карачаево черкесская республика национальность какая
Адыгейцы, черкесы и кабардинцы — один народ? Ответ из истории
Историк-любитель Виталий Штыбин рассказывает о разделенном черкесском народе.
Юга.ру уже рассказывали о Виталии Штыбине — молодом краснодарском предпринимателе, который увлекся черкесской историей настолько, что стал популярным блогером и желанным гостем на профильных конференциях. Эта публикация — о том, что общего и в чем разница у адыгейцев, кабардинцев и черкесов — открывает цикл материалов, которые Виталий будет писать специально для нашего портала.
Адыги — это самоназвание, а окружающие народы по традиции называют их черкесами. В научном мире используют термин адыги (черкесы), чтобы избегать путаницы. Главное правило одно — адыги равнозначно названию черкесы. Есть небольшая разница между адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии\Карачаево-Черкесии и Адыгеи\Краснодарского края. Она заметна в диалектах. Кабардинский и черкесский диалекты считают восточными диалектами адыгского языка, адыгейский и шапсугский диалекты — западные. В разговоре житель Черкесска не все поймет из речи жителя Яблоновского. Как типичный обыватель средней полосы России не сразу разберется в кубанской балачке, так и кабардинцу будет сложно понять разговор сочинских шапсугов.
Кабардинцы называют адыгейцев низовыми адыгами в силу географии, так как Кабарда находится на возвышенном плато. Стоит отметить, что термин «черкес» в разное время распространялся не только на этот народ, но и на соседей по Кавказу. Именно такая версия сохранилась сегодня в Турции, где термином «черкес» называют всех выходцев с Северного Кавказа.
В Российской империи адыги (черкесы) не имели собственных республик или автономий, но с приходом советской власти такая возможность появилась. Однако государство не решилось объединить разобщенный народ в одну большую республику, которая легко могла стать равной по размерам и политическому весу Грузии, Армении или Азербайджану.
Разными путями образовали три республики: Кабардино-Балкарию — в которую из адыгов вошли кабардинцы. Для поддержания баланса их объединили с тюрками-балкарцами. Следом образовалась Адыгейская автономия, куда вошли все оставшиеся субэтнические группы бывшей Кубанской области. Горная часть республики, как и город Майкоп, вошла в ее состав только в 1936 году. Шапсуги в Лазаревском районе города Сочи получили свою автономию с 1922 по 1945 год, но ее ликвидировали безвозвратно. Последними Карачаево-Черкесскую автономию получили в 1957 году адыги-бесленеевцы, близкие по диалекту к кабардинцам. В этом случае власти также поддержали этнический баланс между ними и населявшими республику абазинами и тюрками-карачаевцами (родственниками соседних балкарцев).
Но что значат понятия «шапсуг», «бесленеевец», «кабардинец» и так далее? Несмотря на полуторавековую историю адыгов (черкесов) внутри Российского государства, общество так и не избавилось от племенного (или по-научному — субэтнического) деления. До конца Кавказской войны в 1864 году западные адыги (черкесы) жили на всей территории Краснодарского края и Адыгеи, к югу от реки Кубани до реки Шахе в Лазаревском районе Сочи. Восточные адыги (черкесы) проживали на юге Ставропольского края, в районе Пятигорья, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, на равнинных частях Чечни и Ингушетии — между реками Терек и Сунжа.
Читайте также:
В результате войны в Турцию были изгнаны некоторые из субэтносов — такие как натухайцы и убыхи, большая часть шапсугов, хатукайцев, абадзехов. Сегодня деление на племенные общества выражено не столь ярко, как раньше. Субэтнический термин «кабардинцы» оставили за адыгами (черкесами) Кабардино-Балкарии. Они были самым мощным, многочисленным и влиятельным адыгским субэтносом на всем Кавказе. Собственное феодальное государство, статус законодателей мод и контроль над путями в Закавказье помогали им долгое время удерживать сильнейшие позиции в политике региона.
В Республике Адыгея, наоборот, самые крупные субэтносы — темиргоевцы, чей диалект является официальным языком республики, и бжедуги. В этой республике все наименования субэтносов заменили искусственным термином «адыгейцы». Строгих границ в аулах республик нет, все живут вперемежку, так что в Адыгее можно встретить кабардинцев, а в Кабарде — темиргоевцев.
Проще всего запомнить субэтносы можно в следующем порядке:
— восточные адыги (черкесы): кабардинцы в Кабардино-Балкарии; бесленеевцы в Карачаево-Черкесии;
— западные адыги (черкесы): шапсуги в Лазаревском районе города Сочи; темиргоевцы\хатукайцы\бжедуги\абадзехи\мамхеги\егерухаевцы\адамиевцы\
махошевцы\жанеевцы в Республике Адыгея.
