каркассон какое дополнение лучше
«Каркассон». Путеводитель по миру игры
Рассказ об известной игре с её вариантами и дополнениями, 12 мая 2011
Информация
Текст
Каркассон — это древняя (V-XIII в.н.э.) крепость на юге Франции. Однажды немецкий преподаватель по имени Клаус-Юрген Рёде побывал там во время отпуска… и дал это имя игре, там же во время отпуска им придуманной. Так, во всяком случае, гласит официальная бизнес-легенда.
Что ж, игра получилась вполне успешной, и право на свою собственную бизнес-легенду она более чем заслуживает. «Каркассон» может похвастаться премией Spiel des Jahres 2001, он уверенно входит в сотню лучших игр рейтинга BoardGameGeek и замыкает тамошнюю десятку лучших семейных игр. Выпущено несколько различных версий с той или иной тематикой, а чтобы пересчитать все дополнения, не хватит пальцев на двух руках. Имеются и компьютерные реализации для разных платформ.
С русскоязычными локализациями игре тоже повезло. Четыре её варианта были изданы в России компанией «СМАРТ» (ныне «Мир Хобби»), и три разные компьютерные версии (для РС) издавались по лицензии компанией «1С» (локализатор — Snowball Studios). В апреле 2011 «Мир Хобби» объявил о грядущей локализации нескольких дополнений к игре, которые обещают выпустить в двух вариантах — большим комплектом вместе с базовой коробкой, и дополнения отдельным набором. Подборка дополнений несколько отличается от выпускаемой на Западе «большой коробки», но довольно близка к ней, о чём см. ниже.
Самое время посмотреть на мир «Каркассона» в целом, чтобы можно было лучше представить себе, чего ожидать от грядущей новинки!
Игра является ярко выраженным представителем европейской школы: агрессии и прямого противостояния участников нет, а взаимодействие между ними проявляется косвенно… хотя иногда и приводит к нешуточной конкуренции.
Тематически речь идёт о благоустройстве земель в мире средневековья: игроки совместными усилиями расширяют поле, строя на нём дороги, города и монастыри. Усилия на этом поприще они отмечают выставлением фигурок своих вассалов — так называемых миплов.
Слово «мипл» является сокращением словосочетания «my people» (то есть «мои людишки»), причём официально оно не считается игровой терминологией. Тем не менее, в сознании настольщиков оно укрепилось очень прочно, и соответствующая фигурка de-facto стала символом евроигр.
Итак, у каждого игрока есть несколько таких вассалов. В свой ход нужно вытащить наугад квадратный элемент поля и приставить его к таким же элементам, уже выложенным на стол. Правила приставления чрезвычайно просты: должна быть связь хотя бы через одну сторону, и приставленный элемент должен полностью стыковаться по рисунку. На элементах-тайлах как раз и изображены монастыри, а также фрагменты дорог и городов. Затем на только что выложенный тайл можно поставить своего вассала — при условии, что есть кого ставить, и желаемый элемент никем пока не занят. Если при этом что-то (дорога, город или монастырь) оказывается построенным полностью, то все стоя́щие на нём вассалы снимаются с поля, и их фигурки возвращаются к владельцам. Очки за это «что-то» начисляются тому, чьих миплов здесь стояло больше всего.
Разумеется, выгоднее достраивать элементы по ходу игры: во-первых, это высвобождает миплов (которых тут же можно будет использовать для других строек); во-вторых, достроенные города приносят в два раза больше очков по сравнению с недостроенными. Это и определяет одну из стратегий взаимодействия — блокирование противника, то есть создание для него ситуации, когда он не сможет достроить начатое и его мипл останется на поле до окончания партии. Второй стратегией является захват — начиная строить что-то своё, отдельно взятое, можно затем хитро объединить свою стройку с чужой, не дав тем самым оппоненту вырваться вперёд. Наконец, третьей стратегией является земледелие: миплы, выставленные на поля, всегда остаются там до сáмого конца партии, зато приносят очки за все законченные города (в том числе и чужие), которые этими полями окружены.
