каштанка в каком классе читают
Урок литературного чтения в 4 классе с презентацией. Чехов «Каштанка»
1 слайд
1. Организация класса.
2. Подготовительная работа.
Цель: подготовить детей к восприятию текста.
— Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?
— ( дети читают отрывок про себя).
2-й слайд
… Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперёд широкие лапы, положил на них морду и начал:
— Мня, мня…нга-нга-нга.
— Кто догадался, из какого произведения этот отрывок?
-(рассказ «Белолобый»)
— Посмотрите и прочитайте следующий отрывок.
— (дети читают отрывок про себя).
3-й слайд
«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Он свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
— Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?
— (Речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)
— Скажите, а кто является автором этих рассказов?
(А.П.Чехов).
Слайд 4
— Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.
Слайд 5
2) Работа со схемой «Темы и жанры произведений А. П. Чехова»
Слайд 6
— А начнём мы наш урок с загадки.
— Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку вслух).
Слайд 7
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
— Кто это?
-(Собака).
— Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас, у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
3. Речевая разминка.
Цель: развивать эмоциональное чтение.
4. Словарная работа.
Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.
— Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
— Давайте прочитаем эти слова.
(Конножелезка, фрунт).
Слайды 8, 9
— Как вы думаете, что они обозначают?
— (Ответы детей)
— Прочитаем правильное толкование этих слов.
На доске запись:
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
— Физминутка.
5. Первичное ознакомление с текстом.
Слайд 10
Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.
— (Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
6. Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить первичное впечатление от текста.
— С каким настроением вы слушали отрывок?
— (с интересом)
— Почему?
— (Хотелось узнать, что случится с Каштанкой дальше.)
— О чём задумались, слушая?
— (Как помочь собаке)
7. Повторное чтение текста.
Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.
— Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
— (чтение детей)
Карточка
8. Домашнее задание.
Составить сравнительную таблицу «Жизнь Каштанки у столяра и дрессировщика»
— Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить, какое задание будет вам по силам.
— Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте, как Каштанка выглядит в конце рассказа.
— Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.
9. Рефлексия.
— Произведение какого писателя мы сегодня читали?
— О чём и о ком читали?
Список использованной литературы
1. «Каштанка» А.П.Чехов
2. Учебник «Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – Авт. сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана – Граф, 2009 г.
Урок литературного чтения «Каштанка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка»
Цель урока: используя элементы диалогового обучения обогащать читательскую деятельность обучающихся в процессе работы над произведением А.П. Чехова;
1. обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением;
2. отрабатывать навык чтения вслух и про себя;
3. расширять словарный запас обучающихся;
4. пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым);
5. воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным, чувство любви, сострадание.
Тип урока: урок освоения новых знаний.
Методы, используемые на уроке: проблемно – диалоговый.
Формы работы с обучающимися: групповая и индивидуальная. Оборудование урока : портрет А. П. Чехова, текст рассказа «Каштанка», карточки с названиями глав, презентация, компьютер, проектор.
« Славный народ собаки»
( по рассказу А. П. Чехова « Каштанка»)
Ι. Организация начала урока.
Приветствие обучающихся. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Свой урок мы начнем с загадки.
Лежит-молчит, подойдешь –заворчит. (Собака)
— Но сначала мы познакомимся с нашим знаменитым земляком-А. П. Чеховым (просмотр презентации).
ΙΙ. Основная часть урока (анализ рассказа, беседа с обучающимися).
1 . Чтение начала рассказа наизусть (один из учеников). Именно так начинается рассказ.
— Какие эмоции, чувства, переживания вызвал рассказ?
2. Рассказ имеет одну особенность: он состоит из 7 глав, каждая из которых имеет самостоятельное название.
— Вспомним названия глав, их последовательность расположения в тексте рассказа. Попытаемся определить, почему каждая глава имеет такое название. (Один ученик у доски верно располагает карточки с названиями глав.)
Затем учитель опережает слушание мнений групп новым общим вопросом:
— Какую общую закономерность вы увидели в названиях всех глав?
Тётка впервые в цирке (для неё это странное, непонятное место), дело до демонстрации её умений не дошло: она услышала на трибуне: «Тятька! А ведь это Каштанка!»
После проверки работы групп по первому заданию ребята отвечают на общий вопрос учителя: мы видим, что в название каждой главы вошла Каштанка, в заглавиях присутствуют её видение внешнего мира, её оценки, мысли, чувства
4. С самого начала рассказа автор фиксирует внимание не только на внешних чертах поведения Каштанки, но и на зримых или скрытых знаках её душевного состояния.
Найдите в тексте слова, помогающие его определить.
Продолжение работы в группах.
