катер на радиоуправлении какой выбрать
Как выбрать катер на радиоуправлении? PRO Хобби – интернет-журнал о моделизме
Что может быть лучше, чем оказаться на берегу реки, озера или моря в жаркий летний день?
Только оказаться там с радиоуправляемой моделью!
Судомоделизм, также как и другие виды моделизма, был весьма развит еще во времена СССР. В школах, различных кружках и секциях строились интересные, масштабные, копийные проекты. Да и кто из нас в детстве не делал свой корабль и не запускал его в лужах и ручьях после дождя? Похоже, что любовь к лодкам и катерам заложена в нас генетически.
Прогресс не стоит на месте, за минувшие годы в моделизме произошли колоссальные, революционные изменения, и сейчас радиоуправляемые модели катеров, катамаранов, яхт и даже подводных лодок стали доступны для каждого.
Как же выбрать свою первую радиоуправляемую судомодель?
Дадим несколько советов.
Тип двигателя
Первое – тип двигателя. И хотя подобающее большинство катеров и катамаранов оснащаются электромоторами, встречаются и версии с ДВС (двигателем внутреннего сгорания). Мы советуем остановить свой выбор на электромоделях, т.к. они более простые и понятные в эксплуатации и обслуживании, и не требующие дополнительных знаний и навыков обращения.
По типу силовой системы существуют, традиционно, коллекторные и бесколлекторные. Первые – менее требовательны к обслуживанию и обладают более скромными скоростными характеристиками. Однако и более низкой ценой. Бесколлекторные – мощные, скоростные, способные достигать скоростей 90 км/ч и более, но требуют более ответственного обращения и обслуживания, что сказывается на цене.
Для начинающих лучший вариант – именно коллекторные, чтобы понять все особенности данного направления моделизма и не тратить лишние деньги на первоначальном этапе.
Отдельно стоит упомянуть радиоуправляемые яхты – те, у которых «двигателем» выступают именно паруса. Это отдельное направление со всей спецификой управления, присущей настоящим яхтам. Вам потребуется контролировать силу и направление ветра, подстраиваться под них, понимать, как управлять парусами и знать множество других технических особенностей и нюансов. Именно поэтому, если цель покупки не эстетическая – собрать модель и поставить ее на полку, мы настоятельно рекомендуем набраться опыта и трезво оценивать силы при решении двигаться в этом направлении.
Размеры модели
Следующий пункт – размер Вашей модели на радиоуправлении. Здесь все просто: чем он больше, тем больше места нужно для запуска и тем лучше и устойчивее будет сопротивление волнам. Например, если Вы планируете запускать катер или катамаран в небольшом водоеме, не стоит брать модели более 70-80 см длиной, им просто будет негде развернуться. Остановите свой выбор на небольших и средних катерах с коллекторным двигателем. И наоборот, если это большие водные пространства с волнами, то небольшие модели просто не смогут физически сопротивляться им, а также боковому ветру. В таких случаях следует обратить внимание на большие модели с мощными бесколлекторными системами – их будет проще заметить на дальних расстояниях и они смогут преодолеть волны и ветер, чтобы благополучно вернуться к берегу.
Форма корпуса
Третий момент – форма корпуса. Условно, можно выделить катера и катамараны. Катера – более скоростные и маневренные, но чуть менее стабильные за счет своей формы. Катамараны – чуть менее скоростные и маневренные, но более устойчивые за счет большей площади контакта с поверхностью воды. На самом деле, принципиальных отличий по показателям в хоббийной среде между этими формами вряд ли можно найти. Поэтому данный аспект носит личный характер и целиком зависит от Ваших предпочтений.
Уровень модели
И финальный пункт – уровень. Обращайте внимание, что Вы планируете купить, радиоуправляемую модель или все же игрушку. Покупая игрушку, Вы не сможете рассчитывать на впечатляющие характеристики, управляемость, наличие запчастей и долгий срок службы. Как правило, они стоят недорого, но подойдут лишь детям в силу своей специфики, а взрослых лишь разочаруют. Именно поэтому мы рекомендуем купить модель в полном смысле этого слова, чтобы испытывать только положительные эмоции!
В нашем шоу-руме и на сайте Вы сможете приобрести радиоуправляемые судомодели от известных и проверенных временем производителей: Traxxas, Aquacraft, Joysway и другие. Если у Вас возникнут вопросы, наши менеджеры с радостью ответят на них и помогут сделать правильный выбор. А наша сервисная мастерская сможет помочь в любой ситуации, касающейся технического аспекта!
