какую улицу в москве расширяли передвигая дома

Как в СССР передвигали дома вместе с жильцами

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

Если градостроительная концепция изменилась, у архитекторов остается два варианта. Самый простой — снести все то, что мешает. Но это непрактично. Поэтому был найден более изысканный способ: передвигать старые здания в новые места. Пусть даже они весят тысячи тонн. Именно этим в 1930-е годы увлеклись советские строители. Благодаря инженерным находкам удалось расширить центральные московские улицы и сохранить исторические здания.

Кому-то это до сих пор кажется фантастикой. Тем более если учесть, что такие перемещения происходили без отключения коммуникаций и выселения людей. Рассказываем, как все началось и почему дома переезжали без повреждений.

Первые гуляющие дома

Первые документальные свидетельства о передвижении зданий относятся к 1455 году. Тогда итальянский архитектор Аристотель Фиораванти без единого повреждения передвинул 25-метровую каменную колокольню в Болонье на 13 м. Российские умельцы осуществили подобную операцию несколько столетий спустя. В 1812 году крестьянин Дмитрий Петров из города Моршанска вызвался увезти старую церковь, чтобы расчистить место под новую. В результате деревянная постройка была сдвинута на 30 м вместе с находящимися внутри прихожанами. Первый же «переезд» каменного здания состоялся в 1898 году. Опираясь на опыт иностранных коллег, инженер Осип Федорович передислоцировал двухэтажный дом на Каланчевской улице в Москве.

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

И все же эти случаи долгое время были единичными. Массовое «переселение» домов началось в 1935 году, когда утвердили Генеральный план реконструкции Москвы. Документ предполагал расширение центральных улиц города, для чего требовалось разрушить многие постройки, в том числе памятники архитектуры. Поскольку делать этого никто не желал, советские руководители сформировали специальную организацию, которая занялась передвижением зданий. В нее в основном входили специалисты-метростроевцы. Ради пробы они переместили шесть небольших зданий, а потом взялись за масштабные объекты. Руководить работой назначили инженера Эммануила Генделя, который незадолго до этого передвинул 320-тонную фидерную подстанцию: она мешала прокладке трамвайных путей.

Как менялись центральные улицы

«Дом стоял на этом месте, он пропал с жильцами вместе», — так писала про передвижку одной из пятиэтажек Агния Барто. И это не художественный вымысел: иногда строители двигали здания без предварительного выселения людей. Один из примеров — «переезд» жилого дома на улице Осипенко (ныне Садовническая улица). Он был построен буквой Г, длинная сторона которой пересекалась с новым Краснохолмским мостом. Сложность заключалась в том, что дом стоял на заболоченном грунте, а его каркас обладал недостаточной жесткостью. Эммануил Гендель предложил решение: разделить дом на две части, а затем переместить одну из них и развернуть на 19 градусов. Задумку осуществили за три дня. Все это время жители находились в своих квартирах.

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

Похожая история случилась при строительстве Большого Каменного моста. На его пути стоял совсем еще новый пятиэтажный жилой дом, включавший четыре подъезда. Никто не хотел его сносить. Но прежде чем перевозить здание, его требовалось поднять почти на 2 м. И это при том, что вес постройки составлял внушительные 7,5 тыс. тонны. Однако инженеры снова превзошли себя. Более того, при «переезде» люди продолжали вести привычную жизнь. Вот что писали в «Известиях» 27 сентября 1937 года: «В передвигаемом доме жизнь идет вполне нормально. Действуют телефон, водопровод, электричество, газ». Это оказалось возможным благодаря временной системе коммуникаций и специальным гибким кабелям, которые предварительно подключили к зданию.

Советские инженеры перемещали объекты настолько плавно, что жильцы не всегда сразу это замечали. Так произошло с бывшим Саввинским подворьем, которое теперь находится по адресу Тверская, 6/1. О новом месте жительства люди узнали только наутро, когда проснулись. Им намеренно не озвучивали точные сроки проведения операции, поэтому в назначенный день все были в квартирах и ни о чем не догадывались. Пока жильцы спали — метростроевцы трудились в поте лица. Это сооружение оказалось самым тяжелым из всех, что перевозили ранее: оно весило 23 тыс. тонн. Результат впечатлил всех. Бригада Эммануила Генделя провернула все так ловко, что в одной из квартир уцелела башня из кубиков, которую накануне вечером сложила шестилетняя девочка.

