какую песню пели солдаты в войне и мире
Смотр под Браунау (анализ эпизода том 1, часть 2, глава 2)
Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» охватывает значительное временное пространство. Все герои связаны с историческими событиями таким образом, что практически в каждом отражаются события, ставшими для отечества судьбоносными. Именно их глазами мы видим смотры войск, военные советы, подвиги солдат на полях сражений, слышим распоряжения главнокомандующих, видим раненых и убитых, муки и страдания людей, победы и поражения. Одним из таких моментов является Аустерлицкое сражение, по мнению автора, абсолютно бессмысленное для российской армии и русского народа.
В октябре 1805 года Россия двинула свои полки на запад, на территорию Австрии, чтобы вместе с союзниками выступить против армии Наполеона.
Описывая события 1805–1807 годов, Толстой показывает, что народам эта война была навязана. Русские солдаты, находясь вдали от родины, не понимают цели этой войны, не хотят бессмысленно класть свои жизни.
Эпизод смотра войск в Браунау показал полное расслоение войска на солдат и командиров. Среди рядовых мы видим полное безразличие к предстоящему походу. Кутузов является воплощение мысли народной, он лучше других понимает ненужность этой кампании для России. Он видит равнодушие союзников к его армии, желание Австрии воевать чужими руками, не жертвуя ничем. «С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе… И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкая глаз, всю ночь чинились, чистились… каждый знал свое место, свое дело… на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой». Только с обувью была катастрофа: «Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст».
Полковой командир был доволен подготовкой к смотру. Кутузов напротив хотел показать, насколько не готова русская армия к предстоящему сражению, добивался, чтобы наши войска не принимали участие в этой битве «трёх императоров». Накануне к Кутузову прибыли союзники, требующие соединения с русской армией. Но Михаил Илларионович считал такое соединение ни в интересах русского войска, свое мнение хотел обосновать плачевным состоянием войск. Для этого создал невыполнимую ситуацию: смотр войска на марше, желая показать плачевное их состояние. Адъютанты приехали подготовить полк к приезду Кутузова с союзниками и привезли распоряжение — не приводить всё в надлежащий вид, иначе Кутузов будет недоволен.
Полковое начальство было обескуражено, ведь люди уже имели парадный вид, а надо было предстать в шинелях. За полчаса полк опять переоделся в серые шинели, лишь на Долохове, разжалованном в солдаты, была синяя, офицерская, разрешенная ему на марше. Вскоре подъехавший Кутузов с австрийцами ходил по рядам, ласково разговаривал с офицерами, которых знал с турецкой войны, узнавая простых солдат, приветствуя их по именам. – А, Тимохин! — сказал главнокомандующий, узнавая капитана с красным носом, пострадавшего за синюю шинель. Казалось, нельзя было вытягиваться больше того, как вытягивался Тимохин Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Господа свиты разговаривали между собой и смеялись. Ближе всех к главнокомандующему шли князь Андрей и Несвицкий. Несвицкий едва держался от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер передразнивал каждое движение полкового командира, идя за его спиной.
После смотра полк двинулся на квартиры, где надеялся отдохнуть и переобуться. Солдаты хвалили Кутузова, который и «кривой», а увидел их разбитую обувь лучше зрячих на оба глаза. И они двинулись вперёд, затянув весёлую строевую песню. «Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали идти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты». Атмосфера общей радости от такого внимательного отношения Кутузова отразилась в поведении солдат.
В разговоре с союзниками Кутузов старается отстоять интересы русского войска, оттягивая их вступление в бой, объясняя неподготовленностью и усталостью после марша. Автору близка такая позиция главнокомандующего, жалеющего солдат. Кутузов не хочет бессмысленной гибели своих солдат за чужие амбициозные интересы, на чужой земле, но он не волен менять политику, определяемую государем.