Рейтинг лучших радиоуправляемых катеров (ТОП-7) 2021
Многие в детстве любили пускать бумажные кораблики по реке или ручью после дождя. Технологии шагнули далеко вперед не только среди компьютеров и мобильных устройств, но и в производстве игрушек. Теперь можно купить катер на радиоуправлении и смело плыть по рекам и озерам. Комплектация и цены различаются, а моделей с каждым днем на рынке становится все больше. Чтобы не ошибиться и сделать удачную покупку, стоит знать характеристики, на которые нужно обратить внимание.
Как правильно выбрать катер
Тип двигателя. Основная часть моделей имеет электромотор, но можно также встретить версии с двигателем внутреннего сгорания. Электромодели более понятные в использовании и не требуют дополнительных знаний. Поэтому следует остановить свое внимание на этом варианте.
Размер катера. Чем крупнее основание, тем легче игрушка будет преодолевать волны. Для мелких водоемов подходят средние и маленькие катера. Большие модели хорошо себя покажут на широких водных пространствах.
Форма корпуса. Радиоуправляемый водный транспорт можно условно разделить на катера и катамараны. По своей форме катамараны более широкие. Они уверенно держатся на воде, в отличие от катеров, но не такие маневренные и виртуозные в управлении. И те, и другие работают отлично и к любой модели можно приспособиться.
Начинка и цена. За хорошую модель придется отдать солидную сумму. Нужно для себя понять, что хочется получить в результате. Игрушку, которая будет красиво смотреться в руках, или полностью функционирующую мини-яхту. Для детей подойдут бюджетные модели. Они не имеют лишних наворотов и просты в использовании. Взрослым же лучше присмотреться к элитным вариантам.
Радиус действия. Этот показатель определяет, на какое расстояние катер может отдалиться от пульта управления. Чаще всего приходится переплачивать именно за этот показатель. Но перед покупкой стоит понять, где будет использоваться катер. Для ребенка достаточно управлять игрушкой на расстоянии 300 метров. Если катер будет плавать в мелком пруду или бассейне, то хватит 30–40 метров.
При выборе катера на радиоуправлении стоит также ориентироваться на зарекомендовавшие себя с положительной стороны популярные бренды и модели.
Рейтинг лучших радиоуправляемых катеров
Только лучшие из лучших достойны попасть в рейтинг и помочь с выбором игрушки. Мы собрали для вас ТОП-7 моделей:
Fei Lun FT007 35 см
Спортивная радиоуправляемая модель, управление которой производится пультом пистолетного типа. Максимальную скорость набирает за считанные секунды. Чувствительно и эффективно реагирует на команды, имеет задний ход и очень маневренная. Имеется защита запуска винта на суше. Радиус действия до 150 метров.
Fei Lun FT010 65 см
Модель среднего размера, которая беспрепятственно может преодолевать волны. Имеет электродвигатель с системой водяного охлаждения. Катер способен разгонять скорость до 35 км/ч. Он не может утонуть, так как в наличие есть функция исходного положения. Модель хорошо защищена от попадания воды, даже в том случае, если катер перевернется. Резиновая насадка защищает радиоуправляемую игрушку от повреждений.
Pilotage Пиранья (RC62031) 1:16 75 см
Катер изготовлен из легкого пластика высокой прочности. Легко поддается управлению и уверенно держится на воде. При максимально заряженном аккумуляторе может набирать скорость до 35 км/ч. Это одна из самых быстрых моделей своего уровня. Современный яркий спортивный дизайн привлекает к себе внимание. В арсенале модели имеются два электромотора.
Double Horse Blue Streak (7008) 1:16 72 см
Мощный двигатель, качественный аэродинамический корпус и продолжительная работа аккумулятора — все это гармонично сочетается в этой модели радиоуправляемого катера. Проектировка игрушки осуществляется по чертежам реально существующих гоночных катеров. Двигатель оснащен воздушным охлаждением. Модель легкая в управлении и чувствительно реагирует на заданные команды.