Рельсы, шпалы и домкраты

Чтобы добиться плавности и не повредить здания, требовалось огромное количество рабочих рук и строгое соблюдение технологии, которая к тому моменту мало чем отличалась от метода Аристотеля Фиораванти. Разве что для тяги вместо лошадей теперь использовались гидравлические домкраты и паровые двигатели, а катки и рельсы стали изготавливать из металла. Рабочим нужно было аккуратно отделить здание от фундамента, а затем приподнять его и отправить на новое место. Подготовка к транспортировке домов была очень основательной: на это уходило не меньше полугода, тогда как сама операция занимала от одного до шести дней — в зависимости от расстояния. Всего в довоенной Москве успели передвинуть 23 каменных сооружения.

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

Чаще всего «переезды» происходили по следующему сценарию. По периметру несущих стен устраивали раму из железных балок — она помогала сохранить хрупкую конструкцию от разрушений. Затем с помощью специальных тросов дом отрезали от фундамента, заранее подставив мощные домкраты. Дальше метростроевцы подготавливали территорию, по которой должен был проехать «переселенец». Они пробивали траншеи, куда на твердое бетонное основание укладывали шпалы, а на них — катки. Установленное на двутавровые балки и окончательно отделенное от фундамента здание могло катиться. Помогали лебедки, которые буксировали его вперед, и домкраты, толкавшие сзади. Со стороны эта конструкция напоминала гигантские сани с десятками полозьев.

Практика, которая возвращается

Постепенно советские инженеры стали выполнять все более сложные задачи, в частности, научились передвигать дома вместе с подвалами. Яркий пример — передвижка здания Моссовета, где теперь находится мэрия. В послевоенные годы денег на осуществление подобных проектов не хватало, поэтому перенос домов пришлось прекратить. Одним из последних место прежней дислокации сменил МХТ имени Чехова. Во время капитальной реконструкции в 1983 году здание театра сначала разделили надвое, а затем отодвинули одну из частей вглубь квартала. Этот прием позволил расширить сценическое пространство и установить новые механизмы для сценических эффектов. С тех пор практика передвижек ушла в прошлое: сегодня здания куда проще разрушить.

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

По словам экспертов, дело — в изменившихся реалиях: подготовка к «переезду» занимает не меньше полугода, а расширить дорогу иногда требуется за месяц. И все же некоторые архитекторы считают, что в отдельных случаях технологию передвижек стоит использовать. Например, когда дело касается исторических сооружений. Первый за последние 40 лет подобный проект недавно начали реализовывать на Складочной улице за Савеловским вокзалом. Застройщик передвинул водонапорную башню XIX века на расстояние более 100 м ради ее сохранения. В ближайшее время такая же участь ждет фасады двух корпусов бывшего компрессорного завода «Борец». Их хотят интегрировать в новый комплекс технопарка и использовать в качестве офисных помещений.

Источник

Московские передвижки: куда и как переносили многоэтажки

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

Что объединяет Саввинское подворье, здание московской Мэрии, древнеегипетские храмы и колокольню XV века? Они все были передвинуты на новое место силой мысли. Инженерной, конечно. Вот что думают об этом современные архитекторы.

Рубен Аракелян, архитектор, сокуратор Московской биеннале архитектуры, руководитель архитектурного бюро WALL:

— В этой теме два аспекта: психологический и технологический. Психологически сам факт передвижения огромного здания вызывает недоумение. Люди не понимают, как можно перенести многоэтажный дом весом в 20 тысяч тонн на новое место. Но тем, кто разбирается в инженерии, это не кажется чем-то невероятным.

Технология сложна, но она вполне определённая. На уровне фундамента, где будет производиться срез, дом обрамляют жёсткой рамой. Её закрепляют промежуточными диагональными связями. Затем дом срезают с фундамента, подставляют домкраты, которые медленно поднимают здание. После этого под него подкладывают рельсы и катки и начинают медленно двигать. Подготовка занимает от полугода до года, а непосредственно перемещение — от одного до пяти-шести дней, в зависимости от расстояния.

Борис Пастернак, архитектор, градостроитель, заместитель председателя научно-методического совета при Мосгорнаследии:

— Технологию передвижения скорее можно назвать архаичной, чем современной. Она очень напоминала то, как строились египетские пирамиды. Было задействовано огромное количество человеческих ресурсов. Безусловно, это явление советской эпохи, связанное с характером экономических отношений и социальной обстановкой, которые тогда существовали.

