картины с какими названиями принадлежат кисти виктора борисова мусатова
Оценка, продажа и реализация картин В.Э. Борисова-Мусатова
Картины-элегии мастера символизма В.Э. Борисова-Мусатова
Виктор Эльпидифорович Мусатов появился на свет в Саратове в 1870 году. Мальчик унаследовал от отца редкое отчество (происходит от названия военных кораблей), а позже взял двойную фамилию Борисов-Мусатов. Возникла она из-за того, что Виктор обожал своего незаурядного дедушку Бориса и захотел подчеркнуть это в своей фамилии. Родители Виктора были из числа бывших крепостных.
С шестилетнего возраста мальчик настолько увлекся рисованием, что с четырнадцати лет занимался только живописью. Ее азы он постигал у художника В.В. Коновалова и в Саратовском обществе любителей искусства, а также с большим вдохновением изучал картины именитых мастеров, собранных в Саратове. Одной из ранних работ, которая сегодня хранится в Третьяковской галерее, является картина «Окно».
В 1890-х годах юноша много учился у профессиональных живописцев. Он обучался у Поленова в МУЖВЗ, а также в Академии художеств Санкт-Петербурга (покинул академию по состоянию здоровья) и позже в Париже в частной мастерской «Ателье Кормана» (там же учился Рерих).
Художник активно участвовал в выставках, среди которых были выставки столичного Общества любителей искусств, Московского товарищества художников, общества «Мир искусства». В 1904 году владелец частной берлинской галереи помог Борисову-Мусатову с организацией персональных выставок в Берлине и Гамбурге.
Познакомившись с творчеством мастеров самых разных стилей и направлений, живописец более всего увлекся символизмом и импрессионизмом. Любимой его темой стало изображение барышень в старинных платьях на фоне старых поместий. К числу известных картин относятся, например, такие: «Автопортрет с сестрой», «Призраки», «Весна».
У Виктора Эльпидифоровича была довольно трудная жизнь, которая рано оборвалась. Еще в детстве он получил серьезную травму позвоночника, из-за чего всю жизнь страдал от болей в спине и не в каждом климате мог проживать (по этой причине покинул Академию художеств Санкт-Петербурга). Перенесенные операции и ухудшение состояния здоровья привели к тому, что в 1905 году, прожив всего 35 лет, художник скончался.
Творчество мастера
Увлекшись импрессионизмом еще в раннем творческом периоде, Борисов-Мусатов продолжал свои поиски, так как в импрессионистском подходе ему не хватало одухотворенности и поэтичности. Духовную составляющую он нашел в русском символизме, который в те годы охватил не только художников, но философов и писателей. Для кого-то символизм приобрел религиозно-мистический смысл, для кого-то свелся к духовным поискам. Борисов-Мусатов относился ко второй категории представителей искусства.
В ранних работах художник по большей части работал над пейзажными этюдами, но уже в середине 1890-х годов его все более вдохновляла тема изображения человека на фоне природы. При этом в первых произведениях человек словно бы растворялся на фоне природы, а в более зрелом творчество мастер подчинял пейзаж настроению и переживаниям персонажа.
Создав собственный живописный стиль для пейзажей, который можно охарактеризовать как сочетание импрессионистского пленэризма и декоративизма, художник сумел с его помощью донести до зрителя свою мечту о гармоничном сосуществовании человека и природы. Декоративизм проявлялся в том, что художник полностью перерабатывал впечатление от увиденного на пленэре в нечто декоративное, что выражало определенную символику духовного мира. Его картины были столь красивы и мелодичны, так очаровывали зрителя, что их часто называли элегиями.
Основным мотивом художника стали старинные усадьбы и прогуливающиеся возле них девушки. Именно эта тема помогала ему выразить свою мечту о гармоничном мире, наполненном высокой поэзией.
