какую статью вольтер не писал для энциклопедии дидро
Биография Дени Дидро
Французский писатель и философ, энциклопедист Дени Дидро (Denis Diderot) родился 5 октября 1713 года в Лангре, Шампань, Франция. Его мать, урожденная Анжелика Виньерон, была дочерью кожевника, а отец, Дидье Дидро, — ножовщиком.
По желанию семьи, юный Дени готовил себя к духовной карьере. В 1723 1728 годах он учился в лангрском иезуитском коллеже, в 1726 году стал аббатом.
С 1728 (или 1729) года в Париже Дидро учился, по некоторым свидетельствам, в янсенистском коллеже д’Аркур, по другим — в иезуитском коллеже Людовика Великого. Предполагают также, что Дидро посещал оба этих учебных заведения и взаимные нападки иезуитов и янсенистов отвратили его от избранной стези.
В 1732 году он получил магистерскую степень на факультете искусств Парижского университета.
В 1743 году Дидро женился на Анне Антуанетте Шампьон, содержавшей вместе с матерью полотняную лавку. Первое время после женитьбы Дидро зарабатывал переводами. В 1743 1748 годах он перевел с английского «Историю Греции» Стениана, «Опыт о достоинстве и добродетели» Шефтсбери, «Медицинский словарь» Джеймса.
В 1747 году вместе со своим другом философом и математиком Жаном Лероном Д’Аламбером он получил приглашение стать во главе издания «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Поначалу словарь рассматривался как перевод «Энциклопедии» Эфраима Чемберса (1728), но усилиями Дидро и Д’Аламбера превратился во всеобъемлющее обозрение современного состояния знаний во Франции. Дидро занимался историей философии и ремесел.
В 1772 году первое издание «Энциклопедии» было завершено. Работа заняла 25 лет. «Энциклопедия» составила 28 томов — 17 томов статей и 11 томов иллюстраций. Помимо Дидро, который написал около шести тысяч статей, к ее созданию были привлечены философы Жан Жак Руссо, Франсуа Мари Аруэ Вольтер, Шарль Луи Монтескье, Поль Анри Гольбах. Статьи по разделам писали скульптор Этьенн Морис Фальконе, архитектор Жак Франсуа Блондель, естествоиспытатели Луи Жан Мари Добантон и Николя Демаре, экономист Франсуа Кенэ и др.
В своих первых философских работах «Философские мысли» (1746) и «Аллеи, или прогулка скептика» (1747) Дидро придерживался деизма. В сочинении «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749) перешел на позиции атеизма и материализма. Телеологическому доказательству бытия Бога он противопоставляет эволюционистские воззрения на природу. В июле-октябре 1749 года за вольнодумные сочинения Дидро был арестован и заключен в Венсеннский замок.
Атеистический материализм получил дальнейшую разработку в его сочинениях «Мысли об истолковании природы» (1754), «Разговор Д’Аламбера и Дидро» (1769), «Философские принципы относительно материи и движения» (1770) и др.
Дидро — автор нескольких пьес и романов. В 1750 е годы им были опубликованы две пьесы — «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1758). Отказавшись от поэтики классицизма, Дидро драматург стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы, изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке.
Главные художественные произведения Дидро повесть «Монахиня» (1760), роман диалог «Племянник Рамо» (1762 1779), роман «Жак фаталист и его хозяин» (1773) — остались неизвестными его современникам и впервые были опубликованы после смерти автора. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, а также приверженность гуманистическим идеалам.
В 1759 1781 годах как критик искусства Дидро писал ежегодные обзоры художественных выставок — «Салоны». Они были размещены в рукописной газете «Литературная корреспонденция» его друга литератора Фридриха Мельхиора Гримма, рассылавшейся по подписке просвещенным европейским монархам и владетельным князьям.
В 1765 году российская императрица Екатерина II приобрела библиотеку Дидро. Заплатив за библиотеку, Екатерина оставила книги в его пожизненное пользование и назначила философу ежегодное жалованье в качестве библиотекаря, выплатив деньги за 50 лет вперед.