Предыдущие два абзаца практически полностью описывают правила игры (остались неупомянутыми разве что детали подсчёта очков — которые, кстати, по сравнению с первыми изданиями успели уже немного измениться), так что семейность игры вполне понятна: легко объяснить даже ребёнку. Вторым немаловажным фактором является то, что в «Каркассон» можно играть по-разному. С ребёнком можно ввести для себя мораторий на блокирование и захваты, и тогда получится этакое двумерное домино (причём совершенно не обязательно об этом говорить вслух), а против взрослых оппонентов можно (и нужно!) играть со всеми возможными тактиками и уловками. Поверьте, неторопливый и мирный на первый взгляд «Каркассон» может быть жёстким, очень жёстким.
Теперь, когда главная идея изложена, мы можем рассмотреть различные варианты её реализации. Ситуация описана по состоянию на май 2011 года.
Здесь и далее для существующих локализаций будут указываться уже известные русские названия; для грядущих локализаций — названия, приводившиеся в официальных анонсах; в остальных случаях — перевод по смыслу.
«Каркассон» (Carcassonne)
Он же «Средневековье», он же «базовый», он же «синий» (по основному цвету коробки). Собственно, это та самая игра, которая была описана чуть выше. Игроки обустраивают территорию в реалиях средневековья.
Эта коробка рассчитана на 2-5 игроков, и партия в среднем занимает около часа. Комплект включает 72 тайла (в том числе один стартовый) — это не очень много, так что «вкуснее всего» играть вдвоём или втроём.
Некоторые русские издания содержали пластмассовых миплов вместо деревянных, а самые первые отличались оборотной стороной тайлов: на них, как и в оригинале, была буква «С», в поздних изданиях сменившаяся на кириллическое «К».
Существует дорожный вариант «базы», отличающийся только меньшими размерами компонентов (это означает, что такой вариант несовместим с дополнениями). Они хранятся в матерчатом мешке, на одной стороне которого нанесена дорожка для подсчёта очков.
В 2011 году западными издательствами была выпущена юбилейная версия игры, отличающаяся от обычной шикарным оформлением и добавлением десяти промо-тайлов со специальным логотипом.
Существует также вариант игры под названием «Колесо фортуны» (Wheel of Fortune). В его комплект включён специальный лототрон, а на некоторые тайлы нанесены активирующие символы. В свой ход можно выставлять мипла не только на поле, но и на лототрон, а когда он срабатывает, то происходят разные события — как приятные, так и не очень.
Типичные примеры событий: «удача», «налоги», «чума», «инквизиция» и т.п..
«Дорожный Каркассон» и «Колесо фортуны» не локализовывались.
Осталось ещё отметить, что выпускались экзотические образцы — «Каркассон на кубиках» и «Карточный Каркассон», но они не имеют с описанной механикой ничего общего кроме торговой марки и потому останутся вне нашего рассмотрения. Коммерческим успехом они не пользовались.
«Охотники и собиратели» (Hunters and Gatherers)
Он же «зелёный» (по основному цвету коробки), он же «доисторический». По легенде действие происходит очень-очень задолго до событий основной игры, когда на месте будущего Каркассона ещё бродили мамонты и саблезубые тигры, а жили там те самые охотники и собиратели.
Механика в целом сохранена, с учётом определённых адаптаций. Игроки здесь не «обустраивают» земли, а «исследуют» их. Реки вместо дорог, леса вместо городов, и т.п.
Подсчёт очков более затейлив, в него включены дополнительные аспекты. Например, в реках водится рыба, в низинах водится дичь и тигры, которые на неё охотятся, — всё это учитывается. В лесах можно найти золотые самородки, которые дают нашедшему бонусные тайлы.
В целом игра более сложна по сравнению с базовой, и она меньше подходит для детей. Партия также длится около часа, и в ней тоже могут участвовать 2-5 игроков.
«Крепость» (The Castle)
Дуэльный вариант от д-ра Райнера Книции, предназначенный строго для двоих участников. Эта игра, дополняя базовую идею, как бы рассматривает средневековое строительство по-другому — на уровне отдельно взятого города, окружённого крепостной стеной.