Физически изображению усадеб из прошлого способствовало посещение ветшающей усадьбы в Зубриловке, а также других имений. Психологически художник снова и снова возвращался к этой теме, пытаясь уйти от хаоса настоящего. Смена столетий ознаменовалась для него переходом в жестокий железный век с бесконечным стремлением общества к наживе, пошлостью быта, скукой и однообразием. В этом смысле картины о прекрасных дамах в старинных платьях и интерьерах стали для Борисова-Мусатова возможностью хотя бы мысленно находиться в мире прекрасного.
Одной из первых значительных картин с отголосками чудесного прошлого стала работа «Автопортрет с сестрой». В дальнейшие годы художник часто рисовал свои произведения с сестры или супруги. Специально для этой картины для сестры сшили старинное платье, что помогло художнику выразить свою ностальгию по ушедшей эпохе. Характерный для холста голубовато-зеленый фон в дальнейшем стал основным и для других работ.
Подлинный расцвет живописи Борисова-Мусатова произошел в начале двадцатого века, когда мастер достиг зрелости в работе, окончательно утвердился в живописной манере и выбранной тематике. Именно в это время он создает такие значительные картины, как «Весна», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье», «Реквием» и ряд других. Удивительная легкость мазка в этих и других произведениях во многом объясняется тем, что художник использовал более подходящие для этого пастель, акварель или темперу, нежели масло.
Рекорды, стоимость картин Борисова-Мусатова
Определим, сколько стоят картины Борисова-Мусатова в настоящее время. Заметим, что на аукционах они появляются весьма редко. Начнем с того, что рассмотрим несколько наиболее крупных уходов, состоявшихся в последние десятилетия.
В ноябре 2014 года на аукционе MacDougall`s появилась работа «Кавказские горы». Она была создана после того, как в 1895 году художник совершил поездку по Кавказу и Крыму. После смерти живописца полотно перешло к его супруге Е.В. Александровой, затем к художнику Я. Милкину, а позже оказалась в Великобритании в руках частного коллекционера. На торги картина поступила с эстимейтом 50-70 тыс. фунтов стерлингов и была продана в его рамках за 65 тыс. фунтов (102 тыс. долларов).
В 2004 году была продана картина «Пастухи со стадом ночью». В этой работе стадо еще менее детализировано, чем в картине «Дафнис и Хлоя», так как в обоих случаях животные призваны лишь отразить идею, но не заставить зрителей детально рассматривать их. С молотка работа ушла за 245 тыс. долларов.
Но самая значительная продажа относится к картине «Последний день», которая была предложена покупателям на аукционе Sotheby`s в 2006 году. Эта пастель является одним из лучших образцов наиболее ценного творческого периода художника. В течение пяти лет до 1903 года Борисов-Мусатов жил в Саратове, где часто находил покой и умиротворение на старинных усадьбах, а в 1904 году создал ряд пастелей с прогуливающимися барышнями, проживая в подмосковной усадьбе Введенское.
В отличие от К. Сомова, который также любил обращаться к теме старины, Борисов-Мусатов не пытался тщательно прописать лица, наряды дам или окружающую их обстановку. Но ему отлично удалось передать настроение дня, то спокойствие и неторопливость, с которыми женщины совершают прогулку.
После создания картину у художника приобрел В.Э. Направник, сын главного дирижера Мариинского театра Э.Ф. Направника. На аукционе ее выставили с эстимейтом 200-300 тыс. фунтов стерлингов, а продали за 702 тыс. фунтов (1,3 млн долларов).
Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Борисова-Мусатова. Если посмотреть данные аукционных продаж, то можно встретить и небольшие по цене уходы, размером до десяти тысяч долларов. В следующем разделе мы поговорим о том, как определить цену конкретного полотна, как и где продать картину Борисова-Мусатова.
Экспертиза картин Борисова-Мусатова
Перед продажей желательно оценить картину Борисова-Мусатова, чтобы цена не оказалась чрезмерно высокой или низкой. Наилучшим образом с этой задачей справится эксперт, который сможет изучить полотно в лаборатории и провести информационное исследование по своим базам. Для проведения экспертизы картины Борисова-Мусатова рекомендуем обратиться в Центр научной экспертизы им. Бенуа.
Продажа картин Борисова-Мусатова
Выясним также, где и как продать картину Борисова-Мусатова. Это можно сделать на специальных аукционах, с помощью выставок и им подобных мероприятий, а также в специализированных магазинах. Но мы предлагаем вам более простой способ, при котором картину не нужно заранее никуда вести и где-то хранить. Если вас устроят наши условия продажи, мы опубликуем материалы о картине на своем сайте антикварной живописи.
Чтобы оценить картину Борисова-Мусатова у нашего партнера или обсудить с нами нюансы продажи, позвоните по телефону: +7 (495) 969-14-05.
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов-Мусатов
Заказать
репродукцию
Ви́ктор Эльпидифо́рович Бори́сов-Муса́тов (2 [14] апреля 1870 — 26 октября [8 ноября] 1905) — русский художник, живописец, мастер символических изображений «дворянских гнёзд».
Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
Первоначальные знания и навыки рисования получил от преподавателя рисования Ф. А. Васильева. В 1890-х учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств, где его учителем был Павел Петрович Чистяков.
Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам «Мира искусства». В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу. Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников.
С 1898 год жил в основном в Саратове, с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой — будущей женой.
Его сестра Елена вспоминала:
Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).
С 1903 года он жил в Подольске, а с 1905 года в Тарусе. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора А. Т. Матвеева. В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Живопись Серебряного века. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов(1870 — 1905)
Живопись Серебряного века
Виктор Эльпидифорович
Борисов-Мусатов
(1870 — 1905)
«Он прожил свой недолгий век в мечтах — даже не о прошлом,
а о каком-то своем призрачном мире нежности и красоты»
С. Маковский
Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович. «Автопортрет»
1904-1905
Бумага, пресованный уголь 62,2 х 45,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Родился в Саратове 14 апреля 1870 г в семье бухгалтера железной дороги Эльпидифора Борисовича Мусатова. Незаурядной личностью был дед будущего художника — Борис Мусатов (его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой) — доживший до 95 лет и владевший, еще будучи крепостным, крупной водяной мельницей в селе Хмелевка близ Саратова.
В 1973 г. трехлетний Виктор упал со скамейки и повредил позвоночник. В результате полученной травмы у него образовался горб, и в дальнейшем его постоянно мучили хронические воспаления позвонков.Уже в шесть лет у мальчика появилась страсть к рисованию, которую поддерживал его отец, покупавший сыну карандаши и краски.
В 1881 г. поступает в саратовское реальное училище, но вскоре оставляет училище и с 1884 г. начинает серьезно заниматься живописью.
В августе 1890 г. молодой художник уезжает в Москву и поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. Через год Борисов-Мусатов переезжает в Петербург и вольнослушателем начинает учебу в Академии художеств, посещая также частную мастерскую П. П. Чистякова. Внезапное обострение болезни позвоночника и сложная хирургическая операция вынуждают Борисова-Мусатова вернуться в Саратов весной 1893 г.
Осенью этого же года он восстанавливается в МУЖВЗ. Вокруг молодого художника образовался круг единомышленников — художники А. Шервашидзе, Н.П. и Н.С. Ульяновы, Е. Александрова, через десять лет ставшая его женой, будущий режиссер МХТ Л. Суллержицкий и др. Интересы художника и его друзей не замыкались только на живописи. Вместе с товарищами художник бывал дома в Хамовниках у своей соученицы Т.Л. Толстой и беседовал с ее отцом. Но взгляды Л. Толстого на искусство не удовлетворяли Мусатова и он увлекся поэзий русского символизма, прежде всего — К. Бальмонта.
В начале 1890-х гг. в творчестве художника прослеживается влияние импрессионизма.