Читаемое в разделе:
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:
Смотр под Браунау (анализ эпизода том 1, часть 2, глава 2)
«Война и мир» Льва Николаевича Толстого – одно из величайших творений 19 века, которое, без сомнения, носит эпохальный характер. Это настоящая эпопея, в которой очень подробно и психологически точно описана жизнь всех слоев общества России в мирное время и во время войны. Роман можно по праву назвать целой галереей лучших толстовских героев и их антиподов, исторических лиц и представителей народных масс, которые хорошо известны широкому кругу читателей. Это бессмертное произведение до сих пор притягивает к себе умы и воображение многих людей. И не только потому, что оно содержит много высоконравственных идей, которых не хватает людям в наше время, но и потому, что огромное количество сюжетных линий, взаимосвязанных между собой, не позволяет с первого прочтения до конца понять и оценить его величие. Безусловно, привлекательным для читателя является и талант Льва Николаевича Толстого – психолога, сумевшего тонко подметить и описать особенности психологии общества, семьи, а также войны (чего до него никто так обстоятельно не делал). Тема войны занимает огромную часть повествовательного полотна романа. Она раскрывается писателем с поразительно точностью и объективностью, потому что он сам был участником военных действий во время Крымской войны, также проделал колоссальную работу, изучив множество материалов о Великой отечественной войне 1812 года. Именно поэтому существует мнение, что по роману Л.Н.Толстого можно изучать историю этого периода. Сюжетно-тематическая линия войны начинается во второй части произведения. Первый военный эпизод посвящен смотру войск под Браунау. Во второй главе разворачивается экспозиция армейской массы – солдат, среднего офицерского состава и штабной аристократии, а на ее фоне выделяется фигура Михаила Илларионовича Кутузова, противопоставленная в некоторой степени австрийскому генералитету. Глава начинается с того, что Кутузов и австрийский генерал, а также свита главнокомандующего, состоящая из двадцати человек, прибывает к Браунау, куда подтянулся один из русских полков. Сразу же бросается в глаза контраст: «черные русские» и белый мундир австрийского генерала. Меткое замечание одного из солдат: «А другой-то австриец, с ним [Кутузовым] был, словно, мелом вымазан. Как мука, белый. Как амуницию чистят!» — дает нам четкое представление об отношении русских к чужому для них генералу. Уже в этих незначительных штрихах намечается одна из сюжетных линий «войны», связанная с противопоставлением русского и австрийского генералитетов. Из этого эпизода, без сомнения, можно получить представление и об образе Кутузова. Главнокомандующий русской армии предстает перед нами как человек, близкий по духу к солдатам, понимающий их: «Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по несколько ласковых слов офицерам, которых он знал по Турецкой войне, а иногда и солдатам». Об этом свидетельствует их сцена с третьей ротой, когда он, остановившись рядом с ней, вспомнил о ее капитане Тимохине, выказав искреннее к нему расположение, назвав его «храбрым офицером». Сцена с Долоховым, разжалованным в солдаты, характеризует Кутузова как человека справедливого, строгого и добродушного. «Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько», — наставляет Долохова главнокомандующий. «И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь», — говорит он. Кутузов предстает в этой главе как отец всех этих солдат. Он заботиться об их подготовленности в плане обмундирования, замечая, что у них проблемы с обувью. Он радуется вместе с солдатами, когда те распевают песни, пребывая в хорошем настроении после осмотра войск. В этом эпизоде мы также получаем первое представление о простом люде, солдатах, которые, по сути, были главными героями войны. Это и строгий, но справедливый полковой командир, и капитан третьей роты Тимохин, который проявит себя настоящим героем, и простые солдаты, рассуждающие о войне. Именно из их разговоров мы узнаем о предстоящих военных действиях: «Теперь пруссак бунтует, австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется». Из разговоров солдат также становится ясно, что любовь Кутузова к ним взаимна. Чувствуется, с каким обожанием отзываются о нем в диалоге о сапогах и подвертках, которые разглядел «глазастый» главнокомандующий. Кроме фигуры Кутузова в этой же главе появляется и фигура князя Андрея Болконского, одного из главных героев романа. Упоминая о нем, писатель предваряет дальнейшее его участие в военных действиях. Наконец, в этой же главе Толстой противопоставляет персонажей, которые проявят себя потом как истинные герои, и карьеристов, пользующихся своим положением в обществе, чтобы выслужиться. Таковы Долохов и гусарский корнет Жерков. Таким образом, можно сделать вывод, что эпизод смотра войск под Браунау очень важен в цепи военных событий. Здесь берут начало многие сюжетные линии, начинают раскрываться образы исторических деятелей, главных и эпизодических героев романа, также образ народа, которые затем получат дальнейшее развитие на страницах произведения.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».
Описание слайда: Толстой с особой симпатией показывает командира Тимохина, рота которого “одна удержалась в порядке” и, вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах. Капитан Тушин. Это “небольшой, сутуловатый человек”. В его фигуре “было что-то особенное, совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. У него “большие, умные и добрые глаза”. Тушин — это простой и скромный человек, живущий одной жизнью с солдатами. Во время сражения он не знает ни малейшего страха, весело и оживленно командует, в решительные моменты советуясь с фельдфебелем Захарченко, к которому он относится с большим уважением. С горсткой солдат, таких же героев, как и их командир, Тушин с удивительным мужеством и героизмом выполняет свое дело, несмотря на то что прикрытие, стоявшее подле его батареи, ушло по чьему-то приказанию в середине дела. И его “батарея…не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек”. Только получив приказ отступать, Тушин оставил позицию, увозя два уцелевших в бою орудия.
Война и мир Л. Н. Толстой
I. Война 1805—1807 гг.
1. Смотр под Браунау.
— Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?
— Сравните эпизоды «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?
— Почему Толстой начинает разговор о теме народа эпизодом «Смотр под Браунау»?
— В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?
— Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?
— Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?
— Почему так детально «выписывает» Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова говорят об отношении автора к народу и о высоком духе русской армии.
2. Переправа через реку Энс.
— Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?
— Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и различное. Где здесь «мир Курагиных», а где простой человек, готовый жертвовать собой?
— Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?
— Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как — штабные офицеры: Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?
Роман начинается в июле 1805 года
В Петербурге собираются высшие слои столичного
общества: разговоры в салоне хорошо передают
сложную политическую атмосферу того времени.