Игровое поле ограничено снаружи той самой стеной, которая собирается перед началом партии из линеек-фрагментов и одновременно служит счётной дорожкой очков. На угловых башенках случайно раскладываются специальные жетоны — когда игрок останавливается на соответствующей клетке, он забирает жетон себе, и тот приносит ему определённую выгоду (в зависимости от своего типа, сразу или же позднее).
Сама механика почти не отличается от традиционной: внутри крепостных стен игроки строят дома, улицы с дворами и рынками, башни… Самым большим отличием является то, что за незавершённые элементы очки не даются! Особо отслеживается строительство домов, для чего в комплект включены специальные фишки цитаделей. По окончании партии строитель самого большого дома получает бонус, размер которого определяется планировкой получившейся застройки.
Игра проходит заметно быстрее и обычно укладывается в 35-45 минут. И не только быстрее, но и острее — для детей она подходит ещё меньше «Охотников» (правила рекомендуют возраст от 13 лет, тогда как для базы — от 8 лет). Это тем обиднее, что разложенная игра выглядит многоцветно и привлекательно.
Следует иметь в виду, что «Крепость» изначально предъявляет определённые требования к месту для игры. Собранные крепостные стены образуют прямоугольник около 50×70 см, и если такого места нет, то поиграть просто не удастся.
«Новые земли» (The Discovery)
Самый мозголомный и нетипичный вариант игры от Лео Коловини. По игровой легенде жителям Каркассона становится тесно на обжитых землях, и они отправляют экспедиции на поиски новых. Соответственно, если «Крепость» увеличивала масштаб до отдельных домов и улиц, то «Новые земли» уменьшают его до морей и гор, а города здесь выглядят лишь точками на карте. Играть могут 2-5 участников, заявленная продолжительность партии составляет 30-45 минут, но в действительности она может превышать час из-за мозголомности.
Отличий от базовой механики много. Прежде всего, в распоряжении игрока имеется заметно меньше миплов, так что распоряжаться ими приходиться с ещё большей осмотрительностью. Далее, здесь миплы не снимаются с поля по факту завершения элемента — в свой ход можно или поставить фишку из своего резерва, или снять одну из уже стоя́щих. Одно из двух. Это позволяет получать очки за недостроенные элементы до окончания партии, но ценой недостроя. Ну и, наконец, здесь гораздо сложнее правила подсчёта очков: на всё есть оговорки и исключения.
В целом у Коловини получилась довольно интересная стратегия, но она очень сильно выбивается из общей концепции — сложностью и мелочами в правилах. Пожалуй, это наименее удачная из оригинальных (т.е., имеющих заметные новшества в механике) игр серии. К тому же она имеет довольно тусклое оформление, не радующее глаз. Для детей не подходит совершенно.
«Новый мир» (New World) — не локализовано
А это наиболее неудачная игра в серии за авторством самогó Клауса-Юргена. Тематически она продолжает «Новые земли» — мореплаватели наконец доплыли до нового континента и начинают его колонизацию. Практически же это клон исходного «Каркассона» с очень незначительными изменениями.
Дороги остались дорогами, но на них могут находиться фактории. Города остались городами, но в них могут располагаться магазины. Каждый магазин и каждая фактория приносит дополнительное очко. Монастыри переименовались в фермы, но очки за них считаются точно так же. Вот почти и вся разница. «Почти», потому что там есть ещё одна маленькая особенность в подсчёте очков, связанная с тем, кто сколько элементов уже успел завершить.
В защиту «Нового мира» можно сказать только то, что он оформлен более красиво и стильно, нежели базовая игра. В остальном его выпуск — это чисто маркетинговый ход.
«Дети Каркассона» (The Kids of Carcassonne)
Чисто детская игра, значительно упрощённая и больше всего напоминающая двумерное домино. Предназначена для 2-4 игроков в возрасте от 4 лет и повествует, что логично, о средневековых детишках, бегающих по деревенским улицам. Собственно, улицы и являются в ней главным строительным элементом.
Игроки просто выкладывают тайлы согласно общим правилам стыковки. На некоторых фрагментах улиц изображены цветные силуэты, и как только улица становится завершённой, все владельцы соответствующих цветов должны выставить на неё по своей фигурке-миплу.
