какую территорию завоевал чингисхан показать на карте
(Тэмуджин, Темучин, Темучжин) ЧИНГИСХАН
Величайший полководец средневековья, основатель великой Монгольской империи
О ранней жизни Чингисхана известно очень мало из-за отсутствия достоверных письменных источников. Те немногие источники, которые дают представление об этом периоде его жизни, часто противоречат друг другу.
Имя Чингисхана при рождении, Temüjin, произошло от монгольского слова temür, означающего «железо», в то время как jin означает ковать. Temüjin, таким образом, означает » кузнец «.
Нелегкая судьба Чингисхана закалила его дух и тело, сделав будущего «потрясателя Вселенной» бестрашным полководцем. После смерти его отца нойона Есугея его племя-улус распалось: нукеры-дружинники уехали к другим военным вождям, бросив девятилетнего Темучина и двух его младших братьев. Недавно еще богатая семья осталась в бедности и страхе. Для того чтобы не умереть с голоду, Темучин с братьями охотился на сурков и барсуков. Часто приходилось неделями не есть мяса, что для монгола было самым большим позором и самой большой бедностью.
И все же в семье не было отчаяния. Мать Темучина, умная и гордая женщина, не пала духом. Она воспитывала будущего великого Чингисхана на древних богатырских эпосах, готовя его и других сыновей их к будущей борьбе за свои права и внушая, что нынешняя их бедность — временна. И прежде всего это касалось первенца, которому надлежало вернуть блеск рода и покарать предателей-единомышленников и убийц отца, который был хозяином 40 тысяч кибиток.
Когда Темучин подрос, он первым делом разыскал кочевье своей невесты Бортэ, с которой был обручен еще в девятилетием возрасте, при жизни отца. Ее отец, следуя законам Степи, не мог нарушить слово и отдал за Темучина свою дочь.
Постепенно под руку Темучина начали возвращаться малые племена, нукеры, некогда бывшие под началом его отца. Видя его возрастающую силу и поддержку побратима его отца Ван-хана, к нему начали стекаться и иные небольшие племена других улусов. Когда под его рукой было сто воинов, он не боялся нападать на большое племя соседа. Разбив его, он присоединял часть поверивших в него вчерашних врагов. И, стало быть, имел силы напасть на недавно еще чересчур сильного для него соседа.
Один из вассалов Ван-хана, побратим Темучина Джамуха, который всегда помогал Чингисхану и от которого к нему ушло несколько его небольших племен, не выдержал обид — и начал войну. Темучин при помощи Ван-хана разбил Джамуху. Вскоре, однако, Ван-хан порвал военный союз с сыном своего побратима. Джамуха вновь возвратился к Ван-хану, и они вместе попытались противодействовать Темучину, становящемуся сильнее день ото дня. Ван-хан позволил себе вместе с войском устроить в степи пир недалеко от ставки Темучина. Тот ударил по пирующим — и разбил почти все войско наголову. Лишь малая часть воинов во главе с Ван-ханом бежала, но вскоре и они были убиты.
Наступил 1204-й год. Темучин подчинял последние мелкие племена Степи своей власти. На это ушел год. А в 1206 г. на берегу реки Онон главы всех племен, уже пришедших под руку нового вождя, т. е. практически все монголы, на своем общем совете провозгласили Темучина великим ханом Монголии с титулом Чингисхан.
Именно с этим именем он и вошел в историю.Чингисхан понимал, что его державе и его воинам нужна цель. Если он хочет, чтобы войско было послушным его воле, неразобщенным и боеспособным, чтобы опять Степь не впала в хаос бесконечных межплеменных войн-грабежей, ежечасно собиравших обильную кровавую дань. И он дал своему народу такую цель.
Уже на следующий год после избрания Темучина Чингисханом его старший сын Джучи в северном походе покоряет племена, живущие к северу от реки Селенчи и в верховьях другой реки — Енисея.
Отныне они были обязаны платить дань своим вчерашним соседям. В том числе — кровью, давая своих воинов в единое монгольское войско. Начались бесконечные походы Чингисхана.