Главным историческим содержанием первых пяти
глав является информация о политических событиях
в Европелетом 1805 года и о предстоящей войне
России в союзе с Австрией против Наполеона.
Гости фрейлины Шерер ведут разговор о политических
новостях, о военных действиях Наполеоном, в силу которых
России, по долгу союзника Австрии, придется вступить
в войну с Францией.
Но разговор о событиях государственной
важности никого не интересует и представляет собой
пустую болтовню то на русском, то на французском
языке, за которой скрывается полное равнодушие
к тому, что ожидает русскую армию во время похода
за границу.
Во время прохождения по рядам войск Кутузов вдруг
остановился.
Он узнал «капитана с красным носом» Тимохина –
своего измайловского товарища. Кутузов умел видеть
других людей, понимать подчиненных, поэтому еще
с турецкой войны он запомнил Тимохина.
Там, в битве под Измаилом, Кутузов потерял глаз,
и Тимохину памятна эта битва.
Кутузов был рад этой встрече, но когда увидел, что
Тимохин «вытянулся так, что казалось, посмотри
на него главнокомандующий еще несколько времени,
капитан не выдержал бы», он отвернулся, желая
облегчить положение старого товарища.
Презентация по литературе на тему «Музыка в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Музыка в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир»
Исполнению классической музыки и игре на различных музыкальных инструментах в произведениях Л.Н.Толстого посвящено много страниц. Они свидетельствуют о тонком и глубоком знании и понимании музыки, о мастерском воспроизведении музыкальных переживаний человека.
Цели исследования Расширить представление о творчестве Л.Н. Толстого. Изучить текст романа «Война и мир». Совершенствовать умение отбирать и систематизировать материал. Исследовать, с какой целью Л.Н. Толстой использует музыку в своем романе.
Задачи исследования Научиться выбирать главное и систематизировать материал. Подробно ознакомиться с текстом произведения для последующего анализа. Расширить свой кругозор.
План проекта Выбор темы. Целенаправленное чтение, отбор информации. Систематизация информации. Материалы предоставить в виде презентации.
Проблемный вопрос С какой целью Л.Н. Толстой использует музыку и музыкальные картины в романе «Война и мир»? Гипотеза Музыка в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого является одним из средств психологического анализа.
Музыка в произведениях Толстого является одним из средств психологического анализа. Музыка для героев «Войны и мира» — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного.
Лев Николаевич особенно любил народную музыку. «Удивительным сокровищем» называл он музыкальные народные произведения в письме к Чайковскому. Толстой неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». И потому в произведениях писателя многие герои поют и поют нередко народные песни. «…как будто он жалел всех, кто не шёл в это время с ротой» в сопровождении народной песни: «Ах вы, сени, мои сени». («Смотр в Браунау», т. 1, ч. 2, гл.II,). Смотр войск под крепостью Браунау
Солдаты задорно пляшут «Барыню» после смотра в Браунау В сцене смотра в Браунау плясовая «Ах, вы, сени мои, сени» становится важным средством характеристики русских солдат, их бодрости, жизнерадостности и неутомимости.
У дядюшки Ростовых Народная музыка используется Толстым и для характеристики положительных героев «Войны и мира», не порвавших с русской национальной культурой, близких к народу. Такова роль музыки в сценах посещения молодыми Ростовыми дядюшки.
С истинной чуткостью и тонким пониманием Наташа, Николай и дядюшка вслушиваются в звуки «Барыни», доносящиеся из охотницкой, а затем с увлечением исполняют народные произведения сами. «Ну, племянница! — крикнул дядюшка, взмахнув к Наташе рукой, оторвавшею аккорд» (т. II, ч. IV, гл. VII).
Музыка для героев «Войны и мира» — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души. Наташа Ростова Андрей Болконский Пьер Безухов Элен Курагина Анатоль Курагин Василий Курагин
Бал в доме Ростовых
На балу у Йогеля танцуют экосезы, англезы и страстную мазурку
Наташа Ростова Наибольшей музыкальной чуткостью отличается Наташа Ростова; эту романтическую, искреннюю, чуткую народную героиню невозможно представить вне мира музыки.
С музыкой, звучащей в душе, как воплощение чего-то волшебного, неповторимого, связано и первое знакомство князя Андрея с Наташей.
Наташа Ростова и Андрей Болконский Обычно замкнутый, Андрей Болконский рад был встрече на балу с Наташей Ростовой, буквально с первого вечера открыл для нее свою душу, загадав о возможной женитьбе на ней.
Наташа Ростова и Андрей Болконский Именно музыка помогает князю Андрею осознать любовь к Наташе.
Музицирование Наташи Ростовой развивается в романе своеобразной параболой «Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь». После замужества Наташа «бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное – пение».
Петя Ростов «Ах, да, ведь это я во сне, — качнувшись наперед, сказал себе Петя. — Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй, моя музыка! Ну. »
Назавтра Петя погибает в бою, и Лев Толстой подчеркивает горечь утраты «странными, лающими звуками» — это плачет у забора, узнав о смерти юноши, его партизанский командир Василий Денисов.
