караваджо в эрмитаже какие картины
История одной картины: Караваджо – «Лютнист»
Автор: Ирина Кленская
Тайна «Лютниста»
…Так кто же изображен на картине? Может быть, Марио Минитти, поразивший Караваджо горделивой осанкой и красотой? Когда они встретились, Марио исполнилось шестнадцать, и он был одержим страстным желанием стать художником. Караваджо взял его к себе в помощники и, по слухам, был с ним неразлучен. Разумеется, в конце концов они поссорились и расстались – слишком горяч, несдержан и ревнив был мастер. Однако счастливые мгновения не забываются, и, если вглядеться в картину, то на партитуре можно прочесть надпись: «Вы знаете, что я люблю Вас, Вы знаете, что я любил Вас».
Пройдет много лет, и Марио – благополучный, счастливо женатый, успешный художник, спасет своему бывшему учителю жизнь: приютит его в своем доме в Сицилии, убережет от преследований.
А может быть, юноша на портрете – знаменитый испанский кастрат Педро Монтойя? Он выступал с хором Сикстинской капеллы и очаровал Караваджо своим искусством. Его голос обладал чудесной властью над сердцами: вызывая слезы, он одновременно напоминал о радости. Караваджо любил рисовать его томный сладострастный облик, беседовать с ним о музыке и поэзии и петь вместе с ним мадригалы: «Я люблю Вас и молчу, хотел бы я без слов Вам быть понятным».
В одну и ту же реку
Однако повторить ничего нельзя, чувства, с каким писалась картина, уже утрачены, они не возвращаются – остается лишь основная мелодия.
Караваджо «Лютнист». 1595 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Читаем картину
Всё в этой картине – загадка, и если отгадаешь ее, многое станет понятным. Скажем, что такое лютня? Оказывается, эмблема любовников. Рядом с лютнистом – ваза с цветами, которая тоже говорит о многом: шесть цветов – шесть загадок, каждый – особенный знак и напоминание.
Жасмин – любовь, которой не страшны никакие запреты.
Розмарин (морская роса) укрепляет любовь и хранит преданность.
Дамасская роза – символ молчания и застенчивой любви.
Ромашка помогает всем, кто просит о помощи.
Рядом с цветами – плоды.
Груши – символ долговечности и крепкой дружбы.
Огурец напоминает о движении и энергии.
Фиги – знак просветления (но и знак запрета).
Капуста – средство против невоздержанности и намёк на то, что кто-то из ваших друзей лукавит, хитрит с вами и что-то скрывает.
Кто понимает, тот знает: увидеть во сне играющего на лютне – добрый знак, ждите радостных вестей от старых друзей.
Не пой мне, лютня, я прошу, не надо,
Не пой о том, к чему летят мечты…
Парфюм «Караваджо»
…Как-то в Эрмитаже провели музейный эксперимент «Ароматы картины Караваджо». Итальянский парфюмер предложил галерею запахов: перед картиной выставили сосуды с запахами цветов и фруктов, изображенных на полотне. А в последней колбе все запахи смешали. И в результате получились духи от Караваджо, их даже выпустили в продажу: терпкий пряный запах, отражающий эпоху, XVI век.
Между тем, при жизни Караваджо его работами так не восторгались как сегодня. Этот казус непонимания, что рядом гений, недооцененности, сопровождал многих художников, иных – всю жизнь. Это применимо и к скульпторам: например, широко известный итальянец Канова еще недавно считался скучнейшим, но зато лет сто назад – великим.
Гениальное чудовище со шпагой
«Гениальное чудовище, не знающее правил, – говорили о Караваджо, – он пришел, чтобы разрушить живопись».
Критики возмущались: «Чем прикажете восхищаться? Картины его наполняют люди толстые и вульгарные, с порочными, опухшими от пьянства лицами». Современники вспоминали о Караваджо: «Его недостаток состоял в том, что он не уделял постоянного внимания работе в мастерской. Поработал пару недель – и предавался месячному безделью, разгуливая со шпагой на боку и ножом за спиной, переходя из одного игорного заведения в другое. Так что ходить с ним было далеко небезопасно».