А как же абазины, которые живут во всех тех же аулах, но преимущественно в Республике Карачаево-Черкесия? Абазины — это смешанный народ, язык которого близок к абхазскому. Когда-то давно они переселились из Абхазии на равнины северных склонов Кавказа и смешались с черкесами. Их язык близок к абхазскому, который родственен адыгскому (черкесскому) языку. Абхазы (абазины) и адыги (черкесы) — дальние родственники, примерно как русские и чехи.
Теперь в разговоре с адыгейцем, черкесом или кабардинцем вы можете спросить его, из какого он племени (субэтноса), и узнаете много интересного из жизни адыгов (черкесов), а заодно приобретете доверие как знаток устройства удивительного адыгского (черкесского) общества.
Общие сведения о Карачаево-Черкесской Республике
География и климат
Территория: 14,3 тыс. кв. км.
Географическое положение: большая часть (около 80 %) расположена в горной местности. В пределах республики выделяются 3 зоны: предгорная равнина, предгорья и горы Кавказа. На севере тянутся передовые хребты Большого Кавказа, на юге — Водораздельный и Боковой, их высота достигает 4000 м. К побережью Чёрного моря ведут Марухский и Клухорский перевалы. На границе с Кабардино-Балкарией расположена гора Эльбрус, самая высокая вершина Кавказа. Климат умеренно тёплый, зима короткая, лето тёплое, продолжительное, достаточно увлажнённое. Для климата показательна большая продолжительность солнечного сияния. Средняя температура января −3,2 градуса, июля +20,6 градуса, самая высокая температура +39 градусов, низкая −29 градусов.
Население
Национальный состав населения Карачаево-Черкесской Республики (нации, чья численность превышает 1000 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2002 г.):
Подробные данные о национальном составе Карачаево-Черкесии см. здесь.
Согласно данным региональных социологических исследований, религиозный состав населения Карачаево-Черкесской Республики распределился следующим образом:
Административное деление
Наиболее крупные города (численность жителей на 1 января 2010 г., тыс. чел.): Черкесск (116,455), Карачаевск (33,87), Усть-Джегута (29,86), Теберда (7,2).
Органы власти
С перечнем средств массовой информации Карачаево-Черкесии можно ознакомиться здесь.
Примечания:
См. также:
Автор: Кавказский Узел
Черкесы (адыгэ) — великодушный и воинственный народ
На территории Российской Федерации проживает большое количество различных народов. Один из них черкесы — народность с самобытной потрясающей культурой, которая смогла сохранить свою яркую индивидуальность.
Где живут
Черкесы населяют Карачаево-Черкесию, живут в Ставропольском, Краснодарском крае, Кабардино-Балкарии и Адыгее. Небольшая часть народа проживает на территории Израиля, Египта, Сирии и Турции.
Численность
В мире проживает около 2,7 млн черкесов (адыгов). По переписи населения 2010 года, на Российскую Федерацию пришлось примерно 718 000 человек, из них 57 тыс. являются жителями Карачаево-Черкесии.
История
Когда именно предки черкесов появились на Северном Кавказе, точно неизвестно, но проживают они там еще со времен палеолита. Из самых древних памятников, связанных с этим народом, можно выделить памятник Майкопской и Дольменной культур, расцвет которых пришелся на 3 тысячелетие до нашей эры. Ареалы этих культур, по мнению ученых, являются исторической родиной черкесского народа.
Название
Античные авторы называли черкесов зихи и керкеты. Самоназвание народности «адыгэ», о чем даже упоминается в гимне черкесов. Называют они себя так и по сей день. «Черкесы», это иноназвание.
В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.
В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.
Говорят черкесы на кабардино-черкесском языке, принадлежащем к абхазо-адыгской семье языков. Черкесы свой язык называют «адыгэбзэ», что переводится адыгейский язык.
До 1924 года письменность основывалась на арабском алфавите и кириллице. С 1924 по 1936 год она была основана на латинице и в 1936 году — снова на кириллице.
В кабардино-черкесском языке 8 диалектов:
Внешность
Одежда
Одежда черкесских женщин была довольно разнообразной, всегда богато украшалась. Женщины носили длинное платье, сшитое из кисеи или хлопка, короткое шелковое платье бешмет. До замужества девушки надевали корсет. Из головных уборов носили высокие шапки конусообразной формы, украшенные вышивкой, невысокие уборы цилиндрической формы из бархата или шелка, украшенные золотым шитьем. На голову невесты надевали вышитую шапочку, отороченную мехом, которую она должна была носить до рождения первенца. Снять ее мог только дядя супруга со стороны отца, но только в том случае, если он приносил новорожденному щедрые подарки, среди которых был скот или деньги. После вручения подарков шапочку снимали, после молодая мать надевала шелковый платок. Пожилые женщины носили платки из хлопчатобумажной ткани. Из украшений надевали браслеты, цепочки, кольца, разнообразные серьги. Серебряные элементы пришивали к платьям, кафтанам, украшали ими головные уборы.