Вывод Любовь к музыке, музыкальная чуткость и одаренность героев для Толстого — средство их положительной оценки. В романе «Война и мир» положительные герои не только знают классическую музыку, поют, играют на различных музыкальных инструментах, но и чувствуют прелесть народной музыки, народных песен, народных инструментов. Музыка на страницах романа «Война и мир» не выступает на передний план, не принимает участия в ключевых эпизодах, но все равно нельзя сказать о ней как о чем-то второстепенном, неважном, как о далеком фоне. Это — душа героев, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни, тот луч, что связывает человека с высшим разумом. Толстой называл музыку «высшим в мире искусством» и пользовался ею для характеристики духовного богатства своих любимых героев.
Номер материала: ДБ-508808
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Правительство выделит свыше 231 млрд рублей на выплаты учителям за классное руководство
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«РОМАН Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» И МУЗЫКА: СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ ВИДОВ ИСКУССТВ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«РОМАН Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» И МУЗЫКА: СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ ВИДОВ ИСКУССТВ»
Введение. Литература и музыка – близкие виды искусства, их взаимопроникновение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Музыка – «высшее в мире искусство» для Л.Н. Толстого………… 5
Глава 2. Музыка, как важнейшее средство характеристики и психологического анализа героев романа «Война и мир»………………………………………… 9
2.1. Музыкальность любимых героев Л.Н. Толстого…………………… 9
2.2. Танцевальная музыка в романе……………………………………….15
Введение. Литература и музыка – близкие виды искусства, их взаимопроникновение.
«Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,-
Способен на грабеж, измену, хитрость,
Темны, как ночь, души его движенья,
И чувства все угрюмы, как Эреб.
— эти слова принадлежат не музыканту, а поэту, великому Шекспиру.
Литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что невозможно это опровергнуть. Русская музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия с литературой. Почти все литературные произведения из школьной программы имеют свои музыкальные прочтения. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко.
Сама словесность, взаимодействуя с музыкой, передает ее звуковые образы, ее ритм, мелодию, музыкальное настроение и ассоциации. Особую роль играет упоминание и описание музыкальных произведений для передачи чувств, состояния души героев произведения.
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого музыка, как и в других произведениях, является важным средством характеристики действующих лиц, средством психологического анализа. Любовь к музыке, музыкальная чуткость и одаренность героев для Толстого — средство их положительной оценки. В произведениях Толстого положительные герои не только знают классическую музыку, поют, играют на различных музыкальных инструментах, но и чувствуют прелесть народной музыки, народных песен, народных инструментов. В «Войне и мире» наибольшей музыкальной культурой отличаются семьи Болконских и Ростовых. Княжна Марья серьезно занимается музыкой, Андрей Болконский тонко чувствует и понимает ее. Музыка используется Толстым для показа «текучести» человеческой психики, смены чувств, мыслей, настроений героя. Эти «музыкальные страницы» — свидетельство замечательного мастерства Толстого в области изображения «диалектики души» человека [7].
Глава 1. Музыка – «высшее в мире искусство» для Л.Н. Толстого.
Лев Николаевич Толстой очень любил музыку. Музыка была для него не развлечением, а важным делом в жизни. Когда начинали играть, Толстой садился в старое дедовское кресло у рояля и слушал. На лице его появлялось особенное выражение: он бледнел, взгляд его устремлялся вдаль, и часто он не мог сдержать слез, выступавших на глаза. Однажды он сказал Гусеву: «Музыка — это единственное из всего мирского, что действует на меня. Это подобно тому, как я радуюсь, смотря на природу. »
О любви Толстого к музыке рассказывают многие современники. Вот что говорит о Толстом известная польская пианистка Ванда Ландовская: «Толстой необычайно входит в музыку. Еще и теперь он часто играет один или в четыре руки с дочерью. Любит он преимущественно музыку классическую». Всю свою любовь к музыке Толстой старался передать своим литературным героям.
Толстой говорил, что, если бы провалилась вся европейская цивилизация, он бы пожалел больше всего о музыке. Слушая нравившуюся музыку, Толстой волновался, музыка вызывала в нем беспричинное волнение и умиление. Иногда музыка волновала его против его воли, даже мучила, и он говорил: «Чего хочет от меня эта музыка?»
Толстой всегда стремился понять смысл переживаемых им чувств и впечатлений, место музыки в жизни человечества.
Музыкальные интересы Толстого были разнообразны. Он хорошо знал многие выдающиеся музыкальные произведения своего времени, общался с композиторами, музыкантами, артистами.
Как вспоминает А. Б. Гольденвейзер, «Толстой любил музыку с определенно выраженным ритмом, мелодически ясную, веселую или полную страстного возбуждения. Музыка с сентиментальным оттенком или ноюще-грустная мало его трогала».
