календарь евреев какой сейчас год
Еврейский календарь
Зманим
Выбранный город
Выберите город из списка:
Или найдите город в нашей базе:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Рекомендуем:
Красивый Бней Брак
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Как утихомирить мозг
Ривка
Эпоха праотцев 14. Авраѓам женит Ицхака
Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»
Праотец обращается к Элиэзеру и требует, чтобы тот поклялся ему. Б-г велел Аврааму и потомству служить Ему в конкретном месте.
Как наши праматери (Сара, Ривка, Рахель) поняли, кто их вторая половина?
Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Праотец Яаков. В шатрах мудрецов
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Каков адрес Ривки?
Рав Овадья Климовский
Почему Элиэзер не дошёл до Ур-Касдима?
Недельная глава Хаей Сара
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Ответ на двухэтажный штикл
Сколько им было лет?
Рав Бенцион Зильбер
Сколько было лет Ицхаку и Ривке, когда они поженились, и в каком возрасте Ривка родила Яакова?
Зачем Ицхак сказал, что Ривка — его сестра, если Б-г обещал быть с ним?
Рав Овадья Климовский
Ицхак не понадеялся на Б-га?
Сам красный, одежда красная, земля красная… Глава Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.
Рав Реувен Пятигорский
Благословение Ицхака
Рав Реувен Пятигорский
К кому и когда обращается Создатель
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Системы летоисчиселения еврейского календаря
Какой год считать первым?
Система летоисчисления требует отправной точки, и она может быть практически любой — в зависимости от того, какое событие в истории люди считают настолько важным, чтобы вести от него счет. Исламский календарь, например, начинается с такого эпохального события, как хиджра, то есть прибытие Мухаммеда в Медину в 622 году н.э. Китайцы свое время меряли династиями императоров, а во Франции и Советской России некоторое время действовали нововведенные «революционные» календари.
Христианский календарь, которым пользуются сейчас во всем мире, считает своей отправной точкой год рождения Йешу, хотя и был введен гораздо позже, в 525 г. н.э. Хатам Софер пишет, что подсчет лет от Сотворения Мира напоминает нам, что мир обновляется Вс-вышним, что Земля Израиля — обещана нам, и что евреям не следует использовать григорианский (христианский) календарь (Драшот, друш 10, 7 ав 5570, том 5, стр. 114).
Книга Берешит содержит хронологическое летоисчисление от Сотворения мира до смерти Йосефа в Египте — и каждый человек может сам посчитать, в какой год от Сотворения Мира кто родился и кто умер из первых людей, упомянутых в книге Бытия.
А первая годовая система подсчета, используемая еврейским народом, которую мы находим в Танахе, в качестве точки отсчета устанавливает выход из Египта. Книга Бемидбар начинается с того, что описанные там события произошли «в первый (день) второго месяца, во втором году после их исхода из земли Мицраима» (1:1).
Система отсчета от выхода из Египта была актуальна 480 лет: вплоть до строительства Первого Храма. «И было, в четыреста восьмидесятом году после исхода сынов Исраэйлёвых из земли Египетской, в четвертый год царствования Шломо над Исраэйлем, в месяце Зив, втором месяце, (начал) он строить дом Г-споду» (Книга Царей I, 6:1). Кроме того, в Книге Царей неоднократно упоминается, что то или иное событие происходило в такой-то год правления того или иного монарха.
Резюмируют мудрецы Талмуда в Мехильте (на главу Итро 19:1) и в Иерусалимском Талмуде (Рош Ашана), что первоначально годы считались от Исхода, а затем стали считаться от строительства Первого Храма.
После разрушения Первого Храма евреи повели новый счет: с самого начала изгнания, как указывает пророк Йехезкель (40:1): «На двадцать пятом году изгнания нашего, в начале года, в десятый (день) месяца…»
Мишна (Гитин8:5) указывает, что в гете (разводном письме) нельзя указывать дату от возведения Первого Храма или от разрушения Второго Храма. А это означает, что эти системы на тот момент для некоторой части евреев были актуальны.
Это подтверждает и удивительная коллекция надгробий, датируемых от 351 до 577 г. н.э., обнаруженная в Зоаре, к юго-востоку от Мертвого моря. Надписи на христианских надгробиях используют календарь римской провинции Аравии, первый год которого соответствует 106 г. н.э. А надписи на еврейских надгробиях, выполненные на арамейском языке, используют еврейский лунный календарь, который ведет начало от разрушения Второго Храма, и кроме того — указывают и номер года в семилетнем цикле шмита, как в Книге Юбилеев, найденной среди прочих рукописей в Кумранских пещерах.
Йеменские евреи во время чтения кинот (скорбных поэтических элегий) Девятого Ава по сей день вспоминают, сколько лет прошло с момента разрушения Второго Храма, и сколько лет — после разрушения Первого храма и последующего изгнания евреев в Йемен.