Летом 1894 г. художник гостил в старинной усадьбе Слепцовка Саратовской губернии, где написал несколько этюдов.
Свои работы Борисов-Мусатов продемонстрировал в конце этого же года на ученической выставке в МУЖВЗ и сразу же был зачислен критикой в «декаденты», как и многие другие художники, искавшие новых путей в живописи. Тем не менее, одну из его работ —
— приобрела великая княгиня Елизавета Федоровна. Деньги, полученные за картину, позволили художнику в следующем году совершить поездку в Крым и на Кавказ.
В 1895 г. Борисов-Мусатов оставляет училище и осенью уезжает в Париж. Там он поступает в мастерскую художника Фернана Кормона, много занимается рисунком, посещает Лувр, где восхищается Боттичелли, Фра Беато Анджелико, Веронезе, Тинторетто, да Винчи и Ватто. В Люксембургском музее художник увидел картины импрессионистов, среди которых особое впечатление на него произвели работы Б. Моризо. Познакомился он также и с японским искусством. Но самое большое влияние на Борисова-Мусатова оказал символизм, воплощавший себя в изобразительном искусстве в стилистике модерна, и его провозвестник Пюви де Шаванн, в мастерскую которого молодой художник даже пробовал поступить. Но, восхищаясь французским символизмом и модерном, художник не сразу взял их на вооружение.В 1898 г. закончилось обучение у Кормона. Весной у Борисова-Мусатова вновь обострилась болезнь позвоночника и он перенес тяжелую операцию, после которой для отдыха уехал на юг Франции.
Возвращаясь в Россию через Германию, художник посетил Мюнхен, где учились его друзья И. Грабарь и Д. Кардовский, и Дрезден.
За время отсутствия Борисова-Мусатова художественная жизнь России преобразилась. Символизм завоевал свои позиции в литературе, передвижники перестали определять лицо русского изобразительного искусства. В полную мощь своего таланта творили В. Серов, И. Левитан и М. Врубель. С. Дягилев организовал «Выставку русских и финляндских художников», положившую начало возникновению «Мира искусства».
В России художник снова поселяется в Саратове, где во флигеле отцовского дома он устроил мастерскую, стены которой украсил репродукциями да Винчи и де Шаванна, а также гравюрами Хокусаи и Утамаро. С этого времени в произведениях Борисова-Мусатова появляется свой почерк, свое видение мира.
Первой большой работой художника явился «Автопортрет с сестрой» (1898).
Необычно композиционное построение картины — центральное место занимает задумчивая молодая девушка в старинном белом платье, которое было специально сшито по моде 1850-х гг. Фигура художника срезана краем холста и будто выходит за его рамки. Автор отказался от импрессионистической техники и использовал в картине сине-зеленоватый общий тон, который впоследствии будет определять колористический строй многих его произведений.
В этой картине впервые начинает воплощаться мечта Борисова-Мусатова о совершенном, гармоничном мире, появляется стремление уйти от неустроенности окружающего в идеальную страну, созданную фантазией художника. Такое настроение, захватившее многих представителей русской художественной интеллигенции рубежа XX века, становится лейтмотивом творчества Борисова-Мусатова.
Вслед за автопортретом Борисов-Мусатов создает цикл лирических картин:
«Осенний мотив» (1899),
«Мотив без слов» (1900),
Художник передает особую атмосферу угасающей красоты осенней природы, тишину старинных усадеб; ощутимы аромат ушедшей жизни, грустная поэзия давно минувших печалей любви. Стиль модерн становится определяющим в творчестве живописца. Правда, у Борисова-Мусатова, в отличие от, например, Врубеля или А. Бенуа и К. Сомова, картины строились не на основе литературного сюжета, отчего и пересказать их невозможно. Кроме того, художник не стремился точно воспроизвести прошедшую эпоху, отчего мирискусники его долго не принимали, хотя художник хотел вступить в их общество.
