какую эпоху принято считать апогеем самодержавия
Апогей самодержавия» при Николае I
Внутренняя политика Николая I (1825–1855) явилась развитием тенденций, обозначившихся в последнее десятилетие царствования его старшего брата Александра I. Участие в процессе над декабристами стало для нового царя первым опытом государственного управления. Николай был убежден, что только крепкая самодержавная власть может навести порядок в стране, и в основном полагался на силовой способ управления. Идеалом организации управления Николая I был отлаженный механизм армии. Многие важные административные должности были заняты генералами. Николай нередко сводил государственную власть к личному вмешательству на манер военного командования. Время правления Николая I в отечественной историографии называют «апогеем самодержавия».
Образцом правителя Николай считал Петра I. Подражая Петру, он всем свои образом жизни стремился показать образец добросовестного несения службы. Как и Петра I, Николая I отличала глубокая вера в силу административного решения. С его точки зрения, главной причиной основной массы проблем в России была неэффективная работа государственного аппарата, отсутствие должного порядка. Но в отличие от Петра I, Николай был убежденным антизападником, противником проникновения в Россию европейских идей. Программным заявлением можно считать слова императора: «Революция на пороге России, но, клянусь, она не проникнет в нее, пока во мне сохранится дыхание жизни».
Принцип режима личной власти проводился через разросшуюся Собственную его императорского величества канцелярию. Уже в первый год своего правления Николай расширил ее состав, размеры и функции. Подразделив канцелярию на отделения (департаменты), он превратил ее в высший орган управления государством, что существенно ограничивало компетенцию Сената, Кабинета министров и Государственного Совета.
В обязанности I отделения императорской канцелярии входило представление царю поступающих на его имя бумаг и исполнение его личных повелений, через это отделение император контролировал работу министерств.
II отделение было создано для работы по систематизации и кодификации законов. Николай твердо верил, что неукоснительное следование всех подданых букве закона обеспечит порядок в стране и придавал важное значение наведению порядка в законодательной деятельности. Душой всего дела стал М. М. Сперанский. К 1830 г. была завершена работа по составлению «Полного собрания законов Российской империи». Оно состояло из 45 томов, куда вошло более 30 тысяч законодательных актов с 1649 по 1825 гг. (К тому времени последним обобщающим сводом законов было Соборное Уложение 1649 г.). К 1833 г. был подготовлен «Свод действующих законов Российской империи» из 15 томов, признанный единственным основанием для решения всех дел в государстве.
Одной из первоочередных задач Николай полагал организацию заслона на пути распространения «разрушительных» революционных идей в России. Ее осуществление было возложено на III отделение канцелярии императора, выполнявшее функции политической полиции, и подчиненный ему корпус жандармов. Главой отделения был назначен граф А. Х. Бенкендорф. Задачей своего ведомства он считал своевременное раскрытие и подавление всякого инакомыслия, любого недовольства существующим режимом [1, c. 212-213].
Укрепление полицейско-бюрократического аппарата, последовательная централизация управления рассматривалась как средство укрепления самодержавия. Предпринимались попытки поставить под контроль государственного аппарата все сферы общественной жизни. Следствием этого был значительный рост численности чиновников. Произвол бюрократии приобрел невиданный размах. От него страдали не только простолюдины, но и дворянство. Подлинным бедствием для страны стали коррупция и казнокрадство. Деятельность специально созданного для борьбы с этими явлениями Главного управления государственных ревизий была малоэффективной. Вопиющая некомпетентность бесконтрольного чиновничества сводила подчас на нет даже те робкие попытки преобразований, которые решался провести Николай I [59; 123].
Во второй четверти XIX в. происходил процесс дальнейшего развития нового, капиталистического уклада в экономике страны, приобретавшего ярко выраженный характер. В 30–40-х гг. начался промышленный переворот. Развитие промышленности привело к изменению социального состава российского общества. В районах, свободных от крепостного права (юг Украины, Предкавказье, Заволжье и Сибирь), зарождаются капиталистические отношения в сельском хозяйстве. В богатых имениях расширяется использование машин, удобрений, передовых приемов агротехники, внедряются более продуктивные сорта культур и пород скота, осваиваются новые виды сельскохозяйственных культур. Но развитие капитализма в стране сдерживали феодально-крепостнические порядки: крепостная зависимость крестьян мешала формированию рынка свободной рабочей силы. Мелочная бюрократическая регламентация предпринимательской деятельности сковывала деловую активность, инициативу промышленной буржуазии. Нарастали кризисные явления во всех сферах экономики. Для передовой общественности все очевиднее становилась необходимость преобразований в стране.
Необходимость перемен осознавал и сам Николай I. Но он полагал, что характер, последовательность и темпы преобразований должно определять только государство и отрицательно относился к либеральным, революционным идеям российской интеллигенции, полагая их несовместимыми с условиями страны.
Самой острой внутриполитической проблемой был крестьянский вопрос [52]. Дворянство отстаивало сохранение крепостничества в нетронутом виде, правительство пыталось прикрыть его наиболее уродливые формы. Сам Николай I, хотя и называл крепостничество злом, был убежден в необходимости его сохранения, а также сохранения помещичьего землевладения. Правительство предпринимало меры лишь по смягчению крепостного права. В царствование Николая I было издано более сотни законодательных актов по крестьянскому вопросу. В 1826 г. помещикам запретили отдавать своих крестьян в виде наказания на горнозаводские работы. В 1827 г. помещикам запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. В 1827–28 гг. помещикам запретили ссылать крестьян в Сибирь. В 1833 г. был запрещен публичный торг людьми с раздроблением семей, расплату крестьянами за казенные и частные долги. Все эти положения носили характер полумер.
Большую значимость в поиске подходов к решению крестьянского вопроса имели Секретные комитеты. Работа этих учреждений ставила обсуждение проблемы крепостничества на официальную основу. В 1835 г. был сформирован Секретный комитет для обсуждения крестьянской реформы. Был предложен план т. н. «двуединой реформы», которая в равной степени коснулась бы и помещичьей, и государственной деревни. Предполагалось слияние государственных и частновладельческих крестьян. Начать решено было с реформы государственной деревни (1837–1841 гг.), население которой составляло более 40 % всех крестьян России. С этой целью было создано V отделение Собственной императорской канцелярии, позже преобразованное в Министерство государственных имуществ, во главе которого был поставлен граф П. Д. Киселев. Государственные крестьяне стали юридически свободными землевладельцами. Крестьянским общинам придавался статус органов местного самоуправления. Министерство должно было следить за экономическим благосостоянием крестьян, собирать с них подати и налоги, гарантировать им гражданские права. Власти занимались увеличением крестьянских наделов, переселением крестьян из центра на окраины, где еще хватало свободных земель. Строились школы, больницы, ветеринарные пункты, внедрялись прогрессивные формы ведения хозяйства. Государство стремилось показать пример помещикам «правильных» взаимоотношений с крестьянами.
По отношению к помещичьим крестьянам в 1842 г. был издан указ «об обязанных крестьянах», согласно которому крестьянин по воле помещика получал свободу и надел, но не в собственность, а в пользование. За это он был обязан выполнять прежние повинности, но помещик впредь не мог менять размеров как повинностей, так и надела [1, c. 213; 42].
Все эти меры смягчали крепостнические порядки. На полную же отмену крепостного права Николай I так и не решился.
Николаевская Россия: «Апогей самодержавия»
Подавив восстание декабристов, царский трон в России занял Николай I, правление которого, как заметил А.И. Герцен, «торжественно открылось виселицами».
Выражая интересы господствующего класса дворян-крепостников, Николай I вместе с тем сводил государственную власть к личному произволу на манер военного командования. До вступления на престол он командовал гвардейской бригадой. Сменив бригаду на государство, он перенес армейские навыки управления на государственные дела. Россия представлялась ему воинским соединением, в котором царит воля его командира, то бишь государя. Характерна в этом отношении фраза, сказанная Николаем на смертном одре сыну: «Сдаю тебе команду».
Николаевский стиль управления государством выразился в том, что на все важнейшие административные должности были расставлены генералы. Не говоря уже о военном и морском ведомствах, министерства внутренних дел, финансов, путей сообщения, почтовый департамент возглавлялись генералами. Министром просвещения был адмирал (А.С. Шишков). Даже во главе церкви, на пост обер-прокурора Святейшего Синода был назначен гусарский полковник, лихой наездник Н.А. Протасов, который по-военному распоряжался церковными делами и дослужился на этом поприще до генерала.
Разумеется, были у Николая I и министры-«умники» (тот же Канкрин, Л.А. Перовский, в особенности П.Д. Киселев), но таких самодержец ценил меньше, чем «верноподданных».
Николай I понимал, что держать в узде «темный» народ он сможет только при условии, если сделает надежной опорой престола образованное меньшинство нации. Будучи верен избранному раз и навсегда силовому методу правления, он замыслил и эту задачу решить кнутом, а не пряником. Поэтому он сделал одной из главных жертв инквизиции область просвещения и культуры: стремясь пресечь в зародыше всякое инакомыслие, Николай I разнуздал здесь такую реакцию, которая превзошла мракобесие А.Н. Голицына и М.Л. Магницкого.
Руководствуясь уставом 1826 г., николаевские цензоры доходили в запретительном рвении до абсурда. Один из них запретил печатать учебник арифметики, так как в тексте задачи увидел между цифрами три точки и заподозрил в этом злой умысел автора. Председатель цензурного комитета Д.П. Бутурлин (разумеется, генерал) предлагал даже вычеркнуть отдельные места (например: «Радуйся, незримое укрощение владык жестоких и звероподобных. «) из акафиста Покрову Божией матери, поскольку они с точки зрения «чугунного» устава выглядели неблагонадежными. /106/ Сам Л.В. Дубельт не стерпел и выругал цензора, когда тот против строк:
обращенных к любимой женщине, наложил резолюцию: «Запретить! К блаженству приучаться должно не близ женщины, а близ Евангелия».
Словом, реакция наступала при Николае I повсеместно и всеохватно, стремясь подавить не только прямое сопротивление, но и любое прекословие абсолютной власти монарха. Это и был «апогей самодержавия».
1. См.: Тарле Е.В. Соч. В 12 т. М., 1959. Т. 8. С. 69.
2. В 1825 г. А.А. Аракчеев занимал посты, начальника Собств. Его императорского величества канцелярии, директора Военного департамента Гос. совета, Главного начальника военных поселений.
3. Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ). Собр. 2. Т. 1. С. 564, 566.
4. См.: Ракета едет на старт//Известия. 1975. 13 июля.
5. Троцкий И.М. III отделение при Николае I. Л., 1990. С. 67.
Апогей самодержавия» при Николае I.
Апогей самодержавия» при Николае I.
Николай вступил на престол (1825-1855) не подготовленный к правлению, напуганный бунтом декабристов, ненавидящий революционеров. Общественный строй и правительственный аппарат России нуждался в серьезных реформах. Он решил провести реформы под своей непосредственной командой. “Собственная его величества канцелярия” была разделена на 6 отделений: 1-е личные бумаги государя, 2-е модификация законодательства, 3-е сбор налогов, 4-е благотворительные и образовательные учреждения, 5-е управление гос.крестьянами, 6-е кавказские дела. Модификация законодательства была поручена Сперанскому. В 1830г. было закончено полное собрание законов Российской империи. К 33г. был составлен свод действующих законов Росс. Империи. При Н1 было завершено становление бюрократической машины. Н1 интересовал крестьянский вопрос. Он организовал негласные комитеты по крестьянскому делу, которые собирали сведения, писали докладные записки. Но Н1 не решился на ломку существующего порядка. Н1 было учреждено особое министерство гос. Имуществ (Киселев), кот. заботилось об удовлетворении нужд крестьян, проводило размежевание земель, устраивало ссудо-сберегательные кассы, школы, больницы. Органами м-ва в губерниях были палаты гос. имуществ, губернии подразделялись на округа. Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует упомянуть финансовую реформу Канкрина (39-43г.г.) Были изъяты старые бумажные деньги, и выпущены новые, серебро и банкноты менялись в соотношении 1 к 1. Новый университетский устав 35г. передавал рук-во делом просвещения в руки попечителей учебных округов и ограничивал университетскую автономию. В 49г. министром народного просвещения вводится строгий надзор над университетским преподаванием. В 48г. для наблюдения за печатью учреждается особый комитет, к-рый доводит дело цензуры книг до абсурдных крайностей.
Социально-экономические развитие России второй четверти XIX в.
С отменой крепостного права, тормозившего развитие индустрии, происходит некоторый застой (многие подневольные рабочие ушли с заводов), но затем начинается бурный промышленный рост. В 3 раза выросла продукция машиностроения, в 2 раза выплавка стали, в 200 раз — добыча нефти. Уже в 1860-х гг. фабрики производили более 50 % продукции обрабатывающей промышленности, доля которой во всем промышленном производстве доходила почти до 2/3. Расцвет промышленности был обусловлен высвобождением миллионов рабочих рук, государственными инвестициями, развитием железных дорог. Росла концентрация производства. В 1879 г. действовало 81 предприятие более чем с 1000 рабочих. В России шло формирование рабочего класса — пролетариата, который стал активно бороться за свои права. Уже в 1880-х гг. (при Александре III) возникает рабочее законодательство: ограничивалась эксплуатация детского и женского труда, штрафы с рабочих перестали поступать фабрикантам, создавалась фабричная инспекция и т. д.
Политические движения в России второй четверти XIX в. Власть и оппозиция.
Ослабление цензуры и репрессий при Александре II привело к росту общественного движения. В нем активно участвовали как дворяне, так и разночинная интеллигенция.
Либералы. Лидерами их были А. М. Унковский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин. Они добивались введения гражданских и политических свобод, улучшения жизни крестьян, отмены сословных преград, некоторые — конституции. Однако основная часть интеллигенции понимала, что в случае введения конституции и парламента преобладание в последнем получат дворяне — наиболее влиятельная группа в обществе. В 1880—1881 гг. министром внутренних дел был М. Т. Лорис-Меликов, ослабивший цензуру и успешно наладивший контакт с либералами, чтобы лишить революционеров их поддержки, но после гибели Александра II он подал в отставку.
Революционеры-демократы. Вынашивали идею свержения самодержавия и перехода к социализму. Поначалу группировались вокруг журнала «Современник» Н. Г. Чернышевского. Пользовались популярностью издания Герцена (который жил в Англии) «Колокол» и «Полярная звезда».
70-е годы 19века сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название “народничества”. Народники полагали, что благодаря крестьянской общине и качествам крестьянина Россия может прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (Бакунин, Лавров, Ткачев): главное препятствие для социализма в гос. Власти; должны поднять народ на восстание и привести его к победе.
Во всей европейской части России возникли многочисленные народнические кружки. Среди них выделялось об-во “чайковцев” (Чайковский, Кропоткин, Перовская и др.). Члены об-ва вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем возглавили “хождение в народ”. Цель – подготовка крестьянского восстания. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т.п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне выдавали пропагандистов властям. В 77-78г.г. состоялся суд над народниками (процесс 193-х).
Кавказская война XIX в.
В 1817г. началась Кавказская война — восстали племена Чечни, Дагестана, Абхазии. В 1834 г. их возглавил имам Шамиль. Идеологией бало исламское течение мюридизм, вводивший строгие правила поведения среди мусульман. Главной целью российского правительства официально объявлялось «умиротворение» горцев, выражавшееся прежде всего в отказе их от набегов. Против горцев действовали А. П. Ермолов, М. С. Воронцов, А. И. Барятинский. Лишь в 1859г. Шамиль сдался в ауле Гуниб. В 1864 г. пал последний оплот повстанцев — Кбаада. Часть местных жителей ушла с Кавказа. Горцы, захваченные во время карательных экспедиций, находились на положении военнопленных, в то время как плененные на «русской» территории проходили по уголовным статьям за грабеж. Их ждал суд, арестантские роты, ссылка в Сибирь или во внутренние губернии. Того, кто принял участие в набеге после дачи присяги о покорности, могли расстрелять как изменника. Особенностью войны на Кавказе было наличие в рядах противников большого числа беглых солдат — русских, татар и поляков. Победа в Кавказской войне во многом была обеспечена изменениями, которые стали ответом российских войск на военные, культурные и природно-климатические реалии этого региона. Усилилось его освоение русскими.
Антигитлеровская коалиция.
Одной из главных задач внешней политики Советского Союза явилось создание антигитлеровской коалиции. Предпосылками для ее образования явились: освободительные цели в войне для большинства стран; общая опасность, находившая от фашистского блока.
22 июня 1941 года премьер-министр Англии Черчилль, а 24 июня президент США Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в его борьбе против Германии
12 июля 1941 года было подписано Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии, СССР и Англия обязывались оказывать друг другу помощь и поддержку, а так же не вести переговоры, не заключать перемирия или мирный договор, кроме как с обоюдного согласия. Предложение СССР об открытии фронта на севере Франции было отклонено.
материальная помощь, политическая.
С целью материализации всех ресурсов союзные страны в Москве (29 сентября-1 октября 1941 года) состоялась конференция трех держав – Советский Союз, США и Великобритания, принявших решение об англо-американских поставках вооружения и стратегических материалов на ближайшие девять месяцев. Вскоре правительство США предоставило Советскому Союзу кредит в сумме 1 миллиард долларов, и распространил на СССР действие закона о «ленд – лизе».
Победа под Москвой (декабрь 41 года) содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 26 мая 1942 года в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал так же сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны.
Вместе с тем, между участниками антифашисткой коалиции существовали глубокие расхождения относительно целей войны и программы послевоенного устройства мира.
Советский Союз видел цели войны в разгроме фашистской Германии, освобождении порабощенных народов, восстановлении демократии, создании условий для прочного мира. США и Великобритании считали главной целью войны ослабление Германии и Японии как основных конкурентов. В то же время Западные державы стремились сохранить Германию и Японию как военную силу для борьбы против СССР.
На протяжении всей войны СССР строго соблюдал взятые на себя союзнические обязательства. В ходе советско-английских и советско-американских переговоров была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 году.
После битвы под Сталинградом и тем более под Курском правящие круги США и Англии пришли к выводу, что СССР может один разгромить Германию и освободить Европу.
В октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел трех держав, на которой западные союзники проинформировали советскую сторону о планах открытия второго фронта в мае-июне 1944 г., которое было явно запоздалым, т.к. исход войны был предрешен. СССР в войне понес наибольшие потери, но с другой стороны наступление союзнических войск ускорило разгром фашистской Германии, приковав к себе до 1/3 ее сухопутных войск.
Наступление контрреволюции.
3) Попытка разрешить поставленные революцией вопросы путём постепенного реформирования страны, развития парламентаризма.
Корниловский мятеж.
Политика «воен ком» не только не выввела Россию из экон разрухи, но и усугубила её. Нарушение рыночных отношений вызвало развал финансов, сокращение производства в пром и с/х. Население городов голодало.
Образование СССР.
К началу 20-х на территории бывшей Рос империи сущест неск гос образований: РСФСР, Укр, Бел Азерб, Армян и Грузинская ССР, Бухарская и Хорезмская народные соц республики, Дальневосточная республика. С окончанием гражд войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экон сотрудничество.
Авг1922Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию по подготовке законопроекта о новой форме гос объединения. Сталин разработал план «автономизации», кот ущемлял суверенные права народов, и поэтому большинство партийно-гос руководителей республик высказались против него. В окт-ноябре после обсуждения вопроса о форме гос правления была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.
НАЧИНАЕТСЯ НЭП
2) Разрешена частная торговля зерном. Развитие товарно-денежных отношений.
3) Денационализация мелкой и средней промышленности. На госпредприятиях введен хозрасчет (самофинансирование, самоокупаемость). Широкое использование иностр. капитала, использование старых специалистов.
5) 1922 — новый КЗОТ, отмена всеобщей трудовой повинности.
Борьба в советском руководстве между Сталиным, Троцким, Каменевым и Зиновьевым (в январе 1924 Ленин умирает).
Кризисы 1923,1925 обойдены экон методами. Кризис 1927-28 вызван:
1) обострением междунар обстановки: налёты на сов представительства, разрыв дип отношений с Лондоном. Это вызвало ажиотажный спрос на товары первой необходимости, затем последовал товарный голод.
Итоги НЭПа:
1) ослабление эксплуатации крестьян
2) повышается уровень жизни населения
3) улучшилась фин ситуация, исчезла инфляция
4) выход из внешнеполитич изоляции
Апогей самодержавия» при Николае I.
Николай вступил на престол (1825-1855) не подготовленный к правлению, напуганный бунтом декабристов, ненавидящий революционеров. Общественный строй и правительственный аппарат России нуждался в серьезных реформах. Он решил провести реформы под своей непосредственной командой. “Собственная его величества канцелярия” была разделена на 6 отделений: 1-е личные бумаги государя, 2-е модификация законодательства, 3-е сбор налогов, 4-е благотворительные и образовательные учреждения, 5-е управление гос.крестьянами, 6-е кавказские дела. Модификация законодательства была поручена Сперанскому. В 1830г. было закончено полное собрание законов Российской империи. К 33г. был составлен свод действующих законов Росс. Империи. При Н1 было завершено становление бюрократической машины. Н1 интересовал крестьянский вопрос. Он организовал негласные комитеты по крестьянскому делу, которые собирали сведения, писали докладные записки. Но Н1 не решился на ломку существующего порядка. Н1 было учреждено особое министерство гос. Имуществ (Киселев), кот. заботилось об удовлетворении нужд крестьян, проводило размежевание земель, устраивало ссудо-сберегательные кассы, школы, больницы. Органами м-ва в губерниях были палаты гос. имуществ, губернии подразделялись на округа. Волостное и сельское управление были построены на начале крестьянского самоуправления. Из внутренних мероприятий николаевского царствования следует упомянуть финансовую реформу Канкрина (39-43г.г.) Были изъяты старые бумажные деньги, и выпущены новые, серебро и банкноты менялись в соотношении 1 к 1. Новый университетский устав 35г. передавал рук-во делом просвещения в руки попечителей учебных округов и ограничивал университетскую автономию. В 49г. министром народного просвещения вводится строгий надзор над университетским преподаванием. В 48г. для наблюдения за печатью учреждается особый комитет, к-рый доводит дело цензуры книг до абсурдных крайностей.