Сам Чингисхан в этом же году идет в южный поход против государства Си-Ся, вольно раскинувшегося в верховьях Желтой реки. Государство богатое и сильное, созданное под большим влиянием китайской цивилизации.
Уже первый поход Чингисхана против Си-Ся был успешен: взята большая добыча, пограничные крепости перестали представлять опасность. Но все же через два года Чингисхан вновь поведет войско сюда же — и на этот раз почти все войско местного властителя было рассеяно, а богатства, увезенные в родную Степь, еще вчера казались невероятными.
В том же 1209 г. лучшие полководцы Чингисхана Джебе и Субедей расширят власть монголов на запад — уйгуры в Восточном Туркестане признают власть Чингисхана.
Оставался восток, где раскинулась Китайская империя. Точнее, существовало целых две империи — северное государство Цинь (области империи, некогда завоеванные пришлым народом чжурчженей, из тунгусских племен, которые создали здесь свое государство) и южное чисто китайское — Сун.
Так в чем же были причины успеха Чингисхана? Одна из них в том, что талантливый полководец, охотно пользовался и дипломатической игрой. Он так талантливо разыграл свою партию, что через шесть лет завоевал почти все государство Цинь, захватил его столицу Пекин. Захватил и разграбил. Равно как и другие девяносто городов. Их жители были ограблены, а самые мастеровитые — прежде всего оружейники и ученые — уведены в плен.
С помощью пленных уже в ходе этой войны Чингисхан будет брать казавшиеся всем неприступные города-крепости самих же китайцев. А затем — и других народов. Но сначала конные лавы монголов, скованные железной дисциплиной, где каждый жизнью отвечал за трусость соседа (если из десятка один, струсив, бежал, то казнили весь десяток), разгромили полевые армии китайцев. Монголы сделали ставку на дисциплину войска, разведку (выяснилось, что местность они знают лучше китайцев, хотя война идет на территории Китая) и на индивидуальную выучку воина.
Лишь через год-два Чингисхан начнет использовать навыки пленных китайских мастеров для борьбы с самим Китаем. Завоеванное государство Чингисхан назовет своим улусом и посадит править им одного из самых лучших своих полководцев — Мухали. Чтобы южные китайцы — Сун — знали: скоро придет и их время (оно придет уже при преемниках первого верховного хана монголов — и весь Китай станет лишь частью Империи Монголов).
Мухали начал править в Китае в 1217 г., а уже на следующий год войско Чингисхана двинулось на запад — за покоренные несколько лет назад Восточный Туркестан и Семиречье. Теперь настало время Хорезма, одного из богатейших государств древности. И еще недавно одного из сильнейших.
Но не сейчас, ибо халиф Багдада, самого сильного государства арабов, решил покарать своего главного соперника — шаха Хорезма. Шах, в отличие от халифа, исповедовал ислам особого толка — шиитство, и поэтому халиф, как духовный владыка мусульман, хотел покарать отступника. Руками как своими, так и монголов. На что Чингисхан с радостью согласился.
Здесь, как и в Северном Китае, многие поначалу видели в монголах возможность избавиться от угнетения чуждого правителя. Но монголы быстро делом доказали, что, придя по чужому приглашению в качестве союзников-освободителей, на самом деле они хотят остаться здесь навсегда. Как владыки. Так велит им мудрый и великий Чингисхан.
Армия Чингисхана осаждает и в начале 1220 г. берет штурмом города шаха — Отрар и Бухару. Через год — тоже после осады — пала столица Хорезма Ургенч. Шах умер, его сын бежал в Индию. За ним пошли и монголы — в Афганистан и северо-восточную Индию. На реке Инд местные правители потрепали войско Чингисхана, и он решил вновь повернуть на восток. Империя Чингисхана разрасталась с поразительной скоростью.
В это же время Джебе и Субедей шли по Азербайджану, Грузии, Северному Кавказу, дошли до Крыма и захватили город Судак. А вскоре настало время Калки, где в мае 1223 г. монголы впервые разбили новых для них противников — русских и половцев. Впервые за многие годы объединенное войско русских князей, усиленное многочисленной конницей половцев, потерпело страшное поражение. Это был знак судьбы, указывающий, что из степей таинственного Востока идет новый сильный и свирепый враг. Но князья не поняли знака — Русь не объединилась. И через десять с лишним лет громадное войско наследников Чингисхана затопит Русь.