В это время Борисов-Мусатов член Московского товарищества художников, в которое, желая сделать его передовым, он вовлек своих друзей В. Кандинского, Е. Кругликову и П. Кузнецова.
Расцвет творчества Борисова-Мусатова падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы художника:
«Изумрудное ожерелье» (1903-1904)
и др. Из больших картин постепенно исчезают мужские персонажи, что может быть связано с популярной в то время в среде символистов идеей В. Соловьева о «Вечной Женственности».
Началом нового творческого этапа явилась картина «Весна», давно задуманная, но завершенная только в 1901 г. В этом полотне художник полностью освобождается от каких бы то ни было элементов повествовательности, от всякого действия.
Летом 1901 г. Борисов-Мусатов посещает поместье князей Прозоровских-Голицыных Зубриловку. Отныне он часто воспроизводит в своих полотнах детали усадебного дома XVIII в. и пейзажи зубриловского парка.
Впечатления от этой поездки отразились в картине «Гобелен». Среди декоративных растений парка две женские фигуры, — застывшие в легком изящном движении, органически соединенные с пейзажем.
Название картины в какой-то мере определяет характер живописной формы. И пейзаж, и фигуры написаны очень обобщенно, плоскостно, колорит построен на созвучии больших цветовых пятен, мягкими, приглушенными красками. Автор полностью переработал впечатления от натуры в нечто исключительно декоративное, но в этой декоративности есть своя определенная символика. На выставке Московского товарищества художников картина имела успех и была отмечена поощрительной премией.
Вершиной творчества мастера явилась картина «Водоем» (1902), созданная в один из самых счастливых периодов его жизни: девушка, которую он любил давно, дала согласие на брак и стала его невестой.
В начале 1903 г. Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников. Весной этого же года художник женится, а в декабре Мусатовы переезжают в Подольск. В это время его работы получают известность не только в России: журнал «Мир искусства» воспроизвел некоторые его картины, в Германии и Франции успешно проходят выставки. В Москве поклонниками мастера становятся художники и поэты, группировавшиеся вокруг журнала «Весы». Поступает предложение об оформлении журнала (№2 за 1905 г.) У Борисова-Мусатова складывается круг последователей, будущих художников «Голубой розы», среди которых — П. Кузнецов, С. Судейкин, Н. Сапунов, Н. Феофилактов, Н. и В. Милиоти. В 1904 г. в Саратове организована выставка «Алая роза», участие в которой приняли также М. Врубель и Борисов-Мусатов.
Художника все более влечет монументальная живопись. В 1904-1905 гг. он выполняет эскизы к декоративным росписям. Первая группа эскизов была сделана на конкурс, объявленный Московским управлением электрической тяги, но была отвергнута заказчиком. Второй цикл эскизов под названием «Времена года» был создан для построенного в 1901-1902 гг. Ф. Шехтелем особняка А. Дерожинской. Эти росписи также не были осуществлены.
Весной 1905 г. художник с женой и дочерью Марианной уезжает в Тарусу, где в доме Цветаевых он проводил свои последние дни. Борисов-Мусатов уже был тяжело болен — к болезни позвоночника добавилась болезнь почек.
В Тарусе Борисов-Мусатов создает свое последнее произведение — большую акварель
посвященную памяти безвременно умершего друга, Н. Ю. Станюкович — жены известного писателя.
На рассвете 26 октября 1905 г. Борисов-Мусатов умер. Он похоронен в Тарусе на берегу Оки.
Современники о художнике
«Тончайшим и нежным горбуном» называл Борисова-Мусатова Андрей Белый.
«Кавалер, читающий стихи» 1899
«Осенний мотив» 1901
Девушка в ожерелье
Девушка в желтой шали
Дама в кресле-качалке
«Дама в голубом» 1904
«Дама в голубом» 1902
«Женщина в голубом» 1905
Девушка на балконе
За вышиванием
«Дама у гобелена» (Портрет Н.Ю.Станюкович) 1903