Обувь производили из кожи или войлока. Летом женщины часто ходили босиком. Сафьяновые красные чувяки могли носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии был вид обуви с закрытым носом, сшитой из плотного материала, на деревянной подошве и небольшим каблуком. Люди из высших аристократических сословий носили сандалии из дерева, выполненные в форме скамеечки, с широким ремешком из материи или кожи.
Жизнь
Общество черкесов всегда было патриархальным. Мужчина является главным в семье, женщина поддерживает своего мужа в принятии решений, всегда демонстрирует покорность. Женщина в быту всегда играла важную роль. Она в первую очередь являлась хранительницей очага и уюта в доме. У каждого черкеса была только одна жена, полигамия наблюдалась крайне редко. Делом чести было обеспечить супругу всем необходимым, чтобы она всегда хорошо выглядела, ни в чем не нуждалась. Ударить или оскорбить женщину является недопустимым позором для мужчины. Муж обязан был ее оберегать, относиться с уважением. Черкесский мужчина никогда не ссорился с женой, не позволял себе произносить бранных слов.
Жена должна знать свои обязанности и четко их исполнять. На ней лежит управление хозяйством и все дела по дому. Тяжелую физическую работу выполняли мужчины. В богатых семьях женщин берегли от сложной работы. Основную часть своего времени они проводили, занимаясь шитьем.
У черкесских женщин есть право разрешать многие конфликты. Если между двумя горцами начался спор, у женщины было право прекратить его, бросив платок между ними. Когда мимо женщины проезжал всадник, он был обязан спешиться, провести ее до места, куда она направлялась, и только потом ехать дальше. Поводья всадник держал в левой руке, а по правую, почетную сторону, шла женщина. Если он проезжал мимо женщины, которая выполняла физическую работу, должен был ей помочь.
С давних времен черкесы занимались земледелием, выращивали кукурузу, ячмень, просо, пшеницу, сажали овощи. После сбора урожая всегда выделялась часть для бедных, лишние запасы продавались на рынке. Занимались пчеловодством, виноградарством, садоводством, разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец и коз.
Из ремесел выделяется оружейное и кузнечное дело, выделка сукна, изготовление одежды. Сукно, которое производили черкесы, особенно ценилось у соседних народов. В южной части Черкесии занимались обработкой дерева.
Жилище
Усадьбы черкесов располагались уединенно и состояли из сакли, которую строили из турлука и покрывали соломой. Жилище состоит из нескольких комнат с окнами без стекол. В земляном полу делали углубление для огня, оснащенное плетеной и обмазанной глиной трубой. Вдоль стен установлены полки, кровати застилали войлоком. Жилища из камня строили редко и только в горах.
Дополнительно строили амбар и хлев, которые обносили плотным тыном. За ним располагались огороды. С наружной стороны к забору примыкала кунацкая, которая состоит из дома и конюшни. Огораживали эти постройки частоколом.
К еде черкесы не требовательны, не употребляют вино и свинину. К приему пищи всегда относились уважительно и с благодарностью. Подают блюда к столу с учетом возраста сидящих за столом, от старшего к младшему. В кухне черкесов основой являются блюда из баранины, говядины и птицы. Самым популярным злаком на черкесском столе является кукуруза. В конце праздников подается бараний или говяжий бульон, это является знаком для гостей, что застолье подходит к концу. В кухне черкесов существует различие между блюдами, которые подают на свадьбу, поминки и другие мероприятия.
Славится кухня этого народа свежим и нежным сыром, адыгейским сыром — латакай. Едят их как отдельный продукт, добавляют в салаты и различные блюда, что делает их неповторимыми и уникальными. Очень популярен кояж — обжаренный в масле сыр с луком и молотым красным перцем. Очень любят черкесы брынзу. Любимое блюдо — свежий перец, фаршированный зеленью и брынзой. Перцы нарезают кружочками и подают к праздничному столу. На завтрак едят каши, омлет с добавлением муки или яичницу. В некоторых районах в омлет добавляют уже сваренные, нарезанные яйца.
Из первых блюд популярен ашрык — суп из вяленого мяса с фасолью и перловой крупой. Кроме него черкесы готовят шорпу, яичный, куриный и овощной супы. Необычным получается на вкус суп с сушеным курдюком.
К мясным блюдам подается паста — сваренная вкрутую пшенная каша, которую нарезают как хлеб. На праздники готовят блюдо из птицы гедлибже, лягур, индейку с овощами. Национальным блюдом является лыы гур — сушеное мясо. Интересное блюдо турша, это фаршированный чесноком и мясом картофель. Самым распространенным соусом у черкесов является картофельный. Его варят с мукой и разводят молоком.
Из выпечки готовят хлеб, пышки лакумы, халивы, пироги со свекольной ботвой «кхъуей делен», кукурузные лепешки «натук-чыржын». Из сладкого делают разные варианты халвы из кукурузы и пшена с абрикосовыми косточками, черкесские шарики, пастилу. Из напитков у черкесов популярен чай, махсыма, молочный напиток кундапсо, различные напитки на основе груш и яблок.
Религия
Древней религией этого народа является монотеизм — часть учения Хабзэ, которое регулировало все области жизни черкесов, определяло отношение людей друг к другу и окружающему миру. Люди поклонялись Солнцу и Золотому дереву, Воде и Огню, которые, по их верованиям, дарили жизнь, верили в бога Тхьа, которого считали создателем мира и законов в нем. У черкесов был целый пантеон героев нартского эпоса и ряд обычаев, которые своими корнями уходили в язычество.
С 6 века в Черкесии ведущей верой стало христианство. Исповедовали православие, небольшая часть народа приняла католичество. Таких людей называли «фреккардаши». Постепенно, с 15 века, началось принятие ислама, который является официальной религией черкесов. Ислам стал частью народного самосознания, и сегодня черкесы относятся к мусульманам суннитам.
Культура
Фольклор этого народа очень разнообразен и состоит из нескольких направлений:
Танцы были на всех праздниках. Самыми популярными являются лезгинка, удж хаш, кафа и удж. Они очень красивы и полны сакрального смысла. Музыка занимала важное место, без нее у черкесов не проходило ни одно торжество. Популярными музыкальными инструментами являются гармоника, арфа, флейта и гитара.
Во время национальных праздников проводились соревнования по верховой езде среди молодых людей. Черкесы проводили танцевальные вечера «джегу». Девушки и юноши стояли в кругу и хлопали в ладоши, в середине танцевали парами, а девушки играли на музыкальных инструментах. Юноши выбирали девушек, с которыми хотели потанцевать. Такие вечера позволяли молодым знакомиться, общаться и образовывать впоследствии семью.
Сказки и сказания делятся на несколько групп:
Одним из основных жанров устного народного творчества черкесов является героический эпос. В его основу входят сказания о героях-богатырях и их приключениях.
Традиции
Особое место у черкесов занимает традиция гостеприимства. Гостям всегда выделялось все самое лучшее, хозяева никогда не докучали им своими вопросами, накрывали богатый стол и обеспечивали нужными удобствами. Черкесы очень щедры и готовы накрыть для гостя стол в любое время. По обычаю, любой приезжий мог зайти во двор, привязать к коновязи своего коня, войти в дом и провести там столько дней, сколько необходимо. Хозяин не имел права спрашивать его имя, а также цель посещения.
Молодым не позволительно первыми начинать разговор в присутствии старших. Позорным считалось курить, пить и сидеть в присутствии своего отца, есть с ним за одним столом. Черкесы считают, что нельзя быть жадным в еде, нельзя не сдерживать свои обещания, присваивать чужие деньги.
Одним из главных обычаев народа является свадьба. Невеста покидала родной дом сразу после того, как жених заключал с ее отцом соглашение о будущей свадьбе. Отвозили ее к друзьям или родственникам жениха, где она жила до торжества. Такой обычай является имитацией похищения невесты при полном согласии всех сторон. Длится свадебное торжество 6 дней, но жених на нем не присутствует. Считается, что родные злятся на него за похищение невесты. Когда свадьба заканчивалась, жених возвращался домой и ненадолго воссоединялся с молодой женой. Ее родным он приносил угощения от своего отца в знак примирения с ними.
Комната новобрачных считалась священным местом. Нельзя было около нее делать хозяйственную работу и громко разговаривать. Через неделю пребывания в этой комнате, молодую жену выводили в большой дом, проводили специальный обряд. Девушку накрывали покрывалом, давали ей смесь из меда с маслом, осыпали орехами и сладостями. Потом она уходила к родителям и долго жила там, иногда до рождения ребенка. По возвращении в дом мужа жена начинала заниматься хозяйством. В течение всей супружеской жизни муж к жене приходил только ночью, все остальное время он проводил на мужской половине или в кунацкой.
Жена была хозяйкой на женской половине дома, у нее было свое имущество, это приданое. Но был у жены ряд запретов. Она не должна была сидеть при мужчинах, называть супруга по имени, ложиться спать, пока он не пришел домой. Муж мог без всяких объяснений развестись с женой, она также могла требовать развод по определенным причинам. Но происходило подобное очень редко.
Мужчина не имел права в присутствии посторонних целовать своего сына, произносить имя жены. Когда муж умирал, все 40 дней жена должна была посещать его могилу и проводить около нее некоторое время. Постепенно этот обычай был забыт. Вдова должна была выйти замуж за брата умершего мужа. Если она становилась женой другого мужчины, дети оставались с семьей мужа.
Беременные женщины должны были соблюдать правила, для них существовали запреты. Это необходимо было для того, чтобы оградить будущую мать с ребенком от злых духов. Когда мужчине говорили, что он станет отцом, он уходил из дома и в течение нескольких дней появлялся там только по ночам. После родов, через две недели, проводили обряд укладывания новорожденного в колыбель и давали ему имя.
Если человека убило молнией, хоронили его по-особенному. Проводились почетные похороны убитых молнией животных. Обряд сопровождался пением и танцами, а щепки от дерева, которое поразила и сожгла молния, считались целебными. Проводили черкесы обряды для вызывания дождя в засуху, перед началом и после проведения сельскохозяйственных работ делали жертвоприношения.
Карачаево-Черкесская автономная область
Национальный состав по районам
Часто встречающиеся национальности на территории Карачаево-Черкесии: карачаевцы, черкесы, русские, абазины и ногайцы. Их соотношение варьируется в зависимости от региона, природных условий и других аспектов.
Большая часть карачаевцев проживают в Малокарачаевском и Карачаевском районах. Множество карачаевцев также встречается в Прикубанском районе и городе Карачаевске. Русское население в основном сосредоточилось в Урупском районе, также их много на территории Зеленчукского района и в городе Черкесск. Черкесы же чаще всего встречаются в Хабезском районе (почти 95 процентов в регионе), а также в Адыге-Хабльском районе. Абазины обосновались в Абазинском районе, но небольшое их число можно встретить и в Адыге-Хабльском районе. Ногайцы лидируют в Ногайском районе, остальные регионы республики ими практически не заселены.
Немного из истории
Не очень большой город в южной части России под названием Черкесск – столица Карачаево-Черкесской республики. Он находится с правой стороны реки Кубани, в Предкавказской зоне.
Город появился относительно недавно, в начале 1825 года, и носил другое имя. Назвали его так в честь Батал-Паши – начальника военного отряда в Турции. Спустя какое-то время, а точнее в 1934 г., городу поменяли название на Сулимов. Однако спустя три года опять произошли изменения. Их результатом стало новое название – Ежово-Черкесск. Но история на этом не заканчивается. Через два года состоялся арест наркома Ежова, а это, естественно, привело к тому, что первую часть названия города было решено убрать. Так и получился город Черкесск. И именно таким мы знаем его в настоящее время.
Но до сих пор продолжается война из-за названия столицы республики Карачаево-Черкесии, которая разгорается между черкесами и карачаевцами. Это происходит из-за того, что последние мечтают, что когда-нибудь столичный город будет именоваться Карачаевском.
Естественный прирост населения
Показатель зависит от некоторых факторов: условия, цены, доступность и другие тонкости современных толчков к переезду, обустройству и созданию семьи. И такой регион, как Карачаево-Черкесия, не может похвастаться серьезным приростом населения начиная с первых подсчетов численности. Регион маленький, в основном состоящий из поселковых образований, поэтому молодые люди предпочитают селиться в городах или уезжать в поисках лучшей жизни.
От этого показатель прироста мал и не превышал 12. В настоящее время прирост намного ниже – в последние годы он варьирует между 3 и 5.
В период с 1999 по 2003 год наблюдалась отрицательная тенденция – естественная убыль числа населения.
Население Карачаево-Черкесии отличается своим национальным разнообразием, но в то же время непомерно убывает. Малое число всех городских населенных пунктов смогли превысить рубеж в 100 тыс. человек, к тому же само число городских поселений на весь обширный регион критично мало. Это влияет и на прирост населения, и на показатели рождаемости и смертности во всем регионе. К сожалению, если не будет предпринято ряд программ, то уменьшение населения может стать печальной тенденцией для всего региона. Резкое падение приведет к упадку региона, его расформированию на отдельные административные единицы и включению их в состав других регионов.
Правительство Карачаево-Черкесской республики
Основным законодательным органом является парламент. В данной республике он имеет свое название – Народное Собрание. Срок правления составляет 4 года; выборы в депутаты (которых 73 человека) осуществляются посредством общего голосования.
Глава Карачаево-Черкесской республики назначается по представительству президента РФ самим парламентом.
Исполнительную власть представляет правительство. Председатель этого собрания назначается непосредственно самим главой Карачаево-Черкесской республики. И при этом необходимо согласие Народного Собрания.
Религия[ | ]
Главным образом в республике представлены ислам, православие и традиционные верования. Согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, пункт «Исповедую ислам, но не являюсь ни суннитом, ни шиитом» выбрали 34 % опрошенных, «Исповедую православие и принадлежу к РПЦ» — 14 %, «Исповедую ислам суннитского направления» — 13 %. Пункт «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» в Карачаево-Черкесии выбрали 12,2 % опрошенных — четвёртый результат в РФ, «верю в бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую» — 12 %, «не верю в бога» — 7 %, «Исповедую христианство, но не причисляю себя ни к одной из христианских конфессий» — 2 %, «Исповедую ислам шиитского направления» — 1 %. Остальные — меньше 1 %[63][64].
Карачаево-Черкесская автономная область
50; Аккиева 2002. С. 287). По словам Р. Джаппуева, он был переквалифицирован властями из «балкарского национал-экстремиста» в «главного балкарского миротворца, вождя и объединителя». Вокруг Беппаева группируются в основном балкарские чиновники, мобилизованные властями КБР на борьбу с «балкарскими национал-экстремистами» (Кучмезова 2001. С. 213-214). Этой организации противостоит избранный на съезде балкарского народа 17 ноября 1996 г. запрещенный властями КБР Государственный Совет Балкарии (ГСБ) во главе с Р. Джаппуевым. ГСБ не оставил мечты о создании суверенной балкарской автономии, но, в отличие от НСБН, включает и представителей русского населения, составляющего до 30% населения Балкарии (Кучмезова 2001. С. 208). При этом лидеры балкарского движения неизменно подчеркивают свою лояльность России и отвергают какие-либо сепаратистские проекты (Червонная 1999. С. 92-93). В марте 2005 г. представители балкарской интеллигенции обратились с письмом к представителю Президента России в Южном федеральном округе Дм. Козаку с жалобой на дискриминацию балкарцев. Это говорит о том, что обозначившийся на рубеже 1980-1990-х гг. конфликт продолжает тлеть и полумеры 1990-х гг. его отнюдь не упразднили.
Не менее динамично политический процесс происходил и в Карачаево-Черкесии. Многолетние требования о повышении ее политического статуса (Перечень 1989. С. 165) получили успешную реализацию в 1990-1991 гг. С весны 1989 г. там действовало национально-культурное общество «Джа-магъат» (Сообщество), важнейшей целью которого было восстановление карачаевской автономии в границах ноября 1943 г. В 1989-1990 гг. ему удалось собрать в пользу этого более 70 тыс. подписей. На II конгрессе народов Карачая 9 июня 1990 г. по инициативе «Джамагъата» была принята «Декларация о провозглашении Карачаевской республики». Под влиянием этого сугубо символического акта Чрезвычайный съезд карачаевских депутатов всех уровней принял 17 ноября 1990 г. «Декларацию о государственном суверенитете Карачаевской республики». Между тем тогда же Совет народных депутатов КЧАО вынес решение о провозглашении КЧАО Советской Социалистической Республикой. А 3 июля 1991 г. Карачаево-Черкесская автономная область вышла из состава Ставропольского края и объявила себя Карачаево-Черкесской республикой (КЧР) в составе РСФСР (Червонная 1999. С. 36). Это было узаконено Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина, и в декабре 1992 г. ее новое название получило официальное подтверждение.
Однако лидеры «Джамагъата» усмотрели в этом отвлекающий маневр, предпринятый местными чиновниками для сохранения своей власти. В марте 1991 г. общество «Джамагъат» было преобразовано в карачаевскую организацию «Демократический Джамагъат», одним из сопредседателей которой стал уже известный нам профессор К. Т. Лайпанов. Подобно балкарцам, карачаевцы восприняли Закон «О реабилитации репрессированных народов» как признание их права на восстановление своего национально-государственного образования (Лайпанов, Костинский 1992; Goldenberg 1994. Р. 205). Поэтому в июле 1991 г. лидеры «Джамагъата» инициировали созыв Чрезвычайного съезда карачаевского народа, провозгласившего воссоздание суверенной Республики Карачай (РК) в границах 1943 г. и сформировавшего Национальный совет как Временное правительство РК. В ноябре 1991 г. впервые за все советские годы была отмечена скорбная годовщина депортации 1943 г. Торжественный митинг на площади Свободы в Карачаевске перерос в бессрочную демонстрацию, заставившую очередную сессию Областного совета КЧР объявить 3 декабря 1991 г. о разделении республики на две самостоятельные автономии — Карачаевскую и Черкесскую. В соответствии с этим решением президент Б.Н. Ельцин направил 5 февраля 1992 г. в Верховный Совет РФ законопроект о восстановлении Карачаевской республики. Однако, предвидя свое поражение при таком развитии событий, власти КЧР добились отсрочки рассмотрения этого законопроекта (Червонная 1999. С. 37).
Чтобы его полностью заблокировать, они включили в состав «субъектообразующих народов республики» помимо карачаевцев и черкесов также абазин, ногайцев и русских (Алиева 1993а. Т. 3. С. 389-290). Это привело к цепной реакции суверенизации, и к началу 1992 г. различными местными этническими группами были провозглашены пять республик и три автономии (Обращение 1992; Смирнова 1993. С. 19-21; Музаев 1999. С. 141; Goldenberg 1994. Р. 206; Smith 1998. Р. 89). В республике назревали межэтнические конфликты, грозившие тяжелейшими последствиями. Поэтому местные власти поспешили провести 28 марта 1992 г. референдум, показавший, что подавляющее большинство населения (78,6%) не поддерживало расчленение республики по этническому признаку. Правда, установка на единство республики не нашла отклика в районах традиционного расселения карачаевцев и русского казачества; не было единогласия и в г. Карачаевске (Опрос 1992). После этого «Демократический Джамагъат», не признавший результатов референдума, организовал несколько митингов протеста. Но с укреплением республиканской власти, поддержанной федеральным центром, радикальное крыло карачаевского национального движения потеряло массовую поддержку, а его умеренные лидеры отказались от планов восстановления карачаевской автономии. Ельцину пришлось отозвать назад свой законопроект, и сегодня мало кто из карачаевцев верит в возможность восстановления своей республики (Музаев 1999. С. 135-137; Червонная 1999. С. 38-39).
Проект «карачаево-балкарского единения» требовал своего идеологического оформления. Поэтому в 1990-х гг. карачаевские и балкарские интеллектуалы, и политические лидеры всячески культивировали среди своих народов «аланское» самосознание, полагая, что это будет способствовать их консолидации. В выходившей в 1991-1996 гг. газете «Балкарский форум» декларировалось, что она публикуется «на русском и карачаево-балкарском (аланском) языках». В 1990 г. известный карачаевский филолог С. Я. Байчоров создал малое предприятие «Карачаевский институт памятников письма и языка» (вскоре он был переименован в Карачаевский институт-музей эпиграфики «Сослан») и с 1993 г. выпускал в Карачаевске историко-филологический вестник под названием «Алания». Там он из номера в номер публиковал свою монографию «Карачай в тысячелетиях», доказывая, что основными предками карачаевцев и балкарцев были аланы и булгары, а вовсе не половцы (Байчоров 1993а; 19936).
В начале 1990-х гг. в Кисловодске карачаевцы создали культурное общество «Алан», занимающееся возрождением народных традиций. С 1998 г. в Москве выходит популярный карачаево-балкарский журнал «Ас-Алан», который выпускает карачаевский поэт, сопредседатель «Демократического Джамагъата» Билал Лайпанов. 14 марта 1998 г. в Черкесске под руководством главы строительного треста Карачаево-Черкесии А. А. Катчиева была создана Межрегиональная карачаевская ассоциация «Алан», призванная представлять интересы карачаевского народа. В нее вошли «Джамагъат», общественно-политические организации «Шохлукъ» и кисло-водский «Алан», московская Лига карачаевского народа, Фонд развития и реабилитации карачаевского народа «Алания» и ряд других организаций (Абдуллаев 1998; Червонная 1999. С. 59-60). 6 января 2001 г. она объединилась с организацией балкарского народа «Малкъар Ауазы» в Межрегиональную общественно-политическую организацию «Алан» для совместного решения общих проблем (Музаев 1999. С. 138; Губогло, Сохроков 2001. С. 293-297). Одной из задач новой организации значилось «восстановление объективной истории наших народов» (Аккиева 2002. С. 288). Наконец, на своем съезде в Нальчике 25 мая 2002 г. карачаевские и балкарские активисты объединились с дигорскими и образовали единую общественную организацию «Алан» во главе с Беппаевым, причем и он, и остальные лидеры этого движения умело демонстрируют свою лояльность местным властям. Поэтому этот съезд получил тогда поддержку президента Кабардино-Балкарии В. М. Кокова и президента Карачаево-Черкесии B.М. Семенова, друга и соратника Беппаева.
Аналогичным образом организованное в конце 1989 г. черкесами общество «Адыгэ Хасэ» вначале ставило своей задачей, прежде всего воссоздание этнокультурного единства всех адыгов. В ответ на автономистские устремления карачаевских лидеров руководители черкесского и абазинского национальных движений объявили осенью 1991 г. о своих намерениях также бороться за автономию своих народов. Большую активность проявили и казаки Краснодарского края, выступившие с требованием создать на основе Зеленчукского и Урупского районов Зеленчукско-Урупскую республику, вывести се из состава Карачаево-Черкесии и передать соседнему Краснодарскому краю [31]. Летом 1992 г. на этой почве происходили стычки между казаками и местной милицией (Алиева 1993а. Т. 3. С. 268; Леонтьева 1992; Смирнова 1993.C. 20). Подъем таких настроений пришелся на 1994 г., когда стало ясно, что ключевые посты в республике оказались в руках карачаевцев. Ростом влияния карачаевцев в республике обеспокоились, прежде всего, казачьи круги и местное общество «Русь». На своем съезде 9 июня 1994 г. они призывали к введению атаманского правления, а депутат от КЧР в Совете Федерации РФ Стригин заявил, что карачаевский народ обречен на полное уничтожение. У карачаевцев это вызвало бурю возмущения, и для предотвращения нежелательных эксцессов в Черкесск были введены войска. Тем не менее, антикарачаевские лозунги звучали и на новом съезде общества «Русь» 9 января 1995 г. (Лайпанов и др. 2001. С. 180-181).
В декабре 1994 г. по инициативе черкесских радикалов собрался I съезд черкесского народа, заявивший о невозможности оставаться вместе с карачаевцами в одной республике и необходимости воссоздания Черкесской АО в составе Ставропольского края. Тогда же свои претензии на автономию вновь высказали абазины и ногайцы. Однако к лету 1995 г. эти настроения резко пошли на убыль (Музаев 1999. С. 138-139; Лайпанов и др. 2001. С. 181).
Быстрое увеличение числа карачаевцев среди высших должностных лиц республики воспринимается с неудовольствием остальными ее жителями, и прежде всего русскими, господствовавшими во властных структурах в советское время (Музаев 1999. С. 140). Сложность политической ситуации усугублялась тем, что главой республики долгие годы оставался бывший советский чиновник, карачаевец В. И. Хубиев, назначенный на эту должность президентом Ельциным, а не избранный свободным волеизъявлением народа. Окружив себя доверенными лицами, Хубиев не только тормозил все реформы, но делал все возможное, чтобы не допустить к высшим органам власти черкесов. Так, в 1997 г. в борьбе против растущего влияния черкесского бизнесмена С. Э. Дерева Хубиев даже был готов поддержать планы местного славянского движения «Русь», потребовавшего, чтобы мэром Черкесска мог быть только русский по национальности (Леонтьева 1997). Тем не менее, Дерев эти выборы выиграл.
16 мая 1999 г. в Карачаево-Черкесии состоялись первые демократические выборы президента республики, за место которого соперничали бывший советский генерал, советник Министерства обороны РФ, карачаевец В. М. Семенов, и мэр Черкесска, черкесский бизнесмен С. Э. Дерев. Они проходили в драматической борьбе, накал которой определялся апелляцией обеих сторон к этническим идеям и символам. Борьба шла за русский электорат, и немалую роль в победе Семенова сыграло запугивание русских избирателей идеей «Великой Черкесии», чем искусно пользовался его штаб, настраивая людей против его соперника. Взрывоопасная ситуация, создавшаяся после выборов, когда лидеры черкесов и абазин открыто призывали к пересмотру результатов голосования, неповиновению властям и «возвращению в родной Ставропольский край», была преодолена с огромным трудом (Червонная 1999. С. 62-88; Шерматова 1999а; Панов 1999; Язькова 1999), Между тем некоторые обозреватели тогда полагали, что пассивность федеральной власти и ее нежелание принять радикальную административную реформу может в дальнейшем привести к распаду Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии (Балытников 1999).
Однако этого не произошло. Напротив, 31 августа 2003 г. в Карачаево-Черкесии прошли новые выборы президента, и на них незначительным большинством голосов победу одержал глава Управления Центробанка РФ по республике М. Батдыев. При нем на проходивших в марте 2004 г. выборах в Национальное собрание республики карачаевцы получили там абсолютное большинство. Похоже, власть генералов на Северном Кавказе заканчивается и им на смену приходят бизнесмены, лучше подготовленные к руководству республиками в условиях рыночных отношений. Все же по экономическим показателям КЧР значительно отстает от других республик РФ: она дотируется из федерального бюджета на 90%, безработица там составляет 57%, а зарплаты отличаются самым низким уровнем в РФ.
Приход к власти нового президента не привел к стабильности. В октябре-ноябре 2004 г. республика вновь была взбудоражена в связи с убийством семи бизнесменов-карачаевцев на даче А. Каитова, зятя президента. Преступление произошло из-за передела собственности, и 9 ноября люди даже захватили Дом правительства, требуя, чтобы Батдыев ушел в отставку. Федеральным властям потребовалось немало усилий, чтобы восстановить спокойствие в республике.
История
Область была образована 12 января 1922 года из большей части территории Баталпашинского отдела Кубано-Черноморской области и Карачаевского национального округа Горской АССР с центром в станице Баталпашинской.
С 16 октября 1924 года область в составе Северо-Кавказского края.
26 апреля 1926 года область была разделена на Карачаевскую автономную область и Черкесский национальный округ, а Баталпашинский район был передан в Северо-Кавказский край.
После реабилитации карачаевцев 11 февраля 1957 года Черкесская автономная область была преобразована в Карачаево-Черкесскую АО[2] в составе Ставропольского края. Ей были также переданы Зеленчукский, Карачаевский и Усть-Джегутинский районы Ставропольского края[3].
30 ноября 1990 года Карачаево-Черкесская АО объявила о выходе из состава Ставропольского края и создании Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республикой (КЧССР) в составе РСФСР.
15 декабря 1990 года выход Карачаево-Черкесии из состава Ставропольского края был узаконен Вторым съездом народных депутатов РСФСР, внесшим изменения в Конституцию РСФСР, по которым автономные области выводились из составов краёв, куда входили[4].
3 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР внес в российскую конституцию поправку, преобразовавшую Карачаево-Черкесскую автономную область в Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. Данная поправка была внесена на рассмотрение Съезда народных депутатов РСФСР[5].
21 апреля 1992 года Съезд народных депутатов Российской Федерации принял поправку в конституцию РСФСР, которая преобразовала Карачаево-Черкесскую автономную область в Карачаево-Черкесскую Республику[6]. Поправка вступила в силу с момента опубликования 16 мая 1992 года в «Российской газете»[7].