«Мне доводилось повстречать одного художника. Его звали Караваджо, – писал другой современник, – человека неотесанного, с грубыми манерами, вечно облаченного в какое-то неприятное рубище. Но, рисуя уличных мальчишек, жалких бродяг, он выглядел вполне счастливым человеком».
Сам Караваджо говорил: «Главное для меня – не делать на холсте ни одного мазка, не подсказанного жизнью и природой». Пройдет много лет, и о Караваджо скажут: «Это простое и, действительно, новейшее искусство».
Луч света в темном царстве
…«Лютнист» – ранняя картина художника, и поэтому она сильно отличается от него же, более позднего, где много крови и драматизма. Здесь же драматизм только начинается, ведь Караваджо – это тот самый свет, который потом превратится в свет Рембрандта. Свет, направленный на нежное молодое лицо лютниста, превращающийся в… музыку, «звучащую» с полотна.
Свет. Его удивительные, таинственные возможности влекли Караваджо-художника. Он провел много времени в беседах с Галилеем, придумавшим телескоп, и с Джакомо делла Порта, автором великолепной книги «Естественная магия», исследующей оптику. Следуя совету ученых друзей, художник начал бороться с темнотой. Работая в темной комнате, он, словно кошка, постепенно приучил свои глаза различать в темноте фигуры и даже мельчайшие предметы. Теперь он, пробыв много часов в темноте, видит, как они проступают из мрака и царства теней.
«Один единственный луч света может творить чудеса, – говорил Караваджо. – Луч света, который преодолевает сопротивление сумрака – что может быть заманчивее?».
Действительно так, если судить по его живописи с ее волшебной светотенью, с ее таинственным новаторским светом.
Есть еще, правда, в живописи, кроме света, и… звук. Оказывается, не все музыкальные инструменты… звучат на полотне. Как-то Пол Маккартни ходил по Эрмитажу и показывал на примере современного искусства инструменты, которые изображены на картинах, взяв для примера Пикассо. Так вот, у Пикассо они не звучали. Загадка – почему они не звучат, не играют у Пикассо, и играют и звучат у Караваджо?
Как «Лютнист» попал в Россию
…Вообще-то за «Лютнистом» стоит огромный культурно-исторический контекст. Именно эта картина стала важной вехой в истории Эрмитажа. Купил ее император Александр I: по легенде, картину помог приобрести Виван Денон, создатель Лувра. То была эпоха дружественных отношений России и Франции, эпоха, когда возникло множество культурных связей, так что вполне возможно, что именно Виван Денон помог приобрести «Лютниста». По одной из версий, он приезжал в Россию, чтобы заработать и заодно приблизиться к Екатерине, однако на этом поприще потерпел фиаско. Но зато по дороге в Россию он увидел коллекцию Фридриха Великого и понял, каким способом собирает коллекцию Екатерина. Тогда-то (как опять-таки гласит легенда) Денон и принял решение сделать нечто подобное во Франции.
…Ну, и нам, конечно, приятно осознавать, что идея создания Лувра, вполне возможно, зародилась у Денона именно в России.
Под сенью муз
…Что и говорить, кардинал не отличался скромностью и благочестивым поведением. Часто устраивал пиры, где танцевали юноши в женских платьях, но прославился он не только утонченным развратом – кроме женоподобных юношей кардинал искренно любил интеллектуалов, высоко ценя тонкие беседы. На его пирах, кроме танцующих юношей и, очевидно, изысканной кухни, всегда находилось место и умным разговорам. Говорили обо всем на свете: политике, археологии, точных науках и искусствах. Сюда часто захаживал и Винченцо Галилей, виртуозный скрипач, отец прославившегося на весь мир великого Галилео. Он часто спорил с Караваджо: «Живопись имеет дело с бездушными красками, а музыка порождает живые звуки и через них передаёт чувства».