WL Toys Tiger Shark (WL912) 38 см
Корпус модели выполнен из качественного крепкого пластика. Хорошо переносит повреждения и царапины. Быстрый и маневренный катер в своем ценовом сегменте. Устойчиво ведет себя на сильных волнах. На дне расположен датчик воды, который препятствует случайному запуску мотора в детских руках. При работе на максимальной скорости продолжительность игры составит до 10 минут. Радиус воздействия сигнала до 100 метров.
Syma Pioneer (Q1) 44 см
Скоростной катер предназначен для использования на открытых водных пространствах, таких как пруды или озера. Его управление позволяет совершать не только движения вправо-влево, вперед-назад, но и выполнять кувырок. Модель оснащена системой охлаждения. При благоприятных условиях развивает скорость до 30 км/ч.
Happy Cow 777-218 1:5
Самая бюджетная модель среди всех предыдущих катеров. Несмотря на свои размеры, имеет достаточную популярность среди покупателей. Максимально заряженный аккумулятор может работать в течение 4 минут. Корпус изготовлен из безопасного пластика. Катер предназначен для детей старше 3 лет. Радиус действия пульта до 10 метров. Управлять игрушкой можно в любом направлении.
Каждая модель по-своему интересная и уникальная. При выборе катера на радиоуправлении стоит прежде всего решить, где именно он будет использоваться. Только объективно оценив свои желания и возможности, можно сделать удачную покупку.
Отзывы покупателей о радиоуправляемых катерах
Отзыв о радиоуправляемом катере Fei Lun High Speed Boat FT008.
Всем добрый день! Хотим поделится недавним приобретением! Отличный выбор для начинающего любителя радиоуправляемых игрушек.
Хорошая мощность для такой маленькой лодочки, быстро набирает скорость, думаю до 30 км/ч, поворотливый и самое главное простой в управлении.
Удивило ещё то, что у катера есть система автопереворота. Очень нужная вещь, ведь если сильно увлечься с управлением и маневрами, то катко часто переворачивается.
Лучше всего его использовать на прудах, озёрах, реках, где нет течения и волны.
Игрушка не очень дорогая и стоит своих денег.
Приобретал в интернет магазине megaboo для сына, в итоге чаще играю сам
Автор: alisaalisa96
https://otzovik.com/review_9912928.html
Отзыв о радиоуправляемом катере Syma Pioneer (Q1) 44 см
Заряженного аккумулятора хватает в среднем на 20-30 мин в зависимости от интенсивности катаний. Этого времени хватает, чтобы успеть наиграться. Если хочется дольше, можно купить дополнительный аккумулятор. Когда аккумулятор садится есть предупреждающий сигал на пульте. Батарейки в пульте еще не меняли.
Радиус действия пульта довольно большой, в описании указано 70 метров и наверное так оно и есть, специально мы это не проверяли. Много раз катер даже пропадал из виду, но все еще слушался пульта. Конечно лучше далеко не отпускать катер, потому что если связь с пультом пропадет, будет невозможно его вернуть обратно к берегу. Мы поначалу очень переживали из-за этого, но в реальности такого ни разу не произошло.
Корпус неводонепроницаем, после каждого плавания мы снимаем крышку и просушиваем его. На работе катера вода попавшая внутрь никак не сказывается, но если ее накопится много наверное он станет не таким быстрым, из-за тяжести. Лучше просушивать все внутри.
Радиоуправляемые катера: характеристики, типы, виды
Тип определяет общую конструкцию корпуса, а в некоторых случаях — и источник энергии судна.
— Катер. Под катерами в данном случае подразумеваются модели, выполненные в классической, однокорпусной компоновке (не относящиеся к катамаранам и тримаранам, см. ниже) и движущиеся за счёт гребного винта с приводом от мотора. Большинство таких моделей действительно больше всего похожи на скоростные катера, однако возможны и другие варианты оформления — в виде океанских яхт, военных кораблей и т.п. Эта наиболее простая по конструкции разновидность радиоуправляемых катеров является в то же время и наиболее обширной, она включает модели всех ценовых и профессиональных категорий.
— Парусник. Радиоуправляемые суда, предназначенные для движения под парусами. Такие суда заметно сложнее в управлении, чем моторные, и сильнее зависят от погодных условий, особенно от силы и направления ветра. Тем не менее, это является не недостатком, а особенностью: некоторым моделистам интереснее управлять именно парусами. Кроме того, принципы движения у радиоуправляемых парусников те же, что и у полноразмерных, и модель можно использовать ещё и в качестве тренажёра для обучения основам парусного мореходства. Ещё одно достоинство заключается в низком энергопотреблении — электричество нужно только для приёмника и сервоприводов — что позволяет дольше работать без перезарядки или замены батарей. Парусники могут иметь как однокорпусную, так и многокорпусную конструкцию, обычно в виде тримаранов (аналогичны описанным выше катамаранам, однако имеют три корпуса).