С 1773 по 1774 год Дидро, по приглашению Екатерины II, совершил путешествие в Россию и жил в Петербурге. Он был избран иностранным почетным членом Петербургской академии наук (1773). По возвращении написал ряд сочинений, посвященных перспективам приобщения России к европейской цивилизации. Рукопись была доставлена в Петербург уже после смерти философа, и его скептические высказывания на «Наказ» Екатерины II вызвали ярость императрицы.
В последние годы Дидро продолжал заниматься литературными проектами. Он приготовил материал для своего друга историка Гийома Тома Франсуа Рейналя с резкой критикой колониальной политики Франции; опубликовал «Эссе о Сенеке», где пытался оправдать философа и государственного деятеля, в котором привычно видели воплощенное лицемерие.
31 июля 1784 года Дени Дидро скончался. Он был похоронен в церкви Святого Роха (Saint Roch), но во времена Французской революции 1789 года все захоронения в церкви были разорены, а тела перенесены в общую могилу.
У Дени Дидро и его жены Анны Антуанетты было трое детей, двое из которых умерли в раннем возрасте, осталась младшая дочь Мария Анжелика (1753 1824).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Какую статью вольтер не писал для энциклопедии дидро
«Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (Encyclopédie, ou dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers) – выдающийся труд эпохи Просвещения и, без преувеличения, один из основных книжных памятников и крупнейших справочных изданий XVIII века, охватывающий все области знаний.
Главным редактором, автором многих статей и движущей силой проекта был не нуждающийся в представлении писатель, философ и драматург – Дени Дидро (1713–1784), для которого «Энциклопедия» стала главным делом всей жизни. Второе место среди её создателей занимает член Парижской академии наук, философ, математик и механик Жан Лерон Д’Аламбер (1717–1783). Вольтер сравнил Дидро и Д’Аламбера с Геркулесом и Атласом, несущими земной шар на своих плечах.
В собрании Центра редкой книги и коллекций Библиотеки иностранной литературы «Энциклопедия» представлена первым изданием, включающим 35 томов (28 основных и 7 дополнительных, выпущенных без участия Дидро и Д’Аламбера). Приглашаем наших читателей познакомиться с этим шедевром.
Основные 28 томов «Энциклопедии», включая 11 томов иллюстраций, публиковались в течение 21 года (1751–1772). Они включают 71 818 статей и 3 129 гравюр, большая часть которых была исполнена Робером Бенаром. Среди сотрудничавших с «Энциклопедией» в разные годы были такие выдающиеся деятели эпохи Просвещения, как Вольтер, Монтескьё, Гольбах, Гельвеций, Руссо, Бюффон, Кондорсе и др. Авторов и составителей «Энциклопедии» называют энциклопедистами. Это объединяющее название подразумевает общую интеллектуальную атмосферу Просвещения: стремление к преодолению консервативной идеологии, распространение рационального мировоззрения, научного толкования явлений, борьбу с повсеместным влиянием клерикализма.
Статьи «Энциклопедии» относились к самому широкому кругу тем – от музыки до зоологии, от астрономии до металлургии. Читатель мог получить подробную справку по любому вопросу, будь это сведения об абсолютной монархии, пчеловодстве, изготовлении булавок или об острове Занзибаре.
По общему мнению, совокупность идей «Энциклопедии» и транслируемые в ней мнения подготовили идеологическую почву для Великой Французской революции.
«Энциклопедия» начиналась как обычное коммерческое книгоиздательское предприятие. В 1742 году издатели англичанин Джон Миллс и немец Готфрид Селлиус предложили французскому книготорговцу Андре Франсуа Ле Бретону перевести и переиздать «Циклопедию, или Всеобщий словарь ремёсел и наук» 1728 года, составленную английским переводчиком Эфраимом Чемберсом. «Циклопедия» имела большую популярность, несколько раз переиздавалась, была переведена на итальянский язык. Ле Бретон согласился и получил разрешение правительства на публикацию (такое разрешение называлось привилегией), однако для себя самого, а не для тех, кому принадлежала идея. Ссора между участниками предприятия и ряд других обстоятельств затормозили издание почти готового перевода. В конце концов, Ле Бретон, не зная, как выйти из затруднения, обратился к Дени Дидро, который испытывал финансовые трудности и охотно взялся за проект, в итоге радикально преобразовав его. Было решено, что труд Чемберса станет отправной точкой для нового издания, задуманного с гораздо большим размахом.
В 1746 году было получено новое правительственное разрешение. Столь амбициозное начинание нельзя было осуществить силами одного человека. Дидро затратил много времени на подбор сотрудников и разработку анонса и плана работы – «Проспекта». Его ближайшим соратником стал Жан Лерон Д’Аламбер.
Цель издания – собрать все достижения искусств и наук, вместить всю сферу знаний – Дидро и Д’Аламбер изложили в «Проспекте». В своём представлении о систематической классификации знаний они вдохновлялись идеями Фрэнсиса Бэкона.
Однако Дидро решил систематически представить также развитие ремесел и производств, чего до него никогда не делали составители словарей и энциклопедий. Широкая представленность в «Энциклопедии» различных технологий, подробных инструкций, схем и иллюстраций является одним из её уникальных и ярких достоинств. По многочисленным свидетельствам современников Дидро лично посещал самые разнообразные мастерские и изучал производство тканей, бумаги и т.п. и многому учился сам.
В 1751 году вышел в свет первый том, а в январе 1752 – второй.
На фронтисписе к первому тому изображена аллегория основной идеи «Энциклопедии»: отдельные науки являются частью единой науки, все научные знания соотносятся с тремя свойствами человека – памятью, рассудком и воображением.
Разворот титульного листа первого тома «Энциклопедии» украшает аллегорическая композиция, выгравированная в 1772 году Бонавентурой-Луи Прево и основывался на рисунке Шарля-Николя Кошена.
На иллюстрации на фоне колонн Храма Истины стоит нагая фигура, олицетворяющая Истину. Она покрыта вуалью, исходящий от неё свет рассеивает облака. Расположенные справа Разум и Философия приподнимают и срывают пелену с Истины, у её ног коленопреклонённая Теология. За Разумом находятся Память, Современная История и Древняя история, опорой для пишущей Истории служит Время.
Ниже расположены Геометрия, Астрономия и Физика, под ними – Оптика, Ботаника, Химия и Агрономия. Фигуры внизу представляют несколько искусств и профессий, берущих начало в Науках.
Слева от Истины мы видим Воображение, приготовившееся украшать Истину. Под Воображением находятся Эпос, Драма, Сатира и Пастораль. Далее расположены прочие искусства, Музыка, Живопись, Скульптура и Архитектура.
В создании статей для «Энциклопедии» участвовало более 160 человек. Это было довольно разнородное сообщество писателей, учёных, философов, священнослужителей, ремесленников и инженеров, чьи взгляды могли противоречить друг другу. Список наиболее заметных и выдающихся авторов можно представить следующим образом:
Дени Дидро – главный редактор и автор более 1200 статей по экономике, механике, ремёслам и производствам, философии, политике и религии, а также археологии, хирургии, траволечению, кулинарии, теории цвета, мифологии, моде и т.
Жан Лерон Д’Аламбер. Помимо общей редактуры он писал статьи, относящиеся к научным разделам, особенно математике, современным событиям, философии и религии. Всего он предоставил около 1600 статей, а также основные вводные тексты.
Клод Буржела – автор статей о верховой езде, кавалерии, манеже и прочих, относящихся к иппологии.
Андре Франсуа Ле Бретон – главный издатель, также написавший статьи о печати и чернилах.
Луи Жан Мари Добантон – автор статей по естествознанию.
Поль Анри Тири Гольбах – статьи по химии, минералогии, политике, религии и общественной морали. Гольбах является автором 425 подписанных статей и большого количества статей о политике и религии без подписи.
Жан-Батист де Ла Шапель – автор статей по математике.
Аббат Андре Морелле – статьи по философии и теологии. Его статьи – замечательный образец исторического подхода к рассмотрению религии. «Я старался доказать», – писал он много лет спустя, – «что в таких сборниках, как «Энциклопедия», следует относиться к истории и применению на практике христианских догматов и обрядов точно так же, как мы относились бы к религии Брамы или Магомета».
Шарль де Монтескьё – статья «Вкус», представляющая собой известное эссе «Опыт о вкусе» законченное писателем незадолго до смерти и, опубликованное в седьмом томе посмертно.
Франсуа Кенэ – статьи о фермерах и зерне, включавшие блестящие рассуждения о налогах и материальном положении народов.
Жан Франсуа Мармонтель – статьи о драматургии и литературе.
Жан-Жак Руссо – статьи о музыке и политической теории. Первые годы выпуска «Энциклопедии» совпали с первой славой Руссо, который приобрёл известность благодаря своим парадоксам о естественном равенстве и нравственном вреде цивилизации.
Анн Робер Жак Тюрго – автор статей по экономике, этимологии, философии и физике.
Вольтер – статьи по истории, литературе и философии.
И, наконец, Луи де Жокур, чьё имя заслуживает отдельного внимания.
Шевалье Луи де Жокур (1704–1779), происходящий из аристократической семьи, обычно не упоминается в числе блистательных умов своего времени, однако суммарно его вклад в «Энциклопедию» был наибольшим. Он написал 18 тысяч статей (почти четверть всего объема) по экономике, литературе, физиологии, ботанике, политической истории и переплетному делу. Также он активно участвовал в редактуре и корректуре.
«Бог создал его для исправления статей, – говорил Дидро в предисловии к восьмому тому, вышедшему в 1765 году. – В течение шести или семи лет Жокур проводил время среди полудюжины конторок, читая, диктуя, работая как невольник по тринадцати или четырнадцати часов в день, и это ему до сих пор ещё не надоело. Когда ему говорили, что предприятие непременно будет иметь конец, он падал духом, и перспектива предстоящего освобождения от такого приятного бремени наполняла его сердце отчаянием. Если мы испустили радостный крик, подобно моряку, завидевшему твёрдую землю после мрачной ночи, проведённой между небом и морской пучиной, то мы обязаны этим Жокуру… Никогда ещё не встречалось более безусловного и более полного принесения в жертву личного спокойствия, здоровья и своих собственных интересов».
В исторической перспективе «Энциклопедия» рассматривается как проводник единого мировоззрения, подготовившей почву для Великой французской революции. В целом принято считать, что целью её создателей было не только связать все человеческие знания воедино, но и направить к пониманию того, какими должны быть новые общественные отношения на основе разума, веротерпимости и справедливого распределения привилегий. Этого же мнения придерживались и враги «Энциклопедии», ощущая её целостность, которая воспринималась как угроза.
Чем именно «Энциклопедия» угрожает духовной и общественной жизни Франции, было сформулировано, например, в постановлении Генерального Совета 1758 года: «С большой горечью мы вынуждены сказать это; нечего скрывать от себя, что имеется определённая программа, что составилось общество для поддержания материализма, уничтожения религии, внушения неповиновения и порчи для нравов».
Авторы «Энциклопедии» были обвинены в том, что они не признают божественности королевской власти, считают необходимым рационально обосновать религиозные церемонии и обряды, что они требуют свободы совести, веротерпимости и т.д. Позже, в 70-е годы королевский прокурор де Флери упрекает их в том, что они «сделались наставниками человеческого рода. Свобода мыслить – вот их возглас, и этот возглас слышится с одного края мира до другого. Одною рукою они стремятся пошатнуть престол, а другою хотят опрокинуть алтарь. Цель их – дать иное течение направлению умов относительно гражданских и религиозных учреждений, и таким образом ими как бы совершена революция».
Однако в процессе составления и выпуска томов энциклопедисты не были сплоченной группой единомышленников и тем более радикалов, стремящихся ниспровергнуть старый режим во Франции, но, критикуя положения и обычаи церкви, власти и общественного устройства, которые они считали необоснованными, они действительно способствовали ослаблению их силы.