Сын эпохи
Караваджо прожил, как теперь говорят, «яркую» жизнь – вплоть до того, что не раз обвинялся в убийстве. Современники аттестуют его как человека грубого, неотесанного, несговорчивого, дуэлянта и драчуна. По слухам, он как-то ранил кинжалом человека, нелестно отозвавшегося о его картине, не раз попадал в тюрьмы, откуда благополучно сбегал, его бесконечным дракам (иногда со смертельным исходом), дуэлям, ссорам, скандалам несть числа. Долгое время считалось, что он был убит – причем незадолго до своего помилования (сидел за очередное «мелкое» преступление, но его постоянно прощали, брали на поруки за незаурядный талант), однако новейшие исследования (радиоуглеродный анализ скелета) показали, что он умер от болезни. На ту пору ему было всего тридцать восемь…
Караваджо
Мощным теоретическим (и практическим) основателем натурализма является Микель Анджело Меризи, прозванный Караваджо по местечку в Ломбардии, откуда он был родом (1569? — 1609). Этот художник провозгласил до того неведомый в искусстве принцип: единственная цель живописи заключается в точной передаче природы, единственный ее идеал — в красоте действительности. Ломбардец Караваджо, так же как и его менее сильный сверстник и единомышленник генуэзец Строцци, пришли доканчивать свое художественное воспитание в Венецию — туда же, куда явились Лодовико и Агостино Карраччи. Но если последние учились на примерах Тициана и Веронезе, в которых так много пластических элементов и так полно разработана формальная сторона, то “натуралисты” нашли себе руководство в творчестве Джорджоне, Бассано, Бонифацио, Бордоне и отчасти Тинторетто. Декоративная сторона, идеализация форм для них не играли роли, и лишь видимость казалась достойной интереса. В дальнейшем рассадником искусства Карраччи явились Рим и Болонья, два интеллектуальных центра Италии, менее других итальянских городов одаренных деятельностью. Судьба завела беспокойного авантюриста Караваджо в Неаполь, в среду самой кипящей жизненности, и здесь основалась его “школа”, давшая между прочими художниками такого гиганта живописи, как испанца Рибейру, и оказавшая через последнего решительное влияние на всю испанскую живопись. Впрочем, и в Риме, где Караваджо жил первое время после Венеции, он успел создать многочисленных последователей, особенно среди нидерландцев и французов, которые затем, вернувшись на свои родины, положили там основание новому живописному течению, приобретшему в некоторых странах и на известные периоды доминирующее значение.
Интереснее гораздо линия “натуралистов”, и в особенности произведения ее родоначальника — первоклассного мастера Караваджо (1569? — 1609). Сын каменщика, Караваджо понял тонкое учение Леонардо о светотени простейшим образом и стал писать картины, в которых действительно изображены люди и предметы, озаренные ярким белым светом, бросающим черные, густые тени. Эффект этих картин среди слащаво-манерного искусства разнообразных эклектиков был ошеломляющим, а разительный успех формулы убедил самого изобретателя в том, что с него только и начинается настоящая живопись — истинное соперничество с натурой. Нечто подобное произошло и в середине XIX века, когда на смену умиравшему академизму выступил Курбе.
Сам Караваджо представлен в Эрмитаже прекрасно. Смелость и прямо какая-то дерзость, с которой он обыкновенно трактовал религиозные темы, обнаруживается в его “Мучении св. Петра”. Особенно поражает своей грубой правдивостью налитая кровью голова старца-апостола, вовсе как будто не шепчущего молитвы, а заливающегося ужасным воплем. Голова эта лишена идеализации, зато представляет из себя чудный “кусок живописи”. Действительно, до Караваджо не писали так просто, сильно и уверенно. Прекрасной, но тоже совершенно прозаичной картиной является “Девушка с лютней”, быть может, та же картина, которую художник считал своим шедевром.
Караваджо. Девушка с лютней. Ок. 1595. Холст, масло. 94х119. Инв. 45. Из собр. Джустиниани, Рим, 1808
Как совсем иначе изобразил бы подобный сюжет Джорджоне, картины которого произвели на Караваджо огромное впечатление. И Караваджо постарался передать прелесть цветов и наслаждение музыкой, но именно музыки и аромата в этой картине нет. Все живет чисто внешней, немой жизнью, все лепится, светится, круглится, но нет тайного созвучия между формами и красками. Портрет юноши и этюд пастуха в широкополой шляпе добавляют представление о мастере и, главным образом, об его понимании светотени.
Вообще же искусство Караваджо дерзкое и грубое, но оно в то же время мужественное и бодрящее. Именно простота, грубость и, в особенности, цельность придали ему ту силу, которая помогла Караваджо сыграть роль истинного реформатора живописи и даже ее спасителя. Но не только простота и цельность — положительные черты Караваджо. Можно любоваться, с каким колоссальным мастерством исполнены его картины, как точно, строго и убедительно все нарисовано, как сильно, плотно и красиво все написано. В ранних вещах Караваджо, отсутствующих в Эрмитаже, он и прекрасный колорист, светлый и цветистый.