Затем проверяем собранный материал:
5. Особенное значение в литературе придается снам.
— Какие сны видит Каштанка? Как её сны отражают её душевное состояние? (Продолжение групповой работы)
— Скажите, ребята, а поднимает ли Чехов в своём рассказе проблему взаимоотношений человека и животных? Как вы думаете, кто кому нужнее: мы животным или они нам? Обоснуйте ответ.
Этот вопрос также носит индивидуальный характер. Заслушиваются мнения 2-3 обучающихся.
8. И наконец, финал рассказа . Просмотр отрывка из мультфильма «Каштанка»
Собака словно поставлена в ситуацию выбора между жизнью у столяра и Федюшки и жизнью у дрессировщика . Вспомним, как ей жилось у обоих хозяев.
Звучат заранее приготовленные монологические ответы учащихся.
1-ый ученик. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: « По- шла вон, треклятая! »
Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»
2-ой ученик . Новый её хозяин жил в большой светлой комнате, где сначала поселилась и Каштанка. Ей отвели место в углу около дивана на матрасике, а затем переселили в комнату с грязными обоями, в которой героиня обрела соседей: кота Фёдора Тимофеевича и гуся Иван Иваныча. Жизнь её текла как по маслу. Ей позволяли ходить по всей квартире, ни разу никто на неё не затопал ногами, никто не ударил, не крикнул. Одна она оставалась только вечерами, днём же хозяин учил её разным наукам, хвалил её и видел в ней « несомненный талант»; она получала массу новых впечатлений.
Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.
Финал рассказа не соответствовал реальной истории.
Индивидуальное сообщение о реальных событиях рассказа, о Дурове. (Сообщение учащегося)
Владимир Леонидович Дуров (1863-19340), выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.
История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так каштанка осталась у Дурова.
— Почему, хотя у дрессировщика Каштанке жилось лучше, она при первой возможности возвращается к своим прежним хозяевам?
— Возможно, потому, что главными её качествами были преданность и верность.
Подведем итоги урока.
Вернёмся к вопросу: Как удалось Чехову сделать литературное открытие: правдоподобно рассказать о собачьей жизни, посмотреть на мир глазами животного?
Обучающиеся назовут способы: передал собачьи мысли и чувства, заглянул в собачьи сны, дал ей слово, наградив внутренним монологом, поставил в ситуацию выбора и предоставил возможность выбрать.
— Так о чем же рассказ Чехова?
Это произведение, где торжествуют такие чувства, как: привязанность, любовь, верность, они оказываются выше сытости, удобства, тщеславия, блеска славы. В своей истории о перипетиях жизни собаки Чехов утверждает идею гуманного отношения человека к братьям своим меньшим, которая в жизни для самого писателя укладывалась в короткую фразу:
« Славный народ собаки».
Учитель предлагает учащимся дать оценку уроку и их деятельности на нём. Это ему помогают сделать вопросы типа: Что интересного было на уроке? Какое из заданий показалось особенно сложным? Что, по их мнению, им удалось лучше на этом уроке?
Составь свой проект и защити его на следующем уроке «Мой домашний питомец»: фотография и небольшой рассказ, красочно оформленный.
Приложения к уроку «Славный народ собаки»
(по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)
1. Жила Каштанка в квартире, в которой стоял туман, пахло клеем, лаком. Её хозяином был столяр Лука Александрыч, вместе с ним она нередко бегала ужасно далеко к заказчикам и была этому рада. В доме её жизнь обычно протекала под верстаком, где она спала на стружках, или же с нею играл сын столяра Федюшка, выделывая фокусы, от которых зеленело в глазах и болело во всех суставах. Нередко приходилось ей бывать ужасно голодной. Так в тот день, когда она потерялась, пришлось ей пожевать только 2 раза: клейстеру у переплётчика и колбасной кожицы около прилавка одного из трактиров. Нередко можно было получить удары и услышать: «По- шла вон, треклятая!»
Чехов пишет о её жизни: « Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: « Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! »»
Тощая костлявая дворняжка превратилась в сытого выхоленного пса.
3. Владимир Леонидович Дуров(1863-19340, выдающийся цирковой дрессировщик. Дебютировал как клоун-сатирик и дрессировщик, он отказался от болевых и устрашающих приемов, действовал поощрением и лаской.
История с Каштанкой была на самом деле, но имела другой финал: Дуров судился со столяром и отсудил ее, так как прямо в суде предложил ему деньги, тот заколебался, и судья понял, что он собакой не дорожит. Так Каштанка осталась у дурова.
В каком классе проходят повесть «Каштанка» А.П.Чехов?