Победителем становится тот, кто первым выставил всех своих миплов. Вот и всё. Тактические решения сводятся к тому, чтобы приставлять новые тайлы к дорогам, не имеющих (или имеющих как можно меньше) чужих цветов. Самое оно для детишек дошкольного возраста.
Тайлов в коробке немного (всего 36), так что партия длится полчаса максимум. Поскольку игра детская, тайлы раскрашены яркими цветами. Всё симпатично и позитивно, но играть в это можно максимум лет до семи, потом лучше взять «настоящую» игру и поначалу поддаваться детишкам.
«Город» (The City) — не локализовано
Этот вариант по тематике довольно близок к «Крепости», однако отличается по масштабам: если в «Крепости» речь шла о строительстве небольшого городка внутри уже готовых крепостных стен, то здесь город довольно велик, и строить его приходится «с нуля», включая эти самые стены. Игра рассчитана на 2-4 участников. Из всех альтернативных «Каркассонов» она наиболее высоко оценена сообществом настольщиков (171-ая позиция в рейтинге BGG).
Характерной чертой «города» является наличие объёмных элементов, которые делают строительство «настоящим». В комплекте можно обнаружить фрагменты стен, ворота, башни… Перед началом партии все тайлы количественно делятся на три части и, соответственно, партия состоит из трёх этапов. На первом этапе всё как обычно; на втором этапе игроки могут строить стены с башнями; на третьем этапе скорость строительства стен увеличивается. Стены ограничивают дальнейшее строительство в данном направлении, могут замыкать городские улицы, и на них можно выставлять миплов-стражников (в конце игры они принесут очки).
Первое издание «города» выходило в шикарной деревянной коробке (и стоило соответственно; сейчас оно уже стало редкостью), а затем коробка стала обычной картонной. В любом случае, «Город» является, пожалуй, самой красивой игрой серии: после окончания партии её результат выглядит очень солидно и в прямом смысле этого слова объёмно.
Дополнения
Все игры, описанные выше, самостоятельны. Взяв любую из коробок, её можно разложить и играть без каких-либо дополнительных материалов. Кроме того, эти коробки несовместимы между собой (хотя ради удлинения и усложнения партии никто не мешает объединять два однотипных набора)… ну там, «базу» можно смешать с «Колесом фортуны»…
А теперь речь пойдёт о расширениях, которые не играются самостоятельно, но добавляются к основным коробкам. И сразу же нужно упомянуть важный факт: такие расширения добавляют в комплект новые тайлы, которые осложняют блокирование, позволяя игрокам «выкручиваться» из всё более и более сложных ситуаций… правда, тайлов таких не очень много, так что слишком сильно полагаться на них нельзя.
«Река» (The River)
Небольшое дополнение к базовой игре, меняющее лишь начало партии. Игроки начинают формирование поля с «речных» тайлов, и только когда они заканчиваются, продолжают обычным образом. Некоторые тайлы содержат фрагменты игровых элементов (дороги, монастыри, города), на которые сразу можно выставлять миплов. Можно также рискнуть выставить мипла на поле, граничащее с рекой.
Под этим названием выпущено два дополнения, причём второе (“The River II”) может сочетаться с первым, образуя более длинную и/или ветвящуюся реку. Первая «Река» одно время сразу включалась в состав базовых коробок.
«Таверны и соборы» (Inns & Cathedrals)
Кроме того, каждый игрок получает в своё распоряжение одного большого мипла-«авторитета». Эта фигурка выставляется по обычным правилам, но при подсчёте очков за город/дорогу/поле влияет на определение их владельца, считаясь за два обычных мипла. Нетрудно понять, что это открывает новые возможности по присоединению и захвату чужих строящихся объектов.
«Купцы и умельцы» (Traders & Builders)
Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 24 новых тайла и новые фигурки. Добавленные тайлы городов несут на себе изображения товаров трёх видов, и замыкающий город игрок получает жетоны товара в этом городе (даже если не имеет там своих миплов!). В конце игры наторгованные товары могут приносить дополнительные очки (если их больше, чем у других).