В конце XIX и начале XX века дом Толстого в Москве и в Ясной Поляне становится своеобразным центром музыкальной культуры. Знаменитые композиторы, музыканты и певцы исполняют для Толстого лучшие произведения русской и зарубежной музыки. Здесь часто звучат произведения Гайдна, Моцарта, Глюка, Бетховена, Шумана, Чайковского, Венявского и других композиторов. Толстой особенно любил музыку Чайковского и Глинки. Нравились ему также произведения Скрябина, Рахманинова, Аренского.
Самым же любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке — то же, что Пушкин в поэзии»,— говорил он. Большим праздником исполнение музыки в доме Толстых было не только для слушателей, но и для самих исполнителей.
Толстой неоднократно повторял: «Ничего так не люблю, как наши простые деревенские песни». На вопрос, какую музыку он больше всего любит, Толстой отвечал: «Простую, народную. И самый лучший композитор — это народ». Всю жизнь писатель нежно и восторженно любил народные песни и пляски, звучание народных музыкальных инструментов — балалайки, гитары, гармоники.
Любимыми народными песнями Толстого были «Горы Воробьевские», «Бурлацкая», «Не шуми, мати, зеленая дубравушка», «Как по морю, морю синему», «Дубинушка» и др.
Толстой знал и любил музыку народов России: украинскую, белорусскую, башкирскую, а также музыкальный фольклор Западной Европы, особенно французский. Народные песни, танцы, игра на народных инструментах занимают значительное место в произведениях Л. Н. Толстого, в том числе и в романе «Война и мир», в котором народная музыка используется особенно широко для характеристики народа и лучших представителей дворянской интеллигенции.
В последние годы жизни, в период перехода на позиции патриархального крестьянства, в отношении Толстого к музыке проявились те «кричащие противоречия», которые были характерны для его творчества и мировоззрения в этот период. В трактате «Что такое искусство?», в дневниковых записях, в художественных произведениях, в беседах с близкими он высказывает резкие суждения о классической музыке, о творчестве композиторов, глубоко любимых им и понимаемых.
Именно в эти годы Толстой резко отзывается о музыке Бетховена, хотя, как вспоминает писательница Л. Я. Гуревич, в 1895 году Толстой играл Крейцерову сонату на рояле со скрипкой и лицо его было «строго и светло-серьезно».
«Кричащие противоречия» Толстого в отношении к музыке вытекали из его самобытных требований к общественному назначению искусства вообще и музыки в частности. Любя и понимая классическую музыку, он чувствовал, что простому народу она недоступна, непонятна, он видел, что народ не воспринимает ее. Иногда он проделывал такой эксперимент. Он следил за восприятием классических произведений (в частности, прелюдий и полонезов Шопена) крестьянами и рабочими и убеждался, что для неподготовленных слушателей эта музыка сложна и непонятна. И тогда появлялись такие суровые оценки: «Настоящее искусство должно быть всем доступно. Теперешнее искусство только для развращенных классов, для нас. Как я ни люблю Шопена, а я думаю, что Шопен не останется жив, умрет для будущего искусства».
Несмотря на подобные суровые и несправедливые утверждения, музыка в течение всей жизни глубоко волновала Толстого. Еще в 1876 году он писал П. И. Чайковскому, что музыка для него — «высшее в мире искусство». В течение многих лет Толстой записывал в дневнике впечатления от прослушанных произведений, рассуждал о назначении музыки в общественной жизни и жизни человека. Эти записи свидетельствуют о том, что Толстой тонко и глубоко чувствовал силу, красоту и поэтичность народной и классической музыки, которая производила на него очень сильное впечатление.
Толстой сам увлекался музыкой, играл по три-четыре часа в день сонаты Моцарта, Вебера, Бетховена, Шумана, Шопена и вальсы Штрауса.
Только испытав на себе это волнующее, чарующее действие музыки, Толстой мог так верно описать состояние чувств своих героев [7].
Глава 2. Музыка как важнейшее средство характеристики и психологического анализа героев романа «Война и мир».
Музыка сопровождала Толстого всю его жизнь. Во всех его произведениях она играет очень большую роль. Музыкальные переживания героев у Толстого — одно из средств тонкого психологического анализа. Убедительно и с глубоким знанием музыки и психологии человека Толстой воспроизводит переходы одного чувства в другое, показывает влияние музыки на настроение и чувства слушателей.
Не все главные действующие лица в романе «Война и мир» музыкальны, любят музыку. Любовь к музыке можно заметить только у положительных героев романа — у Наташи и Николая Ростовых, у Андрея и Марьи Болконских. Они любят музыку, понимают ее. В то же время отрицательные герои — Элен Безухова, Анатоль Курагин — не представляют себе той духовной ценности, которую несет в себе музыка. На всем протяжении романа автор ни разу не показывает Элен поющей или играющей. Она лишь танцует, но все это потому, что нужно танцевать на балах, потому, что это было принято в светском обществе [7].
2.1. Музыкальность любимых героев Л.Н. Толстого.
В романе мы видим Наташу в разное время ее жизни и замечаем, как использует Толстой музыку в качестве важного средства характеристики героини. Сначала она предстает перед нами маленькой девочкой, которая на именинах своих и своей матери поет с Николаем и Соней квартет «Ключ», исполнение которого всем очень понравилось.
В «Войне и мире» музыка используется не только для того, чтобы раскрыть музыкальную чуткость, одаренность и восприимчивость Наташи Ростовой. Восприятие ее пения становится средством характеристики других героев, в частности Андрея Болконского. [7]
Лев Николаевич Толстой не любил оперу, считал ее чем-то искусственным. Наташе, так же как и Льву Толстому, непонятны действия на сцене своей искусственностью. «Она не смогла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших: она знала, что все это должно было представлять, но все это было так вычурно-фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них» [1].
Когда в жизнь Наташи приходит ненастоящее, чуждое героине увлечение Курагиным, мысль бежать с ним, Толстой показывает это на фоне неестественно-декоративного театрального представления, музыки и танца, воспринимаемого и превозносимого в свете, но не затрагивающего душу Наташи. Именно под звуки музыки, чуждой ее душе, под сенью такой фальшивой Элен и назревает в Наташе чуждое настроение, чуть не сломавшее душу героини.
Очаровательно пение Наташи в сцене после проигрыша Николая (т. II, ч. I, гл. XV), где Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка подчиняет себе слушателей, заставляет их забыть о своих неудачах, пробуждает в их душе то лучшее, на что только они способны. В этой сцене музыка позволяет Толстому воспроизвести смену мыслей и настроений героя.
У Николая Ростова большой проигрыш. Нужно завтра заплатить, но ему неудобно просить у отца такую сумму денег. У него плохое настроение. Но когда Наташа запела, Николай забыл все [7]. «Она пела теперь не по-детски, уже не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде: но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать»,— говорили все» [1].
«В ее голосе была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная бархатность, которые так соединялись с недостатком искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его». Слушая Наташу, Николай старается помочь ей взять трудную ноту и сам, не замечая того, поет. Он счастлив. «О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. И это что-то было независимо от всего в мире! Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым. » [1].
Музыка помогает нам понять истинно русскую душу Наташи, как бы подготавливая к пониманию патриотического порыва героини, когда в момент отъезда из Москвы она требует сгрузить вещи и отдать все подводы раненым с криком: «Что мы, немцы какие?» Истинно русская девушка, жившая одним чувством с Анисьей, с другими дядюшкиными людьми, любовавшимися ее танцем, не могла бы поступить иначе.
Музыка в романе помогает раскрыть некоторые черты характера Наташи Ростовой. Ее любовь к веселой музыке показывает жизнерадостность, беззаветность ее характера, ее веселость и стремление жить. Мы знаем, что Наташа много пела, танцевала, играла па клавикордах, арфе, затем стала учиться играть на гитаре, отличалась музыкальностью. О любви к народу говорят любимые Наташей народные русские песни и пляски. Она проста и весела со всеми. Это положительная черта в характере Наташи.
Музыка в раскрытии образа Наташи играет громадную роль. Толстой называл музыку «высшим в мире искусством» и пользовался ею для характеристики духовного богатства своих любимых героев [7].
Николай, проиграв Долохову сорок три тысячи и находясь в ужасном настроении, возвратился домой. Он прошел в гостиную и увидел Наташу, собиравшуюся петь. Ему было все неприятно: и восторженность Наташи, и ее радость» [7]. «И чему она радуется! — подумал Николай, глядя на сестру. — И как ей не скучно и не совестно!» Соня взяла первый аккорд, и Наташа запела. «Что же это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрыв глааа. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче? — подумал он. — И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto. » Раз, два, три, раз, два, три. «Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, в Долохов, и злоба, честь — все это вздор. a вот оно настоящее.- Ну, Наташа, ну, голубушка, ну, матушка. как она этот si возьмет! взяла! слава богу! — и он сам, не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!»— подумал он» [1].
Только испытав на себе это волнующее, чарующее действие музыки, Толстой мог так верно описать состояние чувств Николая, слушающего Наташу. И мы, читая эти строки, ясно чувствуем перемену, происшедшую в Николае [7].
Петя был музыкален, так же как и Наташа, и больше Николая, но он никогда не учился музыке, не думал о музыке, и потому мотивы, неожиданно приходившие ему в голову, были для него новы и привлекательны [7].
Последний вечер Пети Ростова — юного офицера-добровольца — в партизанском отряде Василия Денисова. Петя Ростов слышит торжественный гимн, и мы тоже слышим его благодаря гению Толстого. «Ожиг, жиг, ожиг, жиг. — свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественный гимн. Его чудесный музыкальный сон, когда реальные звуки: разговоры у костра, скрип телег, звук натачиваемой сабли — сплетаются в какую-то фантастическую мелодию и он, Петя, руководит этим оркестром. Музыка играла все слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой. Происходило то, что называется фугой, хотя Петя не имел ни малейшего представления о том, что такое фуга. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы — но лучше и чище, чем скрипки и трубы, — каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все сливалось в одно и опять разбегались, и опять сливались то в торжественное церковное, то в ярко блестящее и победное. «Ах, да, ведь это я во сне, — качнувшись наперед, сказал себе Петя. — Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй, моя музыка! Ну. » [1]. Это все настолько чудесно и торжественно-высоко, что становится страшно за этого отважного мальчика, коснувшегося величия, красоты и гармонии. Выше — некуда, значит. Назавтра Петя погибает в бою, и Лев Толстой подчеркивает горечь утраты «странными, лающими звуками» — это плачет у забора, узнав о смерти юноши, его партизанский командир Василий Денисов.
Толстой стремился отобразить в музыке те переживания, чувства человека, которые трудно показать на обычном жизненном примере [7].
С музыкой, звучащей в душе, как воплощение чего-то волшебного, неповторимого, связано и первое знакомство князя Андрея с Наташей. Лунная ночь в Отрадном, случайно подслушанный разговор из окна. Завороженная красотой лунной ночи, Наташа не может уснуть, восхищаясь, и просит Соню в довершение счастья спеть с ней вместе музыкальную фразу. Вот такой романтичной запомнил ее князь Андрей и, обычно замкнутый, рад был встрече на балу, буквально с первого вечера открыв для нее свою душу, загадав о возможной женитьбе на ней. Кстати, на том самом первом наташином балу ни одну из пар, кроме Наташи и князя Андрея, не показывает Толстой как бы «крупным планом», изнутри, через радость соприкосновения с танцем и музыкой, через боязнь Наташи, что вдруг ее не пригласят на танец, а также начало влюбленности князя Андрея.
Пение Наташи, действие его на князя Андрея — это описание тех подлинных чувств, которые испытывал Толстой, слушая музыку: «Князь Андрей стоял у окна, разговаривая с дамами, и слушал ее. В середине фразы князь Андрей замолчал и почувствовал неожиданно, что к его горлу подступают слезы, возможность которых он не знал за собой. Он посмотрел на поющую Наташу, и в душе его произошло что-то новое и счастливое». Музыка рождает в душе князя Андрея новые чувства, под ее влиянием жизнь представляется герою в ином свете. Именно музыка помогает князю Андрею осознать свою любовь к Наташе (т. II, ч. III, гл. XIX).
Князь Андрей, слушая Наташу, не может сдержать подступающих к горлу слез. Причину этих слез он не знает. «Он был счастлив, и ему вместе с тем было грустно. Ему решительно не о чем было плакать, но он готов был плакать. О чем? О прежней любви? О маленькой княгине? О своих разочарованиях. О своих надеждах на будущее. Да и нет». Андрею Болконскому нравилось ее пение, открывавшее ему что-то новое в жизни, чего он не знал ранее [7].
Народные песни помогают Толстому раскрыть и показать бодрость духа, мужество и решительность русских войск. Вот усталые, голодные солдаты запели песню. Ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резко выскочил вперед. И вот уже солдаты идут в такт песни, размахивая руками и попадая в ногу. Песня поднимала людей на свершение новых подвигов, на преодоление трудностей [7].
Народная музыка используется Толстым и для характеристики положительных героев «Войны и мира», не порвавших с русской национальной культурой, близких к народу [7].
2.2. Танцевальная музыка в романе.
Толстой очень любил танцы, и его полное страсти исполнение танцевальной музыки увлекало всех присутствующих. По воспоминаниям Т. А. Кузминской, «Лев Николаевич так играл, что действительно нельзя было стоять на месте, и танцевали все».
Описание танцев занимает большое место в произведениях Толстого. Особенно много танцев, народных и бальных, в романе «Война и мир».
Задорно пляшут солдаты после смотра в Браунау, дворовые исполняют на балалайке в охотницкой у дядюшки народную плясовую мелодию «Барыня», пляшет русскую Наташа Ростова.
Но не только народная танцевальная музыка звучит в романе «Война и мир», не только народные пляски увлекают героя. В доме Ростовых танцуют «Данилу Купора», на балу у Иогеля — экосезы, англезы и страстную мазурку; Наташа Ростова грациозно и изящно танцует на балу у екатерининского вельможи.
Вот бал в доме Ростовых по случаю именин двух Наталий — матери и дочери. Квартет, составленный из молодежи, который охотно поет для гостей. Танцы — не церемонные, не парадные, а от души, как в кругу самых близких. Тут выйдет в центр залы пожилая уважаемая дама, Марья Дмитриевна, и затанцует на месте глазами, плечами, улыбкой, всей мимикой своего живого, умного лица. Тут впервые танцует с «большим, с приехавшим из-за границы» Пьером тринадцатилетняя Наташа, и он воспринимает ее всерьез, и просит подсказывать, так как «боится перепутать фигуры». Тут венцом бала станет танец самого хозяина Ильи Андреевича Ростова — знаменитый «Данила Купор» — восторженный визг подрастающей барышни Наташи: «Посмотрите на пaпa» не вызовет замечаний, а будет вполне уместен как выражение общего веселья. У знаменитого Йогеля лучшая его ученица Наташа просит станцевать мазурку прославившегося своим искусством в Польше Василия Денисова, автор показывает нам — до последнего па! — слаженные движения танца, нет, слияния с музыкой, превращение в душу самой мазурки.
Наташа любит танцевать. На балах у Иогеля «иногда танцевали танец с шалью лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своей грациозностью». Танцевальная музыка позволяет Толстому раскрыть эмоциональность и жизнерадостность Наташи, те качества, которые нравятся всем. Она весела, молода, хорошо танцует. На балу у Иогеля все любуются ею. «И как она танцует, какая грация!» — говорит о ней Денисов.
Мы видим Наташу на балу екатерининского вельможи. Ее оттеснили к стене, никто не замечает ее, никто не приглашает танцевать. Она стояла грустная, лицо ее казалось бледным. Она была готова заплакать в эту минуту [7]. Огорченная, она думала: «Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать между первыми, неужели меня не заметят все мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а если и смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: «А, это — не она, так нечего смотреть». Нет, этого не может быть! — подумала она. — Они должны же знать, как мне хочется танцевать, как я отлично танцую и как им весело будет танцевать со мной» [1].
Каким счастьем засияло ее лицо, когда она была приглашена Андреем Болконским на тур вальса. «Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастья» [1].
Наташа любила не только петь и танцевать. Она очень любила народную музыку. Вспоминается сцена: после охоты Наташа вместе с братьями в гостях у дядюшки. Она слушает, как играет дядюшка русские народные песни и требует, чтобы он еще и еще раз повторил, а затем не может удержаться и сама начинает плясать. «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка» [1].
Все любуются Наташей: ее дядюшка, дворовые, братья. Грустно подперев щеку, стоит Анисья Федоровна, вспоминая себя девушкой, когда она так же, как и эта графинечка, плясала русские пляски.
Таким образом, музыка для героев «Войны и мира» — не просто способность слушать или воспроизводить музыкальные фразы, не только настроение. Это состояние души, предчувствие чего-то важного, переломного. Недаром эпизоды, связанные с музыкой, сопровождают, в основном, Ростовых — самых близких душе писателя героев.
Своих любимых героев он наделяет музыкальней чуткостью. Так, в романе «Война и мир» музыка служит для раскрытия образов Наташи, Андрея Болконского, Пети, Николая. И не случайно именно эти любимые герои обладают музыкальностью. Свое отношение к героям Толстой стремится выразить через описание переживаний, которые вызывает в них музыка.
Музыка способствует раскрытию чувств и переживаний героев романа. Толстой очень глубоко анализировал влияние музыки на людей и поэтому с большой точностью, очень правдиво показывает действие музыки на героев романа [7].
На протяжении веков эти два искусства, музыка и литература, постоянно взаимодействовали: к художественным текстам композиторы создавали музыку, к мелодии поэты писали слова. Наиболее показательными примерами взаимодействия этих искусств может быть музыкально-песенное искусство и опера [2].
Опера Прокофьева «Война и мир» — выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Правдивое раскрытие душевной драмы героев сочетается здесь с показом широких картин быта, исторических событий, сыгравших огромную роль в жизни русского народа; лирическое начало, углубленный психологизм переплетаются с величавой эпичностью. В опере многосторонне и ярко раскрылся гениальный дар одного из самых выдающихся композиторов современности, выявились интереснейшие результаты его творческих раздумий, смелых поисков, которые были характерны для него в течение всей творческой жизни[6].
Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств». Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму [3].
Музыка так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевных переживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно, и это, безусловно, их роднит. Литература помогает познать мир, музыка также учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять на читателя. Такова и основная цель композитора.
Музыка сама по себе не может оказать какое – либо воздействие на жизнь, но она может с большой силой влиять на человека, рождать, в нём те или иные чувства, менять его характер, силу воли, музыка, может возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нём благородство, доброту и так далее. Иными словами, влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его поведении, и уже через человека музыка воздействует на жизнь. В этом и заключается ее огромная преобразующая сила. Без литературы в музыке исчезли бы музыкальные жанры, такие как песни, романс (так как без стихов нельзя написать песню) опера, балет (так как без пьесы, предназначенной для постановки на сцене, нельзя сочинить оперу, балет). Отсюда следует, что литература необходима музыке, а музыка – литературе [4].
Пусть музыка на страницах романа не выступает на передний план, не принимает участия в ключевых эпизодах, все равно не поворачивается язык сказать о ней как о чем-то второстепенном, неважном, как о далеком фоне. Это — душа героев, их связь с чудесным миром красоты и гармонии, предвосхищение событий в их жизни, тот луч, что связывает человека с высшим разумом [2].
Толстой Л.Н. Война и мир. Минск. Мастацкая литература. 1987
Соловицкая З., Назаринова Н. В мире музыки. М.// Педагогика, 1984
Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. Методическое пособие для учителей-словесников – Томск // Томский государственный университет, 2002
Домрина Е.Н. Беседы о музыке. Л, 1982 – 79 с
Шекспир В. Венецианский гость. Кристалл. 2002
Гордеева Н.Б. Сочинения о «музыкальных страницах» романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Просвещение. М., 1966г.