Чингисхан умер в 1227 г. на обратном пути из Си-Ся полностью уничтожив это государство.
Как монголы завоевали и потеряли Азию, строили коммунизм и нашли покой в буддизме
Сегодня Монголия – одна из самых неприметных стран на карте мира. Упомянешь в разговоре – и никаких ассоциаций за пределами стандартных «Чингисхан, степь, юрты» у собеседника, скорее всего, не возникнет.
Действительно, Монголия, в отличие от двух гигантских соседей, России и Китая, не может похвастаться ни громкими политическими эскападами, ни мощной экономикой. Даже экзотического шарма международного плохиша вроде КНДР у Монголии нет. Казалось бы, сложно придумать более скучную страну.
Ошибка в том, что скучных стран не существует – поскреби любое государство, и найдешь такие грязные секреты и исторические парадоксы, что останется только изумленно чесать репу. В случае с Монголией не надо даже далеко ходить в поисках основной загадки.
Как вышло так, что в XIII веке орды степняков на низких лошадках завоевали больше смежных территорий, чем кто-либо другой в истории человечества (33,2 млн. кв. км.), залив кровью половину земного шара – а потом империя рухнула, не просуществовав и века? И куда исчезли эти воинственные монголы?
Восхождение хана
Монголия XII века располагалась между Китаем и Сибирью, тогда лишенной каких-либо государственных образований, и представляла собой скопище диковатых, но очень боевых племен кочевников-скотоводов. Объединения строились по принципу семья – род – клан – племя, то есть бал правило кровное родство.
Племена друг с другом то ссорились, то мирились (в процессе ссоры нормально было вырезать какое-нибудь из племен подчистую), но варились, так или иначе, в собственном соку, не угрожая могущественному Китаю, где тогда правила династия Цзинь.
Молодые годы будущего великого правителя стали тем еще хождением по мукам – вдовам и детям Есугея приходилось скитаться по степи, их искали враги. Племя тайчиутов взяло в плен Тэмуджина, он сидел в колодках и только чудом смог сбежать. По сути подросток, он сумел выжить, нашел поддержку у друзей отца и, заматерев и приобретя сторонников, принялся воевать за объединение монгольских племен.
Есугей-багатур, отец Чингисхана, в представлении современного художника.
На это ушло больше двадцати лет – с 1184 по 1206 гг., и, несмотря на местечковость драк, уже тогда Тэмуджин зарекомендовал себя как храбрый, умный и безжалостный политик. Меняя союзников и врагов, как перчатки, молодой вождь по очереди отомстил всем, кто как-то обидел его или его семью.
Разгромил меркитов, похитивших его жену, крепко наказал тайчиутов за тот случай с колодками – но больше всего досталось татарам, предполагаемым убийцам отца. Одолев их в битве, Тэмуджин приказал перебить всех мужчин племени, кто выше тележной оси – то есть каждого, кроме двухлетних детей. Таков уж был джентльменский кодекс Великой Степи.
Единая Монголия
В 1206 г. Тэмуджин достиг абсолютной гегемонии в Монголии. Курултай – съезд представителей всех племен – провозгласил его Чингисханом, великим вождем над всеми племенами.
Первым шагом будущей грозы Евразии стали… нет, не завоевания. Сначала нужно было покончить с клановым сознанием и слить ручьи отдельных племен в сильный поток единой нации. Для этого Чингисхан издал Ясу – единый свод законов, установивший, говоря современным языком, правила администрирования страны.
Все монголы-мужчины стали официально считаться воинами, объединенными в отряды: десятки, сотни, тысячи и тумэны (отряды по десять тысяч человек). Формировались структурные единицы не по племенному принципу – так хану удалось смешать воедино разрозненные кланы и выстроить пирамиду власти из лояльных лично ему батуров-богатырей.
Кроме того, он установил единую систему налогообложения, опоясал страну сетью курьеров-гонцов (что пригодится в грядущих войнах) и подвел под свое копье почти 100 тысяч воинов, а также уверил монголов, что мир принадлежит им, а судьба всех остальных народов – служить. У тезиса не было серьезной религиозной базы: верования монголов были крайне туманны и, по сути, ограничивались культом Великого Синего Неба, объединявшего всех локальных божков.