В последние годы существования Второго Храма и вскоре после его разрушения было принято несколько систем подсчета лет, который просуществовали недолго. Например, в написанном в Масаде гете указана дата «шестой год», что, по утверждению ученых, должно означать, что он был написан в 111 г. н.э., и отправной точкой является 106 г. н.э.: тот год, когда провинции Аравии и Бостра стали частью Римской империи.
Монеты, отчеканенные во время восстания Бар-Козевы (132-135 н.э.), были датированы началом восстания. На этих монетах также встречались надписи: «Первый год искупления Израиля» или «Второй год свободы Израиля».
Александр Великий и еврейское летоисчисление
Во времена Второго Храма существовала еще одна система, известная как миньян штарот и применяемая при составлении документов. В Талмуде указываются годы этого летоисчисления с добавлением слов ле-малхут александрус (правления Александра), что, казалось бы, должно указывать на его основателя — Александра Македонского, но на самом деле, подсчет годов велся от начала эры Селевкидов и применялся еще долго после того, как греческое владычество уже закончилось.
В тот год, когда монархия Селевкидов установила свою власть в Сирии, генерал Александра Македонского Селевк I Никатор вернулся в свою столицу — Вавилон. Сын Селевка, Антиох I, вместо того, чтобы начать считать годы заново, как это было принято среди правителей, продолжил год отсчета от правления своего отца.
Существует три возможных даты начала 1-го года ле-малхут александрус: сразу после битвы за Газу, и тогда 2-й год начинается спустя несколько месяцев, осенью 312 г. до н.э.; осенью 312 г. до н.э. (эту точку отсчета использует Талмуд); или осенью 311 г. до н.э.
В талмудический период (с третьего по пятый века н.э.) в Израиле и диаспоре пользовались разными методами датирования документов. Раши (Авода Зара 9а), комментируя барайту, в которой говорится о Земле Израиля после разрушения Храма, указывает, что отправной точкой летоисчисления в Эрец Исраэль в те годы было разрушение Второго Храма. Что касается диаспоры, то Талмуд (Авода Зара,10a) приводит от имени Рава Нахмана, что следует считать годы от «начала эры» греческих правителей (т.е. миньян штарот).
После завершения написания Талмуда миньян штарот еще продолжал применяться, и одновременно с этим стали использовать и дату с Сотворения Мира. Таким образом, в период средневековья использовались параллельно три системы — по крайней мере, в Египте XII века, когда жил Рамбам, который в Илхот Шмита ве-Йовель 10:4, желая разъяснить, какой именно год является годом шмиты, указывает его во всех трех системах: «Согласно этому расчету, в этом году, который является 1107-м от разрушения Храма, то есть 1487-м согласно миньяну штарот, то есть 4936-м от Сотворения Мира, — это год шмиты и 21-й год цикла йовель».
В последние века большинство евреев не ведут подсчет от разрушения Храма. Тем не менее, романиоты (потомки древнегреческой еврейской общины) использовали эту систему до недавнего времени. Например, в ктубе, написанной на острове Корфу 26 мая 1944 года (за считанные недели до депортации фашистами всех евреев с острова в июне 1944 года!), дата указана так: «пятница, четвертого сивана, 5704 год Творения и 1876-й год от разрушения Храма, да будет он восстроен вскоре, в наши дни и дни всего Израиля, амен, в соответствии с системой летоисчисления, которую мы традиционно используем здесь, в городе Корфу».
Миньян штарот в течение нескольких веков продолжал использоваться евреями в некоторых сефардских общинах, особенно в Египте. А наряду с этой датировкой встречаем в документах Каирской гнизы также и местную датировку — по исламскому календарю.
Раби Хаим Йосеф Давид Азулай (рабейну Хида) писал, что одно из достижений великого алахического авторитета XVI века раби Давида бен Шломо ибн Зимры (Радбаза), наряду с написанием более 3000 респонсов, было то, что он отменил использование системы миньян штарот в Египте (Шем Агдолим, том 1,далет: 16, стр. 19а).
Раби Яаков Сапир (Эвен Сапир62б) в 1864 году описал, что йеменские евреи, а также близкие к ним малабарские евреи (Индия) использовали исключительно миньян штарот, и, за исключением ученых и писцов, большинство евреев Йемена даже не знали года от Сотворения Мира.
Многим известна история про то, как Шимон а-Цадик в благодарность за то, что Александр Македонский отказался от намерения поставить свою статую в Иерусалимском Храме, обещал назвать всех еврейских мальчиков, родившихся в тот год, Александрами. Любопытно, что рабби Яаков Сапир, пересказывая эту историю, добавляет, что Шимон а-Цадик дал великому полководцу еще одно обещание: перейти на новое летоисчисление: ле-малхут александрус…
Anno Mundi и Б-жественное управление мира
Когда же большинство еврейского мира повсеместно перешло на используемую сейчас систему летоисчисления? Раби Азария дей Росси (1511-1578) в своей книге Мэор Эйнаим предполагает, что широкому использованию летоисчисления с Сотворения Мира дал начало в IX веке н.э. рав Шрира Гаон, автор знаменитого Послания, объясняющего причины и обстоятельства, которые побудили мудрецов к записи Устной Торы.
Рабейну Там в XII веке, Тур в начале XIV века и Ран в середине XIV века свидетельствуют, что в их время общепринятая практика — это датировать разводные письма, используя год с Сотворения Мира. А Шулхан Арух в XVI веке окончательно утверждает, что эта система стала настолько универсальной, что если софер в разводном письме не напишет слова «от Сотворения мира», гет все равно будет кошерным.
В научных документах дату Сотворения Мира принято сопровождать аббревиатурой AM — anno mundi, что означает «в год мира». Для того, чтобы повсеместно использовать систему AM, необходимо было согласовать точную дату отсчета. В Письменной Торе эта дата не указывается.
Древнейшей систематизированной еврейской хроникой является Седер ОламРаба. И если мы знаем такие аксиоматичные даты, как, например, год рождения праотца Авраама — 1948 от Сотворения Мира — то это благодаря Седер Олам Раба. Тем не менее, это не единственная система AM, а одна из трех существующих.
В первой системе AM, которая и используется в настоящее время, 1-й год начинается за год до создания Адама и длится пять дней Творения (шнат тоу) — так было принято считать в Земле Израиля. Во второй системе AM, которая используется в Вавилонском Талмуде, 1-й год начинается в день создания Адама. И наконец, третья система AM, система хроники СедерОлам Раба, считает 1-м тот год, который начался через год после создания Адама.
В различных местах, в разные периоды времени и в различных классических документах использовались разные точки отсчета, что привело к значительной путанице. Неясно, почему первая система АМ стала общепринятой, но одно ее явное преимущество заключается в том, что по ней легче всего высчитывать год шмиты: число года делится на семь без остатка. Например, любому ясно, что ближайший год шмиты — 5782, так как разделив это число на 7, получаем 826 без остатка. Но по этой системе получается, что праотец Авраам родился не в 1948, а в 1950 году.
Книга Питхей Тшува разъясняет, что для того, чтобы избежать путаницы между системами, в документы необходимо включать фразу «в такой-то год от Сотворения Мира, в соответствии с подсчетом, принятым в этом городе …»
Получается, что не всегда евреи считали годы от Сотворения Мира, и в течение целых веков использовали систему летоисчисления, связанную с давно почившей династией Селевкидов. Это кажется странным — ведь, на первый взгляд, она не имеет отношения к еврейской Традиции.
Ключ к этой загадке можно найти в Гмаре (Авода Зара 10а), где говорится о том, что годы миньян штарот начинают считаться ровно через одну тысячу лет после Исхода из Египта. Раби Шломо Йеуда Лейб а-Коэн Раппопорт утверждает, что система миньян штарот была на самом деле просто продолжением подсчета лет от Исхода. А раби Яаков Медан, руководитель ешивы Хар Эцион, подчеркивает, что счет лет от Исхода (и его продолжение) ведет счет лет Б-жественного управления Мира и указывает не столько на годы правления того или иного царя из плоти и крови, а на годы правления Царя Царей.
Еврейский календарь
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Еврейский календарь — солнечно-лунный [↑]
В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца.
Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.
По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.
Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам.
Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.
Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».
Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).
Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш».
В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.
Месяц Нисан — всегда весной [↑]
Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).
Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот, 12:2), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16).
Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.
Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.
Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.
Точность календаря: передача по традиции [↑]
Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион — Великий суд], начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.
Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш — начало нового месяца.
С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а) сказано:
«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня — это полсуток, а в сутках — двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” — в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей — облачко им показалось луной”.
В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, — в новомесячье не говорят траурных речей».
Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.
Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).
Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).
На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.
Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.
Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).
Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.
По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными», вторые — «полными»].
Полные и неполные месяцы [↑]
Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.
Если месяц — неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день — новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.
Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».
Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.
Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, праздник Ханука — на Кислев, Новый год деревьев (Ту би Шват) — на Шват, Песах — на Нисан, праздник Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник.
Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.
Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.
Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.
Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.
Високосные годы в 19-летнем цикле [↑]
Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.
Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.
Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?
Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) — около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.
Так евреи и поступили — третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И праздник Песах всегда остается весенним месяцем.
В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29.
Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?
Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты — всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.
Согласно Рамбану, тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.
Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, — обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчетах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.
Поразительная точность еврейской традиции [↑]
Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.
Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).
Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.
Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.
Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 — в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!
Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!
У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.
Из современных календарей более или менее точен григорианский.
Несколько мнений о еврейском календаре [↑]
А вот несколько мнений о еврейском календаре.
Пишет раби Йеhуда hа-Леви (Кузари, 2:64): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе ее — пророчество».
Пишет раби дон Ицхак Абрабанель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге «Шмот», 12): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: “Это доказывает, что было пророчество у евреев”».
Еврейские месяцы [↑]
Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:
Месяц НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель
Месяц ИЯР — Бык (ШОР) — май
Месяц СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь
Месяц ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль
Месяц АВ — Лев (АРЬЕ) — август
Месяц ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь
Месяц ТИШРЕЙ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь
Месяц ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь
Месяц КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь
Месяц ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь
Месяц ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль