католики к какой религии относятся
Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий
Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.
Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.
Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.
Особенности католицизма
У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.
Догматы католической церкви
Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.
Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.
Кто такие католики
Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.
Регион | Страна | Численность населения | % католиков | Численность католиков |
Южная Америка | Бразилия | 186 112 794 | 73,6 | 136 979 016 |
Северная Америка | Мексика | 108 700 000 | 89-91 | 101 456 786 |
Северная Америка | США | 301 139 947 | 22 | 68 115 001 |
Отличия католицизма от православия
Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.
Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.
Католичество, православие и протестантизм: в чем между ними разница
Православие, католичество и протестантизм — три самые распространенные ветви в христианстве. До сих пор идут споры о том, чьё религиозное видение «правильное». Так какая между ними разница
Как Церкви между собой поссорились
Формальное разделение Церкви произошло в 1054 году после конфликта Папы Римского Льва IX с Константинопольским патриархом Михаилом Керуларием.
Поводом послужила борьба за влияние в Южной Италии. Лев отправил в Константинополь посольство, целью которого было признать главенство Папы Римского над Михаилом и закончить противостояние. Михаил предложение Льва отверг, за что тут же был подвергнут анафеме. Патриарх в долгу не остался и предал анафеме прибывшее к нему посольство.
Спустя годы, и даже века, обе Церкви ни один раз пытались превозмочь разногласия и объединиться. Но каждый раз это не получалось: сначала греки, а затем восточные и южные славяне стали приравнивать православие к своей этнической принадлежности.
Отличия православия от католичества.
Оба направления считают себя единственно верной, истинной Церковью. Православные рассматривают католиков либо как еретиков, исказивших религию, либо как раскольников, отделившихся от Единой Церкви. Католики, в свою очередь, думают то же самое про православных.
Главные отличия кроются в догматике.
Согласно православной формулировке, Святой Дух исходит только от Отца, а католики поправляют: не только от Отца, но и от Сына. Православные не верят в непорочное зачатие Девы Марии, непогрешимость Папы Римского и чистилище. У обоих направлений разные взгляды на образы бытия Святой Троицы и следствие благодати.
Важным отличием является то, что в Православии главой Церкви является только Иисус Христос. В Католичестве Иисус Христос — это невидимый глава Церкви, а видимый — это его наместник Папа Римский.
Также много отличий присутствует в обрядах, внутренней организации, отношении к светской власти и т.д. Православные священнослужители, совершая обряды, говорят безлично, от имени Бога. Католические священники говорят от собственного имени. Крестятся католики слева направо, православные наоборот.
Кто такие протестанты.
Идеология протестантизма зародилась в XVI веке. Церковным революционером стал богослов Мартин Лютер. Поводом послужили легкомыслие и алчность священников. Мартин решил, что Бог не нуждается в таких посредниках.
Лютер призвал отменить идолопоклонство святым, открыть доступ к Библии простым людям, свести церковные таинства лишь к крещению и причащению. Со временем идеи пошли дальше — забрать у католической церкви власть и земли сначала в Германии, а затем и всей Европе.
Понятное дело, в Риме Лютера признали еретиком. Однако немецкие князья и народ выразили на это протест. Так последователи Лютера стали протестантами.
Католицизм
Католици́зм (Римско-католическая церковь, католичество, папизм) — еретическое направление в христианстве.
Общие понятия
Число католиков в мире составляет ок. 1,3 млрд. человек. Главой (предстоятелем) Католической церкви является папа Римский, резиденция которого находится в городе-государстве Ватикан.
Католицизм возводит свое преемство к Древней Церкви, хотя в действительности Католическая церковь значительно уклоняется от исторического Предания и исповедует ряд ложных учений. Тем не менее, католицизм принимает (с некоторыми оговорками) семь Вселенских Соборов первого тысячелетия и сохраняет «непрерывную преемственность законной иерархии, ведущей свое начало от самого ап. Петра»1; в католичестве разделяется традиционное учение о Таинствах (хотя Православная Церковь не может счесть все Таинства, совершаемые в лоне католической Церкви спасительными, однако признаёт действенность Крещения, почему и присоединение католиков к Православной Церкви осуществляется без перекрещивания). В нравственной области Католическая церковь проповедует близкие Православию воззрения, официально выступая против размывания традиционных нравственных норм в современном обществе, против абортов, эвтаназии, легализации гомосексуализма и т. д.
Хотя абсолютное большинство католиков принадлежит к латинской богослужебной традиции, в состав Католической церкви входит 23 т. н. «Восточно-католические церкви», объединяющие ок. 18 млн. верующих; Восточно-католические церкви всецело разделяют католическую догматику и находятся в подчинении Римского папы, однако сохраняют восточный богослужебный обряд (например, византийский, армянский или иной), собственное каноническое право и определенную автономию во внутреннем управлении.
Несмотря на исторически сложившуюся традицию именовать отпавшую Римскую церковь «Католической» (catholica, от греч. καθολική, «всеобщая, вселенская»), в собственном смысле слова только Православная Церковь является Кафолической (в слав. переводе Символа веры — Соборной), в частности «потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, а заключает в себе истинно верующих всех стран, времен и народов»2.
Как произошло отпадение Римско-католической церкви от Вселенского Православия?
На протяжении первого тысячелетия христианской истории Римская Церковь, в юрисдикции которой находились христиане Западной Европы, представляла собой одну из Поместных Церквей и являлась частью Вселенской Православной Церкви. Тем не менее, уже в этот период начали постепенно развиваться те культурные, литургические и богословские расхождения, которые в конечном итоге привели к расколу. Церковное общение между Римом и Восточными Церквами также прерывалось неоднократно; в общей сложности историки насчитывают 217 лет разрыва только между Римом и Константинополем в 337–843 гг.3
Ключевое значение в процессе отпадения католицизма от Православной Церкви имели учения о т. н. «двойном исхождении» Святого Духа от Отца и Сына (Filioque — лат. «и от Сына [исходящего]») и властном характере первенства Римского епископа во Вселенской Церкви. Ложное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына поначалу было частным мнением ряда латинских святых и богословов, но постепенно оно распространялось на Западе. Со временем оно стало восприниматься как догматическое, и в VII-IX вв. формула Filioque («и от Сына») была внесена в состав Символа веры, несмотря на то что канонами и определениями Вселенских Соборов любые изменения Символа были запрещены4. К началу IX в. Символ читался без изменений только в Риме: так, например, когда посланники Карла Великого, бывшего сторонником введения Filioque в Символ, прибыли в в 810 г. к папе Льву ΙΙΙ, чтобы получить него одобрение самочинно произведенной франками вставки в Символ, тот категорически отказался: «Отцы в своих определениях не провели никакого различия; они не дали права изменять Символ ни тем, кто имеет добрые намерения, ни тем, кто имеет дурные, — словом, никому»5. В 880 г. папа Иоанн VIII одобрил запрет вставки в Символ, провозглашенный Константинопольским Собором под председательством свт. Фотия.
Однако в землях франков практика чтения Символа с Filioque сохранялась. Постепенно под действием политических обстоятельств влияние западных императоров в Риме росло. Наконец, в 1014 г. на коронации германского императора Генриха II Символ со вставкой впервые был прочитан за богослужением в Риме по благословению папы Бенедикта VIII. После этого евхаристическое общение между Римом и Константинополем было разорвано.
Конфликт в Константинополе в 1054 г., который традиционно обозначается как условная дата «Великой схизмы» в действительности носил достаточно частный характер: легат папы Римского Льва ΙΧ кард. Гумберт предал анафеме патр. Михаила Кирулария, а тот — Гумберта. Анафемы не распространялись ни на латинское, ни на греческое христианство в целом, и после 1054 г. сохранялось общение между Римом и иными Восточными патриархатами, кроме Константинопольского. Оно прервалось постепенно с ходом Крестовых походов, когда на захваченных крестоносцами территориях вместо законных патриархов устанавливалась параллельная иерархия, подчиненная папе Римскому; этот процесс окончательно завершился к XIII в.
Таким образом, Римские папы без согласия своих собратьев изменили Символ веры, неприкосновенность которого была защищена определениями Вселенских Соборов, и внесли в него ложное учение, а затем самовольно назначили на иные патриаршие кафедры своих ставленников, разорвав общение с канонической иерархией Востока. Все это позволяет с уверенностью говорить о том, что Римская Поместная церковь откололась от Вселенской Православной, провозгласив еретическое учение.
Какие учения католицизма являются еретическими?