Тем не менее, идею собственной исключительности кочевники-скотоводы, которых презирали оседлые жители развитых соседних государств, восприняли на ура. Можно было начинать воевать.
Империя из ниоткуда
В XIII веке презрение по отношению к монголам – народу вроде бы отсталому даже по меркам Средневековья – сменилось ужасом. Города и страны падали под копыта степных лошадей с невероятной скоростью. К 1211 г. были завоеваны племена Южной Сибири. К 1214-му фактически пала Китайская империя Цзинь (полностью сопротивление будет подавлено много позже, но доминирование монголов над Китаем было очевидно уже тогда), в 1218-1221 гг.
Чингисхан штормом проходит по Средней Азии, сокрушив Кара-китайское ханство и древний Хорезм, присоединив к империи богатейшие Самарканд и Бухару. Дальше два полководца Чингисхана, Джебэ и Субедэй, проводят глобальную «разведку боем»: походя разоряют Грузию, громят половцев и алан, а в битве на Калке не оставляют шанса русским князьям.
Монголы с осадными орудиями.
Конспирацию соблюли просто: копали могилу, а потом ровняли ее с землей, рабы – и их всех по завершении работ немедленно убили. А затем убили воинов, убивших рабов… Неизвестно, сколько в итоге людей полегло во время этих похоронных процедур, но по меркам монгольских завоеваний сотня-другая – сущие пустяки.
Потомки-Чингисиды продолжили благородное дело отца и деда. В 1250-е хан Хулагу, действуя с невероятной жестокостью, завоевал для империи Иран и большую часть Ближнего Востока, остановившись только у границ Египта. На юге монголы подступили к Индии, на востоке окончательно покорили Китай и дошли до современных Камбоджи и Таиланда.
На западе ненасытные кочевники уничтожили некогда влиятельное государство Волжской Булгарии, и, как нам хорошо известно, в 1236-1242 гг. разорили почти всю Русь, надолго сделав русских князей данниками.
Собственно, Бату-хан (Батый) остановил свой поход в Восточную Европу (где монголы дрались уже с католическими рыцарями: поляками и венграми) лишь потому, что в столице Каракоруме умер наследник Чингисхана Угэдэй, и Бату срочно вернулся на родину участвовать в родственных разборках.
Расселение монголов (красным) на фоне границ их империи.
От простого перечисления глаза лезут на лоб: как вышло, что вековые государства погибли под ударом полудиких воинов степи? Если суммировать перечисляемые историками причины, получается примерно такой список:
1) Принцип «разделяй и властвуй». Чингисхан успешно применял его еще во время войн за объединение монголов – заключал союз с одним врагом против другого, а потом неожиданно добивал вчерашнего партнера. Так получалось и на глобальном уровне: например, правители Хорезма с удовольствием помогли Чингисхану сожрать Кара-китайское ханство, а потом, не успев оглянуться, сами нос к носу столкнулись с ордами бывшего союзника.
2) Боевые качества монголов. Привыкшие выживать в суровой степи, монголы жили неприхотливо, отличались выносливостью и готовы были сутками держаться в седле, да и смерти не очень боялись – терять им, кроме скудных стад и пары юрт, было особо нечего, а доблесть в бою приносила несметные богатства. Кроме того, они в совершенстве освоили искусство верховой стрельбы из лука, что давало войску Чингисхана сокрушающее сочетание дальнобойности и маневренности.
4) Система круговой поруки. Дисциплинируя степняков, Чингисхан ввел этот принцип как основу существования низшей воинской единицы – десятки. Если кто-то один из десятки струсил и побежал во время боя, украл у товарищей, не подчинился приказу – отвечает вся десятка, зачастую головами. Каждый ответственен за каждого. Такой простой принцип, жестко подтверждаемый на практике, помог превратить массу мужиков на конях в хорошо организованную структуру.
6) Политика веротерпимости. Несмотря на крайнюю кровожадность во время непосредственно войны, условия побежденным Монгольская империя предлагала достаточно мягкие: не требовала ни перемены веры (наоборот, многие наместники-монголы в мусульманских землях принимали ислам), ни «монголизации» местного населения. Плати – и будешь жить хорошо, типичный мафиозный принцип.
Крушение
Дворец в Каракоруме, столице империи. Виден легендарный фонтан в виде серебряного древа.
Монгольская империя появилась внезапно и расползлась по карте Евразии с невероятной скоростью, но и исчезла в одночасье. Не выдержав своей огромности, уже в конце XIII века она треснула на несколько квази-империй внутри гигантской территории. В каждой из них сидел собственный Чингизид, который не горел желанием подчиняться дальним родственникам в Каракоруме или делиться с ними богатством своих земель.
Сыграла роль и своего рода культурная экспансия наоборот: завоевывая земли, богатые не только золотом и урожаем, но и культурой, монгольская элита невольно подпадала под обаяние побежденных. Так, верховный хан Хубилай (правил в 1260 – 1294), при котором территория империи стала наиболее огромной, совершенно «окитаился», перенес столицу в Пекин и провозгласил себя создателем императорской династии Юань.
Империя Юань быстро превратилась в государство типично китайское, с конфуцианской иерархичностью, сложным сводом правил – в общем, что-то, что вызвало бы оторопь у степного воина Тэмуджина еще сто лет назад.
Хан Хубилай, основатель династии Юань.
Принявшие ислам потомки хана Хулагу, правившие в Иране, тоже отмежевались от бывших родичей, которых теперь считали неверными. На западе к независимости быстро пришел улус Джучи, впоследствии известный как Золотая Орда, и местным ханам заклятые друзья из числа русских данников быстро стали понятнее, чем загадочные кузены – полу-китайцы на востоке.
В итоге десятилетиями Монгольская империя существовала лишь на бумаге – а в конце XIV века прекратила и такое существование. В Китае, де-юре центре империи, вспыхнуло восстание местного населения против иноземцев на престоле, и потомки Хубилай-хана не смогли удержать власть.
Летний дворец в Пекине, где Хубилай занимался стихосложением.
Последний император монгольской династии Юань бежал из Пекина в Монголию в 1368 г. Империя развалилась – уже окончательно. Экспансия сыграла с монголами злую шутку: почти непобедимые в бою, они вчистую проиграли мирное время тем, кого завоевали. До «последнего моря», как завещал Чингисхан, доскакать не получилось.
В тени Китая
Итак, под конец XIV века китайцы выгнали бывших властителей мира на территорию современной Монголии. На протяжении трех веков в осколке империи (формально ханы Монголии продолжали именовать себя императорами) творилось полное безобразие: страна то распадалась на части из-за междоусобиц, то какой-нибудь хан похитрее и посильнее остальных снова объединял ее.
Карта Китая времен династии Юань.
Периодически монголы грозили китайской династии Мин, что вернут себе владычество и с переменным успехом воевали с Китаем – но дальше схваток за пограничные северные районы дело не доходило.
Закончилось все плохо и для монголов, и для династии Мин: в северо-восточной Азии возникла третья сила: Маньчжурское государство, которое завоевало Китай (как показывает история, это было вообще легко – правда, все завоеватели неминуемо превращались в китайцев).
Маньчжуры основали в Китае династию Цин, последний императорский дом Китая, которому удалось окончательно прижать монголов к ногтю. Их последнее на тот момент целостное государственное образование – Джунгарское ханство – пало в 1691 г., и вся Монголия стала китайской провинцией. Карма в действии!
Буддийские монахи в монгольской степи.
Китайцы, точнее, маньчжуры династии Цин, правили в Монголии вплоть до 1911 г., успешно подавляя дух и материальную базу непокорных монголов. Страну разделили на Внешнюю и Внутреннюю Монголию (Внешняя – страна в современных границах, Внутренняя – регион современного Китая на границе с Монголией), китайские купцы успешно наживались, скупая у кочевников скот по дешевке и продавая его втридорога во внутреннем Китае.
Местные князья находились в строгой зависимости от императорских властей, администраторы жестко изолировали Монголию от всяких внешних сношений (к примеру, очень неохотно пускали в страну русских торговцев). Отдельную важную роль в «приручении» Монголии сыграл буддизм.
Воины превращаются в монахов
Автор — Зорикто Дорджиев.
Буддизм приходил в Монголию несколько раз, но закрепился окончательно в XVI веке, после того как один из ханов подружился с Далай-ламой IV и навязал всем своим подданным тибетскую версию буддизма. Эта религия, с ее веротерпимостью, идеально вобрала в себя древние шаманские верования монголов и культ Великого Синего Неба. Даже без насилия буддизм очень быстро охватил все племена.
Буддистские монастыри, которых к началу XX века в Монголии насчитывалось почти 750, стали культурными и экономическими центрами страны, где и городов-то было немного. Почти треть населения страны (120 тыс. из 650 тыс.) составляли монахи и священники. Главным авторитетом выступал подобный тибетскому Далай-ламе Богдо-гэгэн – своего рода мирской святой, по версии верующих – сущность, перерождающаяся в разных людей.
Китайцы только приветствовали такое положение дел: мирное учение буддизма, как они полагали, предотвратит восстания и бунты. Долгое время все так и было.
Десять лет хаоса
Монастырь Гандантэгченлин в 1913 году.
Спокойная жизнь в Монголии, как и во всем Китае, оборвалась в 1911 г. Измотанная грабительскими торговыми договорами с европейцами, полная голодного народа империя Цин в Китае развалилась.
За несколько лет до этого, пытаясь сохранить трещащую по швам страну, китайская администрация решила изменить политику и взяла курс на ассимиляцию монголов, что те встретили в штыки. Как итог, за полгода, с июня по октябрь 1911 г., монгольская знать объединилась во главе с Богдо-гэгэном VIII и прогнала всех китайцев из Монголии. Революция к тому времени полыхала уже во всем Китае, так что имперские чиновники и солдаты ретировались быстро – защищать им было нечего.
Махакала. Буддийское божество войны, особенно популярное в Монголии начала XX века.
Монголы тут же провозгласили независимое теократическое государство во главе с Богдо-гэгэном. Конкуренты Китая в регионе – Россия и Япония – с удовольствием их поддержали, Россия подписала соглашение о сотрудничестве и своих привилегиях на торговлю в стране. Перспективы Монголии тихо жить под покровительством России выглядели радужно… пока в 1918 г. в самой России не началась гражданская война, и на границах, в том числе азиатских, воцарился кровавый хаос.
По степи носились и воевали друг с другом, забыв о буддистском миролюбии, десятки монгольских феодалов, часть из которых поддерживала красных, часть – белых, а часть – вообще китайцев. Республиканское правительство Китая, тем временем, отправило корпус на восстановление своей власти в непокорной провинции.
Китайцы успешно взяли Ургу (нынешний Улан-Батор) и оккупировали Монголию, принявшись проводить административные реформы для возвращения в лоно Китая. Продлилось это всего два года.
Уже в 1921 г. барон Роман фон Унгерн-Штернберг, очень специфический белогвардеец (монархист, георгиевский кавалер, воинственный буддист и приверженец идеи восстановления империи Чингисхана) со своим русским отрядом выбил китайцев из Монголии и передал власть Богдо-гэгэну VIII, присягнув ему на верность.
Но и союз буддистов с Унгерном продержался недолго: пробольшевистские группы, объединились в Монгольскую народную партию, разгромили отряды Унгерна и с помощью красных взяли Ургу. Тем из монголов, кто пережил военно-политические качели 1910-х, предстояло теперь идти в светлое социалистическое будущее – хотели они того или нет.
Косплей СССР
Одним из самых эпических моментов в богатой на всякую дичь истории Монголии было то, как новые просоветские правители решили вопрос с Богдо-гэгэном VIII.
Живой символ Монголии и буддизма, он правил страной до китайской оккупации 1919-1920 гг., его не посмели тронуть оккупационные власти, Унгерн вернул ему трон – теперь пришли Советы, и, боясь вызвать народный гнев, тоже формально оставили Богдо-гэгэна у власти, хотя атеистическим коммунистам этот религиозный лидер был как кость в горле.