В каком классе нужно читать повесть «Каштанка» А.П.Чехова?
О чем книга, краткое содержание?
Чему учит произведение?
Я думаю с 2016 года школьная программа по литературе не изменилась. По крайней мере в 2016 году произведение Каштанка проходили в 3 классе.
Это история про маленькую собачку, которая потерялась в городе. Ее нашел вполне состоятельный мужчина, кормил ее, не бил и любил. Но Каштанка все равно скучала по своему старому хозяину. Пусть тут хорошо, но она преданна старому хозяину, который тоже ее очной любил. Однажды в цирке она увидела своего старого хозяина. Каштанка сразу рванулась к нему. Все закончилось очень счастливо. Новый хозяин понял, что так будет правильно.
Я так думаю автор произведения хотел показать собачью преданность. Собаки не выбирают где лучше, они преданы своим кормильцам, пусть даже условия жизни явно хуже.
Замечательная вещь Александра Куприна!
А знаете, как учителя его расшифровывали – Учитель Пришел ЕДва Домой, Голодный, Измученный, Злой. И во многом они были правы. Это про жизнь учительскую
И потом, что вы так упираетесь в информационные технологии. По-моему пора ограничивать «компьютеризацию» образования. Компьютером пытаются подменить живого учителя и в итоге растят каких-то киборгов, без чувств, без мыслей.
Никакой компьютер НИГДЕ, НИКОГДА И НИКАК не заменит живого слова учителя!
Уж поверьте. Всю сознательную жизнь наблюдаю за учителями как снаружи (сам учился), так и изнутри (отец почти 40 лет проработал учителем и супруга – более 30-ти лет)
Так что, дорогие учителя, пользуйтесь компьютером, Интернетом, интерактивными досками и т. п., но не давайте им себя заслонить.
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
Как вариант возьмите для себя литературу в библиотеке или просто купите. Зато будете всегда обладать актуальными знаниями, подготавливая себя как раз по программе ЕГЭ-2017 года. Здесь вы можете купить любой материал литературы, для ЕГЭ и не бояться, что информация не по программе составлена!
Слово «ученица» является существительным женского рода, будет отвечать на вопрос «кто?».
Разберем данное слово по составу, проведем морфемный разбор.
Урок по литературному чтению. А.П.Чехов» Каштанка»
Урок по литературному чтению. Тема урока: А.П.Чехов» Каштанка»
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению. А.П.Чехов» Каштанка»»
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема урока: Антон Павлович Чехов «Каштанка» (чтение 1-2 глав)
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.
Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
Расширять словарный запас учащихся.
Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.
Регулятивные: определять тему и цель деятельности на уроке, высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией или текстом.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение; умение доказывать свою точку зрения словами из текста.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке; сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному, уметь оценить свою работу на уроке.
Оборудование: книга, презентация
Цель: настроить детей на работу
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
А теперь тихо садимся.
Формулировка темы и целей урока
Цель: учить формулировать тему и задачи урока.
— Посмотрите на фотографию автора.
— Знаком ли вам этот автор? Кто это?
— Правильно, мы сегодня будем изучать творчество А.П.Чехова.
— Что вы знаете об этом авторе?
— Какие знаете его произведения?
— Я расскажу вам биография А.П.Чехова, а вы должны услышать какие произведения он писал, какие были его любимые собаки.
Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.
Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами.
Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю. Также писал пьесы.
Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.
В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.
Женой драматурга Чехова была артистка театра Ольга Леонардовна Книппер, которая пережила его на 55 лет.
У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена – Бром Исаевич и Хина Марковна.
Творчество Чехова является продолжением и развитием лучших традиций русской классической литературы. Лев Толстой сказал о нем: «. Чехов — это Пушкин в прозе». Глубокое воздействие на повествовательную манеру и на язык Чехова оказал не только Пушкин, но и Лермонтов. Для Чехова-юмориста и сатирика плодотворными были уроки Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Чеховский лиризм, глубокий анализ напряженной внутренней жизни персонажей были связаны с усвоением художественных открытий Тургенева и Л. Толстого, творчески переосмысленных Чеховым и подчиненных им новым творческим задачам.
— В какой семье родился Антон Павлович? (Купца)
— Сколько насчитывалось псевдонимов у Чехова?
— Какой породы были любимые собаки Чехова?
— Какие вы знаете загадки о собаках?
Лежит-молчит, подойдешь – заворчит. (Собака)
На цепи хозяин в нём.
— Вы, наверно, уже догадались, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?
— Какие клички вы знаете?
— Откройте учебник и прочитайте название рассказа. Как вы думаете, что это?
— Верно это кличка собаки. А какая это собака?