Дополнительно каждый игрок получает фигурку умельца (который в оригинале строитель) и фигурку свиньи. Умельца можно выставить на строящуюся дорогу или город, и он позволит ускорить их строительство. Свинью можно выставить на поле, и в конце игры она увеличит очки, причитающиеся за это поле (при условии, что выставивший игрок останется его хозяином!).
Три только что описанных дополнения большинством игроков считаются безусловно удачными, и — при условии, что вам действительно нравится «Каркассон» — смело могут быть рекомендованы к покупке. Остальные дополнения, особенно самые поздние, такой безусловной репутации не имеют.
«Аббат и мэр» (Abbey & Mayor)
Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 18 новых тайлов и новые фигурки. Тайлы аббатства действуют как обычные монастыри, но сверх того замыкают все прилегающие к ним элементы. Фигурка мэра ещё более расширяет возможности по захвату городов (каждый мэр приравнивается к числу миплов, равному числу «щитов» в городе).
На поля теперь можно выставлять сараи: каждый сарай позволяет «рассчитать» поле по очкам досрочно и вернуть с этого поля всех миплов их владельцам. Кроме того, у каждого есть фигурка фургона, которую можно выставлять на дороги/города/монастыри обычным образом, и фургон приносит очки подобно обыкновенному миплу. Разница же в том, что после завершения элемента фургон можно передвинуть на соединённый с ним элемент — как завершённый, так и незавершённый.
«Король и разведчик» (King & Scout)
Мини-дополнение к базовой игре (7 тайлов) и «Охотникам и собирателям» (5 тайлов). Тайлы к одной игре не подходят для другой.
В базовую игру, помимо тайлов, добавляется постоянное сравнение построенных дорог и городов. В конце партии «король» (хозяин самого большого завершённого города) и «разбойничий барон» (хозяин самой длинной завершённой дороги) получают дополнительные очки.
Тайлы для «Охотников и собирателей» выполняют особые функции. Так, например, «шаман» позволяет забирать миплов с незавершённых элементов, а «разведчик» разрешает вернуть вытянутый в начале хода (и не понравившийся) тайл назад и вытянуть вместо него новый.
«Граф» (The Count)
Малое дополнение к базовой игре (12 тайлов). Меняет начало партии и характер взаимодействия игроков при захвате чужих элементов.
Партия начинается с города, построенного из тайлов этого дополнения по специальной схеме. Внутри города есть элементы всех игровых типов, по которым движется фигурка графа. Каждый раз, когда игрок своими действиями приносит очки кому-то из оппонентов, не получая их сам, он может поставить в город своего мипла и передвинуть фигурку графа. Впоследствии своих миплов можно перемещать из города на соответствующие элементы поля, влияя на определение их хозяина. Граф же запрещает такое перемещение со своего тайла.
«Принцесса и дракон» (The Princess & the Dragon)
Большое дополнение к базовой игре. Включает в себя 30 тайлов и новые фигурки. Из этих тайлов 18 управляют драконом (который, двигаясь по уже составленному полю, «пугает» стоя́щих на нём миплов, заставляя их вернуться к владельцам), 6 тайлов-порталов позволяют выставить своего мипла на ранее выложенные тайлы, и 6 тайлов с принцессами позволяют убирать миплов из городов. Имеется также фигурка феи, которая защищает свой тайл от дракона.
«Крепости, мосты и базары» (Castles, Bridges & Bazaars)
Малое дополнение к базовой игре. Включает 12 тайлов, жетоны крепостей и деревянные мосты. Мосты позволяют объединять несколько несвязных дорожных сегментов в большие дороги, крепости защищают близлежащие дороги, монастыри и города, давая за них дополнительные очки.
Кроме того, базары позволяют открыть несколько тайлов (по числу игроков) и устроить за них аукцион. Делать ставки и платить придётся победными очками.
«Секты, осады и творчество» (Cult, Siege & Creativity) — частично локализовано
Малое дополнение к базовой игре (12 тайлов). Тайлы сект (6 штук) играются как монастыри… но если разместить такой тайл рядом с настоящим монастырём, то там начнётся борьба за паству, по результатам которой очки получит только кто-то один (тот, кто первым завершит свой объект). Мипл, выставленный на тайл секты, называется еретиком. Тайлы осады (4 штуки) можно обычным образом присоединять к чужим городам, и хозяин осаждённого города получит за него меньше очков (а если осаждённый город останется незавершённым, то не получит ничего).
Также это дополнение включает два чистых тайла, на которых игроки могут реализовать свои собственные задумки.
Стоит отметить, что тема сект и осады появилась в дополнениях не просто так. В средневековье Лангедок (провинция, где и находится Каркассон) считался оплотом ереси и во время альбигойского крестового похода крепость была осаждена…
«Катапульта» (Catapult) — не локализовано
«Башня» (The Tower)
Если два игрока имеют в заложниках подданных друг друга, то немедленно происходит автоматический обмен пленными и подданные возвращаются на службу к своим лордам. Кроме этого, во время своего хода, игрок может забрать одного из своих заключенных заплатив за это 3 победных очка, которые отнимаются у него и переходят к оппоненту.
«Большие коробки»
Популярность игры и регулярность выхода дополнений естественным образом привели к тому, что издатели стали выпускать комплекты, объединяющие базовую игру с несколькими расширениями. Комплекты эти получили название больших коробок (Carcassonne Big Boxes). По состоянию на май 2011 их вышло три.
Первая коробка была самой маленькой; она включала первое речное расширение, «Таверны и соборы», «Купцов и умельцев», а также «Принцессу и дракона». Ко всему этому ещё прилагалась «Башня».
Во второй коробке речное расширение сменилось на вторую версию, а вместо «Башни» издатели включили в него «Аббата и мэра», «Графа», «Короля» (без тайлов, относящихся к «Охотникам и собирателям) и «Культ» (только ту часть дополнения, что связана с еретиками). Эта коробка была самой большой.
Из третьей коробки убрали «Реку», а три малых расширения — «Граф», «Культ» и «Король» — заменили на одно побольше, «Крепости, мосты и базары».
Российская большая коробка, согласно официальному анонсу, будет включать в себя «Таверны и соборы», «Купцов и умельцев», «Аббата и мэра», «Короля и разведчика» (в том числе тайлы для «Охотников и собирателей»).
Компьютерные воплощения
На тему «Каркассона» выпущены три игры для РС, а также версии для Xbox 360 и устройств на базе iOS. Все три PC-игры локализованы.
Первой РС-реализацией были «Рыцари и купцы» (2004), где воплотили в цифру только базовую игру и первое речное расширение. За ней последовало «Новое королевство» (2006) с добавленными расширениями «Таверны и соборы», «Купцы и умельцы», «Король». Тогда же, в 2006, вышла «Эпоха мамонтов» — как нетрудно догадаться, за этим названием скрываются «Охотники и собиратели». Реализации качественные, с приятной графикой, удобным управлением и хорошим искусственным интеллектом; особо следует отметить замечательный звуковой фон. По нынешнему времени эти игры считаются устаревшими, они более не продаются и не поддерживаются. Однако найти образы дисков не составляет особого труда, и под современными операционными системами они работают нормально (хотя без явного прописывания некоторых прав не будет сохраняться игровой рейтинг; кроме того, не поддерживаются разрешения выше 1280×1024).
В 2007 вышла версия для Xbox от Sierra Online — помимо базовой игры, она включала первое речное расширение. В том же году, чуть позднее, к этой игре выпустили второе речное расширение, а затем расширение «Король».
Наконец, в 2010 опубликована исключительно качественная реализация под iOS. Поддерживается только базовая игра (что частично объясняется малыми размерами экрана у данных консолей); возможна как коллективная игра нескольких участников на одном устройстве, так и игра через Bluetooth/Wi-Fi (в последнем случае — как локально, так и через интернет). Искусственный интеллект на высоких уровнях очень силён. По заявлениям разработчиков, рассматривается вопрос о включении в игру дополнений.
Часть иллюстраций заимствована с сайта интернет-магазина HobbyGames.