«Энциклопедия» имела огромную популярность, которая росла с выходом каждого тома. Число первоначальных подписчиков достигало двух тысяч, к четвёртому тому их было уже три тысячи, а при выходе седьмого тома – четыре.
Кроме тех, кого приглашали к сотрудничеству Дидро и Д’Аламбер, принять участие в предприятии стремились многочисленные добровольцы. «Чем более мы продвигаемся вперёд, – говорили издатели в предисловии к шестому тому (1756), – тем более замечаем мы приращение как в содержании, так и в числе тех, кто любезно предлагает нам свои услуги». Всякий, у кого возникала в голове идея статьи, мог написать её и отослать издателям. Редакторы постоянно оказывались перед выбором, особенно если получали разные статьи об одном и том же предмете.
В конечном итоге «Энциклопедия» стала по-настоящему демократическим проектом, очертившим картину желанного будущего. С одной стороны – прославленные деятели Просвещения, такие как Дидро и Вольтер, успешно аргументировали и продвигали свою веру в потенциал разума и единого знания для расширения возможностей человеческой воли и, таким образом, помогли сформулировать социальные проблемы, которые решила Французская революция. С другой – многочисленные безвестные ремесленники, техники или рабочие, чьи собственные тексты или упоминание их работы рассеяны по всей «Энциклопедии». Они могли не читать её статей, но их труд на её страницах, очевидно, признавался равным труду интеллектуалов, клерикалов и правителей, что в конечном итоге стимулировало признание необходимости нового общественного строя, разрушения старых ценностей и создания новых.
Для читателя XVIII века «Энциклопедия» представляла собой образец
последовательности и выполнила свою задачу: показать, что знание упорядочено, а не хаотично, что руководящим принципом является разум, оперирующий данными чувств, а не божественное откровение, говорящее через традицию, и, наконец, что рациональные критерии, применяемые к современным институтам, помогают разоблачить абсурд и беззаконие. Это послание пронизывает всё издание, включая статьи о производствах и технологиях.
Первым, хотя и не прямым нападением на «Энциклопедию» со стороны почувствовавших угрозу клерикальных кругов, стал скандал 1752 года вокруг диссертации аббата Жана-Мартена де Прада, автора статьи «Достоверность» (Certitude) во втором томе. Де Прад защищал её в Сорбонне, и Дидро без всякого основания заподозрили в том, что он настоящий автор диссертации. Было приказано рассмотреть изложенные в ней взгляды. Диссертация была признана вредной, опасной и склоняющей к атеизму, в частности по причине сравнения чудесных исцелений, о которых говорится в Новом Завете, с теми, которые приписываются более древними легендами Эскулапу. Прочие идеи, касавшиеся сенсуализма, естественной морали и др. также были признаны возмутительными, де Прада лишили учёной степени, диссертацию публично сожгли, автор был вынужден бежать в Голландию.
О дружбе аббата с Дидро было всем известно, факт написания богословских статей для «Энциклопедии» также не подлежал сомнению, и иезуиты надеялись, что уничтожая де Прада, скомпрометируют новое предприятие в общественном мнении и вынудят правительство запретить его. Парижский архиепископ издал пасторское послание. В этом документе не только осуждались еретические тезисы де Прада, но и упоминалось в неясных выражениях о каких-то не названных по имени произведениях, наполненных заблуждениями и нечестием. Всем было понятно, на кого делался намёк, но эти действия привели лишь к большей популярности «Энциклопедии».
Вслед за скандалом последовали открытые дискуссии. У Дидро не было недостатка в поддержке, даже в лагере его врагов – анонимных симпатизировавших ему представителей духовенства. Однако продажа «Энциклопедии» была приостановлена. Декретом королевского совета (7 февраля 1752 года) было приказано уничтожить оба первые тома, потому что они содержали в себе идеи, враждебные королевской власти и религии. Издателям было запрещено перепечатывать их, а книготорговцам распродавать оставшиеся экземпляры. Впрочем, в декрете не запрещалось продолжать начатую работу. Главной его целью было удовлетворить иезуитов и публично выразить одобрение высшим сановникам церкви, издавшим пасторские послания. Некоторые даже думали, что правительство пошло на это, чтобы избежать более строгих распоряжений со стороны судебной власти. Одним из чиновников, отвечающих за государственную цензуру печати, был Кретьен Гийом де Ламуаньон де Мальзерб, симпатизировавший Дидро и его делу. Он позаботился о том, чтобы работа энциклопедистов могла продолжаться без помех. Однажды он даже спрятал рукопись Дидро в собственном доме во время обыска у Дидро, который устроили правительственные чиновники в поисках подрывных материалов.
Дидро и Д’Аламбер вернулись к работе без официального разрешения. Следующий крупный скандал разразился в 1757 году после выхода в свет седьмого тома со статьей Д’Аламбера «Женева». В этой статье он противопоставлял религиозному фанатизму веротерпимость, которая, по его мнению, была свойственна священнослужителям Женевы. В похвальных отзывах о женевских пасторах Д’Аламбер прямо противопоставлял их французскому духовенству. Статья была тщательно составлена и продуманна и её критическая направленность не вызывала сомнений.
В 1759 году католическая церковь включила «Энциклопедию» в список запрещенных книг. Папа Климент XIII осудил произведение, и «приказал католикам под страхом отлучения сжечь имеющиеся у них копии».
Несмотря на то, что французские чиновники не имели большого желания вмешиваться в то, что к тому времени стало очень прибыльным предприятием, им пришлось хотя бы на словах заявить о запрете. Привилегия Дидро была аннулирована, и публикация, достигшая буквы G, была временно приостановлена. В этом же году Д’Аламбер покинул проект. Свои мотивы он подробно изложил в письме к Вольтеру: «Я измучен оскорблениями и придирками всякого рода, которые навлекло на нас это предприятие. Злобные и гнусные сатиры, которые печатаются против нас и которые не только дозволяются, но поощряются, одобряются и даже заказываются теми, у кого в руках власть…новые невыносимые стеснения, налагаемые на «Энциклопедию» назначением таких новых цензоров, которые более нелепы и более несговорчивы…все эти причины вместе с некоторыми другими вынуждают меня навсегда отказаться от этого проклятого предприятия».
Вольтер предлагал Дидро перенести дальнейшую работу над «Энциклопедией» и её выпуск за границу, например в одну из «просвещённых» монархий – Россию или Пруссию, но Дидро считал это позорной капитуляцией и не соглашался: «Отказаться от предприятия значило бы покинуть поле битвы и сделать именно то, чего желают преследующие нас негодяи. Если бы вы знали, с какой радостью они встретили весть об удалении Д’Аламбера. Что же нам остаётся делать? То, что прилично мужественным людям, – презирать наших врагов, преследовать их и пользоваться, как мы и прежде пользовались, глупостью наших цензоров».
В течение следующих семи лет руководство предприятием лежало на плечах Дидро.
Они оскорбляли чувства верующих – 4
«Новая» продолжает серию публикаций о людях, размышлявших вслух не так, как большинство. И этим сильно оскорблявших их религиозные и прочие святые чувства.
Век Просвещения, Галантный век… Вольнодумцев почти перестали сжигать. Более того, они вошли в моду и стали пользоваться покровительством влиятельных и даже высочайших особ. И все же, все же… Оскорбленные верующие не дремали! И продолжали по возможности гнать вольнодумцев и затыкать им рот. Всех их – начиная от священника-атеиста Жана Мелье и кончая маркизом-республиканцем Донасьеном Альфонсом Франсуа де Садом – на одной газетной полосе даже не перечислишь, места не хватит! Напомним лишь о двух – особо известных и почитавшихся даже в России, где правила в ту удивительную пору самая вольнодумная русская императрица – Екатерина II, прибывшая в дикий северный край из самого центра просвещенной Европы и тут же вступившая в переписку с властителями свободных дум…
Вольтер (1694–1778)
Случай Вольтера на редкость счастливый, потому что философу удалось не только избежать наказания за богохульство, но еще и заступиться за другого еретика и, пускай посмертно, восстановить его доброе имя.
Вольтер не давал однозначных ответов по поводу религии в целом. Он был скорее деистом – в сторонником идеи Бога как первотолчка Природы, почитающий рациональное знание и отрицающий религиозный догматизм и мистицизм. В «Назидательных проповедях» Вольтер даже приводил аргументы в пользу религии: «Принципы эти необходимы для сохранения людского рода. Лишите людей представления о карающем и вознаграждающем боге – и вот Сулла и Марий с наслажденьем купаются в крови своих сограждан; Август, Антоний и Лепид превосходят в жестокости Суллу, Нерон хладнокровно отдает приказ об убийстве собственной матери».
Вольтеру принадлежит фраза «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать» (франц. Si Dieu n’existait pas, il faudrait l’inventer) – из стихотворного «Послания к автору книги о трех самозванцах» (1769), написанного под псевдонимом Франсуа Мари Аруэ.
Однако Вольтер был антиклерикалом и сделал популярным антикатолицизм благодаря своему резко негативному отношению к церкви как организации и социальному институту.
Вольтер считал, что христианство слишком жестокая религия по отношению к человеку и бог в христианстве – вовсе не всеблагой Отец, а тиран, «которого мы должны ненавидеть»: «В этом недостойном образе я не признаю бога, которого я должен чтить… Я не христианин…» Также Вольтеру не нравились священники, которым он приписывал много грехов, в частности сжигание инакомыслящих. В философской повести «Кандид, или Оптимизм» главный герой, оказавшись в мифической стране Эльдорадо и увидев, что нигде нет священников, строящих козни, восхищенно восклицает: «Как! У вас нет монахов, которые всех поучают, ссорятся друг с другом, управляют, строят козни и сжигают инакомыслящих?»
Вольтер написал много текстов антиклерикального толка: «За и против», где он рассуждает о немилосердии бога, «Трактат о веротерпимости», где выступает против католицизма, «Обед у гражданина Булэнвилье» (пьеса, где герои ведут полемические диалоги о религии), множество памфлетов, где речь идет об отношении к христианству и религии вообще.
«Раздавите гадину!» (Écrasez l’infâme! – Раздавите мерзость!) – известный лозунг Вольтера (из письма к философу и составителю энциклопедии Жану д’Аламберу от 28 июня 1762 г.), нацеленный против религиозных суеверий и церкви, которая их эксплуатирует.
Вольтер также вступался за своих «предшественников-кощунников»: в частности, за Сервета и Каласа. Жан Калас – торговец из Тулузы, которого суд приговорил к смертной казни. Де-факто – за приверженность протестантизму. Формально его колесовали в 1762 году по подозрению в убийстве сына, будто бы стремившегося перейти в католицизм. В 1763 году в «Трактате о веротерпимости» Вольтер писал: «В Европе не найдется ни одного просвещенного человека, который не считал бы веротерпимость долгом правосудия, долгом, который предписывают нам человечность, совесть, религия; законом, необходимым для сохранения мира и для процветания государств». Посыл этого трактата заключался в том, чтобы обратить внимание на несправедливость казни. Дело Каласа оказалось моральной победой Вольтера – он смог добиться посмертной реабилитации осужденного, доказав, что его обвинение базировалось не на доказательствах, а лишь на предвзятом мнении тулузских судей.
Из антихристианской поэмы Вольтера «За и против»:
Карает это Бог, слепой в любви и в злобе,
Детей – за праотцев, давно истлевших в гробе…
Америка, пустыни, горы,
Что Богом созданы у солнечных ворот;
Гиперборейские просторы,
Чью вековую глушь неведенье гнетет, –
Ужели отвратил от них создатель взоры,
Ужели проклял страны те, –
Пусть не дано им знать, что в Сирии безвестной
Сын плотника рожден Марией неневестной,
Пилатом осужден, был распят на кресте?
Нет, Бог мой не таков, и лжет изображенье
Того, кто в этом сердце свят.
Его, боюсь я, оскорбят
Такая похвала, такое поношенье.
Услышь, Господь, молю, рожденное тоской,
Из сердца вырванное слово.
Неверью моему ты не отмстишь сурово,
Мой дух раскрыт перед тобой,
И сердце – не хулить, а чтить тебя готово:
Я – не христианин; тем ты верней любим».
Дени Дидро (1713–1784)
Окончив католический коллеж Д’Аркур, отказался от христианской веры под влиянием идеологов английского материализма: Бэкона, Локка, Гоббса.
Отвергая любую религию откровения (включая католичество), Дидро признавал только «естественную» религию – деизм, согласно которой бог не вмешивается в дела мира, после того как его создал. Позже, в 1749 году, Дидро откажется и от деизма: в работе «Письмо о слепых в назидание зрячим» философ полностью освободился от идеи Бога и в том же 1749 году был арестован и заключен в Венсенский замок.
После освобождения из тюрьмы начал работу по изданию «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», авторы которой пропагандировали идеи просвещения и критиковали религиозную нетерпимость.
Поначалу церковники (иезуиты и янсенисты) пытались принять участие в издании «Энциклопедии», но, когда им это не удалось, стали яростно против нее бороться.
После выхода первого и второго томов «Энциклопедии» Сорбонна, возмущенная тем, что богословские статьи словаря были поручены не иезуитам, лишила ученой степени автора этих статей аббата де Прада, вынужденного в итоге бежать к просвещенному прусскому монарху Фридриху II. Еще один автор-клирик, Морелле, был заключен в Бастилию.
После этих нелепых мракобесных репрессий, шедших вразрез с духом времени, «Энциклопедия» сразу же стала крайне популярной у просвещенной публики, среди которой были и очень влиятельные персоны, например знаменитая маркиза де Помпадур, которой Дидро как издатель был обязан серьезной поддержкой. Так что знаменитая фраза Помпадур «После нас – хоть потоп!» может быть отнесена и к ее покровительству энциклопедистам, заложившим идейные основы будущей революции…
Генеральный прокурор Франции Омера де Флери утверждал перед парламентом (высшей судебной инстанцией), что энциклопедисты – это «общество, составившееся с целью поддерживать материализм, разрушать религию, внушать независимость и питать развращенность нравов».
Особенно французское духовенство было раздражено лестным отзывом д’Аламбера об умеренной жизни и веротерпимости кальвинистского духовенства в Женеве. Иезуиты добились назначения следственной комиссии. Решение государственного совета 8 марта 1759 г. попыталось положить конец выходу «Энциклопедии». Однако, несмотря на все трудности и временные остановки, на протяжении с 1751 по 1780 г. вышли все 35 томов «Энциклопедии».
Дидро не предал своих убеждений и на смертном одре: приходский кюре уговаривал его отречься от атеизма и материализма, однако философ ответил отказом.
Вот лишь некоторые, особо оскорбительные для чувств верующих высказывания Дени Дидро:
«Истинная религия, важная для всех людей всегда и повсюду, должна была бы быть вечной, всеобщей и очевидной, но нет ни одной религии с тремя этими признаками. Тем самым трижды доказана ложность всех».
«Религия мешает людям видеть, потому что она под страхом вечных наказаний запрещает им смотреть».
«Отнимите у христианина страх перед адом – и вы отнимете у него веру».
«Народ, который думает, что честными делает людей вера, а не хорошие законы, кажется мне весьма отсталым»
«Не Бог создал людей по своему образу, а люди ежедневно создают его по своему. Бог магометанина не таков, как бог христианина. Бог протестанта не такой, как бог католика. Бог взрослого отличается от бога ребенка и от бога стариков».
«Перелистайте историю всех народов земли: везде религия превращает невинность в преступление, а преступление объявляет невинным».
«Философы говорят много дурного о духовных лицах, духовные лица говорят много дурного о философах; но философы никогда не убивали духовных лиц, а духовенство убило немало философов».