— Так какова тема нашего урока?
— Какие мы поставим перед собой задачи?
Первичное чтение 1 главы рассказа
Цель: познакомить с содержанием произведения, дать его целостное восприятие.
— Возьмите в руки простые карандаши и помечайте им те слова, которые вам покажутся непонятными.
Проверка первичного восприятия
Цель: выяснить, как дети поняли содержание текста; расширять словарный запас.
— С каким настроением вы слушали отрывок?
— О чём задумались, слушая?
— Почему эта глава называется «Дурное поведение»? как вы понимаете слово «дурное». Дурное значит плохое.
2. Словарная работа
— Какие слова вам показались непонятными? Давайте их разберем.
Верста́к — рабочий стол для обработки вручную изделий из металла, дерева и других материалов.
Тракти́р — в старину так называлась придорожная гостиница или постоялый двор с рестораном, харчевней.
Повторное чтение детьми
Цель: совершенствовать навык чтения.
— Давайте сначала прочитаем несколько фраз с разной интонацией (с чувством радости, тревоги, страха):
Она перебежала дорогу к тому месту, где оставила хозяина, но, увы! столяра уже
там не было. Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу,
но столяр точно сквозь землю провалился.
— У кого лучше получилось? Почему ты так считаешь?
Анализ содержания 1 главы.
Цель: учить составлять характеристику героев, выделять главную мысль произведения.
— Какая была Каштанка? Зачитайте?
— Известно ли нам о характере Каштанки?
— Откуда мы это узнаем?
— Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
— Если она не любила громкую музыку, то какая она?
— Что случилось с Каштанкой?
— Как Каштанка относилась к хозяину?
— А как хозяин относился к Каштанке? Докажите.
— Какая была погода в тот вечер? Найдите и прочитайте в тексте.
— Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна? Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
— Из-за чего Каштанка потерялась?
— Из-за чего Каштанкой овладел страх и ужас?
— Что усиливало несчастье собаки? (Холод и голод)
— Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
— Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа? (несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
— Как вы думаете, что будет происходить дальше?
Первичное чтение 2 главы рассказа
Цель: познакомить с содержанием произведения, дать его целостное восприятие.
— Прочитайте название главы. Почему таинственный незнакомец?
— Какой будет незнакомец?
— Что будем ожидать от этой встречи?
-Возьмите в руки простые карандаши и помечайте им те слова, которые вам покажутся непонятными.
Проверка первичного восприятия
Цель: выяснить, как дети поняли содержание текста; расширять словарный запас.
— С каким настроем вы слушали эту главу?
— Почему эта глава называется: «Таинственный незнакомец»?
2. Словарная работа
— Какие слова вам показались непонятными? Давайте их разберем.
Руба́нок — ручной деревообрабатывающий инструмент для строгания.
Стаме́ска — плотничий или столярный ручной режущий инструмент.
Долото – это инструмент, состоящий из деревянной рукоятки с металлической пластиной, плотной у основания и заточенной на конце.
— Что объединяет эти слова?
— Случайно ли, что эти слова обозначают инструмент? Почему?
— Труд – это благородно. А ваш труд, в чем заключается?
Повторное чтение детьми
Цель: совершенствовать навык чтения.
— Давайте сначала прочитаем несколько фраз с разной интонацией:
— Однако, плохо же кормят тебя твои хозяева! — говорил незнакомец, глядя, с какою свирепою жадностью она глотала неразжеванные куски. — И какая ты тощая! Кожа да кости.
— У кого лучше получилось? Почему ты так считаешь?
Анализ содержания 2 главы
Цель: учить составлять характеристику героев, выделять главную мысль произведения.
— Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
— Как относится незнакомец к Каштанке? Почему?
— Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
— Как отнёсся к Каштанке незнакомец? (сытно накормил, положил спать)
— Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
— Будет ли Каштанка счастлива у незнакомца?
— Чем, ваш взгляд, должен закончится рассказ? Какие ваши варианты?
Работа с карточкой
— У вас на парте лежит карточка с заданием.
— Прочитайте внимательно задание про себя.
— Прочитайте задание вслух.
Как звали хозяина Каштанки?_______________________
Как вела себя Каштанка?___________________________________
Какие чувства испытывала Каштанка, потерявшись?________________________
Как чувствовала себя Каштанка в доме у незнакомца?__________________________
Цель: систематизировать полученные знания
— С каким писателем мы сегодня познакомились?
— Какое произведение читали?
— О ком было это произведение?
— Попытайтесь определить основную тему рассказа.
— О чем вы задумались вместе с писателем?
Цель: выявление личностно-значимого на уроке для каждого ученика.