До в 1921-1924 гг. Монголия на бумаге оставалась ограниченной теократической монархией – пока Богдо-гэгэн не умер.
Смешнее всего то, что коммунисты запретили ему перерождаться, т.е. искать новое земное воплощение после смерти Восьмого было нельзя. Да, в 1920-е советская власть была так крепка, что буквально остановила колесо сансары во имя классовой борьбы. На самом деле, буддистские монахи, конечно, нашли Девятого Богдо-гэгэна, но вплоть до 1990 г. он жил в подполье и не мог общаться с верующими.
После смерти Богдо-гэгэна VIII в 1924 г. Монгольская народная партия провозгласила Монгольскую народную республику (МНР), и начались социалистические будни. Все было то же самое, что и в СССР, который и диктовал, как жить: национализация богатств, плановая экономика, речи о торжестве некапиталистического пути и великом Ленине. Земли забрали у феодалов и передали в местный аналог колхозов. Постепенно стали строить заводы.
В чем-то просоветская ориентация и «крыша» Москвы помогли Монголии: в аграрной стране зародилась своя промышленность, появились такие атрибуты государственности, как свои деньги, работающие системы образования и медицины. Ошибки северного соседа тоже повторяли усердно: первый партийный лидер Пэлжегийн Гэндэн, убежденный буддист, был за свои ретроградные взгляды расстрелян.
Следующий руководитель, маршал Хорлогийн Чойбалсан вел себя очень в сталинском духе: закрыл все 800 с лишним монастырей, разогнал лам и буддистов, перебил почти всех оставшихся аристократов и вообще всех, кто хотя бы потенциально мог оказаться опасным.
Всего при нем перебили 35-40 тысяч человек, примерно 5% населения. В Москве, тем не менее, лояльным Чойбалсаном были довольны, тем более что во время Великой Отечественной войны Монголия помогала СССР, исправно поставляя деньги, лошадей, и продукты – все, что было у небогатой страны.
Маршал Чойболсан на встрече с Жуковым (на тот момент генералом).
Чойбалсан умер в 1952 г., немного раньше, чем его советский коллега. Следующий лидер, Юмжагийн Цэдэнбал, провел мягкую «дечойбалсанизацию» – выпустил из тюрем репрессированных, но при этом памятники Чойбалсану не сносили и официально культ личности не обсуждали.
До 1990-х Монголия продолжила существовать в полудреме, повторяя смены курса, успехи и неудачи СССР и активно поглощая экономическую помощь – как от Советского Союза, так и от соцлагеря в целом. А для СССР Монголия оставалась важным буфером на границе с Китаем, отношения с которым не задались уже с 60-х.
Степная демократия
К концу 1980-х, когда СССР уже основательно трещал по швам, в Монголии началось движение за переход к рынку и более демократическому правлению – опять же, по советскому образцу, «раз можно им, то можно и нам».
Демонстрации на площадях быстро разрослись с сотен до тысяч человек. Не решившись противостоять столь однозначному волеизъявлению, премьер-министр Жамбын Батмунх распустил монгольское Политбюро и ушел в отставку, назначив на 1990-й г. первые конкурентные выборы в истории страны.
Правда, на них по старой памяти одержала победу МНРП – та самая Монгольская народно-революционная партия, под руководством которой почти 70 лет строили коммунизм.
Нынешний президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.
МНРП, быстро отказавшись от марксистских постулатов, принялась с переменным успехом проводить капиталистические реформы. Китайский путь? В каком-то смысле, но если в Китае «коммунисты» из КПК держатся у власти до сих пор, в Монголии в 1996 г. МНРП проиграла выборы Демократическому союзу, и с тех пор на исправно проводимых выборах две партии то и дело меняются местами.
После гигантской империи, междоусобиц, теократического правления буддистов и коммунизма монголы, как ни странно – а может, наоборот, логично после всего пережитого – пришли к двухпартийной демократической системе и живут вполне нормально, не слишком заметные на международной арене, не слишком богатые, не слишком многочисленные – зато наконец-то в мире и без больших потрясений.
И только степные волки воют над могилой сотрясателя миров Чингисхана где-то глубоко в монгольских просторах.