Испанец Рибейра был самым верным последователем Караваджо. Он поселился в Неаполе и сделал из этого города своего рода твердыню “натурализма”. О нем мы будем говорить ниже, когда обратимся к испанской школе.
Читайте также
ЛЮТНИСТ Караваджо
ЛЮТНИСТ Караваджо Микеланджело Меризи был прозван Караваджо по месту своего рождения в местечке Караваджио близ Милана. Будучи простым каменщиком, из-за страстной любви к искусству он пришел в Рим, чтобы заняться там живописью. Первоначальным приемам этого искусства он
Картины Эрмитажа. 7 шедевров, которые стоит увидеть
Эрмитаж. 5 зданий. 20 км коридоров. 350 залов. 60000 картин, для просмотра которых вам понадобится 40 суток. Если останавливаться у каждой картины хотя бы на 1 минуту.
Своему названию Эрмитаж уже давно не соответствует. В переводе с французского это слово означает «укромное место, келья». Таким он был до середины XIX века, когда посещать его могли лишь избранные. По специальным пропускам. В 1852 году музей был открыт для всех желающих.
В коллекции так много шедевров, что наметить маршрут по музею очень непросто. Вот лишь 7 гениальных полотен. Разных эпох и стилей. Их стоит увидеть каждому.
1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491.
Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода, после того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.
Картина небольшая, 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. В маленькое пространство картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.
Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.
Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.
2. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502.
Ещё один шедевр Эпохи Возрождения хранится в Эрмитаже. «Мадонна Конестабиле» Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.
Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.
Хранится она в своей «родной» раме, которая была исполнена по рисункам Рафаэля.
Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ Леонардо и Микеланджело, которые сильно на него повлияют.
Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря «Мадонне Конестабиле».
3. Караваджо. Лютнист. 1595-1596.
«Лютнист» Караваджо был куплен в начале XIX века. По просьбе Александра I. Долгое время картина висела в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Настолько юноша изображён чувственным. Лишь плоская грудь говорит о том, что перед нами не девушка.
Молодой Караваджо заметил, что картины с такими юношами пользуются успехом у некоторых представителей католической церкви. Поэтому он охотно их писал.
Караваджо часто называли натуралистом. За его необычную проработку деталей. Подпорченные фрукты. Трещины на лютне. Потертые ноты.
В «Лютнисте» Караваджо впервые использует своё знаменитое тенебросо. Когда фигуры и предметы выхватываются тусклым лучом из кромешной темноты.
Так проявляется почти осязаемый объём. А эмоции персонажа приобретают драматический оттенок. Такой театральный эффект станет очень популярным в эпоху Барокко.
4. Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669.
Картина «Блудный сын» — одно из самых ранних приобретений Эрмитажа. Она была куплена у французского герцога по приказу Екатерины II ещё в 1766 году.
Это последняя картина Рембрандта. У неё всегда собирается толпа. Потому что полотно на многих производит сильное впечатление.
Перед нами сюжет из Евангелия от Луки. Младший сын скитался по свету. Тратил наследство отца. Все промотал, находясь в плену своих страстей.
И вот уже в крайней нужде вернулся к порогу отцовского дома. Его одежда превратилась в лохмотья. Тапки стоптаны. Голова обрита, потому что за плечами каторга. Отец милосердно принимает сына. Он склонился над ним и мягко положил руки на его плечи.
На картине — полумрак. Лишь слабый свет вылепливает фигуры. Женщина на заднем плане еле различима. Возможно, это мать вернувшегося юноши.
Картина о родительском милосердии. О всепрощении. О том, что даже у опустившегося человека есть надежда обрести приют. Уняв гордыню. Преклонив колени.
5. Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782.
В начале XX века «Дама в голубом» была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.
Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.
При этом нет жеманности и наигранности. Женщина естественна. Именно такой графиня Бофор была в жизни. Изящной и женственной.
Удивительно, что ее мать была членом сообщества «Синий чулок». Это были этакие феминистки XVIII века. Начитанность и широкий кругозор они ценили выше женских нарядов и забот о доме.
6. Гоген. Женщина, держащая плод. 1893.
В России немало картин Гогена. Благодаря коллекционеру Ивану Морозову, дореволюционному промышленнику. Он купил «Женщину, держащую плод» в 1908 году.
Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. Однажды он добрался до Таити.
Там и была написана «Женщина, держащая плод». Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге «волны» песка и травы, как на японских картинах).
Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста. Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.
Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.
7. Матисс. Танец. 1910.
Картину «Танец» заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.
Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой «Музыка» благополучно добралась до России.
Сейчас этот «хлам» считается одним из главных шедевров модернизма. На полотне — образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди — страшные испытания в виде мировых войн.
Картина написана лишь тремя красками. Это ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.
Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.
Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13-е место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.
Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.
Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров, которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.
В результате в коллекции есть «белые пятна». Например, в Эрмитаже — значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы Босха.
Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Единственная в России картина Караваджо вернулась в Эрмитаж
«Юноша с лютней» — одна из ранних, узнаваемых и самых известных картин итальянского революционера в европейской живописи, основателя реализма Микеланджело Караваджо — вновь выставляется в петербургском Эрмитаже. Последние три года картина находилась на реставрации. Экспозиция приурочена к дню рождения музея.
«Представление картины после ее реставрации — это исключительное событие не только для Эрмитажа, но и всего мирового художественного содружества», — сообщили в Эрмитаже.
По словам руководителя старейшей в России лаборатории научной реставрации станковой живописи Виктора Коробова, в процессе реставрации были удалены все позднейшие записи и правки, кроме существенной детали картины — струн на лютне. Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Также после реставрации стали видны фиолетовый ирис в букете и мрамор стола на переднем плане.
Талантливый сын архитектора из Ломбарди, написавший множество картин на библейские сюжеты, вспыльчивый скандалист, картежник, изгнанник, осужденный за убийство, Караваджо написал «Лютниста» (картина имеет несколько названий — «Газета.Ru») в конце 16 века в Риме, где он обосновался после переезда из Северной Италии.
Заказчиком работы стал покровитель художника — кардинал Франческо дель Монте, в доме которого Караваджо прожил несколько лет.
Позже работу купил друг кардинала — антиквар и большой поклонник искусства Винченцо Джустиниани. В 1808 году его уникальная коллекция ушла с молотка на аукционе в Париже — семья обеднела, и потомкам нужны были средства. Еще до начала торгов российский император Александр I попросил директора Лувра Доминика Виван Денона купить «Лютниста» для Эрмитажа. Так картина оказалась в России — до сих пор это единственная работа мастера в стране.
Главный и единственный герой полотна — юноша в белой рубашке. Задумчивый, кудрявый и бледный, он перебирает струны треснувшей лютни на фоне темной стены. На столе перед ним — потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Для кого зашифровано любовное послание художника на картине — неизвестно.
Современники далеко не сразу приняли стилистику самого популярного художника Италии, который подчеркнуто отделял тени от света, очеловечивал святых в библейских сюжетах и стремился показывать жизнь такой, какая она есть.
Долгое время юношу принимали за девушку, играющую на лютне, поэтому картина выставлялась под другим названием — «Лютнистка».
В начале ХХ века искусствоведы все-таки выяснили, что лютнистка, на самом деле, — женоподобный нежный мальчик. Прототипом героя картины стал спутник Караваджо Марио Миннити, позировавший для многих его работ («Юноша с корзиной фруктов», «Музыканты», «Мальчик, укушенный ящерицей», «Призвание апостола Матфея»).
Всего существует три версии «Юноши с лютней». Две другие хранятся в музее Метрополитен в Нью-Йорке и в английской усадьбе Бадминтон-хаус.
Среди других заметных выставок, которыми Эрмитаж закрывает год, — «Поверженные. Умирающий галл и Малые посвящения Аттала» и «Джакомо Кваренги (1744-1817). Архитектор и рисовальщик». Кроме того, музей, хранящий одну из лучших коллекций текстиля в мире, насчитывающую более 24 тысяч предметов, открыл «Галерею костюма».
Выставка «Микеланджело Меризи да Караваджо. Юноша с лютней. К завершению реставрации» продлится до 25 марта 2018 года.