Большая часть отвергаемых Православием учений Католической церкви не получила официального осуждения на древних Вселенских Соборах, поскольку в ту эпоху они находились на стадии формирования или не получили широкого распространения; тем не менее, эти учения противоречат Преданию Древней неразделенной Церкви либо толкуют его односторонне.
Вместе с тем, не следует думать, «будто с прекращением Вселенских Соборов прекратилось дальнейшее раскрытие догматов в Православной Церкви»; против заблуждений «церкви Римской, отдаливших ее от Церкви Вселенской… на православном Востоке не раз составлялись… соборы и писались точнейшие вероизложения»6. Важнейшими из этих соборов и вероизложений следует признать Константинопольский Собор 1484 г. (с участием всех Восточных патриархов)7 и т. н. «Символические книги» (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной и Послание Восточных патриархов 1723 г.); к ним примыкает Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 1848 г.
Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Filioque). Частное ошибочное мнение ряда латинских святых и богословов (получившее распространение в силу авторитета св. Августина и его последователей) об исхождении Святого Духа и от Сына, происходило от недостаточно ясного различия посылания Духа в мир Отцом и Сыном8 в домостроительстве спасения и вечного исхождения Духа Святого от одного Отца9. Ферраро-Флорентийский собор, в католической традиции считающийся «XVII Вселенским», так определяет содержание этого учения: «Святой Дух вечно существует от Отца и Сына и что Он имеет Свою сущность и Свое субсистентное бытие одновременно от Отца и Сына и вечно исходит [procedit] как от Одного, так и от Другого как от единого начала и единого дуновения… Сын, как и Отец, является — согласно грекам — причиной, а согласно латинянам — началом субсистенции Святого Духа»10.
Несмотря на то, что католическое представление действительно отражает воззрение некоторых святых дораскольного Запада, Filioque противоречит церковному вероучению в целом. Православная Церковь учит, что «Дух Святый исходит от одного Отца, как источника и начала Божества… Бог и Отец один есть виновник двух Лиц, и не рожден. Сын от одного Отца, как от причины рожден: Дух Святый от одного Отца как от причины исходит, а чрез Сына в мир посылается»11.
Учение об абсолютном характере папской юрисдикционной власти и безошибочности Римского папы в торжественных вероопределениях. Апостол Петр за свою исключительную ревность о вере именуется (вместе с ап. Павлом) «первоверховным» из апостолов. Основанная им Римская Поместная Церковь исторически обладала первенством чести — как в память о Петре, так и в силу своего столичного расположения; многие святые усваивали особый авторитет Римским епископам (папам) в силу той исключительной твердости в борьбе с ересями, которую те проявляли в течение почти всего первого тысячелетия христианской истории.
Со временем в Риме сложилась традиция воспринимать это почтение к авторитету пап и памяти апостола Петра в формально-юридическом ключе. Такие представления достигли своего расцвета ко времени папской реформы XI века; они неоднократно провозглашались в канонических и вероучительных текстах Средних веков, а в наиболее полной форме их изложил Ι Ватиканский собор Католической церкви в 1870 г. в догматической конституции Pastor Aeternus12. Это учение можно суммировать в четырех тезисах:
Все эти тезисы противоречат согласному учению Отцов Востока и Запада, а также практике и постановлениям Вселенских Соборов. В частности, их фактически осуждает Пятый Вселенский Собор, отцы которого в полемике с Римским папой Вигилием учили, что апостолы не находились в подчинении друг у друга, а также, что все значимые догматические решения по вопросам веры должны приниматься сообща, по образу Апостольского Собора13.
Православная Церковь учит, что суду полноты Церкви подчинен каждый отдельный ее член, даже папа или патриарх, имеющий первенство чести: «Церковь имеет такую власть, что может посредством Вселенских Соборов рассматривать Писания, судить Патриархов, Пап, Епископов; может подвергать их, смотря по важности вины, наказаниям и эпитимиям, предписанным правилами»14. Безошибочностью, согласно православному учению, также обладает только вся Церковь в целом (представленная на Вселенском Соборе или выразившее свое согласие иным образом): «Единственный способ для выражения, в случае нужды, непогрешимого свидетельства Церкви касательно той или другой откровенной истины есть единодушное согласие, в рассуждении этой истины, всей Церкви учащей, за которым естественно должно уже последовать и согласие всех верующих. Для изъявления же такого согласия Церкви учащей возможны два способа: предстоятели частных Церквей могут выражать его, нарочито собравшись для этого все воедино на Собор Вселенский, но могут выражать и не собираясь на Соборы, а посредством взаимных сношений, оставаясь каждый на своем месте, при обыкновенном положении Церкви (in statu quo)»15.
Учение о Чистилище. Католическая церковь учит, что если христиане, «поистине раскаявшись, умирают в любви Божией, прежде чем воздать достойными плодами покаяния удовлетворение за то, что они совершили или упустили, то души их после смерти подвергаются очищению муками в чистилище»16. Несмотря на то, что Православию совершенно не чуждо понятие о правосудии Божьем, идея очищающих мук, которые позволяют душам удовлетворить этому правосудию после смерти, отвергается Православной Церковью как не соответствующая Писанию и Преданию: «Нигде в Писании не упоминается об огне чистилищном, т.е. чтобы было временное какое наказание, очищающее души по смерти… Церковь правильно поступает, что приносит за умерших Безкровную Жертву, и воссылает к Богу молитвы об отпущении грехов их: сами же они не терпят никакого наказания, посредством которого бы очищались»17.
Непорочное Зачатие Девы Марии и прочие пункты разногласий между Православием и католицизмом.
Учение о Непорочном Зачатии Девы Марии подразумевает, что Пресвятая Дева, хотя и была зачата естественным путем (не бессеменно), тем не менее, была в Своем Зачатии сохранена от первородного греха в силу грядущей Крестной Жертвы Христа (как бы «заранее искуплена»). Это учение критиковалось и осуждалось многими святыми и богословами Православной Церкви (в частности, прп. Иустином Челийским, свт. Игнатием Кавказским и свт. Иоанном Шанхайским), однако не получило до сих пор соборного осуждения. Поэтому некоторые православные богословы, в том числе святые, относились к нему с бо́льшей терпимостью, чем к прочим ересям Католической церкви. Так, например, свт. Филарет Московский писал: «Мне кажется, благословно рассуждение некоторых французских епископов, которые говорили, что поднятый папою вопрос Церковь не решила догматически, а оставила каждому свободно рассуждать о нем без предосуждения своему православию и спасению и что по сему некоторые Святые имели утвердительное об оном мнение, а некоторые — отрицательное»18.
Помимо перечисленных выше заблуждений католицизм также имеет ряд иных ошибочных учений и сомнительных практик, которые подвергались критике и осуждению со стороны Православной Церкви.
Отношение Православной Церкви к католицизму сегодня
На современном этапе Православная Церковь пытается строить с католицизмом отношения сотрудничества в защите традиционных нравственных представлений и совместного противостояния вызовам времени. Одновременно ведется и богословский диалог с целью прояснения взаимных разногласий и беспристрастного поиска их разрешения.
При этом в официальной риторике православно-католического диалога с обеих сторон фактически действует мораторий на употребление терминов «ересь» или «раскол»; с православной стороны используется стилистически менее негативно окрашенный синоним термина «ересь» — «инославие» (также употреблявшийся святыми отцами). В этом не следует усматривать отказ от признания тех или иных учений католицизма ложными самих по себе (или, тем более «предательством Православия»), однако сама ситуация диалога требует более примирительной риторики.
Примечания:
Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её ( Мф.16:18 ).
Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» ( Мф.12:25 ). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит ( Мф.16:18 ). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово ( Рим.12:5 ), а Тело у Спасителя одно.
Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? — В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась.
Какая же не устояла? — Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это — Вселенская Православная Церковь.
Помимо того, что Римская церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека и пр.
Верно ли называть католиков еретиками, если они не были официально осуждены Вселенским собором?
Далеко не все еретические учения были осуждены на Вселенских соборах, достаточно того, что они исказили те положения учения Церкви, которые были сформулированы на Вселенских соборах.
Другим основанием для именования римо-католической общины еретической служит то, что таким или синонимичными названиями именовали её православные отцы и учителя.
См. также: А являются ли вообще католики, протестанты и «нехалкидониты» еретиками?
«Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения».
святитель Игнатий (Брянчанинов)
«Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно во Христе, одною Церковью, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению… Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»
святой праведный Иоанн Кронштадтский