Первый дом — не комом. Дом на Каланчёвской улице

«Здание связано в трёх местах поперёк стен железными связями; в окнах и дверях вставлены распорки. Для уменьшения тяжести здания штукатурка отбита, сняты все перегородки, двери и пол также вынуты. Внизу над фундаментом во всех стенах здания пробиты отверстия, в которые вставлены рельсы, связанные между собою соединениями и образующие неподвижную раму. Под раму подложены будут катки, и при помощи домкратов и воротов здание будет передвигаться далее по площади, сложенной из рельсов, на протяжении 20 сажен…» (Осип Федорович, журнал «Нива» за 1898 год).

За несколько дней дом весом 1840 тонн переместили на 100 метров западнее и поставили на новый фундамент. Он и сейчас стоит по адресу: Каланчёвская улица, дом 32/61.

Инженер был настолько уверен в результате, что поручил своей дочери сообщить прохожим о передвижении дома. Она должна была громко крикнуть: «Внимание-внимание, дом в движении!»

Больше передвижек, хороших и разных!

Эпоха передвижек началась после утверждения Генерального плана реконструкции Москвы в 1935 году. Он предполагал расширение существующих магистралей и прокладку новых. На карте города появились так называемые красные линии. Все здания, которые выходят за них, — под снос. Но, в силу разных обстоятельств, некоторые уцелели. От магистралей, ведущих в светлое коммунистическое будущее, их просто отодвинули. В 1936 году создают контору по перемещению домов, в которую набирают специалистов из Метростроя. Впоследствии контору переименовали в Трест по разборке и перемещению зданий. Главным инженером треста был назначен Эммануил Гендель, ранее руководивший укреплением фундаментов зданий вблизи линий метро.

Эммануил Матвеевич Гендель (1903–1994) — советский инженер-строитель, крупнейший специалист по передвижке и выпрямлению зданий, технолог реставрационных работ. Самые известные проекты — передвижение домов на Тверской, выпрямление минаретов в Самарканде, колоколен в Ярославле и Больших Вязёмах.

Дом мосту не помеха. Дом на Садовнической

Первым масштабным проектом треста стала передвижка дома на улице Осипенко (сейчас улица Садовническая) в 1937 году. Г-образный дом мешал строительству нового Краснохолмского моста. Гендель решил разрезать дом на две части, короткую оставить на месте, а длинную перенести и развернуть на 19 градусов. При передвижке жильцов не отселяли, более того — с помощью кабелей и эластичных труб поддерживали работу всех коммуникаций: водопровода, канализации, электроснабжения, телефона и радио. Здание передвигали на катках, которые ехали по 37 рельсам. Затем части дома снова соединили. Так он простоял до 1967 года, пока не был разрушен взрывом бытового газа. Одна часть сохранилась, а на месте другой сейчас современное стеклянное здание.

«При реализации генерального плана 1935 года и расширении отдельных городских магистралей был передвинут ряд зданий, большая часть из которых обладает историко-архитектурной ценностью. Поэтому их передвижение, в том числе с изменением ориентации, было связано с желанием сохранить эти здания», — рассказывает Борис Пастернак.

Масштабные передвижки в советской Москве были связаны не с гонкой инженерных амбиций США и СССР, а с объективными причинами

Операции во время операции

В мае 1940 года с улицы Горького (сейчас Тверская) переехала Московская центральная глазная больница. Здание весом 13 тысяч тонн предстояло не только убрать с центральной улицы, но и развернуть фасадом в переулок, а затем водрузить на заранее отстроенный цокольный этаж.

Потомки Эммануила Генделя вспоминают, что инженер был настолько уверен в результате, что поручил своей дочери сообщить прохожим о передвижении дома. Она должна была громко крикнуть: «Внимание-внимание, дом в движении!»

Больница до сих пор принимает пациентов по адресу: Мамоновский переулок, дом 7.

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

Здание Моссовета

Настоящим вызовом тресту стал перенос здания Моссовета. Во-первых, оно сложной формы, поэтому нагрузка по фронту здания при движении распределялась неравномерно. Во-вторых, первый этаж бывшего генерал-губернаторского дворца представляет собой бальный зал — большое пространство без несущих конструкций. В-третьих, сверху поступило указание переносить здание вместе с подвалом — там хранились важные государственные документы. И по уже наметившейся традиции здание решили двигать вместе с людьми и без отключения коммуникаций.

Есть сведения, что некоторые сотрудники треста спешно уволились, когда узнали об условиях, на которых решено было двигать дом Моссовета. Их можно понять: виновников погребения под грудой камней партийной номенклатуры ничего хорошего ждать не могло. Но Гендель и большая часть сотрудников треста были уверены в успехе. Чтобы передвинуть здание вместе с подвалом, вокруг вырыли котлован и все операции — срез с фундамента и передвижение — проходили на четырёхметровой глубине. В целом переезд прошёл успешно, но часть стен и перекрытий пошли трещинами. Впоследствии при реконструкции в дом пришлось встраивать 24 металлические колонны. Сейчас на Тверской, 13 располагается московская Мэрия.

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

Саввинское подворье

Подворье было построено в 1907 году во владении Саввино-Сторожевского монастыря как доходный дом. В советское время здесь располагались коммунальные квартиры.

«Саввинское подворье, с его облицованным разноцветной керамической плиткой фасадом, принадлежит к числу наиболее успешных примеров применения приёмов национально-романтического течения в модерне, сочетавшего современные материалы и конструкции с мотивами древнерусских декоративных традиций» (Уильям Брумфилд. «География стиля модерн в Москве: эстетика в урбанистическом контексте»).

Сложно сказать наверняка, что больше повлияло на решение сохранить подворье — его историческая ценность или какие-то другие причины, но памятник архитектуры уцелел. По уже отработанной технологии дом обрамили, поставили на катки, и ночью 4 ноября 1939 года он поехал со скоростью примерно 10 метров в час.

«Когда было принято решение двигать жилой дом, бывшее Саввинское подворье, подготовку производили под видом реконструкции. Инженерам было понятно, что если жильцы узнают о предстоящем перемещении, возникнет некоторая паника, и они будут препятствовать «новоселью». Дом передвигали ночью, пока все спали. Причём делали настолько плавно, что никто из жильцов этого не заметил», — вспоминает Рубен Аракелян.

Сегодня, чтобы посмотреть памятник архитектуры, надо заглянуть во двор дома 6 на Тверской улице.

Подготовка к передвижению занимает не меньше полугода, а расширить дорогу иногда нужно за месяц. Поэтому сегодня проще дом снести и построить на новом месте

Дом Сытина

В профессиональном плане повезло журналистам газеты «Труд». Её редакция в конце 1970-х располагалась в доме Сытина на улице Горького (Тверской). Репортёрам посчастливилось непосредственно поучаствовать в передвижке. Здание отодвинули в сторону, вдоль Тверской, на 47 метров.

«В пять утра, когда рассвет только намечался над городом, были закончены последние приготовления и дана команда включить компрессоры. Стрелки на приборах показали усилие 170 тонн. Мощные блестящие цилиндры четырёх домкратов упёрлись в стальные балки, на которых покоился готовый к передвижке дом, и он медленно покатился по рельсам вдоль главной улицы Москвы. Со скоростью секундной стрелки вращались толстые стальные катки, и почти незаметно глазу махина здания уплывала в сторону площади Маяковского…» (Газета «Труд». 11 апреля 1979 года. Репортаж Виктора Толстова «Дом отправился в путь»).

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

МХТ имени А.П. Чехова

Последним значимым событием в эпопее московских передвижек стал переезд МХТ имени Чехова (старого здания МХАТа) в 1983 году во время реконструкции. Здание разрезали по линии занавеса и коробку сцены отодвинули вглубь квартала более чем на 20 метров. В образовавшемся пространстве выстроили новую часть здания. Это позволило усовершенствовать технику сцены.

Театр двигали по уже отработанной технологии Генделя, но он сам при этом не присутствовал. Инженер стал настолько известным специалистом по передвижению, выпрямлению и восстановлению зданий, что его постоянно приглашали в заграничные командировки.

Зарубежный опыт: древнеегипетские храмы, терминалы и маяки

Здания и сооружения переезжали и продолжают переезжать по всему миру. Вот некоторые из них.

Колокольня в Болонье

Первое документально засвидетельствованное перемещение здания было произведено ещё в XV веке в Болонье (Италия). Архитектор и инженер Аристотель Фьораванти перевёз колокольню церкви Санта-Мария-Маджоре, которая мешала строительству нового здания администрации. Колокольню заключили в клетку из мощных деревянных брусьев, чтобы она не пошла трещинами. Башню передвигали на полозьях с помощью системы канатов и блоков. Переехала недалеко, всего на 13 метров, но для того времени это было чудом инженерии. Высота колокольни сопоставима с высотой девятиэтажного дома — 24 метра.