— Подводная лодка. Модели, выполненные в виде подводных лодок, батискафов или других аппаратов, способных двигаться в толще воды. Как правило, такие модели, как и настоящие суда, могут погружаться и всплывать, что позволяет значительно разнообразить игру. При этом сама игрушечная субмарина обычно легче воды, а погружение осуществляется за счет работы специальных моторов, «толкающих» лодку вниз. Таким образом, можно не бояться, что игрушка утонет: при пропадании сигнала с пульта или отключении питания она всплывает на поверхность. Также отметим, что для дополнительной заметности под водой в большинстве моделей предусматривается подсветка в виде передних «фар».
Возраст
Комплектация
— RTR (RTF). Модели, готовые к работе «из коробки»: в комплект поставки входит всё необходимое оснащение (исключение могут составлять разве что сменные батарейки для пульта и/или самого катера), и перед плаванием может понадобиться разве что простейшая сборка. Этот вариант оптимально подходит для начинающих и нетребовательных пользователей — он избавляет от излишних хлопот с доукомплектацией судна. А вот энтузиастам и профессиональным моделистам стоит учитывать, что даже продвинутые модели RTR обычно оснащаются относительно простыми комплектующими, и необходимые характеристики бывает проще получить, самостоятельно собрав ARR или Kit (см. ниже).
— ARR (ARF). Модели, «почти готовые к работе»: поставляются в собранном (или почти собранном) виде, однако в комплекте отсутствуют некоторые компоненты — обычно специализированные аккумуляторы, а во многих моделях ещё и аппаратура управления. Смысл подобных комплектов заключается в том, чтобы энтузиасты могли подбирать дополнительное оснащение по своему усмотрению, не полагаясь на решение производителя.
Двигатель
Тип двигателя, используемого в катере.
— Электрический. Электрические двигатели характеризуются целым рядом преимуществ. Так, они просты по конструкции, стоят недорого, не требуют специальных навыков ни в управлении, ни в обслуживании (собственно, чаще всего специальное обслуживание вообще не нужно) и при этом подходят для моделей любого уровня, от начального до профессионального. Кроме того, электродвигатели относительно малошумны и не создают выхлопных газов, что позволяет без проблем запускать модель даже в закрытом помещении — например, бассейне. Благодаря этому данный тип двигателя является на сегодняшний день наиболее популярным среди радиоуправляемых катеров. И именно электромоторы рекомендуются для начинающих моделистов, а также для тех, кто покупает катер исключительно для развлечения
— ДВС (бензин). Для эффективной работы бензиновый двигатель должен иметь довольно большой объём; кроме того, такие агрегаты заметно тяжелее, сложнее и дороже описанных выше ДВС на специальном топливе. Как следствие, данный вариант встречается чрезвычайно редко, исключительно в крупномасштабных моделях профессионального уровня.
Модель двигателя
Название двигателя, установленного на катере. Как правило, зная это название, можно без проблем найти информацию об особенностях двигателя — причём как официальные данные производителя, так и отзывы от пользователей — и определить, насколько его характеристики Вас устраивают. Это может быть очень важно при выборе модели профессионального уровня.
Помимо названия, в этом пункте также может уточняться тип электромотора (см. «Двигатель») — коллекторный или бесколлекторный.
Коллекторную конструкцию можно назвать классической. Она позволяет создавать довольно лёгкие, компактные, недорогие моторы, которые к тому же легко ремонтируются. Недостатками данного варианта являются относительно невысокий КПД, склонность к искрению (особенно при перегреве), а также меньшая долговечность, чем у бесколлекторных агрегатов. Кроме того, с коллекторным двигателем труднее обеспечить высокую скорость. Как следствие, данный вариант характерен для относительно недорогих и медленных моделей.
Радиоуправляемые модели могут выпускаться в двух версиях, различающихся только типом электродвигателя.
Рабочий объем
Общий рабочий объём цилиндров ДВС (бензинового или топливного, см «Двигатель»), установленного в катере. В целом, чем больше объём — тем мощнее двигатель, при том же типе горючего, однако и расход этого горючего обычно оказывается выше. В то же время двигатели одного объема могут иметь разную мощность, да и рабочие характеристики катера зависят от множества других факторов. Поэтому при выборе проще бывает ориентироваться не на объём двигателя, а на более приближённые к практике показатели — например, заявленную производителем скорость.
Для профессионального применения есть свои рекомендации по объёмам двигателя; их можно найти в специальных источниках, здесь отметим только, что объём может служить критерием допуска к соревнованиям.
Максимальные обороты
Максимальные обороты, развиваемые двигателем катера.
Теоретически более высокие обороты позволяют добиться большей скорости; правда, при этом снижается крутящий момент, однако в случае катеров это не особенно критично. В то же время скорость зависит от множества дополнительных параметров — конструкции винта, формы днища, массы судна и т.п. Поэтому в целом максимальные обороты являются довольно специфическим параметром, который на практике требуется в основном в профессиональном моделизме, и то весьма редко.
Максимальная скорость
Наибольшая скорость, которую может развить катер. Для моделей ARR (см. «Комплектация») обычно указывается при условии использования рекомендованного аккумулятора; при установке батареи с меньшим напряжением скорость также снижается.
Отметим, что максимальную скорость традиционно приводят для идеальных условий: хорошей погоды, отсутствия волн, полного заряда аккумулятора и т.п. Поэтому на практике она вполне может оказаться ниже заявленной. Тем не менее, этот показатель неплохо описывает возможности судна. При выборе по скорости стоит помнить, что чем быстрее модель — тем она дороже и требовательнее к навыкам управления и тем больше свободного места понадобится для её безопасного использования. Поэтому специально гнаться за высокими значениями скорости имеет смысл разве что при спортивном использовании.
Топливный бак
Объём топливного бака, установленного в катере с ДВС (см. «Двигатель»).
На практике этот параметр имеет скорее справочное значение, пригодиться он может разве что для подсчёта времени работы на заправке (если известен расход топлива), а также для оценки того, на сколько заправок хватит имеющегося горючего. В целом же большой запас топлива, с одной стороны, позволяет дольше проработать на одной заправке, с другой — сказывается на весе судна. Поэтому производители обычно исходят из разумного компромисса — оснащают свою технику баками, которых при полной заправке хватает на 20 – 40 минут движения со штатным двигателем. Этого времени обычно вполне достаточно, а запас топлива не слишком утяжеляет модель.
Водное охлаждение двигателя
Такое охлаждение обычно осуществляется при помощи забортной воды — то есть, в отличие от «сухопутного» жидкостного охлаждения, владельцу не нужно следить за герметичностью системы и уровнем охладителя в ней. Водные системы более эффективны, чем воздушные, они подходят даже для мощных моторов с высоким тепловыделением, однако и обходятся заметно дороже. Поэтому к ним прибегают преимущественно там, где без этого не обойтись; как следствие, водное охлаждение в радиоуправляемых катерах обычно является признаком довольно мощного и продвинутого двигателя.
Задний ход
Емкость аккумулятора
Ёмкость аккумулятора, поставляемого в комплекте с катером.
Большая ёмкость, при том же энергопотреблении, позволяет модели дольше проработать без подзарядки. Однако энергопотребление и, соответственно, фактическое время работы на заряде зависит от множества факторов — мощности мотора, режима использования модели и т.п. Поэтому в целом ёмкость аккумулятора является чисто справочным параметром, и оценивать автономность модели стоит не по данному показателю, а по указанному в характеристиках времени работы (см. ниже).
Отметим, что многие модели допускают возможность замены аккумуляторов на более ёмкие, что соответствующим образом увеличивает время работы на заряде.
Напряжение аккумулятора
Номинальное напряжение аккумулятора, поставляемого в комплекте с катером.
Напряжение выбирается производителем таким образом, чтобы обеспечить необходимые рабочие характеристики. Поэтому в целом оно является второстепенным параметром; обращать внимание на напряжение обычно приходится разве что при поиске аккумулятора на замену или зарядного устройства.
Отметим, что в современной радиоуправляемой технике, включая катера, получили распространение аккумуляторы стандартным напряжением 3,7 В, 7,2 В и 11,1 В. При этом многие модели штатно допускают замену «родной» батареи — например, установку 7,2-вольтового аккумулятора вместо 3,7-вольтового, для увеличения мощности и скорости.
Тип аккумулятора
Тип аккумулятора, штатно используемого в катере или необходимого для его работы. Под типом может подразумеваться как технология изготовления батареи, так и типоразмер; подробнее см. ниже.
— Ni-Cd. Аккумуляторы, выполненные по никель-кадмиевой технологии, сочетают невысокую стоимость с надёжностью, хорошей скоростью заряда и стойкостью к перепадам температур, однако имеют и ряд недостатков. Самым серьёзным из них является «эффект памяти»: ёмкость аккумулятора снижается, если его поставить на зарядку, не разрядив полностью. В целом на сегодняшний день Ni-Cd аккумуляторы считаются устаревшими и используются редко.
— Ni-Mh. Никель-металл-гидридные элементы появились как усовершенствованная версия описанных выше никель-кадмиевых. При тех же преимуществах они лишены многих недостатков, в том числе эффекта памяти, благодаря чему довольно популярны среди радиоуправляемых катеров. В то же время и подобные батареи не идеальны — они имеют особые требования по хранения (не могут долго храниться разряженными).
— Li-Pol. Усовершенствованная версия описанной выше литий-ионной технологии, использующая твердый полимерный электролит вместо жидкого. За счет этого удалось еще более повысить емкость, а также добиться большей безопасности (меньше вероятность взрыва при неправильной эксплуатации). Однако и стоят батареи этого типа несколько больше оригинальных Li-Ion, а ограничения по температуре актуальны и для них (особенно плохо Li-Pol аккумуляторы переносят холод).
— AA. Сменные элементы стандартного размера, известные как «пальчиковые»; как правило, не поставляются в комплекте даже в моделях RTR (см. «Комплектация»). Не обязательно являются перезаряжаемыми — выпускаются и в форме одноразовых батареек; иногда бывает удобнее купить для катера комплект таких батареек, чем тратиться на довольно дорогие аккумуляторы с зарядными устройствами. И аккумуляторы, и батарейки АА могут выпускаться в разных вариантах по технологии, ёмкости и, соответственно, цене. Однако в любом случае данный вариант удобен тем, что севшие батарейки можно быстро заменить на новые, тогда как оригинальный аккумулятор, скорее всего, придётся заряжать, что требует времени и источника питания.
— AAA. Сменные элементы, по основным особенностям аналогичные описанным выше АА. Имеют схожую форму, однако более компактны (из-за чего в просторечии называются «мини-пальчиковыми» или «мизинчиковыми»), вследствие чего и ёмкость ААА в целом ниже. Они применяются в основном в недорогих моделях начального уровня, для которых полноразмерные «пальчиковые» батарейки слишком крупны.
Кол-во аккумуляторов
Модель аккумулятора
Время работы
Время работы катера на одном заряде комплектного аккумулятора. Этот показатель является довольно условным, т.к. обычно он указывается для некоего среднего режима работы, что называется, «без экстрима»; время непрерывного движения на полном ходу может быть заметно меньше. Тем не менее, он вполне позволяет оценить автономность катера.
Отметим, что для моделей с питанием от элементов АА и ААА (см. «Тип аккумулятора») время работы не указывается: такие элементы могут иметь разную ёмкость, и, соответственно, автономность модели в каждом случае также будет разной.
Зарядное устройство
Зарядка от USB
Частота радиоканала
Частота радиоканала определяет не только используемый диапазон, но и формат передачи данных.
— 27.145 MHz. Диапазон, зарезервированный для радиоуправления по аналоговым каналам; помимо него, с той же целью используются диапазоны 35, 40 и 75 МГц, но они встречаются реже. Главным достоинством аналоговой передачи команд является невысокая стоимость оборудования. С другой стороны, она проигрывает цифровому стандарту 2.4 GHz по дальности, помехозащищённости, а главное — надёжности: сигналы с нескольких пультов в непосредственной близости друг от друга могут перекрываться, лишая модели управления. Это затрудняет использование аналоговых пультов на массовых мероприятиях вроде соревнований (необходимо прибегать к различным ухищрениям вроде использования сменных кварцевых генераторов). В свете всего этого данный стандарт получил распространение в основном в недорогих катерах чисто развлекательного назначения.
Радиус действия
Максимальное расстояние от пульта до модели, на котором сохраняется нормальная управляемость.
Радиус действия традиционно указывается для идеальных условий — при отсутствии помех в эфире и препятствий на пути следования сигнала; в реальности он, как правило, несколько ниже, тем более что мощность передатчика может несколько упасть по мере разряда аккумулятора. Это нужно учитывать при выборе по данному показателю. С другой стороны, за максимальной «дальнобойностью» тоже не всегда имеет смысл гнаться, нужно учитывать конкретную ситуацию: например, для 10-метрового пруда будет вполне достаточно даже пульта со скромным по современным меркам радиусом действия в 30 – 40 м.
Элементы питания
Тип и количество элементов питания, необходимых для работы пульта.
В отличие от самих катеров, пульты для них используют только сменные элементы стандартного типоразмера — это удобнее по целому ряду причин. Сменные элементы могут выпускаться как в виде батареек, так и в виде перезаряжаемых аккумуляторов, а варианты по типам могут быть такими:
— АА. Классические «пальчиковые» батарейки, продающиеся практически повсеместно и благодаря этому весьма популярные и в управляющей радиоаппаратуре. В зависимости от мощности и функционала передатчика таких батареек может понадобиться от 2 до 8.
— ААА. «Мизинчиковые» или «мини-пальчиковые» батарейки, выглядящие как уменьшенная версия элементов АА. Из-за небольших размеров имеют меньшую ёмкость, а потому и используются реже, в основном в недорогих моделях с пультами небольшого радиуса действия.
— 6F22. 9-вольтовые батарейки прямоугольной формы с парой контактов на торце, в просторечии называемые «Крона». Применяются относительно редко.
Подставка (стапель)
Материал корпуса
Основной материал, используемый в конструкции корпуса судна.
— Пластик. Недорогой и в то же время весьма практичный материал, которому можно легко придать сложную форму и практически любой цвет. Пластик лёгок, не подвержен коррозии, а его прочности вполне хватает даже для мощных скоростных моделей (тем более что на рынке представлено множество сортов этого материала, в т.ч. и высокопрочные). Как следствие, пластиковые корпуса имеет подавляющее большинство современных радиоуправляемых катеров.
— Стеклопластик. Композитный материал, известный также как «фибергласс». Представляет собой нити стекловолокна, залитые пластиком. Такое сочетание позволяет добиться чрезвычайно высокой прочности (сравнимой со сталью), надёжности и долговечности в сочетании с очень малым весом. В то же время описанные преимущества чаще всего не являются критично необходимыми для радиоуправляемых катеров, а стоит стеклопластик весьма недёшево. Как следствие, фиберглассовые корпуса встречаются редко, преимущественно в топовых профессиональных моделях.
— Дерево. Материал, применяемый в отдельных дизайнерских моделях для достижения максимально аутентичного внешнего вида. По прочности не уступает как минимум обычному пластику, а некоторые породы дерева сравнимы даже с фиберглассом. Однако явных практических преимуществ перед этими материалами дерево не имеет, а стоит оно заметно дороже, из-за чего используется крайне редко и в основном из эстетических соображений.
Двойная влагозащита
Наличие двойной влагозащиты в конструкции катера.
Саму по себе влагозащиту имеют все радиоуправляемые суда — по определению; как правило, её обеспечивает герметичный корпус. Однако в некоторых моделях предусматривается дополнительная защита чувствительных компонентов, прежде всего электроники — например, в виде крышки под корпусом, или даже отдельного закрытого отсека. Таким образом повышается общая надёжность конструкции: при повреждении первого слоя влагозащиты (например, в случае аварии) вода всё равно не попадёт на критичные детали, и вместо замены электроники (или покупки новой модели) велика вероятность, что получится обойтись ремонтом корпуса.
Пропорциональное управление
Пропорциональным называют управление, позволяющее не просто включать и выключать определённую функцию, а регулировать её уровень: к примеру, чем сильнее нажатие на рычаг газа — тем выше обороты двигателя и, соответственно, скорость. Как правило, в моделях с такой особенностью пропорциональная схема используется и для оборотов двигателя, и для руля. Это позволяет намного точнее управлять движением катера, чем при дискретном управлении по принципу «либо включено, либо выключено». С другой стороны, пропорциональное оборудование обходится заметно дороже дискретного, а точность управления требуется далеко не всегда (в основном она важна для профессионального модельного спорта). Поэтому для чисто развлекательного применения не обязательно искать модель с данным типом управления.