого неопрена, с вакуумной резинкой, для сиякинга можно взять нейлоновую или комбинированную, с кевларом. Размер определяется размерами кок-пита, классифицируемый также собственной маркировкой.
Средняя цена: 7 000 р
Обувь. Обычная спортивная обувь быстро промокнет, а походные ботинки могут попросту не влезть в кок-пит. Удобнее всего будет в неопреновых полусапожках с гибкой подошвой и утеплением из флиса. В качестве альтернативы подойдут крепкие сандалии с защитой пальцев, надетые на водонепроницаемые носки.
Средняя цена неопреновой обуви для сплава: 4 500 р.
Неопреновые носки: 1 500 р.
Сандалии: 2 000 р.
Спасательный жилет. Без него даже подходить к каяку не стоит! Помните, что жилет не только не даст вам захлебнуться в критической ситуации, но и защитит ваш корпус от ударов на порогах. Современные сплавные жилеты укорочены, чтобы не создавать дискомфорта при посадке. Материал наполнения — вспененный полиуретан.
Жилет, разработанный для экстремального каякинга, может также быть использован в качестве обвязки, и, чаще всего, оснащается различными аксессуарами: буксировочная стропа, самосбрасывающаяся страховочная тропа и т.д.
Средняя цена: 7 000 р.
Шлем. Никаких велосипедных и строительных касок! Шлем для каякинга имеет конструкцию, защищающую вашу голову со всех сторон, включая шейный отдел позвоночника, а также оснащены козырьком. Выбирая шлем, не забудьте приобрести нижнюю шапочку, предпочтительно из флиса или полиэстера. При примерке следите, чтобы ничто не мешало обзору.
Средняя цена: 6 000 р.
Перчатки. Увы, любые, даже самые удобные перчатки плохо сказываются на контроле весла. Каякеры очень любят специальные рукавицы для сплава — комфортный, сухой и тёплый, в меру просторный “мешочек”, позволяющий держать весло голой рукой. Если вы всё же решили остановиться на перчатках, помните о необходимости ветро- и влагозащиты.
Средняя цена на рукавицы для гребли: 1 500 р.
Неопреновые варежки: 1000 р.
Гермоупоковка. Стоит приобрести, если вам важно сберечь в сухости свою одежду, технику и провиант во время пеших переходов и, непосредственно, сплава (герметичность багажных отделений при экстремальном сплаве бывает весьма относительна). Обычно имеют вид баула или сумки объёмом от 30 до 130 литров.
В качестве примера — цена за баул объёмом 70 литров: около 1 500 р.
Переноска для каяка. Вы будете рады, что она у вас есть, когда отправитесь в экспедицию с длительными сухопутными переходами. Переноски не всегда удается найти в магазине, но вполне можно сделать самому, отпоров от любого походного рюкзака бретельки вместе с поясником, и пришив пряжки со стропами.
Средняя цена: 3000 р.
Зажим для носа и беруши. Мелочи, которые помогут сделать сплав более комфортным. Очки, в свою очередь, используются редко — неудобно, потеют, ухудшается видимость из-за брызг и т.д.
Средняя цена за комплект: 1000 р.
Бурный weekend. Куда поехать на каякинг?
Если желаете сплавляться по порогам горных рек, добро пожаловать на Алтай, Каваказ, в Карпаты, на Корсику, или в близлежащую Карелию. В Норвегии и Швеции, в свою очередь, также великое множество площадок как для начинающих каякеров, включая водопады, так и трасс для опытных гребцов.
Практически во всех европейских странах, а также в Бразилии и, с недавних пор, в Грузии, ежегодно проходят международные чемпионаты по гребному слалому. С недавних пор также проводятся соревнования по игровому сплаву в Грузии.
На сборы фристайлеров можно отправиться в Финляндию или, опять же, Карелию. Зимой — в Германию или Африку (Уганда).
Любители сиякинга получат огромное наслаждение от сплава по Новой Зеландии, национальному парку Чили, акватории Гавайских островов, Хорватии, Мексики, Шотландии, архипелага Уитсанди в Австралии и острова Ванкувер в Канаде. Также, не будем забывать о неповторимых Ладоге, Камчатке, живописных Крымских просторах.
В дополнение ко всему стоит сказать, что в сообществе каякеров считается традиционным устраивать символические командные заплывы в честь каких-либо праздников или знаковых событий, либо, просто спонтанно назначив место и дату. Например, каякеры из Санкт-Петербурга каждый год открывают сезон, неспешно “прогуливаясь” от стрелки Васильевского острова до крейсера Аврора.
Риски. Основные виды травм и поломок судна во время сплава.
Каякинг, несмотря на все свои положительные стороны, всё же остаётся экстремальным видом досуга. Поэтому начинающим каякерам важно набираться опыта под руководством инструкторов и специалистов, которые помогут преодолеть любые препятствия.
Советы новичкам по уходу и хранению каяков.
В заключение:
Готовьтесь испытать всю гамму эмоций от дикой ярости до неуёмного восторга! Но заведомо смиритесь с тем, что вам никогда не удастся покорить и приручить стихию — она раз за разом будет показывать вам своё превосходство, бить вас о камни, давать пощёчины холодными хлесткими волнами и терзать вас, пока вы не выбьетесь из сил. Это ваш белый плен, из которого не захочется выбираться.
С наилучшими пожеланиями, специалисты компании Каяк-Мастер.
Техника гребли на каяке
Каяками называются маломерные суда с высокой маневренностью, которые в последние годы стали превосходить по популярности классические гребные лодки. Они компактны, свободно преодолевают мелководье, узкие заливы, бурные пороги и могут использоваться для рыбалки, охоты, туризма, экспедиций, прогулок. Однако для того чтобы передвигаться на каяках по водоемам разной сложности, необходимо хорошо изучить особенности гребли на них, имеющую некоторые специфические нюансы.
Как правильно плыть и грести на каяках
Гребцы в каяках располагаются на сиденьях внутри кокпита или на верхней части лодки. Новичкам в этой области прежде всего следует научиться правильно держать двухлопастное весло, иначе силы будут расходоваться неэффективно, и быстро наступит усталость. Сначала нужно определить верную ширину захвата. Для этого необходимо взять весло двумя руками, захватив сверху, вытянуть руки перед собой, а затем положить весло на голову. Руки при этом раздвигаются так, чтобы локти создавали угол 90º, а расстояние между ладонями и лопатками с каждой стороны было равным. Захват, образовавшийся в таком положении, и будет правильным. После его определения наступает очередь обучения непосредственно гребле на каяке.
Во время гребли на каяке одна рука, называемая ведущей, должна оставаться на весле в неподвижном положении. Её предплечье находится перпендикулярно лопасти. Вторая рука может поворачивать весло на 180º. При этом ведущая рука бывает и левой, и правой.
Весло при управлении движением такой лодки надо держать примерно на уровне груди. Нельзя допускать, чтобы оно находилось выше плеч или на уровне подбородка. Руки вытягиваются вперед и чуть-чуть сгибаются в локтях. Когда делают гребки, немного нагибаются вперед, а не тянут весло к себе. Важно, чтобы его охват был ослабленным и усиливался только на начальной стадии каждого гребка до тех пор, пока лопасть не поднимется из воды. Веретено весла должно просто удерживаться большими пальцами. Подобная техника позволит не трать много сил, убережет руки от появления мозолей и даст возможность без переутомления преодолевать большие расстояния. Главное – не расшатывать лодку при гребках, держать спину выпрямленной таким образом, чтобы линия позвоночника проходила под прямым углом к поверхности воды.
Управление каяком
В принципе, в управлении каяками ничего сложного нет. Они оборудуются двумя упорами-педалями, которые крепятся в местах, удобных для роста гребца и поддерживают его ноги и спину на поворотах и при движении вперед или назад. Новички учатся держать равновесие в лодке, осваивают дуговой, прямой, обратный гребки, высадку, посадку, коррекцию направления движения, повороты.
При прямых гребках усилия на каяк передаются в основном передаются корпусом и ногами, руки в них только работают веслом. В целом, для того чтобы верно управлять таким судном, надо освоить работу корпусом, а не руками. На первом этапе гребка его поворачивают так, чтобы лопасть попала в воду за бортом каяка на линии ступней. Ступня, находящая с той же стороны в это время, плотно прижимается к пяточному упору, весло плавно опускается. Гребок заканчивается, когда нижняя рука доходит до уровня живота. В противном случае скорость каяка снизится из-за большого объема воды, которую поднимет весло.
Лопасть вытаскивают наверх, уводя его вбок от каяка и поднимая локтем и запястьем. Следующий гребок начинают возле носовой части лодки, верхнюю часть корпуса разворачивают до тех пор, пока он не будет закончен, затем снова разворачивают, приступая к следующему гребку.
Разворот на каяке
Для разворота на каяке используются дуговые гребки. Они позволяют не снижать скорость лодки и грести в прежнем темпе. Захват весла в данном случае остается таким же, как и при прямых гребках. Его опускают в воду возле носа лодки, лопасть при этом поворачивают от каяка. Веслом делают большую дугу в воде от носа каяка к его корме. Она осуществляется при помощи поворота корпуса, без задействования рук. Дуговой гребок можно совершить и от кормы, разворачивая лодку на месте. Движения корпуса остаются такими же. Для подобных разворотов важно научиться хорошо им владеть.
Весло достают из воды немного согнутой в локте и вытянутой рукой. Гребцу необходимо чувствовать, что его нижняя часть тела поворачивает лодку в заданном направлении, а лопасть, опущенная в воду, идет с усилием. Нельзя допускать, чтобы каяк кренился вбок! Движение весла должно быть плавным, довольно медленным, таким, чтобы на воде не было бурунов.
В целом, дуговые гребки можно описать так. Весло должно описывать дугу, в середине которой располагается гребец. Существуют также обратные дуговые гребки, проводимые задом наперед. При их осуществлении допускается небольшой наклон корпуса вперед, когда весло подходит к носовой части.
Вообще дуговые гребки в чистом виде выполняются редко. При плаванье на бурной воде их совмещают с другими техниками управления или делают лишь частично. Но следует помнить, что при любых маневрах на какой угодно воде надо следить за направлением движения лодки, иначе она может улететь куда-нибудь, потому что и прямые, и дуговые гребки сообщают судну и поступательное, и вращательное движение. Для этого необходимо научиться всегда держать голову в нужном положении.
Обучение новичков гребле на каяке
Обучение гребле на качке лучше проводить на спокойных водоемах. Желательно найти для этого хорошего специалиста-инструктора, который сразу укажет на ошибки и продемонстрирует комплекс техник и всевозможных приемов. Самостоятельно научиться управлять лодкой можно, но это займет немалое время и отнимет много сил.
Сейчас повсеместно открываются школы каякеров, занятия для новичков проводят в пунктах проката, в сети присутствует немало роликов, подробно рассказывающих о том, как управлять такими лодками. Новичкам сначала необходимо почувствовать лодку, слиться с ней, познакомиться с мерами безопасности, узнать, что такое «эскимосский переворот», и так далее. И только после этого думать, отправляться ли на бурную воду и в путешествие по морю. Ведь такие водоемы непредсказуемы и порой бывают довольно опасны даже для опытных гребцов. Поэтому в любом случае изначально нужно набрать некоторый опыт, ощутить себя хозяином каяка и собственного тела, а потом уже отправляться в рискованное плаванье. А это целесообразно делать под руководством грамотного и терпеливого тренера.
В целом, освоение управления каяками у большинства начинающих проходит быстро. Главное в данном вопросе – научиться держать равновесие и не наклонять лодку слишком сильно. Каяки отличаются хорошей остойчивостью, малой осадкой, они хорошо слушаются гребцов, без усилий передвигаются по заболоченной местности, умеют превосходную плавучесть, очень редко переворачиваются. Походы на них – одно удовольствие! Поэтому стоит потратить время на обучение с инструктором, чтобы впоследствии не тратить его на исправление ошибок.