Отель на Кони-Айленде (США)

В апреле 1888 года на Кони-Айленде (полуостров, вывший остров в Бруклине) огромный отель Brighton Beach Hotel переместили на 150 метров вглубь острова. Участок, где стояло деревянное каркасное здание, постоянно размывался океаном, что могло привести к затоплению.

Трёхэтажную постройку длиной 150 метров и весом пять тысяч тонн приподняли на гидравлических домкратах и установили на 112 специальных тележек. Они, в свою очередь, расположились на 24 проложенных под зданием железнодорожных путях. Тянули сооружение шесть небольших паровозов.

Телефонная компания в Индианаполисе (США)

Крупнейшим проектом своего времени стало перемещение в 1930 году в Индианаполисе восьмиэтажного здания, где размещалась штаб-квартира Indiana Bell Telephone Company.

Количество абонентов росло, а с ним и штат компании, поэтому в 1929 году офисное здание решили снести, а на его месте возвести более вместительное. Но в дело вмешался основатель крупнейшей в городе архитектурно-строительной фирмы Курт Воннегут — старший (отец известного американского писателя). Он предложил переместить старый корпус в сторону, таким образом освободив место для постройки дополнительного. Здание весом 11 тысяч тонн сначала подвинули на 15 метров к югу, повернули на 90 градусов и переместили ещё на 30 метров к западу. Операция длилась чуть больше месяца. На протяжении всего этого времени в доме продолжали работать 600 сотрудников, обслуживая 170 000 абонентов. Это стало настоящим прорывом. Именно здесь впервые применили гибкие коммуникации, которыми впоследствии пользовались и советские инженеры-«передвижники». Входили и выходили сотрудники компании по подвижному мосту.

Древнеегипетские храмы

Грандиозные храмы были высечены в скале Абу-Симбел ещё в XIII веке до нашей эры. Они просуществовали 33 столетия, пока в 1960-х египетские власти не построили плотину на реке Нил. Кстати, им помогали советские специалисты. Воды искусственного озера стремительно приближались к храмам и вскоре полностью затопили бы памятники. Программу спасения возглавили ЮНЕСКО и правительство Египта. Деньги — порядка 80 миллионов долларов — собирали по всему миру. В 1964–1968 годах храмы распилили на огромные блоки и перенесли на 65 метров выше, на скалу, и на 200 метров дальше от кромки воды. На новом месте памятники собрали заново и скрепили цементом. Позади них возвели опорные конструкции из бетона, вместо скалы, из которой были вырезаны храмы.

В XXI веке

В 2000 году в штате Северная Каролина (США) перенесли кирпичный маяк высотой 59 метров и весом около четырёх тысяч тонн. Расстояние в 870 метров сооружение преодолело на специальной рельсовой платформе.

В 2001 году в штате Нью-Джерси перенесли здание старого терминала аэропорта весом около семи тысяч тонн.

В 2007 году в Германии каменную церковь XIV века перевезли на 12 километров. Дело в том, что старинная постройка мешала разработке месторождения угля. Её поставили на колёсную платформу и отправили в соседнюю деревню.

В апреле 2013 года в Баку на 10 метров перенесли дом весом 18 тысяч тонн. Здание постройки 1908 года стало первым перемещённым строением в Азербайджане.

Москва не сразу строилась…

…и продолжает разрастаться. Но практика передвижек ушла в прошлое, и теперь маячит где-то на периферии сознания, рядом с пятилетками, стахановцами и кукурузой. Но говорят, что история всегда повторяется. Возможно ли, что здания в столице снова «поедут»?

Так на это вопрос отвечает Борис Пастернак: «С точки зрения технологической, в наше время эти работы можно было бы проводить с ещё большей эффективностью. Но сегодня сложно представить, что кто-то будет планировать такую работу. Во-первых, это связано с восприятием исторического наследия. Ведь старинные здания интересны именно на своем историческом месте. Когда они передвигаются, воссоздаются или видоизменяются, теряется их подлинность. Во-вторых, технологии шагнули вперёд настолько, что передвижение в том виде, в котором оно происходило, выглядит чем-то архаичным.

Новое строительство и развитие инфраструктуры должны учитывать старинные элементы, которые делают городскую структуру более разнообразной и интересной. В то же время новое строительство должно учитывать будущее, те реалии, которые ждут нас лет через 25».

Рубен Аракелян: «На мой взгляд, масштабные передвижки в советской Москве были связаны не с гонкой инженерных амбиций США и СССР, а с объективными причинами. Город уже не удовлетворял потребности быстро растущего населения и по плану реконструкции 1935 года основные магистрали расширяли. Сегодня Москва, как и другие мегаполисы, развивается ещё быстрее: происходит миграция, увеличивается плотность населения, возрастает количество автомобилей. Но строительные технологии колоссально продвинулись и возросли требования к условиям и скорости реконструкции городских магистралей. Подготовка к передвижению занимает не меньше полугода, а расширить дорогу иногда нужно за месяц. Поэтому сегодня проще дом снести и построить на новом месте.

В то же время мы помним множество скандалов, связанных со сносом исторических зданий. На мой взгляд, чтобы избежать возмущения общественности, в отдельных случаях практику передвижения домов можно возобновить».

Источник

Как в Москве двигали дома

Звучит невероятно, но в 1930-е годы в Москве начался настоящий бум переезда домов. Архитекторы претворяли в жизнь масштабные проекты, которым требовалось место, но его не было. Иногда на пути нового проекта стоял какой-нибудь кирпичный дом.

Большинство из таких домов уничтожили, но были и такие здания, которым повезло, — их передвинули на новое место. МОСЛЕНТА выбрала самые интересные перемещенные строения и посмотрела, как они выглядят сейчас.

Переезд домов — это не советская инновация: о перемещении архитектурных сооружений известно давно. Еще в 1455 году итальянский инженер Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта Мария Маджоре в Болонье на расстояние более 10 метров.

Церковь мешала строительству нового здания городской администрации, так что инженер заключил башню в каркас из деревянных брусьев, а затем передвинул с помощью системы канатов и блоков. Кстати, позже Фьораванти принимал участие в строительстве Успенского собора в Москве. В России первые опыты по перемещению зданий известны еще до революции. В частности, в 1897 году в связи с расширением Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги в Москве был передвинут двухэтажный дом, который сначала хотели снести.

Это здание стало первым кирпичным домом, который передвинули в Москве. Дом до сих пор стоит на своем новом месте по адресу: Каланчевская улица, дом 32/61. К сожалению, сейчас знаменитая постройка заброшена.

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

какую улицу в москве расширяли передвигая дома. картинка какую улицу в москве расширяли передвигая дома. какую улицу в москве расширяли передвигая дома фото. какую улицу в москве расширяли передвигая дома видео. какую улицу в москве расширяли передвигая дома смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую улицу в москве расширяли передвигая дома.

Настоящий бум переездов охватил столицу в 1930-е годы. Планы по перемещению зданий были такими масштабными, что в 1936 году даже была организована специальная контора — «Трест по передвижке и разборке зданий». Руководителем был назначен инженер Э.М. Гендель, вошедший в историю именно как «подвижник».

Работниками нового предприятия были, в основном, метростроевцы, которые сталкивались с похожими задачами при прокладке тоннелей метрополитена. После этого в течение нескольких десятков лет в Москве были передвинуты почти 70 домов.

В 1937 году московские градостроители задумали реконструировать Краснохолмский мост. Проект был масштабным — мост планировали не просто перестроить, но и создать новые съезды. Выяснилось, что один из жилых домов, который стоял по адресу: улица Осипенко, дом 77 (сегодня улица Садовническая, дом 77, строение 1), мешает будущему строительству.

Дом имел форму буквы «Г», и одна из его частей стояла как раз в том месте, где должен был быть построен въезд на мост. Здание было «молодое», 1929 года постройки, поэтому его решили не сносить, а разделить на две части и подвинуть одну из них, развернув при этом на 19 градусов.

Работы осложнялись тем, что дом стоял на болотистой почве, фундамент дал просадку еще на этапе строительства, из-за чего пришлось вбивать сваи и завозить грунт. Перемещение было опасным, начальник участка, который проводил работы, даже называл его авантюрой, но руководитель треста Гендель распорядился: несмотря ни на что, продолжить передвижение здания.

Эта работа стала первым крупным заказом для треста, и она была выполнена успешно. Интересно, что во время перемещения дома жильцов не выселяли и даже не отключали инженерные сети: в квартирах продолжал функционировать водопровод, электричество, газ, канализация и телефон. Все коммуникации были подключены через временные резиновые трубки.

Знаменитый дом существует и сегодня, в нем до сих пор живут люди. Только теперь у пятиэтажки другой адрес — улицу Осипенко переименовали в Садовническую.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *